Сказкотерапия для дошкольников: Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Содержание

Сказкотерапия для дошкольников

— современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.  

Сказкотерапия для детей – это способ, при котором вы без истерик, ругани и нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества.

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. 

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.), коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и т.д. 

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? 

 

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др. 

Какие виды сказок используются в качестве материалов для терапии? 

Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены цифры и буквы. Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. 

Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если девочка отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что она достаточно застенчивая, спокойная и, возможно, боязливая. 

Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе и др. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет еще одной группе сказок — медитативным сказкам, создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения. 

Правила организации сказкотерапии для дошкольников: 

 

 Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию; 

 Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка; 

 Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу; 

 Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке; 

 Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения. 

 Ребѐнок часто капризничает?   Сказкотерапия поможет вам справиться с капризами. 

Для исправления капризного поведения можно использовать придуманную родителем историю, где ситуация главного героя очень похожа на ситуацию ребѐнка. Это может быть рассказ, но это может быть и сказка, где есть волшебники, феи и другие сказочные персонажи. Придуманные взрослыми рассказы или сказки — это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир малыша. В них нет поучений, нет прямых указаний, но тем не менее ребѐнок получает конкретный опыт, непосредственные переживания, полезные знания. 

Можно очень много раз повторять, что капризничать — это плохо, и не получить никакого результата. А можно просто рассказать сказку про малыша, который хотел всегда и всѐ делать по-своему, но из-за отсутствия опыта попадал в разные смешные ситуации. Не исключено, что поведение вашего ребѐнка изменится в лучшую сторону. Почему? Потому что малыш просто слушает историю! Ему не читают наставлений, его не обвиняют и не принуждают делать что-то против его воли — он просто слушает. Ему ничто не мешает анализировать рассказ, узнавать что-то новое, что-то сопоставлять, сравнивать без всяких неприятных психологических последствий. 

В этом случае в познании нового ребѐнок чувствует себя в определѐнной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа или сказки и понять идею. Он может прослушать рассказ и ничего не изменить в своѐм поведении — его никто к этому не принуждает. И всѐ-таки ребѐнок, скорее всего, запомнит и применит в жизни то, что услышал. Всѐ новое, что он узнает, воспринимается им как собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если ребѐнок изменит своѐ поведение по примеру героя сказки, он сделает так потому, что решил это сам, а не потому, что так велела мама. 

Слушая рассказ или сказку, ребѐнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребѐнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие. 

Ребѐнок избавляется от чувства, что он один на свете такой упрямый и не ладит с родителями. Такое успокоение укрепляет в нѐм уверенность в себе и помогает строить отношения с окружающими людьми. 

Конечно, многое в этом процессе зависит от родителя. Потребуется проявить фантазию. Каким бы вы хотели видеть вашего ребѐнка в той или иной ситуации? Именно так и поступит вымышленный герой, очень похожий на вашего малыша! Ваша цель — не создать высокохудожественное произведение, а показать ребѐнку разные способы взаимодействия между людьми. Умение интересно рассказывать вам тоже не помешает. Но если вы всѐ перепутаете или что-то забудете, ребѐнок переспросит, уточнит или сам добавит то, что вы пропустили. От этого ни у него, ни у вас настроение не испортится и польза не уменьшится! 

Вам предлагаются две сказки. Взяв их за основу, вы сможете сами сочинять истории, подходящие именно для вас, где ребѐнок узнает себя, но увидит, что поведение героя отличается от того, как обычно ведѐт себя малыш в похожих ситуациях. Вначале рассказа надо добиться правдоподобия того, что вы описываете, заставить малыша сопереживать герою. Пусть герой имеет такие же сильные и слабые стороны характера, как ваш малыш. Это сходство поможет ему отождествить себя с главным героем. 

Сюжет сказок или рассказов будет примерно такой. Сначала у главного героя не складываются отношения со взрослым, потом что-то случается (приходит Фея, добрый Волшебник, приезжает из деревни бабушка, которые подсказывают, что надо делать, или совершают волшебство), и главный герой начинает в привычных ситуациях поступать не так, как раньше. 

Не стоит говорить сложно. Говорите на языке, понятном малышу. Используйте юмор во время рассказа. 

