Социальная пирамида: ПИРАМИДА СОЦИАЛЬНАЯ | это… Что такое ПИРАМИДА СОЦИАЛЬНАЯ?

Социальная структура общества (Анализ различных концепций)

скачать Автор: Поликанова Е. П. — подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №5/1998 — подписаться на статьи журнала

Вопросы изучения социальной структуры общества занимают важное место в социальной философии. В данной статье мы попытаемся изложить различные воззрения на социальную структуру общества.

Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов, слоев, каст и т. д., различающихся их положением и ролью в общественной жизни. Каждый человек имеет соответствующий статус, т. е. определенное место в обществе, поскольку относится к той или иной социальной группе. Это место в первую очередь определяется отношением к средствам производства, вообще к собственности, а также полом, возрастом, происхождением, уровнем образования, профессией, семейным положением и некоторыми другими характеристиками.

Уже в античную эпоху Платон, создавая свою концепцию идеального государства, обращал внимание на социальную структуру.

Разработанная им модель общества включает три сословия: философов, управляющих государством, воинов и работников (крестьян, ремесленников). Функция работников состоит в повиновении философам-правителям и добывании для государства жизненных ресурсов. При анализе возникновения государства в качестве аргумента в пользу сословного деления общества античный мыслитель ссылается на принцип разделения труда. Полис – это совместное поселение, обусловленное общими потребностями, и их удовлетворение требует разделения труда. Поддержание и воспроизведение иерархии сословий, жесткое соблюдение раз и навсегда введенного порядка частной и политической жизни – важнейшее условие справедливого государства.

Другое представление о социальной структуре разрабатывал выдающийся французский социалист-утопист Фурье. Он выделяет пять классов: двор, знать, буржуазия, народ, чернь. Каждый класс относится враждебно к другому. Основное противоречие – между богатыми и бедными.

Что общего между двумя этими представлениями о социальной структуре? Во-первых, по Платону и по Фурье, социальная структура – это определенное множество социальных групп, различающихся между собой исполнением тех или иных функций в обществе, а также размером богатства.

На основе этих различий в социальной жизни складываются определенные и довольно жесткие отношения между группами в сфере властных структур и богатства. По мере развития общества характер этих отношений меняется: власть одних групп ослабевает, других – усиливается, богатство перераспределяется в пользу других групп. Но вместе с тем эти отношения весьма устойчивы и на протяжении долгого времени остаются постоянными. Во-вторых, и по Платону, и по Фурье, в основе социальных слоев лежат определенные позиции, которые они занимают в обществе: власть, богатство, возможность или невозможность присвоения.

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории проанализировали социальную структуру добуржуазных обществ и капитализма. Следует подчеркнуть, что, как писал сам Маркс, он не открывал существование классов в том или ином обществе, это до него сделали французские историки Гизо, Минье и др. Но анализ классов Маркс дает в связи с изучением общественных отношений, носителями которых являются те или иные социальные классы.

Основными классами буржуазного общества они считали класс капиталистов, пролетариат и крестьянство. Разработанная ими теория перехода от капитализма к коммунизму предполагает формирование такой социальной структуры, которая коренным образом отличается от капиталистической. Изменения должны коснуться, во-первых, состава групп, во-вторых, социального положения новых специфических для социализма классов, в-третьих, отношений между классами. А в будущем коммунистическом обществе, согласно Марксу, исчезнут классы, потому что исчезнут классообразующие признаки, и в первую очередь частная собственность на средства производства. Но, конечно, сохранится социальная дифференцированность людей, ибо сохранится общественное разделение труда.

Но у Маркса нет определения классов. Такое определение дал В. И. Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другого благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»1.

В этом определении выделяются основные классообразующие признаки общественных классов, и основным из них является различие по отношению к средствам производства. Ленинское определение классов содержит четыре взаимосвязанных признака классовых различий: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) способ получения и размеры получаемой доли общественного богатства и возможность присвоения чужого труда.

