Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина – пройти тест онлайн
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина – это метод, при помощи которого можно измерить уровень тревожности человека как состояние, так и как свойство личности. Тест-исследования тревожности Спилбергера-Ханина – это уникальная методика, изучающая тревожность как феномен.
Состояние и личностное свойство
Что собой представляет опросник тревожности Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory, STAI)? Это тест, состоящий из 20 или 40 пунктов. Половина из них относятся к тревожности как к состоянию, а другая половина помогает определить тревожность как диспозицию, личностную особенность. Что такое тревожность? Это состояние, при котором человек ощущает себя под угрозой, уязвимым, напряженным, нервным.
Существует в психологии тревожность как черта личности, когда человек, находясь в безопасных для себя условиях, чувствует угрозу. Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина – это очень информативный метод диагностики уровня тревожности. Он применяется во всем мире, так как является единственным надежным средством дифференцированного измерения уровня тревоги.
Что это за метод?
Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина был создан психологом из США Чарльзом Спилбергером в 1970 году, затем его адаптировал и модифицировал в 1978 году Юрий Ханин. Именно поэтому данная методика и носит двойное название. Тест-шкала тревожности Спилбергера-Ханина позволяет измерить тревожность, которую регулярно чувствует человек, как устойчивую характеристику. Если объяснить проще, то это черта, которая помогает определить комплекс некоторых ситуаций, которые человек воспринимает как угрозу и тревожно на них реагирует.
Реактивная тревожность
Ситуативная тревожность – это то состояние, в котором человек находится в данный момент и тот спектр эмоций, который испытывает, к примеру, он напряжен, раздражителен, нервозен, проявляет беспокойство ситуацией. По сути, это реакция организма на определенную стрессовую жизненную ситуацию. Имеются различия по интенсивности и динамика по времени.
Личностная тревожность
Это устойчивая склонность человека воспринимать ряд ситуаций как угрозу своей личности. Люди всегда реагируют на стресс тревогой, однако количество и виды этих ситуаций различны. К примеру, если человек тревожится и переживает из-за смены работы – это норма, если же беспокойство посещают его регулярно, любая незначительная ситуация может выбить из колеи, следует провести самодиагностику. Именно для этого и существует методика «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина», это онлайн-тест, который быстро поможет определить, стоит ли беспокоиться человеку о своем психическом здоровье в данной ситуации.
Высокая реактивная тревожность довольно сильно снижает качество жизни человека, ему становится сложно сконцентрироваться и взять себя в руки, его внимание расфокусировано, возникает нервозность, обеспокоенность. Это состояние тесно связано с наличием у человека психических и соматических заболеваний, а также невротических расстройств и срывов. Измерение тревожности необходимо, потому что именно она во многом формирует поведение человека в целом.
Существует такое понятие как «полезная тревожность» – это свойство здоровой личности, когда тревога находится на оптимальном уровне и не выходит за рамки. Она помогает себя контролировать и развиваться. Понять, все ли у вас в порядке, поможет шкала оценки тревожности Спилбергера-Ханина, пройти тест онлайн можно на нашем сайте.
Тест ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина
Как правильно осуществить тестирование? Все довольно просто. Внимательно прочитайте все высказывания и выберите наиболее подходящий вам ответ. Стоит понимать, что в психологическом тестировании не может быть правильных и неправильных ответов, поэтому не стоит долго думать над ответом, отмечайте то, что чувствуете, что вас волнует в последнее время. Наш тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности можно пройти онлайн бесплатно и анонимно.
Интерпретация результатов теста на тревожность Спилбергера-Ханина
Результаты теста на определение тревожности зависят от суммы полученных баллов, оценка может быть низкая, умеренная и высокая. Что это означает?
Высокотревожные люди имеют довольно широкий диапазон ситуаций, которые они воспринимают как угрозу, она легко может вывести их из себя. Особенно часто это заметно на работе, когда человеку делают замечание по поводу его компетенции в том или ином вопросе. Людям с высокой оценкой тревоги необходимо тренировать силу воли и уверенность в себе. Однако довольно часто встречаются личности с низкой оценкой, это означает, что им, напротив, стоит проявить активность в делах, сформировать определенную мотивацию к деятельности, ответственность при выполнении поставленных задач.