Чем больше будет смешных моментов — тем лучше. Юмор является эффективнейшим средством снятия напряжения, с его помощью часто можно предотвратить назревающий конфликт! 

СКАЗКА ПРО ПАВЛИКА И ДОБРОГО ВОЛШЕБНОГО ЗАЙЦА

Я расскажу тебе сказку про Павлика. Павлик такой же мальчик, как ты. Это умный и здоровый ребѐнок. Он умеет рисовать машины, прыгать на одной ноге, играть в футбол и ездить на велосипеде. Живѐт он с папой и мамой в большом доме на третьем этаже. Павлик утром встаѐт, завтракает и идѐт с мамой гулять на детскую площадку. После прогулки он обедает и спит. После сна опять идѐт гулять с мамой. Когда они возвращаются, папа часто встречает их возле дома, и они гуляют втроѐм. Потом все вместе ужинают. Вечером Павлик всегда находит себе какое-нибудь интересное занятие! Хорошо и дружно живут папа, мама и Павлик! 

Но недавно Павлик и мама перестали понимать друг друга. Если заходят в магазин, где продают продукты, они ссорятся. Павлику там много чего нравится, а мама не каждый раз покупает то, что он просит. Павлик злится на маму, когда она отказывает ему в просьбе, и начинает плакать. Если он плачет долго и сильно, она покупает. Но иногда, бывает, нашлѐпает. 

Как-то Павлик и мама ходили в игрушечный магазин, чтобы купить кубики с буквами. Там было много всяких машинок, которые понравились Павлику. Он стал просить купить машинку. А мама не купила! Павлик не хотел уходить из магазина без машинки, он плакал, кричал и упирался ногами, хватался руками за прилавок. 

Но мама всѐ равно не купила машинку. Она очень рассердилась на Павлика, а вечером пожаловалась папе, что Павлик капризничал. Папа расстроился и после ужина не стал играть с мальчиком. Весь вечер Павлику было скучно. Посмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши!», он лѐг в свою кроватку. Павлик на минутку закрыл глаза, а когда открыл, то увидел, что на коврике посреди комнаты сидит большой игрушечный заяц и улыбается ему. Мальчик удивился и спросил: 

— Ты кто? 

— Я Добрый Волшебный Заяц! — важно ответил зайчик. — А ты? 

— Я Павлик. 

—         Павлик,           ты        почему           такой грустный? 

— Мне мама не купила машинку в магазине. Я плакал на весь магазин, но она всѐ равно не купила. 

— Бедный Павлик! У тебя нет ни одной игрушечной машинки! — с жалостью в голосе сказал Заяц. Павлику стало смешно, потому что их у него очень много.  — Ну что ты! Посмотри, сколько у меня машинок! 

— Тогда зачем же ты орал на весь магазин? 

— Я хотел новую. 

— Новую? Разве эти уже все старые? — удивился Заяц. 

— Нет, конечно. Просто хочется новую! А когда я чего-нибудь хочу, мама говорит, что я капризничаю!

— сказал Павлик. 

— А тебе хочется быть капризным? — спросил Заяц. 

— Нет, конечно, — ответил Павлик. 

— Я очень мудрый Заяц! Я научу тебя, что делать! — И научил. Только они говорили шѐпотом, и никто, кроме них, не слышал этого разговора. 

Когда в следующий раз мама с Павликом пошли в игрушечный магазин за подарком на день рождения соседской девочки Наташи, Павлику опять захотелось новую машинку. Он попросил маму: 

— Мама, купи мне, пожалуйста, машинку! 

— Нет, Павлик! — ответила мама. — У тебя очень много машинок. Купим в следующий раз. 

Павлик только собрался заплакать, но вспомнил, что говорил Заяц. Добрый Волшебный Заяц сказал, что, прежде чем заплакать, надо подумать. Павлик стал думать. И думал он вот так: «Мне хочется новую машинку. Мама не хочет еѐ покупать. Что мне делать? Плакать или не плакать? Нет! Не буду плакать. У меня на самом деле много машинок. Мама сказала, что купит в следующий раз! Я подожду!» Затем Павлик спросил: «Мама, а в следующий раз ты точно купишь?» «Да!» — ответила мама. Павлик не стал плакать и расстраиваться! Чего расстраиваться-то? Они скоро снова придут в магазин, и мама точно купит ему машинку! Он и со старыми машинками поиграет! Пока мама искала подарок Наташе, Павлик выбирал машинку, которую они купят ему в следующий раз. У него было прекрасное настроение, он был очень доволен и горд собой: «Вот какой он уже большой и некапризный мальчик! Умеет терпеть и ждать!» 

