Самовоспитание примеры из жизни великих людей: примеры самовоспитания из жизни великих людей

Содержание

примеры самовоспитания из жизни великих людей

  1. Возрастные особенности самовоспитания
  2. Этапы самопознания

В этой статьи мы рассмотрим главные вопросы, связанные с самовоспитанием: что это такое, этапы его формирования и развития, возрастные особенности процесса. Первый вопрос — что такое вообще самовоспитание?

Определение 1

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, которая направлена на то, чтобы реализоваться как личность. Чтобы самовоспитание стало возможным у человека уже должны быть сформированы идеалы, личностные моральные качества и осознанные цели.

Проблему самовоспитания изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие ученые с мировым именем. Вариантов расшифровки термина существует множество:

  • В «Теории самовоспитания», написанной Л. Рувинским, самовоспитание определяется, как осознанная деятельность, цель которой — изменять и совершенствовать свою личность.
  • По А. Кочетову самовоспитание расшифровывается, как осознанность и стремление соответствовать требованиям окружающих, при этом цель индивидуума — реализовать силу и способности. То, к чему стремится человек, будут определять цели самовоспитания, а чтобы достичь их, человек должен руководствоваться объективной оценкой самого себя. Самовоспитание дает возможность избавиться от плохих черт, выработать нужные личностные качества, развить скрытый потенциал.

Цели самовоспитания можно условно разбить на 2 группы:

  • Общие, когда человек хочет развить грани своей личности, овладеть профессиональными знаниями и навыками.
  • Частные, когда человек ставит задачу воспитать внимательность, трудолюбие, преодолеть завистливость, лень и другие негативные черты характера.

Толчком заняться саморазвитием могут стать различные ситуации и причины: желание достигнуть жизненных целей, необходимость отвечать идеалам, которые пропагандируются социальной моралью, личные обстоятельства, стремление быть похожим на человека, который стал примером для подражания. Сделать саморазвитие успешным и результативным — настоящая проблема. Основная трудность, с которой сталкиваются большинство людей — недостаток знаний и умений в правильной постановке и формулировании целей, тогда как именно целеполагание — основополагающий этап любого процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.

Суть воспитания личности

Точно определить, что такое самовоспитание достаточно сложно, так как этот термин включает множество других определений. Это понятие имеет и родственные термины такие, как самопознание и самореализация.

Это не одно и то же, но каждый процесс дополняет друг друга и невозможен в отдельности. Самовоспитание – это необходимое условие для каждого человека, так как в процессе этого происходит поиск себя, формирование самооценки и взгляда на окружающий мир. Самосознание позволяет ответить на такие вопросы, как личные идеалы, жизненный путь, отношения с окружающим миром. Ключевым моментом воспитания себя является осознание важности любви самого себя и окружающих. На пути к самосовершенствованию человек начинает различать такие понятия, как эгоизм и истинная любовь к себе. И здесь выясняется, что без любви к себе нельзя любить других людей и по-настоящему ценить жизнь.

Есть множество стратегий воспитания собственного «я», но многие психологи поддерживают именно путь любви. В процессе самореализации человек старается сделать самого себя лучше, но ни в коем случае не подстраивает внешний мир под себя.

Зачем человеку заниматься самовоспитанием

Сущность самостоятельного воспитания – тема научных работ многих философов, психологов, педагогов. По мнению ученых, движущей силой формирования человека является его душа. В развитии личности задействовано несколько факторов:

  • самообразование;
  • сила воли;
  • определенная линия поведения.

Это важно! По мнению Эриха Фромма – немецкого психоаналитика, нравственное воспитание и формирование личности – это стремление стать тем человеком, которым вы изначально являетесь. Главная цель и объект усилий – собственная суть.

Психологи отмечают особую роль самовоспитания в профессиональном становлении. Постоянная работа над собой и собственным характером помогает добиться следующих результатов:

  • успешное преодоление жизненных трудностей – это укрепляет волю и закаляет характер;
  • работа над собственными негативными чертами характера способствует развитии сильных и положительных качеств;
  • занимаясь самовоспитанием, человек учится контролировать эмоции, это значительно повышает эмоциональную устойчивость;
  • нравственное воспитание и развитие себя помогает достигать поставленных целей и четко следовать выбранному жизненному пути.

Профессиональное самовоспитание – необходимый процесс, в ходе которого человек учится находить выход из конфликтных ситуаций, возникающих с другими людьми и внутри себя. Необходимо понимать, что познание самого себя – это в большинстве случаев неприятный процесс, но необходимый. Разбираясь в собственных отрицательных качествах, человек проходит через ряд неприятных эмоций – обида, агрессия, вина, но именно в этом заключается элемент самосовершенствования.

Для чего необходимо самовоспитание личности:

  • человек становится счастливым и помогает ощутить счастье другим людям;
  • возникает радость преодоления, в результате появляется желание помогать другим;
  • человек творчески самовыражается и добивается успеха.

