Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера | Тест по психологии по теме:
Опубликовано 09.03.2013 — 4:21 — Емцова Ирина Владимировна
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина
Текст методики
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личностной тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Ответы | ||||
Суждение | Никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Предварительный просмотр:
Шкала ситуативной и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина
Текст методики
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждение | Ответы | |||
нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личностной тревожности
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Ответы | ||||
Суждение | Никогда | почти никогда | часто | почти всегда | |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Предварительный просмотр:
Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.
Ключ к методике:
Шкала ситуативной тревожности | Шкала личностной тревожности | ||
Номер суждения | Баллы за ответы | Номер суждения | Баллы за ответы |
1 | 4 3 2 1 | 1 | 4 3 2 1 |
2 | 4 3 2 1 | 2 | 1 2 3 4 |
3 | 1 2 3 4 | 3 | 4 3 2 1 |
4 | 1 2 3 4 | 4 | 1 2 3 4 |
5 | 4 3 2 1 | 5 | 1 2 3 4 |
6 | 1 2 3 4 | 6 | 4 3 2 1 |
7 | 1 2 3 4 | 7 | 4 3 2 1 |
8 | 4 3 2 1 | 8 | 1 2 3 4 |
9 | 1 2 3 4 | 9 | 1 2 3 4 |
10 | 4 3 2 1 | 10 | 4 3 2 1 |
11 | 4 3 2 1 | 11 | 1 2 3 4 |
12 | 1 2 3 4 | 12 | 1 2 3 4 |
13 | 1 2 3 4 | 13 | 1 2 3 4 |
14 | 1 2 3 4 | 14 | 1 2 3 4 |
15 | 4 3 2 1 | 15 | 1 2 3 4 |
16 | 4 3 2 1 | 16 | 4 3 2 1 |
17 | 1 2 3 4 | 17 | 1 2 3 4 |
18 | 1 2 3 4 | 18 | 1 2 3 4 |
19 | 4 3 2 1 | 19 | 4 3 2 1 |
20 | 4 3 2 1 | 20 | 1 2 3 4 |
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
— до 30 баллов – тревожность отсутствует;
— от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;
— 45 и более – выраженная тревожность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)…
Влияние личностной тревожности младшего подросткового возраста на успешную учебную деятельность
Содержит теоретико-исследовательские материалы…
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности. Диагностическая методика
Диагностическая методика…
Опросник Спилбергера Исследование тревожности
Диагностическая методика…
«Диагностика и коррекция личностной тревожности у младших школьников с ЗПР в условиях школы — интернат»
Выпускная квалификационная работа на право ведения профессиональной деятельности в области Олигофренопедагогике, проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отст. ..
Шкала личностной тревожности Р.Кондаш
Назначение теста: определение уровня личной тревожности…
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности
Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности…
Поделиться:
Шкала реактивной и личностной тревожности (опросник Спилбергера Ч., адаптация Ханина Ю.Л.), Темперамент и характер
метки:Тревожность, Чувствовать, Бывать, Суждение, Испытуемый, Правильный, Неправильный, Ответ
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
4 стр., 1561 слов
Психическое состояние работников в экстремальной ситуации
… определению. Итак, психическое состояние — это состояние человека, вытекающее из воздействия внешних факторов на его психоэмоциональное состояние. Следовательно, экстремальные ситуации, чрезвычайно перегружают психику … аутизм, гиподинамия и.т.д, могут быть вызваны стрессовыми состояниями в результате экстренных ситуаций и неправильного соблюдения техники эмоционального контроля. Эмоциональный …
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 4 | |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
— 37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов.
1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла — умеренная; 45 и более высокая.
КЛЮЧ
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№№ | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | №№ | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
СТ | ЛТ | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.
депрессивный синдром Последние научные статьи
ВСЕГО ДОКУМЕНТОВ
219
(ПЯТЬ ЛЕТ 33)
H-ИНДЕКС
29
(1ПЯТЬ ЛЕТ 9004)
Эффективность сочетания краниальной электростимуляции с когнитивно-поведенческой терапией и медикаментозной терапией при руминации и депрессивном синдроме у женщин
Лейла Маджидпур Тегерани ◽
Фатиме Гольшани ◽
Джавид Пеймани ◽
Багдасарян Анита ◽
Садех Тагилу
Электрическая стимуляция ◽
Медикаментозная терапия ◽
Когнитивно-поведенческая терапия ◽
Поведенческая терапия ◽
Депрессивный синдром ◽
Когнитивно-поведенческий
Депрессивные расстройства у больных сахарным диабетом.
