Ресоциализация личности
Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.
Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.
Ресоциализация личности
За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.
Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.
Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.
Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.
Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).
Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.
Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.
Ресоциализация в психологии
В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.
Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.
Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.
Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.
В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.
Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.
Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.
Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.
Ресоциализация в семье
Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.
Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.
От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.
Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.
Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.
Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.
Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.
Ресоциализация осужденных
Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.
Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.
Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.
Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.
Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.
Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.
Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.
Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.
Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.
Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:
- диагностика особенностей личности каждого заключенного;
- выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
- выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
- обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
- восстановление разрушенных социальных связей;
- формирование позитивной сферы целеполагания;
- восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
- использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.
Ресоциализация детей
Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.
Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.
Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.
Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.
Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.
Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений.
Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.
Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.
Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социализация личности
Аннотация: Цель лекции – обсудить вопросы формирования и развития личности, проблему перехода от внешней социализации к внутренней, связь процессов социализации и индивидуализации, сделать анализ факторов появления маргиналов и люмпенов в социуме.
Ключевые слова: идентификация, Личность, класс, группа, представление, фирма, деятельность, неравенство, ПО, связь, значение, угроза, множества, целостность, вывод, закономерность
Формирование личности – это процесс развития в индивиде устойчивых социальных качеств. Но эти качества могут быть как типичными, так и неповторимыми, уникальными, специфическими. Поэтому формирование личности представляет собой единство ее социализации и индивидуализации.
Социализация личности – это, главным образом, процесс усвоения социальных ролей. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей своей жизни.
В социологии социализация личности понимается в двух смыслах. В первом, широком значении слова, социализация означает формирование общественно значимых качеств, становление человека как субъекта и объекта общественных отношений, т.е. как личности. Здесь подчеркивается не биологическая, а общественная сторона развития человека. Во-вторых, в более узком значении социализация личности понимается как процесс становления не всей совокупности социальных качеств, а лишь типических. В этом смысле социализация личности предстает как процесс формирования у человека тех существенных потребностей и способностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов, стиля жизни, которые характерны для той или иной исторической эпохи, того или иного класса, нации, профессиональной группы, поселенческой общности (деревни, города), поколения и т.
Наряду с типичными качествами происходит формирование единичных, специфичных свойств личности, благодаря которым последняя не «растворяется» в той или иной группе, появляется самосознание. В этом противоречивом единстве социализации и индивидуализации личности происходит идентификация и самоидентификация человека. С одной стороны, личность отождествляет себя с той или иной группой, образ «я» преломляется через зеркало «Мы». С другой стороны, личность устанавливает самотождественность, неповторимость, полноту своих социальных качеств, несводимость ее только лишь к понятию «Мы».
Социализация личности проходит две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
Социализация личности происходит только лишь через механизм социальной деятельности. Изменяя окружающий мир, человек меняет и свой внутренний мир. Но процесс становления человека как субъекта социальных отношений сложен и противоречив. Сначала личность как бы вовлекается в систему социальных отношений, входит в нее «внешне», выполняя определенные социальные функции. В определенной степени социализация личности может замедлиться или приостановиться, если в дальнейшем не произойдет «включение» в социальные отношения, принятия индивидом норм и ценностей той или иной общности как своих собственных.
В.Ф. Анурин и А.И. Кравченко разделяют социализацию на четыре этапа, соответствующие жизненным циклам. Первичная социализация – это социализация младенческого возраста; вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования; социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи; социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности.
Согласно другому подходу, первичная социализация осуществляется в рамках малых ( неформальных) групп ( первичных), а вторичная – в рамках больших социальных групп, формальных институтов и организаций.
Через социализацию личность как бы входит в ту или иную социальную группу – класс, этнос, поколение, поселенческую или профессиональную группу. Если учесть, что личность является членом не одной социальной группы, то процесс социализации предстает как многомерное и достаточно сложное явление.
Понятие роли пришло в социологию из мира театра, где актеры создают вылепленные драматургом и режиссером художественные образы. На обыденно-социологическом уровне существует представление, отождествляющее мир театра с социальной действительностью («весь мир – театр, и все люди – актеры в нем»). Но и на уровне теоретической социологии существуют концепции, получившие в свое время большую популярность на Западе.