Пройти онлайн-тест на тревожность Спилбергера-Ханина можно на нашем сайте совершенно бесплатно, без регистрации. Это займет у вас не более 5 минут.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки реактивной, то есть ситуативной, или личностной, то есть постоянной.
Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».
По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (ситуативной тревожности), которое обозначается заглавными буквами СТ, появляется как реакция человека на разного рода социально-психологические стрессоры, такие как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения и многое другое.
Личностная тревожность (постоянная тревожность), которая обозначается заглавными буквами ЛТ, как черта, свойство, диспозиция, наоборот, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию тех или иных стрессоров.
Соответственно мы говорим об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, говорит о том, насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревоги.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки ситуативной тревожности с главным вопросом о самочувствии на данный момент и подшкала оценки личностной тревожности с формулировкой о самочувствии обычно.
Инструкция к тесту (первая группа суждений)
Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим самочувствием на данный момент: 1 – нет, это совсем не так; 2 – пожалуй так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.
Содержание теста (первая группа суждений):
1 | Вы спокойны | 1 2 3 4 |
2 | Вам ничто не угрожает | 1 2 3 4 |
3 | Вы находитесь в напряжении | 1 2 3 4 |
4 | Вы испытываете сожаление | 1 2 3 4 |
5 | Вы чувствуете себя свободно | 1 2 3 4 |
6 | Вы расстроены | 1 2 3 4 |
7 | Вас волнуют возможные неудачи | 1 2 3 4 |
8 | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | 1 2 3 4 |
9 | Вы встревожены | 1 2 3 4 |
10 | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | 1 2 3 4 |
11 | Вы уверены в себе | |
12 | Вы нервничаете | 1 2 3 4 |
13 | Вы не находите себе места | 1 2 3 4 |
14 | Вы взвинчены | 1 2 3 4 |
15 | Вы не чувствуете скованности и напряжения | 1 2 3 4 |
16 | Вы довольны | 1 2 3 4 |
17 | Вы озабочены | 1 2 3 4 |
Вы слишком возбуждены и Вам не по себе | 1 2 3 4 | |
19 | Вам радостно | 1 2 3 4 |
20 | Вам приятно | 1 2 3 4 |
Инструкция к тесту (вторая группа суждений)
Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим обычным самочувствием: 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.
Содержание теста (вторая группа суждений):
1 | Вы испытываете удовольствие | 1 2 3 4 |
2 | Вы быстро устаете | 1 2 3 4 |
3 | Вы легко можете заплакать | 1 2 3 4 |
4 | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | 1 2 3 4 |
5 | Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | 1 2 3 4 |
6 | Вы чувствуете себя бодрым человеком | 1 2 3 4 |
7 | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | 1 2 3 4 |
8 | Ожидание трудностей очень тревожит Вас | 1 2 3 4 |
9 | Вы слишком переживаете из-за пустяков | 1 2 3 4 |
10 | Вы бываете вполне счастливы | 1 2 3 4 |
11 | Вы принимаете все слишком близко к сердцу | 1 2 3 4 |
12 | Вам не хватает уверенности в себе | 1 2 3 4 |
13 | Вы чувствуете себя в безопасности | 1 2 3 4 |
14 | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 2 3 4 |
15 | У Вас бывает хандра, тоска | 1 2 3 4 |
16 | Вы бываете довольны | |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас | 1 2 3 4 |
18 | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | 1 2 3 4 |
19 | Вы уравновешенный человек | 1 2 3 4 |
20 | Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах | 1 2 3 4 |
Ключи к тесту:
Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу к тесту:
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу к тесту:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =Анализ теста и интерпретация результатов
Понятие ситуативной, то есть реактивной тревожности и понятие личностной тревожности, то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.
Посмотрите также вебинар «Самостоятельное лечение тревожности» Дениса Бурхаева.
Gale Apps — Технические трудности
Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.
Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.
org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [authorizationService@theBLISAuthorizationService]; вложенным исключением является com.zeroc.Ice.UnknownException unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0 в java.
Психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников под влиянием экзаменационного стресса
Год и Том — Выпуск:
2012. Том 1 — Выпуск 3
Авторы:
Лилиана К. Токаева, Паршина Светлана Сергеевна, Павленкович С.С.0003
Реферат:
Целью исследования является изучение влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов 1 курса педагогического вуза. Методы. В исследовании приняли участие 105 юношей 17-18 лет, обучающихся по специальности «Физическая культура». Исследования проводились в период между экзаменами и во время экзаменационной сессии. Психоэмоциональный статус определяли с помощью опросника и теста САН и теста Ч.Д. Тест Спилберга, адаптированный для России Ю.Л. Ханин. Состояние вегетативной регуляции ССС оценивали по частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, коэффициенту выносливости, индексу Кердо и адаптационным возможностям по П.М. Баевский. Результаты. При отсутствии воздействия стресса у большинства юношей изучаемые параметры находятся в пределах нормы, что свидетельствует о достаточных адаптационных возможностях. Выявлена четкая корреляция между уровнем личностной тревожности студентов и характером их реактивности на экзаменационный стресс: чем выше уровень тревожности у студента, тем в большей степени снижается стрессоустойчивость и проявляются более выраженные изменения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Выявлено напряжение механизма адаптации в стрессовой ситуации у первокурсников с высоким уровнем личностной тревожности и удовлетворительная адаптация – у юношей со средней и низкой личностной тревожностью.
Ключевые слова:
студенты, тревожность, сердечно-сосудистая система, экзаменационный стресс, вегетативная регуляция
Цитировать как:
Токаева Л. К., Паршина С.С., Павленкович С.С. Текст научной работы на тему «Психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников под влиянием экзаменационного стресса» Российский открытый медицинский журнал 2012; 1: 0304.
Введение
Студенты вузов представляют собой особую социальную группу. Характеризуется специфическими трудовыми и бытовыми условиями. Процесс обучения является ключевым фактором, вызывающим адаптивную физиологическую перестройку организма студентов, в частности сердечно-сосудистой системы (ССС) [1]. Обучение в вузе отличается от обучения в школе по своей структуре и условиям: увеличивается объем усваиваемых знаний, повышается интенсивность умственного труда, выражена дисбалансность нагрузки, она резко возрастает во время зачетов и экзаменов, специальностей и появляются новые формы контроля и оценки обучения, меняющие характер отношений между учителем и учеником. Постоянные психические и психоэмоциональные нагрузки, нарушение режимов труда, отдыха и приема пищи нередко приводят к срыву адаптации и развитию ряда заболеваний у студентов. Студенты факультета физической культуры склонны совмещать учебную и спортивную деятельность, что отражается на их психическом и эмоциональном состоянии.
Экзаменационный стресс является одной из основных причин эмоционального стресса у студентов. Экзаменационное волнение является фактором, препятствующим успешной сдаче экзамена [2], так как страх блокирует интеллект, парализует волю, ухудшает память и снижает способность к концентрации внимания. Кроме того, период подготовки к экзаменам характеризуется напряженной умственной деятельностью, значительным ограничением двигательной активности, изменением режима сна, эмоциональным напряжением. Все это влияет на механизмы регуляции физиологических систем организма [2-4], в том числе и на ССС.
Целью нашего исследования явилось изучение влияния экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и вегетативную регуляцию ССС у студентов факультета физической культуры в начальный период обучения в вузе.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 105 студентов 1-го курса (100 % юноши) кафедры физического воспитания ФГБУ им. Н.Г. Чернышевского Саратовского государственного университета педагогического колледжа. Психоэмоциональный статус студентов определяли с помощью тестового опросника САН [5] и шкалы Ч.Д. Тест Спилбергера [6] (State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI)), адаптированный для России Ю. Ханиным [7].
Тестовая анкета SAN представляет собой форму, содержащую 30 пар слов с противоположным значением, отражающих различные аспекты здоровья, активности и настроения. Задачей испытуемого было: сначала найти в каждой паре тот признак, который лучше всего описывает его состояние на момент обследования; во-вторых, оценить серьезность признака по семибалльной шкале.
Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Тест Ханина включает 40 пропозициональных вопросов, 20 из них предназначены для оценки ситуативной тревожности, а 20 из них направлены на личностную тревожность. Для каждого суждения испытуемый должен выбрать один из четырех предложенных ответов. Затем экзаменуемый определяет уровень развития обоих типов тревожности с помощью специального ключа ответов. Итоговая оценка рассчитывалась по шкале в баллах: менее 30 баллов – низкий уровень тревожности, от 30 до 45 баллов – средний уровень тревожности, более 45 баллов – высокий уровень тревожности.
