«Синий» — «синева», «белый» — «белизна», а «оранжевый»? Почему не у всех цветов есть свои существительные
Каждый, кто говорит по-русски, рано или поздно сталкивается с этой проблемой: от слов «красный», «желтый» или «серый» можно образовать существительные, а вот от «коричневого» или «оранжевого» — уже нет. Разбираемся, почему так вышло вместе с Марией Чепиницкой, преподавателем и автором блога о русском языке в стихах и прозе.
Вопрос: Почему от одних прилагательных, обозначающих цвета, можно образовать существительные-признаки (белизна, чернота, синева, голубизна, желтизна, краснота, серость), а от других (оранжевый, зеленый, коричневый, фиолетовый) — нет?
Мария Чепиницкая: Справедливости ради следует сказать, что от прилагательного зелёный всё-таки можно образовать существительное — зелень (сравните: синий — синь). Что же касается вопроса, то однозначно на него вряд ли кто-то ответит, но порассуждать, наверное, стоит.
Давайте для начала заглянем в глубь веков и посмотрим, какие прилагательные использовали наши предки для обозначения цветов.
Так, вопреки устоявшемуся мнению, прилагательное красный для обозначения цвета стало использоваться довольно поздно (в словаре Макса Фасмера: «Красный — прекра́сный, укр. кра́сний „красивый“»). Изначально у славян были такие прилагательные, как алый (ярко-красный) и рудый (красный). Однако красный со временем, изменив значение, стал обозначать цвет, и появилось существительное краснота.
Означает ли это, что те цветовые прилагательные, которые вошли в речь славян, скажем, раньше XV века, «смогли» образовать соответствующие имена существительные? Скорее всего, да. Если взять «исконные» прилагательные белый, чёрный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, серый, то можно с лёгкостью подобрать к ним «пару»: белизна, чернота, желтизна, зелень, голубизна, синь/синева, серость. Вероятно, эти существительные были нужны в речи (что логично), потому и появились.
Если мы возьмём такие прилагательные, как фиолетовый и оранжевый, то увидим, что они пришли в русский язык из французского, поэтому или не успели образовать «своё» существительное, или не захотели (то есть в этом не было необходимости). Да и вместо оранжевый, например, исконно использовалось слово рыжий, а существительное рыжина в русском языке, как известно, есть.
Что касается прилагательного коричневый, то здесь не всё так однозначно. Несмотря на то что коричневый имеет славянские корни (образовалось от «корица» — кора), в источниках оно впервые упоминается лишь в XVII веке. Это, согласитесь, довольно поздно. Да, оно и не было широко распространено, потому что были другие слова: бурый, гнедой или смуглый (для описания внешности). Возможно, время возникновения и повлияло на отсутствие соответствующего существительного.
Наш мир не чёрно-белый, все мы знаем –
Цвета, оттенки вряд ли сосчитаем.
Возможно, что-то упустила я из виду,
Вы не держите на меня за то обиду.
Что мир так хрупок, важно помнить людям,
Пусть меньше серости и черноты в нём будет.
Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» в группе во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
Изображение на обложке: Solen Feyissa, Anchor Lee, Sharon McCutcheon / Unsplash
Синий носогубный треугольник у ребенка – что это? — ЦСМ Здравица
Цианоз — это симптом, который характеризуется синим оттенком кожных покровов, слизистых оболочек. Возникает вследствие гипоксемии — низкого содержания кислорода в крови. Цианоз бывает центральный и периферический (он же акроцианоз).
Со стороны сердца наиболее частой причиной цианоза является врожденный порок сердца (ВПС), при котором имеются структурные изменения, и венозная кровь смешивается с артериальной — имеется право-левый шунт. Например, единая камера сердца — единственный левый желудочек сердца или имеется венозный застой в легких (левожелудочковая недостаточность) — стеноз аорты, митральный стеноз.
Цианоз при ВПС может быть постоянным и непостоянным: при небольшом веноартериальном сбросе возникает при наличии провоцирующих факторов — физическая нагрузка, нахождение на холоде.
Периферический цианоз обычно непостоянный, может наблюдаться при заболеваниях сердца с низким сердечным выбросом, при кардитах, кардиомиопатиях, ревматизме. Также следует учитывать, что цианоз может быть связан с патологией легких, респираторного тракта, патологией крови и при токсико-инфекционных состояниях.
Изолированный цианоз вокруг рта, появляющийся при крике ребенка не является признаком гипоксемии и связан с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. У грудного ребенка кожа в этой области нежная и тонкая, а потому сквозь нее видны все вены, из-за чего кожа кажется синеватой.