Влияние фитопрепарата седаристон на углеводный обмен и психоэмоциональное состояние больных тревожно-депрессивным синдромомС.М. Ткач ◽
Т.Л. Милютина
Сахарный диабет ◽
Углеводный обмен ◽
Депрессивные расстройства ◽
Эмоциональное состояние ◽
Гликированный гемоглобин ◽
Депрессивный синдром ◽
Контрольная группа ◽
Пациенты с диабетом ◽
Реактивная тревога ◽
Личная тревога
Фон. Депрессивные расстройства довольно часто встречаются у больных сахарным диабетом (СД). Депрессия связана с ухудшением гликемического контроля. Попытки улучшить его за счет использования синтетических антидепрессантов в комплексной терапии дали неоднозначные результаты. Целью исследования было оценить распространенность депрессивных расстройств у больных сахарным диабетом, находящихся на лечении в эндокринологическом отделении, и оценить эффект комбинированного фитопрепарата Седаристон, содержащего стандартизированные экстракты зверобоя продырявленного (100 мг) и валерианы (50 мг) (Esparma GmbH). , Германия) на углеводный обмен и психоэмоциональное состояние больных сахарным диабетом с тревожно-депрессивным синдромом. Материалы и методы. В исследование включены 122 больных СД 1 и 2 типа, 103 женщины и 19мужчины в возрасте от 18 до 75 лет. В 3-месячном исследовании приняли участие 33 из них с тревожно-депрессивным синдромом, 16 из которых дополнительно получали Седаристон по 2 капсулы 2 раза в день в течение 2 мес. До, а также через 2 недели, 1, 2, 3 месяца от начала наблюдения оценивали психоэмоциональное состояние с определением степени выраженности депрессивного синдрома по шкалам PHQ-9, Бека, а также как состояние личностной и реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина. Гликированный гемоглобин определяли до и через 3 месяца после начала наблюдения. Все больные получали инсулинотерапию и/или гипогликемические пероральные препараты в постоянных дозах в течение всего периода наблюдения. Полученные результаты. Депрессивные расстройства выявлены у 80,3 и 67,2 % соответственно по шкале PHQ-9. и шкалы Бека. У большинства пациентов наблюдалась легкая и умеренная депрессия. Высокая личностная тревожность обнаружена у 66,4 %, высокая реактивная тревожность у 50,8 % пациентов. Пациенты основной группы Седаристона отметили значительное улучшение депрессивной симптоматики со снижением баллов по шкале PHQ-9 с 13,7 ± 1,6 до 9,3 ± 1,4 (р < 0,05) через 1 мес лечения и по шкале Бека с 23,9 ± 1,8 до 18,2. ±1,9 балла (р<0,05) через 2 месяца лечения, в отличие от пациентов контрольной группы без Седаристона: 11,9± 1,2 и 10,8 ± 1,1 балла (р > 0,1) по шкале PHQ-9 и 19,7 ± 1,7 и 18,9 ± 2,3 балла (р > 0,1) по шкале Бека соответственно. Достигнутое улучшение психоэмоционального состояния больных после окончания лечения препаратом Седаристон сохранялось через 3 мес от начала наблюдения: 7,1 ± 1,3 балла по шкале PHQ-9 и 16,1 ± 2,1 балла по шкале Бека (р <0,01). Через 2 месяца терапии Седаристоном в группе больных с тревожно-депрессивным синдромом, в отличие от больных контрольной группы, личностная тревожность снизилась с 59. 5 ± 2,2 до 53,5 ± 1,9 балла по шкале Спилбергера-Ханина (р < 0,05), у больных с высокой реактивной тревожностью через 2 месяца лечения достоверно снизился ее уровень с 57,4 ± 2,5 до 49,3 ± 2,7 балла и оставался таким до окончание наблюдения. На фоне положительной динамики депрессивной симптоматики у больных, получавших Седаристон, через 3 мес после начала терапии произошло достоверное снижение гликированного гемоглобина: с 9,4 ± 0,5 до 8,1 ± 0,2 % (р < 0,05), в отличие от больных группы контрольная группа. Выводы. Тревожно-депрессивный синдром определяется у 63,1 % больных диабетологического отделения, при этом депрессивные расстройства преимущественно легкой и средней степени тяжести, высокая личностная и реактивная тревожность, а у 19У .7 % больных наблюдался депрессивный синдром без нарушения тревожности, что свидетельствует об их диагностике и проведении соответствующего лечения. Комбинированный фитопрепарат Седаристон в комплексной терапии больных сахарным диабетом на фоне положительного и длительного действия на тревожно-депрессивную симптоматику способствует улучшению углеводного обмена, при снижении на 1,3% гликированного гемоглобина в 3 месяцы. Это свидетельствует о том, что Седаристон можно использовать не только для лечения тревожно-депрессивного синдрома, но и для улучшения углеводного обмена у больных СД.
Определение кластеров симптомов на основе машинного обучения и выбор антидепрессантов для лечения депрессивного синдрома
Иль Бин Ким ◽
Парк Сон-Чхоль
Машинное обучение ◽
Персонализированная медицина ◽
Методы визуализации ◽
Языковая игра ◽
Кластеры симптомов ◽
Алгоритмы машинного обучения ◽
Депрессивный синдром ◽
Исследовательская сеть ◽
Данные визуализации ◽
Клиническая когорта
Современные политетические и операциональные критерии большой депрессии неизбежно способствуют гетерогенности депрессивных синдромов. Неоднородность депрессивного синдрома подверглась критике с использованием концепции языковой игры в философии Витгенштейна. Более того, Томас Инсел предложил «подход, основанный на симптомах или эндофенотипах, а не подход, основанный на диагностике» в качестве «лечения психических расстройств нового поколения». Понимание гетерогенности дает надежду на персонализированную медицину для лечения случаев депрессивного синдрома как с точки зрения определения кластеров симптомов, так и с точки зрения выбора антидепрессантов. Алгоритмы машинного обучения появились как инструмент персонализированной медицины, обрабатывая большие клинические данные, которые можно использовать в качестве предикторов для классификации подтипов и прогнозирования результатов лечения. В последнее время в качестве полезных источников стали признаваться большие клинические когортные данные из исследований «Альтернативы последовательного лечения для облегчения депрессии» (STAR*D), «Комбинирование лекарств для улучшения исхода депрессии» (CO-MED) и Немецкой исследовательской сети по депрессии (GRND). для исследования депрессии на основе машинного обучения с точки зрения экономической эффективности и универсальности. Кроме того, неинвазивные биологические инструменты, такие как методы магнитно-резонансной томографии в функциональном состоянии и в состоянии покоя, широко сочетаются с методами машинного обучения для выявления внутренних эндофенотипов депрессии. В этом обзоре освещаются недавние исследования, в которых использовались клинические когортные данные или данные визуализации мозга, а также рассматривались основанные на машинном обучении подходы к определению кластеров симптомов и выбору антидепрессантов. Здесь также представлены потенциально применимые предложения по реализации персонализированной медицины депрессивного синдрома на основе машинного обучения.
