Смешанное расстройство личности что это такое: F61 Смешанные и другие расстройства личности

Содержание

Смешанное расстройство — Сноб

Что делать, когда обычный здоровый ребенок ведет себя непредсказуемо? Да так, что и родители, и педагоги только разводят руками, не в силах ничего изменить. Давайте поразмышляем вместе

Иллюстрация: Veronchikchik

— Я понимаю, что вы нам, конечно, ничем не поможете… — женщина сокрушенно покачала головой.

— Не сказать, чтоб многообещающее начало разговора, — заметила я.

— Ой да, простите, — она вроде как спохватилась, улыбнулась невеселой улыбкой, достала толстую медицинскую карту.

Я была уже почти уверена, что у ее ребенка какое-то тяжелое, инвалидизирующее, неизлечимое и, возможно, прогрессирующее заболевание. В таких случаях ребенку я, как правило, действительно ничем помочь не могу, но поговорить с матерью иногда бывает полезно для облегчения общей ситуации.

— Я, наверное, просто выговориться пришла, — сказала между тем женщина, полностью оправдывая мои предположения.

— Я вас внимательно слушаю.

Какой основной диагноз у ребенка?

— Смешанное расстройство поведения и эмоций.

Оп-па! — мысленно воскликнула я. А вот под этим — я знала по опыту — может скрываться все, что угодно, от не выявленной до поры шизофрении до педагогической запущенности.

— Сколько лет ребенку?

— Двенадцать.

— Учится в обычной школе?

— Сейчас нет.

— В спецшколе?

— Нет, на дому. Наверное, я бы предпочла спецшколу. И наверное — ужасно так говорить, я понимаю, — мне было бы легче, если бы он был настоящим инвалидом — ментальным или физическим, все равно, ну вот чтобы люди на него смотрели и сразу понимали: ребенок инвалид, ходить не может или там синдром Дауна у него, нарушение интеллекта.

— Вы бы хотели, чтобы вместо вашего ребенка у вас был ребенок с синдромом Дауна? — не скрывая удивления, отзеркалила я. — Это решило бы какие-то существующие у вас сейчас проблемы? Я вас правильно поняла?

Женщина дернулась, как от удара, а потом решительно закивала:

— Да! Я бы тогда его лечила и развивала спокойно, всем пользовалась, что нам положено, и вообще понимала бы, на каком я свете. И вообще, сейчас везде говорят, что все дети с синдромом Дауна сплошь добрые и эмоционально позитивные.

— Врут, — твердо сказала я. — Дети, родившиеся с синдромом Дауна, по характеру разные, как и все остальные люди, но с очень серьезными нарушениями по здоровью и интеллекту. Но давайте вы все же расскажете с самого начала.

— Да, конечно.

Славик родился в срок после желанной беременности, абсолютно здоровый и очень симпатичный. Сплошная радость. Развивался тоже по возрасту: вовремя сел, встал, пошел, заговорил. Истерики, конечно, были, если что не по его, ребенок мог швырнуть что-то в мать, ударить, но его ласково увещевали и говорили между собой: он же маленький еще, не понимает. Потом: наверное, это кризис трех лет или что-то такое.

Еще до настоящего садика попробовали отдать Славика в группу Монтессори. И вот именно там прозвенел первый звоночек: он бьет других детей, отбирает у них игрушки, не слушается воспитательницу.

«Разве это не их дело — его окоротить и заставить?» — спросил муж и отец, который в свое время сам ходил в садик и, отличаясь весьма буйным нравом, немало посидел «на стульчике» и даже в кладовке.

— Нет, это не наше дело, — ответили педагоги частного садика и попросили забрать Славика. — У нас образовательное, а не исправительное заведение. Возможно, вашего ребенка нужно обследовать и лечить, — добавили они на прощание.

Пошли сначала к терапевту, потом к неврологу. Невролог сказал, что все в порядке, и тоже упомянул про кризис трех лет. Стали ждать окончания кризиса. Кризис не кончался.

Славик по-прежнему развивался по возрасту: говорил предложениями, читал стишки, пел песни, любил играть в ролевые игры, где всегда выбирал себе самые агрессивные роли, и вообще любил быть «злым» персонажем.

Дома — «если все по нему» — Славик казался совершенно нормальным ребенком, мог быть ласковым и услужливым, задавал много вопросов, в том числе и интересных. Оставался очень привлекательным внешне: большие голубые глаза, правильные черты лица, слегка вьющиеся темно-русые волосы. Но если что-то шло не так — что-то не получалось, не давали, любой отказ или неудача, — его как будто «срывало с катушек»: он мог орать, грязно ругаться, швыряться чем ни попадя.

Отдать в садик упорно пытались. В первом родители написали коллективную жалобу: «оградите наших детей от этого психического». Во втором воспитательница ни на что не жаловалась, но Славика, чуть что, хватала и трясла, орала, что сейчас сдаст его в полицию или отвезет на свалку (это, как потом выяснилось, рассказывали другие дети своим родителям). Сам Славик ничего не рассказывал, но у него начался ночной энурез, а потом родители нашли на плече ребенка синяки в форме пальцев. Пожаловались директору. Тот вызвал воспитательницу. Она, как ни странно, ничего не отрицала, но впервые рассказала конкретику о поведении ребенка в группе и угрозах для других детей. «Я бы его именно здесь до школы и оставила, потому что иначе потом наплачетесь, — сказала она. — Но можете и забрать, вам виднее». Директор, кажется, растерялся. Родители написали заявление и забрали Славика. В третьем садике Славик продержался почти год перед школой. На него жаловались постоянно и воспитатели, и дети, и их родители, и все качали головой: как он в школе-то будет? При этом все было неравномерно — иногда за неделю ни одной жалобы и успешное выступление на празднике, а потом как ком с горы: ударил девочку, сорвал музыкальное занятие, заперся в туалете и не выходил, кинул котлету в окно и т.