Основные этапы совершенствования

Процедура включает несколько взаимосвязанных между собой ступеней:

  • Принятие решения. Вы должны точно решить для себя, что готовы самосовершенствоваться. Ведь без этого целенаправленный процесс развития не будет осуществлен. Уже после следует изучить свои возможности и оценить перспективы работы, а также выработать некий идеал для стремления. Это может быть абстрактный образ или конкретный индивидуум.
  • Самопознание. В соответствии с выбранным примером для подражания стоит попробовать узнать себя получше. На этой фазе мы выявляем уровень прогресса определенных качеств или характеристик. Точность такого анализа зависит от самого человека и его целей, но для получения хороших результатов впоследствии в приоритете должна стоять честность.
  • Планирование. Выбираем пути и методы для собственного воспитания. Желательно максимально приблизить их к своим особенностям. Формируем самоустановки, способствующие достигнуть поставленных стремлений. Это могут быть правила или принципы, определяющие поведение индивида при разных обстоятельствах. Затем составляем программу, где будет отображено то, над чем следует поработать и какие средства для этого применять.
  • Выполнение планов. Это непосредственная практическая и, главное, активная деятельность. Она направлена на ценностные ориентиры и занимает довольно много времени.

Используемые методы самовоспитания

Психологи выделяют конкретные методы самовоспитания, с помощью которого можно контролировать и корректировать работу над собой.

Основные методы самовоспитания:

  • самообязательство – постоянное проговаривание и напоминание самому себе обязательств формирует привычку неукоснительно следовать им;
  • эмпатия – нравственное воспитание и развитие требуют от человека умения видеть себя на месте других людей, это помогает понять – как вас воспринимают окружающие;
  • самопринуждение – помогает искоренить нехватку волевых качеств и воспитать волю. О том как можно воспитать волю подробно читайте в книге Келли Макгонигела «Сила воли»;
  • самонаказание – воспитание и самовоспитание предполагают наказание за несоблюдение установленных правил, система наказаний продумывается вместе с обязательствами;
  • самокритика – без внутреннего противоречия невозможно добиться успеха;
  • самоубеждение – каждый проступок необходимо проговаривать вслух, таким образом, уделяется особое внимание моментам, которые следует дополнительно проработать;
  • самоанализ – данный метод предполагает ведение личного дневника и подготовку отчетов.

Его виды.

Самосовершенствование – это процесс комплексный и всесторонний. Нельзя постоянно развиваться в каком-то одном направлении. Все равно жизнь скорректирует движение. Например, кто-то решил стать первоклассным специалистом. Он всего себя посвятил выбранной профессии. Но этот человек абсолютно не умеет вести себя в обществе. Даже будучи профессионалом, он с треском проваливает собеседования и, даже в случае трудоустройства, долго на одном месте не задерживается. Значит одни только рабочие умения или навыки не являются залогом успеха.

Пройти тест на тип личности

Уместно говорить, что бывают такие виды самовоспитания:

  • Интеллектуальное;
  • Физическое;
  • Эстетическое;
  • Психологическое;
  • Социально-ориентированное.

Первое заключается в стремлении приобретать новые знания, расширять свое мировоззрение. Второе поддерживает на хорошем уровне физическую форму, умение обращаться со своим телом. Третье помогает видеть прекрасное, радоваться окружающему миру. Четвертое вырабатывает волевые качества. Пятое помогает налаживать связи, поддерживать коммуникацию в обществе.

Элементы самовоспитания.

Самовоспитание личности становится возможным только при наличии таких четырех основных компонентов:

  • Самоанализ – умение видеть свои сильные и слабые стороны;
  • Самоотчет – взятие на себя ответственности за свою жизнь;
  • Самомотивация – способность настраивать себя на работу;
  • Самоконтроль – сверка личного прогресса с прогнозируемым;
  • Самооценка – адекватная оценка своих поступков.

По сути, все это атрибуты школьного процесса, только во взрослой жизни человек их применяет сам. Оценивать других всегда проще, чем самого себя. Еще сложнее себя контролировать и мотивировать. Поэтому психологическое самовоспитание – один из наиболее важных этапов самосовершенствования.

С чего начать самовоспитание и работу над собой

Вопросу – что такое самовоспитание – родители должны уделять внимание с раннего детства. Основные составляющие педагогики – воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Следует отметить, что перевоспитание необходимо в том случае, когда у ребенка формируются ошибочные суждения и неправильное восприятие мира. Психолог работает над преобразованием негативных черт характера и неправильного поведения ребенка, которые осложняют дальнейший процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания для ребенка заключаются в установке норм и правил. Однако, учитывая, что осознанный процесс начинается только в подростковом возрасте, именно в эти годы человек способен самостоятельно развивать личностные характеристики.

Если речь идет о подростке, для него формирование личности начинается с конкретных шагов:

  • осознание, что перемены в себе необходимы;
  • достаточная решимость, чтобы ежедневно меняться;
  • мотивация и вера в собственные силы и успех;
  • правильный выбор методов.

Задача родителей на данном этапе отслеживать – какую реакцию у подростка вызывают определенные формы самовоспитания (воспитательного процесса). Если реакция отрицательная или нейтральная, необходимо своевременно внести коррективы, в противном случае у подростка не будет достаточной мотивации для работы над собой.

Родителям необходимо понимать, что составляющие факторы гармоничного развития ребенка – наследственность, среда, воспитание. Именно поэтому важно контролировать все элементы процесса и своевременно корректировать их.

В чем заключается проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания занимает умы ученых со времен античности. Идея формирования и развития личности появилась тысячелетия назад, за это время она изменилась, но вечные истины остались неизменными. В своих трудах Аристотель, Платон и Сократ отмечают ценность становления человека как личности. Проблема самовоспитания заключается в том, что человеку свойственно формировать ложные ценности и терять время наследование им. Однако обществу необходимы талантливые люди, которые смогли сформировать истинные, высокие ценности.