В определении В. И. Ленина развивается и утверждается важное положение К. Маркса о том, что «существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства»2, т. е. общественные классы есть продукт развития общественного производства в условиях появления собственности на средства производства и представляют продукт эксплуататорского общества.

Частная собственность на средства производства является источником раскола общества на классы.

Класс является определенной общностью людей, которая складывается на базе экономических интересов и отношений собственности. Он базируется на глубоких, очень важных для общественного бытия человека ценностях. Мы считаем, что классовый подход при исследовании социальной структуры общества, разработанный в марксизме, очень важен для изучения и теоретического осмысления современных обществ, поскольку классообразующие признаки не исчезли.

Другие ученые понятие «социальная структура» используют в широком и узком смысле. Так, согласно Т. Парсонсу, социальную систему делают системой не просто взаимовлияние и взаимозависимость людей, но определенные стереотипы, поддерживающие формы поведения людей. Они описываются с помощью категории «социальная структура», обозначающей те закономерности их существования в социальной системе, которые либо предохраняют ее от возникновения нестабильности и конфликтов, либо делают их социально приемлемыми.

Некоторые исследователи вместо понятия «социальная структура» используют понятие «социальная стратификация». Так, П. А. Сорокин дал интересный и содержательный анализ категории «социальная стратификация», которую он определяет следующим образом: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества»

3.

Формы социальной стратификации разнообразны. Если среди членов общества есть и имущие, и неимущие, то в таком обществе имеет место экономическое расслоение. Кроме того, если в обществе есть управляющие управляемые, то это значит, что оно политически дифференцировано. Затем, если члены общества разделены на различные группы по своим занятиям и при этом профессии различаются по престижности, а члены профессиональной группы делятся на руководителей и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована.

Таким образом, П. Сорокин выделяет три основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная. И обычно эти формы тесно переплетены. Представители высших экономических слоев одновременно относятся и к высшим политическим и профессиональным слоям, а неимущие обычно лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии, хотя бывают и исключения.

П. Сорокин считает, что социальная стратификация является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Общество всегда социально дифференцировано, и социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Очень важное значение в концепции П. Сорокина имеет и теория социальной мобильности. Этот термин впервые был введен именно П. Сорокиным, и он очень широко применялся и применяется в исследованиях социальной структуры общества. Социальная мобильность – это социальное перемещение или переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие.

Это также продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью. Кроме социального восхождения, могут иметь место и нисхождение, деградация. Понятие «социальная мобильность» используется также и для характеристики степени «открытости» или «закрытости» социальных групп в обществе.

Социальные связи и отношения человека в обществе разнообразны и многозначны. Он включен во множество различных общностей и является представителем определенного класса, народа, этноса, нации и т. д. Одновременно он включен и в определенную микросоциальную среду и принадлежит к различным микросоциальным общностям, а также выступает представителем какой-то расы, половой и возрастной группы, социального класса, касты и т. д.

Не оставляет без внимания П. Сорокин и теорий классов. Все многочисленные концепции классов он делит на «монистические» – выделяющие класс на основании одного признака и изображающие его как элементарную группу, и на теории «плюралистические», выделяющие класс на основании многих признаков.

Представители первого направления выдвигают следующие теории классов: расовую, профессиональную, социального ранга (т. е. объем прав) и по величине богатства. Ко второму направлению относятся распределительная теория классов и производственная. П. Сорокина совершенно не устраивает и определение классов у К. Маркса. Он считает, что его нет у Маркса, так как рукопись III тома «Капитала» обрывается на анализе понятия класса.

Очевидно, можно согласиться с П. Сорокиным, что определения классов у К. Маркса нет, хотя совершенно очевидно, что в качестве главного признака отнесения к тому или иному классу у Маркса выступает характер производственных отношений и важнейшее отношение собственности.