д. и т. п.

Снова пошли по врачам. Врачи назначили обследования, результаты как-то по-умному трактовали и говорили растерянным родителям, например, так: «Тут мы видим явную незрелость альфа-ритма и минимальную тета-активность в затылочной области в бодрствующем состоянии».

Потом Славик пил назначенные врачами препараты. Большинство из них мальчику были «что слону дробина», а от какого-то одного он вдруг сделался вялым и красным, как вареная свекла. Родители пришли в ужас и лекарство сразу отменили.

Психиатр с большим опытом (Славику он очень понравился, и он с ним с удовольствием беседовал) сказал: судя по вашим рассказам, что-то, конечно, есть, но ничего конкретного, такого, что требовало бы применения тяжелой фарм-артиллерии у маленького ребенка, я пока не вижу. Пробуйте педагогику.

Славик пошел в школу. Первая учительница была молодая и неопытная. Она пришла в ужас уже на первой неделе, к концу первого месяца вызвала мать и сказала, что не видит возможности обучения такого ребенка в общеобразовательной школе.

— А что с ним не так? Ну вот вы педагог, скажите же мне наконец! Что?! — вскричала отчаявшаяся мать. — Он умеет читать, писать, сидеть за партой, здороваться и прощаться, бегать, прыгать, играть, задавать вопросы. Что с ним не так?! И что мне делать?

У учительницы затряслись руки и нижняя губа. Она тихо сказала: 

— Я не знаю. Но лучше вы его заберите куда-нибудь, пока он тут кого-нибудь не убил. В тюрьму же сядем — и вы, и я заодно.

Потом была медико-психологическая комиссия, которая Славику тоже, как и психиатр, очень понравилась: все смотрели и слушали только его. Комиссия констатировала, что развитие у мальчика совершенно по возрасту и спецшкола ему не показана, показаны занятия с психологом, наблюдение социального работника и еще что-то такое.

Разумеется, в таком объеме школа ничего ему предоставлять не собиралась, но молодая учительница сказала, что если он остается, то она увольняется. Славика перевели в другой класс, и там строгая, средних лет учительница на удивление нашла к нему подход — два года жили относительно спокойно.

В школе Славик учился и даже как-то соблюдал дисциплину. Дома летали разорванные тетрадки и разносилась грязная брань.

— Знаешь, иногда мне кажется, что его нужно просто бить, — задумчиво говорил отец. — Лупить за малейшее нарушение, как сидорову козу. И тогда все наладится.

— Но он же ребенок! И он нездоров! — восклицала мать.

— А ты попробуй, — глядя на отца исподлобья, предлагал Славик. — Я на тебя сразу в полицию заявлю, и тебя посадят.

Потом учительница тяжело и надолго заболела, на замену ей пришла другая, и все сразу рухнуло — родители Славика буквально не вылезали из школы. Домашнее обучение предложили так настойчиво, что отказаться было невозможно. Славику на домашнем обучении сначала понравилось (у него даже успеваемость значительно улучшилась, впрочем, он и вообще учился неплохо), а потом он начал стремительно десоциализироваться: совсем не мог общаться с детьми, не слушал возражений, все время как будто «кипел» внутри. Врач назначил таблетки — сразу стало тише и грустнее, ребенок много спал и поправился на 12 килограммов.

В пятом классе попытались выйти в общеобразовательную школу. Продержались три месяца, потом родители написали коллективную жалобу: «Уберите от нас это». Была еще одна школа. Предложили: «Давай начнем с чистого листа!» Славик как будто даже воодушевился, говорил, что будет стараться сдерживать себя, подружится с кем-нибудь, будет учиться вместе с другими, делать сам уроки. Полгода все было ничего, потом одна безобразная сцена, перерыв в два месяца и три других почти подряд. «В наших стенах такое поведение недопустимо!» — с достоинством сказала матери Славика седовласая директриса.

Сейчас Славику почти тринадцать. Он учится дома, точнее, почти перестал учиться, и заставить его уже никто не может. Он говорит, что всех ненавидит и себя тоже. Сидит и играет в компьютерные игры.

Мать говорит, что в последнее время не раз подумывала о самоубийстве и очень жалеет, что в свое время сделала неудачный аборт, теперь ей очень пригодился бы другой ребенок, на которого она могла бы смотреть и о котором могла бы думать. Потому что сейчас у нее ощущение, что она вообще не живет — все это висит над ней огромной плитой, и домой идти не хочется, и никакого света в конце туннеля не видно, и никакой надежды на то, что сын изменится и начнет успешно социализироваться. Это значит, что ей его до смерти на себе тащить?

— Я понимаю, что никто в обществе не должен его такого терпеть, — говорит мать. — Но совершенно не понимаю, что делать в этой ситуации мне. Порой я себя тоже ненавижу и презираю. Может быть, прав был муж, и если бы сын просто боялся, то все у нас сейчас выглядело бы более нормальным? Или если бы он был болен тяжелее? Откровенным детям-инвалидам сейчас с удовольствием помогают, но Славик совершенно не выглядит как инвалид. Если бы он был здесь и вы бы ему понравились, вы бы даже и не догадались никогда, что с ним что-то не так — он был бы с вами мил, вежлив и интересен. Но спасибо, что выслушали. Мне на некоторое время хоть чуть-чуть стало легче.

***

Дети с нарушениями поведения. Вероятно, с некоторыми минимальными ментальными нарушениями. Их много, на самом деле в разы больше, чем тяжелых ментальных и физических инвалидов. Мир снаружи сейчас не склонен их грубо ломать и приспосабливать под себя. Все остается на откуп семье и врачам. Врачи назначают таблетки, которые решают проблему хорошо если в одном из десяти случаев. А семья зачастую не знает, что делать, и на годы закукливается сама в себе, страдая и чувствуя свою отверженность. А уж что чувствуют сами эти дети, остается только догадываться.

