Социальное развитие человека: The requested URL could not be retrieved

Содержание

1.2. Процесс социального развития личности

Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970-х гг. В. И. Бобневой для обозначения «особого вида индивидуального развития человека», составляющего психологичес­кую основу процессов социализации и воспитания (103). Социали­зация и социальное развитие рассматриваются как две равноправ­ные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социализация в данном случае понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентации. Социализация преимущественно направлена на форми­рование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. Социальное же развитие челове­ка — это его «индивидуальное развитие в рамках, контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, обще­ния. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредствен­но — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, вклю­ченных в общественное сознание, не может заменить человеку про­цесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей»

Иначе говоря, все, что предлагается социальной средой для ус­воения в качестве образчиков норм и ценностей, проживается и субъективно перерабатывается человеком, становится частью его внутреннего мира. Затем этот усвоенный и личностно видоизменен­ный опыт становится частью социального поведения человека, об­разцом для усвоения другими людьми. Очевидно, что степень субъ­ективной переработки у разных людей различна, зависит она также от характера усваиваемого опыта. Одно дело — нравственные прин-ципы поведения, совсем другое — эстетические представления о прекрасном и безобразном.

В процессе социального развития можно выделить две взаимо­связанные, противоположно направленные тенденции: типизации и индивидуализации личности. Типизация «отвечает» за формирование как личностных свойств, заданных группами, в которые входит че­ловек, так и общих для их представителей. Благодаря типизации во внутренний мир человека проникают модальные (общие), стереоти-пизированные черты, создается психическая основа нормативного «огруппленного» поведения. Основной путь формирования модального содержания внутреннего мира человека — целенаправленное социальное научение через образцы для подражания.

Индивидуализация — это процесс выработки собственного опыта социального взаимодействия и общения, индивидуального отношения к предписываемым ролям и позициям в группе. Благода­ря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения, личностные смыслы, субъективная картина мира человеческих от­ношений. Индивидуальное содержание личности формируется в ходе стихийного социального взаимодействия, самостоятельного по­знания социальных закономерностей. Каждый этап социального развития характеризуется своим уникальным сочетанием процессов типизации и индивидуализации, что позволяет говорить о некото­рых закономерностях, общих особенностях личности людей, прохо­дящих тот или иной этап.

Ниже мы остановимся на характеристике некоторых наиболее важных этапов социального развития в детском и юношеском возрастах.

Какие, собственно, психологические механизмы обеспечивают процесс социального развития человека? Н. Смелзер выделяет четы­ре механизма социализации. Это:

• имитация — осознанное копирование определенной соци­альной модели;

• идентификация — усвоение через уподобление себя объек­ту подражания;

• стыд — состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили;

• вина — чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Имитацию и идентификацию Смелзер причислил к позитивным средствам усвоения со­циального опыта, стыд и вину — к негативным. Негатив­ными он назвал стыд и вину на основании того, что они своим действием запрещают некоторое социальное поведе­ние, блокируют его (98).

Иной подход предложен в работе В.

В. Абраменковой. Опира­ясь на отечественные и западные подходы (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, В. С. Мухина и др.), она выделяет пару взаимосвязан­ных и противоположных по направленности механизмов социально­го развития — идентификацию и отчуждение, которые, собственно, и обеспечивают протекание процессов типизации и индивидуализа­ции и их взаимосвязь (2). Отчуждение в данном случае — способ­ность ребенка выйти за пределы системы отношений «Я — другой», «Я — социальная норма» или «Я — вещь» и посмотреть на эти отно­шения независимо, отчужденно. Благодаря этому механизму форми­руется свободное, личное отношение человека к миру, деятельности и общению, самому себе.

Таким образом, социальное развитие — это многогранный процесс, предполагающий:

• трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание;

• создание через процессы индивидуализации нового груп­пового опыта;

• наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социаль­но значимых перспектив их развития;

• формирование социально значимых качеств личности.

Остановимся на каждом из названных аспектов процесса со­циального развития.

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

5. Общее понятие социального развития личности. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

5. Общее понятие социального развития личности

В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.

Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение.

Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. Естественные функции реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только при социальном взаимодействии. Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность.

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними.

Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов.

Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования.

Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

ЛЕКЦИЯ № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

§1. Общее понятие о психике

§1. Общее понятие о психике Психология — наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности

§9. Общее понятие об ощущениях

§9. Общее понятие об ощущениях Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.При

§15. Общее понятие о восприятии

§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений

§21. Общее понятие о внимании

§21. Общее понятие о внимании Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.Я читаю книгу и целиком занят содержанием

§28. Общее понятие о памяти

§28. Общее понятие о памяти Образовавшиеся в коре головного мозга временные (условные) связи могут сохраняться многими годами и десятилетиями.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на

§37. Общее понятие о воображении

§37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например, имеющиеся у каждого

§44. Общее понятие о мышлении

§44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал дождя. Он узнал о нём

§51. Общее понятие о чувствах

§51. Общее понятие о чувствах Чувством, или эмоцией, называется переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт и делает: к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям и их поступкам, к своей работе, к самому себе и к своим действиям. Удовольствие и

Общее понятие стратегий

Общее понятие стратегий В принципе, все в той или иной степени понимают, что такое стратегия. Обладая каким-то набором знаний, полученных в результате обретения и обработки опыта, мы строим определенные модели поведения.Стратегия — это модель достижения цели. Именно при

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

88. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные

Общее кратное социального сообщества

Общее кратное социального сообщества

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУЧЕНИИ Все основные изменения поведения и деятельности ребенка в процессе возрастного развития являются фактами научения. Однако не всякие изменения деятельности или поведения, даже очень целесообразные, представляют собой научение. Например,

Социальное развитие | HHS Управление по делам народонаселения

Другие темы на этой странице

  • Уникальные вопросы социального развития
  • Как родители и заботливые взрослые могут поддержать социальное развитие
  • Разговор с подростками

Общие социальные изменения Опыт подростков

 

В процессе социального развития подростки переходят от ограниченных детских ролей к более широким ролям взрослой жизни. Для молодежи этот переход включает:

 

Расширение круга общения. Маленькие дети в основном проводят время со своей семьей. Их круг общения немного расширяется, когда они поступают в школу. К тому времени, когда они достигают подросткового возраста, их сети также могут включать людей из командных видов спорта, студенческих организаций, рабочих мест и других видов деятельности. По мере расширения круга общения подростки проводят меньше времени со своими семьями и могут уделять больше внимания своим сверстникам. Молодые люди также развивают большую способность формировать более прочные отношения со взрослыми за пределами их семей, которые могут выступать в качестве наставников.

Расширение их социальных ролей. Изменения, которые подростки испытывают в своем мозгу, эмоциях и телах, побуждают их брать на себя более сложные социальные роли. Когнитивное и эмоциональное развитие работают вместе, чтобы помочь подросткам вести более глубокие разговоры и лучше выражать свои эмоции. Физическое развитие сигнализирует о том, что подростки становятся взрослыми и что на них может быть возложена большая ответственность. Подростки могут брать на себя новые роли, например, занимать руководящую должность в школе, в команде или в церкви; выступая в качестве доверенного лица; или быть романтическим партнером.

Установление новых связей и установление идентичности вне контекста семьи является нормальной частью здорового развития. Взаимодействие с людьми за пределами семейного круга может научить подростков поддерживать здоровые отношения в различных контекстах и ​​определять роли, которые они могут играть в более широком сообществе. Тем не менее, важно помнить, что подросткам потребуется поддержка, когда они осваивают эти новые роли. Участие в ролевых играх и отработках стратегий, смоделированных сверстниками и взрослыми наставниками, может помочь подросткам отработать навыки сотрудничества, общения, решения проблем и принятия решений, а также тактики сопротивления давлению сверстников. 1

Одним из аспектов социального развития, который способствует созданию широкой социальной сети, является тенденция подростков лучше понимать, что чувствуют другие люди. Способность сопереживать и ценить уникальные различия между людьми возрастает в подростковом возрасте. Подростки часто учатся принимать во внимание чувства других людей, сочувствовать их страданиям, активно слушать и интерпретировать невербальные сигналы. Хотя молодежь обычно рано начинает выражать некоторые сложные эмоции, 2 подростки начинают анализировать свои внутренние переживания и вербально выражать свои эмоции. Однако, поскольку префронтальная кора полностью не развита до раннего взросления, подросткам часто трудно интерпретировать язык тела и выражение лица. По мере развития префронтальной коры и роста способности к абстрактному мышлению подростки смогут более глубоко сопереживать другим.

Уникальные проблемы социального развития

Социальное развитие подростков во многом зависит от их окружения. Например, некоторые молодые люди живут по соседству и посещают школы, где относительно распространено насилие. Эти подростки должны выработать иные стратегии выживания, чем те, кто живет в районах с большей физической безопасностью. Некоторые подростки также переживают травму. Эти переживания могут вызывать стрессовые реакции во всех сферах развития. Некоторым пережившим травму трудно регулировать эмоции, спать, есть, действовать или принимать решения. 3 В любом случае всем подросткам в жизни нужны заботливые взрослые, которые предлагают им поддержку, предоставляют им возможность проверить свои новые навыки и дают советы о том, как добиться успеха. Ключевая роль, которую окружающая среда играет в развитии подростков, означает, что подростки одного возраста будут сильно различаться по своей способности справляться с различными социальными ситуациями.