Конкретные люди (группы), ответственные за освоение социальных ролей, называются агентами социализации. Кроме того, выделяют институты социализации (школа, вуз, фирма, общественные организации и т. д.).
В социальной деятельности личности можно выделить три аспекта: функционирование, самоутверждение и самореализация. Заняв определенный статус, личность выполняет те требования, которые предъявляет ее общество и социальная группа (функционирование). В то же время личность стремится занять определенный социальный статус или укрепить свои позиции, и в этом отношении ее социальная деятельность будет носить во многом характер самоутверждения. Самореализация личности характеризует направленность социальной деятельности на все более полное раскрытие ее способностей и удовлетворение потребностей, на самоосуществление, реализацию потенциала, сущностных сил человека.
Не все индивиды в одинаковой степени усваивают социальные нормы и ценности, функции и роли. Невовлеченность или неполная включенность человека в систему социальных отношений порождает явление, известное как социальный инфантилизм – разрыв между биологическим и социальным развитием, незрелость социальных качеств.
На всех этапах социализации отчетливо проявляется социальное неравенство. На этапе первичной социализации дети находятся в неравных условиях в силу разного материального положения семей и различий в объеме внимания, уделяемого детям со стороны взрослых. Характер и качество получаемого образования также различается в зависимости от финансовых возможностей и личных способностей. Родители из средних слоев общества поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в авторитарном духе.
Социализация личности продолжается практически в течение жизни человека, поскольку статус личности не остается неизменным. В первобытном обществе социальный статус человека менялся практически лишь при переходе от одного поколения к другому (от подросткового к зрелому возрасту). В эпоху феодализма, рабовладения социальная мобильность общества стала несколько иной. В современном мире личность меняет свой статус гораздо чаще, передвигаясь в обществе по «горизонтали» и «вертикали»; переходит от одной профессиональной группе к другой, мигрируя и меняя тем самым свой социально-территориальный статус и т. д. Следовательно, современному человеку приходиться гораздо чаще, чем предшествующим поколениям, усваивать новые функции, роли, а, соответственно, новые нормы и ценности.
В процессе социализации не формируются не только социальные типы личности, но и такие типы, как маргинальная и люмпенизированная личность. Под маргинальным типом личности понимается неопределенность социальных качеств. Утратив связь в процессе социального перемещения с прежней социальной группой, личность и в новой социальной группе сохраняет старые социальные нормы и ценности, не усвоив новые. Маргинальность имеет и положительное, и отрицательное значение. С одной стороны, с новыми людьми в социальную группу приходят и новые ценности, нормы, идеи, что приводит к преодолению корпоративности, замкнутости этих групп, стимулирует их развитие и изменение. С другой стороны, маргинальность таит в себе немало потенциально негативного. Позиция так называемого маргинала неустойчива, противоречива, чревата опасностью конфликта или отторжения человека новой социальной группой. Новые нормы еще не стали внутренним достоянием личности и поэтому не могут стать средством саморегуляции поведения, а «старая» социальная группа не контролирует поведение бывшего своего члена. Так, например, юноша, переехавший из деревни, где каждый поступок его был на виду, в город, оказывается вне влияния новых, городских ценностей и норм. В этих условиях могут проявиться неустойчивость поведения, соблазны неподконтрольных форм поведения. Если маргинальность приобретает массовидный характер (например, в условиях массовой миграции, урбанизации, формирования или значительного пополнения классов и слоев – рабочих, интеллигенции и т.д.), то появляется угроза размытия социальных ценностей и норм, неустойчивости социального статуса уже не отдельных личностей, а целых социальных групп.
