Роль в семье: Какова ваша роль в семье? (10 декабря 2006)

Роль семьи в жизни ребенка

Роль родителей в воспитании детей очень важна – именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в теплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать, какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными.

В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.

В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда и ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – это отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится… (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).

10. Ребенок живет в понимании и дружбе, он учится… (находить любовь в мире).

Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности «уродливой» любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей».

Для того чтобы прокормить семью, родители работают с утра до ночи, а воспитание возлагают на бабушек, дедушек, учителей и воспитателей. Ребенок сыт, одет, обут, получает знания, но почему-то вдруг возникают проблемы в поведении ребенка дома, в садике, школе. Всем становится непонятно, почему так, ведь они прикладывают массу усилий для того, чтобы их чаду было хорошо. Ребенок при живых родителях может жить в полном одиночестве, если мать и отец ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно скандалы, конфликты, ссоры, по отношению друг к другу возникают грубость, постоянные упреки, унижения, оскорбления. А ответ прост: ребенку в семье не хватает родительского внимания, материнского тепла, отцовского воспитания. Когда ребенок чувствует внимание к себе, заботу, он как бы защищен, у него возникает такое чувство, и тогда он направляет свои силы на развитие и познание окружающего мира.

Маленький малыш воспринимает мир так, как его видят и воспринимают его родители. От родителей зависит то, как ребенок в дальнейшем будет относиться к себе, к окружающим; жизнь ему может показаться бесконечным праздником или скучным существованием, а учеба – скучным, непосильным и тяжелым трудом.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит, что происходит вокруг, ему передается настроение и состояние взрослых. Ребенку важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего его возраста.

У старшего поколения больше терпения, больше мудрости, они многое вкладывают в душу ребенка, поэтому разрешайте побольше общаться со старшими членами семьи. Хорошо, когда старшее поколение сохраняет в семье традиции, какие-то семейные реликвии, вместе с ребенком время от времени достают эти реликвии, рассматривают их, беседуют, рассматривая их. Это положительно влияет на развитие ребенка. Такое общение способствует умственному и нравственному развитию.

Памятка для родителей

Чтобы воспитать добропорядочного члена общества

НУЖНО:

– Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

– Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так.

– Беседовать с ребенком и внушать, что он все может, если только захочет и поверит в себя.

– Понимать, что, какой бы поступок ни совершил ребенок, винить надо прежде себя.

– Жить с ребенком общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

– Для ребенка важно, как построены взаимоотношения между членами семьи. Помните об этом, даже если живете со свекровью и свекром и вам кажется, что это невыносимо.

– Обязательно помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

– Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир глазами ребенка.

НЕЛЬЗЯ:

– Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он такой, какой он есть, он особенный.

– Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

– Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают.

Пять советов в помощь взрослым

1. Соблюдайте последовательность и твердость в своем воспитании.

2. Если ребенок задает вопросы, не откладывайте – отвечайте.

3. В общении проявляйте доверие, доброжелательность, милосердие.

4. Старайтесь воспитывать своего ребенка без физических наказаний.

5. Больше внимания уделяйте своему ребенку, больше общайтесь.

6. Хвалите ребенка при каждом случае, если он это заслужил.

В наше время, когда Интернет постепенно теснит реальную жизнь с ее радостями, очень важно проводить больше времени со своими детьми. Только живое общение делает отношения крепче и становится той ниточкой, которая так нужна родителям и подрастающим детям для доверия друг к другу. Главным для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому родители должны как можно чаще играть с детьми.

 Игры, в которые можно играть дома

Рисуем с мамой и папой! Кто сказал, что рисовать нужно аккуратно? Рисовать нужно от души! Используйте акварель, пальчиковые краски, гуашь, муку, песок и т.п. Ребенок испачкался? Ничего страшного – зато сколько эмоций!

Поиск клада. Берем 3-4 пластиковых банки, наполняем их крупами (можно самыми дешевыми, чтобы не жалко было рассыпать) и прячем на дне каждой небольшую игрушку. И весело, и полезно (развитие мелкой моторики).