Великие люди добившиеся успеха в самовоспитании

Многи великие люди занимались личностным ростом – это отличный пример того, как работа над собой позволяет преодолеть жизненные трудности, непростую судьбу. Среди таких людей музыканты, руководители стран, писатели и художники. Вот несколько таких великих личностей.

  • Демосфен – преодолел слабый голос и нервный тик, стал прекрасным оратором и влиял на многие политические процессы;
  • Петр I – сам о себе Петр говорил – «царь с мозолями на руках», монарх стремился во всем быть примером для подданных;
  • Антон Павлович Чехов – великий писатель, который преодолел разорение и благодаря постоянной работе над собой развил уникальный талант и творческий потенциал;
  • Франклин Рузвельт – президент Соединенных Штатов Америки, который с детства занимался саморазвитием, стремился к глубоким и всесторонним знаниям;
  • Альберт Эйнштейн – знаменитый физик, который по мнению врачей отставал в умственном развитии и отличался медлительностью, только в результате тяжелой работы над собой Эйнштейн развил в себе талант ученого и невероятную силу мышления.

Михаил Васильевич Ломоносов – его биография является прекрасным примером личностного развития – смотрите на видео.

Успех в жизни во многом зависит от собственных усилий и настойчивости. Читайте книги, которые мотивируют, и следуйте примеру великих людей – развивайтесь как личность.

Примеры

Примеры самовоспитания из реальной жизни:

  1. А. В. Суворов. Легендарный российский полководец, который ни разу не потерпел поражения на поле боя, в детстве был слабым, болезненным мальчиком, и отец предполагал, что жизнь сына не будет связана с военным делом. При этом сам Александр с раннего возраста активно интересовался всем, что связано с войной, читал тематические книги, которых было немало в библиотеке, позднее начал закаляться и заниматься физической активностью, что дало ему возможность начать военную карьеру.
  2. Демосфен. Этот известный древнегреческий оратор до начала упорных тренировок имел массу серьезных проблем: его голос был слаб, дыхания не хватало на продолжительные выступления, он не умел достойно и красиво высказывать свои мысли.Упорные многолетние тренировки помогли Демосфену справиться с трудностями.
  3. Ник Вуйчич. Это современный христианский оратор, родившийся без ног и рук, который написал несколько книг и стал всемирно известным. Его детство было крайне тяжелым, он задумывался о суициде, но смог найти себя в ораторстве и благодаря долгим тренировкам научился хорошо использовать единственную крошечную конечность (частичную стопу).

В художественной литературе, в фильмах, сериалах, мультфильмах существует множество образов героев, которые воспитывали себя, упорно преодолевали трудности и добивались успеха: к примеру, каждый супергерой, созданный компанией Марвел, проходил сложный путь, учился справляться с трудностями, воспитывал себя в той или иной мере.

Старшеклассники рассуждают | Блоги | СеровГлобус.ру

В клубе молодых философов одно из рабочих заданий – написание эссе по афоризмам. В этом году одной из ведущих тем была тема самовоспитания. Представляется интересным опубликовать фрагменты эссе по этой очень актуальной для нашего времени теме.

Тема: «Там, где кончается саморазвитие, начинается диван», — Дэвид Аллен

«Каждый человек несет в мир частичку себя и своего образа жизни. Если родитель не читает книги, не самосовершенствуется, то это не будут делать и его дети. Многих людей устраивает их должность, состояние тела, уровень интеллекта… так и начинается путь к дивану».
Автор: Ипатов Иван, КШИ.
«Некоторые люди живут по принципу: я буду стремиться к лучшему, но завтра, а сегодня отдохну… Люди покупают книги и не читают их, обещают себе пойти в тренажерный зал, но с понедельника или нового года… А нужны ли мы своим потомкам такими вот: будем рассказывать им о своих мечтах, «сидя у разбитого корыта»? Классический пример – герой романа И. Гончарова помещик Обломов. Этот роман актуален и по сей день».
Автор: Кислицын Семен, школа №15.
«Для меня пример саморазвития — Лев Иосифович Дзюбинский; учитель-краевед, исследователь истории города Серова, моей малой родины, демонстрирует всестороннее самосовершенствование. Он с детства охотно учился и много времени уделял чтению, освоил все книги, что отыскал в доме, затем стал частым посетителем городской библиотеки, интересовавшимся историческими романами, трудами о боевых искусствах и великих полководцах.
Кроме того, Дзюбинский был нередким гостем в историческом музее. После окончания Великой Отечественной войны, в ходе которой он принял непосредственное участие, Лев Иосифович с удовольствием получил высшее образование на историческом факультете, что позволило ему позже посвятить себя преподаванию и прикладному краеведению. Вклад Дзюбинского в изучение истории Серовского городского округа велик. Его не удалось бы осуществить без упорного саморазвития.

Итак, дорогу осилит идущий. Иначе возникает угроза нивелирования духовности и бессмысленного, безрадостного существования. Это не те перспективы, ради которых хочется жить, не правда ли»?
Автор: Анастасия Киреева, школа №14.