Как же сам автор «Системы социологии» определяет классы? Нужно отметить, что П. Сорокин классы считает такой социальной группой, которая сыграла колоссальную роль в общественной жизни XIX и XX веков. Для него классы являются кумулятивной, нормальной, солидарной, полузакрытой и приближающейся к открытой, типичной для нашего времени группой. Эта группа составлена из трех основных группировок: профессиональной, имущественной, объемно-правовой. «Совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а следовательно, имеющих тождественные профессионально-имущественно-социально-правовые интересы, составит класс»4.

Остановимся вкратце на концепции П. Сорокина, касающейся проблемы социального расслоения населения на различные коллективы, общности. П. Сорокин считает, что только взаимодействующие индивиды составляют коллективное единство, так как между их поведением устанавливается функциональная связь. А поскольку интенсивность взаимодействия между людьми различна и степень взаимообусловленности поведения индивидов различна, то это ведет к появлению в обществе целой пирамиды коллективных единств, то есть разного рода общностей. Чтобы иметь правильное представление о строении и составе населения, т. е. о социальной структуре, П. Сорокин вводит три группы общностей: элементарные группы, кумулятивные и сложный социальный агрегат5.

1. Элементарное коллективное единство есть реальная совокупность лиц, объединенных в одно взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и определенным, не сводимым к другим признакам. Примером таких общностей являются религиозные объединения, группы, объединяющиеся по сходным профессиям или принадлежащие к одному полу, и т. д.

2. Кумулятивная социальная группа представляет собой совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое не одним, а двумя, тремя или рядом сходных элементарных признаков. Примером такой группы является группа людей, которая принадлежит не только к одной религии, но и к одному государству, и к одной профессии.

3. Социальный сложный агрегат представляет «соединение лиц, заключающее в себе два или большее число различных элементарных коллективных единств, или два или большее число различных, кумулятивных групп, или и элементарные, и кумулятивные коллективные единства»6.

Таким сложным социальным агрегатом фактически является все население, занимающее ту или иную территорию.

Очень интересен дальнейший ход рассуждений П. Сорокина о том, какие же признаки вызывают притяжение и группировку сходных в отношении этого признака индивидов в коллективное единство. В качестве таких признаков для объединения в элементарные общности или группы выступают следующие: расовые, половой, возрастной, семейная принадлежность, государственное подданство, язык, профессия, имущество (богатство или бедность), объем прав, религия, принадлежность к политической партии, ряд признаков психологического характера и многие другие.

В соответствии с этими признаками П. Сорокин выделяет важнейшие элементарные группы, на которые распадается население современных «культурных стран». Это:

1) расовая, 2) половая, 3) возрастная, 4) по семейной принадлежности, 5) по государственной принадлежности, 6) языковая, 7) профессиональная, 8) имущественная, 9) объемно-правовая, 10) территориальная, 11) религиозная, 12) партийная, 13) психоидеологическая.

В действительности в общественной жизни элементарные группы встречаются реже, чем кумулятивные. В кумулятивных общностях в одно организованное целое связаны несколько элементарных групп.

Классификацию кумулятивных групп П. Сорокин проводит в зависимости от свойств, образующих их элементарных группировок: в зависимости от числа элементарных групп (кумуляции – двойные, тройные и т. д.), в зависимости от их характера – государственно-религиозная, партийно-профессиональная и др., в зависимости от способа кумуляции; кумулятивные группы – открытые и закрытые, нормальные, ненормальные, антагонистические и солидаристические, типичные и нетипичные и т. д.

В чем же смысл этой теории элементарных и кумулятивных социальных групп? П. Сорокин однозначно отвечает на этот вопрос. В обществе множество групп, они различны по составу, по сложности, и эта теория дает возможность очень быстро и легко отнести ту или иную группу или общность общества к элементарной или кумулятивной, дает возможность получить точную и определенную характеристику природы данной группы, ее состава, характера и содержания.