Как вы полагаете, уважаемые читатели, какие действия семьи и общества целесообразны в таких случаях? А может быть, у кого-нибудь есть свой положительный опыт?

Если вам есть что сказать по теме этого поста, но вы не являетесь подписчиком сайта проекта «Сноб» и членом клуба, присылайте свое мнение по адресу [email protected]. И пожалуйста, пишите, откуда вы, например: «пишет Елена из Петербурга», «пишет Анна из Германии» и т. п.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Вам может быть интересно:

  • «Звонили и визжали в трубку». Кто отменил показ российской гей-драмы «Фанаты» на ММКФ
  • Забыли о теракте и коронавирусе. Россия открыла чартеры в Египет
  • «Дружба крепкая не сломается». Рисунок недели на «Снобе» по итогам встречи Путина и Лукашенко

Смешанное расстройство личности: симптомы, виды и терапия

Наше общество состоит из совершенно разных, непохожих людей. И это видно не только по внешности – прежде всего различно наше поведение, реакция на жизненные ситуации, особенно стрессовые. Каждый из нас — и, вероятно, не единожды — сталкивался с людьми с тяжелым характером, как говорят в народе, поведение которых не укладывается в общепринятые нормы и зачастую вызывает осуждение. Сегодня мы рассмотрим смешанное расстройство личности: ограничения, которые влечет за собой этот недуг, его симптомы и методы лечения.

Если в поведении человека наблюдается отклонение от норм, граничащее с неадекватностью, психологи и психиатры считают это расстройством личности. Выделяют несколько типов таких расстройств, которые мы рассмотрим ниже, но чаще всего диагностируется (если можно считать это определение действительно диагнозом) смешанное. По сути говоря, этот термин целесообразно использовать в тех случаях, когда доктор не может отнести поведение пациента к определенной категории. Практикующие врачи замечают, что подобное наблюдается очень часто, ведь люди – не роботы, и выделить чистые типы поведения невозможно. Все известные нам типы личности являются относительными определениями.


Инфантильное расстройство личности: симптомы, признаки и…

Ход мыслей и методы решения жизненных проблем у детей и взрослых абсолютно различны. При нормальном…

Смешанное расстройство личности: определение

Если у человека наблюдаются нарушения в мыслях, поведении и действиях, у него — расстройство личности. Это группа диагнозов относится к психическим. Такие люди ведут себя неадекватно, по-иному воспринимают стрессовые ситуации, в отличие от абсолютно здоровых психически людей. Эти факторы становятся причиной конфликтов на работе и в семье.

К примеру, есть люди, которые справляются с трудными ситуациями самостоятельно, другие же ищут помощи; одни склонны преувеличивать свои проблемы, другие, напротив, приуменьшают их. В любом случае подобная реакция является абсолютно нормальной и зависит от характера человека.

Люди, у которых смешанные и другие расстройства личности, увы, не понимают, что имеют проблемы со психикой, поэтому достаточно редко обращаются за помощью самостоятельно. Между тем эта помощь им действительно нужна. Основная задача врача в данном случае – помочь пациенту разобраться в себе и научить его взаимодействовать в социуме, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим.


Ананкастное расстройство личности: возможные причины,…

Ананкастное расстройство личности – нарушение психики человека. Подверженный этому недугу…

Смешанное расстройство личности в МКБ-10 следует искать в рубриках F60-F69.

Подобное состояние длится годами и начинает проявляться еще в детском возрасте. В 17-18 лет происходит становление личности. Но поскольку в это время характер только формируется, подобный диагноз в пубертатном возрасте некорректен. А вот во взрослом, когда личность полностью сформировалась, симптомы расстройства личности только ухудшаются. И обычно это тип смешанного расстройства.

В МКБ-10 есть еще одна рубрика — /F07.0/ «Расстройство личности органической этиологии». Характеризуется значительными изменениями привычного образа преморбидного поведения. Особенно страдает выражение эмоций, потребностей и влечений. Познавательная деятельность может быть снижена в сфере планирования и предвидения последствий для себя и общества. Классификатор содержит несколько недугов в данной категории, один из них — расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями (например, депрессия). Такая патология сопровождает человека всю жизнь, если он не догадывается о своей проблеме и не борется с ней. Течение заболевание волнообразно – наблюдаются периоды ремиссии, во время которых больной чувствует себя превосходно. Транзиторно-смешанное расстройство личности (то есть кратковременное) встречается достаточно часто. Однако сопутствующие факторы в виде стрессов, приема алкоголя или наркотиков, и даже менструации способны вызвать рецидив или ухудшение состояния.


Конверсионное расстройство: виды, симптомы, методы…

Несмотря на то что анатомию и психику человека медицина изучает уже много веков, некоторые реакции…

Усугубленное расстройство личности может привести к тяжелым последствиям, в том числе и к нанесению физического вреда окружающим.

Причины появления расстройства личности

Расстройства личности, как смешанные, так и специфические, обычно возникают на фоне травм головного мозга в результате падений или аварий. Однако врачи отмечают, что в формировании данного заболевания задействованы как генетические и биохимические факторы, так и социальные. Причем социальные играют ведущую роль.

Прежде всего это неправильное родительское воспитание – в этом случае черты характера психопата начинают формироваться еще в детстве. Кроме этого, ни один из нас не понимает, насколько на самом деле губителен стресс для организма. И если этот стресс оказывается чрезмерно сильным, впоследствии он может привести к подобному расстройству.