Состояние вегетативной регуляции ССС оценивали по частоте сердечных сокращений, систолическому (САД), диастолическому (ДАД) и пульсовому (ПД) артериальному давлению (ПД = САД-ДАД). Степень регуляторного потенциала ССС оценивали по коэффициенту выносливости (КВ), который рассчитывали по формуле Кваса [8]: КВ=(ЧСС/ПП)•100. Для характеристики вегетативного статуса рассчитывали вегетативный индекс Кердо (КАИ) по формуле [8]: ИКА=(1-ДАД/ЧСС) •100%.
Для более полной характеристики адаптационных возможностей организма адаптационный потенциал (АП) Баевского Р.М. рассчитывали по формуле [9]: АД=0,011•ЧСС + 0,014•САД + 0,008•ДАД + 0,014•Возраст + 0,009 •Вес – 0,009•Рост – 0,27. Оценка результатов: АД менее 2,59 балла — удовлетворительная адаптация, 2,60 — 3,09 балла — напряжение адаптационных механизмов, 3,10 — 3,49 балла — плохая адаптация, 3,50 балла и более — срыв адаптации.
Исследование проводилось в два этапа: 1 этап — между занятиями в день практических занятий по анатомии, 2 этап — в день экзамена по анатомии перед получением экзаменационного вопроса.
Данные обработаны статистически с помощью пакета программ Statistica-5. Для каждой группы данных рассчитывали среднее значение (М) и ошибку среднего (m). Достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента при р<0,05.
Результаты
На первом этапе исследования в соответствии с Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханина студенты факультета физической культуры были разделены на 3 группы по уровню личностной тревожности (ПД): высокий (1 группа), нормальный (2 группа) и низкий (3 группа) уровень ПД ( Таблица 1).
Таблица 1. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние ССС у первокурсников с разным уровнем тревожности (М±m)
Характеристики | Этап исследований | Уровень тревоги | ||
Высокий (n=35) | Среднее (n=44) | Низкий (n=26) | ||
ПА, баллы | 1 | 50,4±0,2 | 36,3±0,7 ∞ | 19,9±0,4 ∞ |
2 | 51,0±0,5 | 37,1±0,6 ∞ | 20,9±0,3 ∞ | |
РА, баллы | 1 | 46,2±0,6 | 35,0±0,6 ∞ | 18,8±0,6 ∞ |
2 | 61,4±0,09* | 46,5±0,6* ∞ | 31,3±0,8* ∞ | |
Состояние, баллы | 1 | 2,9±0,05 | 4,7±0,06 ∞ | 5,73±0,04 ∞ |
2 | 2,7±0,05* | 4,5±0,06* ∞ | 5,41±0,04* ∞ | |
Активность, баллы | 1 | 3,3±0,02 | 4,8±0,06 ∞ | 5,72±0,04 ∞ |
2 | 3,2±0,02* | 4,68±0,06 ∞ | 5,54±0,04* ∞ | |
Настроение, баллы | 1 | 3,5±0,05 | 5,2±0,06 ∞ | 6,3±0,04 ∞ |
2 | 3,4±0,05 | 4,96±0,06* ∞ | 5,92±0,04* ∞ | |
Гц, бит/мин | 1 | 71,1±0,4 | 67,1±0,3 ∞ | 62,5±0,3 ∞ |
2 | 97,1±0,5* | 88,1±0,5* ∞ | 82,8±0,5* ∞ | |
САД, мм рт. ст. | 1 | 119,7±0,4 | 117,2±0,5 | 114,3±0,5 ∞ |
2 | 142,6±1,02* | 135,0±0,3* ∞ | 133,0±0,7* ∞ | |
ДАД, мм рт.ст. | 1 | 75,9±0,5 | 75,1±0,5 | 72,9±0,4 ∞ |
2 | 86,4±0,6* | 83,6±0,4* | 80,2±1,0* ∞ | |
ПП, мм рт.ст. | 1 | 43,9±0,7 | 42,0±0,6 | 41,3±0,5 |
2 | 56,4±0,4* | 51,4±0,4* | 52,9±0,7* | |
ЭФ, у. е. | 1 | 16,5±0,2 | 16,5±0,3 | 15,4±0,2 ∞ |
2 | 17,4±0,2* | 17,2±0,7 | 15,8±0,3 ∞ | |
КАИ, % | 1 | — 7,06±0,2 | — 12,4±0,2 ∞ | — 17,2±0,3 ∞ |
2 | 10,9±0,9* | 4,97±0,5* ∞ | — 4,0±1,0* ∞ | |
АП, очков | 1 | 2,09±0,01 | 2,0±0,01 ∞ | 1,87±0,01 ∞ |
2 | 2,78±0,02* | 2,55±0,02* ∞ | 2,03±0,01* ∞ |
1 – День практических, 2 – Перед экзаменом.