Тема: «Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием», — Массимо Д’Адзельо

 «Однако, на мой взгляд, автор высказывания имел в виду не только умственное развитие, но и воспитание нравственное. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» — изрек однажды Теодор Рузвельт и подобное явление отлично отражено в массовой культуре.
Яркие тому примеры: Ганнибал Лектер, Кристиан Вульф или Джокер – личности, обладающие выдающимися интеллектуальными способностями, но не следующие общепринятым моральным нормам и оттого разрушающие собственную жизнь и жизни людей, их окружающих. Сократ говорил, что неосознанная жизнь не стоит быть прожитой, но, чтобы ее осознать необходимо воспитывать себя, развиваться духовно. Воспитывая свой характер, человек становится способным противостоять жизненным невзгодам и получать истинное удовольствие от своей жизни, осознавая происходящее в ней в полной мере
». 
Автор: Шитова Ирина, школа №14. 
«Все, что связано с усвоением и освоением основных понятий самовоспитания, помогает противостоять на любом жизненном этапе злу, подлости, низости. Любой поступок человека отражает его сущность, может стать точной характеристикой его поведенческой линии. Неважно, о чем идет речь – о желании помочь пожилому человеку перейти дорогу, об осознанном выборе заниматься благотворительностью, волонтерской деятельностью, о нежелании позволить манипулировать собой. .. В любом случае действие или бездействие станет показателем состоятельности человека как человека. 

Таким образом, чтобы иметь право на самоуважение, носить гордое звание человека, нужно уметь работать над своим внутренним миром, стремиться быть лучше, чище, добрее».
Автор: Буцко Полина, школа №22.
«Я соглашаюсь с этой точкой зрения. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитанность – это красота. Поэтому воспитанный человек всегда будет в цене. Надо выделять время для работы над собой и своими мыслями, иначе можно превратиться в Митрофанушку – невоспитанного, дремучего персонажа из комедии Фонвизина «Недоросль». И подумайте: сколько великих людей, без которых мы не можем представить историю, стали таковыми, несмотря на то, что условия не всегда были благоприятны… (Значит, самовоспитание реально работает!)
».
Автор: Куканова Виктория, школа №15.

«Л.Н. Толстой писал: «Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой». Писатель сам является примером самовоспитания: из дневника и произведений можно увидеть, что Лев Николаевич не уходил от извечных вопросов и старался понять свое предназначение в этом мире (И поднялся над собой, а мог бы остаться самодовольным тупым барином)».
Автор: Урядникова Анастасия, школа №14.

Тема: «Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести», – Эбнер-Эшенбах

«Я понимаю эту цитату так: каждый из нас может совершать любые действия по собственной воле, принимая решения самостоятельно, но при этом, не поддаваясь сиюминутному желанию, а контролируя любые свои деяния в соответствии с законами совести и морали. Кому-то может показаться, что быть волевым человеком, который каждый свой поступок и каждый свой шаг рассматривает с точки зрения совести и морали, крайне сложно, а кому-то, что это практически невозможно. Да, действительно, это не просто, но и не невозможно. 
Пример из литературы: Андрей Соколов – главный герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».
Когда Андрей Соколов оказался в плену, на каменном руднике, и комендант Мюллер предложил ему, русскому солдату, который измучен голодом, выпить за победу немецкого оружия, Соколов отказался. Потому что он был верен Родине. Поэтому мы можем смело считать, что Андрей Соколов – один из тех волевых людей, которые несмотря ни на какие невзгоды держат свою волю в кулаке и живут по совести
».
Автор: Автор: Шевченко Милена, школа №20.
«Властелин своей воли – советский военный летчик Алексей Маресьев. Ему ампутировали обе ступни, но он хотел продолжать летать, защищать свою страну – так говорила его совесть. И он вернулся в строй. К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. Известный ученый Чарльз Дарвин считал, что совесть – это то, что «делает людей людьми». В повести М. Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович смог создать человеческое существо из собаки. Но это существо (Шариков) так и не приобрел того качества, которое отличает личность от зверя – совесть
».
Автор: Зубарев Дмитрий, школа №15.
«Пример того, что происходит с человеком, который не откликается на голос совести, мы находим в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». После казни невиновного Га-Ноцри, которую он допустил, властный вершитель судеб прокуратор Понтий Пилат осознает свой главный порок – трусость, боязнь пойти наперекор власти. В результате он получает наказание – бессмертие, целую вечность с совестью, съедающей его изнутри
».
Автор: Ерегина Владислава, школа №14.

Тема: «Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть лучше, чем ты был вчера», — Джо Фрезер

«Я согласна с его высказыванием. Порой, действительно кажется, что другие живут более счастливой жизнью, чем ты. (Особенно в условиях, когда СМИ тиражируют стандарты жизни звезд эстрады и олигархов). Еще Теодор Рузвельт говорил: «Сравнение – похититель радости». Нужно обращать внимание на то, как вы сами развиваетесь с течением времени, замечать улучшения, двигаться вперед, и это принесет радость.
Для меня примером саморазвития является Алина Загитова. Алина вышла на лед в 3 года и именно с этого момента она стала стараться быть лучше, чем вчера. Она поступила на факультет журналистики и старается не останавливаться на достигнутом, проявляет стремление стать лучше в этой сфере
».
Автор: Кулемина Кристина, школа №15. 
«В пьесе А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» один из главных героев, Сальери, вследствие своей зависти отравил гениального Моцарта. Это художественный пример того, как сравнение себя с другими может привести к разрушению человеческой жизни. Зигмунд Фрейд писал: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя – это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть – это вы сейчас». Английский физик Стивен Хокинг был прикован болезнью к инвалидному креслу, несмотря на это он всю жизнь старался быть лучшей версией себя: читал лекции студентам, занимался космологией, писал книги, которые становились бестселлерами
».
Автор: Багиров Анар, школа №15.
В заключение надо отметить, что многие участники программы «Мое мировоззрение» с интересом относились к комментированию афоризмов. Надеемся, что это помогло им уточнить свои мировоззренческие взгляды и подготовило к учению в высших учебных заведениях.
Александр Бушуев, 22 марта 2022 г.  