За ужином мама рассказала папе, какой Павлик молодец — совсем не капризничал в игрушечном магазине! 

На другой день мама и Павлик зашли в магазин за продуктами. Павлику захотелось жевательных конфет. Он попросил маму их купить. Мама сказала: «Нет, Павлик. От них у тебя живот болит». Вместо того чтобы упрашивать маму, Павлик стал думать, как научил его Заяц. Да, очень хочется ему этих конфет. Но мама права — у него в прошлый раз болел живот. Что делать? И Павлик придумал. Он подошѐл к маме и сказал: «Мама, купи, пожалуйста, мне что-нибудь вкусное и полезное!» Мама немного подумала и спросила: «Тебя устроят персики?» Павлику, конечно, больше нравятся жевательные конфеты, но зато от персиков живот не болит! Купили персики. Из магазина вышли оба в хорошем настроении. Мама опять похвалила Павлика, да он и сам знал, что научился договариваться с мамой. Спасибо Доброму Волшебному Зайцу! 

После чтения сказки можно задать вопросы: 

  1. Как ты думаешь, о чѐм эта сказка?
  2. Понравился ли тебе Павлик?
  3. Чему научил Павлика Добрый Волшебный Заяц?
  4. Что было бы, если бы Добрый Волшебный Заяц не научил Павлика поступать по-другому?

СКАЗКА ПРО ДЕВОЧКУ АРИНУ

 Я расскажу тебе сказку про девочку, которая похожа на тебя. Еѐ зовут Арина, и живѐт она в таком же доме, как наш, с папой, мамой и бабушкой, как и ты. У неѐ такие же светлые волосы, как у тебя, и синие глаза. Она так же, как и ты, много времени проводит с бабушкой. И происходило у них в семье вот что. 

 — Арина, идѐм гулять! — говорит бабушка. 

 — Не хочу! — отвечает Арина. 

Бабушка уговаривает, расстраивается, опять уговаривает, а Арина молчит, даже не говорит бабушке ничего и продолжает играть со своими куклами. Наигравшись, она идѐт одеваться. А времени для прогулки уже совсем мало остаѐтся! Чуть-чуть погуляли, и уже пора идти домой обедать! 

 — Арина, идѐм домой! — говорит бабушка.   — Не хочу! 

Бабушка уговаривает, расстраивается, опять уговаривает, а Арина молчит, даже не говорит бабушке ничего, а продолжает качаться на качелях. Наигравшись, она идѐт домой.   Дома бабушка говорит: 

 — Арина, иди кушать! 

И опять всѐ повторяется. Арина не слушается, делает, что хочет. 

Но как-то вечером бабушка сказала, что она пригласила Фею, которая умеет превращать капризных детей в покладистых и послушных. 

 

Арина подумала, что бабушка шутит. Однако утром, когда Арина только проснулась, пришла Фея, коснулась руки девочки волшебным пѐрышком и сказала: «Твоя бабушка тебя очень любит. Еѐ расстраивает, что ты еѐ не слушаешься. Я хочу ей помочь. Я коснулась тебя пѐрышком. Дети, которых я коснулась пѐрышком, становятся послушными и умеют договариваться со своими бабушками!» Фея вышла из комнаты, а в комнату вошла бабушка. 

 — Бабушка, ты проводила Фею? 

 — Какую Фею? Я никого не видела! 

 — Ты же сама вчера мне говорила, что сегодня придѐт Фея! Она приходила! 

 — Я никого не видела. А вчера я просто пошутила! — улыбнулась бабушка. Арина догадалась, что Фея не стала показываться бабушке. Ну и ладно. 

 — Арина, вставай, завтрак готов! — сказала бабушка. 

 «Не хочу!» — хотела ответить Арина, но вспомнила, что теперь она заколдована Феей. 