Частота депрессивного синдрома у больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких
Шахбосхон Ахмедов
Хроническая обструктивная болезнь легких ◽
Легочная болезнь ◽
Бронхиальная астма ◽
Депрессивный синдром ◽
Хроническая обструктивная ◽
Обструктивное заболевание легких
Тревожно-депрессивный синдром и запойное наблюдение среди молодых людей
Иоланта Староста ◽
Бернадетта Изидорчик ◽
Антони Вонторчик
Молодые взрослые ◽
Свободное время ◽
Депрессивный синдром ◽
Посреднический эффект ◽
Опросник состояния тревожности ◽
Значительное отношение ◽
Измерение депрессии ◽
Отношение ◽
Исследовательское шоу ◽
Существенные факторы
В последние годы запойный просмотр становится очень популярным способом проведения свободного времени. Несмотря на то, что запойное наблюдение обычно связано с развлечением, есть опасения по поводу некоторых негативных и нездоровых последствий чрезмерной формы такого поведения. В исследовании изучалась прогностическая ценность тревожно-депрессивного синдрома в объяснении симптомов проблематичного запоя и склонности к определенной мотивации для просмотра сериалов. Исследовательская группа состоит из 645 польских молодых людей. В этом исследовании использовались Опросник тревожных состояний, Опросник измерения депрессии, Шкала мотивации просмотра и Опросник чрезмерного просмотра запоем. Результаты траекторного анализа показывают, что тревожно-депрессивный синдром и мотивация к просмотру сериалов являются значимыми факторами в проявлении всех симптомов проблемного запоя. Более того, существует значимая связь между тревожно-депрессивным синдромом и мотивацией к просмотру сериалов, особенно это касается мотивации бегства от одиночества и мотивации борьбы с одиночеством. Более того, мотивация справиться с одиночеством, мотивация бегства и мотивация провести свободное время оказывают опосредующее влияние на взаимосвязь между тревожно-депрессивным синдромом и проблематичным просмотром запоев. Результаты этого исследования показывают, что может существовать не только нормативное поведение, связанное с перееданием, но и нездоровая и проблематичная форма такого поведения.
Отчет о клиническом случае: тяжелый подростковый большой депрессивный синдром оказался необычным случаем анти-NMDA-рецепторного энцефалита
Александр Молдавский ◽
Хольгер Венц ◽
Беттина Э. Ланге ◽
Катрин Роледер ◽
Ф. Маркус Левеке
Когнитивные дефициты ◽
Психиатрические симптомы ◽
Предыдущая история ◽
Быстрое начало ◽
Депрессивный синдром ◽
Психотические симптомы ◽
Большая депрессия ◽
Аномальные движения ◽
Нмдар Энцефалит ◽
Начальные симптомы
Энцефалит против рецептора N-метил-D-аспартата (NMDAR) представляет собой нейровоспалительное состояние, опосредованное аутоантителами к субъединице GluN1 рецептора. Клинически он характеризуется сложной нейропсихиатрической картиной с быстро прогрессирующими психическими симптомами, когнитивным дефицитом, судорогами и патологическими движениями. Изолированные психические проявления анти-NMDAR-энцефалита встречаются редко и обычно преобладают психотические симптомы. Мы представляем случай 18-летней ученицы средней школы — без предшествующей истории психических расстройств — с быстрым началом тяжелого депрессивного синдрома. Удивительно, но мы обнаружили плеоцитоз и аутоантитела против NMDAR в спинномозговой жидкости (ЦСЖ), несмотря на ничем не примечательное диагностическое обследование, включая анализ крови, клиническое обследование и магнитно-резонансную томографию (МРТ) черепа. После лечения внутривенными иммуноглобулинами наблюдалась полная ремиссия начальных симптомов. При последующем наблюдении через 5 лет у молодой женщины не было рецидивов или осложнений. Анти-NMDAR-энцефалит в редких случаях может проявляться как органическое расстройство с симптомами большой депрессии без отчетливых сопутствующих психотических или неврологических симптомов. Клиническая картина, такая как быстрое появление симптомов, явное нарушение мыслительного процесса, беспокойство и когнитивный дефицит, должна побудить к скринингу на NMDAR- и другие нейральные аутоантитела, чтобы исключить эту редкую, но изнурительную патологию.
AB0177 ТРЕВО-ДЕПРЕССИВНЫЙ СПЕКТР У БОЛЬНЫХ РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ И АНКИЛОЗИРУЮЩИМ СПОНДИЛИТОМ
М. Летаева ◽
М. Королева ◽
Ю. Аверкиева ◽
Малышенко О.В. ◽
Раскина Т.
Ревматоидный артрит ◽
Депрессивные расстройства ◽
Шкала депрессии ◽
хорошее самочувствие ◽
Депрессивный синдром ◽
Скрининг депрессии ◽
Тревога и депрессия ◽
Контрольная группа ◽
Субъективное благополучие ◽
тревога депрессия
Задачи: оценить частоту встречаемости тревожно-депрессивного спектра у больных ревматоидным артритом и болезнью Бехтерева. Методы. Проведено обследование 44 больных в возрасте от 21 до 57 лет (средний возраст — 42,3 ± 6,7 года), которым лечился в ГАУЗ КО ОКГВВ. Все больные имели верифицированный диагноз РА и АС по критериям ACR и получали лечение базисными препаратами. Контрольную группу составили 40 человек, сопоставимых по возрасту и полу, без сопутствующей патологии РА и АС. Для оценки и выявления тревожности использовали карту скрининга депрессии, шкалу субъективного благополучия, госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS). -депрессивный синдром. Оценка состояния проводится за последние 2 недели, что соответствует временному диагностическому критерию депрессии. Шкала скрининга депрессии представляет собой самоопросник из 35 пунктов, оценивающий 7 категорий признаков: нарушения сна и аппетита, тревожность, эмоциональная нестабильность, когнитивные нарушения, потеря себя, чувство вины и суицидальные наклонности. Суммарный балл 65 и выше указывает на высокую вероятность депрессии. Шкала субъективного благополучия является психодиагностическим скрининговым инструментом для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия или эмоционального комфорта. разработан для первичного выявления депрессии и тревоги в общей врачебной практике. Шкала HADS состоит из 14 утверждений с 4 вариантами ответов и включает две части: тревогу и депрессию. Сумма баллов 8 и более расценивается как «субклинически выраженная тревога/депрессия», 11 и более баллов — «клинически выраженная тревога/депрессия». с РА и АС выявляли признаки депрессии, в то время как в контрольной группе только у 6 (15%) пациентов тест на наличие депрессивных расстройств был положительным. По данным, полученным при оценке шкалы самочувствия в основной группе, 26 (59.1%) больных отмечались признаки эмоционального дискомфорта (показатель составил 80% и более), в контрольной группе — у 6 (15%). По госпитальной шкале тревоги и депрессии HADS у 36 (81,8%) больных РА и АС выявлен тревожно-депрессивный синдром: у 16 (44,4%) больных была тревога, у 20 (55,6%) — депрессия, из них субклинически выраженная. тревога и депрессия наблюдались у 10 (27,7%) и 12 (33,3%) человек соответственно. Тревожно-депрессивный синдром в контрольной группе, по данным опросника HADS, выявлен только у 8 (20%) пациентов, из них у 4 (10%) пациентов была субклиническая тревога и у 4 (10%) — признаки депрессии. В контрольной группе клинически выраженной тревоги и депрессии не зарегистрировано. Заключение. У большинства больных ревматоидным артритом и болезнью Бехтерева выявляются тревожно-депрессивные расстройства, которые могут непосредственно влиять как на течение самого заболевания, так и на развитие различных осложнений. . Своевременная диагностика психических расстройств и тесное сотрудничество ревматологов, психиатров и психологов в подборе адекватной терапии позволяют улучшить течение и прогноз заболевания. Раскрытие интересов: Не заявлено
Тревожно-депрессивный синдром у больных с поражением центральной нервной системы герпесвирусами
Андриева О.Г. ◽
Янченко В.И. ◽
Василик В.С. ◽
П. А. Дьяченко ◽
Муравская Л.В.