Знаменитый самоучка

Автор Джефф Кобб / 2 комментария

Сравнение между Авраамом Линкольном и Бараком Обамой заставило меня некоторое время назад задуматься о значительной разнице между ними: Линкольн был в основном самоучкой; Обама, с его дипломами Колумбийского университета и Гарвардской школы права, определенно не был им.

Вскоре после этого я недавно посмотрел превосходный мини-сериал HBO о Джоне Адамсе (основанный на бестселлере Дэвида МакКоллоу). Как и следовало ожидать, Бен Франклин, безусловно, кандидат на звание всеобщего плаката для самообразования, значительно влияет на историю. То же самое и с Эбигейл Адамс, которая в руках Лоры Линни кажется сильной и остроумной фигурой, которой она, несомненно, была. Эбигейл, также в значительной степени самоучка, является одной из тех известных великих женщин, которым время обречено стоять за великого человека, который был ее мужем.

Эти блуждания в истории заставили меня задаться вопросом, кто еще входит в длинную перекличку знаменитых самоучек и следит ли кто-нибудь за ними. Естественно, Сеть есть Сеть, и найти кого-то, кто ею является, было несложно. Этот человек — Чарльз Хейс из Autodidactic Press. На данный момент Чарльз составил список из 184 известных людей, которые в основном занимались самообразованием, и дал краткую запись для каждого человека.

Вот, например, запись для Эбигейл Адамс (1744-1818):

Очевидно, одна из самых грамотных американцев восемнадцатого и девятнадцатого веков, жена второго президента Соединенных Штатов и мать шестого, Эбигейл Адамс никогда не посещала школу. Ее наставляла бабушка по материнской линии и поощряла читать. Ее письменная переписка с мужем Джоном Адамсом описывает важную часть американской истории и выделяется как недвусмысленное свидетельство силы и развития интеллекта, которых можно достичь, просто пожелав этого.

А вот еще несколько примеров, которые привлекли мое внимание. (Хейс немного вольничает с определением «самоучка», но мне это кажется вполне справедливым):

Джейн Гудолл (1934-)
докторскую степень в своей области. Но вы можете быть удивлены, узнав, что она выполнила ту самую работу, которая сделала ее знаменитой без колледжа. На самом деле, антрополог Луи Лики выбрал ее для изучения приматов в дикой природе из-за отсутствия у нее формальной подготовки, чтобы академическая предвзятость не повлияла на результаты исследования.

Эрнест Хемингуэй (1899-1961)
Он был одним из самых знаменитых литературных гигантов Америки. Автор книг По ком звонят колокола , И восходит солнце , Старик и море , среди прочего, он решил пропустить колледж, чтобы учиться на жизненном опыте. В 1954 году он получил Нобелевскую премию по литературе.

Кевин Келли (1952- )
Келли, экстраординарный человек эпохи Возрождения, писатель, фотограф, издатель и один из основателей и исполнительный редактор Проводной журнал . Он учился в Университете Род-Айленда в течение одного года.

Последнее мне кажется интригующим, потому что Келли — один из наиболее известных «мыслителей» современности. В эпоху, которая временами кажется одержимой степенями и полномочиями, интересно найти Билла Гейтса, Пола Аллена и Стива Джобса, которые составляют компанию Келли в списке.

Вы можете, конечно, оспаривать определение самоучки, которое легло в основу списка, но я не думаю, что есть много сомнений в том, что все эти люди страстно увлечены обучением, если не традиционными представлениями об образовании. (Обучение и образование, в конце концов, не одно и то же.) И действительно, самые успешные люди на протяжении веков, независимо от того, включены они в этот список или нет, разделяли эту страсть.

Я рекомендую вам посетить список Хейса, чтобы узнать, кто еще там есть. Вы, конечно, найдете Авраама Линкольна.

Джефф Кобб
Миссия обучения

См. также :

  • 15 способов успешного самостоятельного обучения

15 известных самоучек, живущих самообразованием

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем совершать какие-либо покупки в Интернете.

Технологические компании по всему миру сообщают, что они больше не требуют от своих сотрудников наличия высшего образования для сохранения работы. Это часть гораздо более масштабного системного сдвига, поскольку ведущие университеты изо всех сил пытаются подготовить своих студентов к выходу на конкурентный рынок труда, признавая, что реальный опыт так же важен, как и то, чему учат в колледже.

Кроме того, новые технологии и мировые обстоятельства изменили современное рабочее место, начиная от типа доступных рабочих мест (ожидается, что к 2030 году число рабочих мест, связанных с автоматизацией, резко возрастет) до того, как выглядит типичная рабочая среда (растущее число людей). работать из дома).