Люмпенизированный тип личности характеризуется отсутствием каких-либо устойчивых социальных качеств, характерных как для «старой», так и «новой» группы. Не усвоив в качестве внутреннего стержня социальные нормы и ценности, люмпенизированные личности готовы следовать тем ценностям, которые носят ситуативный характер, воспринимаются стереотипно, упрощенно. В отличие от маргинала, люмпен, порвав с одной социальной группой, оказывается не в новой группе, а фактически вне социальных групп, входя в некоторые из них лишь временно. Люмпенизированная личность практически теряет свой социальный статус, а вслед за этим и свои социальные качества. Например, бомжи (люди без определенного места жительства и занятий) постепенно теряют такие социальные качества как способность и потребность трудиться. «Летуны» на производстве не могут приобрести определенное положение в коллективах. Люмпенизация – это явление не столько личностно-индивидуальное, сколько социальное. Общество, отторгая от себя отдельных людей (в форме отсутствия жилья, места работы, особенно для освобожденных из мест заключения, а в современных условиях – роста безработицы), порождает такое негативное социальное явление. Люмпенизация общества усиливается в результате нестабильности в социальной структуре, нарастания кризисных явлений. Многие социологи и политологи считают, что люмпенизированные, частично маргинальные типы личности составляют социальную базу левого и правого экстремизма, фашизма, авторитарных политических режимов.
Можно выделить некоторые тенденции в социализации личности. Первая тенденция – это переход от корпоративной социализации и универсальной. Корпоративная социализация связана с формированием замкнутых, изолированных социальных качеств. Например, в древнем мире социализация – в основном кастовая. В средневековье формируются в основном сословные социальные качества. По мере усиления социальной мобильности общества процесс социализации личности все больше выходит за классовые, национальные, территориальные, профессиональные и иные рамки. Личность формируется как член множества социальных групп, а в начале 21-го века и как член человеческого сообщества в целом. Универсализация личности способствует более «мягкому» переходу к другим социальным группам, помогает легче справиться с негативными проявлениями маргинализации.
Вторая тенденция – становление целостности в формировании личности, процессов социализации и индивидуализации. В первобытном обществе изгой (изгнанный из рода) не представлял себя как личность, т.е. вне социальной группы человек не мыслил свое существование. В других формациях также велика доля «растворимости» личности, ее смежности, тождественности с кастой, сословием, общиной. В современном мире личность в гораздо большей степени осознает не только принадлежность к классу, но и свою самобытность, автономность. Усваивая все более универсальные социальные нормы и ценности, личность становится более свободной, а, следовательно, более ответственной перед самим собой и другими.
В процессе социализации личности формируется подлинное богатство человека – развитые способности и потребности, интересы, ценностные ориентации. Богатство личности, по мнению К. Маркса, заключается в том, что она испытывает большую потребность, больше нуждается в реализации своих сил. «Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествующего развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».
К.Г.Юнг научно опроверг вывод психоаналитика З.Фрейда о том, что развитие личности в основных чертах заканчивается к 7 годам. По концепции Юнга, социализация идет всю жизнь, а после 40-50 лет даже активизируется и приводит к формированию Самости – самостоятельной и самодостаточной личности. Кроме того, современная наука признает закономерность жизненных кризисов, аналогично цикличности экономических кризисов: переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. Усложнение процесса социализации в современном социуме связано и с появлением новых агентов социализации – телевидения и Интернета, которые расширяют информационный кругозор и способствуют развитию личности. С другой стороны, виртуальная коммуникация уводит человека от природы , здорового образа жизни, живого общения, социального поведения.
Краткие итоги:
- Социализация – усвоение социальных ролей в соответствии с определенным статусом
- Социальная роль – модель социального поведения определенного социального статуса.
- Социальные ожидания – набор требований к действиям всех людей, имеющим одинаковый статус.
- Социальная адаптация – внешнее приспособление к социальной системе, поведение в соответствии с социальными ожиданиями.
- Социальная интериоризация – выработка внутренних регуляторов поведения ( мотивов, направленности, установок), действующих даже при отсутствии социальных ожиданий. intuit.ru/2010/edi»>Первичная социализация завершается становлением личности как социально зрелого существа.
- Вторичная социализация ( ресоциализация) – это развитие личности на втором этапе социальной биографии, которое происходит на базе социальных качеств, приобретенных личностью на этапе становления.
Набор для практики
Вопросы:
- На какие этапы подразделяется процесс социализации?
- Что такое ресоциализация?
- Какой период более сложный – первичная или вторичная социализация?
- Как может выглядеть человек, который прошел социализацию без индивидуализации?
- Приведите факты позитивной роли маргинальных личностей intuit.ru/2010/edi»>Чем отличаются люмпены от маргиналов?
