Откуда берутся дети – Власть – Коммерсантъ
Фото: ДМИТРИЙ ДУХАНИН | ||
«У меня к родителям возникло отвращение»
«Примерно в 12-13 лет я от подруги узнала о зачатии. Для меня это показалось чем-то очень ужасным, я не могла представить себе, что мои родители тоже этим занимались.
Это отрывки из интервью девушек небольшого промышленного города Шадринска Курганской области, собранные культурологом Сергеем Борисовым. По его просьбе студентки местных вузов создали в общей сложности около десяти тысяч рукописных страниц воспоминаний о своем детстве и отрочестве.
До шести-семи лет шадринские девочки убеждены, что их принес аист, купили в магазине, нашли на огороде или в лесу. Лет с семи они уже твердо знают, что дети появляются из живота женщины, но о том, как они туда попадают, представления весьма причудливые. Объяснения преобладают волшебные («фея с палочкой» — правда, она является не по первому желанию, а лишь к замужним женщинам, чтобы у ребенка потом был папа) и квазимедицинские (ребенка сначала на операционном столе запихивают в живот матери, чтобы там подрос немного, а потом снова достают).
Зачатие от лебедя |
В большинстве мифов о происхождении человеческого рода утверждается, что прародительница не имела мужчины-супруга. Например, древние египтяне верили, что зачатие происходит в результате проглатывания. В знаменитом египетском мифе о ежедневном рождении и умирании солнца богиня неба Нут, принимая облик коровы, утром рождает золотого теленка (розовый цвет зари — это кровь богини при родах). За день теленок взрослеет, становится быком-Ра; вечером бык совокупляется с небесной коровой-Нут, после чего богиня проглатывает солнечного быка, а утром рождает опять, и все повторяется.
Вода в представлениях многих народов связана с рождением ребенка и появлением у него души. По поверьям западных славян, души неродившихся детей живут в водоемах. У украинцев одна из мифологических формул происхождения детей звучит так: «В воде поймали» или «Вода принесла». У русских представление об оплодотворяющей силе воды отразилось в обряде валяния в росе бесплодных женщин, стремящихся забеременеть. В мифе тробрианцев мать легендарного героя Тудавы жила одна в гроте на берегу моря. Однажды она спала под капающим сталактитом. Капли воды пронзили ее влагалище и лишили девственности.
Зачатие от золотого дождя |
Современное понятие отцовства возникло сравнительно недавно. В большинстве примитивных обществ половой акт вообще не связывается с рождением ребенка. Например, австралийские аборигены считают, что женщина может забеременеть, только если в нее войдет дух какого-нибудь предка, ожидающего перевоплощения. У арунта женщины, боящиеся беременности, стараются обходить стороной места захоронений, где находятся духи, кандидаты на земную жизнь. Но им не приходит в голову из страха забеременеть воздерживаться от секса.
Пережитки подобных представлений сохранились и у русских, хотя и в сатирической форме. Например, в сказке «Поп и мужик» из известного собрания заветных сказок А. Н. Афанасьева повествуется, как муж уезжает на заработки, оставив беременную жену. К женщине приходит поп и сообщает, что муж уехал, не доделав ребенка. Женщина просит попа помочь ей, тот охотно соглашается. Вернувшемуся мужу она с радостью рассказывает, как поп помог ей в доделывании ребенка.
Зачатие от слюны |
В древних культурах Востока считается, что на пол будущего ребенка можно повлиять, если будущая мать в течение нескольких месяцев перед зачатием будет придерживаться определенной диеты. Если женщина хочет мальчика, она должна есть соленую пищу. Если девочку — сладкую.
Тибетская медицина связывала пол будущего ребенка с моментом зачатия: при зачатии в первый, третий, пятый, седьмой день по окончании менструации рождается мальчик; во второй, четвертый, шестой и восьмой — девочка.
В качестве магических средств, способствующих рождению мальчика, тибетские врачи рекомендовали носить на поясе шнур, сплетенный невинным юношей из шерсти, взятой с правых лопаток нечетного числа баранов. На шнур необходимо подвешивать изображение мальчика, завернув его в кусок бараньей шкуры. Есть и более простой способ повлиять на пол будущего ребенка: мать должна постоянно иметь при себе портреты красивых детей, мальчиков или девочек — в зависимости от того, кого она хочет, сына или дочь.
Согласно Плинию-старшему, древние греки, а впоследствии и римляне, считали, что беременная женщина могла быть уверена, что у нее родится мальчик, если она съедала заячьи яички или матку или выпивала сок чертополоха. Аристотель предсказывал пол будущего ребенка иначе: он говорил, что у властных женщин обязательно рождаются девочки.
У славянских народов считалось, что для рождения мальчика мужчина должен ложиться спать по правую руку жены и начинать половой акт с правого боку. В свою очередь, женщина после совершения полового акта должна лечь на некоторое время на правый бок. В XIX веке в Орловской губернии было описано такое поверье: если во время совокупления надевать на голову мужа шапку, будет мальчик; если повязывать его бабьим платком,— девочка. В Прикамье, если хотели девочку, женщина клала на время полового акта под подушку прялочку, выструганную из лучинок, если мальчика,— топор.
Зачатие от святого духа |
Многие народы привязывают благоприятные для зачатия дни к менструальному циклу женщины. Идея зачатия ребенка от менструальной крови лежит в основе представления о том, что беременность наступает в период месячных. Именно такая теория была широко распространена у славянских народов, в том числе у русских. Тибетские врачи считали благоприятными для зачатия первые двенадцать дней после менструации. У обитателей Маркизских островов широко бытовало поверье, что наиболее благоприятный для зачатия период следует сразу же за менструацией, а дни, во время которых зачатие невозможно, лежат как раз посредине между менструациями.
Восточная традиция помимо этого придает большое значение психологическому состоянию семейной пары. По данным антрополога Вериера Элвина, который провел много лет в индийском племени мурия, считается, что женщина может забеременеть только тогда, когда она связывает себя с партнером в мыслях. Если женщина не желает забеременеть, ее душа подавит и отвергнет сперму, и зачатие не состоится.