Все это породило новые требования к проявлению профессионализма, включая способность быть гибким, иметь творческие способности, сильное желание учиться, способность адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам и узнавать новое.

Для всего этого нужно быть немного самоучкой.

Некоторые из самых успешных людей в истории были самоучками; а значит, они не тратили годы на прогулки по парадным залам широко известных и уважаемых учебных заведений.

Насколько редок действительно успешный самоучка? И чему вы можете у них научиться?

В этой статье мы рассмотрим 15 известных самоучек, которые прожили жизнь самообразования.

Но сначала давайте посмотрим, что такое самоучка.

Содержание

Кто такой самоучка?

Самоучки — увлеченные люди, которые могут самостоятельно выбирать предметы и учебные материалы, не будучи связанными структурой формального образования.

Слово «самоучка» сочетает в себе «авто» (что в переводе с греческого означает «сам») и дидактизм (что означает «обучение»). Таким образом, автодидактизм переводится как «самообучение».

Хотя не все являются самоучками, большинство людей в какой-то момент своей жизни сами научились что-то делать. Подумайте о ком-то с юридическим образованием, который знает, как заменить масло в машине, или о поваре, отлично играющем на гитаре.

Самоучки постоянно ищут знания в Интернете, книгах и личном опыте для самообразования. Они изучают основы концепции, а затем приобретают знания, чтобы опираться на эти основы на своих условиях.

Самоучки — это целеустремленные люди, у которых есть увлечения и любопытство помимо их формального обучения, которые мотивируют или вдохновляют их на проведение необходимых исследований или практику для самостоятельного овладения навыком.

Давайте посмотрим на некоторых известных людей, которые использовали этот активный подход в жизни для самообразования.

15 знаменитых самоучек, живущих самообразованием

1. Джонни Депп

Что касается актерского мастерства, то один из самых талантливых и известных профессионалов, Джонни Депп, никогда не проходил формального обучения. Этот самоучка переехал в Калифорнию, чтобы продолжить музыкальную карьеру, но в итоге устроился на работу в отдел телемаркетинга по продаже ручек.

Его ранняя музыкальная карьера позволила Джонни смешаться с нужной толпой и установить связи с людьми, которые в конечном итоге привели его к тому положению, в котором он находится сегодня.

Джонни Депп научился быть актером, внимательно наблюдая, а затем имитируя манеры успешных актеров.

Быть самоучкой — это больше, чем просто приобретать соответствующие навыки самостоятельно — важно также иметь навыки работы с людьми, чтобы вы могли продавать себя, основываясь исключительно на своем необработанном таланте.

В случае с Джонни Деппом он научился быть актером, в основном наблюдая за успешными актерами, обращая пристальное внимание на их манеры, а затем подражая им.

Несмотря на то, что на этом пути у него были тренеры, его обучение было самостоятельным и приобреталось в ходе практики и личных занятий.

2. Опра Уинфри

Опра Уинфри, возможно, самая успешная ведущая ток-шоу в мире и одна из самых влиятельных женщин-медийных предпринимателей, миллиардерша, добившаяся собственного успеха, бросила колледж и была уволена. первая работа ведущим новостей.

Но как инициативная и дальновидная, она обладала решимостью и стремлением, чтобы в конечном итоге добиться успеха.

Опра научилась читать в возрасте трех лет и продолжала питать свой ум и верить в фундаментальную важность чтения для самообразования. Став взрослой, у нее не было никого, на кого можно было бы равняться в ее области, и она полагалась только на себя, чтобы привлечь беспрецедентную аудиторию.

Опра научила себя и других не бояться неудач, оставаться верной своим ценностям и рассчитывать на успех только на себя.

3. Томас Эдисон

Томас Эдисон, безусловно, принадлежит к числу людей, которые своими изобретениями сделали повседневную жизнь более комфортной и легкой. Эдисон, наиболее известный изобретением лампочки, был человеком, который «сделал себя сам».

Будучи прилежным учеником, Эдисон полагал, что сможет учиться намного быстрее дома, не поднимая руку всякий раз, когда он хотел задать вопрос, что случалось очень часто.

Он получил только три месяца формального образования, после чего его учитель решил, что у него умственная отсталость, которая не позволяет ему учиться.

Его обучение в школе взяла на себя мать, и он научился сам, читая самостоятельно.

Томас Эдисон, безусловно, принадлежит к тем людям, которые своими изобретениями сделали повседневную жизнь более комфортной и легкой.

После того, как мать купила ему «Научный словарь», страсть Эдисона к химии официально вспыхнула, и он начал тратить все свои свободные деньги на химикаты, провода и другие предметы у местного фармацевта, чтобы использовать их для своих экспериментов. Он построил свою первую лабораторию в подвале своей семьи.

Вера Эдисона в самосовершенствование в конечном итоге сделала его успешным на протяжении всей жизни. Своими экспериментами Томас Эдисон внес свой вклад в изобретение фонографа, видеокамер, телеграфов, бегущих строк, копировальных машин и телефонов.

4. Джордж Гершвин

Джордж Гершвин уже любил музыку, когда его родители купили подержанное пианино для его брата, когда Джорджу было 11 лет. Джордж быстро проявил свой природный талант на пианино своего брата, плавно сыграв популярную песню, которую он выучил просто. наблюдая, как сосед играет в нее.

Всего 4 года спустя, в возрасте 15 лет, он бросил школу, чтобы профессионально заниматься игрой на фортепиано.