- Что понимается под агентами социализации и ее институтами?
- Почему бывают случаи, когда социализация не удается?
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
- Биологический и культурный контекст социализации
- Теории развития личности
- Теория социализации К.Г. Юнга
- Социализация в период жизненных кризисов
- Специфика социализации в старости
- Социальная стратификация и социализация
- Социализация и этнокультурные различия. intuit.ru/2010/edi»>Роль малых групп в социализации
- Социокультурный механизм формирования личности
- Возрастание роли природных и экологических факторов в социализации
Социализация на протяжении всей жизни – Введение Ротшильда в социологию
Перейти к содержимому- Объясните, как социализация происходит и повторяется на протяжении всей жизни
- Понять, как люди социализируются в новые роли в возрастных переходных точках
- Опишите, когда и как происходит ресоциализация
Социализация — это не разовое и даже не краткосрочное событие. Нас не «штампует» какая-то машина социализации, когда мы движемся по конвейерной ленте и тем самым социализируемся раз и навсегда. На самом деле социализация – это процесс на протяжении всей жизни.
В Соединенных Штатах социализация на протяжении всей жизни во многом определяется возрастными нормами и «правилами и положениями, связанными со временем» (Setterson 2002). По мере того, как мы становимся старше, мы сталкиваемся с возрастными переходными моментами, которые требуют социализации в новой роли, например, переход в школьный возраст, выход на работу или выход на пенсию. Например, правительство США требует, чтобы все дети посещали школу. Законы о детском труде, принятые в начале двадцатого века, на национальном уровне провозгласили, что детство должно быть временем обучения, а не труда. Однако в таких странах, как Нигер и Сьерра-Леоне, детский труд остается обычным и социально приемлемым, а законодательство, регулирующее такую практику, невелико (ЮНИСЕФ, 2012 г.).
Год перерыва: как разные общества социализируют молодых людей
Точки возрастного перехода требуют социализации в новых ролях, которые могут сильно различаться в разных обществах. Молодым людям в Америке рекомендуется сразу же поступать в колледж или работать, студенты в Англии и Индии могут взять годичный отпуск, как это сделали британские принцы Уильям и Гарри, а молодые люди в Сингапуре и Швейцарии должны служить в армии. (Фото любезно предоставлено Чарльзом Маккейном/flickr)Вы когда-нибудь слышали о разрывном году? Это распространенный обычай в британском обществе. Когда подростки заканчивают среднюю школу (она же старшая школа в Соединенных Штатах), они часто берут годичный «отпуск» перед поступлением в колледж. Часто они могут устроиться на работу, путешествовать или найти другие способы познакомиться с другой культурой. Принц Уильям, герцог Кембриджский, провел свой отпускной год, практикуя навыки выживания в Белизе, преподавая английский язык в Чили и работая на молочной ферме в Соединенном Королевстве (Prince of Wales 2012a). Его брат, принц Гарри, выступал за сирот, осиротевших от СПИДа, в Африке и работал джекеру (новичок на ранчо) в Австралии (Prince of Wales 2012b).
В Соединенных Штатах этот момент жизненного перехода социализируется совсем по-другому, и вообще не одобряют годовой отпуск. Вместо этого американскую молодежь поощряют выбирать путь карьеры в подростковом возрасте, выбирать колледж и специальность в позднем подростковом возрасте, а к двадцати годам завершить все университетское образование или техническую подготовку для своей карьеры.
В некоторых странах этот этап жизненного пути связан с призывом на военную службу, термином, обозначающим обязательную военную службу. Эта система действует в Египте, Швейцарии, Турции и Сингапуре. Ожидается, что молодежь в этих странах (часто только мужчины) пройдет несколько месяцев или лет военной подготовки и службы.
Как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы жили в одной из этих стран? Можете ли вы придумать аналогичные социальные нормы, связанные с точками перехода от возраста к жизни, которые различаются в разных странах?