Таким образом, краткий анализ различных теорий социальной структуры показывает, что проблема социальной структуры сложна и многоаспектна. Общество как целостное социальное образование представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели и задачи. Они принадлежат к определенным классам, слоям, группам, кастам и т. д. У них разные интересы и влечения, и чтобы общество развивалось стабильно и без социальных катаклизмов, необходимо знать, какие классы, слои, группы составляют его структуру, каков их жизненный уровень и т. д. Поэтому анализ социальной структуры всегда будет представлять интерес с точки зрения не только теории, но и практики.

1 Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 39. С. 15.

2 Маркс К., Энгельс .Ф. Соч. Т. 28. С. 427..

3 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1993. С. 285.

4 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. М., 1993. С. 358.

5 Сорокин П. А. Система социологии. Т. 2. М., 1993. С. 65.

6 Там же. С. 66

Размещено в разделах
  • Авторы →

    Поликанова Е. П.

  • Журналы →

    Философия и общество →

    Выпуск №5/1998

  • Журналы →

    Философия и общество →

    Индекс статей

Социальная структура общества 8 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Тема: Социальная сфера

Урок: Социальная структура общества

1. Терминологическая база социологии

Общество, безусловно, очень сложная структура. Когда мы говорим об общественной организации, то иногда пользуемся даже терминами, взятыми из других дисциплин, например «социальные механизмы» или «социальный организм», то есть, по сути, берём термины из физики и биологии.   Это происходит потому, что изучение общества наталкивает нас на довольно сложные проблемы, охарактеризовать которые самостоятельно довольно сложно. На самом деле человек сам изобрёл науку об обществе, в какой-то мере она искусственна. Конечно, в природе есть социальные животные (муравьи, пчёлы и т. д.), но эти животные не в состоянии изучать то, каким образом они организованы, какая система взаимодействия внутри их общества и почему оно распадается.  А вот человек изучает.  Поскольку социология – достаточно молодая наука, некоторые термины она заимствует извне, у других наук.

2. Социальная стратификация

Так сложилась система, которая позволила нам процесс структурирования общества также назвать термином, взятым из геологии – «стратификация». Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Говоря о внутреннем строении Земли, мы говорим о слоях, из которых состоит земная кора, а в случае с обществом мы упоминаем социальные прослойки. Человеческое общество, в целом, действительно напоминает слоёный пирог. Критерии отнесения людей к тому или иному социальному слою могут быть самыми разными, хотя основополагающими критериями являются материальные возможности людей и возможность управлять общественными структурами, иными словами, власть.

Человеческие общества могут выглядеть по-разному. Есть общества, которые похожи на пирамиду: небольшая группа очень богатых людей, чуть большая группа, представляющая средний класс, и огромная масса людей с очень низким уровнем дохода. Такое общество не будет благополучным. Те неимущие слои населения, которые лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности, рано или поздно проявят своё недовольство и заберут те богатства, которые есть у вершины этой пирамиды, у наиболее обеспеченных граждан этого социума. Современные стабильные общества, хорошо развитые в экономическом плане, больше похожи на ромб, то есть всё та же небольшая часть обеспеченных людей,  широкая прослойка среднего класса, то есть людей, которые обеспечены достаточно для жизненного благополучия, и небольшая часть людей, находящихся за чертой бедности либо стеснённых материально.

 

Рис. 1. Структура общества (карикатура) (Источник)

Рис. 2. Социальная пирамида (Источник)

Но не только богатство является показателем структурирования общества, могут быть и другие факторы.  Таким фактором, «кодирующим показателем» может быть причастность к власти, возможность участвовать в управлении обществом: это могут быть как отдельные граждане, так и какие-то социальные группы. Либо же это возможность получать образование, ведь не во всех социальных системах граждане имеют равный доступ к среднему и высшему образованию. Если мы говорим о малоразвитых в экономическом смысле странах,  то там причастность к образованию означает социальный статус, и получить образование – значит проехаться на так называемом «социальном лифте». В дальнейшем мы ещё вернёмся к вопросу «социальных лифтов».