* — достоверное отличие (p<0,05) от практического дня. ∞ – достоверное отличие (p<0,05) от студентов с высоким уровнем ФА.
1-ю группу составили 33,3% от общего числа обследованных первокурсников со средним баллом ПД 50,4±0,2 балла. Во второй группе большинство (42%) составили студенты первого курса (ТП — 37,4±0,3 балла). В третью группу вошли 24,7 % юношей со средним баллом ФА 20,5 ± 0,4 балла. Отметим, что на практике у большинства (75,2%) студентов регистрировалась средняя реактивная (ситуативная) тревожность (РТ) и 24,8% — низкий уровень ТР.
По результатам теста САН большинство юношей первой группы констатируют, что их состояние ниже среднего, активность и настроение средние. Мальчики 2-й группы в основном имеют средние значения САН. У студентов 3-й группы субъективная оценка всех параметров САН выше по сравнению с высокой и средней ФА: самочувствие и активность выше среднего, настроение приподнятое (р<0,05). Сделан вывод, что параметр «настроение» во всех группах оценивается студентами выше, чем «здоровье» и «активность» (9). 0079 Таблица 1).
При оценке базового состояния ССС без воздействия стресса у большинства юношей показатели ЧСС и АД находились в пределах нормативных значений для данной возрастной группы ( Таблица 1). Однако у юношей 1-й группы частота сердечных сокращений была достоверно выше по сравнению со сверстниками 2-й и 3-й групп (р<0,05). По артериальному давлению существенных различий не наблюдалось. Среднее значение ФВ у первокурсников во всех группах свидетельствует о достаточном функциональном потенциале системы кровообращения. При оценке нейровегетативного статуса во всех группах у большинства юношей выявлена выраженная ваготония, о чем свидетельствует средний отрицательный ИКИ. Симпатикотония и эвтония встречались в единичных случаях. Адаптационный потенциал указывает на удовлетворительное состояние адаптационных механизмов.
На 2 этапе исследования нами установлено, что психоэмоциональное напряжение студентов достигает пика перед выполнением экзаменационного задания, что влияет на показатели тревожности и функциональное состояние ССС.
Таким образом, у большинства мальчиков 1 и 2 групп регистрировался высокий уровень РА. При этом студенты с высоким АТ сильнее реагируют на предэкзаменационную ситуацию, о чем свидетельствуют достоверно более высокие показатели РА по сравнению со студентами 2-й группы (р<0,05). Первокурсники 3 группы имели средний РА. Кроме того, во всех группах была отмечена общая тенденция к ухудшению психоэмоционального статуса показателей «состояние», «активность» и «настроение» по сравнению со значениями, зафиксированными в период между сеансами обследования. Однако учащиеся 1-й и 2-й групп оценивают свое самочувствие, активность и настроение как средние, тогда как юноши из 3-й группы чаще всего дают оценки «выше среднего» (9).0079 Таблица 1).