Многие жизненные социальные ожидания проясняются и навязываются на культурном уровне. Благодаря взаимодействию с другими и наблюдению за тем, как другие взаимодействуют, ожидание выполнения ролей становится очевидным. В начальной или средней школе перспектива иметь парня или девушку могла считаться нежелательной. Социализация, которая происходит в старшей школе, меняет ожидания. Наблюдая за волнением и важностью, придаваемой свиданиям и отношениям на социальной сцене старшей школы, быстро становится очевидным, что теперь от человека ожидают не только ребенка и ученика, но и значимого другого. Окончание формального образования — средней школы, профессионально-технического училища или колледжа — включает социализацию в новый набор ожиданий.
Образовательные ожидания различаются не только от культуры к культуре, но и от класса к классу. В то время как семьи среднего или высшего класса могут ожидать, что их дочь или сын будут учиться в четырехлетнем университете после окончания средней школы, другие семьи могут ожидать, что их ребенок сразу же начнет работать полный рабочий день, как многие в их семье делали раньше. 2008 год был годом финансовых потрясений в Соединенных Штатах. Безудержное лишение права выкупа и банкротства банков вызвали цепь событий, вызвавших недоверие к правительству, неплатежи по кредитам и массовую безработицу. Как это повлияло на молодежь США?
Миллениалы, иногда также называемые поколением Y, — это термин, описывающий поколение, родившееся в период с начала восьмидесятых до начала девяностых годов. В то время как рецессия была в самом разгаре, многие были в процессе поступления, посещения или окончания средней школы и колледжа. Из-за того, что перспективы трудоустройства были на самом низком уровне, большое количество выпускников не могли найти работу, иногда возвращаясь к своим родителям и изо всех сил пытаясь погасить студенческие ссуды.
По данным New York Times , этот экономический застой заставляет миллениалов откладывать то, что большинство американцев считает взрослой жизнью: «Кажется, что традиционный цикл сбился с курса, поскольку молодые люди не привязаны ни к романтическим партнерам, ни к постоянным домам, возвращаясь в школу из-за отсутствия лучшие варианты, путешествия, уклонение от обязательств, яростная конкуренция за неоплачиваемую стажировку или временную (и часто изнурительную) работу по программе «Обучение для Америки», что препятствует началу взрослой жизни» (Henig 2010). Термин «поколение бумеранга» описывает недавних выпускников колледжей, для которых отсутствие адекватной работы после окончания колледжа часто приводит к возвращению в родительский дом (Davidson, 2014).
Пять вех, определяющих взрослую жизнь, пишет Хениг, — это «окончание школы, уход из дома, обретение финансовой независимости, вступление в брак и рождение ребенка» (Henig 2010). Для достижения этих социальных вех миллениалам требуется больше времени, если они вообще достигаются. Социологи задаются вопросом, какие вехи будут продолжать определять взрослую жизнь по мере изменения общества.
В процессе социализации взросление приносит новый набор проблем и ожиданий, а также новые роли. По мере того, как процесс старения продвигается вперед, социальные роли продолжают развиваться. Удовольствия молодости, такие как бурные вечеринки и серийные свидания, становятся все менее приемлемыми в глазах общества. Ответственность и приверженность подчеркиваются как столпы взрослой жизни, и ожидается, что мужчины и женщины «остепенятся». В этот период многие люди вступают в брак или гражданский союз, рожают детей в своих семьях и сосредотачиваются на карьере. Они становятся партнерами или родителями, а не учениками или другими значимыми людьми.
Подобно тому, как маленькие дети притворяются врачами или юристами, играют в домики и наряжаются, взрослые также занимаются подготовкой к будущим жизненным ролям. Примеры включают пару, которая проживала вместе до брака, или будущих родителей, которые читают книги по уходу за младенцами и готовят свой дом к новому прибытию. В рамках упреждающей социализации взрослые, которые в финансовом состоянии, начинают планировать свой выход на пенсию, копить деньги и рассматривать варианты медицинского обслуживания в будущем. Переход в любую новую жизненную роль, несмотря на поддерживающую его социальную структуру, может быть трудным.
В процессе старые модели поведения, которые были полезны в предыдущей роли, удаляются, поскольку они больше не используются. Ресоциализация необходима, когда человек переходит в центр ухода за престарелыми, попадает в школу-интернат или отбывает срок в тюрьме. В новых условиях старые правила больше не действуют. Процесс ресоциализации, как правило, более напряженный, чем обычная социализация, потому что люди должны отучиться от поведения, которое стало для них привычным.