Сексуальное насилие и другие травмы психологического характера, особенно в детстве, часто приводят к аналогичному результату – врачи отмечают, что около 90 % женщин с истерией в детстве или в подростковом возрасте были изнасилованы. Вообще, причины патологий, которые обозначены в МКБ-10 как расстройства личности в связи со смешанными заболеваниями, часто следует искать еще в детстве или юности пациента.

Как проявляются расстройства личности?

Люди с расстройствами личности обычно имеют сопутствующие психологические проблемы – они обращаются к врачам по поводу депрессий, хронической напряженности, проблем с построением отношений с родными и коллегами. При этом больные уверены, что источник их проблем – это внешние факторы, которые не зависят от них и находятся вне степени их контроля.

Итак, у людей с диагнозом «смешанное расстройство личности» симптомы следующие:

  • проблемы с построением отношений в семье и на работе, как было замечено выше;
  • эмоциональное отключение, при котором человек чувствуется эмоциональную пустоту и избегает общения;
  • трудности в управлении собственными негативными эмоциями, что приводит к конфликтам и нередко даже заканчивается рукоприкладством;
  • периодическая потеря контакта с реальностью.

Больные недовольны своей жизнью, им кажется, что все вокруг виновны в их неудачах. Раннее считалось, что подобный недуг не поддается лечению, однако в последнее время врачи изменили свое мнение.

Смешанное расстройство личности, симптомы которого перечислены выше, по-разному проявляет себя. Оно состоит из целого ряда патологических черт, которые присущи расстройствам личности, описанным ниже. Итак, рассмотрим эти виды подробнее.

Виды расстройств личности

Параноидное расстройство. Как правило, такой диагноз ставится надменным людям, которые уверены лишь в своей точке зрения. Неутомимые спорщики, они уверены, что только они всегда и везде правы. Любые слова и действия окружающих, не соответствующие собственным понятиям, параноик воспринимает отрицательно. Его однобокие суждения становятся причиной ссор и конфликтов. Во время декомпенсации симптомы усиливаются – параноики часто подозревают в неверности своих супругов, так как их патологические ревность и подозрительность усиливаются в разы.

Шизоидное расстройство. Характеризуется чрезмерной замкнутостью. Такие люди с одинаковым безразличием реагируют как на похвалу, так и на критику. Они настольно холодны эмоционально, что не способны проявлять к окружающим ни любви, ни ненависти. Их отличает невыразительное лицо и монотонный голос. Окружающий мир для шизоида скрыт стеной непонимания и смущения. При этом у него развито абстрактное мышление, склонность к размышлениям на глубокие философские темы, богатая фантазия.

Подобный тип расстройства личности формируется в раннем детстве. К 30 годам острые углы патологических черт несколько выравниваются. Если профессия больного связана с минимальным контактом с социумом, он успешно адаптируется к такой жизни.

Диссоциальное расстройство. Тип, при котором у больных имеется склонность к агрессивному и грубому поведению, пренебрежению всеми общепринятыми правилами, бессердечному отношению к родным и близким. В детском и пубертатном возрасте эти дети не находят общий язык в коллективе, часто дерутся, ведут себя вызывающе. Убегают из дома. В более зрелом возрасте они лишены каких-либо теплых привязанностей, их считают «трудными людьми», что выражается в жестоком обращении с родителями, супругами, животными и детьми. Именно этот тип склонен совершать преступления.

Эмоционально-неустойчивое расстройство. Выражается в импульсивности с оттенком жестокости. Такие люди воспринимают только свое мнение и свой взгляд на жизнь. Небольшие неприятности, особенно в быту, вызывают у них эмоциональное напряжение, стресс, что приводит к конфликтам, которые порой переходят в рукоприкладство. Эти личности не умеют оценивать ситуацию адекватно и слишком бурно реагируют на обычные жизненные проблемы. При этом они уверены в собственной значимости, которую окружающие не воспринимают, относясь к ним с предубеждением, как уверены больные.

Истерическое расстройство. Люди-истерики склонны к повышенной эмоциональной возбудимости, театральности, склонностью к внушаемости и резким перепадам настроения. Они любят находиться в центре внимания, уверены в своей привлекательности и неотразимости. При этом рассуждают достаточно поверхностно и никогда не берутся за задачи, которые требуют внимания и самоотдачи. Такие люди любят и умеют манипулировать другими – родными, друзьями, коллегами. К зрелому возрасту возможна длительная компенсация. Декомпенсация может развиваться при стрессовых ситуациях, во время климактерического периода у женщин. Тяжелые формы проявляются ощущением удушья, кома в горле, онемением конечностей и депрессией.

Внимание! У истерика могут быть суицидальные наклонности. В некоторых случаях это просто демонстративные попытки покончить с собой, однако бывает и так, что истерик, вследствие своей склонности к бурной реакции и поспешным решениям, может вполне серьезно пытаться убить себя. Именно поэтому таким больным особенно важно обращаться к психотерапевтам.

Ананкастное расстройство. Выражается в постоянных сомнениях, чрезмерной осторожности и повышенном внимании к деталям. При этом суть вида деятельности упускается, ведь больной тревожится только о деталях в порядке, в списках, в поведении коллег. Такие люди уверены, что поступают правильно, и постоянно делают замечания окружающим, если те делают что-то «не так». Особенно расстройство заметно, когда человек выполняет одни и тех же действия – перекладывание вещей, постоянные проверки и т. д. В компенсации больные педантичны, точны в своих служебных обязанностях, даже надежны. А вот в период обострения у них появляются чувство тревоги, навязчивые мысли, боязнь смерти. С возрастом педантичность и бережливость перерастают в эгоизм и скупость.

Тревожное расстройство выражается в чувстве тревоги, боязливости, пониженной самооценки. Такой человек постоянно беспокоится о том, какое впечатление производит, мучается от сознания собственной надуманной непривлекательности.