3. Социальная мобильность

Активность граждан внутри общества выражается в их социальной мобильности. Социальная мобильность – это способность отдельных людей или целых групп перемещаться внутри социальных слоёв либо вертикально, либо горизонтально. То есть мы говорим в данном случае либо о вертикальной мобильности, либо о горизонтальной мобильности. Примером горизонтальной мобильности может служить переезд из одного города в другой, при котором вы продолжаете сохранять все те социальные возможности, которые имели и ранее: аналогичную работу, материальный доход, сферу полномочий и т. д. В данном случае меняется только ваше окружение и место пребывания, что само по себе является важным социальным фактором, так как экономическая ситуация, уровень цен в городах может быть разной. Но всё-таки это лишь горизонтальная мобильность: вы не меняете свой статус.

Иная ситуация складывается, если вы перемещаетесь вертикально, то есть, допустим, вчера вы были сержантом Вооруженных сил, а завтра вам присваивается очередное воинское звание – старший сержант. То есть вы растёте в должности, постепенно получаете свой социальный статус, поднимаетесь по социальной лестнице. Это и есть вертикальная мобильность.

    

Рис. 3. Схема социальной мобильности (Источник)

 

Рис. 4. Вертикальная мобильность (Источник)

4. Социальные группы

Понятно, что если мы говорим об обществе, значит, мы не персонифицируем действия человека, потому что так или иначе действия каждого из нас в отдельности связаны с множеством действий других людей. Так создаются социальные группы. Социальная группа – это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. Групп в обществе мы можем выделять огромное количество, причём они могут быть как малыми (например, семья, друзья), так и большими. Например, можно выделять большие группы людей одного возраста (старшеклассники, причём не одной конкретной школы, а всей страны). Вместе с тем группы можно подразделять на формальные и неформальные. Под формальными группами понимают группы, определённые документально, созданные в результате каких-то необходимых действий, например, Вооруженные силы, ведь действие каждого из участников этого объединения регламентируется законом. Точно также мы можем говорить об ученике или о работнике на каком-то определённом предприятии. Иной вопрос, когда мы говорим о неформальных группах. Под неформальными группами понимают спонтанно возникшую группу людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Неформальная группа является антиподом формальной группы, то есть данное объединение ничем не регламентируется. Но именно неформальных групп в любом обществе большинство, потому что люди часто проявляют какие-то связи, которые могут быть слабыми и незначительными, даже одномоментными, и, разумеется, никак не регламентированными. Неформальной группой являются пассажиры автобуса, которые ничем не связаны друг с другом, однако в данный момент они вместе перемещаются из пункта А в пункт Б. Эта группа распадается, как только автобус прибывает в пункт Б. Но если вдруг с пассажирами автобуса случатся какие-то события, реакция на них наверняка будет совместной, так как они коснутся каждого из членов этой малой группы. Примером неформального объединения могут также служить друзья, которые являются малой группой людей, объединённых общими интересами. Документально друзей ничто не связывает, они не пользуются специальным регламентом, общаясь друг с другом. Они объединены неформальными связями, так и живёт человеческое общество.

5. Социальные конфликты

Так или иначе, мы выявили, что общество – это какая-то весьма сложная система, и если мы начинаем присматриваться к нему с точки зрения неких оценок и характеристик, то можно поразиться, как люди, столь разные по своему экономическому благополучию, культурному уровню, по своим интересам и ценностям, могут жить сообща. Человек по натуре существо, в общем-то, достаточно агрессивное: мы не очень уживчивы, не так уж любим своих соседей, мы не поддерживаем дружеские отношения с большим количеством людей. И вот поэтому среди людей в обществе неизбежно возникают конфликты, социальные конфликты. Если эти конфликты касаются межэтнических, межконфессиональных отношений, они приобретают очень серьёзный характер. Такие конфликты могут превратиться в глобальные, общесоциальные, а это уже угрожающее социальное явление.