Вот некоторые другие факторы, которые различаются у подростков и могут влиять на их социальное развитие:

Различные темпы физического развития. Тела подростков изменяются и развиваются с разной скоростью, и этот процесс не всегда происходит синхронно с другими областями развития. Например, тех, кто физически развивается в относительно молодом возрасте, можно рассматривать и относиться к ним больше как к взрослым, или они могут в конечном итоге проводить больше времени со старшей молодежью из-за того, как они выглядят, что увеличивает их потенциал для участия в сексуальных отношениях. Однако эти более зрелые подростки могут быть эмоционально и когнитивно не готовы к новым ролям. 4 С другой стороны, к подросткам, которые развиваются позже, можно относиться, как к маленьким детям.

Развивающиеся группы друзей. Принятие группой сверстников имеет решающее значение для подростков, особенно для тех, кто моложе. Стремление к принятию может побудить их изменить то, как они думают, говорят, одеваются и ведут себя, чтобы они чувствовали себя принадлежащими к группе. В результате младшие подростки, как правило, общаются со сверстниками, которые похожи на них (например, той же расы, этнической принадлежности, семейного дохода, религии или расписания занятий). Подростки старшего возраста могут переходить в другие группы по мере того, как их социальные миры диверсифицируются и расширяются.

Различные виды давления со стороны сверстников. Давление со стороны сверстников иногда имеет плохую репутацию. Стереотип об этом давлении проистекает из восприятия делинквентного и рискованного поведения, включая сексуальную активность и злоупотребление психоактивными веществами, что, по мнению некоторых подростков, принесет им большее признание среди сверстников. Однако давление со стороны сверстников может быть полезным, и отношения со сверстниками могут быть в значительной степени положительными. Позитивные группы сверстников практикуют такое поведение, как сотрудничество, обмен, разрешение конфликтов и поддержка других. Принятые стандарты или нормы положительных групп сверстников могут помочь подросткам выработать навыки взаимоотношений, иметь положительное мнение о себе и обрести уверенность, чтобы идти на позитивный риск.

Изменение способов взаимодействия. Как и все технологии, использование социальных сетей сопряжено как с потенциальными рисками, так и с потенциальными преимуществами для подростков. Обмен текстовыми сообщениями, платформы социальных сетей, блоги, электронная почта и обмен мгновенными сообщениями могут помочь подросткам оставаться на связи друг с другом и выражать миру то, кем они являются. Сегодняшние подростки имеют такие большие социальные сети, что нередки случаи виртуальной дружбы со сверстниками, которых они никогда не встречали лицом к лицу. Это цифровое взаимодействие может ограничивать невербальное общение и сигналы, которые возникают у человека и которые важны для развития социальных навыков; но эти взаимодействия по-прежнему являются социальными и значимыми для подростков, которые в них участвуют. 5 В то же время технологии и социальные сети также предоставили новый форум для преследования. В дополнение к 20 процентам старшеклассников, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в предыдущем году (2015 г.), еще 16 процентов сообщили, что подвергались издевательствам в Интернете. 6

Как родители и заботливые взрослые могут поддержать социальное развитие

Хотя подростковый возраст — это время, когда молодые люди пытаются управлять своей жизнью самостоятельно, они все еще зависят от своей семьи и заботливых взрослых в плане поддержки, привязанности и решений. -производство, а также за помощь в установлении их личности и изучении навыков и ценностей. Вот несколько способов, которыми родители и другие взрослые могут поддержать молодежь, стремящуюся к социальному развитию.

Покажите пример здоровых отношений. Отношения могут быть крепкими, когда вы осознаете свои собственные чувства, а также осознаете эмоции других. В здоровых отношениях оба партнера должны относиться друг к другу с уважением, давать друг другу пространство, обсуждать проблемы и общаться честно. Также важно моделировать позитивные дружеские отношения и отношения с коллегами и соседями.

Отслеживайте и знакомьтесь с друзьями и партнерами подростков. Узнайте, с кем они проводят время, чем занимаются и куда ходят. Спросите, как подросток выбирает себе друзей и что ему нравится в людях, с которыми он проводит время.

Поощряйте участие в мероприятиях, которые волнуют подростков. Помогите подросткам завести друзей, привлекая их к занятиям, которые соответствуют их интересам (например, к искусству, музыке, информатике, спорту).