Делаем бусы! Опять же, развиваем мелкую моторику и творческое начало. Ищем в закромах крупные бусины (можно сделать их вместе с ребенком из теста или пластики), колечки-макароны, маленькие бублики и все, что можно нанизать на веревочку.

Ловим рыбку. Еще одно веселое упражнение для развития мелкой моторики. В пластиковое ведерко набираем воду и бросаем туда мелкие предметы (пуговички, шарики и т.п.). Задача малыша – выловить предметы ложкой.

Кот в мешке. Складываем в тканый мешок 10-15 различных предметов. Задача для ребенка – засунуть руку в мешок, взять 1 предмет, угадать что это.

Дети в детском саду тоже играют в различные игры. Особенно любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Семья», «Дом», «Парикмахерская» и др. И в этих играх они отражают свою семью. Так что, уважаемые родители, помните, что вы являетесь зеркалом для своих детей!

Н. И. ШИЛОВА, воспитатель МБДОУ детский сад № 5 «Теремок» города Велижа

 

 

Дата последнего изменения 31.07.2018 07:55

Роль семьи в воспитании ребёнка

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём. [2]

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.    

Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]
Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • либеральный;
  • индифферентный.

Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей. По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий. Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер). Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости. По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Индифферентный – 4%, проблемы воспитания для родителей не являются первостепенными, поскольку у них забот немало.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка. Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.

Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:

  1. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  2. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  3. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  4. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
  5. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  6. Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
  7. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
  8. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
  9. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
  10. Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.

Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей. 

Роли в неблагополучных семьях — Консультационные услуги «Восстановление надежды»

В предыдущей статье мы обсуждали влияние негласных семейных правил на ваше сегодняшнее представление о мире и о себе. Эти семейные правила устанавливают или усиливают динамику отношений в вашей семье, которая ставит каждого члена в роль другого типа. Если ваша семья подписалась на правила «не говорить» и «не чувствовать», эти роли обеспечивают отвлечение и отрицание проблем, с которыми сталкивается семья.

Эти роли не обязательно дисфункциональны сами по себе: они естественны и свойственны семейным системам. Нет ничего плохого в том, чтобы дрейфовать к одной из ролей, если они гибкие. Но так же, как и негласные семейные правила, дисфункция возникает, когда они жесткие и неизменные. Вы заметите это, когда перейдете от роли, которую обычно играете в своей семье, и вам покажется, что все начинает разваливаться.

Когда вы привыкнете играть одну из этих ролей в своей семье, вы, вероятно, либо будете повторять те же самые модели во взрослых отношениях, либо будете играть роль, прямо противоположную той, которую вы играли. Взгляните на роли, перечисленные ниже, и определите, какие роли вы играли, а также роли других членов вашей семьи. Часто это проливает свет на текущую семейную динамику или сильные негативные реакции на вашу вторую половинку или друзей.

Общие семейные роли

Золотой ребенок/Герой/Святой

Этот ребенок — любимый, тот, кто не может сделать ничего плохого, идеальный ребенок. Все остальные дети в семье существуют по сравнению с этим ребенком. Золотой ребенок позволяет семье игнорировать любые внутренние проблемы из-за его или ее достижений и успехов. Этот ребенок является доказательством того, что он сделал что-то правильно, даже если у него была дисфункция.

Святой берет положительные аспекты золотого ребенка и добавляет духовный поворот, так как этот член семьи может быть самым преданным христианином. Это особенно проявляется, когда есть братья и сестры, которые «пали» и больше не принадлежат к той же вере, что и родители.

Будучи взрослым, золотой ребенок часто не чувствует, что он или она могут ошибаться или напортачить, потому что вся семья рухнет, если они это сделают. Они также могут привыкнуть быть в центре внимания и чувствовать себя особенными. Личность или ценность святого могут быть связаны с религиозным поведением и церковным служением.