Поскольку вопрос социальной стратификации общества достаточно сложен и болезнен, может привести к социальным потрясениям, он требует тщательного изучения. На следующем занятии мы поговорим о социальных ролях как об одном из факторов социального структурирования. В этом сложном вопросе мы постараемся разобраться вместе.

 

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Единый портал Обществознание (Источник).

2. Персональный сайт журналистки Таис Гусельниковой (Источник).

3. Электронная хрестоматия политической науки (Источник). 

 

Домашнее задание

1.  Что такое социальная мобильность? Приведите несколько примеров горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.

2.  Объясните отличие между формальными и неформальными социальными группами.

3.  * Как вы понимаете высказывание Протагора: «Человек – мера всех вещей»? Свои мысли изложите в форме эссе.

Социальная структура Древнего Египта

Главная Жизнь в Древнем Египте Социальная структура Древнего Египта

Социальную структуру Древнего Египта можно представить в виде социальной пирамиды. На вершине социальной пирамиды находился фараон, а ниже его — государственные чиновники, дворяне и жрецы. Третий уровень состоял из писцов и солдат среднего класса на четвертом уровне. Крестьяне составляли пятый слой общества, а рабы составляли низший социальный класс.

Социальная пирамида Древнего Египта

  1. Фараон
  2. Высокопоставленные правительственные чиновники, такие как визирь (правая рука фараона), главный казначей и генерал армии
  3. Священники и дворяне (служащие низшими государственными чиновниками)
  4. Солдаты и писцы (записывающие важные события и рассчитывающие налоги)
  5. Ремесленники и торговцы
  6. Фермеры и неквалифицированные рабочие
  7. Рабы

Часто люди одного уровня живут в одном и том же районе города. Уровни пирамиды могли меняться, и отдельные уровни в разное время были более мощными.

 

 

Обязанности каждого уровня

© Маурицио Дзанетти — Статуя Тутмоса III бог на земле и высшая власть в Египте. Его/ее обязанностью было издавать закон и поддерживать порядок в Королевстве. Люди ожидали, что фараон порадует богов, чтобы Нил разлился и был хороший урожай. Ему/ей приходилось содержать армию для защиты страны от внешних угроз и внутренних трудностей. Люди смотрели на фараона, чтобы обеспечить свое благополучие, и когда он / она не оправдал этого ожидания, у него / нее было меньше власти. Фараону принадлежала вся земля в Египте, но он мог дарить землю другим людям в качестве даров или наградить их.

 

 

Государственные служащие

Государственные служащие состояли из членов королевской семьи, дворян и священников . Королевская семья составляла первоначальных членов правительства, высшей должностью в котором был визирь. Со временем королевская семья оставила государственные должности, оставив дворянам занимать их. Сначала фараон назначал все государственные должности, но вскоре они стали наследственными.

Визирь был заместителем фараона и иногда выполнял функции Первосвященник Амона-Ра. Он курировал политическое управление, и все официальные документы должны были быть скреплены его печатью. Визирь управлял системой налогообложения и следил за поставками продовольствия. Он выслушивал проблемы между дворянами и разрешал их. Визирь также управлял хозяйством фараона и обеспечивал безопасность царской семьи.

© Captmondo — Папирус из Книги Мертвых, изображающий верховного жреца Пинеджема II, делающего подношение Осирису

Жрецы служили нуждам богов, и временами власть верховного жреца Амона-Ра соперничала с силой фараона. Фараон назначал жрецов в ранние периоды, но позже должности стали наследственными. Они проводили время проведение ритуалов и церемоний , от имени фараона, в храмах, чтобы боги были счастливы. Жрецы были частью повседневной жизни древнего Египта и следили за работой храмовой общины.

Дворяне были единственной группой, помимо королевской семьи, кто мог занимать государственные должности. Они управляли номами (регионами Египта), издавали местные законы и поддерживали порядок. Дворяне также владели сельскохозяйственными угодьями, на которых работал крестьянский класс.