Проявляйте эмпатическое поведение. Проявите сочувствие, проявляя заботу о других людях, используя утверждения, описывающие, что люди могут чувствовать, и говоря о сострадании к различным группам людей. Взрослые и подростки также могут вместе работать над проектами общественных работ.

Создавайте связи, рассказывая подросткам о своих интересах и узнавая об их интересах. Потратьте время, чтобы узнать об увлечениях и интересах вашего подростка и познакомить его с новыми видами деятельности, которые помогут вам найти общие интересы и наладить более значимое взаимодействие.

Научите подростков справляться с давлением сверстников. Помогите подросткам понять, какие риски позволят им проверить свои навыки, а какие могут иметь пагубные последствия, даже если их сверстники поощряют такое поведение.

Беседа с подростками

Родители и другие взрослые могут помочь ответить на вопросы молодых людей об изменении их социального мира и отношений. Проводите открытые и честные беседы с подростками, чтобы помочь им принимать здоровые решения относительно своего социального развития.

Признавайте то, что говорят подростки. Не каждое разногласие является конфликтом. Будьте готовы выслушать любые опасения подростков. Значимые разговоры могут происходить неформально и спонтанно.

Сообщите подросткам, когда важно поделиться с вами конфиденциальной информацией. Убедитесь, что подростки знают, что они могут обращаться к вам с информацией, которая влияет на их безопасность или безопасность их сверстников, не опасаясь осуждения или наказания.

Обсудите границы и ожидания в отношениях с друзьями и романтическими партнерами. Подчеркните важность наличия личного пространства, установления ограничений и уважения частной жизни в любых отношениях. Обсудите, что такое настоящая дружба и романтические отношения (уважение, поддержка, поощрение и забота), а также то, чем они не являются (неуважение, насилие, контроль и насилие). Признайте, что друзья и романтические партнеры могут оставаться близкими и близкими, даже если они говорят друг другу «нет».

Установить онлайн границы . Большая часть социального развития сейчас происходит, когда подростки находятся в сети. Будут ли социальные сети угрозой или инструментом для здоровья подростков, во многом зависит от того, как подростки используют СМИ и как родители говорят с подростками о безопасности в Интернете. Поговорите с подростками об ответственном поведении в Интернете, как о том, как они относятся к другим, так и о том, как они могут обезопасить себя.

Обучение и моделирование хороших коммуникативных навыков. Разговор, особенно на деликатные темы, может быть сложным. Уважительное общение — это приобретаемый навык. Если мы покажем подросткам, как слушать и уважительно делиться своими мыслями и чувствами даже в разгар конфликта, это может помочь им в социальном, романтическом и профессиональном плане.

Разъяснение развития подростков

Дополнительную информацию о развитии подростков можно найти в Разъяснении развития подростков, разработанном Управлением по делам народонаселения.

Социальные связи (серия вебинаров с объяснением развития подростков)

На этом вебинаре эксперты исследуют социальные роли, сети и отношения подростков. Посмотрите запись на YouTube или просмотрите слайды.

Сноски

1 Spence, SH (2003). Обучение социальным навыкам с детьми и молодежью: теория, доказательства и практика. Психическое здоровье детей и подростков, 8 (2), 84-96. http://www.cs.cmu.edu/~smrobert/indep_summer/cam.pdf наверх

2 Департамент образования Калифорнии. (2016). Фонд: Выражение эмоций. http://www.cde.ca.gov/sp/cd/re/itf09socemofdeoe.asp наверх

3 Администрация службы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи. (2014). Понимание последствий травмы. В TIP 57: Информированная о травмах помощь в службах поведенческого здоровья (3). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK207191/ вернуться к началу

4 Мендл, Дж. , Туркхаймер, Э., и Эмери, Р. Э. (2007). Негативные психологические последствия, связанные с ранним половым созреванием у девочек-подростков. Developmental Review, 27 (2), 151-171. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2927128/ вернуться к началу

5 Giedd, J. N. (2012). Цифровая революция и эволюция мозга подростков. Журнал здоровья подростков, 51 (2), 101-105. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3432415/ вернуться к началу

6 Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2016). Предотвращение издевательств. Вашингтон, округ Колумбия: Национальный центр по предотвращению и контролю травматизма, Отдел по предотвращению насилия. https://www.cdc.gov/violenceprevention/pdf/bullying-factsheet508.pdf наверх

Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

унаследованный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция

См. весь связанный контент →

поведение человека , потенциал и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до ранней юности, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. развитие человека. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы.

Добавить комментарий