Виды когнитивных функций: Что такое когнитивные способности? | Билобил®

Содержание

Отдаленные последствия, связанные с когнитивными функциями, у людей, перенесших в детстве онкозаболевания

Некоторые методы лечения детского рака повышают риск долгосрочных проблем с когнитивными функциями. Такие проблемы называются отдаленными последствиями. Они могут проявляться спустя месяцы и даже годы послелеченияи со временем изменяться.

Дети, прошедшие лечение опухолей головного мозга или острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ), гораздо чаще страдают от подобных проблем в связи с особенностями терапии этих заболеваний. Однако когнитивные проблемы выявляются и у людей, перенесших другие виды рака.

Психолог проводит нейропсихологическое обследование ребенка, перенесшего рак.

Когнитивные нарушения могут оказать существенное влияние на качество жизни. Дети с отдаленными последствиями, связанными с когнитивными функциями, чаще сталкиваются с проблемами в школе и имеют более низкие академические достижения. У них также выше вероятность возникновения проблем с трудоустройством, самостоятельной жизнью и развитием социальных взаимоотношений.

Понимая потенциальные риски, семья сможет проводить регулярные оценки, чтобы вовремя заметить проблемы, составить план для их решения и поддержать пациента в принятии важных жизненных решений.

Признаки когнитивных проблем у детей

  • Проблемы с организацией работы
  • Трудности при выполнении задач
  • Сложности с концентрацией внимания
  • Недостаток длительной концентрации
  • Нарушения памяти
  • Недовольство школой
  • Сложности с планированием и реализацией проектов
  • Импульсивное поведение
  • Плохая успеваемость в школе, особенно по сравнению с прошлыми успехами
  • Более медленное усвоение материала, чем у сверстников
  • Потеря интереса к школе или деятельности, требующей умственной нагрузки или сосредоточенности
  • Повышение тревожности из-за учебы
  • Задержка в достижении основных этапов развития, связанных с когнитивными навыками, такими как соблюдение графика, самостоятельное выполнение школьных заданий и следование инструкциям

Факторы риска отдаленных последствий, связанных с когнитивными функциями

Факторами риска могут быть:

  • Облучение головы, шеи или верхней части позвоночника или тотальное облучение организма (ТОО), особенно в молодом возрасте
  • Определенные лекарства для химиотерапии, особенно высокодозные внутривенные инъекции метотрексата, цитарабина и/или интратекальное лечение
  • Операция на головном мозге и связанные с ней факторы, в том числе масштаб операции и пораженные участки мозга
  • Использование кортикостероидных препаратов

Риск увеличивается, если лечение перенесено в младшем возрасте. Интенсивность (доза и продолжительность) лечения и медицинские осложнения, такие как инсульт, гидроцефалия, инфекция или судороги, также повышают риск. Женщины, которых лечат краниальным облучением, подвержены более высокому по сравнению с мужчинами риску отдаленных последствий, связанных с когнитивными функциями. Пациенты, у которых развиваются хронические заболевания, в том числе сердечные, легочные или эндокринные, тоже подвержены более высокому риску.

Изменения мозга из-за лечения

Считается, что когнитивные нарушения, связанные с лечением рака, начинаются с изменения белого вещества мозга. Белое вещество состоит из миелина, который обеспечивает своего рода изоляцию нервных волокон и позволяет сигналам быстро распространяться между нейронами. Миелинизация и развитие белого вещества продолжаются до раннего взрослого возраста.

Со временем также проявляются и изменения в сером веществе головного мозга. Серое вещество состоит из нейронов, или нервных клеток, которые отвечают за обработку информации и передачу данных в мозге.

Нейроны отвечают за связь между головным мозгом и телом.

С созреванием белого и серого вещества головного мозга улучшаются и когнитивные функции, в том числе внимание, мышление и решение проблем.

Некоторые процедуры химиотерапии и краниальное облучение могут мешать развитию белого вещества в лобной доле головного мозга. Это может вызвать когнитивные нарушения, которые со временем становятся более заметными. Лечение может также воздействовать на серое вещество в определенных областях мозга, таких как гиппокамп — структура, участвующая в формировании памяти, которая особенно чувствительна к краниальному облучению.

Терапия может также повредить мозг, вызвав воспаление и повреждение клеток и кровеносных сосудов. Повреждение кровеносных сосудов в головном мозге может привести к ряду последствий, включая кровотечение и инсульт. Инсульты могут быть обширными с внезапными заметными изменениями или небольшими с едва заметными изменениями, которые накапливаются с течением времени. Эти последствия могут возникать спустя месяцы и даже годы после лечения.

Другие связанные с лечением факторы могут косвенно влиять на когнитивные функции. К ним относятся проблемы со слухом и/или зрением, пропуск занятий в школе, эмоциональные или социальные проблемы.

Нейроны обмениваются информацией друг с другом с помощью нервных импульсов — электрических сигналов, передающихся от одного нейрона к другому.

Оценка когнитивных функций

Медицинская специальность, изучающая обучение, поведение и развитие головного мозга, называется нейропсихологией. Нейропсихологическая оценка измеряет различные аспекты:

  • Навыки усвоения знаний, такие как чтение и математика
  • Внимание и концентрация
  • Обучение и память
  • Организация, планирование, решение проблем
  • Язык
  • Визуально-пространственные навыки
  • Координация движений
  • Поведенческие, эмоциональные и социальные функции

Также для когнитивной оценки важны показатели общего интеллекта и академической успеваемости. Кроме того, для оценки сильных и слабых сторон ребенка в когнитивных процессах, эмоциях, социальных навыках и поведении учитываются наблюдения родителей и учителей.

Проявление когнитивных проблем

Когнитивные трудности, связанные с детским раком и его лечением, могут иметь такие последствия:

  • Потеря функции по сравнению с предыдущими способностями.
  • Снижение функции по сравнению с нормой для возраста и развития.

У большинства детей, переживших рак, когнитивные проблемы не связаны с потерей навыков. Проблемы чаще всего вызваны более медленным темпом обучения. Дети по-прежнему обучаются и развивают новые навыки, но не так быстро, как их сверстники.