В древнем китайском тексте приготовления к зачатию описываются так: «Во-первых, надо очистить свое сердце и отбросить все мирские печали, медитируя и концентрируя мышление с помощью поста. Затем, в третий день после прекращения менструации женщины, в период от полуночи и до начала утра мужчина должен возбудить ее страсть. Затем он должен соединиться с ней, убедившись, что его самые сокровенные чувства совпадают с ее, и тщательно смешать свое собственное наслаждение с наслаждением своей партнерши».
Нашли в капусте |
У всех народов существует масса обрядов, касающихся беременности. В основном эти обряды имеют защитные функции. Многие из них призваны скрывать ребенка: это утаивание начала беременности даже от близких родственников, запрет показывать ребенка до определенного возраста и т. д. До наших дней у русских, башкир и некоторых других народов сохранился запрет придумывать имя ребенку до рождения и покупать детские вещи.
На Руси беременная женщина, как правило, скрывала факт своей беременности даже от мужа. Считалось, что лучше всего дитя развивается тогда, когда об этом никто кроме матери не знает. Все родственники и соседи всегда подыгрывали ей в этом и не задавали прямых вопросов о ее беременности и сроке родов. Считалось, что открыто интересоваться этим может только тот, кто желает навести на беременную и будущего младенца порчу. Спросить женщину о факте беременности и сроке родов могли только муж, ее мать и свекровь, и то только тогда, когда практически были уверены, что беременность состоялась.
Как только домашние начинали догадываться, все желания беременной исполнялись беспрекословно. Отказать ей в просьбе, особенно если ее просьбы касались съестного, считалось за грех, потому что этого «требует душа младенца». Согласно народным верованиям, если беременная просила чего-нибудь и получала отказ, это могло навлечь на дом обидчика гнев предков: мыши изгрызут всю одежду.
Рождение из пены морской |
Беременные женщины племени леле стараются не приближаться к больным, поскольку близость ребенка, находящегося у них в животе, может вызвать усиление кашля или лихорадки. У народа ньякоса считается, что количество зерна, к которому приближается беременная женщина, уменьшается, потому что эмбрион очень прожорлив и крадет его. Ребенок в животе сродни колдуну, он норовит испортить пищу: пиво прокисает, железо у кузнеца плохо куется, молоко свертывается, ничего не растет. Отец ребенка во время беременности жены подвергается опасности на войне или на охоте.
Подобный страх мало отличается от свойственного современному человеку страху перед покойниками, кладбищами и всем, что связано со смертью. Небытие пугает нас точно так же, как и «примитивных людей», но в отличие от нас они испытывают ужас не только посмертного небытия, но и предшествующего рождению. Пример подобного ужаса, испытываемого современным человеком, находим в начале автобиографии Набокова «Другие берега», где рассказывается о молодом человеке, пережившем «едва ли не панику, просматривая домашнего производства фильм, снятый за несколько недель до его рождения. Особенно страшен был вид новехонькой детской коляски, стоявшей на крыльце с самодовольной наглостью гроба».
Принес аист |
У многих народов приближение родов, как и беременность, хранится в глубокой тайне. Считается, что чем меньше людей будут знать об этом, тем лучше для роженицы. В архаическом сознании роды воспринимаются как пик нарастающей опасности, связанной с переходом границы между потусторонним миром и миром живых.
В знаменитой работе Леви-Стросса «Колдун и его магия» приводится описание шаманской песни племени куна, которую поют, чтобы облегчить трудные роды. В песне поется о том, как шаман во главе отряда духов-хранителей отправляется в дом Муу, божества, которое захватило и силой удерживает душу роженицы. Дорога шамана пролегает через родовые пути и матку роженицы, внутри которой происходит сражение с Муу и освобождение пленной души. Как только душа освобождена, мать благополучно разрешается от родов.
В родильных обрядах многих народов широко используется вода. Роженицу поят или умывают водой, причем обязательно проточной; воду льют на лавку, ручку двери и другие предметы. В древней мифологии вода является двойственным символом. Текущая вода (дождь, река, ручей) обладает очистительной и оплодотворяющей силой. Стоячая вода — это стихия смерти. Внутриутробное дитя, развивающееся в околоплодной жидкости,— это потустороннее существо из мира мертвых. Соответственно, излитие плодных вод вместе с рождающимся ребенком — это приобщение к земной жизни.
В связи с этой архаической водной символикой особый интерес представляет популярная в некоторых западных странах, и особенно в России, практика родов в воде. Идеология этого движения состоит в возвращении новорожденного в условия, приближенные к внутриутробным, и смягчении родового стресса. В подкрепление правильности этой практики приводят свидетельства из этнографии, в частности тот факт, что в древнем Египте таким образом рожали жрецов.
В Египте, действительно, роды будущего жреца происходили особым образом. Женщину, у которой начинались родовые схватки, спускали в подземелье, освещенное лишь светом факелов. Там она дожидалась потуг, чтобы погрузиться в небольшой бассейн, в котором и происходило рождение будущего жреца. Мать и дитя оставались в подземелье еще 40 дней и только после этого постепенно, с предосторожностями и различными ритуалами, выходили на свет. Цель обряда состояла в сохранении у новорожденного младенца статуса потустороннего существа, связанного с миром мертвых, и благодаря этому обладающего сверхъестественными способностями. Затем новорожденного воспитывали особым образом, что позволяло сохранить и развить в нем эти способности. Так что, если даже оставить в стороне медицинские аспекты родов в воде, нетрудно заметить, что символический смысл этой процедуры оказывается довольно зловещим.
Откуда берутся дети? | РБК Life
. Когда начинать разговор, что именно говорить и какие книги использоватьОбновлено 11 октября 2022, 10:49
Shutterstock
Половое воспитание должно начинаться с детства. Родителям важно правильно донести информацию, чтобы сформировать у ребенка здоровое отношение к сексу, предостеречь от ошибок и установить доверительные отношения в семье.
РБК Life вместе с психологами разобрался, как правильно говорить с детьми о сексуальности и рождении детей.