 — Встаю, бабушка! — сказала она, вскочила с постели и побежала умываться. 

 Вместе очень дружно позавтракали. Бабушка стала мыть посуду, а Арина пошла рисовать. Прибравшись на кухне, бабушка сказала: 

 — Арина, пойдѐм гулять! 

 — Бабушка, я дорисую и скажу тебе об этом, и мы пойдѐм гулять, хорошо? — сказала Арина. Бабушка согласилась, подождала, пока Арина дорисует, и они пошли гулять. Погода была хорошая, на детской площадке было весело, Арина и бабушка гуляли долго. И вот бабушка сказала: 

 — Арина, пора домой! 

 — Ещѐ немного, бабушка! — попросила Арина. 

 — Хорошо! Ещѐ пять минут! — разрешила бабушка. 

 Через пять минут они пошли домой. У обеих было прекрасное настроение! С аппетитом пообедали, и Арина легла спать. Бабушка обычно в это время моет посуду, а потом читает свои журналы, но сегодня она предложила почитать Арине сказку перед сном! Вот как хорошо быть послушной: и самой приятно, и бабушке! 

После чтения сказки можно задать вопросы: 

  1. Как ты думаешь, о чѐм эта сказка?
  2. Понравилась ли тебе Арина?
  3. Что сделала Фея?
  4. Изменилась ли Арина?
  5. Что было бы, если бы Фея не научила Арину поступать по-другому?
  6. Почему бабушка предложила Арине почитать книгу?

Сказкотерапия для детей — примеры, занятия для дошкольного возраста

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны. Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой. При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация  должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес.  Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Сказку применяют в своей практике психологи, врачи, педагоги и каждый находит тот ресурс, который позволит ему осуществлять его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная проблемная история может начинаться так: «жил был ребенок, который был очень похож на тебя…». Таким образом, возможно, моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, которые угнетают и пугают его. Эффективны такие приемы при первых визитах в детский сад, боязни темноты, стрессах, проявлениях страхов.

Сказкотерапия в возрасте 5-ти лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающейся в совместном придумывании, когда формирование сюжета идет по кусочку, каждым участником по очереди. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми детьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. Из своей сказочной истории каждый ребенок берет индивидуальное решение проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие будет в том, что от детей не требуют анализировать и делать выводы о происходящем и вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит детям с низкой самооценкой.

Для освобождения от напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подойдут страшные сказочные истории с нечистой силой. Многократно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают напряжение. Для повышения стрессоустойчивости необходимо рассказывать страшилки в группе детей 6-ти лет. Соблюдая при этом два правила: историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки обязательно должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказкотерапии для приобретения жизненной мудрости выступают волшебные сказочные истории. Для детей 6-ти лет они являются наиболее увлекательными. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После прорабатывания сказочных смыслов, которые связаны с жизненными реальными ситуациями, можно в практике использовать также и другие формы работы, например, рисование, изготовление кукол, драматизацию, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно использовать сказочную историю Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история нацеливает, что за свое здоровье, жизнь необходимо бороться до последнего, поскольку у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, стоящими на пути. Использование дидактических сказок эффективно во время выполнения учебных заданий, например, малыши в виде дидактических сказочных заданий учатся переписывать заданные на дом математические примеры. В этих сказках решение примера выступает прохождением испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Для того чтобы сказочная история приобрела силу, а также оказала помощь, следует придерживаться определенных правил:

— она должна быть идентичной проблеме малыша, однако не иметь прямого сходства с его историей;

— она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сказочного сюжета должно идти в  последовательности: «жили-были» — это начало, далее встреча с ее героями.