Отдаленные последствия, связанные с когнитивными функциями, у перенесших рак детей часто связаны с проблемами исполнительных функций. Сюда относится рабочая память, гибкое мышление и самоконтроль. Эти навыки позволяют человеку планировать и организовывать свою деятельность, решать проблемы. Часто проявляется недостаток внимания, скорости обработки и способности к организации и выполнению задач.

Проблемы могут стать более заметными на важных переходных этапах обучения. По мере взросления детей родители и учителя ожидают от них большей независимости в организации и прикладном обучении. Детям с когнитивными нарушениями становится сложнее справляться с возрастающими требованиями. Навыки и способности не соответствуют ожиданиям, а сверстники прогрессируют быстрее.

Когнитивные нарушения часто влияют на образовательный и карьерный потенциал. Эти трудности также могут негативно влиять на социальную и эмоциональную составляющие жизни и на ее качество в целом.

Раннее вмешательство и регулярные наблюдения могут помочь бывшим пациентам справиться с отдаленными последствиями.

Социальная активность и установление близких отношений помогут сохранить когнитивные функции на протяжении всей жизни.

Способы контроля отдаленных последствий, связанных с когнитивными функциями

Лечение рака часто вызывает те или иные повреждения структур мозга, иногда необратимые и ведущие к целому ряду последствий — от очень слабо выраженных до тяжелых. Важно знать об индивидуальных ограничениях, чтобы предусмотреть соответствующие меры. Улучшить и защитить когнитивное здоровье также помогут привычки здорового образа жизни.

  1. Некоторым пациентам помогают лекарства, особенно те, которые улучшают внимание и концентрацию, например стимуляторы, используемые для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сейчас изучается влияние таких лекарственных средств, как метилфенидат, донепезил и модафинил, на улучшение когнитивной функции у перенесших онкозаболевания. Семьи вместе с педиатром или терапевтом могут контролировать прием лекарств и отслеживать возможные побочные эффекты.

  2. Терапевт может помочь перенесшим онкозаболевания выработать методы для компенсации своих слабых сторон. Например, делить проблему на более мелкие задачи или использовать ассоциации для запоминания. Специалисты помогают пациенту справляться с ограничениями, используя свои сильные стороны. Психолог, прошедший обучение по когнитивной реабилитации, может выявить и удовлетворить конкретные потребности в индивидуальном подходе к лечению. Специалисты по обучению и школьные программы могут обеспечить необходимую поддержку и условия для обучения.

    Поддержка в процессе обучения

  3. Задачи и действия, которые требуют умственных усилий, могут улучшить когнитивные функции. Есть множество компьютерных игр для развития мозга: от программ, рекомендованных психологом, до бесплатных игровых приложений. Освоение новых навыков, головоломки и игры на память или логику способны улучшить здоровье мозга. Важно найти занятие с возрастающей сложностью: задачи должны усложняться по мере освоения навыков.

  4. Исследования показывают, что благоприятная социальная среда способна улучшить психическое и когнитивное здоровье. Общение изменяет химические процессы в мозге и ускоряет рост нервных клеток. У людей с когнитивными нарушениями могут возникать сложности с социализацией. Работа над улучшением социальных и коммуникативных навыков может быть важна для перенесших онкозаболевания, особенно для детей, которые пережили длительные периоды изоляции из-за лечения или болезни. Социальная активность и установление близких отношений помогут сохранить когнитивные функции на протяжении всей жизни.

  5. Доказано, что физические упражнения улучшают здоровье мозга и когнитивные функции. Активность способствует росту клеток в тех частях головного мозга, которые связаны с обучением и памятью. Благодаря физическим упражнениям пережившие рак могут справиться со стрессом, тревогой и депрессией. Физическая активность также улучшает общее самочувствие и физическую форму. Все эти преимущества очень важны для бывших пациентов.

    Физическая активность

  6. Для оптимальной работы когнитивных функций важны правильные привычки сна. Выявлена связь плохого сна и усталости с ухудшением когнитивных функций у перенесших онкозаболевания. Недостаток сна может также негативно сказаться на здоровье сердца и иммунитете. У некоторых детей, переживших рак, могут развиться нарушения сна, например апноэ. Важно сообщить лечащему врачу о таких симптомах, как чрезмерная усталость, громкий храп, бессонница или беспокойный сон.

    Узнайте, как улучшить сон:

    • CDC: Sleep Hygiene Tips (Советы по гигиене сна)
    • NIH: Guide to Healthy Sleep (Руководство по здоровому сну)

Кроме того, для здоровья мозга и сохранения когнитивных функций важно выбирать здоровую пищу, снижать стресс и следить за такими заболеваниями, как ожирение, диабет и проблемы с сердцем. Заболевания сердца и проблемы с легкими, возникающие как отдаленные последствия лечения рака, могут приводить к нарушению когнитивных функций. Поэтому для переживших рак очень важно всегда следить за своим здоровьем, в том числе за здоровьем мозга.

Как взять под контроль когнитивное здоровье

Пациенты и их семьи могут улучшить когнитивное здоровье в дальнейшей жизни.

  • Знайте свои риски. Поговорите со своим врачом о риске отдаленных последствий, связанных с когнитивными функциями, которые могут возникнуть в результате лечения.
  • Следите за признаками когнитивных нарушений. Поскольку когнитивные проблемы могут проявиться спустя много времени после окончания лечения, важно сохранять бдительность.
  • Регулярно проходите обследования. Периодические процедуры нейропсихологической оценки помогают выявить проблемы уже на ранней стадии, вовремя начать бороться с ними и избежать неприятных неожиданностей.
  • Обращайтесь за помощью. Психологи и специалисты по образованию могут предложить стратегии преодоления отдаленных последствий, связанных с когнитивными функциями. Также полезно обучаться навыкам для работы и повседневной жизни — особенно это касается подростков и молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь. Семейное консультирование помогает перенесшим рак и их семьям понимать и контролировать влияние когнитивных нарушений на отношения.
  • Ведите здоровый образ жизни. Многие привычки, которые полезны для физического здоровья, полезны и для когнитивного. Будьте активны, высыпайтесь, общайтесь, контролируйте стресс и правильно питайтесь — это позволит достичь физического и психического благополучия.