Нервная система ◽
Вирус герпеса ◽
Шкала депрессии ◽
Депрессивный синдром ◽
Тревога и депрессия ◽
Депрессия и тревога ◽
больничная тревога ◽
Группа А ◽
Центральная нервная система ◽
Вирус герпеса
Аннотация. Цель работы – изучение распространенности и выраженности тревожно-депрессивного синдрома на основе Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS) у больных с поражением нервной системы гепатовирусной этиологии. В данном исследовании приняли участие 2 группы по 30 человек. Первую группу (основную) составляют 30 человек с верифицированным диагнозом герпесвирусного поражения нервной системы в возрасте от 14 до 74 лет. Вирусы находились в стадии активации и персистенции. Вторая группа (контрольная), практически здоровые люди – 30 человек. В каждой группе было по 20 женщин и 10 мужчин. Диагнозы: Энцефалит, менингоэнцефалит, арахноэнцефалит, арахноидит, диссеминированный энцефаломиелит, полиневропатия, арахноэнцефалополиневропатия, рассеянный склероз. Этиологическими факторами были: HSV, EBV, VZV, HHV-7 + EBV, EBV + VZV, EBV + HSV, EBV + HHV-6, HSV + VZV, HSV + CMV + EBV + VZV, HSV + VZV + CMV + EBV + Токс.г. У всех лиц первой группы наблюдалось среднетяжелое течение. Все испытуемые были протестированы по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS). Установлено, что у больных, страдающих поражением нервной системы герпесвирусной этиологии, отмечаются признаки депрессии и тревоги. Продолжительность в днях субклинически выраженной депрессии в 9у лиц первой группы было 2,54±0,98 при р=0,04, а во второй группе депрессии не наблюдалось. Тревожность подсознательно была выражена в первой группе у 7 человек, длительность в днях составила 4,20±1,20, а во второй группе у 2 человек, что составило 1,0±0,69 при р=0,02. Таким образом, у больных с герпесвирусным поражением нервной системы тревожно-депрессивный синдром более выражен, чем у практически здоровых лиц, возможно, это связано с поражением лимбико-диэнцефальной системы головного мозга.
Огромное образование в брюшной полости, свидетельствующее о депрессивном синдроме
М Тарчули ◽
Б Айт Идир ◽
N Бухабба ◽
SD Эль Джаухари ◽
Т Салахеддин ◽
…
брюшная масса ◽
Депрессивный синдром
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СУРПУРНО-ДЕПРЕССИВНОГО СИНДРОМА В УСЛОВИЯХ КИНДЛИНГ-ИНДУЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПТОГЕНЕЗА
Вастянов Р.С. ◽
Стоянов О.М. ◽
Платонова О.М. ◽
П. П. Ермураки ◽
Остапенко И. О. ◽
…
Депрессивный синдром ◽
Патогенетические механизмы
Загрузи больше …
Сознательная саморегуляция, уровень тревоги при расстройствах пищевого поведения: структурная модель
Аннотация
Расстройства пищевого поведения являются результатом сложного взаимодействия конституциональных, биологических, социальных и психологических факторов. К числу значимых психологических факторов расстройств пищевого поведения относится личностная тревожность. Сознательная саморегуляция, являясь рефлексивным психологическим инструментом человека, может выступать механизмом изменения системы отношений человека к порядку питания. Целью данного исследования является построение эмпирической модели взаимосвязи между регуляторными и личностными предикторами пищевого поведения. Построение и анализ модели регуляторных и личностных предикторов пищевого поведения осуществляли методом структурного уравнения (SEM). Высокий уровень личностной тревожности выступает триггером пищевого поведения «подверженность голоду» и «пищевой расторможенности контроля». В модели регуляторно-личностных предикторов пищевого поведения в женской выборке получена связь между регуляторной автономией (независимостью) и личностной тревожностью (β = -0,34). Чем выше автономия в организации деятельности, независимость от мнений и оценок окружающих, независимость от социальной стигматизации веса на разных этапах контроля пищевого поведения, тем ниже уровень личностной тревожности. Полученные результаты демонстрируют, что отдельные компоненты сознательной саморегуляции могут выступать системообразующим фактором среди других значимых предикторов пищевого поведения. С одной стороны, сознательная саморегуляция оказывает прямое влияние на ограничительное пищевое поведение, и учащиеся контролируют свой вес, применяя стратегии ограничения приема пищи. С другой стороны, сознательная саморегуляция может опосредовать влияние личной тревожности на пищевое поведение.