Откуда берутся дети? Когда пора рассказывать
Когда ребенок проявляет интерес к буквам, родители объясняют ему азбуку и учат читать, а не отбирают книги. Так же должно быть с половым просвещением, отмечают специалисты. Если ребенок заинтересовался темой, важно сразу дать ему исчерпывающую информацию и сформировать адекватное понимание своего пола, сексуальности, взаимоотношений между людьми.
Дети, которые получают грамотное половое воспитание от взрослых, становятся увереннее, лучше заботятся о здоровье, позже начинают половую жизнь и меньше подвержены риску сексуализированного насилия. [1] [2]
Ответить на вопросы ребенка по теме секса вне зависимости от возраста нужно, если:
- ребенок сам задает вопросы о зачатии, беременности и рождении;
- в семье и близком окружении появились младшие дети;
- ребенок стал свидетелем секса родителей;
- ребенок увидел откровенную информацию в интернете, книгах;
- ребенок стал жертвой сексуализированного насилия (в этом случае обязательна консультация с психологом).
Возраст, в котором уместно завести разговор о сексе, зависит от характера ребенка. Одни дети активно изучают свое тело и ощущения, другие не проявляют интереса. Средний возраст для беседы — шесть лет и немного позже. Дальше 9–10 лет разговор лучше не откладывать.
Shutterstock
Как именно разговаривать
Общие правила, чтобы поговорить о том, откуда берутся дети:
- Инициируйте диалог сами.
- Используйте примеры, чтобы поговорить о половых отношениях : ситуации из жизни (например, ребенок встретил беременную женщину на улице), фильмов, книг, рекламы (ребенок увидел сцену страстного поцелуя).
- Не спешите вдаваться в подробности, ориентируйтесь на возраст ребенка и интерес к теме. Чем младше ребенок, тем меньше информации ему нужно.
- Говорите правду. Родителям важно забыть про эвфемизмы и «детские» названия половых органов, не рассказывать сказки про аистов и капусту. Необходимо просто, но подробно, без утайки и смягчения объяснять ребенку телесные процессы. Кроме того, правда — это уважение к ребенку и основа для доверительных отношений с ним.
- Не забывайте про чувства. Говорите о них и помогайте ребенку разобраться в том, что может чувствовать он сам, что чувствуете вы в отношениях с противоположным полом.
Любой вопрос по темам полового воспитания должен получать мгновенный ответ. В нем не должно быть выдумок и небылиц, обращений к религии, мифологии, эзотерике, философии. Только конкретные знания по анатомии. Видите горящие глаза и слышите бесконечные вопросы — рассказывайте подробнее, доставайте дополнительные книги и инициируйте сами такие беседы. Если ребенку скучновато — значит, еще не время, дайте минимальную информацию.
Лидия ПархитькоПсихолог, специалист по детско-родительским отношениям, автор книги «Как говорить с детьми о сексе»
Что происходит с детьми в разном возрасте
3–5 лет
В этом возрасте ребенок начинает интересоваться, как и что работает в его теле. При объяснении любых физиологических процессов родителю важно использовать правильные анатомические термины и не разделять органы на «хорошие» и «плохие», приличные и неприличные.
В нашем организме нет ничего плохого, но есть части тела и процессы, которые считаются интимными. В этом возрасте необязательно знакомить ребенка с сексом и рассказывать подробности. Задача родителей — сформировать здоровое и бережное отношение к телу и естественным процессам, связанным с половыми органами.
На вопрос «Откуда берутся дети?» ребенку 3-4 лет будет достаточно сказать: «У мамы в животе есть специальный орган — матка. В нем малыш развивается и растет. Затем он рождается через вагину». Если последуют дополнительные вопросы, так же просто, без лишних подробностей отвечаете и на них.
Любовь КлимоваСпециалист по половому воспитанию, автор книги «Все, что ты хотела узнать о переходном возрасте»
Shutterstock
6–10 лет
Возраст от 6 до 10 лет лучше всего подходит для изучения темы половых отношений. Информация о зачатии, беременности и родах хорошо усвоится у ребенка, поэтому родителям важно дать правильные ответы на вопросы раньше, чем это сделают интернет или друзья.
Все дети до 8–9 лет должны точно знать, как будет взрослеть их тело : девочки — про менструацию, мальчики — про эрекцию и поллюции. Также ребенку нужно рассказать об анатомии и физиологии половой системы: яйцеклетках у женщин и сперматозоидах у мужчин. Стоит объяснить, что при соединении половых клеток в матке у женщины начинает расти будущий малыш.
Как половые клетки встретились? Во время интимной близости между мужчиной и женщиной. Это называется «секс». Сексом занимаются только взрослые люди по взаимному согласию для удовольствия и рождения детей. Взрослые обнимаются, целуются и раздеваются. При этом пенис мужчины увеличивается в размере (происходит эрекция) и проникает в вагину женщины. Из пениса выделяются сперматозоиды, если они встречаются с яйцеклеткой, то наступает беременность.
Важно коснуться темы порнографии, потому что первые фильмы для взрослых дети видят в среднем в 7-10 лет, добавила Любовь Климова. Сообщите ребенку, что это выдуманные истории и герои, на примере которых не стоит изучать сексуальные отношения.
Любовь КлимоваСпециалист по половому воспитанию, автор книги «Все, что ты хотела узнать о переходном возрасте»
Ты уже знаешь, как устроены половые органы, откуда берутся дети и что такое секс, — мы много об этом читали и разговаривали. Сейчас ты активно пользуешься интернетом, общаешься с друзьями и уже видел или скоро увидишь откровенные сцены. Это могут быть картинки, ролики просто с голыми людьми или с теми, кто занимается сексом. Это может вызвать сильные эмоции, но там много неправды. Я расскажу подробнее, когда ты захочешь. Просто дай знать. А если увидишь раньше, чем пообщаемся, не переживай: просмотр какого-то видео не может сделать тебя хуже. Просто приходи, и обсудим все вопросы, которые появились.