Дата изменения: июнь 2018 г.

что это такое в психологии, виды и способы развития

В широкий обиход понятие «когнитивность» в России вошло в конце 90-х, в связи с частым употреблением словосочетания «когнитивный диссонанс», означающего состояние психического дискомфорта во время усвоения конфликтующих понятий. Однако в понятиях «cognitio» и «dissonantia» нам интересно первое, означающее «познание». А ещё точнее когнитивность можно определить не просто как познание действительности, но ещё и возможность обработки получаемой при этом информации во всём её многообразии. То есть когнитивный процесс – это и вспомнить о нужности покупки или о предстоящем деле, выстроив стратегию исполнения этого дела, и выслушать собеседника, отметив в разговоре самое для вас важное.

Содержание

Когнитивные (умственные) психические процессы: что это такое в психологии

Для правильного усвоения, что же такое когнитивный процесс, нужно немного углубиться в психологию. Давайте вспомним, что помимо само собою разумеющейся мыслительной деятельности в подсознании человека живут и чисто животные навыки, сформированные за миллионы лет предшествующей виду Homo sapiens эволюции. То есть, присущие как представителю животного вида инстинкты и выработанные условные и безусловные рефлексы.

Развитие когнитивных процессов происходит у нашего вида в результате формирования и развития высших психологических функций, или мыслительной деятельности. В противовес низшим, базовым, в виде инстинктов.

Когнитивный процесс можно сравнить с работой компьютера, в который поступает информация и разделяется. Какая-то её часть идёт в оперативную, а какая-то – в долговременную память. В компьютере оперативная память сохраняется до тех пор, пока не потребуется выключить его, и на дисплее не появится надпись «Сохранить?». И оператор нажатием нужного сенсора переведёт пакет данных на жёсткий диск.

В человеческом мозге роль оператора, сохраняющего знания в долговременной памяти, играет орган мозга под названием гиппокамп. А побудительным мотивом сохранить чаще всего служит эмоциональная значимость входящего пакета.

Какие науки изучают когнитивные процессы

В первую очередь это, конечно же, психология. Но она была бы беспомощна в изучении когнитивных процессов без поддержки философии, лингвистики, социологии и смежных с нею дисциплин. А также неврологии, благодаря которой удалось выяснить многие неясные дотоле механизмы формирования когнитивных навыков в виде электрических потенциалов на отдельных участках мозга, и антропологии.

Теория когнитивного развития Пиаже [Sprouts]

Виды когнитивных процессов

Когнитивная деятельность формируется не только интеллектом – хотя ему принадлежит ведущая роль. Не нужно сбрасывать со счетов и низшую составляющую в виде ощущений и восприятия, которые являются автоматическими, врождёнными.

Низшие, или базовые когнитивные процессы

Давайте рассмотрим, что же относится к низшим когнитивным процессам.

Ощущение и восприятие

Это реакция на воздействие различных стимулов и распознавание сигналов как извне, от окружающего мира, так и изнутри, из тела самого человека. Приём этих сигналов осуществляется органами чувств. Однако в чистом виде информация не усваивается. В сознание попадает, скорее, интерпретация увиденного и прочувствованного. Кроме того, отсеивается то, что не затрагивает эмоционально, или является совсем примитивным.

Внимание

Напрямую связано с возможностью концентрироваться, сосредотачиваться на чём-либо, отбрасывая ненужное в данный момент. Для этого требуются некоторые волевые навыки, связанные, в свою очередь, с воспитанием и самодисциплиной. Как следствие, индивидуум начинает познавать мир. В психологии «внимание» рассматривается как форма психической деятельности, завязанная на избирательную направленность сознания.

Концентрацию внимания можно тренировать, расширяя её возможности. Примером может служить работа рук пианиста: у неподготовленного человека не получится делать правой и левой рукой разные вещи. А у пианиста это не только получается – у него этот навык доведён до автоматизма в виде извлечения разных нот из левой (басовой) и правой части клавиатуры.

Память

Память сохраняет, а потом и воспроизводит зашифрованные в виде наборов электрических импульсов пакеты данных, помогающих ориентироваться в мире со всеми его сложностями. Она имеет несколько разновидностей:

  • кратковременную;
  • сенсорную;
  • рабочую;
  • семантическую;
  • автобиографическую и некоторые другие.

Разные виды вступают между собой во взаимодействие. Они обеспечивают, например, больному с амнезией понимание, что во столько-то времени он должен принять такое-то лекарство (взаимодействие сенсорной и рабочей памяти). Но вот имени своего при этом он может не помнить (нарушение автобиографической памяти).

Сложные и высшие когнитивные процессы

К сложным процессам можно отнести следующие когнитивные способности.

Интеллект или ум

Позволяют решать сложнейшие задачи, недоступные обычным носителям инстинктов и рефлексов (даже высших, приобретённых).

В развитии интеллекта у индивидуума есть две составляющих:

  • врождённые способности;
  • навыки, развитые воспитанием и подходящей средой.

Есть даже некоторые научные школы, утверждающие, что интеллекта как такового нет, а есть лишь способности, которые индивидуум может (умеет) или не может (не умеет) применять в соответствии с обстоятельствами и ситуациями. Или что разум – всего лишь очень сложный инстинкт, присущий только виду Homo Sapiens. Правда, непонятно тогда, откуда этот инстинкт появился.

Мышление

Необходимый аспект высшей нервной деятельности, когда требуется принимать решения, основанные на анализе большого объёма информации. Включает в себя обобщение предыдущего опыта и, в отличие от животных, повышенную способность к прогнозированию – то есть к осмыслению понятий, которые позволяют обобщить их и применить для моделирования возможной ситуации в будущем.

Для упрощения и ускорения сложного самого по себе когнитивного процесса мышления человек может создавать суждения и умозаключения, группирующие людей, события, предметы, объединяя их по каким-то общим признакам. Или применять для этого ярлыки.

Речь

Речь – вторая сигнальная система после первой, основанной на невербальных способах общения, в основе которых лежат жесты. Условными раздражителями во второй сигнальной системе являются слова, или «сигналы сигналов». Речь формирует слова, предложения, которые более точно, чем первая сигнальная, доносит смыслы, ещё и дополнительно окрашивая их чувствами.