В первые месяцы жизни у ребенка синеет носогубный треугольник при плаче или продолжительном крике. В это время в организме резко понижается уровень кислорода, а капилляры от напряжения набухают и поэтому отчетливо видны сквозь тонкую кожу. В медицине это явление называется легочный цианоз, и никакой угрозы для здоровья он не несет. Его симптомы исчезают, когда малыш успокаивается.
Кроме того, цианоз может наблюдаться и у детей, которые во время рождения испытали гипоксию и асфиксию (например, при обвитии пуповиной), а также родились недоношенными. В этом случае, дает о себе знать несовершенная система кровообращения, которой нужно время на восстановление. Спустя несколько месяцев после рождения цианоз у таких малышей исчезает.
Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Следует уточнить какие именно симптомы и жалобы возникают во время купания, есть ли эти жалобы в покое, при кормлении и другой физической нагрузке? При какой температуре воды наблюдается ухудшение состояния?
Если сердце ребенка структурно здорово, а родители, например, отмечают кратковременный цианоз вокруг рта во время купания — это связано с активацией нервной системы, с мышечной активностью. Несомненно, в каждом случае необходимо оценить общее состояние организма ребенка, учитывать анамнез, данные дополнительных методов исследования.
Понаблюдайте за своим малышом, и в случае, если некоторые симптомы вас настораживают, обязательно обратитесь за рекомендациями к педиатру или детскому кардиологу.
Blue IT Systems: Компания по разработке программного обеспечения
Мы улучшаем клиентский опыт ваших клиентов
Обработка запросов клиентов часто является большой задачей для компаний. Мы делаем это легко и эффективно.
Посмотри, как это работаетОснователь компании Чистый рейтинг промоутера
43
Если вы понимаете основные болевые точки клиентов, ваш подход к инновациям полностью меняется.
Дорожная карта успеха
Это проверенный временем процесс, который гарантирует соответствие целям каждого проекта. Мы не просто делаем вещи лучше, мы заставляем их работать, оставаясь на цели.
01. Откройте для себя
Исследование02.
Определение Синтез03. Разработка
Идея04. Доставка
РеализацияМы стремимся создать лучший клиентский опыт
Blue IT Systems занимается дизайном и разработкой программного обеспечения. У нас есть более 20 экспертов по дизайну и разработке, а также более 10 лет опыта в создании цифровых продуктов с нуля или обновлении существующих.
UX/UI дизайн
- Исследование и анализ
- Пути клиента
- Каркасы
- Прототип
- Иллюстрации
- Пользовательские интерфейсы
Разработка внешнего интерфейса
- CSS, SASS и JavaScript
- Адаптивный дизайн
- Одностраничные приложения
- Мобильные приложения
- Тестирование пользовательского интерфейса
- Кросс-браузерная разработка
Backend-разработка
- API-разработка
- Веб-разработка
- Разработка базы данных
- Машинное обучение
- Искусственный интеллект
- Автоматика
- Пользовательские алгоритмы
Мы создаем отличный опыт для клиентов в Интернете и на мобильных платформах
Посмотреть выбранный проектЧасто задаваемые вопросы
Blue IT Services GmbH — немецкая компания, которая предлагает ИТ-услуги, в основном «услуги по дизайну веб-сайтов», разработку веб-сайтов и разработку приложений.
Мы можем разрабатывать все виды приложений от электронной коммерции до информационных, от недвижимости до образования. Вы можете ознакомиться с нашими проектами на веб-сайте в разделе «Портфолио» в главном меню.
Стоимость проекта полностью зависит от ваших бизнес-требований, например, хотите ли вы, чтобы мы начали с нуля или просто улучшили существующее приложение или веб-сайт и множество других факторов. Тем не менее, мы заверяем вас, что предлагаем самые экономичные решения на рынке.
Да! Мы обязательно сможем изменить дизайн вашего сайта в соответствии с тенденциями рынка и сделать его более профессиональным, удобным в навигации и привлекательным для глаз аудитории. Это не только повысит коэффициент конверсии, но и увеличит количество зрителей.
Мы принимаем платежи со всех основных карт и других основных способов оплаты.
Компания, занимающаяся веб-разработкой, — это компания, которая предоставляет инновационные и эффективные веб-приложения и решения для ваших бизнес-задач, таких как повышение производительности, коэффициент конверсии, адаптация в режиме реального времени к меняющимся тенденциям рынка и т. д., чтобы вы могли достичь своих бизнес-целей.
Создание вдохновляющих цифровых продуктов
Мы специализируемся на разработке выдающихся, удобных веб-сайтов и приложений. У нас есть все необходимые навыки под одной крышей.
Нам доверяют компании по всему миру
Мы работали с клиентами по всему миру, от небольших стартапов до крупных корпораций.
Мы понимаем важность конверсий
Наши продукты созданы не только для того, чтобы быть привлекательными визуально, но и для того, чтобы обеспечить превосходный пользовательский опыт и побудить ваших клиентов достичь поставленных целей.