Больной робок, совестлив, старается вести замкнутый образ жизни, так как в одиночестве чувствует себя в безопасности. Эти люди боятся обидеть окружающих. При этом они вполне неплохо адаптированы к жизни в социуме, так как общество относится к ним с симпатией.

Состояние декомпенсации выражается в плохом самочувствии – нехватка воздуха, ускоренное сердцебиение, тошнота или даже рвота и понос.

Зависимое (неустойчивое) расстройство личности. Люди с таким диагнозом отличаются пассивным поведением. Они перекладывают всю ответственность за принятие решений и даже за собственную жизнь на других, а если переложить ее не на кого – чувствуют себя невероятно неуютно. Больные боятся быть брошенными людьми, которые близки с ними, отличаются покорностью и зависимостью от чужого мнения и решений. Декомпенсация проявляется в полной неспособности контролировать свою жизнь при утрате «руководителя», растерянности, плохом настроении.

В случае если врач видит патологические черты, присущие разным типам расстройств, он ставит диагноз «смешанное расстройство личности».

Самый интересный для медицины тип — это сочетание шизоида и истерика. У таких людей в будущем часто развивается шизофрения.

Каковы последствия смешанного расстройства личности?

  1. Подобные отклонения в психике могут привести к склонности к алкоголизму, наркомании, суицидальным наклонностям, неадекватному сексуальному поведению, ипохондрии.
  2. Неправильное воспитание детей вследствие расстройства психики (чрезмерная эмоциональность, жестокость, отсутствие чувства ответственности) приводит к психическим нарушениям у детей.
  3. Возможны психические срывы при выполнении обычных повседневных дел.
  4. Расстройство личности ведет за собой другие психологические нарушения – депрессию, тревогу, психоз.
  5. Невозможность полного контакта с врачом или терапевтом вследствие недоверия или отсутствия ответственности за свои поступки.

Смешанное расстройство личности у детей и подростков

Обычно расстройство личности проявляется в детском возрасте. Выражается оно в чрезмерном неповиновении, асоциальном поведении, грубости. При этом подобное поведение не всегда является диагнозом и может оказаться проявлением вполне естественного становления характера. Только если это поведение чрезмерное и постоянное, можно говорить о смешанном расстройстве личности.

Большую роль в развитии патологии играют не столько генетические факторы, сколько воспитание и социальное окружение. К примеру, истерическое расстройство может возникать на фоне недостаточного внимания и участия в жизни ребенка со стороны родителей. В результате около 40 % детей с расстройствами поведения страдают от него и в дальнейшем.

Смешанное расстройство личности подростков не считается диагнозом. Недуг может быть диагностирован лишь после того, как пубертатный период закончился – взрослый человек уже имеет сформировавшийся характер, который нуждается в коррекции, но не исправляется полностью. А во время пубертатного периода подобное поведение часто является результатом «перестройки», которую переживают все подростки. Основной тип лечения – психотерапия. Молодые люди с тяжелым смешанным расстройством личности в стадии декомпенсации не могут работать на производствах и не допускаются в армию.

Лечение расстройства личности

Многие люди, которым поставили диагноз «смешанное расстройство личности», интересуются прежде всего тем, насколько опасно это состояние и лечится ли оно. Многим диагноз ставится совершенно случайно, пациенты утверждают, что не замечают за собой его проявлений. Между тем вопрос о том, лечится ли оно, остается открытым.

Психиатры считают, что вылечить расстройство личности смешанного типа практически невозможно – оно будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Однако врачи уверены, что его проявления можно снизить или даже добиться стойкой ремиссии. То есть больной адаптируется в социуме и чувствует себя комфортно. При этом важно, чтобы он хотел устранить проявления своего недуга и полностью шел на контакт с врачом. Без этого желания терапия не будет эффективной.

Медикаменты в лечении смешанного расстройства личности

Если органическое расстройство личности смешанного генеза обычно лечат препаратами, то рассматриваемое нами заболевание — психотерапией. Большинство психиатров уверены, что медикаментозное лечение не помогает больным, потому как не направлено на изменение характера, в котором в основном нуждаются пациенты.

Однако не стоит так быстро отказываться от медикаментов – многие из них способны облегчить состояние человека, устранив отдельные симптомы, такие как депрессия, тревожность. При этом назначать медикаменты нужно осторожно, ведь у больных с личностными расстройствами очень быстро возникает лекарственная зависимость.

Ведущую роль в медикаментозном лечении играют нейролептики – с учетом симптоматики врачи назначают такие препараты, как «Галоперидол» и его производные. Именно этот препарат наиболее популярен среди врачей при расстройстве личности, так как снижает проявления гнева.

Кроме этого, назначают и другие лекарственные средства:

  • «Флупектинсол» успешно справляется с суицидальными мыслями.
  • «Олазапин» помогает при аффективной нестабильности, гневливости; параноидальных симптомах и беспокойстве; оказывает благоприятный эффект при суицидальных наклонностях.
  • Вальпроевая кислота — стабилизатор настроения — успешно справляется с депрессией и гневливостью.
  • «Ламотриджин» и «Топиромат» уменьшают импульсивность, злость, беспокойство.
  • «Амитриптин» также лечит депрессию.

В 2010 году врачи занимались исследованием этих препаратов, но эффект длительного действия неизвестен, так как присутствует риск развития побочного действия. При этом Национальный институт здоровья в Великобритании в 2009 году выпустил статью, в которой сказано, что специалисты не рекомендуют назначать лекарства, если имеет место расстройство личности смешанного типа. Но при лечении сопутствующих заболеваний медикаментозная терапия может дать положительный результат.

Психотерапия и смешанное расстройство личности

Психотерапия в лечении играет ведущую роль. Правда, процесс этот длительный и требует регулярности. В большинстве случаев у пациентов в течение 2-6 лет достигалась стойкая ремиссия, которая длилась не меньше двух лет.