© Maia C — Рельеф древнеегипетского дворянина

Писцы и солдаты

Писцы, часть третьего уровня пирамиды, были одними из немногих людей в Египте, которые могли читать и писать . Они вели записи страны, включая количество произведенной еды и даров, подаренных богам. Писцы также вели учет количества воинов в армии и числа рабочих на стройках. Они также написали копии Книги Мертвых и биографии, найденные в древних египетских гробницах.

 

© Чарли Филлипс — Статуэтка сидящего писца

 

Солдаты защищали Египет от нападений извне и останавливали общественные восстания. Иногда они также наблюдали за низшими классами, когда строили пирамиды. Вторые сыновья часто шли в армию, потому что разбогатели. Они могли получить добычу в битвах, и фараон мог наградить их землей за службу.

© Тим Доусон — Рельеф с изображением солдат в Мединет-Абу

Средний класс: ремесленники и торговцы

Средний класс состоял из ремесленников, торговцев и других квалифицированных рабочих , таких как врачей . Купцы продавали товары, сделанные ремесленниками, а врачи лечили раны. Среди мастеров или ремесленников были плотники, ювелиры, слесари, художники, гончары, скульпторы, резчики по камню и ткачи. Женщины могли заниматься некоторыми ремеслами, например ткачеством. Ремесленники часто работали в мастерских с другими ремесленниками того же типа.

 

Крестьяне

Крестьяне были фермерами, слугами и строителями . Правительство нанимало строителей, которые строили королевские здания, такие как пирамиды и дворцы. Слуги работали в домах высших слоев общества, убирая, готовя еду и выполняя другие задачи.

Фермеры были самой важной частью общества, потому что они выращивали пищу, которой питался древний Египет. Фараон или дворяне, на которых они работали, обеспечивали их едой и одеждой. Это был обмен на возделывание ими королевских или дворянских земель. Фермеры жили в небольших домах из сырцового кирпича и могли арендовать землю в обмен на процент урожая от знати или фараона.

© Maia C — Помощь древнеегипетским крестьянам

Рабы

Внизу социальной структуры Древнего Египта находились рабы. В Египте не было рынков рабов. Большую часть времени древние египтяне приобретали рабов в качестве военнопленных . Рабы работали в домах знати, в царском дворце и в храмах. Они также добывали и добывали камень и драгоценные материалы. Ни в одном из обнаруженных на сегодняшний день документов не говорится о том, что пирамиды Гизы были построены рабским трудом, несмотря на то, что мифов утверждают, что это так.

Краткая информация

  • Фараон был высшей властью в Египте.
  • Люди считали фараона ответственным за свое благополучие.
  • Правительственные чиновники помогли обеспечить нормальное функционирование страны.
  • Жрецы следили за храмами и ритуалами и церемониями в честь богов.
  • Писцы записывали события королевства.
  • Солдаты защищали королевство от военных угроз.
  • Средний класс делал поделки для других классов и продавал их.
  • Фермеры выращивали еду, которой питалось все королевство.
  • Рабами были военнопленные, которые работали в домах, шахтах или каменоломнях.

 

Социальная структура Египта [ushistory.org]