Лидия ПархитькоПсихолог, специалист по детско-родительским отношениям, автор книги «Как говорить с детьми о сексе»
11–16 лет
Подростки нуждаются в подробной информации по всем темам полового созревания: анатомии, гигиене, беременности и родам, контрацепции, заболеваниям, передающимся половым путем.
Shutterstock
Решающее значение в разговоре с подростком имеют доверительные отношения с родителями. Если ребенок отрицает их мнение и правоту, стоит обратить внимание на книги для подростков и обучающие фильмы.
При этом важно не запрещать и не порицать секс — это может оттолкнуть. Гораздо продуктивнее дать доступ к проверенной и полной информации, сформировать сексуальную грамотность.
Книги о том, откуда берутся дети
При выборе литературы или фильмов нужно ориентироваться на возраст и уровень интереса ребенка. Обязательно читайте и смотрите материал сами, чтобы понимать, какую информацию транслирует автор. Рекомендованная литература от специалистов по половому воспитанию:
- « Интимный ликбез с родителями и без», Юлия Ярмоленко. Книга с иллюстрациями об основных вопросах, связанных с половым созреванием, безопасностью и сексом. Подойдет для детей от 6 лет.
- « У тебя мужское достоинство», Ник Фишер. Книга рассказывает о мужской половой системе, заболеваниях, гигиене, сексе. Возрастное ограничение — 16+, но, по, словам психолога Климовой, книга подойдет для мальчиков 10–16 лет.
- « Рождение», Элен Дрювер. Интерактивный иллюстрированный атлас, который наглядно рассказывает о появлении человека на свет. Будет полезен детям от 6 до 16 лет.
- « Как говорить с детьми о сексе», Лидия Пархитько. Книга для взрослых о грамотном половом воспитании детей.
- « Про ЭТО. От первых изменений до первых желаний», Зеп и Элен Брюллер. Книга рассказывает как о физиологических, так и психологических процессах: отличиях любви от влюбленности, согласии, самоуважении, любви к себе. Для подростков 14–18 лет.
- « Все, что ты хотела узнать о переходном возрасте», Любовь Климова. Книга о взрослении для девочек 10–16 лет. Издание основано на медицинских фактах и адаптировано для легкого восприятия.
- « Мое тело меняется», Джерри Бейли. Книга о возрастных изменениях, первом сексуальном опыте, отношениях со сверстниками. Для подростков 14–18 лет.
- « Как взрослеют мальчики» (Фил Уилкинсон) и «Как взрослеют девочки» (Анита Найк). Руководства о половом созревании для мальчиков 10–13 и девочек 9–12 лет.
- « Тело, эмоции, отношения, ты. Красивая книга о взрослении для девочек» и « Тело, эмоции, отношения, ты. Красивая книга о взрослении для мальчиков», Барбара Петрущак. Книги, которые помогут понять и принять изменения, происходящие в подростковом возрасте, полюбить себя и свое тело.
- « 33 важных почему», Виктория Шиманская, Александра Чканикова. Книга для подростков о том, как выстраивать свою жизнь, отношения с семьей и друзьями. Издание содержит упражнения от доктора психологии и детского социолога.
Shutterstock
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Мария Борисова
Вас может заинтересовать
Младенцы рождаются с врожденным чувством числа
Представьте, что вы устраиваете вечеринку. Вы готовите закуски, составляете плейлист и кладете пиво в холодильник. Появляется ваш первый гость, добавляет шесть банок, прежде чем взять одну бутылку себе. Вы смотрите, как приходит ваш следующий гость, и приносите еще несколько бутылок пива, за вычетом одной для себя. Готовый выпить, вы открываете холодильник и с удивлением обнаруживаете, что осталось всего восемь бутылок пива. Вы не считали пиво сознательно, но знаете, что их должно быть больше, поэтому начинаете ковыряться. И действительно, в ящике для овощей, за гниющей головкой ромэна, лежат несколько бутылок.
Как вы узнали, что нужно искать пропавшее пиво? Не то чтобы вы стояли на страже у холодильника, подсчитывая, сколько бутылок вошло и вышло. Скорее вы использовали то, что ученые-когнитивисты называют вашим числовым чувством, частью разума, которая бессознательно решает простые математические задачи. Пока вы были погружены в разговор с гостями, ваше чувство числа следило за тем, сколько пива было в холодильнике.
В течение долгого времени ученые, математики и философы спорили о том, является ли числовой смысл предустановленным или он приобретается с течением времени. Платон одним из первых в западной традиции предположил, что у людей есть врожденные математические способности. В диалоге Платона Meno , Сократ выуживает теорему Пифагора у необразованного мальчика, задавая ему ряд простых вопросов. Вывод Сократа состоит в том, что у мальчика всегда было врожденное знание теоремы Пифагора; вопрос только помог ему выразить это.
В 17 веке Джон Локк отверг эту идею, настаивая на том, что человеческий разум начинается с tabula rasa, или чистого листа, на котором почти все знания приобретаются опытным путем. Эта точка зрения, известная как эмпиризм, в отличие от нативизма Платона, была позже развита Джоном Стюартом Миллем, который утверждал, что мы узнаем, что два плюс три равно пяти, видя множество примеров, подтверждающих это: два яблока и три яблока составляют пять яблок, две кружки пива и три кружки пива дают пять кружек пива и так далее.
Короче говоря, эмпиризм доминировал в философии и психологии до второй половины 20-го века, когда сторонники нативизма, такие как Ноам Хомский, качнули маятник обратно в сторону Платона. Хомский сосредоточился на языке, предполагая, что дети рождаются с врожденным языковым инстинктом, который позволяет им быстро овладеть своим родным языком без особых инструкций.
Затем другие распространили гипотезу Хомского на математику. В конце 1970-х ученые-когнитивисты Ч. Р. Галлистел и Рошель Гельман утверждали, что дети учатся считать, сопоставляя числовые слова своего языка с врожденной системой довербального счета, которую люди разделяют со многими другими животными. В своей знаковой книге Чувство числа , впервые опубликованное в 1997 году, французский нейробиолог Станислас Деан обратил внимание на сходящиеся доказательства существования этой довербальной системы, помогая исследователям из различных дисциплин — познания животных, психологии развития, когнитивной психологии, неврологии, образования — понять, что все они изучают тоже самое.
