Ситуация успеха
Автор: Комарова Надежда Юрьевна
____________________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ УСПЕХА
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
________________________________________
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ — ДЕФЕКТОЛОГА
ГКУ ЦССВ «ДОВЕРИЕ» ГОРОДА МОСКВЫ
КОМАРОВОЙ Н.Ю.
2012-2016
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности детей с нарушениями развития. Психологи А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют обучение и формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Основной задачей педагогического коллектива в учреждениях такого типа является поиск форм и методов коррекционно – развивающего процесса, способного вовлечь ребенка с нарушениями развития в учебную деятельность, облегчить ему моменты усвоения и освоения умений и навыков.
К. Д. Ушинский отмечал, что первой заповедью воспитания является необходимость дать
детям радость труда, успеха в учении, пробудить в них чувство гордости и собственного
достоинства за свои достижения.
Сухомлинский В.А. отмечал, что живительным воздухом для слабенького огонька
жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое осознание и
переживание той мысли, что он сделал шаг вперед. Методы, используемые педагогом в
учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего
мира, а школа стать школой радости: радости познания, радости творчества, радости
общения.
Одна из базовых задач в профессии учителя — создать каждому
ученику ситуацию успеха.
Проблеме создания ситуаций успеха в учебной деятельности уделил большое внимание доктор педагогических наук Белкин А.С., автор книг и статей, посвященных этой теме. Он твердо убежден в том, что лишив ребенка веры в себя, порой сказав одно неосторожное слово, сделав один непродуманный шаг, учитель может надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Учение требует от школьника настойчивости, силы воли, и не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Тем более, отношение к учению зависит от характера самого процесса обучения, от тех отношений в образовательном процессе, что складываются между педагогом и учащимися, от способов организации учебной деятельности.
Эмоциональная атмосфера в классе напрямую зависит от степени гуманизации системы отношений всего коллектива педагогов и учащихся: чем чаще ребенок ощущает педагогическую поддержку и испытывает ситуацию успеха в учебном процессе, тем больше вероятность успешного обучения в будущем. Учитель обязан видеть и оценивать не только результат каждого ребенка, но, самое главное, оценивать усилия, которые затрачивает ребенок в достижении конкретного результата, цели. Это и есть педагогическая сверхзадача в формировании ситуации успеха в учебном процессе.
В ситуации успеха чрезвычайно важно педагогическое авансирование учебной деятельности обучаемого, когда при больших интеллектуальных, физических, эмоциональных затратах ребенок достигает не конечной, а промежуточный, но позитивный для него результат, тогда ожидание радости пронизывает всю жизнь и деятельность ребенка и это ожидание становится источником его движения вперёд, предвкушение успеха окрыляет человека.
Создавая ситуацию успеха, педагог может раскрыть дремлющие задатки, способности, скрытые во внутреннем мире ребенка с ограничениями развития. Остановлюсь на собственном опыте по созданию ситуации успеха в начальных классах. В группе умственно отсталых детей диагростировались изменения психики, явившиеся результатом перенесенных органических поражений центральной нервной системы. Это атипии развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие
Была поставлена задача, сделать так, чтобы дети шли в школу с удовольствием. А это простые вещи: улыбка и искренняя радость учителя от встречи с ребенком, в обращении к ребенку по имени, собственный, с указанием имени, набор письменных принадлежностей на парте, благодарность за оказанную помощь, выслушанный рассказ о наболевшем, т.е. создание атмосферы уважения и доброжелательности, принятия ребенка таким, какой он есть.
С первых дней обучения, после проведенной диагностики, вела наблюдение за развитием своих учеников, отмечала для себя каждую их маленькую победу: отреагировали на замечание, быстро уселись за парту, уже смотрят на доску, уже не вырывал игрушку у соседа, а попросил, а теперь еще и вместе играют! Как здорово наблюдать и направлять развитие детей!
Трудно давались первые учебные задания — не всегда палочка получалась, не соблюдали контур предметов при раскрашивании. Не смотря на это, никогда не забывала похвалить каждого ученика на уроке: у тебя получились ровные буквы, ты сегодня активно работаешь, ответил на все вопросы, ты правильно сидишь. Во время урока держу под контролем работу каждого и стараюсь вовремя оказать помощь, подбодрить, высказать уверенность в том, что ученик справится с заданием. Всегда стараюсь придать значимость успехам каждого ребёнка: говорю об этом детям как о радостном для всех событии, при всех поздравляю ребёнка с успехом, по окончании всегда анализирую выполненные задания. Не тороплюсь поставить оценку, даю возможность дописать, исправить работу. Это воспитывает уважение к собственному труду и повышает личностную самооценку ребенка, укрепляет уверенность в себе, в своих интеллектуальных возможностях, формирует его собственное «Я». Этому способствует и то, что я называю «полюбоваться своей работой»: в конце урока дети смотрят со стороны на свою тетрадь, рисунок или поделку и высказывают свое удовлетворение полученным результатом! Ради такого момента они готовы постараться. Затем помещаем лучшие работы на выставку. Надо сказать, что эта выставка и по сей день не утратила своей драгоценной роли — там всегда после урока появляются лучшие тетради, альбомы, поделки. Гордость за свои успехи активизирует учебную деятельность ребят, каждый стремится, выполнив работу «на отлично», занять место на доске почета.
В создании ситуации успеха, повышении познавательной активности большую роль играют нетрадиционные формы учебной деятельности, такие как урок-игра, урок-соревнование, урок-путешествие, интегрированные уроки. Дифференцированный подход к обучению и использование игровых моментов и заданий оптимизируют образовательный процесс и повышают его эффективность.
На уроках чтения использую ребусы, которые вызывают у детей большой интерес и положительные эмоции при каждом правильном решении. Эти же задания использовала на уроках письма, как игровой момент. Дети отгадывали слова, составляли из букв разрезной азбуки, а затем писали в тетрадь. Два других задания я назвала «слова с окошками» и «прятки». Здесь в окна надо вставить пропущенные слоги или слова, подобрать спрятавшуюся за домиком букву. Интерес вызывает то, что у заданий несколько вариантов решения, и несколько детей дают правильный ответ на вопрос учителя. Эта ситуация приводит детей в восторг и создает атмосферу эмоционального подъема, повышает их самооценку, активизирует познавательный интерес. Важно создавать ситуацию успеха не только в учебной деятельности, но и досуговой работе, это организация праздников, экскурсий, дней рождения. Поздравляя именинников, дети учились говорить друг другу добрые слова, читать стихи, петь песни.