ДПТ (диалектическая поведенческая терапия) — методика, которая была разработана Маршей Линехан в 90-х. Направлена она преимущественно на лечение пациентов, которые испытали психологическую травму и не могут оправиться от нее. По словам доктора, боль предотвратить нельзя, а страдания – можно. Специалисты помогают своим пациентам выработать другую линию мышления и поведения. Это поможет в будущем избежать стрессовых ситуаций и предотвратить декомпенсацию.

Психотерапия, в том числе семейная, направлена на изменение межличностных отношений между больным и его родными и близкими. Обычно лечение длится около года. Оно помогает устранить недоверие, манипулятивность, высокомерие больного. Врач ищет корень проблем пациента, указывает ему на них. Пациентам с синдромом нарциссизма (самолюбование и самовлюбленность), который также относится к расстройствам личности, рекомендован трехлетний психоанализ.

Расстройство личности и водительские права

Совместимы ли понятия «смешанное расстройство личности» и «водительские права»? Действительно, порой подобный диагноз может помешать пациенту водить машину, однако в данном случае все индивидуально. Психиатр должен определить, какие именно типы расстройств преобладают у больного и какова их тяжесть. Лишь на основании этих факторов специалист выносить окончательный «вертикт». Если диагноз был поставлен годы назад в армии, имеет смысл снова посетить кабинет врача. Смешанное расстройство личности и водительские права порой совершенно друг другу не мешают.

Ограничения в жизни больного

Проблем с трудоустройством по специальности у больных обычно не возникает, и они взаимодействуют с социумом вполне успешно, хотя в данном случае все зависит от выраженности патологических черт. Если имеет место диагноз «смешанное расстройство личности», ограничения охватывают практически все сферы жизни человека, так как он часто не допускается к армии и к вождению автомобиля. Однако терапия помогает сгладить эти острые углы и жить, как полностью здоровый человек.

Определение, диагностика и критерии – Блог психологии

Смешанное расстройство личности относится к типу расстройства личности, которое не входит в десять признанных расстройств личности. Люди могут иметь черты или симптомы более чем одного расстройства личности одновременно, не отвечая критериям ни одного из них. В DSM-IV это упоминалось как «Расстройство личности, не уточненное иначе (БДУ).

В DSM-5 это было заменено на «Расстройство личности — указанная черта» (PD-TS). и черты перечислены.

PD-TS не является неожиданной категорией, поскольку существует значительное совпадение симптомов нескольких расстройств личности. Хотя мы не понимаем всех причин расстройств личности, есть также причины, которые, вероятно, лежат в основе более чем одного из этих расстройств. Поскольку это своего рода «всеобъемлющая» категория для людей с некоторыми симптомами многих различных расстройств личности, среди людей с этим диагнозом существует широкий спектр симптомов.

Что такое расстройства личности?

Большинство людей обладают достаточно гибким характером, что позволяет им приспосабливаться к самым разным обстоятельствам, людям и событиям. Вместо этого люди с расстройствами личности застревают в довольно жестком отношении к людям и событиям. Эти жесткие мысли могут влиять на то, как они думают о себе и окружающем мире, как они испытывают эмоции, как они функционируют в обществе и насколько хорошо они могут контролировать свои импульсы.

Как диагностируются расстройства личности?

Для постановки диагноза расстройства личности у человека должны проявляться симптомы, соответствующие диагностическим критериям, установленным в DSM-5, в том числе:

  • Эти модели поведения должны быть хроническими и всеобъемлющими, затрагивая многие аспекты жизни человека, включая социальное функционирование, работу, учебу и близкие отношения.
  • У человека должны проявляться симптомы, затрагивающие две или более из следующих четырех областей:
    1. Мысли
    2. Эмоции
    3. Межличностное функционирование
    4. Импульсное управление
  • Образец поведения должен быть стабильным во времени и иметь начало, которое можно проследить до подросткового или раннего взросления.
  • Такое поведение нельзя объяснить какими-либо другими психическими расстройствами, злоупотреблением психоактивными веществами или заболеваниями.

В то время как DSM-5 сохранил категориальный подход DSM-IV к диагностике расстройств личности, он разработал альтернативную модель, которая, как предполагается, может стать областью для будущих исследований. Используя эту альтернативную гибридную модель, клиницисты будут оценивать личность и диагностировать расстройство личности на основе сочетания специфических трудностей в личном функционировании, а также общих моделей патологических черт личности.

Типы расстройств личности

Расстройство личности определяется как хроническое и распространенное психическое расстройство , которое влияет на мысли, поведение и межличностное взаимодействие. DSM-5 распознает десять различных расстройств личности, которые объединены в три группы:

Группа A: странные, эксцентрические расстройства

  • Параноидальное расстройство личности. Параноидальное расстройство личности характеризуется сочетанием хронического страха и недоверия к другим людям. с верой в то, что другие обманывают или эксплуатируют их. Это встречается у одного-двух процентов населения и в некотором роде совпадает с шизофренией.
  • Шизоидное расстройство личности. Шизоидное расстройство личности характеризуется безразличием к другим людям. Люди с этим расстройством часто очень мало заинтересованы в установлении близких отношений с другими людьми.
  • Шизотипическое расстройство личности. Шизотипическое расстройство личности, состояние, которым страдают около трех процентов населения, характеризуется эксцентричными мыслями и поведением. Люди с расстройством часто занимаются магическим мышлением, например, веря, что могут читать будущее. а также страдают от огромной социальной тревожности.