Речевые навыки, при соответствующем подходе, могут развиваться всю жизнь, обогащая носителя всё большими возможностями для коммуникации. И наоборот, общение затруднено, если есть нарушения речи (немота, сильное заикание) – хотя при соответствующей коррекции и эти недостатки частично или полностью преодолимы.

«Когнитивная Эволюция и Человеческие Возможности» — Татьяна Черниговская

Функциональная схема когнитивного процесса

Применяется для «разложения по полочкам» процесса познания и конструируется из таких блоков, как:

  1. Анализ первичной информации, формируемый в «области рецепторов».
  2. Рецепторы восприятия информации в виде слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса.
  3. Сложно устроенное хранилище в виде памяти, то есть хранилище знаний.
  4. Репрезентативная область с её способностью к синтезу воспринятого.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

В любом виде обучения всегда присутствует проблема усвоения знаний. Для этого есть система проверки усвоенных знаний, а также способностей человека к познанию нового. И в любой теории обучения во внимание берутся процессы умственного характера.

При обучении

Получая образование, человек на лекциях, занятиях, семинарах всегда лицом к лицу встречается с программами учебного заведения, проверяющими его возможности обучаться и воспринимать знания. Так что любая теория обучения неизбежно примет во внимание когнитивные способности студента, и не существует учебных программ, которые эти процессы не принимают в расчёт.

Примером может служить платное образование: учащегося могут буквально за уши перетягивать с курса на курс, но в итоге получится специалист с фактически купленным дипломом, ни на что не способный.

При чтении

Человек читает, распознавая знаки, символы и буквы, узнаёт получающиеся при этом слова и понятия, сопоставляет с узнанным ранее. Далее полученные знания усваиваются и систематизируются интеллектом разными методами в зависимости от того, что нужно получить на выходе: быть готовым к экзамену, отыскать цитату и пр.

При письме

Подобный механизм усвоения информации действует и при написании. Только здесь задействуется большее волевое усилие, не позволяющее отвлекаться на постороннее, так как при написании велика вероятность ошибок, которые могут существенно исказить смысл излагаемого.

Когнитивные нарушения и расстройства

Память и внимание со временем начинают ослабевать. Чёткость может потерять даже речь. Это следствие поражений соответствующих отделов коры головного мозга. Ослабление когнитивных функций происходит, в частности, при нездоровом образе жизни.

Что приводит к нарушению когнитивных функций

  • Нерациональное питание, в котором превалируют жирное и сладкое, фастфуд с его перманентным недостатком витаминов и нужных минералов. Всё это негативно сказывается на работе нейронов и синапсов головного мозга.
  • Недосыпание. Ведь невозможность полноценного отдыха вызывает быстрое истощение внутренних резервов организма.
  • Гиподинамия. Невозможность обеспечить двигательную активность провоцирует кислородное голодание клеток головного мозга, а это – неизбежное нарушение когнитивных функций.
  • Дефицит умственных нагрузок, или их однообразие, провоцирующее заторможенность реакций.
  • Вредные привычки в виде приёма алкоголя, курения, наркомании – все эти пороки блокируют полноценное поступление к головному мозгу кислорода.
Нарушение когнитивных функций

Способы развития и улучшения когнитивных процессов

Интеллектуальное, оно же умственное, оно же когнитивное развитие тренируется и улучшается в течение всей жизни, если к этому прикладываются усилия. Необходимые условия для этого:

  • забота о собственном здоровье, так как максиму «в здоровом теле – здоровый дух» никто не отменял;
  • использование достижений технологий, интеллектуальных игр, которые выступают своеобразными тестерами мозговой деятельности;
  • фиксация собственных успехов;
  • развитие критических аспектов мышления, буквально по Декарту;
  • систематическое чтение – притом любое: специальной литературы, художественной и даже развлекательной.

А какие способы развития когнитивных процессов знаете вы? Поделитесь вашим опытом в комментариях.

когнитивных функций | Бу

КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Ni

Интроверт Интуиция

Ne

Экстраверт Интуиция

Fi

Интроверт Чувство

Fe

Экстраверт Чувство

Ти

Интроверт Мышление

Те

Экстраверт Мышление

Си

Интроверт Зондирование

Se

Экстраверт Зондирование

Многие люди могут утверждать, что MBTI является псевдонаучным (и в какой-то степени они правы), но чтобы понять MBTI в его полном понимании, нужно сначала понять его корни, чтобы проверить его достоверность. До того, как Изабель Бригг-Майерс и Кэтрин Кук-Бриггс придумали индикатор типа Майер-Бриггс, существовал еще более глубокий анализ, на котором они основывали свою теорию, и такие теории людей и личности можно проследить до одной из праотцы психологии; Карл Густав Юнг. Статья, которую я собираюсь вам представить, будет более подробным анализом 16 личностей, или душ, и откроет мир MBTI в еще более глубоком измерении.

Оригинальные наблюдения Карла Юнга — предпочтения MBTI

Когда Юнг впервые разработал свою модель человеческой психики, он сделал подробные наблюдения о том, как люди думают и реагируют как на внутренний, так и на внешний мир — то, как люди взаимодействуют со своими внутренними мыслями и своим окружением, заставило его заметить, что энергия и фокусы людей можно направить двумя способами. Это породило два современных термина, известных нам как интроверсия и экстраверсия. Интроверсия связана с потоком информации из внешней среды, идущим внутрь, а экстраверсия — это поток информации из разума человека наружу, взаимодействующий с его окружением. Он также понимал, что для того, чтобы люди взаимодействовали со своим окружением и функционировали должным образом в целом, люди должны иметь дело с обменом информацией сбалансированным образом, извне-внутрь и изнутри-вовне. Он предположил и в конце концов пришел к выводу, что есть две формы понимания и использования информации; Суждение и восприятие. В терминах Юнга Суждение — это действие или решение, основанное на информации, а Восприятие — это сбор и открытие новой информации. Помимо этого, Юнг также понимал, что в Суждении и Восприятии есть еще две формы или дихотомии, в которых работает природа и использование информации. Принимая решения или суждения, можно либо действовать рационально, либо использовать их эмоциональные реакции. Это породило судейскую пару; Мышление и чувство. При изучении и обработке информации можно задействовать две области психики — использование органов чувств или инстинктивную природу ума. Это привело к восприятию пары; Интуиция и сенсорика. Теперь, из 8 характеристик, которые я уже выделил выше, мы можем видеть, что они были удобно объединены в пары предпочтений MBTI, I/E, N/S, T/F, J/P, но Юнг этого не делает. Остановитесь здесь.