В нашей статье 2021 года в журнале Behavioral and Brain Sciences мы утверждали, что больше нет серьезной альтернативы точке зрения, согласно которой люди и многие нечеловеческие животные развили способность обрабатывать числа. В то время как Платон предположил, что у нас есть врожденные математические знания или способность думать о числах, мы утверждаем, что у нас есть врожденное математическое восприятие — способность видеть или ощущать числа. Когда вы открывали холодильник, вы не видели пивных бутылок и не делали вывод об их количестве, как вы видели этикетки Heineken и не делали вывод, что кто-то привез светлый лагер из Нидерландов. Скорее вы видели их количество так же, как воспринимали их форму и цвет.
Но не все согласны с этим формирующимся консенсусом, и за последнее десятилетие возникла новая волна эмпиризма. Критики, отрицающие существование врожденной способности воспринимать числа, выдвигают на первый план более широкую и важную научную проблему: как мы вообще можем знать содержание разума младенца или нечеловеческого животного? Как философы когнитивной науки, мы дополняем тысячи лет философских размышлений по этому вопросу, опираясь на массу экспериментальных данных, которые просто не были доступны мыслителям прошлого.
Появляющиеся доказательства
Представьте, что вы видите две группы точек, мигающих на экране компьютера в быстрой последовательности. Нет времени их считать, но если вы похожи на тысячи людей, проделавших это упражнение в исследованиях, вы сможете сказать, в какой группе было больше точек, если они достаточно разные. Хотя вам может быть трудно отличить 50 от 51 точки, вы довольно хорошо поймете, что 40 точек меньше, чем 50. Является ли эта способность врожденной или продуктом многолетнего математического образования?
В 2004 году группа французских исследователей под руководством Деэна и Пьера Пика изучила этот вопрос глубоко в бразильской Амазонии. С помощью ноутбука на солнечной энергии Пика провел тот же эксперимент с миганием точек с людьми из изолированных деревень коренных народов. Люди из этой группы коренных народов обладали такой же способностью различать достаточно разное количество точек, даже несмотря на то, что они имели ограниченную или отсутствовали формальную математическую подготовку и говорили на языке, в котором слова с точным числом не превышали пяти.
Авторы и права: Джен Кристиансен; Источник: «Распознавание больших чисел у 6-месячных младенцев», Фей Сюа и Элизабет С. Спелке, в Cognition , Vol. 74; Январь 2000 г. ( , ссылка )Примерно в то же время другая группа исследователей, в том числе психологи развития Элизабет С. Спелке и Хилари Барт, в то время обе из Гарвардского университета, использовали модифицированный эксперимент с точечной вспышкой, чтобы показать, что пятилетний старики в Массачусетсе также обладали этой способностью. Одно из возможных объяснений состоит в том, что дети на самом деле не отслеживали количество точек, а сосредоточивались на каком-то другом аспекте, таком как общая площадь, которую точки покрывали на экране, или общий периметр кластера. Однако когда один набор точек заменялся быстрой последовательностью слышимых тонов, дети определяли, какое количество было больше, т. е. слышали ли они больше тонов или видели больше точек, — точно так же, как и в эксперименте только с точками. Дети не могли использовать площадь поверхности или периметр для этого сравнения, потому что у тонов не было этих характеристик. У точек нет ни громкости, ни высоты тона. Дети также не использовали продолжительность звука: тоны предъявлялись последовательно в течение переменной продолжительности, тогда как точки предъявлялись все сразу в течение фиксированной продолжительности. Кажется, что пятилетние дети действительно чувствовали количество точек и тонов.
Барт и ее коллеги показали, что эти числовые способности поддерживают основные формы арифметики. В другом эксперименте пятилетние дети наблюдали, как две группы синих точек движутся за непрозрачным блоком одна за другой. С этого момента ни одна из синих точек не была видна. Затем рядом с блоком появилось несколько красных точек. Детей спрашивали, было ли в сумме больше синих или красных точек. Они ответили правильно, указав, что они могут сложить две группы синих точек вместе, даже если они больше не могут их видеть, а затем сравнить их сумму с красными точками. В 2021 году Чуян Цюй и ее коллеги из лаборатории Элизабет Брэннон в Пенсильванском университете пошли дальше, показав, что дети в возрасте пяти лет могут выполнять приблизительное умножение — операцию, которой в США не учат до третьего класса 9.0003
Легко задаться вопросом, узнали ли эти пятилетние дети что-то о числах от своих взрослых опекунов, которые изучали математику в школе. Но аналогичные результаты были обнаружены у широкого круга видов животных. Волки учитывают размер своей стаи, прежде чем принять решение об охоте, предпочитая группу от двух до шести человек, чтобы напасть на лося, и группу не менее девяти человек, чтобы сразиться с бизоном. Крысы учатся нажимать на рычаг определенное количество раз в обмен на еду. Утки считают, сколько кусочков еды каждый из двух человек бросает в пруд, прежде чем решить, к кому подойти. Такое поведение предполагает, что чувство числа является эволюционно древним, подобно способности видеть цвета или чувствовать тепло или холод.
Однако эти примеры не совсем отвечают на вопрос, является ли чувство числа врожденным. Возможно, все, что они предполагают, это то, что формальное школьное образование не обязательно для людей или животных, чтобы научиться считать. Идеальные объекты для проверки врожденного чувства числа — новорожденные, потому что у них еще не было времени многому научиться. Конечно, они не могут говорить, поэтому мы не можем спросить их, в какой из двух коллекций больше. Они даже не ползают и не достигают. Однако они способны на более простое действие: ищет . Измеряя, куда смотрят младенцы и сколько времени они проводят, глядя туда, ученые открыли окно в их сознание.