Чаще всего ресоциализация происходит в тотальном учреждении, где люди изолированы от общества и вынуждены следовать чужим правилам. Корабль в море — это тотальное учреждение, как и религиозные монастыри, тюрьмы или некоторые культовые организации. Это места, отрезанные от большого общества. 6.9миллионов американцев, которые жили в тюрьмах и пенитенциарных учреждениях на конец 2012 года, также являются членами этого типа учреждения (Министерство юстиции США, 2012). В качестве другого примера, каждый вид вооруженных сил является целостным институтом.
Многие люди ресоциализируются в учреждение посредством процесса, состоящего из двух частей. Во-первых, члены, поступающие в учреждение, должны отказаться от своей прежней личности посредством так называемой церемонии деградации. В а новые члены теряют аспекты своей старой идентичности и получают новую идентичность. Процесс иногда щадящий. Чтобы попасть в дом престарелых, пожилой человек часто должен покинуть семейный дом и отказаться от многих вещей, которые были частью его или ее давней идентичности. Хотя опекуны сострадательно направляют пожилых людей, этот процесс все же может сопровождаться потерей. Во многих культах этот процесс также мягкий и происходит в атмосфере поддержки и заботы.
В других ситуациях церемония деградации может быть более экстремальной. Новые заключенные теряют свободу, права (включая право на неприкосновенность частной жизни) и личные вещи. При поступлении в армию солдатам коротко стригут волосы. Их старая одежда снята, и они носят соответствующую форму. Эти люди должны отказаться от любых маркеров своей прежней идентичности, чтобы ресоциализироваться в идентичность «солдата».
В ходе базовой подготовки военнослужащих ВВС учат ходить, двигаться и быть похожими друг на друга. (Фото любезно предоставлено старшим сержантом Дезире Н. Паласиос, ВВС США/Wikimedia Commons)После того, как новые члены организации лишены своей старой идентичности, они создают новую, соответствующую новому обществу. В армии солдаты вместе проходят базовую подготовку, изучая новые правила и сближаясь друг с другом. Они следуют структурированному графику, установленному их лидерами. Солдаты должны содержать свои территории в чистоте для осмотра, учиться маршировать в правильном строю и отдавать честь в присутствии начальства.
Чтобы научиться справляться с жизнью после пребывания в тотальном учреждении, требуется еще один процесс ресоциализации. В армии США солдаты учатся дисциплине и трудолюбию. Они откладывают личные цели для выполнения миссии и гордятся достижениями своих подразделений. Многие солдаты, покидающие армию, используют эти навыки в блестящей карьере. Другие после ухода теряются, не зная, что делать с внешним миром и что делать дальше. Процесс ресоциализации к гражданской жизни непрост.
Социализация — это процесс на протяжении всей жизни, который повторяется, когда мы вступаем в новые этапы жизни, такие как взрослость или пожилой возраст. Ресоциализация — это процесс, который устраняет социализацию, которую мы развили с течением времени, и заменяет ее новыми усвоенными правилами и ролями. Поскольку ресоциализация включает в себя устранение старых привычек, которые были созданы, ресоциализация может быть стрессовым и трудным процессом.
Рассмотрим человека, вступающего в женское общество или братство, посещающего колледж или школу-интернат, или даже ребенка, поступающего в детский сад. Как проходит процесс социализации учащегося? К какому новому культурному поведению должен адаптироваться учащийся?
Считаете ли вы, что для ресоциализации требуется тотальное учреждение? Почему или почему нет? Можете ли вы придумать какие-либо другие способы ресоциализации человека?
Дэвидсон, Адам. 2014. «Официально, дети-бумеранги не уйдут». New York Times , 20 июня. Проверено 27 октября 2014 г. (http://www.nytimes.com/2014/06/22/magazine/its-official-the-boomerang-kids-wont-leave.html?_r =0).