Работая с разными учителями игры на фортепиано, Джордж Гершвин быстро понял, что инструментов, которые ему дали учителя и наставники, недостаточно, если он хочет достичь звука, который искал. Но когда он изучал музыку, он смог обрести тот голос, который так хотел обрести.

Хотя часто говорят, что более профессионально подготовленные музыканты не обращали внимания на музыку Гершвина из-за отсутствия у Гершвина инструкций, он создал один из самых оригинальных музыкальных языков в истории музыки. Он соединил два конкурирующих жанра музыки, джаз и классику, чтобы составить свою Рапсодию в стиле блюз.

5. Билл Гейтс

Билл Гейтс бросил учебу в Гарварде, чтобы создать Microsoft, но не это сделало его самоучкой. Его самообучение началось гораздо раньше, когда в детстве он обратился к чтению, чтобы убежать от жизни. Он всегда был вынужден проявлять инициативу в своем обучении, обучая себя тому, что ему нужно знать.

В детстве Билл Гейтс целыми днями читал, настолько погружаясь в процесс обучения, что забывал выполнять повседневные задачи, такие как прием пищи.

Будучи подростком, он ускользал рано утром и шел в компьютерный класс в кампусе Вашингтонского университета. Узнав, что университетские суперкомпьютеры простаивают с 3:00 до 6:00 утра, он взял на себя задачу научиться их программировать.

В своей речи на церемонии вручения дипломов в Гарварде в 2007 году Гейтс призывал других стать самоучками, призывая выпускников: «На несколько часов каждую неделю… используйте растущую мощь Интернета, чтобы получать информацию, находить людей с такими же интересами, видеть барьеры. , и найти способы преодолеть их».

6. Уолт Дисней

Уолт Дисней происходил из амбициозной и предприимчивой семьи, но это не значит, что они всегда были успешны. Хотя он очень мало учился в школе, Уолт уже работал в возрасте девяти лет, разнося бумаги со своим братом перед школой.

Раннее пробуждение изо дня в день заставляло Уолта спать большую часть учебного дня, что отражалось на его оценках. Будучи молодым предпринимателем, Уолт начал искать способы заработать собственные деньги за счет собственного бизнеса по продажам.

Уолт Дисней в конечном итоге стал соучредителем Медиа-империи Уолта Диснея, воспользовавшись помощью заочных школ, чтобы научиться искусству рисования.

7. Илон Маск

Илон Маск, генеральный директор Tesla, SpaceX и Twitter, безусловно, является одним из самых опытных самоучек, изучившим ракетостроение, автомобилестроение и проектирование солнечных батарей. Хотя у него есть степень бакалавра физики в Пенсильванском университете, это, конечно, не дало ему всех его знаний.

Илон знал, что если он окружит себя нужными людьми и прочитает все учебники, которые он сможет найти, связанные с аэрокосмической техникой, ракетами и космическими путешествиями, он сможет научиться посадить космический корабль на Марс.

Так что, хотя в 2001 году он ничего не знал о ракетах, он звонил аэрокосмическим экспертам, таким как Джим Кантрелл, чтобы получить знания, которых он жаждал.

Он проводил время с людьми, у которых также была страсть к самообучению, поэтому он мог делиться знаниями по тем темам, которые его интересовали.

Более того, Илон понимал то, что читал, а не просто запоминал, что позволяло ему применять полученные им знания в беседах с другими экспертами, с которыми он проводил время.

Уникальность Маска заключается в том, что он не только самоучка, но и любит делиться своими знаниями и учить других тому, что знает сам. Это показывает, что он верит в способность приобретать знания самостоятельно и призывает других делать то же самое.

9. Като Ломб

Като Ломб утверждает, что при наличии интереса и мотивации, а также способности избавиться от запретов любой может освоить новый язык. Сама выучив 16 языков, она узнает секрет.

За 25 лет Като Ломб научилась говорить на 10 языках, переводить техническую документацию и читать художественную литературу еще на шести, а также понимать журналистику еще на 11.

Като получила хорошее образование, когда выросла в Венгрии, и даже получила докторскую степень по химии и физике; однако она не увлекалась изучением иностранных языков, пока не стала взрослой. Она интересовалась изучением слов и по праву стала одним из первых переводчиков-синхронистов в мире.

Когда ей было за двадцать, она начала изучать английский язык, а затем выучила еще 15 языков. Как автор книги «Полиглот: как я изучаю языки» она стала источником вдохновения для других взрослых самоучек, которые стремятся изучать новые языки самостоятельно.

10. Джулиан Ассанж

Многие познакомились с Джулианом Ассанжем за последние десять лет. Как основатель WikiLeaks, он использовал свои навыки самообучения, чтобы стать экспертом в области взлома и компьютерных кодов.

Ассанж хорошо известен тем, что обнародовал конфиденциальные электронные письма от DNC, видеозаписи военных преступлений и другие секретные документы. В то время как некоторые считают его работу преступной, другие хвалят его за способность раскрывать некоторые правительственные истины.

Джулиан Ассанж использовал свои навыки самообучения, чтобы стать экспертом в области хакерства и компьютерных кодов.

Выросший в Квинсленде, Австралия, Ассанж очень часто переезжал со своей семьей, посещая в общей сложности 37 различных школ. Как только ему подарили его первый компьютер в возрасте 16 лет, он начал самостоятельно учиться взламывать и программировать технологии.