В 2009 году в сотрудничестве между Spelke и группой исследователей из Франции под руководством Вероник Изар и Арлетт Стрери новорожденные в парижской больнице — все младше пяти дней — в течение двух минут слушали слуховые последовательности, содержащие четыре звука (« тууу тууу тууу тууу») или 12 звуков. Затем исследователи представили младенцам визуальный дисплей, содержащий четыре или 12 объектов. Известно, что младенцы любят смотреть на знакомые вещи, например, на лицо матери. Изард и ее коллеги пришли к выводу, что если младенцы извлекали числа из слуховых стимулов, они предпочли бы смотреть на дисплей, содержащий соответствующее количество элементов — четыре объекта сразу после того, как они услышали последовательность, содержащую четыре звука, или 12 объектов сразу после того, как услышали последовательность, содержащую четыре звука. 12 звуков. Таким образом, они должны дольше смотреть на дисплей, когда он численно соответствует звукам, чем когда это не так.
Именно это и нашли Изард и ее коллеги. (Точно так же, как улыбка не всегда означает одно и то же, равно как и более продолжительный взгляд: здесь новорожденные дольше смотрели на совпадение чисел, что указывает на совпадение, тогда как шестимесячные дети на графике «Чувство числа у младенцев» выше смотрели дольше на изменение числа, отражающее удивление по поводу неожиданного. В любом случае достоверные различия в поведении взгляда показывают, что младенцы чувствительны к числу.)
Авторы и права: Джен Кристиансен; Источник: «Абстрактные числа и арифметика у детей дошкольного возраста», Хилари Барт и др. , в ПНАС , Том. 102; 19 сентября 2005 г. ( ссылка )Критики, такие как Тали Лейбович из Хайфского университета и Авишай Хеник из Университета Бен-Гуриона в Негеве в Израиле, выразили обеспокоенность по поводу чрезмерной интерпретации этих результатов, учитывая, что у новорожденных плохое зрение. Но тот факт, что этот результат был верен для 15 из 16 протестированных младенцев, которые не поддавались сну или беспокойству, безусловно, наводит на размышления.
Цифры против цифр
Вспомните наше предположение, что когда вы открывали холодильник на вечеринке, вы видели, сколько пива было в нем, во многом так же, как вы видели его форму и цвет. Это было не легкомысленно сказано: ты не видел пивных бутылок, а потом судил об их количестве. Скорее чувство числа позволяло вам видеть число так же, как вы видите цвета и формы.
Чтобы прояснить эту идею, сначала важно отличить числа от цифр. Цифры — это символы, используемые для обозначения чисел. Цифры «7» и «VII» различны, но обе относятся к одному и тому же числу. Утверждение, что вы видите числа, не следует путать с утверждением, что вы видите числа. Точно так же, как видение слова «красный» отличается от видения красного цвета, видение цифры «7» — это не то же самое, что видение числа семь.
Более того, точно так же, как при виде размера пивной бутылки в вашем поле зрения не появляется символ вроде «12 унций», так и при виде количества пива в холодильнике не нужно видеть цифру вроде «7». Когда вы видите размер пивной бутылки, она выглядит определенным образом — способом, который изменится, если бутылка станет больше или меньше. По внешнему виду можно сказать, что одна бутылка больше другой. Соответственно, когда вы видите, сколько сортов пива есть, они выглядят определенным образом — так, что изменилось бы, если бы их было больше или меньше. Таким образом, вы можете сказать, просто взглянув, есть ли больше пива здесь или там.
Авторы и права: Джен Кристиансен; Источник: «Визуальное чувство числа», Дэвид Берр и Джон Росс, в Current Biology , Vol. 18; 2008 ( ссылка )Конечно, даже если числа отличить от цифр, концепция видения чисел все еще может казаться загадочной. Ведь числа абстрактны. Вы не можете указать на них, потому что они не расположены в пространстве, и ваши глаза, конечно же, не могут обнаружить отраженный от них свет.
Но представление о том, что вы видите числа, не так уж отличается от представления о том, что вы видите формы. Хотя вы можете видеть парус лодки треугольным, вы не можете увидеть чистый треугольник сам по себе, независимо от каких-либо физических объектов. Точно так же, хотя вы можете видеть число некоторых сортов пива около семи, вы не можете увидеть число семь само по себе. Вы можете видеть формы и числа, но только как атрибуты объекта или набора объектов, которые отражают свет в ваши глаза.
Итак, как мы можем сказать, что что-то видели? Если в вашем тесте на COVID появятся две линии, вы можете сказать, что «видите», что у вас есть COVID. Но это пустой разговор. Вы, конечно, видите линии, но просто судите, что у вас COVID. Как мы можем провести это различие с научной точки зрения?
Есть много ответов на этот вопрос, но один из самых полезных обращений к тому, что называется перцептивной адаптацией. Примером может служить то, как глаза человека со временем привыкают к солнцу, когда он отправляется на пикник в солнечный день. Когда этот человек позже направляется в помещение, ванная кажется тускло освещенной, даже когда горит весь свет. После того, как чьи-то глаза адаптируются к яркому свету, обычно освещенная комната выглядит темной.
Адаптация является отличительной чертой восприятия. Если вы можете что-то воспринимать, вы, вероятно, сможете адаптироваться к этому, включая яркость, цвет, ориентацию, форму и движение. Таким образом, если числа воспринимаются, люди должны адаптироваться и к числам. Именно об этом исследователи зрения Дэвид Берр из Университета Флоренции и Джон Росс из Университета Западной Австралии сообщили в статье, опубликованной в 2008 году. позже массив, содержащий среднее количество точек, будет казаться менее многочисленным, чем в противном случае. Например, они обнаружили, что после того, как кто-то смотрел на 400 точек в течение 30 секунд, он видел группу из 100 точек, как если бы в ней было всего 30 точек. Следовательно, так же, как наши глаза привыкают к солнцу, они могут привыкнуть к большим числам, что приводит к поразительным визуальным эффектам.