Психологам рекомендуют детям 3-х лет делать главных героев из игрушек, животных, маленьких человечков, а начиная с 5-ти лет вводить принцесс, фей, солдат, волшебников, принцев. С 5-ти — 6-ти лет дети предпочитают волшебные истории. В зависимости от решаемых проблем в сказкотерапии используют, как народные русские сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки – это «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки — «Золушка», «Госпожа Метелица», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годэн считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам, переживающих кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется при проблеме инцеста, «Мальчик с пальчик» эффективно применить с брошенными малышами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением. Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей. Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для детей с агрессией.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам. Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов. Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Сказкотерапия для детей — Сказки с картинками — Детская культура — Секреты воспитания детей

Лечение сказкой – разве такое возможно? Еще как! На протяжении тысячелетий народы мира при помощи сказок прививали детям уважение к людям, доброту, отзывчивость, искренность, предприимчивость и другие прекрасные качества, которые ценятся и в наши дни. Изучив влияние фольклорной и литературной сказки на восприятие детей, ее стал применять в психотерапии Милтон Эриксон, а в 90-е годы 20 века сказкотерапия для детей появилась в России.

Как лечит сказка

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Если бы это было не так, разве стали бы они смотреть по нескольку раз многочасовую сагу о Властелине колец или все части «Крепкого орешка»? Всем хочется, чтобы добро побеждало, а зло было наказано. В жизни так бывает далеко не всегда.

Особенно остро трагические события и несправедливость переживают дети. Жестокость внешнего мира искажает личность ребенка, и традиционными методами помочь ему бывает очень трудно. Зато «сотворить чудо» может сказкотерапия.

Работа сказкотерапевта состоит из 4 этапов

Этап

Действия

Чтение произведений устного народного творчества

Чтение и обсуждение сказок с ребенком, формирование у него базового доверия к миру, развитие воображения

Исследование сказки и мифа

Стимулирование ребенка к самостоятельному принятию решений

«Придумай сказку» (психотехника)

В процессе сочинения собственной фантастической истории ребенок подсознательно ищет свое место в мире, осознает свою ценность и ответственность за все, происходящее с ним

Интегративный (обобщающий) этап

Ребенок сам оказывается на месте сказочного героя, от его имени борется со злом, совершает свой нравственный выбор.

В результате дети становятся более спокойными, перестают переживать, у них пробуждается фантазия, они позитивно воспринимают мир, значительно снижается тревожность.

Секрет «волшебных пилюль»

Если бы на свете существовали волшебники, то из всех лекарств они выбрали бы именно сказку. В чем же секрет воздействия сказкотерапии для детей?

  • Дети любят истории, а сказки – самые увлекательные из них. Благодаря им ребенок накапливает информацию о способах действий в разных ситуациях: сказочные события и поступки он проецирует на свое поведение и начинает различать « добро» и «зло»
  • Сказка «оживляет» мир ребенка. Можно строго сказать: «Ломать ветки нехорошо» или прочитать малышу сказку о духах деревьев, тихонько перешептывающихся в листве при виде людей. В первом случае его остановит авторитет взрослого человека, во втором – собственное представление об одушевленности природы и страх причинить ей боль. Что эффективнее? Ответ очевиден
  • Сказкотерапия для детей с личностными особенностями (агрессией, повышенной утомляемостью, гиперактивностью) – отличный способ научить их распределять внутренние ресурсы, помочь им быстрее освоиться в коллективе сверстников. Участвуя в инсценировках сказок, дети раскрываются, получают много положительных эмоций
  • В каждой сказке есть тайна, будоражащая воображение ребенка. Ему нравится «дорисовывать» картину жизни героев, проходящих разнообразные испытания. Обсуждая сюжет со взрослыми, он поймет, какие качества помогли Ивану-царевичу победить  Кощея, богатырям одолеть полчища врагов, находчивому  крестьянину перехитрить жадного барина, и получит стимул к развитию в себе силы воли, настойчивости, правдивости, смелости.

Таким образом, сказкотерапевт психологически готовит детей к самостоятельному принятию решений, корректирует их поведение, формирует в них стрессоустойчивость, жизнерадостность, делает их более адаптивными.

Читать или лечить?

Чтение сказок и лечение с их помощью не одно и то же. При всей внешней простоте и привлекательности сказкотерапия — сложный коррекционный процесс, правильно организовать который может только специалист. А вот читать сказки ребенку, обсуждать с ним героев, устраивать домашние представления с участием детей могут все родители. И нужно обязательно использовать это проверенное веками средство.

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий



Для отображения комментариев нужно включить Javascript

Сказкотерапия для детей. Решаем проблемы с помощью сказок.

04.06.2021 Время на чтение: 6 мин