Ключевые слова: Сознательная саморегуляцияСтудентПищевое поведениеУровень тревожностиМодель медиатора
Введение
В условиях изменения ритмических составляющих образа жизни молодежи трансформируются факторы питания, которые приводят к неблагоприятным изменениям пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения усугубляются воспринимаемой стигмой веса. В этих условиях особенно ценны психологические ресурсы, препятствующие возникновению этих нарушений, особенно способность сознательно регулировать пищевое поведение и преодолевать последствия социальной стигматизации. Эта проблема расстройств пищевого поведения в последние годы стала активно изучаться не только в медицине, но и в психологии (Малкина-Пых, 2007; Мандиа, 2017; Овчинников и др., 2018; Проскурякова, 2019).; Робич и др., 2020 г.; Секула и др., 2019; Цегайе и др., 2020 г.; Верьянс-Янссен и др., 2019).
Современные исследования подтверждают естественную корреляцию между расстройствами пищевого поведения и тревожными расстройствами. Однако характер этой взаимосвязи остается открытым (Barcaccia et al., 2018; Budkevich & Budkevich, 2018; Janjetic et al., 2020). Возможности сознательной саморегуляции как ресурса в решении проблемы оптимизации пищевого поведения молодежи не изучены.
В подростковом возрасте актуализируется способность к произвольной психической регуляции биологических процессов, состояний, произвольной деятельности. Согласно исследованию Банщиковой и Моросановой (2019), механизмы саморегуляции в подростковом возрасте являются базовыми для развития жизнестойкости, обеспечивающей успешную адаптацию и готовность адаптироваться к изменениям различного типа. Такой взгляд на роль регуляции пищевого поведения резюмируют Laviano et al. (2018), которые предложили рассматривать регуляцию как сложный психологический процесс реакций в ответ на различные внутренние и внешние факторы, конечной целью которого является сохранение всех видов гомеостаза, и прежде всего – биоэнергетического, обеспечивающего функционирование не только тела, но и психики.
Постановка проблемы
Расстройства пищевого поведения являются результатом сложного взаимодействия конституциональных, биологических, социальных и психологических факторов. Исследования расстройств пищевого поведения сосредоточены на роли психических расстройств (Chami et al., 2020; Dawson et al., 2018; Palavras et al., 2020; Weiss et al., 2019) и социокультурных факторов (Ordaz et al., 2018). ; Rodgers et al., 2018; 2019; Schaefer et al., 2018; Yamamiya et al., 2016). В настоящее время появляется все больше исследований, в которых среди значимых факторов пищевого поведения рассматриваются различные виды психической саморегуляции (Annesi et al., 2016; Dohle et al., 2018; Eschenbeck et al., 2016; Kennel, 2018; Мензи и др., 2017).
Осознанная саморегуляция, являясь высшим уровнем психической саморегуляции, является рефлексивным психологическим инструментом человека в организации своей деятельности (Морозанова, 2018), в том числе эмоционально-пищевой деятельности. Сознательная саморегуляция изменяет систему отношений человека к существующим ситуациям, к порядку питания, выбору продуктов, условиям питания и т. д. Согласно нормативной модели сознательной саморегуляции Конопкина (2011), такие ее компоненты, как : планирование целей, моделирование существенных условий достижения целей, программирование последовательности и способов действий, оценка и корректировка их результатов являются операциональным компонентом модели. Инструментальной составляющей модели являются регулятивно-личностные свойства: гибкость, самостоятельность и др.
Согласно исследованиям российских ученых (Михайлова и др., 2019), существует три типа пищевого поведения: экстернальное, эмоциональное и ограничительное. Все эти типы принято относить к патологическим. Однако только два из них — эмоциональный и рестриктивный — значительно представлены в определенных категориях клинических классификаторов. В представленном исследовании пищевая расторможенность контроля и восприимчивость к голоду дифференцируются в класс патологических форм пищевого поведения, а когнитивное сдерживание приема пищи отнесены к непатологическим формам. В основу положены исследования Штункарда и Мессика (1985), согласно которой сдержанное пищевое поведение характеризуется тем, что человек контролирует свой вес, применяя стратегии ограничения приема пищи; эмоциональное переедание – это стратегия переедания в ответ на негативный аффект (Turton et al., 2017), экстернальный тип – неспособность сопротивляться пищевым сигналам и переедание в ответ на вкус пищи (Михайлова и др., 2019).
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять роль сознательной саморегуляции в 3 типах пищевого поведения.
Исследовательские вопросы
В представленном исследовании рассматривались следующие вопросы: во-первых, существуют ли гендерные различия в типах пищевого поведения, выраженности личностной и ситуативной тревожности, операциональном и регулятивно-личностном компонентах сознательной саморегуляции? Во-вторых, как компоненты сознательной саморегуляции и тревожности связаны с типами пищевого поведения? В-третьих, какие из компонентов модели сознательной саморегуляции являются значимыми предикторами того или иного типа пищевого поведения?
Цель исследования
Цель исследования — апробация эмпирической модели взаимосвязи регуляторных (показатели сознательной саморегуляции) и личностных (тревожность испытуемого) предикторов пищевого поведения.
Методы исследования
Исследование проведено на выборке студентов Северо-Кавказского федерального университета и студентов Невинномысского гуманитарно-технического института в период с мая по ноябрь 2019 г.. Всего в исследовании принял участие 51 человек в возрасте от 18 до 21 года. В выборку вошли 10 мужчин и 41 женщина.
Для оценки регуляторных предикторов использовали опросник «стиль саморегуляции поведения». Метод разномасштабного обследования Моросановой позволяет диагностировать степень развития сознательной саморегуляции и ее отдельные профили, составными частями которых являются частные регуляторные процессы: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, а также гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции (Морозанова, Бондаренко, 2015).
TFEQ (Stunkard & Messick, 1985) — инструмент для изучения пищевого поведения. Он состоит из 51 пункта для оценки когнитивных и поведенческих аспектов питания: ограничение (или когнитивный контроль пищевого поведения – тенденция к ограничению приема пищи для контроля веса и размеров тела), фактор 1, 20 пунктов; растормаживание контроля». (эпизоды потери контроля над пищевым поведением), фактор 2, 16 пунктов; восприимчивость к голоду (внутреннее ощущение силы голода и тяги к еде), фактор 3, 15 ед.