Другие исследователи, в том числе Фрэнк Дергин из Swarthmore College, задались вопросом, была ли адаптация связана с числом, а не с плотностью текстуры (как часто предметы появляются в данной области пространства). По мере того, как количество отображаемых точек увеличивается, а площадь, которую они покрывают, остается неизменной, плотность текстуры также увеличивается. Но исследование, проведенное в 2020 году учеными-зрителями Кевином Дезимоуном, Минджунг Кимом и Ричардом Мюрреем, разобрало эти возможности и показало, что наблюдатели адаптируются к числам независимо от плотности текстуры. Как ни странно, люди видят числа.
Прирожденные счетчики
Несмотря на множество свидетельств, современные эмпирики — люди, которые следуют традиции Локка и Милля и верят, что все математические знания приобретаются через опыт — по-прежнему скептически относятся к существованию числа. В конце концов, способность к арифметике традиционно считается культурным достижением, заработанным с большим трудом. Теперь мы должны верить, что дети занимаются математикой?
Психологи имеют непростую историю, когда дело доходит до чрезмерной интерпретации числовых способностей нечеловеческих животных. Студентов-психологов строго предупреждают об «эффекте умного Ганса», названном в честь лошади, которой преждевременно приписали сложные арифметические способности (не говоря уже о способности определять время и произносить длинные слова по-немецки). Позже выяснилось, что он просто реагировал на тонкие сигналы в поведении своего тренера. В наши дни исследователи очень стараются избежать непреднамеренного подсказки своим испытуемым, но это еще не все решает.
Авторы и права: Джен Кристиансен; Источник: «Новорожденные младенцы воспринимают абстрактные числа», Вероник Изар и др., в PNAS , Vol. 106; 23 июня 2009 г. ( ссылка )Рафаэль Нуньес из Калифорнийского университета в Сан-Диего утверждает, например, что смысл чисел просто не может представлять числа, потому что числа точны: 30 ровно на единицу больше, чем 29 и ровно на единицу меньше, чем 31. Смысл числа, напротив, неточен: если вы видите 30 мигающих точек на экране, у вас будет приблизительное представление о том, сколько их, но вы не будете знать, что их ровно 30. Нуньес заключает, что что бы ни представляло числовое значение, оно не может быть числом. Как он выразился в статье 2017 года в Trends in Cognitive Sciences , «базовая компетенция, связанная, скажем, с числом «восемь», должна требовать, чтобы количество рассматривалось как категорически отличное от «семи», а не просто как часто — или с высокой вероятностью — отличается от него».
В нашей статье 2021 Behavioral and Brain Sciences мы отвечаем, что такие опасения неуместны, поскольку любое количество может быть представлено неточно. Вы можете точно представить чей-то рост как 1,9 метра, но вы также можете представить его неточно как почти два метра. Точно так же вы можете представить количество монет в вашем кармане точно как пять, но вы также можете представить его неточно как несколько. Вы представляете высоту и число соответственно. Все, что меняется, — это то, как вы представляете эти величины — точно или нет. Следовательно, трудно понять, почему неточность смысла числа следует рассматривать как предположение, что оно представляет некий атрибут, отличный от числа.
Может показаться, что это вопрос семантики, но он имеет существенное значение. Если мы вслед за Нуньесом предположим, что числовой смысл не представляет числа, то нам нужно вместо этого сказать, что он представляет. И, кажется, ни у кого нет хороших идей по этому поводу. Во многих исследованиях чувства числа контролировались другие переменные — плотность, площадь, продолжительность, рост, вес, объем, яркость и т. д.
Еще одна причина думать, что смысл чисел касается чисел (в отличие от роста, веса, объема или других величин), исходит из конца 19 века.Немецкий философ и логик X века Готлоб Фреге. В своей работе об основах арифметики Фреге отметил, что числа уникальны тем, что предполагают способ описания того, что они измеряют. Представьте, что вы указываете на колоду карт и спрашиваете: «Сколько?» Нет единственно правильного ответа. Сначала нам нужно решить, считаем ли мы количество колод (одна) или количество карт (52), хотя 52 карты и колода — одно и то же.
Фреге заметил, что другие величины не такие. Если мы хотим узнать, сколько весят карточки, мы бросаем их на весы и читаем наш ответ. На их вес не повлияет, если мы будем думать о них как об одной колоде или наборе карт. То же самое касается их объема. Карты занимают одинаковое количество места, описываем ли мы их как одну колоду или 52 карты. (Конечно, если мы удалим из колоды одну карту, она будет иметь другой вес и объем, чем полная колода. Но тогда мы изменим то, что мы описываем, а не только то, как мы это описываем.) Если числовой смысл чувствителен к тому, как описывается материал, мы можем догадаться, что он действительно представляет числа, а не другие величины.
Это именно то, что мы находим, когда применяем идеи Фреге. Работа группы исследователей под руководством Стивена Франконери из Северо-Западного университета дает яркую иллюстрацию. В исследовании 2009 года они представили испытуемым последовательность из двух экранов, содержащих круги и тонкие линии. Как и во многих вышеупомянутых экспериментах, испытуемых спрашивали, на каком экране больше кругов. Им также сказали полностью игнорировать тонкие линии. Но когда линии соединяли два круга, фактически превращая пару кругов в один объект в форме гантели, испытуемые недооценивали количество кругов на экране. Кажется, они не могли не видеть гантель как единый объект, даже когда пытались игнорировать соединительные линии и сосредоточиться только на кругах.
Наблюдатели не просто отслеживали какую-то другую величину, такую как общая площадь поверхности предметов или общее количество пикселей на экране. В конце концов, если два круга и линия соединены, чтобы получилась гантель, это не влияет на общую площадь поверхности или количество пикселей. На что это повлияет и, по-видимому, повлияло, так это на воспринимаемое количество элементов на дисплее. Точно так же, как описание чего-либо как колоды карт по сравнению с набором отдельных карт влияет на то, как вы это считаете, то, интерпретируете ли вы что-то визуально как одну гантель или пару кругов, влияет на то, сколько предметов вы видите — точно так же, как это сделал бы Фреге. предсказано для зрительной системы, которая отслеживает число.