Нарушитель спокойствия/Козел отпущения/Паршивая овца

В отличие от золотого ребенка, это ребенок, на которого ложится вся вина за семейные проблемы. Это может принимать форму отыгрывания поведения или непослушания, или это может быть просто эффект болезни, проблемы с психическим здоровьем или другие «ненормальные» особенности, привлекающие внимание. Может случиться так, что паршивая овца не имеет проблемного поведения, а просто отличается от остальных членов семьи и поэтому подвергается остракизму. Их поведение рассматривается как источник любых проблем в семье, так что более серьезные проблемы можно отрицать или игнорировать.

Потерянный ребенок

Потерянный ребенок естественно совпадает с золотым ребенком или возмутителем спокойствия. Когда внимание семьи занято более широким присутствием одной из этих двух ролей, потерянный ребенок получает меньше внимания и чувствует себя брошенным. Иногда это естественное следствие наличия физически или психически больного брата или сестры или даже побочный продукт проживания в большой семье. Они могут жить по негласному правилу «дети должны быть видны, но не слышны».

Потерянный ребенок борется с сильным чувством одиночества и жаждой любви и внимания, которые могут распространиться и на взрослую жизнь. Они учатся заботиться о себе, ни в чем не нуждаться и ничего не хотеть, и в более позднем возрасте у них могут возникнуть проблемы с просьбой или получением поддержки или заботы от других.

Миротворец/Посредник

Миротворец часто оказывается в центре споров. В детстве он или она могут встать на сторону противоборствующих родителей, как это бывает при спорных разводах. Это также может произойти, когда посредник стремится сохранить мир между нарушителем спокойствия братом, сестрой и родителями. Как и в случае с потерянным ребенком, эта роль требует, чтобы миротворец не имел личных потребностей и не вступал в конфронтацию, а вместо этого всегда «читал комнату», чтобы определить, что чувствуют другие, и соответствующим образом приспособиться или адаптироваться.

Талисман/Клоун

Талисман — это член семьи, который освещает мод, когда ситуация становится напряженной или возникают семейные проблемы. Это забавные люди, которые отпускают шутки, которые способствуют отрицанию или преуменьшению реальных проблем. Это еще одна роль, как и роль миротворца, которая требует чтения комнаты и измерения уровня напряженности. Во взрослом возрасте у талисмана могут возникнуть трудности с негативными эмоциями или конфликтами, вместо этого он шутит.

Опекун/Помощник

Опекун — это тот, кто берет на себя обязанности других членов семьи и пытается спасти их от последствий, с которыми они могут столкнуться. Распространенным примером этого в современном мире является «родитель-вертолет», который хочет защитить своего ребенка от вреда. Обычно это желание имеет благие намерения, но на самом деле оно приносит больше вреда, так как ребенку не приходится сталкиваться с последствиями своих действий и учиться на своих ошибках.

Когда в семье присутствует наркомания, роль опекуна сменяется ролью помощника. Этот человек оправдывает наркомана, отрицает любые проблемы, несмотря на их очевидное влияние на семью, или борется с отсутствием границ с наркоманом.

Деятель

Этот член семьи действует и добивается цели. Часто это стереотипная мать, которая координирует расписание своих детей, готовит еду и занимается домашними делами. Это также может произойти со старшими дочерьми, чьи матери скончались или не могут эмоционально присутствовать, поскольку они берут на себя обязанности родителя.

Во взрослом возрасте исполнители с трудом отдыхают и постоянно чувствуют себя измотанными. Позволить себе просто «быть» вместо «делать» для них не вариант. Они могут злиться или обижаться, пытаясь сказать «нет».

Мученик

Делая шаг вперед в роли деятеля, мученик должен убедиться, что все знают, сколько он или она жертвует ради семьи. Эта роль часто включает в себя чувство вины других или саркастические комментарии, которые вызывают у членов семьи чувство, будто они чем-то обязаны мученику. Если в вашей семье есть мученик, вы можете заметить смутное чувство вины, когда кто-то помогает вам, напоминающее о том, как вы чувствовали бы себя виноватым за то же самое с родителем или братом или сестрой.

Что мне теперь делать?