Когнитивные функции

Поскольку мы получаем/отдаем информацию как эквивалентный обмен, будь то восприятие или суждение, Юнг разработал, что существует 8 форм информационных процессов, что и интуиция, и ощущение могут быть направлены как интровертно, так и экстравертно: 1. Ни (интровертная интуиция) 2. Не (экстравертная интуиция) 3. Si (интровертное восприятие) 4. Se (экстравертное восприятие) 5. Ти (интровертное мышление) 6. Тэ (экстравертное мышление) 7. Fi (Интровертное чувство) 8. Fe (Экстравертное чувство) Именно это породило юнгианскую психологию, и он ввел эти термины как юнгианские когнитивные функции.


Преобразование MBTI в когнитивные функции

Согласно его наблюдениям, Юнг считал, что в человеческой психике существует форма баланса, поскольку, когда информация уходит, информация должна поступать, и наоборот. Чтобы любой человек функционировал должным образом и поддерживал равновесие или эквивалентность обмена информацией, 8 когнитивных функций должны быть объединены в пары в определенном порядке, который противодействует и усиливает друг друга. Здоровые пары, которые позволяют этим когнитивным функциям правильно развиваться: 1. Ni+Te 2. Ni + Fe 3. Не+Ти 4. Не + Фи 5. Si+Te 6. Si + Fe 7. Се+Ти 8. Се + Фи 9. титан+не 10. Ти+Se 11. Te + Ni 12. Те + Si 13. Фи + Не 14. Фи + Се 15. Fe+Ni 16. Fe+Si И если вы заметите, что существует ровно 16 пар когнитивных функций, вы также поймете, что это число коррелирует с 16 типами личности MBTI. Эти пары когнитивных функций, которые наиболее часто используются, напрямую коррелируют со следующими типами: 1. Ni + Te = INTJ 2. Ni + Fe = INFJ 3. Ne + Ti = ENTP 4. Ne + Fi = ENFP 5. Si + Te = ISTJ 6. Si + Fe = ISFJ 7. Se + Ti = ESTP 8. Se + Fi = ESFP 9. Ti + Ne = INTP 10. Ti + Se = ИСТФ 11. Te + Ni = ENTJ 12. Te + Si = ESTJ 13. Fi + Ne = INFP 14. Fi + Se = ISFP 15. Fe + Ni = ENFJ 16. Fe + Si = ESFJ Но это еще не все.


Порядок когнитивных функций — стек основных функций

Чтобы люди действовали здоровым образом, существует окончательный баланс и противовес всему этому. В психике человека есть все 8 когнитивных функций. Так что да, у каждого есть немного Чувства, немного Мышления, Интроверсия и Экстраверсия, Интуиция и Ощущение, Суждение и Восприятие. Однако все мы используем эти когнитивные функции по-разному, используя эти эквивалентные пары и комбинации в соответствии с предпочтениями и частотой. Организация этих когнитивных функций определенным образом влияет на ход мыслей человека. Есть 8 позиций, в которых мы по-разному задействуем эти когнитивные функции. Первые 4 это: Доминанта (1-я когнитивная функция) Вспомогательный (2-й) Третичный (3-й) И низший (4-й) И это известно как первичный функциональный стек. В следующей таблице показан полный стек основных функций каждого из 16 типов.


Последние 4 или 5-я, 6-я, 7-я и 8-я когнитивные функции — это то, что мы называем теневыми процессами или стеком теневых функций. Пример: ENTP, обозначаемый всеми 8 функциями, будет: Ne-Ti-Fe-Se | Ни-Те-Фи-Се Этот стек также диктует, как обрабатывается информация и как она проходит через сознание. Следовательно, мысли обрабатываются через стек когнитивных функций в порядке Доминантная-Вспомогательная-Третичная-Низшая. например. ENTP сначала усваивает и обрабатывает информацию через Ne (задавая вопросы), принимая обоснованные решения с Ti (путем перекрестной ссылки на свои контекстуальные знания), перепроверяя с Fe (просматривая, как они себя чувствуют с заключением) и наконец, используя Si, чтобы узнать/информировать/осмыслить это (путем ретроспективного анализа и обзора). Следовательно, в таком порядке мысли ENTP идут по их стеку когнитивных функций; Ne-Ti-Fe-Si.


Краткое содержание

MBTI едва касается поверхности личности — предшественник MBTI охватывает совершенно новую глубину, на которой основан MBTI. Основателем теории личности является Карл Густав Юнг, один из двух основоположников психологии (наряду с Зигмундом Фрейдом) и истинный основатель теории 16 типов, также известной как юнгианская психология. Наши личности основаны на влиянии движения и обмена информацией. Есть 8 способов, которыми мы создаем и усваиваем эту информацию, также известных как 8 когнитивных функций. Эти 8 функций по-разному комбинируются, чтобы поддерживать баланс психики человека. Каждый использует эти функции по-разному и в разном порядке и расположении. Эти механизмы известны как стеки когнитивных функций. Существует 16 различных комбинаций функций, что приводит к 16 различным профилям личности. Стеки когнитивных функций отражают то, как мы обрабатываем и используем нашу информацию, и отражают то, как 16 типов личности думают и действуют в целом.


#cognitivefunctions Вселенная Сообщения

Когнитивные функции 16 личностей

INFJ

Хранитель

INTJ

Вдохновитель

ENFP

Крестоносец

ENTP

Челленджер

INFP

Миротворец

ISFP

Художник

ENFJ

Герой

ESFJ

Амбассадор

INTP

Гений

ISTP

Ремесленник

ENTJ

Командир

ESTJ

Исполнительный

ISFJ

Протектор

ISTJ

Реалист

ESFP

Исполнитель

ESTP

Мятежник

Узнайте больше о 16 типах личности.