Древние цивилизации 1. Откуда мы знаем? а. Археологи и их артефакты b. Антропологи и их люди c. Историки и их время d. Географы и их пространство 2. Доисторические времена   а. «Я люблю Люси» б. Еда, одежда и кров c. Страница прямо из истории   d. Первые технологии: огонь и инструменты 3. Древний Египет а. Жизнь вдоль Нила b. Социальная структура Египта c. Династии   d. Мумии   e. Пирамиды f. Женщины Древнего Египта 4. Ранний Ближний Восток а. Жизнь в Шумере b. Вавилон ок. Кодекс Хаммурапи: око за око d. Ассирийцы: конница и завоевания   e. Персидская империя f. Финикийцы: отплытие g. Евреи и страна молока и меда з. Рождение христианства I. Мухаммед и вера ислама 5. Древняя Греция а. Возникновение городов-государств: Афины и Спарта b. Рождение демократии c. Боги, богини и герои d. Греческая литература e. Искусство и архитектура f. Мыслители ж. Александр Македонский х. Олимпийские игры 6. Древний Рим   а. Римская республика b. Юлий Цезарь ок. Pax Romana   d. Жизнь народа e. Гладиаторы, колесницы и римские игры f. Падение Римской империи 7. Африка   а. Королевство Гана b. Мали: культурный центр c. Бенин и его королевский двор d. Великий Зимбабве e. Жизнь в пустыне 8. Южная Азия: Индия и не только   а. Ранняя цивилизация в долине Инда b. Кастовая система c. Возникновение индуизма d. Рождение и распространение буддизма e. Период Гупта в Индии 9. Китай а. Среднее царство b. Династия Шан — первая зарегистрированная история Китая ок. Династия Хань — Культурные высоты   d. Династия Тан — Золотой век e. Даосизм и конфуцианство — древние философии 10. Япония: островное государство   а. Японская религия и духовность b. Ранняя история и культура c. Феодальная Япония: эпоха воина d. Боевые искусства e. Жизнь в период Эдо 11. Империи Центральной и Южной Америки   а. Кровь королей: мир майя b. Расшифровка глифов майя c. Империя инков: Дети Солнца d. Мир ацтеков e. Столкновение культур: Столкновение двух миров

Египетское общество было структурировано как пирамида. На вершине были боги, такие как Ра, Осирис и Исида. Египтяне верили, что боги управляют вселенной. Поэтому было важно, чтобы они были счастливы. Они могли разлить Нил, вызвать голод или даже смерть.

В социальной пирамиде Древнего Египта фараон и те, кто был связан с божеством, находились на вершине, а слуги и рабы составляли нижнюю часть.

Египтяне также возвели некоторых людей в боги. Их лидеры, называемые фараонами, считались богами в человеческом обличии. Они имели абсолютную власть над своими подданными. После смерти фараонов в качестве их гробниц строились огромные каменные пирамиды. Фараонов хоронили в покоях внутри пирамид.

Поскольку жители Египта считали своих фараонов богами, они возложили на своих правителей множество обязанностей. Защита была на первом месте. Фараон руководил армией в случае внешней угрозы или внутреннего конфликта. Все законы принимались по усмотрению фараона. Каждый земледелец платил налоги в виде зерна, которое хранилось на складах фараона. Этим зерном кормили людей в случае голода.

Цепочка подчинения

Древнеегипетская королевская семья, знать и духовенство наслаждались жизнью в богатстве и комфорте, в то время как фермеры и рабы боролись за выживание.

Ни один человек не может справиться со всеми этими обязанностями без посторонней помощи. Фараон назначил надзирателем главного министра, называемого визирем. Визирь следил за сбором налогов.

Вместе с визирем работали писцы, которые вели правительственные записи. Эти высокопоставленные сотрудники овладели редким в Древнем Египте навыком — умели читать и писать.

Noble Aims

Прямо ниже фараона по статусу стояли могущественные дворяне и жрецы. Только дворяне могли занимать государственные посты; на этих должностях они получали прибыль от дани, выплачиваемой фараону. Жрецы отвечали за угождение богам.

Религия была центральной темой древнеегипетской культуры, и в каждом городе было свое божество. Первоначально эти божества были животными; позже они приобрели человеческий облик и поведение. Здесь сидит Тот, бог учености и мудрости, держащий скипетр, символизирующий магическую силу.

Дворяне пользовались большим статусом, а также разбогатели за счет пожертвований богам. Все египтяне — от фараонов до земледельцев — приносили дары богам.

Солдат На

Солдаты участвовали в войнах или подавляли внутренние восстания.

Добавить комментарий