Прочитайте эти роли и спросите себя: какие роли я играл в своей семье? А как насчет других членов моей семьи? Изменились ли они со временем? Как они все еще влияют на меня в наши дни?

Когда вы определили эти роли и то, как они повлияли на ваше сегодняшнее поведение, поэкспериментируйте с разрушением стереотипов. Спросите, что вам нужно. Скажи «нет. Высказываться. Признайте чувство вины тем, чем оно является: отголосками прошлого. Шагните в любое действие, противостоящее дисфункциональной роли, которую вы играли в прошлом. Поговорите с другими о том, как вы играли эти роли, ищите ответственности и помощи в изменении сценариев.

Роли в семье — Семья

4 минуты

Несмотря на многие технологические и научные достижения в области фертильности и репродукции, дети все еще рождаются у отца и матери. Ребенок выживает только в том случае, если о нем заботится семья. Эта структура определяет роли в семье, которые важны для психологического развития.

Написано и проверено психологом Елена Санс .

Последнее обновление: 28 июля 2022 г.

Семья – это организованная система и основная ячейка общества. Другими словами, это коллектив с правилами, ценностями и определенными нормами поведения. Есть также иерархии и роли в семье. Все это находит отражение и в обществе.

То, как члены семьи относятся к остальному обществу, определяет, как они относятся друг к другу. У каждой семьи есть набор принципов о том, что правильно и что неправильно, и, как правило, они передают эти идеи через свои действия. У них также есть определенные представления о том, что должен делать каждый член семьи. Так распределяются роли в семье.

Определение каждой роли и того, как она проявляется в семье, очень важно для психического здоровья каждого. Это необходимо для установления четких и здоровых связей. Это может показаться очевидным, но в наши дни это не так просто. Результатом является общество, в котором иерархии, авторитеты и границы эго не ясны.

Основные роли в семье

Среди семейных ролей самой основной и решающей является супружеская роль. Это также то, что со временем может стать очень запутанным. Он состоит из рассматриваемой пары и состоит из набора пространств без детей, таких как сексуальность, семейные решения, эмоциональная связь между партнерами и т. д.

Затем у вас есть материнская и отцовская роли. Определение этих ролей во многом зависит от культурного контекста, но есть некоторые общие элементы, которые можно увидеть практически в каждой культуре:

  • Материнская роль по своей сути эмоциональна. Его функция заключается в обеспечении защиты и поддержки ребенка.
  • Отцовская роль, с другой стороны, находится в середине матери-ребенка. Она расширяет границы диады мать-ребенок и отмечает границы дозволенного.

Другими ролями в семье являются роль брата и сестры и роль ребенка. Первый — между братьями и сестрами и служит для создания основы для отношений сотрудничества между сверстниками. Во-вторых, связь детей с родителями. Это связано с уважением к иерархиям и интериоризацией значения власти.

Проблемы с супружеской ролью

До сих пор мы описывали теоретическую основу семейных ролей. Однако в реальной жизни они не всегда выглядят так. Если родители отказываются от своей роли и позволяют своим детям войти в их сферу, последствия могут быть серьезными.

Обычно дети, которые становятся свидетелями конфликтов между родителями, испытывают чувство вины и беспокойства. Тяжесть последствий для детей зависит от интенсивности конфликтов. Во всех случаях один или оба родителя теряют часть своего авторитета во время этих конфликтов.

Детям тоже нехорошо видеть, как их родители проявляют себя сексуально. Это может их сбить с толку. В зависимости от того, сколько лет детям и сколько у них информации, это может их напугать, возбудить или расстроить. Последствия разнообразны, но обычно они мешают нормальному развитию.

Материнская и отцовская роли

Родители играют самую важную роль в семье. Сначала как пара, а потом как мать и отец. Все эти роли связаны друг с другом. Идеальная материнская роль — «кормящая мать», которая заботится о своем ребенке и предлагает нежность, физическую привязанность и эмоциональную поддержку.

Некоторые женщины, однако, превращают своих детей в свои единственные объекты любви.

Добавить комментарий