Кластер B: Драматические, эмоциональные или неустойчивые расстройства

  • Антисоциальное расстройство личности. Считается, что 7,6 миллиона американцев страдают от антисоциального расстройства личности, расстройства, при котором люди могут намеренно причинять вред другим и безразличны к боли, которую испытывают другие. кем-либо, кроме себя. Отсутствие эмпатии (отсутствие заботы о других) в сочетании с отсутствием угрызений совести (мало совести по поводу своих жестоких действий) часто способствует преступному поведению.
  • Пограничное расстройство личности. Пограничное расстройство личности часто приводит к нестабильным и напряженным отношениям из-за гнева и агрессии по отношению к другим в сочетании с глубоким страхом быть покинутым. Эти люди часто ведут себя рискованно и могут наносить себе вред.
  • Истерическое расстройство личности. Истерическое расстройство личности затрагивает около 1,8 процента населения и включает в себя сочетание поверхностных эмоций с поиском внимания и манипулятивным поведением. Суицидальные жесты обычно связаны не с депрессией, а скорее как способ манипулировать другими.
  • Нарциссическое расстройство личности (НРЛ). Нарциссическое расстройство личности характеризуется крайней эгоцентричностью, преувеличенным чувством собственной важности и отсутствием сочувствия или заботы о других. Расстройство часто сначала распознается не у человека, у которого оно есть, а по эмоциональному ущербу, который возникает у тех людей, с которыми общается человек с НДЛ.

Кластер C: Тревожные или боязливые расстройства

  • Избегающее расстройство личности. Избегающее расстройство личности характеризуется крайней застенчивостью и чувствительностью к критике со стороны других. Это часто связано с другими состояниями психического здоровья, такими как тревожные расстройства и социальная фобия.
  • Зависимое расстройство личности. Зависимое расстройство личности характеризуется сильным страхом и неспособностью принимать решения. Это расстройство является крайним выражением потребности «угождать людям» и может привести почти к параличу и неспособности принимать повседневные решения (без участия других), необходимые для нормального функционирования во внешнем мире.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство личности. Ожидается, что около 2,5% населения будут страдать от обсессивно-компульсивного расстройства личности в какой-то момент своей жизни. Он характеризуется навязчивыми идеями, которые, в свою очередь, устраняются навязчивыми действиями. Навязчивые идеи часто являются иррациональным страхом, возможно, страхом перед болезнью, с которыми справляются навязчивые действия, такие как многократное мытье рук до такой степени, что навязчивые действия приводят к неспособности жить нормально.

Дифференциальная диагностика смешанного расстройства личности

Прежде чем врач сможет диагностировать расстройство личности, он должен исключить другие расстройства или заболевания, которые могут вызывать симптомы. Это очень важно, но может оказаться трудным, поскольку симптомы, характеризующие расстройства личности, часто схожи с симптомами других расстройств и болезней. Расстройства личности также часто сочетаются с другими заболеваниями.

Ниже приведены потенциальные различия, которые необходимо исключить, прежде чем диагностировать у человека расстройство личности:

  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Тревожные расстройства
  • Депрессия
  • Диссоциативные расстройства
  • Социальная фобия
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Шизофрения

Жизнь со смешанным расстройством личности и его лечение

Поскольку симптомы и характеристики смешанного расстройства личности охватывают широкий диапазон, не существует одного конкретного лечения, которое помогло бы всем людям с PD-TS. Присутствующие конкретные симптомы часто рассматриваются так, как если бы человек действительно соответствовал критериям одного из описанных выше расстройств личности.

Например, если человек соответствует некоторым, но не всем критериям пограничного расстройства личности, может быть назначено лечение пограничного расстройства личности, такое как психотерапия. В общем, лечение расстройств личности затруднено и требует, чтобы человек с расстройством очень хотел пройти терапию. Психотерапия часто более эффективна, чем лекарства.

Источники:

Clark, L., Vanderbleek, E., Shapiro, J. et al. Дивный новый мир расстройства личности: влияние дополнительных определений на охват, распространенность и сопутствующие заболевания. Обзор психопатологии . 2015. 2(1):52-82.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Может ли человек иметь более одного расстройства личности?

Источник: Lisa/Pexels

Не секрет, что некоторые расстройства личности (PDO) имеют значительное сходство. Нарциссы и антисоциалы разделяют недостаток эмпатии и склонность к ярости; Пограничные люди и иждивенцы глубоко боятся быть покинутыми и навязчивого поведения; шизоид и избегающий социально тревожны и неуверенны в себе.

Несмотря на явное сходство, тщательная дифференциальная диагностика может выявить одно «чистое» расстройство личности. Однако чаще всего пациенты демонстрируют смешанные проявления (APA, 2013), такие как антисоциальный с некоторыми параноидальными характеристиками PDO, или фактически соответствуют полным критериям для двух или более PDO (например, Grant et al., 2005; Millon, 2011; Скьюс и др., 2015).

Читатели, знакомые с PDO, могут заметить, что приведенные выше примеры являются как внутрикластерными, так и межкластерными (см. ниже об организации расстройства личности). Действительно, границы кластера PDO проницаемы. Грант (2005) отметил, что это распространено, поскольку как внутрикластерные, так и межкластерные комбинации PDO «… широко распространены среди населения США в целом».

Организация расстройств личности

Как правило, расстройства личности классифицируются по трем различным группам или темам, и совокупность расстройств, объединенных в каждую категорию, называется кластером. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) они расположены следующим образом:

  • Кластер А — это ПДО полупсихотического характера. К ним относятся параноидальный, шизотипический и шизоидный.
  • Кластер B — это PDO с общей темой драматического поведения/права/капризности/плохого контроля импульсов. Сюда входят антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические.
  • Кластер C — это PDO с общей темой тревожно-депрессивного состояния. Здесь мы находим избегающего, зависимого и обсессивно-компульсивного/перфекционистского.

По сути, каждый кластер организован вокруг темы, и соответствующие расстройства являются конкретным выражением этой темы.