Хениг, Робин Маранц. 2010. «Что насчет двадцатилетних?» Нью-Йорк Таймс , 18 августа. Проверено 28 декабря 2011 г. (http://www.nytimes.com/2010/08/22/magazine/22Adulthood-t. html?adxnnl=1&adxnnlx=1325202682-VVzEPjqlYdkfmWonoE3Spg).
Принц Уэльский. 2012а. «Герцог Кембриджский, академический отпуск». Проверено 26 января 2012 г. (http://www.dukeandduchessofcambridge.org/the-duke-of-cambridge/biography).
Принц Уэльский. 2012б. «Принц Гарри, учебный год». Проверено 26 января 2012 г. (http://www.princeofwales.gov.uk/personalprofiles/princeharry/biography/gapyear/index.html).
Сеттерсон, Ричард А. мл., 2002 г. «Социализация на жизненном пути: новые рубежи в теории и исследованиях». Новые рубежи в социализации, Vol. 7 . Оксфорд, Великобритания: Elsevier Science Ltd.
ЮНИСЕФ. 2011. «Процент детей в возрасте 5–14 лет, занятых детским трудом». Проверено 28 декабря 2011 г. (http://www.childinfo.org/labour_countrydata.php).
ЮНИСЕФ. 2012. «Процент детей в возрасте от 5 до 14 лет, занятых детским трудом». Проверено 27 октября 2014 г. (http://www.unicef.org/search/search.phpen=Percentage+of+children+Aged+5-14+engaged+in+child+labour&go. x=0&go.y=0 )
Министерство юстиции США. 2012. «Исправительные учреждения в США, 2012 г.». Проверено 27 октября 2014 г. (http://www.bjs.gov/content/pub/pdf/cpus12.pdf).
Лицензия
Книга Ротшильда «Введение в социологию» Тила Ротшильда находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Что такое ресоциализация? — eNotes.com
Выберите область веб-сайта для поискаСоциальные наукиВсеУчебные пособияПомощь в выполнении домашних заданийПланы уроков
Искать на этом сайте
Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос Начать бесплатную пробную версиюВ социологии ресоциализация — это процесс, посредством которого человека учат новым нормам и ценностям, которые позволяют ему перейти к другой социальной роли. Очень простым примером ресоциализации может быть начало новой работы.
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяУкажите эту страницу следующим образом:
«Что такое ресоциализация?» eNotes Editorial , 9 сентября 2020 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-is-resocialization-2412313. По состоянию на 10 июля 2023 г.
Ответы экспертов
Большинство из нас в какой-то момент своей жизни испытывают то, что социологи называют ресоциализацией. Это процесс, посредством которого нас учат новым ценностям, нормам и практикам, которые облегчают нам вхождение в новую социальную роль.
Очевидным примером этого процесса может быть переход на новую работу: нам нужно адаптироваться к другим стандартам поведения в нашей новой рабочей среде. Аналогичный пример можно наблюдать и в практике смены школ. Процесс ресоциализации протекает особенно остро, когда речь идет о новой школе, радикально отличающейся от предыдущей (как, например, в военной академии).
Ресоциализация может быть как добровольной, так и принудительной. Примером добровольной ресоциализации может быть переход на новую работу, как мы рассмотрели выше. Примером вынужденной ресоциализации может быть вдовство, когда женщине приходится приспосабливаться к совершенно новой ситуации после смерти мужа. Процесс может быть особенно длительным и затяжным, если вдова, о которой идет речь, была замужем за своим мужем в течение значительного периода времени.
Вольно или невольно, в процессе ресоциализации происходит то, что человек эффективно перестраивает свою жизнь, перенаправляя свое развитие на другой набор норм и ценностей.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступаУже зарегистрированы? Войдите здесь.
Дополнительное чтение
Утверждено редакцией eNotes Задайте вопросПохожие вопросы
Посмотреть всеОбщественные науки
Последний ответ опубликован 17 октября 2018 г. в 8:31:20.
Каковы преимущества и недостатки подросткового возраста?
7 Ответы преподавателей
Социальные науки
Последний ответ опубликован 29 июля 2011 г. в 9:44:15.
Должны ли подростки быть более ответственными за окружающую среду? Почему или почему нет?
6 Ответы преподавателей
Социальные науки
Последний ответ опубликован 08 октября 2019 г.