Обычное дежурство по классу может быть использовано как форма развития ситуации успеха и в учебной деятельности. Дежурный наделен полномочиями построить класс на урок, на экскурсию, проводить в кинозал, на урок физкультуры и пения, провести пальчиковую и артикуляционную гимнастику, поменять число и день недели в календаре, следить за порядком в классе во время перемены. Все эти обязанности повышают авторитет и самооценку ребенка, учат правильным взаимоотношениям в коллективе.
Для закрепления положительных навыков общении детей в перемену с успехом использовала развивающие игры ( пазлы, лото, домино), способствующие формированию навыков коллективной игры. Организовывала сюжетные игры «Мы едем в автобусе», «Праздничный ужин», «На приеме у доктора», «Дочки-матери» и др. При создании групп учитывала интересы детей, их симпатии, договаривалась, что большее внимание нужно обращать на хорошие качества, какое-то время не замечать отрицательных проявлений характера.
Для налаживания отношений проводила игры-хороводы — «Каравай», «Зайка» и др. В этих простых играх ребенок мог почувствовать отношение к себе одноклассников — симпатию или антипатию по тому, на сколько часто ему отдают предпочтение в игре. Полученный опыт помогает ребенку сделать выводы на примере ситуации неуспеха и изменить поведение.
В свободное время ребята посещают компьютерный класс. За счёт уникальных возможностей ИКТ повышается эффективность и качество обучения, увеличивается словарный запас и расширяется кругозор, усиливается мотивация в обучении, повышается самооценка детей.
Регулярно в центре проходят праздники. Мои ребята принимают активное участие в разнообразных конкурсах, выставках, выступают на сцене: поют, рассказывают стихи, участвуют в инсценировках, выезжают с концертами в различные организации. Большую работу в этом направлении проводят педагоги дополнительного образования и учитель музыки. Регулярно дети выезжают на экскурсии, в летние лагеря, в гости в другие центры. Индивидуальные занятия с логопедом и психологом способствуют социализации, адаптации к новым условиям, повышению самооценки детей. Вся система воспитательной работы в центре направлена на развитие ребят. День за днем в учебе и игре дети с интеллектуальной недостаточностью набираются жизненного опыта, познают мир, учатся взаимодействию в повседневной жизни. Проанализировав полученные результаты, в можно сделать вывод: данная форма работы является результативной и успешной. А самое главное у детей сформировалась мотивация посещения школы каждый день.
Важнейшей составляющей успешности в обучении является благоприятный психологический климат, формирование ситуации успеха, обстановка жизнерадостности. Чем комфортнее микроклимат в школе, чем больше мы обращаем внимание на хорошее в ребёнке, а не на его ошибки, чем чаще хвалим его за малейший успех и поддерживаем в нём уверенность в своих силах, тем больше вероятность успешного обучения. Ребёнку необходимо быть значимым и успешным, это определяет его самочувствие и отношение к окружающему миру.
Список литературы.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад. Школа, 1988
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991
Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Психология и педагогика: учебник (под ред. А. А. Радугина). М.: Центр, 1999
Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению
Авторы: Коваль Анна Николаевна, Малыгина Анастасия Николаевна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.
Дата публикации: 22.03.2016 2016-03-22
Статья просмотрена: 974 раза
Скачать Часть 7 (pdf)
Библиографическое описание:Коваль, А. Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению / А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 645-648. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27303/ (дата обращения: 07.05.2023).
В статье анализируется влияние систематической работы учителя по созданию ситуации успеха у первоклассников на успешность адаптации к школьному обучению.
Ключевые слова: первоклассники, ситуация успеха, школьное обучение, адаптация.
В настоящее время, как и во все предыдущие периоды, первоклассники, переступая в первый раз порог школы, полны надежд на признание и уважение их сверстниками, на лёгкое усвоение нового материала. Однако, многие из «вчерашних» дошкольников не знают, что игр, к которым они так привыкли, больше не будет, вместо этого их ждут: новые правила, режим; учитель, которого нужно слушаться; сверстники — которые относятся не так доброжелательно, как бы этого хотелось…
Именно поэтому так часто возникают вопросы у родителей первоклассников: Почему ребенок в скором времени теряет интерес к обучению в школе? Почему он порой и вовсе замыкается в себе и отказывается посещать образовательное учреждение? Хороший ли учитель «достался» их ребенку? Какие методы он использует в своей работе и какое настроение он создает у ребенка на уроке и вне его?
Считаем, что выбор учителем методов и форм работы с первоклассниками играет первостепенную роль для формирования интереса учеников к учебе, а так же предпосылок к успешной адаптации.
Адаптация к школе — это привыкание к новым условиям, которые каждый ребенок переживает и осознает по-своему. В норме период адаптации длится 6–7 недель [3]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что адаптация первоклассника к школе будет проходить более успешно, если педагог обеспечит ситуацию успеха и самореализации. В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения [5]. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех в учении — это единственный источник внутренних сил и желания к достижению новых знаний. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Когда ученик переживает ситуацию успеха, у него повышается мотивация учения, он чувствует удовлетворение от учебной деятельности. Ощущая себя успешным, первоклассник приобретает значимость в глазах сверстников, уверенность в своих действиях, снимает состояние тревожности и страха перед публичными выступлениями и др., тем самым успешнее проходя адаптацию к школьному обучению [2].
Существует различные приемы, которые помогают создавать ситуацию успеха при обучении в школе. Одним из таких «приемов» выступает дифференциация обучения, главным признаком которой является создание разноуровневых групп обучающихся с определенной целью. Данный подход базируется на различиях в задатках и способностях младших школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в своих силах [1].
Еще одним действенным педагогическим приемом создания ситуации успеха выступает предоставленная ученикам возможность выбора предоставлять ему свои знания для оценки учителем или нет. С целью коррекции тревожности по поводу отметки может использоваться прием разделения классной доски на 2 поля: место на сомнение и место на оценку. Ученик самостоятельно выбирает поле, когда идет отвечать к доске, тем самым он сохраняет за собой право предъявлять на оценку только тот материал, который считает хорошо усвоенным. Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки, облегчая адаптацию к школьному обучению.
Значительно снизить напряжение, тревожность и неуверенность в своих силах ребенку поможет использование педагогом коллективных форм обучения. Ведь вероятность выполнить работу успешнее будет в паре, нежели по одному. Подобная форма создания ситуации успеха не только снижает эмоциональное напряжение, но еще способствует созданию благоприятного микроклимата в малых группах и сплочению коллектива [6].
Не малую помощь и педагогу, и ученикам окажет акцентирование успехов каждого обучающегося и отслеживание его продвижения в учебной деятельности.
С целью подтверждения гипотезы о влиянии ситуации успеха на адаптацию первоклассников к обучению, нами был использован проективный тест «Домики» О. А. Ореховой [4].Он позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе. Это, на наш взгляд, поможет сравнить и выяснить, влияет ли создание ситуаций успеха на успешную адаптацию школьников или нет. Тест проводился в двух классах. В одном из них — педагог целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого ребенка в классе, а в другом — учитель не акцентировал на этом внимание, лишь иногда прибегая к охарактеризованным выше «приемам».
Для проведения методики школьникам раздавались листы и цветные карандаши: синего, красного, желтого, зеленого, фиолетового, серого, коричневого и черного цветов. Процедура исследования состояла из 3 заданий. В первом задании перед детьми стояла задача раскрасить 8 прямоугольников любым цветом. Во втором задании детям представлены домики, в которых живут их чувства. Чувства назывались по порядку (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение) и дети раскрашивали их. В третьем задании — по очереди читались предложения, и первоклассники должны были подобрать соответствующий, по их мнению, этому предложению цвет. Обозначения домиков: 1) цвет твоей души; 2) твое настроение, когда идешь в школу; 3) твое настроение на уроке чтения; 4) на уроке письма; 5) на уроке математики; 6) твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем; 7) твое настроение, когда общаешься с одноклассниками; 8) твое настроение, когда находишься дома; 9) твое настроение, когда делаешь уроки.
В исследовании принимали участие первоклассники 1 «А» класса в количестве 21 человека и ученики 1 «Б» класса в количестве 22 человек. Диагностическое исследование проводилось в начале ноября 2015–16 учебного года. Результаты диагностики представлены в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Выявление адаптации кучебному процессу упервоклассников
Критерии | 1 «А» (создание ситуаций успеха),% | 1 «Б» (традиционная система обучения),% | Физиологический компонент адаптации | |
1 «А» | 1 «Б» | |||
Аутогенная норма
| Больше 20 баллов — 5 человек (23,5 %) От 10 до 18 баллов — 9 человек (42,3 %) Менее 10 баллов — 7 человек (32,9 %) | Больше 20 баллов — 8 человек (36 %) От 10 до 18 баллов — 9 человек (40,5 %) Менее 10 баллов — 5 человек (22,5 %) | достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 19 человек (89,3 %) частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 2 человека (9,4 %) | достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме) — 16 человек (72 %) частичный или недостаточный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс, заболевания в период адаптации) — 6 человек (27 %) |
Эмоциональная сфера | У 17 человек –позитивные чувства (79,9 %) У 4 человек –негативные чувства (18,8 %) | У 14 человек –позитивные чувства (63 %) У 7 человек –негативные чувства (31,5 %) | ||
Отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю, одноклассникам | 15 человек с положительным отношением к школе (70,5 %) 4 человека с амбивалентным отношением (18,8 %) 2 человека с негативным отношением (9,4 %) | 11 человек с положительным отношением к школе (49,5 %) 5 человека с амбивалентным отношением (22,5 %) 4 человека с негативным отношением (18 %) | ||
По результатам диагностики среди учеников 1 «А» класса только у 5 человек (23,5 %) имеются трудности и переживания и лишь у 2 человек (9,4 %) негативное отношение к школе. А среди учеников 1 «Б» класса плохое настроение и трудности имеют уже 8 человек (36 %) и 4 человека (18 %) настроены негативно по отношению к школьному обучению. Число не адаптировавшихся или частично адаптировавшихся учеников в 1 «А» классе было значительно ниже, чем в 1 «Б» классе. В классе, в котором ситуации успеха создавались целенаправленно, уровень аутогенной нормы, эмоционального состояния и в целом отношение к школе, учителю и сверстникам, значительно отличается от класса, в котором использовались с традиционные методы и приемы работы, в положительную сторону.
Отсюда можно сделать вывод, что в классе, в котором учитель целенаправленно и систематически создавал ситуации успеха для каждого первоклассника, уровень успешной адаптации выше, чем в классе, в котором подобная работа проводилась бессистемно.
Таким образом, создание ситуации успеха — это не только метод, делающий урок интереснее, разнообразнее, повышающий самооценку, создающий уверенность в своих силах, улучшающий взаимоотношения в классе, но и — предпосылка успешной адаптации младших школьников к обучению. Создание ситуации успеха помогает решить ребенку многие личностные трудности: застенчивость, неуверенность в себе, помогает улучшить отношение к обучению в школе, учителю, выстроить положительные взаимоотношения со сверстниками и создать оптимистичный настрой на будущее.
Литература:
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. М.: «Политиздат», 1989.- 355 с.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:«Просвещение», 1991.- 169 с.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С. А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995.-182 с.
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.- 176 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988.- 272 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика», 1974.- 569 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуация успеха, твое настроение, балл, класс, ребенок, школьное обучение, создание ситуации успеха, успешная адаптация, учебная деятельность, энергетический баланс.
Ключевые слова
адаптация, адаптация., школьное обучение, первоклассники, ситуация успехапервоклассники, ситуация успеха, школьное обучение, адаптация.
Похожие статьи
Критерии
успешности обучения учащихся общеобразовательных…Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно. ..
Педагогические способы
создания ситуации успеха…Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т. е…
Педагогическое обеспечение
создания ситуации успеха…Ключевые слова: ситуация успеха, педагогическое обеспечение создания ситуации успеха, старшеклассник, создание ситуации успеха в
Так, мы понимаем ситуацию успеха как широкую категорию, не связанную с достижением исключительно учебных результатов. ..
Особенности
адаптации первоклассников к школе | Молодой ученыйУспешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению.
Социальная
адаптация первоклассников | Статья в журнале…Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.
Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими.
Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.
..Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу; самоконтроль по образцу.
В зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения мотивация к обучению изменяется.
Осознанное
обучение через инструменты коучинга– создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебная деятельность, внутренняя мотивация, подведение итогов, ребенок, учебно-воспитательный…
Исследование процесса
адаптации к учебной деятельности…Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации…
Проблема формирования социальной
успешности у учащихся…Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. При этом для ребенка очень важно быть успешным в этой деятельности. Однако нельзя забывать, что обучение без воспитания невозможно.
Похожие статьи
Критерии
успешности обучения учащихся общеобразовательных…Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно. ..
Педагогические способы
создания ситуации успеха…Создание ситуации успеха в образовательном пространстве урока, когда виден индивидуальный результат каждого ученика и всего класса в целом. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т. е…
Педагогическое обеспечение
создания ситуации успеха…Ключевые слова: ситуация успеха, педагогическое обеспечение создания ситуации успеха, старшеклассник, создание ситуации успеха в
Так, мы понимаем ситуацию успеха как широкую категорию, не связанную с достижением исключительно учебных результатов. ..
Особенности
адаптации первоклассников к школе | Молодой ученыйУспешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению.
Социальная
адаптация первоклассников | Статья в журнале…Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе детского учреждения.
Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, еще не являются в младшем школьном возрасте ведущими.
Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале.
..Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу; самоконтроль по образцу.
В зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения мотивация к обучению изменяется.
Осознанное
обучение через инструменты коучинга– создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебная деятельность, внутренняя мотивация, подведение итогов, ребенок, учебно-воспитательный…
Исследование процесса
адаптации к учебной деятельности…Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, ребенок, школа, адаптация, признак дезадаптации…
Проблема формирования социальной
успешности у учащихся…Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. При этом для ребенка очень важно быть успешным в этой деятельности. Однако нельзя забывать, что обучение без воспитания невозможно.
Микроклимат и размещение растений в жарком и сухом климате
Определение
У каждого сообщества диких растений есть набор факторов, которые вызывают эту группу
растений, которые можно найти вместе. К ним относятся солнечный свет и тень, уклон земли,
воздействия ветра, влажности, качества почвы и температуры. В совокупности эти факторы
называются микроклиматом.
Часто, говоря о микроклимате, мы имеем в виду небольшую площадь, возможно всего несколько квадратных метров. Другими словами, микроклимат – это просто местный климат в малых масштабах. На этой небольшой площади есть элементы, из-за которых она слегка отличается от общего климата города или округа. В горах пустыни юго-западе садоводы сталкиваются с огромным разнообразием природного микроклимата.
Можно создать микроклимат для улучшения роста и успеха одного или несколько растений. Однако, если вы просто хотите наилучшим образом использовать природные микроклимат вашего участка или создать особую обстановку для выбранного растения, вы должны знать, как распознавать и модифицировать элементы, которые его создают.
Солнечный свет и тень
Температура зависит от количества солнечного света, получаемого областью.
Области, которые мало или совсем не освещаются солнцем, имеют тенденцию быть более прохладными, чем те, которые получают много солнца. Физические элементы, влияющие на количество солнечного света, получают дома, стены, заборы,
насыпные земляные работы, склоны и даже место, где вы паркуете свой автомобиль. Отражающие поверхности, такие как окна
а бассейны могут добавить растению дополнительный свет и тепло. К биологическим элементам, обеспечивающим тень, относятся
деревья, кустарники, почвопокровные, травы и мульча.
Количество тени в той или иной области зависит от времени года. Зимой угол Солнца ниже, примерно до 34 градусов в Тусоне и 33 градуса в Финиксе. Летом угол солнца намного выше, 81 градус для Тусона, 80 градусов для Финикса. Второй фактор заключается в том, что солнце восходит и садится на северной стороне Тусона и Феникса почти шесть месяцев в году. С начала весны до начала осени восход и закат обеспечивают солнце на севере. сторону каждого дома. Сезонную тень также обеспечивают лиственные деревья, дающие тень. летом и позволяют зимнему солнцу согревать землю и близлежащие постройки.
Восточные экспозиции
Получайте солнечные лучи по утрам и затеняйте или приглушайте солнечные лучи во второй половине дня в течение всего года. Эти районы более прохладные и теряют меньше влаги из почвы. Растения, которые любят полутень
и влажная почва преуспевают там. Однако светлая стена или отражающая поверхность
эту область в стрессовую горячую зону и сводит на нет эффект восточной экспозиции.
Западные экспозиции
Обеспечьте тень утром и солнце во второй половине дня. Летом
эти районы более жаркие, а их почва более сухая. Весной и осенью, однако, жаркий полдень
температуры и холодные ночные температуры могут повредить чувствительные растения. Экстремальные температуры
западных экспозиций лучше всего подходят для выносливых растений, которые любят сухую почву, жаркие температуры и полутень.
Лиственные деревья на западной стороне можно использовать для затенения дома летом, но пропуская солнечный свет.
чтобы согреть его зимой.
Северные экспозиции
Пребывание в полной тени большую часть дня при самых низких температурах
и наибольшая влажность круглый год. Растения, которые предпочитают более низкие температуры, более высокую влажность и
меньше света преуспевают там.
Южные экспозиции
Летом жарче, ярче и суше, особенно если рядом
структура светлого цвета. Южная и юго-западная экспозиция обеспечивают наибольшую теплоту.
зима. Растения, предпочитающие теплые температуры, чувствуют себя там лучше.
Склоны
Основным принципом температуры склона является то, что теплый воздух поднимается вверх, а
воздушные раковины. Вершины склонов теплее, низы прохладнее.
Влажность склона и структура почвы варьируются в зависимости от местоположения и крутизны. На вершине склона
почва обычно более каменистая и крутая. Этот тип почвы хорошо дренируется и удерживает меньше влаги.
В нижней части склона из-за дождевого стока и эрозии почва более влажная, более мелкая.
и выше по питательным веществам. Далее, чем круче склон посередине, тем суше почва.
Склоны, обращенные на юг или запад, теплее. Растения на этих склонах часто цветут и распускают листья. сначала весной. Подойдут растения, которые предпочитают возвышенности ниже и теплее, чем ваше местоположение. лучше на южных и западных склонах. Склоны, обращенные на север, более холодные и влажные. это место для растений, которые предпочитают более высокие высоты и более низкие температуры, чем ваше местоположение.
Установка подпорных стен или каменных дамб поперек склона, создавая террасы, помогает уменьшить сток. Известно, что на этих террасах спонтанно появляются полевые цветы.
Циркуляция воздуха
Понижение холодного воздуха может привести к образованию карманов изморози в бассейнах в зимнее время.
Осмотрите свой двор ранним утром, когда температура ниже нуля. Где есть
иней на растительности есть низкое место в вашем дворе. Если мороз является проблемой, обеспечьте вентиляцию.
дренаж так же, как и дренаж воды.
Ветер
Ветер влияет на микроклимат, осушая и нагревая или охлаждая растения в зависимости от
относительная температура воздуха. Помните о деревьях, живых изгородях, стенах, тротуарах и грунтовых дорогах.
что канал ветра. Рощи деревьев или кустарников создают «открытые комнаты» с
уменьшенная скорость ветра. Каменные стены и высокие вечнозеленые живые изгороди могут защитить от ветра год
круглый. В районах без преобладающего направления ветра можно использовать живую изгородь круглой или прямоугольной формы.
можно выращивать для защиты чувствительных растений от ветра.
Сбор дождевой воды
Основная цель сбора дождевой воды состоит в том, чтобы распределить дождевую воду по большей площади.
площадь и замедлить ее, чтобы она погрузилась в почву, стала доступной для растений и не вызвала эрозию.
Крыши, внутренние дворики, тротуары и тротуары создают зоны с большим стоком воды, которые можно собирать в большие емкости.
для последующего повторного использования. В дополнение к собранной дождевой воде на склонах можно вырыть каналы для управления
сток дождевой воды и отводить его возле нуждающихся в воде деревьев и кустарников. Скальные пласты в днищах каналов, скальные дайки и
можно использовать окантовку камня, чтобы замедлить и направить поток воды и дать ей больше времени погрузиться в почву. Деревья и кустарники, не переносящие затопления, можно размещать над низкими участками, где допускается скопление осадков.
Растения, которые переносят периодическое затопление, такие как пустынная ива и мескит, могут иметь бассейн дождевой воды вокруг своих корней.
и медленно впитывается в землю.
Экскаватор можно использовать для рытья ямы глубиной 8 на 8 на 6 футов в нижней части склона. Отверстие можно заполнить кактусом или кистью, а затем засыпать всем количеством исходной земли, чтобы сформировать холмик. Затем эта дыра становится подземной цистерной для сбора дождевой воды, которую будут использовать близлежащие деревья. По мере того как растительность в яме гниет, насыпь над ней оседает и становится плоской. Пока гниющая растительность в яме менее плотная, чем окружающая грязь, она будет продолжать удерживать воду.
Влажность почвы
Растения конкурируют за воду, некоторые с поверхностными корнями, а некоторые с глубокими корнями.
Несколько растений будут высушивать почву вокруг себя, не оставляя влаги соседям. Знайте, какие растения являются пожирателями влаги и какое расстояние необходимо между различными растениями в вашем саду.
Почва
Изменение почвы с нейтральной pH на щелочную для кислолюбивых растений требует много материала, работы и денег.
Если вы модифицируете почву для кислотолюбивых роз, вы не сможете вырастить родную
пустынные растения в этом месте позже без замены почвы. Адекватный контроль кислотности почвы
и влаги для таких растений, как черника, очень большие контейнеры с защищенными стенками
от солнца и дыр в дне – эффективное решение.
Управление подогревом
Растения лучше всего себя чувствуют в определенном диапазоне температур. Холодные температуры замедляются или прекращаются
рост и подавляют прорастание семян и развитие пыльцы. Теплые температуры ускоряют рост, но
также увеличивают дыхание растений, потерю влаги, потребление пищи и снижают содержание сахара
фруктов. Лучший температурный диапазон, прохладнее или теплее, зависит от каждого вида растений. Фруктовые деревья, такие как яблоня и слива, являются культурами для холодного климата, которым нужны зимние холодные часы.
Другие деревья предпочитают оставаться относительно теплыми в течение всего года.
Цвет
Цвет влияет на микроклимат, поскольку темные цвета поглощают свет и сохраняют тепло, а белый цвет
отражает тепло и свет. Темная мульча весной прогреет почву раньше,
и очень легкая мульча и поверхности отлично подходят для тех растений, которые любят отражения
жара летом.
Камни
Способность горных пород поглощать тепло днем и выделять его ночью
зависит от их размера. Маленькие темные камни быстро нагреваются до своей сердцевины и начинают излучать
тепла обратно во всех направлениях в течение дня. Очень большие темные камни могут поглощать тепло в течение дня и
не излучать его до вечера, потому что их внутренняя температура не достигает их поверхности
температура до позднего вечера, если вообще. Большие валуны могут сохранять тепло и расширять пространство. вегетационный период на несколько недель весной и осенью.
Стены
Светлая стена отражает солнечный свет и тепловые источники осенью и создает горячую зону.
это может быть стрессом для близлежащих растений. Темная стена с шероховатой поверхностью меньше отражает тепло и
свет, но сохраняет его для последующего использования, когда солнце больше не светит на него.
Это распределяет продолжительность течки на более длительный период времени и может быть полезным в
холодная погода.
Мощение
Чем больше у вас мощеной площади, особенно со светлым покрытием, тем больше тепла будет
отражается на близлежащих растениях. Уменьшение мощения и добавление большего количества почвопокровных или других растений
поможет снизить температуру.
Оценка вашего микроклимата
Составьте карту вашей собственности и определите те элементы, которые влияют
окружающий микроклимат. Имейте в виду, что некоторые элементы микроклимата могут
нейтрализовать друг друга. Например, если одна область имеет тень с востока и запада, а другая
южная стена на северной стороне белая, любые растения в этом месте будут поражены
высокая температура в середине дня. Кроме того, наклоны могут преувеличивать или отменять температуру.
ситуации с влажностью.
Категории растений
Есть разница между пустынными (местными) растениями, которые нуждаются в полном солнце
и растения из других климатических зон. Вне сезона дождей пустыня
на юго-западе редко бывают облака и яркое солнце. Полное солнце для непустынных растений
означает полутень в пустыне, особенно послеполуденную тень. Самые успешные сады
иметь полутень от высоких деревьев. Однако некоторым местным пустынным растениям требуется полное
солнце для защиты от грибковых инфекций в сезон дождей.
Растения с агрессивными корнями лучше растут в очень засушливых условиях, но их необходимо вдали от септических полей, канализационных и водопроводных линий.
Растения, нуждающиеся в хорошем дренаже, часто адаптированные к пустыне, плохо себя чувствуют в низине, где вода плохо собирается или сливается. Разместите их на склонах, гребнях или участках. что хорошо дренирует.
См. также Ландшафтный дизайн пустынных садов.
Причины возникновения микроклимата — растительность
Последнее обновление: среда, 3 мая 2023 г. | Растительность
Микроклимат обусловлен локальными различиями в количестве тепла или воды, получаемых или удерживаемых вблизи поверхности. Микроклимат может отличаться от своего окружения тем, что получает больше энергии, поэтому он немного теплее, чем его окружение. С другой стороны, если он затенен, в среднем может быть прохладнее, потому что он не получает прямого нагрева от солнца. Его влажность может отличаться; там могла скопиться вода, из-за чего вещи стали более влажными, или воды могло быть меньше, и она стала суше. Также скорость ветра может быть разной, влияя на температуру и влажность, потому что ветер имеет тенденцию уносить тепло и водяной пар. Все эти воздействия идут на «создание» микроклимата.
4.1.1 На поверхности почвы и ниже
Почва, выставленная на солнце, днем нагревается, а ночью охлаждается. В пределах нескольких сантиметров от поверхности дневные температуры могут быть экстремальными: 50 °C и выше в сухом пустынном климате, когда нет воды, которая могла бы испаряться и охлаждать почву. Даже высоко в горах открытые темные поверхности почвы, нагретые непосредственно солнцем, могут достигать 80 °C — достаточно жарко, чтобы убить почти любую форму жизни.
Ночью голая поверхность почвы быстро остывает, и к утру она может оказаться более чем на 20 °C холоднее, чем днем. Тем не менее, всего на 15 см ниже разница между ночью и днем составляет всего около 5 ° C, потому что дневное тепло медленно распространяется через почву. Таким образом, почва на глубине имеет свой совершенно отдельный климат: микроклимат, отличный от микроклимата на поверхности. На глубине 30 см практически нет разницы между ночной и дневной температурой, потому что почва очень хорошо изолирована от поверхности; она остается примерно на уровне средней температуры всех дней и ночей вместе взятых за последние несколько недель. На глубине около 1 метра нет разницы между температурами зимой и летом — почва остается ровной среднегодовой без колебаний.
Эти различия крайне важны для корней растений, а также для мелких животных и микробов, живущих в почве. На глубине крайности жары или холода намного меньше, и выживание часто проще. Но в высоких широтах, где среднегодовая температура слишком низка, ниже —3°, почва на глубине всегда остается мерзлой, ибо до нее никогда не доходит летняя жара. Вода, которая когда-то просачивалась в почву, образует глубокий слой льда, известный как вечная мерзлота, который может оставаться на месте в течение многих тысяч лет. Там, где есть вечная мерзлота, корни не могут проникнуть внутрь, и растениям приходится укореняться в поверхностном слое, который хотя бы летом оттаивает. На крайнем севере участки деревьев в тундре, по-видимому, способствуют образованию вечной мерзлоты в почве под собой. Промерзание почвы в конечном итоге убивает корни, в результате чего деревья умирают и снова уступают место тундре. Под этими участками деревьев образуется вечная мерзлота, потому что в тени, отбрасываемой листьями и ветвями, нет прямого нагревания земли солнечными лучами в разгар лета. Промерзшая недра почвы никогда не оттаивает, и это приравнивается к вечной мерзлоте. И это несмотря на то, что покрытие деревьев поглощает солнечный свет и нагревает воздух над землей в теплые месяцы, а также согревает местный и региональный климат в целом (см. главу 5). Однако это дополнительное тепло не проникает в землю; по крайней мере, недостаточно сильно, чтобы компенсировать отсутствие интенсивного прямого нагревания солнцем, которое можно было бы найти на открытой почве тундры летом.
4.1.2 Над поверхностью: пограничный слой и скорость ветра
Если мы теперь поднимемся вверх от поверхности почвы в воздух над ней, мы увидим другую последовательность микроклиматов. Когда ветер дует по голой почве или растительности, всегда есть некоторое трение о поверхность, которое замедляет ветер. Это замедление приводит к тому, что воздух прямо над почвой образует относительно неподвижный слой, известный как пограничный слой. В пределах нескольких миллиметров от поверхности почвы трение настолько велико, что воздух почти неподвижен (рис. 4.1). Молекулы воздуха прижимаются к поверхности, а молекулы над ними прижимаются к молекулам воздуха внизу и так далее. Поднимаясь на несколько сантиметров или десятков сантиметров над поверхностью, тянущее влияние трения постепенно уменьшается по мере того, как «пробка» молекул воздуха становится менее серьезной, и из-за этого наблюдается заметное увеличение средней скорости ветра. На самом деле, что с уменьшением трения от растений, деревьев, зданий и т. д., средняя скорость ветра продолжает увеличиваться с увеличением высоты, пока он действительно не прорвется мимо вершины горы. Неслучайно самый сильный порыв ветра, когда-либо зарегистрированный, был на вершине горы (372 км/ч на вершине горы Вашингтон, США). Тем не менее, в горах не всегда ветрено. В некоторые дни в горах почти не бывает ветра, когда погода благоприятствует безветренной погоде.
В некотором смысле существует последовательность пограничных слоев, каждый из которых находится поверх другого, и воздух выше движется быстрее. «Пограничный слой» на самом деле является относительным термином: это слой более медленно движущегося воздуха, возникающий из-за того, что он находится ближе к шероховатой поверхности, ниже более быстро движущегося слоя выше, который меньше подвержен влиянию поверхности. Термин «пограничный слой» используется во многих различных масштабах в области климатологии и может быть очень запутанным, поскольку различные субдисциплины используют этот термин по-своему в том масштабе, который им наиболее интересен.
Пограничный слой оказывает существенное влияние на тепловой баланс на поверхности и в воздухе на высоте до нескольких сантиметров или нескольких метров. Если солнечный свет падает на поверхность, поглощается и нагревает поверхность, выделяется тепло
(Скорость ветра увеличивается с высотой от поверхности)
Рисунок 4.1. Пограничный слой над поверхностью. Источник: Автор.
постепенно поднимались в воздух над ним. Относительно статический воздух в пограничном слое сможет нагреваться, поскольку он находится близко к поверхности, и, поскольку он остается неподвижным и накапливает тепло, он будет немного теплее, чем смешанный воздух на ветру выше. Поскольку воздух в этом пограничном слое не уносится постоянно, поверхность также не будет так быстро терять тепло. Фактически нагретый воздух пограничного слоя действует как одеяло на поверхность. Чем толще одеяло, тем теплее может стать поверхность. Если поверхность под пограничным слоем воздуха состоит не из почвы, а из живых листьев (как, например, над пологом леса), это дополнительное тепло может быть очень важным для их роста и выживания. В холодном климате на растениях может проводиться селекция на максимальную толщину и неподвижность пограничного слоя. С другой стороны, в жарком климате растения могут быть выбраны так, чтобы рассеять пограничный слой, чтобы предотвратить перегрев листьев.
Так, в слое неподвижного воздуха температура может быть на несколько градусов выше, чем примешанного воздуха непосредственно над ним. Это может иметь большое значение для пригодности местной среды для конкретных растений и животных. Например, в тундре или высокогорье, на самом краю существования растений, это небольшое укрытие может определить, смогут ли растения выжить или нет. В верхних частях гор, с сильными ветрами и короткой травянистой растительностью, локальный пограничный слой может иметь большое значение для температуры, которую испытывают растения. Если же место укрыто, например, между камнями или в небольшой лощине, то и скорость ветра ниже; есть небольшое пространство статического воздуха почти без движения ветра. На горном склоне в средних или низких широтах интенсивный солнечный свет может доставлять много энергии прямо на поверхность. Если укрытие дупла предотвращает выход этого тепла в холодный воздух наверху, он может стать намного теплее, и растения, которым требуется больше тепла, смогут выжить.
Создавая собственный климат в пограничном слое, растения могут использовать его в своих интересах. Верхний предел того, где деревья могут расти в горах — граница деревьев — наступает ниже критической температуры, когда преимущество переходит от деревьев к кустарникам или травам. Сами деревья, стоящие вместе, создают среди них слой относительно неподвижного воздуха, который может улавливать тепло, но на высоких горных склонах наступает предел, когда этого эффекта улавливания тепла уже недостаточно, чтобы деревья образовывали плотный полог. В более рыхлой кроне большая часть эффекта улавливания тепла исчезает, и внезапно за этой точкой деревья остаются на холоде. Этот эффект помогает создать внезапный переход растительности, который часто наблюдается на определенной высоте во многих горах.
Часто прямо над линией деревьев в горах преобладают густые древесные кустарники. Считается, что кустарники могут хорошо себя чувствовать при горных температурах, слишком низких для деревьев, потому что они могут создавать прочный пограничный слой против ветра среди своих плотно сложенных ветвей. Ветер не может дуть между ветвями, поэтому прямое солнечное тепло не уносится так быстро, и их листья могут развиваться при более высоких температурах запертого воздуха (рис. 4.2). Деревья, напротив, имеют гораздо более рыхлую форму роста; поэтому, если они стоят сами по себе, ветер может дуть прямо сквозь их ветви и уносить солнечное тепло. Кустарники — с их теплоулавливающей формой роста — могут сохранять свои листья до 19 лет.°C теплее, чем на деревьях, и это определяет успех или неудачу в высокогорье.
Рисунок 4.2. Кустарники удерживают больше тепла среди своих ветвей, чем деревья, потому что ветер не может дуть между плотно сложенными ветвями кустарника. Источник: Автор.
Еще выше, чем могут расти кустарники на горе, находится «альпийская» зона подушковидных растений (рис. 4.3*). Эти изящные маленькие растения из множества разных семейств растений в горах по всему миру образуют небольшие густые кочки из коротких стеблей и крошечных листьев. Многие из них на первый взгляд выглядят как моховые подушки, но это цветущие растения, часто производящие летом на своей поверхности множество красивых цветов. Форма роста подушковидного растения, кажется, адаптирована к версии того же трюка, который используют горные кустарники. Подушковидное растение, которому нужно все тепло, которое оно может получить, создает миниатюрную зону статического воздуха в небольших промежутках между его плотно сложенными листьями. Листья внутри кочки нагреваются непосредственно солнцем, и, поскольку ветер не может дуть между ними, все внутри кочки остается теплее. Растение способно к фотосинтезу, росту и размножению в экстремальных условиях, создавая свой собственный миниатюрный пограничный слой и микроклимат среди листьев. Измерения показывают, что в солнечные дни в горах температура листьев этих подушкообразных растений часто на 10–20°C выше, чем температура воздуха непосредственно над ними. Одна из причин, по которой такие альпийские подушечные растения трудно выращивать в солнечном, теплом низинном климате, заключается в том, что они так хорошо удерживают тепло. По сути, они поджаривают себя, когда температура окружающей среды уже теплая, повышая температуру своих листьев до уровней, которые также убили бы любое растение в низинах.
* См. также раздел цветов.
- Рисунок 4.3. Альпийское подушечное растение Silene exscapa. Форма роста подушечных растений максимально удерживает тепло в холодной высокогорной среде. Источник: Кристиан Кернер.
Многие подушкообразные растения используют дополнительную хитрость для улавливания тепла: над плотной подушкой из листьев находится слой волосков — прозрачный и спутанный. Они действуют как небольшая теплица, пропуская солнечный свет и удерживая под собой нагретый воздух, потому что он не уносится конвекцией или ветром. Эта миниатюрная теплица значительно повышает температуру листьев под ней, что, по-видимому, приводит к усилению фотосинтеза и лучшему росту.
4.1.3 Шероховатость и турбулентность
Хотя неровная поверхность создает пограничный слой, замедляя движение воздуха, на самом деле она может помочь привести воздух непосредственно над пограничным слоем в движение, нарушая плавный поток ветра. Поверхность полога леса с бугристыми кронами деревьев и промежутками между ними (рис. 4.4*) может поднимать в воздух катящиеся водовороты. Эта турбулентная зона, создаваемая кронами деревьев, часто достигает в несколько раз высоты самих деревьев. Более миниатюрный турбулентный слой также будет создаваться над кустарниковой растительностью, когда ветер дует по открытой местности между кустами, а затем ударяется об их листья и ветки. Как правило, какой бы ни была высота самых больших растений в экосистеме, создаваемая ими катящаяся турбулентность будет распространяться по крайней мере на двойную высоту их собственной высоты в атмосферу над ними.
- Рисунок 4.4. Бугристые, неровные кроны деревьев тропического леса создают турбулентность в воздухе, обтекающем их, Перак, Малайзия. Источник: Автор.
Турбулентный микроклимат, создаваемый воздушным потоком, обдувающим неровные поверхности растительности, также помогает поднимать тепло и влагу вверх в атмосферу, изменяя температуру на земле и подпитывая более масштабные климатические процессы. В главах 5 и 6 мы увидим различные тематические исследования, в которых изменения шероховатости растительности, по-видимому, довольно заметно влияют на климат.
4.1.4 Микроклиматы полога леса
Полог и подлесок леса подобны двум разным мирам, один жаркий и освещенный слепящим солнечным светом, другой темный, влажный и прохладный. Части большого лесного дерева могут простираться между этими двумя мирами, и деревья часто проводят свои первые годы в глубокой тени, прежде чем вырваться на свет выше. И микроклимат кроны, и подлеска представляют свои особые проблемы, и растениям необходимо адаптироваться, чтобы справиться с ними.
Удивительно, насколько горячей может стать поверхность полога умеренного или тропического леса в солнечный летний день, когда температура листьев превышает 45°C. В тропических лесах, хотя большую часть времени пасмурно и влажно, достаточно нескольких солнечных часов, чтобы высушить воздух в верхней части полога и действительно испечь листья.
Крайне важно, чтобы лист, подвергающийся воздействию яркого солнечного света, оставался достаточно прохладным, чтобы не погибнуть от жары. Лист может очень эффективно терять тепло, испаряя воду, вынесенную деревом из его корней; тепло поглощается скрытой теплотой испарения, исчезая в водяном паре в окружающем воздухе — это тот же принцип, по которому пот охлаждает человеческое тело. Испарение с листьев происходит в основном через крошечные поры, известные как устьица, которые также используются для пропускания CO2 в лист для фотосинтеза (см. главу 8). Когда испарение происходит через эти устьица, экологи называют это «транспирацией». Как мы увидим в последующих главах этой книги, как поглощение тепла, так и поступление воды в атмосферу за счет транспирации также играют важную роль в формировании регионального и глобального климата.
Замедление потери тепла транспирацией представляет собой дилемму для растения. С одной стороны, если его устьица открыты и он испаряется, лист может сохранять прохладу. Тем не менее, сохраняя прохладу таким образом, человек пропускает через себя много воды. Если листья «тратят» слишком много воды, существует риск того, что в конечном итоге все дерево погибнет от засухи, потому что его корни не смогут справиться с темпами потери. Даже если вокруг корней дерева много воды, полуденное солнце может испарить ее с листьев быстрее, чем дерево сможет обеспечить ее через свою сеть сосудов. Если вода действительно ограничена, листья закроют устьица, чтобы сохранить ее. Листья тропических лесов в солнечном микроклимате также имеют толстый восковой слой, помогающий сократить испарение при нехватке воды.
Если листья закрывают свои устьичные поры и изнуряют душно, они рискуют повредиться от жары. Считается, что определенные химические вещества, которые естественным образом присутствуют в листьях, такие как изопрен, могут помочь защитить их клетки от теплового повреждения в ситуациях, когда они не могут испарять достаточно воды, чтобы сохранять прохладу. Ветер над пологом леса всегда поможет листьям отдать тепло, даже без испарения, а чем быстрее дует ветер, тем лучше листья смогут охладиться. Размер и форма листьев также могут иметь важное значение для предотвращения теплового повреждения. Большой лист подвержен большему риску перегрева, чем маленький, потому что он создает более широкий и толстый пограничный слой, который сопротивляется охлаждающему действию бриза. Считается, что такого рода проблемы ограничивают размер, которого могут достигать листья крон деревьев, не подвергаясь слишком большой потере воды или тепловому повреждению. Единственным исключением являются крупнолистные тропические «сорняки», такие как макаранга, листья которых могут достигать 50 см в поперечнике. Кажется, они сохраняют прохладу, всасывая и испаряя воду с высокой скоростью. Возможно, из-за риска перегрева, у деревьев умеренного пояса «солнечные листья» (см. ниже), выставленные наверху кроны, имеют тенденцию быть меньше, чем «теневые листья», скрытые внизу, даже на одном и том же дереве.0004
Наибольшую засушливость в лесу, вероятно, ощущают более мелкие растения, растущие на ветвях больших деревьев: эпифиты. В тропических и умеренных лесах, где круглый год выпадает большое количество осадков и высокая влажность, эти растения способны приживаться и расти даже без какой-либо почвы, обеспечивающей регулярное водоснабжение. Но, поскольку они изолированы от земли внизу, и только укореняются в небольшом кармане мусора, скопившегося на ветвях, эпифиты зависят от незначительных перебоев в подаче воды сверху. Когда дождя не было какое-то время, эпифиты в кроне могут только сидеть плотно, либо терпя обезвоживание своих листьев, либо удерживая воду, предотвращая испарение из своих
- Рисунок 4. 5. Жуткий мрак тропического горного леса, окутанного облаками. Облачная вода, конденсирующаяся на листьях, постоянно стекает вниз с кроны, орошая деревья. Фото: Гентинг Хайлендс, Малайзия. Источник: Ян Рен Кит.
восковые листья. Некоторые эпифиты живут в тропических лесах, как кактусы, с толстыми мясистыми листьями, которые хранят воду во время засухи. Одна очень важная группа эпифитов в американских тропиках, бромелиевые, имеет тенденцию накапливать дождевую воду в центре розетки листьев. Считается, что они могут использовать этот запас воды, чтобы выжить, когда какое-то время не идет дождь. Другие бромелиевые способны переносить высыхание, а затем возрождаться и фотосинтезировать каждый раз, когда идет дождь. Одним из хорошо известных примеров является испанский мох (тилландсия), покрывающий деревья гирляндами на юге США.
Иногда деревья могут поливать сами себя. Высоко во многих тропических горах, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находятся «облачные леса», которые процветают в том слое, где облака имеют тенденцию падать на горные склоны (рис.