Мы используем передовые технологии
Мы всегда стремимся использовать инновационные подходы к разработке и активно рекомендовать новейшие технологии, которые принесут пользу продуктам наших клиентов, а также по возможности сэкономят время и деньги.
Узнать больше- Без головы
- Сквидекс
- WordPress
- Postgres
- MySQL
- Космос БД
- Кубернет
- АВС
- Лазурный
- Adobe XD
- Фигма
- Эскиз
- Угловой
- Реагировать
- Блейзор
- .NET Core
- Питон
- PHP
Наше мышление отличает нас
Подходящая команда для брендинга, дизайна и разработки.
журнал усилий | Blue It Systems
Конкурентный анализ
Анализ конкурентов в маркетинге и стратегическом менеджменте – это оценка сильных и слабых сторон существующих и потенциальных конкурентов. Этот анализ обеспечивает как наступательный, так и оборонительный стратегический контекст для выявления возможностей и угроз. Профилирование объединяет все соответствующие источники анализа конкурентов в одну структуру для поддержки эффективной и действенной разработки стратегии, реализации, мониторинга и корректировки.
Почему важен конкурентный анализ: Целью конкурентного анализа является определение сильных и слабых сторон конкурентов на вашем рынке, стратегий, которые обеспечат вам явное преимущество, барьеров, которые могут быть созданы для предотвращения конкуренции выход на ваш рынок и любые слабости, которые можно использовать.
Зачем мы проводим конкурентный анализ: взвешивание сильных и слабых сторон продукта приложения по сравнению с другими подобными приложениями называется конкурентным анализом. Выявление характера конкуренции, их сильных сторон и положения на рынке дает возможность извлечь выгоду из информации и найти свое конкурентное преимущество.
Персонажи пользователей
Персона в дизайне и маркетинге, ориентированном на пользователя, — это вымышленный персонаж, созданный для представления типа пользователя, который может использовать сайт, бренд или продукт аналогичным образом.
Почему важна личность пользователя: Создание персонажей поможет вам понять потребности, опыт, поведение и цели ваших пользователей. Создание персонажей может помочь вам выйти из себя. Это может помочь вам понять, что разные люди имеют разные потребности и ожидания, а также может помочь вам идентифицировать себя с пользователем, для которого вы разрабатываете дизайн.
Почему мы создали образ пользователя: По сути, персонажи дают представление о том, что должно включать в себя конечное взаимодействие с пользователем, предоставляемое приложением. Чтобы получить максимальную отдачу от персонажей пользователей, они должны быть реалистичными и концентрироваться на настоящем, а не на будущем.
Путь клиента
В коммерции клиентский опыт (CX) — это продукт взаимодействия между организацией и клиентом на протяжении их отношений. Это взаимодействие состоит из трех частей: пути клиента, точек соприкосновения с брендом, с которыми взаимодействует клиент, и среды, с которой сталкивается клиент (включая цифровую среду) во время своего взаимодействия.
Затем мы написали типичный сценарий ежедневного кормления для моей персоны. Этот процесс помог мне решить, как пользовательский интерфейс веб-приложения может быть разработан, чтобы соответствовать рутине кормления.
Каркасы
Каркас, также известный как схема страницы или план экрана, представляет собой визуальное руководство, представляющее каркас веб-сайта. Каркасы создаются с целью размещения элементов для наилучшего достижения определенной цели.
Тайм-трекер
Проверка OTP
Поле подтверждения OTP
В Effortslog большинство основных бумажных набросков были разработаны для каждого экрана. В демонстрационных или юзабилити-тестах скетчи переключаются в соответствии с действиями пользователя. Одним из преимуществ бумажного прототипа является то, что мы можем создавать несколько версий, не тратя время на цифровые инструменты.
Гид по стилю
Руководство по стилю или руководство по стилю — это набор стандартов для написания, форматирования и оформления документов. Его часто называют таблицей стилей, хотя у этого термина есть и другие значения. Стандарты могут применяться как для общего пользования, так и для использования в отдельной публикации, в конкретной организации или в конкретной области.
Эти рекомендации призваны помочь разработчикам поддерживать единообразие таких элементов, как кнопки и формы, на нескольких веб-страницах. Дополнительные примеры и ссылки, такие как образцы написания, слова, которых следует избегать, шаблоны PowerPoint или композиции фотографий, также могут быть полезны для включения в руководство по стилю бренда.
Технологии
Выбранный нами набор современных технологий позволил нам создать быстро загружаемое масштабируемое приложение для поддержки быстро растущего глобального бизнеса Effortslog. Мы установили систему управления контентом (CMS) и подробное руководство пользователя, чтобы позволить редакторам Effortslog легко поддерживать приложение в будущем.