Учитывая, что условия внутри кластеров имеют общую тему, легче увидеть, как они часто легко смешиваются (Turner, 1994). Обычное внутрикластерное сосуществование включает смешение черт и характеристик, таких как смешанное пограничное/нарциссическое или избегающее/зависимое проявление. Однако, как отмечалось ранее, кластеры, хотя и представляют собой полярные темы, имеют пористые границы, которые будут исследованы ниже. Некоторые распространенные межкластерные проявления: нарциссические/обсессивно-компульсивные, пограничные/избегающие и пограничные/зависимые. Исследователи Wongpakaran et al. (2015) обнаружили, что наиболее распространенным сочетанием PDO, по-видимому, является кластер A и C, например шизоидный/избегающий.

Однако важно помнить, что смешивание и сопоставление PDO не является бесплатным для всех. Некоторые из них настолько полярно противоположны, что ничто в них не может сосуществовать. Гистрион, например, предпочитающий быть в центре внимания любой ценой, резко контрастирует с шизоидом, который по своей природе отшатывается от любого общественного внимания.

Почему одновременно возникают расстройства личности?

По сути, беспокойные фоны, которые способствуют одному PDO, часто способствуют другому и вращаются вокруг темы (тем), которые дополняют друг друга. Рассмотрим следующие два межкластерных примера:

  1. Антисоциальные и параноидальные PDO часто развиваются из ранних историй, когда подозрительность к другим в их окружении и поиск номер один необходимы для выживания. К сожалению, по мере того, как они появляются в мире и могут даже быть вне среды, породившей подозрительность и эгоцентризм, вышеупомянутые реляционные подходы, единственные известные им способы взаимодействия с миром, выкристаллизовались в двусторонний, дезадаптивный стиль общения.
  2. Пограничные и избегающие ПДО оба питают невероятный страх быть отвергнутым, который коренится в раннем межличностном опыте с фигурами привязанности. Возможно, какой-то родитель то входил в их жизнь, то выпадал из нее, а когда они были доступны, резко критиковал их. Сцена готова: «Люди, с которыми я хочу быть рядом, покинут меня» (основная схема пограничного человека) и «Люди отвергнут/покинут меня, потому что я не соответствую им» (основная схема избегающего).

Если, возможно, фигура привязанности просто ушла и о ней больше ничего не было слышно, скорее всего, развилось бы только пограничное состояние; если это был просто резко критикующий родитель, то только избегающий.

Динамика межкластерного опыта

Продолжая пример с пограничным/избегающим состоянием, вероятно, первым будет наблюдаться классическое избегающее представление. Это человек, который имеет склонность к негативному сравнению себя с другими. Они отчаянно хотели бы общаться, но считают, что они не могут быть приемлемыми. В классическом примере проекции они предполагают, что другие также будут видеть только их недостатки, так зачем вообще взаимодействовать, если они просто разочаруют и, возможно, выставят себя дураками?

Таким образом, Избегающие живут защищенной жизнью, по-настоящему делясь собой только с теми в тесном кругу, в ком они уверены, что принимают их. Они редко продвигаются по жизни, потому что считают, что риск, скорее всего, просто закончится неудачей и станет еще одним свидетельством их неадекватности.

Источник: Leandro DeCarvalho/Pixabay

Однако в этой замкнутой жизни маска периодически слетает, и очевидно, что разыгрывается параллельная драма. Близкие к этому человеку люди, скорее всего, заметят, что у них мало чувства идентичности, и бывают периоды бурной, двухтактной динамики отношений. Например, если после тщательной проверки избегающие партнеры могут продемонстрировать классическое пограничное движение синхронизации с интересами партнера, модным стилем и/или религиозными убеждениями. Это не только порождает некоторое чувство идентичности, но и, по мнению нашего пациента с расстройством личности, является страховкой от того, что партнер отвергнет их, поскольку они видят в этом «одного поля зрения птицы остаются вместе».

В конце концов, партнер каким-то образом не оправдывает ожиданий пациента, которые пациент усваивает как знак предстоящего отказа/покинутости. При таком восприятии отвержения/заброшенности Избегающий внезапно проявляет характерную пограничную реакцию. Теперь они кипят гневом и очерняют своего партнера, импульсивно, ядовито, давая ему знать, что они думают, и что им вообще не следовало беспокоиться о них.

Этот упреждающий смертельный удар позволяет нашему пациенту опередить своего партнера до финиша и, таким образом, сохранить лицо; то есть « Я оттолкнул тебя . Вы не бросили меня, я бросил вас!»

Саморазрушительная деятельность направлена ​​на то, чтобы отвлечь нашего человека с расстройством личности от его эмоциональной боли, возможно, даже перерастая в прямую суицидальную активность. Верно пограничной форме, это также используется как инструмент; «Посмотри, что ты со мной сделал!» Это привлекает партнера обратно, чтобы спасти его, ибо кто хочет нести ответственность за чью-то смерть? Полученное спасательное внимание демонстрирует человеку с расстройством личности, что его не бросают. , тем самым завершая цикл, успокаивая основной страх как Пограничного, так и Избегающего.0003

Хотя вода успокоилась и вернулась к базовой презентации «Избегание», в фоновом режиме работает программное обеспечение «Пограничная линия», сканирующее признаки заброшенности, всегда готовое предупредить об угрозах, таких как всплывающее окно вредоносного ПО, и перейти к отчаянным, спасающим лицо действиям.

Последствия лечения

Некоторые исследователи, такие как Silva et al. (2018) обнаружили, что наличие смешанной презентации PDO не обязательно является препятствием для психотерапевтического вмешательства. В любом случае, как только терапевт осознает, что задействовано более одного PDO, ему было бы полезно понять, как состояния дополняют/влияют друг на друга, поскольку терапия может стать больше уравновешивающим действием, чем обычно.

Добавить комментарий