Для оценки уровней тревожности: состояния и личностной тревожности использовали «Шкалу оценки уровня реактивной и личностной тревожности». Это русскоязычная версия опросника State-Trait Anxiety Inventory (STAI), разработанного Чарльзом Д. Спилбергером (США) и адаптированного для российской выборки Ханиным и Спилбергером (1983). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревога характеризуется напряжением, беспокойством и нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает расстройства внимания, иногда нарушение точной координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоционально-невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями. Шкала оценок состоит из 2-х частей, в которых отдельно оцениваются реактивная (или ситуативная тревожность, пункты № 1-20) и личностная (или личностная тревожность, пункты № 21-40) тревожность.
Математико-статистическую обработку данных проводили в среде SPSS с использованием классических методов математического анализа: коэффициента корреляции Спирмена (r), а также методов моделирования структурными уравнениями (SEM).
Выводы
На первом этапе были рассчитаны средние арифметические значения показателей пищевого поведения, показателей тревожности и компонентов сознательной саморегуляции, их различия в гендерном аспекте (табл. 1 ). На втором этапе были установлены ранговые корреляции этих переменных (табл. 2 ). На третьем этапе была разработана эмпирическая модель связи осознанной саморегуляции, тревожности и особенностей пищевого поведения.
Достоверных различий в средних значениях показателей пищевого поведения у женщин и мужчин не обнаружено. Статистически значимых различий между женщинами и мужчинами по показателям сознательной саморегуляции не выявлено. Тревожность как естественная и обязательная характеристика человека может быть личностной и ситуативной (реактивной или государственной). Состояние тревожности соответствует умеренному уровню, как у женщин, так и у мужчин. Достоверные различия были обнаружены по показателю «чертовая тревожность». Показатели личностной тревожности у женщин имеют высокий уровень выраженности. Уровень личностной тревожности отражает индивидуальную предрасположенность субъекта к тревожности (Спилбергер, 19).83). Повышенный уровень личностной тревожности у женщин свидетельствует о склонности воспринимать достаточно широкий круг объективно безопасных ситуаций как опасные и угрожающие.
Таблица 1 — Посмотреть полный размер >Хроническое негативное влияние (через вегетативную нервную систему) на различные фазы пищеварительного процесса создает ситуации расстройств пищевого поведения.
При анализе корреляционных связей между субъективными показателями пищевого поведения, сознательной саморегуляции и типами тревожности установлено наличие положительных, статистически значимых корреляционных связей между:
индикатор осознанной саморегуляции «моделирование», «оценка результатов» и когнитивных ограничений питания;
личная тревожность и восприимчивость к голоду;
личностная тревожность и неконтролируемое переедание (пищевая расторможенность).
Осознание внешних и внутренних значимых условий достижения цели при контроле веса (моделирование), формирование субъективных критериев оценки результатов своего поведения при достижении цели (оценка результатов) позволяют установить у молодых людей когнитивные, адекватно осознаваемые ограничения в еде (стол 2 ).
Таблица 2 — Посмотреть полный размер >Для физиологической адаптации к новым условиям жизни молодежь использует широкий спектр различных вспомогательных средств. Таким образом, еда используется ими как средство привыкания, которое может увести их от травмирующей субъективной реальности. В момент страха, беспокойства во время экзаменационных сессий, раздражения, неудовлетворенности, неудачи или других эмоциональных стрессовых ситуаций, когда нет возможности выразить эмоции через произвольное поведение, возникает потребность «съесть» полученный дискомфорт, неосознанно создавая ситуацию комфорта и безопасности.
Данный факт актуализирует запрос на исследование внутренних психологических ресурсов, которые помогут снизить риски расстройств пищевого поведения в ситуации повышенной тревожности.
Построение и анализ обобщенной модели регуляторных и личностных предикторов пищевого поведения выполнено методом моделирования структурными уравнениями (СЭМ) с использованием компьютерной программы SPSS AMOS 25. Рис. 1 показывает результирующую эмпирическую модель. Он включает две независимые переменные: показатель саморегуляции «моделирование» и показатель «черта тревожности» (trait_anx), а также три зависимые переменные: когнитивные ограничения (cogn_contr), пищевую расторможенность контроля (растормаживание) и восприимчивость к голоду. (sucsept_t_h).
Рисунок 1: Обобщенная модель регуляторных и личных предикторов пищевого поведения Посмотреть полный размер >СЭМ позволил построить модель пищевого поведения регуляторных и личностных предикторов с учетом направленности причинно-следственных связей. Согласно этой модели, ограничительное пищевое поведение связано с «моделированием» регуляторного процесса. Выделяя существенные условия в текущей ситуации, учащиеся могут контролировать свой вес, применяя стратегии ограничения потребления пищи. Личностная тревожность у студентов выступает триггером экстернального (подверженность голоду) и эмоционального (пищевая расторможенность) типов пищевого поведения. Чем выше уровень личностной тревожности, тем выше вероятность развития патологических форм пищевого поведения.
На основании полученных данных (статистически значимые различия в уровне личностной тревожности у мужчин и женщин) высказано предположение, что модель регуляторных и личностных предикторов пищевого поведения у женщин имеет свои особенности (рис. 2 ). В качестве зависимых переменных использовались три характеристики пищевого поведения, а в качестве независимых переменных — характеристики сознательной саморегуляции и тревожности.
Рисунок 2: Модель регулятивных и личностных предикторов пищевого поведения женщин. Посмотреть полный размер >Полученная модель позволяет установить особенности пищевого поведения женщин. Как и в общей модели, «моделирование» (показатель сознательной саморегуляции) оказывает прямое влияние на пищевое поведение с когнитивными ограничениями потребления пищи для контроля веса и размеров тела. Испытуемые с высоким уровнем шкалы «моделирование» способны выявлять значимые состояния как в текущей ситуации, так и в отдаленной перспективе, что позволяет им строить программу действий по контролю потребления пищи.