INFJ

Хранитель

INTJ

Вдохновитель

ENFP

Крестоносец

ENTP

Челленджер

INFP

Миротворец

ISFP

Художник

ENFJ

Герой

ESFJ

Амбассадор

INTP

Гений

ISTP

Ремесленник

ENTJ

Командир

ESTJ

Исполнительный

ISFJ

Протектор

ISTJ

Реалист

ESFP

Исполнитель

ESTP

Мятежник

Какой-то текст какое-то сообщение..

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте для ряда целей, включая аналитику, производительность и рекламу. Узнать больше.

Аналитика

Файлы cookie

используются для сбора данных о том, как вы посещаете наш веб-сайт, что помогает нам улучшать и настраивать его для вас. Файлы cookie также помогают анализировать шаблоны веб-трафика, позволяя нам увидеть, что лучше всего подходит для наших посетителей, и определить области, в которых мы можем улучшить.

Производительность

Файлы cookie

используются для персонализации вашего опыта, гарантируя, что вы видите контент на основе ваших предпочтений и интересов, а также областей, в которых может использоваться наш веб-сайт. Файлы cookie необходимы для определенных услуг, доступных через наш веб-сайт, таких как доступ к безопасным местам, и они используются некоторыми из его важных функций, таких как доступ к безопасным областям.

Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте для ряда целей, включая аналитику и повышение производительности. Узнать больше.

Аналитика

Файлы cookie

используются для сбора данных о том, как вы посещаете наш веб-сайт, что помогает нам улучшать и настраивать его для вас. Файлы cookie также помогают анализировать шаблоны веб-трафика, позволяя нам увидеть, что лучше всего подходит для наших посетителей, и определить области, в которых мы можем улучшить.

Производительность

Файлы cookie

используются для персонализации вашего опыта, гарантируя, что вы видите контент на основе ваших предпочтений и интересов, а также областей, в которых может использоваться наш веб-сайт. Файлы cookie необходимы для определенных услуг, доступных через наш веб-сайт, таких как доступ к безопасным местам, и они используются некоторыми из его важных функций, таких как доступ к безопасным областям.

Знакомьтесь с новыми людьми

Войдите с номером телефона

Выполняя вход, вы соглашаетесь с нашими Условиями и Политикой конфиденциальности.

FINe (INFP) — Тип в уме

Каждый тип личности имеет четыре когнитивные функции. Функции накладывают язык на то, как они обрабатывают информацию и принимают решения. Каждый тип упоминается по двум главным функциям. Внутренние функции — это те, которые вы используете в своей голове, а внешние — те, которые вы используете для взаимодействия с окружающим миром.

Функции FiNe:
1. Fi – интровертное чувство
Хотя это и называется «чувством», Fi – это не внутренние эмоции, а ценности, которые исходят изнутри. FiNe может испытывать глубокий колодец эмоций, но это не корень Fi. Это процесс принятия решений, который очень заинтересован в определении собственного морального кодекса и в том, что интуиция FiNe подсказывает им правильно, что часто основано на том, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они, как правило, очень внимательны к другим, и им может потребоваться много времени, чтобы обдумать свои собственные убеждения, чтобы убедиться, что они кажутся правильными. Процесс уточнения ценностей может занять довольно много времени и требует ментального уединения. Fi обычно высоко ценит подлинность и отвергает все, что кажется выдуманным или поверхностным.

2. Ne — экстравертная интуиция
Ne — основной способ восприятия информации FiNe. Это означает, что они используют свою интуицию, чтобы находить закономерности, основные принципы и идеи, а также устанавливать связи во время разговора, письма или творчества. Нэ расцветает, когда ему предлагают рассмотреть новые интересные концепции, и постоянно ищет новое вдохновение во внешнем мире. Для FiNe Ne находится в паре с Fi и «обслуживает» его в том смысле, что он идет после него с точки зрения предпочтения. Это означает, что Ne чаще всего будет использоваться для исследования ценностей и идеалов во всех их аспектах. Поскольку Ne экстраверт, он в основном работает, взаимодействуя с внешними источниками. Это может выглядеть как обсуждение с другими людьми, которые также открыты для изучения возможностей темы, или самовыражение через письмо или искусство.

3. Si — интроверт. Восприятие
Si — третья функция FiNe, и она придает ощущение прочности их убеждениям Fi. Si также структурирует и детализирует внутренний мир, управляемый Fi. Когда дело доходит до ценностей, на развитие которых у них было достаточно времени, у них, как правило, четкое представление о том, что «правильно» и что «неправильно». Их восприятие в таких случаях во многом основано на их личном опыте. Это потому, что Si придает большое значение опыту реального мира и своим впечатлениям от него. FiNe хранят все интересные события и информацию, которые они собирают в своем уме, в организованном порядке для использования в будущем.

4. Te – экстравертное мышление
Te – подчиненная функция FINe. Эта функция может быть их ахиллесовой пятой, и по своей сути она не так сильна, как другие их функции, потому что их наивысший приоритет и внимание сосредоточено на Fi. Te — очень логически ориентированный способ решения проблем. Это та сторона, которая, естественно, ищет лучшее решение проблемы, повышает эффективность процесса или критикует и совершенствует то, что уже есть. FiNe обычно предпочитают использовать Te только при необходимости, а не принимать все свои решения. Чрезмерное использование второстепенной функции может быть очень истощающим и может быть вредным для здоровья, если ему постоянно отдается приоритет над другими функциями.


Доминирующая функция и ядро ​​внутреннего мира:

Интровертное чувство
Fi-доминантные типы очень тепло и заботливо относятся к тем, кто им близок, особенно потому, что они могут подсознательно полагать, что у каждого есть внутренний мир, похожий на их собственный. . Однако им требуется время, чтобы открыться людям, и они вряд ли подойдут к кому-то, если этот человек каким-то образом не заинтересует их. Как только они впустят кого-то в свой мир, они, скорее всего, сохранят эту связь, пока между ними сохраняется гармония. Например, если другой человек показывает, что он неискренний или сильно сопротивляется ценностям, которых придерживается FiNe, FiNe откажется от отношений. Пока эти принципы не нарушаются, FiNe, скорее всего, будет привязан к этому человеку на всю жизнь, независимо от того, регулярно он его видит или нет.