В ожидании экзамена у студентов наблюдается общая тенденция к повышению показателей гемодинамики. Однако были отмечены и некоторые различия в реактивности ССС у студентов с разной ФА, большинство из которых были достоверными (р<0,05). Так, у студентов с высокой ФА частота сердечных сокращений увеличилась на 36,6 %, со средней ФА - на 31,3 %, а с низкой ФА - на 32,2 %. По сравнению с периодом между экзаменационными сессиями у студентов перед экзаменом наблюдались определенные изменения в показателях артериального давления. Причем наиболее выраженные изменения были у студентов с высокими ФА. Характерным для характеристики реакции ФА на стресс у юношей было изменение КИА, у ожидавших экзамена студентов его значения увеличивались независимо от уровня ФА. Значимые различия в группах обнаруживаются и по показателю АР. Среднее значение АД свидетельствует о напряженных адаптационных механизмах у всех первокурсников с высокой ФА. В то же время у юношей со средним и низким ФА в стране удовлетворительная адаптация к стрессовой ситуации (9).0079 Таблица 1). Однако индивидуальная оценка этого показателя выявила напряженные механизмы регуляции у 29,5% мальчиков со средним ПД (АД 2,67±0,02 балла).
Дискуссия
Одним из факторов, определяющих адаптацию первокурсников к учебе в вузе, является адаптация к стрессовым ситуациям, в основном к психоэмоциональному напряжению, особенно во время экзаменов [2]. Реактивность студенческого организма к экзаменационному стрессу зависит от стрессогенного фактора, личностных особенностей студента, а также скорости, с которой он адаптируется к учебе в вузе.
В нашем исследовании психоэмоциональное напряжение в ситуации ожидания экзамена приводило к достоверному повышению уровня реактивной тревожности, прежде всего у студентов первого курса с высокой личностной тревожностью. Смещен ряд показателей сердечно-сосудистой системы в виде увеличения ЧСС, значений АД, КИА и АД, что, возможно, связано с активацией регуляторных механизмов симпатического отдела вегетативной нервной системы [2, 4]. Более значительные изменения показателей гемодинамики у студентов с высокой личностной тревожностью свидетельствуют о низком уровне адаптации к стрессовым ситуациям [3]. Все первокурсники с низкой ФА и большинство юношей со средней ФА, напротив, имели более мягкую адаптацию к экзаменационному стрессу.
Заключение
Формирование стрессоустойчивости является ключевым фактором психического здоровья студентов, обеспечивающим успешную и надежную учебную и профессиональную деятельность. Высокий уровень тревожности, а также высокая степень психического напряжения способствуют формированию сниженной стрессоустойчивости в учебной деятельности. В связи с этим необходимо обосновать пути, методы и рекомендации по преодолению стрессовых состояний в процессе личностного и профессионального становления будущих специалистов по физической культуре.
Конфликт интересов: не заявлен.
Литература:
1. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий труда на симпатоадреналовую функцию и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18 лет. Физиология человека 2001; 27(5): 561-567 (doi: 10.1023/A:1011908310303).
2. Щербатых ЮВ. Влияние показателей высшей нервной деятельности на стрессоустойчивость студентов во время экзаменов. Ж Высш Нерв Деиат Им И П Павлова 2000; 50(6): 959-965 (PMID: 111
3. Юматов Е. А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И., Глазачев О.С., Иванова Л.И. Эмоциональное напряжение у студентов во время экзаменов. Физиология человека 2001; 27(2): 221-227 (doi: 10.1023/A:1011039702932).
4. Шепард Д.Д., Аль’Абси М., Уитсетт Т.Л., Пасси Р.Б., Ловалло В.Р. Аддитивные прессорные эффекты кофеина и стресса у студентов-медиков мужского пола, подверженных риску артериальной гипертензии. Am J Hypertens 2000; 13: 475-481 (PMID: 10826397).
5. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Самодиагностика дифференцированного функционального состояния. Проблемы психологии 1973 (6): 141-145 [Статья на русском языке].
6. Спилбергер К.Д., Горсуч Р.Л., Лушен Р. Руководство по инвентаризации состояния и тревожности. Consulting Psychologist Press, Калифорния, США, 1970.
7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Эксмо, Москва, Россия, 2007. 416 с. [Текст на русском]
8. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. Реторика, Москва, Россия, 2001. 560 с. [Текст на русском языке]
9. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей и риска заболеваний. Медицина, Москва, Россия, 1997. 236 с. [Текст на русском языке]
Об авторах:
Токаева Лилиана Константиновна – доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии им. Я. Чуевского, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовский, Саратов, Россия;
Паршина Светлана Сергеевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовский, Саратов, Россия;
Павленкович С.С. – старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и спорта Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия.