Сказка терапия: теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Что такое сказкотерапия и как она лечит. Интервью с психологом

Существует множество разновидностей психотерапии. Одна из них — сказкотерапия. Выясняем, как она работает, зачем это взрослым и что говорит о вас ваша любимая сказка.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Как народные сказки могут быть задействованы в работе с психологом?

В прошлом целители и рассказчики были одинаково почитаемы. Ведь сказки создавались и передавались из уст в уста, запечатлевая некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов. Сказки отражают базисные паттерны психики. Исследователь мифологии Кэмпбелл говорил, что в затруднительной ситуации важно просто подобрать правильную сказку, с помощью которой вы сможете найти выход и справиться со стоящими перед вами задачами. В сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее.

И даже если мы не будем заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект.

Вы сказали о повторяющихся сюжетах сказок разных народов мира. Какие сюжеты повторяются чаще всего?

Всюду мы можем встретить сюжет о красавице и чудовище — в Европе, Индонезии, Турции. Часто встречаются сказки, где главная героиня — падчерица, условно Золушка. Другой распространенный сюжет — о подмененной невесте, когда в ходе определенных перипетий на ее месте оказывается, например, служанка, которая выдает себя за невесту принца. Такие сказки есть в Европе, Дагестане, Таиланде. Животные-помощники — тоже частые герои сказок. А вообще разработан сказочный классификатор, где отмечены все самые популярные сюжеты сказок. Наиболее распространенным является указатель сюжетов фольклорной сказки Аарне-Томпсона, где каждому сюжету присвоен свой уникальный номер. Например сюжет «чудесные дети» стоит в указателе под номером 707 и объединяет различные истории о чудесном рождении и чудесных свойствах детей.

А сюжет номер 451 — это сказки о братьях, превращенных в птиц и о спасающей их сестре. 

В каких случаях сказкотерапия применима для взрослых?

Сказка соединяет наше сознательное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с нашими глубинными переживаниями. Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит внутри нас, миновав при этом поверхностный пласт наших собственных привычных представлений о себе и мире. Если человек застрял в какой-то проблеме, то сказка может помочь ему найти выход, дать иной взгляд на проблему.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Как это происходит?

Во время индивидуальной работы с человеком мы можем попросить его вспомнить любимую сказку. При этом нужно внимательно слушать, как человек рассказывает ее. Во взрослом возрасте мы зачастую упускаем какие-то важные моменты или, наоборот, что-то добавляем, и это очень показательно: можно увидеть, в чем именно проблема.

Дело в том, что в сказке нет ничего лишнего. И даже если какие-то ситуации, как нам кажется, абсурдны, они очень важны. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить. Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы.

Сказки также ценны тем, что помогают людям вернуться к своему эмоциональному содержанию. Когда мы теряем контакт со своими инстинктами, мы оказываемся отрезанными от ощущения того, кто мы есть. Сказки исцеляют, потому что они могут помочь нам восстановить связь с этой инстинктивной основой. Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к «историческим основам» психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории. В этом смысле сказка может стать нашим проводником. В первую очередь, к тому знанию о себе, что недоступно нам на рациональном уровне. А это может помочь нам осознать те процессы, которые происходят в нашей жизни на текущий момент. Например, сказка «Пастушка гусей» как раз относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.

Мы можем также узнать, какие архетипические мотивы играют важную роль в нашей жизни. Есть такое понятие, как сценарий, и через любимую сказку можно проанализировать, какой у нас жизненный сценарий.

Когда мы работаем со сказкой, то можно говорить о том, что мы как бы проживаем эту сказку. Что это значит? Сказка является отражением различных психических процессов, и на всех персонажей сказки можно смотреть как на фигуры внутреннего пространства человека, поэтому любая работа со сказкой — это глубокое исследование своего внутреннего мира. То, какой отклик сказка находит именно в нас, какие истории из нашей повседневной жизни ассоциативно всплывают, дает большой инструментарий для самопознания. Также, работая со сказкой, мы можем рассмотреть свою жизненную ситуацию, потому что сказка — это максимально концентрированная история, она раскрывается и наполняется посредством нашей личной истории и опыта. Сказки находят в нас отклик, потому что это первые учебники очень практической психологии. К примеру, есть сюжеты о том, как человек отделяется от своих родителей, взрослеет, вступает во взрослую жизнь и обретает личностную автономию.

Если это актуальная для меня проблема, я могу подобрать сказку и найти там варианты преодоления трудностей.

Конечно, сказка не дает четкие инструкции вроде «в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой». Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Когда в группе десять человек читают одну сказку, это десять разных сказок. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов.

«Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» или другие популярные современные сказки обладают терапевтическим эффектом?

Безусловно, потому что это тоже мир образов. Правда, авторские сказки вроде «Гарри Поттера» или сказок Андерсена, помимо архетипических мотивов, содержат также авторские переживания.

Большинство современных классических историй строятся по структуре «путь героя» Кэмпбелла. Например, трилогия «Властелин колец». Герой проходит определенные этапы и развивается. Он проходит этап, который называется «зов». На этом этапе герой встречается с ощущением, что обычная, привычная реальность, хоть и удобна, но не соответствует его внутреннему потенциалу и что-то неопределенное, незнакомое и далекое манит его. И в определенный момент он слышит зов, и ему важно на него откликнуться. Это не что иное, как голос из внутренних глубин. В «Гарри Поттере» на этапе зова мальчик получает письма из Хогвартса, он изо всех сил стремится их прочитать, откликается на зов, и после этого его жизнь меняется. Это современное переосмысление архетипических процессов.

Сказки сами по себе (даже без помощи психолога) способны задавать правильное направление, прорабатывать и решать какие-то проблемы человека?

Да, самая известная исследовательница сказок Мария Луиза фон Франс говорила, что сказки нужны не для того, чтобы их интерпретировать и расшифровывать, но чтобы их рассказывать. В начале беседы мы говорили о целительной силе сказок, известной с древности. Тогда, конечно же, не было никаких психологов, просто люди собирались вечером вокруг костра и рассказывали сказки, каждый слушал и погружался в свое воображение.

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Какие сказки вы советуете прочитать взрослым?

Те, которые им нравятся. Потому что у всех разные мотивы и сюжеты. Можно брать сборники сказок и читать. Можно попробовать написать сказку самостоятельно на какую-то проблемную ситуацию и посмотреть, на что она может быть похожа. Богатство сказочного материала позволяет найти сказку на любую проблему, любой вопрос. И я говорю не про вытягивание верного ответа, а скорее про активацию через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов, которые, вступая в контакт со сказкой, могут дать какие-то ответы или объяснить переживания. Сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.

Что можно сказать о взрослом человеке, если его самая любимая сказка, например, «Спящая красавица»?

Тут все зависит от того, с кем из персонажей сказки человек себя идентифицирует. При работе со сказкой мы выделяем два уровня. Первый уровень — объективный: сказка описывает события, реально происходящие в нашей жизни. Второй уровень — субъективный, и он представляет для нас больший интерес: персонажи сказки выражают наше внутреннее состояние. Тогда можно, например, задавать вопросы в связи со сказкой «Спящая красавица»: «Какая моя часть, условно говоря, спит?», «Какая часть меня ждет, чтобы ее разбудил некий прекрасный принц?», «И кого или что я жду в форме этого прекрасного принца?» В разных версиях «Спящей красавицы» принцесса пробуждается разными способами. Пробуждение от поцелуя принца — самый известный вариант сюжета. В некоторых из ранних версий принцесса просыпается, когда рожденный ею ребенок высасывает у нее из пальца колючку. На более архетипическом уровне мы можем говорить, что эта сказка рассказывает нам о пробуждении женского начала, любви.

На сюжетном уровне «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории — «Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек», — когда девушка спасает молодца. Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас. В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок.

Кадр из мультфильма «Спящая красавица»

© kinopoisk. ru

Что можно сказать о людях, которые никогда, даже в детстве, не любили сказки?

Причины у этого могут быть разные. Некоторые родители просто не читают деткам сказки. Особенно заметной эта тенденция стала в последнее время: есть взрослые, которые ополчились на сказки, в которых присутствует какая-то жестокость, они говорят, что их не нужно читать детям. Или же сказки понимают слишком буквально: например, говорят, что «Золушка» или «Красавица и чудовище» закладывают в уме девочки жизненный сценарий на созависимые отношения. Но это очень буквальное понимание.

Если человеку вообще не нравятся сказки, то, наверное, можно говорить о разрыве между его рациональной и эмоциональной частями. Могут быть трудности с воображением и фантазированием. Есть люди, у которых функция воображения нарушена, в этом случае человеку сложно спуститься с рационального уровня на что-то игривое и образное. Опять-таки, здесь все очень индивидуально.

Правда ли, что сказкотерапия может оказывать влияние на физическое состояние, например снимать головную боль?

Посредством работы со сказкой вы можете осознать какую-то травматическую ситуацию, что-то оплакать и понять. И если ваша головная боль была связана с тем, что некие эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло и какие процессы оказывают на нас влияние. Например, сказки про девочку-безручку или «Синяя борода», где имеет место столкновение с хищническими персонажами, могут помочь высвободить свои переживания и поработать с травмами.

Можно ли сказать, что мультфильмы, фильмы, театральные представления — это тоже в какой-то степени сказки, с помощью которых можно решить какие-то психические проблемы?

Да, это терапия творчеством, арт-терапия. Сказкотерапия является одним из направлений терапии искусством. Даже прочтение художественных книг может быть терапевтичным. Любое художественное произведение позволяет соприкоснуться с тем в нас, что не рационально, не вербализуется.

Расскажите интересный пример из практики сказкотерапии.

Я не могу рассказывать примеры из собственной практики, потому что важно соблюдать конфиденциальность. Но я могу поделиться примером из работы психотерапевта Ханса Дикманна, автора нескольких книг по анализу сказок. В одной из своих статей он рассказывает историю женщины. Она выросла в семье госслужащих, где не поощрялось личностное творческое развитие. В семье царил дух жесткой дисциплины, слоганом семьи было «служение обществу», и коллективные ценности считались важнее личных. Она посещала кружки, которые для нее выбрали родители, не спросив, чего хотела бы она сама. Возможностей контакта с собственной душой у нее не было. Ее видели в одной роли: она должна была поступить в университет на определенную специальность. И хотя у нее не было склонности к этому виду деятельности, родители нанимали ей репетиторов, и она-таки окончила обучение и пошла работать. И потом у нее начались проблемы.

В ходе работы с психологом ей приснился сон, где с ней говорила змея. Терапевт обратил на это внимание и сопоставил это с ее личной историей, особенно с тем, что она боялась всех животных: собак, кошек, змей. Он предложил ей почитать сказку «Белая змея» братьев Гримм. Сказка рассказывает о короле, который каждый день ел одно блюдо, и оно делало его очень мудрым. И слуга, который каждый день приносил ему это блюдо, один раз решил посмотреть, что это за еда, хотя блюдо было под строжайшим запретом. На тарелке оказалось мясо белой змеи. Слуга нарушил еще один запрет — попробовал мясо, и начал понимать язык животных. Благодаря обретенным способностям он находит кольцо королевы, и его хотят вознаградить за это, но он понимает, что когда-нибудь все узнают о нарушении запрета, поэтому покидает дворец и отправляется в путешествие. По дороге он помогает нескольким животным: воронам, рыбе, муравьям. Потом, как в сказках обычно бывает, эти же животные приходят ему на помощь, и все заканчивается браком. 

Дикманн какое-то время работал с девушкой через призму этой сказки. Первое, что было понято, — нарушение запрета. Эта девушка все время подчинялась. У нее были художественные таланты, но она не развивала их, она была слугой, который каждый день приносил блюдо и не задавал вопросов. Но любопытство побеждает страх. С точки зрения этики это, может быть, неправильно, но сказка показывает, что нарушение запрета может быть развивающим. Второй пласт — животные. У этой девушки контакт со своей инстинктивной частью был отрезан. Животные — это непредсказуемая энергия, инстинкты, они не слушают запреты, если только они не выдрессированы. И работа с образами животных тоже терапевтична и интересна. Рыба — вода, муравьи — земля, вороны — воздух, это три разные стихии. Работа с этой сказкой позволила найти выход из ситуации. Для девушки это стало открытием: за нарушением запрета следует не наказание, а целое путешествие к самому себе, к своей собственной целостности.

Теги: психология

Территория сказки — международное сообщество сказкотерапевтов

Цель сообщества — объединить усилия специалистов, занимающихся сказкотерапией в разных видах практики, поделиться опытом и определить стратегические направления деятельности психологов, использующих в своей работе сказку. К сотрудничеству приглашаются все, кто интересуется сказкотерапией и психологией сказки

НОВОСТИ И Анонсы мероприятий

Тринадцатый Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии»

Международное Сообщество сказкотерапевтов, Федерация психологов образования России, Московский государственный психолого-педагогический университет, Факультет дистанционного обучения, Кафедра психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский институт психоанализа приглашают на традиционный весенний он-лайн фестиваль. Участие бесплатное 

ПОДРОБНЕЕ >>

Завтра 17-го марта в 10:00 -18.00 (МСК) начинается наш фестиваль.

Фестиваль будет проводиться по ссылкам:

17 марта: https://events.webinar.ru/58755417/1540336794/504fd6a2a2d2f14c185db56a2bd3f4c6

18 марта: https://events.webinar.ru/58755417/568223449/b235eb3c815f4dd38610010bc0d0b5b8

17-18 марта 2023

Прошедшие мероприятия

История конференций

В свободный доступ выложены материалы всех прошедших конференций — программы и сборники за период 2005 — 2020 годы.

ОТКРЫТЬ >>

2005 — 2020

Дорогие сказочники!

12 мая, 26 мая, 9 июня, 23 июня и 7 июля состоялся цикл вебинаров Юнгианский анализ в сказкотерапии для практикующих психологов и психотерапевтов.

Цикл включал в себя 5 вебинаров, в которых рассматриваются различные направления анализа и даются инструменты для практической работы, объясняется смысл и суть психических феноменов и их трактовки.

Вебинары предназначены для практикующих психологов и психотерапевтов, занимающимися аналитическим направлениями психологической практики (сказкотерапия, арт-терапия, образно-эмотивные терапия, имаго-терапия, кататимно-имаготовная терапия, трансперсональная терапия, юнганский анализ и д.р.), а также всех интересующихся психологией и философией

Подробности и условия участия >>>

Автор — Савкин Максим — магистр психологии, сказкотерапевт, специалист в области юнгианской психологии и психоанализа, Москва

Волшебная палочка на все случаи жизни

Запись вебинара Одинцовай М. А. к. псих. н., зав. каф. психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ, ведущего сказкотерапевта, автора более 20 профессиональных изданий.

Многие психологические техники обладают поистине чудодейственной силой. А человеку свойственно стремление к волшебству в особенно трудные времена. И это волшебство есть, но люди не умеют им пользоваться. Они просто не знают, как это делать. Так вот, как это делать, как это устроено, как волшебство работает, мы и поговорим на мини-тренинге. И не просто поговорим, а на практике освоим технику самопомощи. Пусть она станет волшебной палочкой на все случаи жизни!

Смотреть видео на youtube

 

 

 

Дорогие сказочники!

1-2 апреля 2022 года состоялся очередной двенадцатый Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и Сказка психологии». Фестиваль прошел в онлайн формате и в нем смогли принять участие 560 слушателей из 12 стран (Россия, Белорусь, ДНР, ЛНР, Приднестровье, Израиль, Польша, Япония, Канада, Турция, Болгария, Латвия).

 Организаторами выступили МГППУ (кафедра психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения), ФПОР и, как всегда, международная ассоциация психологов – Сообщество сказкотерапевтов.

Студенты, преподаватели, поэты, писатели, практикующие сказкотерапевты и просто те, кому интересна сказка, встретились, чтобы поделиться своим опытом, мнениями и новыми психологическими техниками в 14 мастер-классах. Новый формат проведения позволил всем желающим посетить все мероприятия фестиваля. Темы мастер-классов охватили спектр от классических аналитических теорий, нейропсихологической практики, технологий сочинения сказок, арт- и интегративных методов сказкотерапии до работы, в рамках метода, с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуацией, педагогической и клинической психологии. Фестиваль проходил под девизом «Сказка длиною в жизнь: от дурака к мудрецу, от болезней к здоровью!». Программа фестиваля и дополнительные материалы размещены на сайте фестиваля 

Позвольте мне рассказать вам историю, которую я слышал от вас: сказки в терапии

В психотерапии может быть полезно работать с моделью. Это дает обоим участникам — терапевту и терапевту — общий язык и систему ссылок. Естественно, разные люди интересуются разными вещами. Один из моих коллег очень увлекается бейсболом и извлекает из этой игры сложные и отзывчивые образы. Некоторые другие получают отличные результаты, используя популярные фильмы и песни, а люди, которые работают с религиозной ориентацией, обнаруживают, что библейские тексты могут быть глубоко применены к материалу, с которым они работают. Для меня мифология и сказки часто дают новые способы думать о вещах.

Так как меня тянет к сказкам, я обычно замечаю, когда слышу, как одну из них рассказывает человек, с которым я сижу. Если я уже знаю кого-то из Золушки, Всех видов меха или Золотого гуся, я укажу на это. Но часто это то, что я никогда не слышал. Когда это происходит, я использую комбинацию обобщения, усиления и размышления, чтобы рассказать им историю, которую я только что слышал от них.

Эти сказки или фрагменты сказок являются артефактами реакции конкретного терапевта на материал конкретного человека. Они субъективны. По этой причине я хочу помнить, что я никому не говорю моя сказка, а то, на самом деле, она ихняя. Я намерен всегда сопровождать такое повествование вопросами. Вам это кажется правильным? Кажется ли это полезным для нашей работы по достижению ваших целей? Щелкает? И, конечно, не все любят сказки; не всем приходится. Как всегда в терапии, когда что-то не работает, мы откладываем это в сторону, а когда оно работает, мы продолжаем.

В последующем обсуждении имена изменены, а личные идентификаторы скрыты в целях защиты конфиденциальности.

История Миры

Многие люди, с которыми я работаю, хотят изменить свое отношение к алкоголю или наркотикам или к различным видам поведения, которые изначально приносили пользу, но с тех пор стали проблематичными или навязчивыми. Майре около 40 лет, она замужем и имеет постоянную, хотя и неудовлетворительную работу. Она борется с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, инициированием многочисленных романов, импульсивными покупками в Интернете и долгами. Она говорит, что такое поведение приводит к значительному уровню беспокойства, стыда и вины. Первые несколько сеансов мы сидим с рассказом о том, что она делает, как ей это не нравится и как трудно сделать что-то большее, чем временно прервать это, прежде чем начать снова. Однажды днем ​​ее материал вызвал следующую сказку.

Разочарованная женщина идет по дороге. Пустота следует на расстоянии. Женщина с разочарованием говорит: «Мне нужно кое-что. Может быть, я заведу новый роман». «Другой?» разочарование говорит с глубоким вздохом. Это не очень обнадеживает. «Ну, может быть, я остановлюсь и выпью немного», — предлагает она. — А после этого купи кокаин. «Отлично», — говорит разочарование. «Еще одни выходные на ветер». «Ну, тогда, может быть, я выйду в интернет и пройдусь по магазинам», — предлагает женщина. — Я обязательно найду что-нибудь хорошее. «Ты найдешь дерьмо», — категорично говорит разочарование. «Ты всегда делаешь.»

Они подходят к перекрестку. Женщина, не зная, по какой дороге идти, останавливается. Это дает пустоте шанс догнать их. К этому времени женщина устала говорить до разочарования. Она поворачивается к пустоте и говорит: «Что, по-вашему, мне нужно?» «Не знаю», — говорит пустота. — Но если вы выдержите мою компанию, я помогу вам поискать.

Я намерен всегда сопровождать такие рассказы вопросами. Вам это кажется правильным? Кажется ли это полезным для нашей работы по достижению ваших целей? Щелкает?

Это переводит нас на новый этап нашей работы. Мира сосредотачивается на своем переживании пустоты и на том, как она пыталась заполнить ее, не осознавая этого. Именно ее неоднократное разочарование привлекло ее внимание к этому и первоначально привело ее к терапии. Мы считаем, что если она сможет остаться с неприятным чувством пустоты и ничего с этим не делать, она сможет увеличить свою терпимость к нему. Майра готова и смела. Она остается с неприятными чувствами. Мы разрабатываем для нее 10-минутную практику медитации, чтобы сделать ее сидение немного более структурированным. По мере того, как ее терпимость к этому увеличивается, она сообщает, что пустота все меньше действует как движущая сила ее поведения. Кажется, они становятся менее важными, и она не так охотно к ним обращается. Она начинает считать дни, а затем и месяцы трезвости. Мы отмечаем, что она не развивает новые направления деятельности, такие как азартные игры или трудоголизм. Чувство пустоты оказывается живучим.

Позже мы замечаем, что, поскольку она может терпеть присутствие пустоты, она действует как поддержка, когда она начинает идентифицировать и находить способы действовать в большей степени в соответствии со своими ценностями. Она начинает думать о смене карьеры, возобновляет отношения с мужем и становится более доступной для своей семьи. Еще позже в нашей совместной работе мы обнаруживаем, что пустота не только полезна, но и необходима для того, чтобы помочь ей исследовать свою подлинную духовную жизнь, которая была утрачена из-за раннего разочарования в организованной религии. Из бессознательной движущей силы проблемного поведения пустота стала чем-то вроде священного пространства в ее жизни, в котором она могла обдумать, а затем встретиться со своими высшими ценностями. Не то чтобы ее жизнь стала идеальной. Но то, что изначально было источником страданий, от которых она бежала, стало опорой в создании более осмысленной жизни.

История Билла и Джея

Билл и Джей приходят на консультацию для пар. Им обоим чуть за 30, они работают в разных секторах киноиндустрии. Джей описывает Билла как холодного, отстраненного и обладающего жестоким чувством юмора, которое он использует, когда Джей хочет сблизиться. Билл отмечает, что Джей нуждается и использует эмоциональные проявления, чтобы получить то, что он хочет. Я заметил, что Билл мастерски использует фигуры речи и скользящие определения (придавая одному и тому же термину другое значение в начале разговора, чем то, которое ему придается в конце), чтобы избежать угрозы. Он описывает, как мать вместе с двумя его братьями родила его после развода с отцом. Он рассказывает мне, как сложно было заботиться о своей матери в детстве и подростковом возрасте, что как обращение к ней за поддержкой, так и отсутствие обращения к ней за поддержкой были негативно подкреплены, что попытки позаботиться о ней и неудачи и не попытки позаботиться о ней оба ее были наказаны вспышками ярости. Частью моего ответа на повествование Билла является начальный сегмент того, что кажется более длинной сказкой.

Три брата жили когда-то в домике в лесу. Однажды старший брат сказал: «Я иду в мир искать счастья». Он отправился по дорожке. Не успел он уйти далеко, как дорогу ему преградила старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Мне не нужна ничья помощь. Не помогай мне, — сказал старший брат. «Тогда тебе от меня помощи не будет», — закричала старуха и сбила его с тропы в лес.

На следующий день второй брат тоже отправился искать счастья. Не успел он уйти далеко, как увидел, что дорогу ему преграждает старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Мне нужна вся помощь, которую я могу получить. Пожалуйста, помогите мне», — сказал он. — Вот вам и помощь, — закричала старуха и сбила его с тропы в лес.

Наконец, третий брат отправился в путь. Он удивлялся, почему он ничего не слышал от своих братьев. Не успел он уйти далеко, как увидел, что дорогу ему преграждает старуха, которая сказала ему: «Помочь тебе или не помочь?» «Что вы думаете?» — возразил третий брат. «Это может быть и так, и так», — сказала старуха. — Ну вот, — сказал третий брат. Старуха отошла в сторону, и он смог продолжить свой путь.

Благодаря осторожному одобрению Биллом этой истории («Да, звучит немного знакомо»), мы можем использовать ее, чтобы определить и сформулировать его сильную амбивалентность в отношении отношений. Он чувствует потребность в близости, но ни один подход к ней не кажется безопасным. Он научился использовать иронию и игру слов, чтобы держать свое чувство риска на приемлемом уровне. Эти навыки позволили ему поддерживать относительно стабильные отношения с матерью, в отличие от его братьев, которых, по его словам, «всегда съедали заживо или в возрасте восьмидесяти шести лет». Но тот же набор навыков не кажется столь полезным в его отношениях с Джеем. Постепенно он начинает лучше воспринимать отзывы Джея о влиянии этих когда-то очень полезных навыков на их отношения. Он также начинает развивать способность записывать их, когда захочет, потому что стал лучше осознавать, что они собой представляют и почему.

Я верю в терапию. Тем не менее иногда кажется, что концепции и язык лучше всего подходят нам на более высоких уровнях функционирования. И не всегда там обнаруживаются проблемы, которые нас беспокоят. Сказки, возможно потому, что мы впервые услышали их на более ранних стадиях нашего развития, могут увлечь нас на тех более глубоких уровнях, где мы слушаем сказку, чтобы узнать, что будет дальше.

© Copyright 2018 GoodTherapy.org. Все права защищены. Разрешение на публикацию предоставлено Peter Cashorali, LMFT, GoodTherapy.org Topic Expert

Предыдущая статья была написана исключительно автором, указанным выше. GoodTherapy.org не обязательно разделяет любые высказанные взгляды и мнения. Вопросы или опасения по поводу предыдущей статьи можно направлять автору или размещать в виде комментария ниже.

Оставить комментарий

Сказкотерапия (сериал 2015– )

Путеводитель по эпизодам
  • Сериал
  • 2015–

РЕЙТИНГ IMDb

8.0/11 0003

ВАША ОЦЕНКА

Комедия

Наши любимые герои сказок рассказывают суровые истины, в том числе Русалочка, Королева червей, Прекрасный принц, Джек-убийца великанов, Златовласка и Румпельштильцхен. истины, включая Русалочку, Королеву червей, Прекрасного принца, Джека-убийцу великанов, Златовласку и Румпельштильцхена. Джек-убийца великанов, Златовласка и Румпельштильцхен.

  • Звезды
    • Кейси Росс
    • Лена деЛош
    • Хейли Манчини
  • Посмотреть производство, кассовые сборы и информацию о компании2
  • Просмотреть эпизоды 8 9005

    1 Сезон2015

    Фото

    Лучшие актеры

    Кейси Росс

    • Доктор

    Лена деЛош

    • Русалочка

    Хейли Манчини

    • Златовласка

    Джефф ДеКроста-младший

    • Джинн

    Бри Макклеллан

    • Королева червей

    Ник Челентано

  • 04
  • Джек Великан 5

    Блейк Хог

    • Румпельштильцхен

    Джина Ипполито

    • Ведьма

    Гейб Хорайтер

    • Прекрасный принц
    • Весь актерский состав и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей

    Будьте первым, кто оставит отзыв

    Лучшие подборки

    Войдите, чтобы оценить и посмотреть список для персональных рекомендаций 5 (США)

  • Страна происхождения
    • США
  • Официальный сайт
    • Официальный сайт
  • Язык
    • Английский
    • Производственная компания
      • Synthetic PictureHaus
    • См.
  • Добавить комментарий