Ничто из этого не отрицает, что математические способности, которыми наделено чувство числа, резко отличаются от зрелых математических способностей, которыми обладает большинство взрослых людей. Если вы попросите у детей ровно 15 драже, только те, кто научился считать на языке, смогут выполнить вашу просьбу. Но это не причина предполагать, что их числовое значение не представляет числа. Точно так же, как дети могут воспринимать и различать расстояния задолго до того, как они смогут точно о них думать, они обладают способностью представлять числа до того, как научатся считать на языке и точно думать о числах.
Сами по себе эти врожденные математические способности восприятия, сложения, вычитания и операций с числами ограничены. Но чтобы понять, как младенец превращается в Эйнштейна, мы не должны недооценивать первоначальное восприятие мира младенцами. Чтобы учиться, нам нужно что-то существенное, на чем можно основываться, и чувство числа дает младенцам часть фундамента, из которого могут возникнуть новые числовые способности — способность отслеживать монеты и создавать денежную экономику, развивать современную математику или, более прозаично, найти недостающее пиво в задней части холодильника.
Эта статья была первоначально опубликована под заголовком «Рожденные считать» в журнале Scientific American 328, 3, 42-49 (март 2023 г.)
doi:10.1038/scientificamerican0323-42
Количество жевательных резинок в банке — 296.
Из нашего архива
Большие ответы от маленьких людей. Дэвид Доббс; Scientific American Mind, October 2005.
ОБ АВТОРАХ
Джейкоб Бек — заведующая кафедрой философии зрительного восприятия в Йоркском университете и доцент кафедры философии Йоркского университета в Торонто. Авторы и права: Ник Хиггинс
Недавние статьи Джейкоба Бека
- Восприятие цвета поверхности
Сэм Кларк — научный сотрудник MindCORE в Пенсильванском университете, где он делит свое время между философией и психологией. С лета 2023 года он станет доцентом философии в Университете Южной Калифорнии. Кредит: Ник Хиггинс
Как рождаются дети? — Сосредоточьтесь на семье
Разговор о том, как ребенок рождается вместе с вашим маленьким ребенком, может подготовить почву для будущих разговоров о чудесных Божьих планах в отношении брака, секса и семьи.
Разговоры о детях в маминых животах – обычное дело в нашем доме. В конце концов, у моей 4-летней Изабель большую часть жизни была беременная мама. У нее уже есть младшие брат и сестра, и у нас скоро появится четвертый ребенок.
По мере того, как Изабель росла и взрослела, характер наших чатов, однако, изменился. Когда она ждала своего брата в возрасте 1 года, все, что ей было нужно, это то, что у ее мамы был ребенок в животе, и мы пошли в больницу, чтобы вытащить ребенка.
В возрасте 3 лет Изабель гораздо больше интересовался процессом беременности. В тот раз мы сосредоточились на разговоре о том, как Бог формировал и взращивал ее новую сестру внутри мамочки. Изабель нравилось видеть ребенка, когда мы делали УЗИ, и чувствовать, как ребенок пинается. Когда приблизилось время родов, мы сказали Изабель, что доктор поможет вытащить ребенка. Такой ответ ее удовлетворил.
Теперь, когда Изабель немного подросла, я почувствовал, что мы готовы использовать уже имеющиеся у нее знания. Это был только вопрос времени, когда она спросит, как именно доктор помогает родить ребенка. Поскольку я хотел иметь возможность контролировать время и место этого разговора, я решил активно подойти к вопросу о том, как рождаются дети.
Быть активным
Я поговорил с Джоанн Конди, дипломированной медсестрой и лицензированным профессиональным консультантом, чтобы узнать, как лучше всего вести этот разговор. Джоанн подтвердила, что для родителей разумно вести беседы о «половом воспитании» со своими детьми, начиная с раннего возраста.
«Заранее заложите основу, научая их тому, что Божий план добр, чист и прекрасен», — говорит она. «Таким образом, вы даете им первое впечатление о сексе и их телах. Вы же не хотите, чтобы они получили негативное сообщение от своих друзей или телевизора».
Когда дело дошло до разговора, Джоанн предложила повторить то, что ребенок уже знает, чтобы все были на одной волне. Она также призвала меня использовать правильную терминологию и делать вещи легкими, разговорными и в контексте прекрасного Божьего плана.
Когда у меня появилась возможность обсудить эту тему с Изабель, я начал наше время вместе с повторения того, что она уже знала о браке: Бог создал два типа людей, мужчин и женщин. Когда мужчина и женщина любят друг друга и женятся, они обещают Богу и друг другу, что будут вместе до тех пор, пока живы. Иногда Бог дарит им малыша, который начинает развиваться внутри мамочки.
Объяснение
Затем я мягко представила новый материал, следуя совету Джоан.
«Милый, ты когда-нибудь задумывался, как у мамы появляются дети?» Я спросил ее. — Хочешь, я тебе объясню?
«Конечно!» она сказала.
Итак, я поделился с ней, что Бог поместил специальный карман в животе мамы, называемый маткой. Матка – теплое, мягкое место, где ребенок развивается и растет. В конце концов, когда ребенок перестает расти, матка проталкивает ребенка в специальный туннель, называемый родовым каналом. Этот туннель выводит ребенка наружу от мамы через влагалище, которое расширяется, позволяя ребенку выйти.
Я объяснил, как она и ее младший брат вошли в этот мир, но история с ее сестрой была другой. Тогда доктор решил, что лучше всего будет сделать специальный надрез на животе и матке мамы, чтобы добраться до ребенка. — Это называется кесарево сечение, — сказал я. «Вот почему у мамы была эта бу-бу на животе».
Самое замечательное в этом разговоре с Изабель было то, насколько все было нормально. Будучи дошкольницей, Изабель не считала затруднительным узнавать о процессе родов — ей просто было интересно. Я знаю, что нам придется просмотреть всю информацию еще несколько раз, прежде чем Изабель действительно поймет и усвоит ее, но это все, что ей нужно было знать на данный момент.
Заключительные мысли о том, как рождаются дети
Эти особые времена вместе являются частью процесса на протяжении всей жизни моей дочери, где она узнает механизм того, как все работает, и чудесный Божий замысел для секса.