Высокий уровень личностной тревожности связан с условно-патологическими формами пищевого поведения – растормаживанием контроля (переедание в ответ на негативный аффект) и восприимчивостью к голоду (неспособность сопротивляться пищевым сигналам, переедание в ответ на вкус пищи). Тревожность сводит на нет способность адекватно оценивать события, конструировать адекватную реальность окружающего мира и принимать правильные решения. Полученные результаты подтверждаются результатами аналогичных исследований (Miller-Matero et al., 2014; Opolski et al., 2015).
Модель показывает взаимосвязь между регуляторной автономией (независимостью) и личностной тревожностью (β = -0,34). Чем выше автономия в организации своей деятельности, независимость от мнений и оценок окружающих, независимость от социальной стигматизации веса на разных этапах контроля пищевого поведения, тем ниже уровень личностной тревожности. Более низкий уровень тревожности высвобождает ресурсы для более полного восприятия и оценки внешней и внутренней ситуации, для контроля пищевого поведения. Механизмы влияния регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств на пищевое поведение остаются недостаточно изученными и требуют дальнейшего изучения.
Заключение
В ходе исследования не установлено достоверно значимых гендерных различий в типах пищевого поведения, показателях сознательной саморегуляции. Полученные результаты позволяют предположить, что отдельные компоненты сознательной саморегуляции могут выступать системообразующим фактором среди других значимых предикторов пищевого поведения. С одной стороны, сознательная саморегуляция оказывает прямое влияние на ограничительное пищевое поведение, и учащиеся контролируют свой вес, применяя стратегии ограничения приема пищи. С другой стороны, сознательная саморегуляция может опосредовать влияние личной тревожности на пищевое поведение. Анализ регуляторных характеристик пищевого поведения может стать основой для разработки психологических инструментов снижения тревожности и прогнозирования расстройств пищевого поведения]
Благодарности
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №. 19-013-00568 А.
Ссылки
- Аннеси, Дж. Дж., Марено, Н., и Макьюэн, К. Л. (2016). Опосредование саморегуляции и настроения во взаимосвязи изменений высокоэмоционального питания и пищевого поведения: сдерживающие эффекты физической активности. Скандинавский журнал психологии, 57 (6), 523–534. https://doi.org/10.1111/sjop.12327
- Банщикова Т. Н., Моросанова В. И. (2019). Медиаторная роль аккультурационных установок во взаимосвязи компонентов осознанной саморегуляции и социокультурной адаптации. Мир науки. Педагогика и психология, 7(6). https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN619.pdf
- Баркачча, Б., Балестрини, В., Салиани, А. М., Байокко, Р., Манчини, Ф., и Шнайдер, Б. Х. (2018). Дисфункциональное пищевое поведение, тревога и депрессия у итальянских мальчиков и девочек: роль средств массовой информации. Revista Brasileira de Psiquiatria, 40(1), 72–77. https://doi.org/10.1590/1516-4446-2016-2200
- Будкевич Р.О. и Будкевич Е.В. (2018). Тревожность, самооценка сна, кортизол и антиоксиданты слюны у студентов с эпизодическим опытом сменной работы. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 118(4), 21-25. https://doi.org/10.17116/jnevro20181184221
- Чами, Р., Трежер, Дж., Карди, В., Лосано-Мадрид, М. , Эйчин, К.Н., Маклафлин, Г., и Блехерт, Дж. (2020). Изучение изменений потенциалов, связанных с событиями, после технико-экономического обоснования тормозной тренировки при нервной булимии и компульсивном переедании. Границы в психологии, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01056
- Доусон, Л., Баудине, Дж., Тэй, Э., и Уоллис, А. (2018). Создание сообщества — Внедрение многосемейной терапии расстройств пищевого поведения в Австралии. Австралийский и новозеландский журнал семейной терапии, 39 (3), 283–293. https://doi.org/10.1002/anzf.1324
- Доле, С., Диль, К., и Хофманн, В. (2018). Исполнительные функции и саморегуляция пищевого поведения: Обзор. Аппетит, 124, 4–9. https://doi.org/10.1016/j.appet.2017.05.041
- Эшенбек, Х., Хейм-Дрегер, У., Штайнхильбер, А., и Кольманн, К.-В. (2016). Саморегуляция здорового питания: автоматические и контролируемые процессы. BMC Психология, 4 (1). https://doi.org/10.1186/s40359-016-0108-5
- Ханин, Ю.Л., и Спилбергер, К. Д. (1983). Разработка и валидация Русской формы опросника состояний-черт тревожности. Серия по клинической и общественной психологии: стресс и тревога, 2, 15–26. Получено с https://psycnet.apa.org/record/1984-13878-001
- Джанетич, М. А., Росси, М. Л., Аквавиа, К., Деневи, Дж., Марколини, К., и Торресани, М. Э. (2020). Связь между уровнем тревожности, пищевым поведением и состоянием питания у взрослых женщин. Журнал Американского колледжа питания, 39 (3), 200–205. https://doi.org/10.1080/07315724.2019.1633970
- Кеннел, Дж. (2018). Коучинг здоровья и хорошего самочувствия улучшает поведение в отношении веса и питания. Американский журнал медицины образа жизни, 12 (6), 448–450. https://doi.org/10.1177/1559827618792846
- Конопкин О.А. (2011). Психологические механизмы регуляции деятельности. Ленанд
- Лавиано, А., Маррон, А.Е., и Гарсия, М.П.М. (2018). Регуляция голода, анорексия и потеря веса. В Nutrición en gastroenterología: Aspectos clinicos y dieteticos (стр. 43-46). Редакторы АМ. https://www.researchgate.net/publication/330764474_Hunger_regulation_Anorexia_and_weight_loss
- Малкина-Пых И. Г. (2007). Терапия пищевого поведения. Эксмо. https://readli.net/terapiya-pishhevogo-povedeniya