Его склонность к математике в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта способствовали его автодидактическому характеру. Хотя он учился в Мельбурнском университете, он так и не получил ученой степени.

11. Тим Феррис

Имя Тима Ферриса часто упоминается на DGH, и он действительно соответствует требованиям современного самоучки. И, как человеку, чьи знания охватывают широкий круг предметов, от инвестирования и биохакинга до написания документальной литературы, его личная система самостоятельного изучения сложных навыков оказалась для него очень прибыльной.

Тим Феррис развил большую часть своих навыков самостоятельно, разговаривая с экспертами, обучаясь самостоятельно, преднамеренно тренируясь и применяя свой собственный метод обучения путем деконструкции навыков.

Будучи аспирантом, Тим Феррис обнаружил, что чувствует себя переутомленным и подавленным, что вдохновило его на то, чтобы более целенаправленно распоряжаться своим временем, разработать оптимизирующие процессы и написать свою знаменитую книгу «4-часовая рабочая неделя».

Будучи самоучкой, Тим Феррис использует свои платформы, чтобы вдохновить других стать успешными самоучками.

12. Боб Дилан

Пожалуй, один из самых влиятельных музыкантов прошлого века, Боб Дилан называл себя «человеком песни и танца». Хотя он поступил на один семестр в колледж, он часто прогуливал занятия, чтобы погрузиться в фольклорную сцену Миннеаполиса.

Дилан влюбился в народную музыку и в подростковом возрасте начал учиться играть на гитаре. Он учился, просто слушая записи и вычисляя аккорды. Он также известен тем, что говорит, что не верит в уроки игры на гитаре, что объясняет, почему он никогда их не брал.

Он быстро научился играть на гитаре и мог играть часами, пока его навыки постепенно улучшались. Он стал одним из самых талантливых и уважаемых гитаристов в мире.

13. Альберт Эйнштейн

Эйнштейн не был известен как лучший ученик в школе. Часто пропуская уроки, Эйнштейн провалил физику, и его профессор математики назвал его «ленивым псом». Но хотя у Эйнштейна было отвращение к посещению занятий, у него был интерес к изучению теоретической физики дома.

Эйнштейн не изучал физику, посещая занятия, он изучал ее, играя и экспериментируя с понятиями и уравнениями в свободное время. Он мог лучше учиться, делая, а не слушая.

Эйнштейн не изучал физику, посещая занятия, он изучал ее, играя и экспериментируя с понятиями и уравнениями в свободное время.

На самом деле Эйнштейн осваивал новые теории, доказывая их самостоятельно. Такой подход к обучению был естественным для Эйнштейна, которым двигало любопытство узнать, как устроены вещи, и вера в то, что природу можно понять с точки зрения математики.

Любопытство Эйнштейна вдохновило его на понимание физики, что сделало его настоящим самоучкой.

14. Стивен Прессфилд

Стивен Прессфилд — автор-самоучка, известный такими бестселлерами, как «Война искусств» и «Легенда о Бэггере Вэнсе», по которым впоследствии был снят фильм. Он даже написал книгу Turning Pro, подробно описывающую, как он научился тому, как стать успешным писателем.

Изучая успешных людей, которые были до него, и практикуясь каждый день, Прессфилд смог написать и опубликовать свою первую книгу. Этот процесс занял 27 лет, но самоотверженность, которую он сохранял, пережила всех его скептиков, которые изначально не поддержали его рукописи.

Что касается самоучки, Прессфилд соглашается с тем, что «в любом искусстве есть принципы и приемы, которые необходимо изучить и освоить», но в основе настоящего искусства лежат страсть и чувства. Такое отношение делает Pressfield настоящим образцом для подражания для самоучек сегодня.

15. Джеймс Кэмерон

Вопреки тому, что кто-то может подумать, чтобы стать великим кинорежиссером, не обязательно иметь диплом кинематографиста. В то время как степень киноискусства может научить основам, это дорого и не гарантирует настоящий талант или работу.

Тем не менее, кино — это то, чему можно научиться самостоятельно при правильной мотивации и доступном оборудовании. Джеймс Кэмерон — один из знаковых режиссеров, самостоятельно изучивший это ремесло.

Он пошел обычным путем к славе. Когда ему было 17 лет, он приехал в Соединенные Штаты из Канады с планами изучать физику и начать академическую карьеру. Но вместо того, чтобы остаться в колледже, он женился и стал водителем грузовика.

Но когда он увидел «Звездные войны» в 1977 году, он захотел стать режиссером. Затем он сам научился записывать, редактировать и режиссировать и начал создавать свои собственные фильмы, а позже стал снимать такие фильмы, как «Терминатор», «Титаник» и «Аватар».

Этот современный самоучка, безусловно, является примером того, кто стал очень уважаемым в своей области без какого-либо формального образования.

Заключительные мысли об известных самоучках

Оглядываясь назад на жизнь этих великих умов и творческих гениев, становится ясно, что их самое ценное образование они получили не в классе, а скорее на жизненном опыте.

Некоторые из этих известных людей учились самостоятельно, читая и исследуя из-за своей страсти к предмету, в то время как другие добились успеха по необходимости после того, как в детстве им пришлось бросить школу, чтобы работать из-за семейных обстоятельств.

Добавить комментарий