FiNe — мастера заботы о себе и, как правило, умеют устанавливать здоровые границы. Они очень чуткие люди, поэтому видят потребности других и хотят о них заботиться. Однако здоровые FiNe знают, что они не могут эффективно заботиться о других, если сначала не позаботятся о себе. Они знают свои пределы и обычно не боятся сказать «нет», когда не могут что-то сделать или приспособить что-то к своей жизни.

Fi отличается от Fe (экстравертное Чувство), потому что Fe сосредоточен вовне и постоянно спрашивает: «Как группа относится к этому?», тогда как Fi сосредоточен внутренне и постоянно спрашивает: «Как я отношусь к этому? ” Как только их собственные потребности удовлетворены, FiNe, как правило, зацикливаются на одном или двух важных отношениях. Они, естественно, заботятся об этих людях и относятся к ним как к семье. Эти люди могут быть романтическим партнером, лучшим другом и т. д.

FiNe сильно защищают свой «внутренний круг», чувствуя, что те, с кем они делятся интимными подробностями своей личности, в некотором роде являются частью их самих. Они без колебаний защитят себя или своих близких, если на них нападут или им угрожают.

FiNe чрезвычайно самосознательны и тратят много времени на самоанализ. Они очень озабочены глубиной и нюансами своей системы ценностей и тратят большую часть своего ментального пространства на прояснение, просеивание и уточнение своих убеждений. Этот процесс может быть очень связан с глубокими эмоциями для FiNe. Они могут смеяться или плакать от красоты, казалось бы, случайного объекта, который имеет для них какое-то значение, в то время как свидетели, заметившие их реакцию, могут быть весьма сбиты с толку их внезапным взрывом. Для некоторых FiNe их эмоции настолько глубоки, что должно быть много чувств, накопившихся под поверхностью в течение достаточно долгого времени, прежде чем они вырвутся наружу. Они склонны искать вещи (фильмы, книги и т. д.), которые задействуют их эмоции, потому что следование за персонажами, которые им небезразличны, в эмоциональном путешествии может быть очень полезным.

Стоит отметить, что когда мы говорим о Чувстве (Fi или Fe) как о когнитивной функции, мы не обязательно имеем в виду эмоции. Эмоциональные переживания или выражения могут быть связаны с Чувством (Fe или Fi), но они не являются первопричиной когнитивного Чувства. Корень Fi или Fe сводится к ценностям человека, то есть к тому, что человек считает важным, исходя из своей совести и причин, по которым он считает это важным. Моральный кодекс FiNe основан на том, что их совесть или «внутренний инстинкт» говорят им правильно, и они обычно относятся к другим так, как хотят, чтобы относились к ним. Это значение Fi не основано на эмоциях, но и не должно быть на 100% логичным. Его не слишком заботит ПРИЧИНА справедливого отношения к другим… Это просто «кажется» хорошим и правильным поступком, потому что они сами хотят, чтобы с ними обращались справедливо.

Движущий инстинкт FiNe заключается в достижении внутренней гармонии, оставаясь верным себе, своим ценностям и сводя к минимуму влияние внешних факторов (социальных ожиданий и, возможно, даже мнения друзей и семьи) на их ценности. Им может нравиться обсуждать или даже обсуждать свои ценности с другими, если они могут оставаться верными себе при этом. После продолжительного обсуждения FiNe нужно время, чтобы оценить разговор и подумать, что сказал другой человек и как они могут вписать это в свою систему ценностей.

FiNe считают свои собственные принципы заслуживающими доверия и ценными, и по своей природе скептически относятся к другим, которые пытаются им навязать. Если что-то не совпадает с их убеждениями, они не могут действовать в соответствии с этим. Идти против собственных ценностей — значит вызывать внутренний разлад, который FiNe не может долго терпеть.

FiNe могут потеряться в своем собственном мире, пытаясь понять, о чем думает незнакомец, сидящий в 20 футах от них в кофейне, как проходит их день, какой должна быть их жизнь и т. д. Они любят, когда люди смотрят, но, как правило, не заинтересованы в том, чтобы сблизиться с большинством людей, поскольку они чувствуют давление, чтобы реагировать и реагировать соответствующим образом в реальных взаимодействиях. Они могут даже вообразить разговор с кем-то, а не разговаривать с ним в реальной жизни, поскольку у воображаемых людей нет требований или ожиданий от них.

Файны, как правило, обладают активным воображением во взрослом возрасте. Fi-домы очень озабочены Историей различных вещей. Например, они могут увидеть большое, крепкое дерево и задаться вопросом, как долго оно существует, и попытаться представить события, для которых оно было вокруг, или кто еще сидел в его тени, какая мудрость может быть связана с этим деревом или внутри него, и т. д. Они автоматически ищут смысл везде — в книгах, фильмах, мимолетном замечании друга, специальной чашке, которую они любят использовать, или даже почему определенное дерево было посажено в определенном месте.

ФайНы склонны всему придавать значение. Поскольку они настолько вовлечены и запутаны в глубине и нюансах значения всего, и в том, как значение чего-то связано со всем остальным, они могут быть невероятно увлечены правильной идеей или историей. Когда что-то пробуждает их воображение или затрагивает аспект смысла, который имеет большое значение для FiNe, они приходят в восторг от этой истории или идеи. Процесс развертывания истории может быть более значимым для FiNe, чем сумма частей истории.


Вторая функция и ядро ​​внешнего мира:

Экстравертная интуиция
У FINe очень абстрактный взгляд на мир. Не — их вторая функция, и она делает их естественно ориентированными на теории, модели и новые идеи или принципы.

У FIN есть мир теорий, которые крутятся вокруг в любой момент времени, и им важно иметь время в одиночестве, чтобы развивать их. Их лучшие идеи обычно приходят, когда у них есть чувство внутреннего покоя и достаточно вдохновения. Многие FiNe считают осознанность, медитацию или другую форму намеренного расслабления полезными для обретения покоя.