- Мандиа, А.-М. (2017). Успешная саморегуляция питания: социальная когнитивная перспектива. Новые тенденции и проблемы Труды по гуманитарным и социальным наукам, 2 (6), 19–23. https://doi.org/10.18844/gjhss.v2i6.1426
- Мензи, А., Рун, К.Т., Мюллер, М., и Ловелл, Г.П. (2017). Использование технологий для улучшения саморегуляции пищевого поведения. Журнал пищевых и пищевых расстройств, 6 (3). https://doi.org/10.4172/2324-9323.1000229
- Михайлова А.П., Иванова Д.А., Штрахова А.В. (2019). Вопросы квалификации и психологической оценки пищевого поведения в норме и при расстройствах. Вестник Южно-Уральского государственного университета, Серия «Психология», 12(1), 97–117. https://doi.org/10.14529/psy1
- Миллер-Матеро, Л. Р., Армстронг, Р., Маккаллох, К., Хайд-Нолан, М., Эшелман, А., и Джено, Дж. (2014). есть или не есть; это действительно вопрос? Оценка проблемного пищевого поведения и психического здоровья среди кандидатов на бариатрическую операцию. Расстройства пищевого поведения и веса — Исследования анорексии, булимии и ожирения, 19(3), 377–382. https://doi.org/10.1007/s40519-014-0118-3
- Моросанова В.И. (2018, 06-07 октября). Современные тенденции изучения сознательной саморегуляции в образовании и профессиональной идентичности. Материалы V Международной конференции «Персональный ресурс человеческого фактора в работе меняющейся России», 1, 9-16. https://doi.org/10.30888/978-5-6041451-4-2.1.1
- Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. (2015). Диагностика саморегуляции человека. Когито-Центр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430548
- Опольски, М., Чур-Хансен, А., и Виттерт, Г. (2015). Связанное с едой поведение, расстройства и ожидания кандидатов на бариатрическую хирургию. Клиническое ожирение, 5(4), 165–197. https://doi.org/10.1111/cob.12104
- Ордаз, Д.Л., Шефер, Л.М., Шокетт, Э., Шулер, Дж., Уоллес, Л., и Томпсон, Дж.К. (2018). Стройность оказывает давление на этнически разнообразных студенток в Соединенных Штатах. Образ тела, 24, 1–4. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2017.11.004
- Овчинников А. А., Султанова А. Н., Сычева Т. У. и Томилова У. А. (2018). Психологические предпосылки расстройств пищевого поведения у подростков. В.М. Бехтеревское обозрение психиатрии и медицинской психологии, 2, 80–84. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2018-2-80-84
- Палаврас, М. А., Хей, П., Маннан, Х., да Луз, Ф. К., Сейнсбери, А., Тойз, С., и Клаудино, А. М. (2020). Интегрированная потеря веса и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для лечения рецидивирующего переедания и высокого индекса массы тела: рандомизированное контролируемое исследование. Расстройства пищевого поведения и веса — исследования анорексии, булимии и ожирения. https://doi. org/10.1007/s40519-020-00846-2
- Проскурякова Л. А. (2019). Расстройства пищевого поведения и риск их развития у студентов в зависимости от уровня личностной тревожности. Вестник Кемеровского государственного университета, 21(1), 121–129. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-121-129
- Робич, А., Шведа, А., Хеткамп, М., Нидергетманн, М., Дорри, Н., Герперц, С., Хазенберг, Т., Тагай, С., Тойфель, М., и Шкода, Э. .-М. (2020). Влияние психологических ресурсов на индекс массы тела у кандидатов на операцию по ожирению. Границы в психиатрии, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00649
- Роджерс, Р. Ф., Берри, Р., и Франко, Д. Л. (2018). Расстройства пищевого поведения у этнических меньшинств: обновление. Текущие отчеты о психиатрии, 20, 90. https://doi.org/10.1007/s11920-018-0938-3
- Роджерс, Р. Ф., Донован, Э., Кузино, Т. М., Макгоуэн, К., Йейтс, К., Кук, Э., Лоуи, А. С., и Франко, Д. Л. (2019). Этническое и расовое разнообразие в исследованиях по профилактике расстройств пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения, 27(2), 168–182. https://doi.org/10.1080/10640266.2019.1591824
- Шефер, Л. М., Берк, Н. Л., Андерсон, Л. М., Томпсон, Дж. К., Хайнберг, Л. Дж., Бардоне-Коне, А. М., Нейланд, М. К. Х., Фредерик, Д. А., Андерсон, Д. А., Шаумберг, К., Нерини, А., Стефаниле , C., Dittmar, H., Klump, K.L., Vercellone, AC, & Paxton, SJ (2018). Сравнение интернализации идеалов внешнего вида и давления, связанного с внешним видом, среди женщин из США, Италии, Англии и Австралии. Расстройства пищевого поведения и веса — Исследования анорексии, булимии и ожирения, 24 (5), 947–951. https://doi.org/10.1007/s40519-018-0544-8
- Секула, М., Бониека, И., и Пасник, К. (2019). Оценка поведения в отношении здоровья, питания и самоэффективности у пациентов с морбидным ожирением. Psychiatria Polska, 53 (5), 1125–1137. https://doi.org/10.12740/pp/onlinefirst/81182
- Спилбергер, CD (1983). Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. В книге Ю. Л. Ханина (ред.) Стресс и тревога в спорте [Стресс и тревога в спорте] (стр. 12-24). Физкультура и спорт.
- Станкард, А. Дж., и Мессик, С. (1985). Трехфакторный опросник по еде для измерения ограничений в питании, расторможенности и чувства голода. Журнал психосоматических исследований, 29 (1), 71–83. https://doi.org/10.1016/0022-3999(85)-8
- Цегайе, А., Кокёней, Г., Балдаккино, А., Урбан, Р., Деметровикс, З., и Логеманн, Х. Н. А. (2020). Психологические основы ожирения. В TA Mahmood и FA Cheervenak (Eds), Obesity and Obstetrics (2-е изд., стр. 37-44). Эльзевир. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-817921-5.00004-7.
- Тертон, Р., Чами, Р., и Трежер, Дж. (2017). Эмоциональное питание, компульсивное переедание и животные модели расстройств пищевого поведения, связанных с компульсивным перееданием. Текущие отчеты об ожирении, 6 (2), 217–228. https://doi.org/10.1007/s13679-017-0265-8
- Верьянс-Янссен, С., Ван Канн, Д., Кремерс, С., Вос, С., Янсен, М.