FiNe могут найти вдохновение практически во всем, потому что их Fi находит смысл во всем. Что касается вдохновения, изучение интересных вещей, чтение интересных книг, прогулка или хороший разговор — все это обычные стимулы. Для идей, которые успели просочиться, нужно иметь места для выхода. Будь то написание, речь, преподавание, строительство, проектирование или что-то еще, важно иметь пространство, чтобы объединить их идеи уникальным способом. Это также может помочь им уточнить и усовершенствовать выражение своих идей. Хотя они могут чувствовать, что полностью понимают что-то в уме, и из них часто получаются отличные учителя, они могут быть не такими искусными в объяснении вещей другим без предварительной практики.

Любовная новинка ФайНе. Они всегда ищут новую блестящую головоломку, которую нужно решить, или что-то новое, о чем можно узнать. Им что-то может надоесть после достижения базового уровня компетенции. Тем не менее, у FiNe часто есть одна или две вещи, которые остаются нитью на протяжении всей их жизни — вещи, которые имеют для них наибольшее значение и которые никогда не казались им скучными. Вполне вероятно, что в конечном итоге они станут экспертами в этих областях, если не будут слишком долго заниматься ими или практиковать их.

FiNe любит думать об идеях, возможностях и будущем. Они меньше озабочены тем, «что есть» или текущим моментом. FiNe может быть сложно насладиться моментом и отпраздновать свои успехи, поскольку они естественным образом думают о том, что им нужно делать дальше.


Третья функция и вспомогательная роль во внутреннем мире:

Интровертное восприятие
Si рассказывает о том, как реальный мир, 5 чувств (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) влияют на FINe. Они очень высоко ценят свой собственный опыт и, как правило, имеют очень хорошую память или каталог деталей своего опыта, которые они считают важными. FiNe склонны очень ностальгировать и сентиментально относиться к вещам, которые имеют для них глубокое значение. Возможно, им нравится есть определенный вид торта на день рождения каждый год, потому что их мама готовила его для них, когда они росли, или они могут быть очень привязаны к определенным предметам, которые что-то для них значат.

FiNe ценит «традиции» или ритуалы, сильно отличающиеся от большинства людей, и демонстрирует их менее очевидными способами. Иными словами, их традиции часто не очень «традиционны». Иногда они входят в хороший ежедневный ритм, которому они бессознательно следуют. им проще всего поддерживать этот ритм в повседневной жизни, и это помогает им чувствовать себя более уравновешенными. Однако, когда что-то прерывает их ритм, у них могут возникнуть проблемы с повторением этого, как только прерывание закончится.

Их внутренний мир довольно «установлен» и тверд, когда они вступают во взрослую жизнь. Многие из их основных ценностей были определены довольно рано, и они возвращаются к ним до тех пор, пока новый опыт, идеи или реализации не заставят их переоценить определенные ценности. Они могут считать себя довольно открытыми. Однако, когда они сталкиваются с новым принципом, с которым у них нет опыта, им потребуется много времени, чтобы оценить свою позицию по этому вопросу. Как только у них будет достаточно времени, чтобы обдумать вопрос, даже если они не разобрались в нем на 100%, они чувствуют себя лучше, зная, что достигли определенного уровня внутреннего понимания.

Si — это функция, очень ориентированная на детали, которая дает сотрудникам FiNe уверенность в использовании решений, которые работали в прошлом, и они могут использовать это в своих интересах, когда это необходимо, чтобы оставаться организованным на своей работе, дома или в любом хобби, которое требует детальной информации. организация и быстрое решение проблем. FiN, как правило, находит хороший баланс, когда дело доходит до выбора между применением новой инновации и ранее успешным решением.


Последняя функция и вспомогательная роль внутреннего мира:

Экстравертное мышление
Te — это процесс, который позволяет FiNe получать информацию из реального мира, быстро принимать решения о наиболее эффективном решении и сразу же применять это решение в игре. Это самая слабая, ахиллесова пята FiNe. Хотя для них было бы утомительно и нездорово полагаться на этот аспект себя все время, они могут использовать свои навыки устранения неполадок, когда это необходимо для эффективного выполнения работы.

Хотя сотрудники FiNe предпочитают не торопиться с принятием решений, это не всегда возможно или практично. В таких ситуациях полезно иметь Тэ, чтобы они могли принимать быстрые и сиюминутные решения. Поскольку они полагаются на внутренний компас Fi своего «инстинкта» на заднем плане, они могут чувствовать себя комфортно в своем решении, даже если они не могут сформулировать вескую причину для него в то время. Например, если у них есть ощущение, что кто-то, кого они видят идущим по улице, может каким-то образом причинить им вред, у них нет времени распутывать, почему у них такое чувство. Они просто знают, что не чувствуют себя в безопасности рядом с этим человеком, и лучшее решение — перейти улицу или пойти в крюк, чтобы избежать его.

Во многих случаях Te является защитной функцией FiNe. Когда одна из их ценностей подвергается нападкам, они без проблем используют прямой, деловой стиль общения Те для защиты того, что они считают правильным. Когда они так сильно относятся к предмету, что знают, что должны принять меры по этому поводу, они подключаются к этой части себя, которая является могущественной и властной, чтобы отстаивать то, что они считают правильным. Te также может быть частью FiNe, которая говорит им просто выбрать что-то (карьеру, хобби, одежду и т. д.) и придерживаться этого, по крайней мере, в течение короткого периода времени. Это меньшая часть FiNe, которая подталкивает их к заключению и решительности. Если бы это зависело исключительно от их Fi, они бы размышляли о том, как они к этому относятся, вечно.

FiNe, который вынужден действовать, исходя из этой стороны решения проблем и критики своей личности большую часть своего времени (по работе, воспитанию детей и т. д.), скорее всего, перегорит и может испытать усталость от принятия решений. очень быстро. Как правило, они добиваются большего успеха, когда могут позволить кому-то другому взять на себя принятие решений хотя бы в части их жизни. Если они должны принимать все решения на своей работе, и все решения о воспитании детей, и все решения об отношениях и т. д., то когда придет время для простых решений, заботящихся о себе, таких как решение, что съесть на ужин или как добраться домой от работы они уже измотаны и будут изо всех сил пытаться понять, чего они хотят.

Добавить комментарий