Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера — 2010. № 2
Социосфера
2010. № 2. С. 37–41
ISSN: 2078-7081
1377
Аннотация
The author offers own modification of the popular known sociometric procedures by Jacob Moreno. The given version is based on J. L. Kolominskiy’s procedure, but has extended division into types of the sociometric status.
Ключевые слова: sociometry, status, teenagers
Рубрика издания: Психология
Для цитаты: Дорошина И. Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера. 2010. № 2. С. 37–41.
Фрагмент статьи
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений [1, 2, 3].
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.
Полный текст
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно узнать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрия широко используется в социологии. В последние годы этот метод рекомендован к использованию в социальной психологии для изучения внутригрупповых отношений [1, 2, 3].
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым, влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой [2].
Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Обычная процедура проведения социометрического исследования предполагает ответ каждым испытуемым на 2 вопроса приблизительно следующего содержания: «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наиболее приятно» и «Назовите трех человек из вашей группы, общение с которыми для вас наименее приятно».
1) «звезды», пользующиеся наибольшей популярностью в группе;
2) «отверженные», получившие больше отрицательных выборов, чем положительных;
3) «изолированные», не замечаемые другими членами группы ни с положительной, ни с отрицательной стороны;
4) «социальный пролетариат», подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.
Я. М. Коломинский построил свою классификацию, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга.
1) «звезды», получившие 5 и больше положительных выборов;
2) «предпочитаемые», набравшие 3–4 голоса;
3) «принимаемые», получившие 1–2 выбора;
4) «изолированные», не получившие ни одного выбора.
Иногда выделяется группа «отверженных», тех, кто получил отрицательные выборы.
Мы считаем, что деление группы на 4–5 категорий не в полной мере отражает структуру межличностных отношений. Например, если придерживаться обтекаемого определения «отверженных», то в эту категорию попадут практически все испытуемые, так как результаты наших исследований в течение нескольких лет доказывают, что редкие учащиеся не получают ни одного отрицательного выбора. Причем к «отверженным» мы должны будем отнести и тех, кто получил 1–2 отрицательных выбора на фоне большого количества положительных и тех, кого ненавидит почти весь класс. Остается также спорным вопрос, к какой категории относятся ребята, получившие равное большое количество и положительных и отрицательных выборов. Кто они «звезды» или «отверженные». По нашему мнению, для эффективного использования социометрического метода, следует использовать четкие критерии выделения групп. Для более подробного анализа межличностных отношений в группе мы решили применить авторскую классификацию, которая основывается и на положительных и на отрицательных выборах.
На основе социометрического исследования мы выделяем семь категорий (порядковый номер статусной категории см. в таб. 2):
1) «любимцы»;
2) «предпочитаемые»;
3) «терпимые»;
4) «неоднозначные»;
5) «незаметные»;
6) «нелюбимые»;
7) «гонимые».
Таблица 1
Социометрическая матрица
| Саша А. | Петя Б. | Сережа В. | Вика Г. | Зоя Д. | Олег Е. | Володя Ж. | Маша З. | Катя И. | Миша К. | Света Л. |
|
Саша А. | 0 | + | — | + |
| — |
| + |
| — |
|
|
Петя Б. | — | 0 | + | — |
| — | + |
|
| + | — |
|
Сережа В. | + |
| 0 | — | + |
| — | — | + |
|
|
|
Вика Г. |
| + | — | 0 | + |
|
| + | — | — | + |
|
Зоя Д. | + | — | + |
| 0 | + | — |
| + | — |
|
|
Олег Е. | + | + |
| — |
| 0 | + | — |
|
| — |
|
Володя Ж. | + | — |
| — | + | — | 0 |
| + |
|
|
|
Маша З. |
| + | — |
| — |
| + | 0 | — | + |
|
|
Катя И. | + | — | + | — |
| — |
|
| 0 |
| + |
|
Миша К. |
|
| + | — |
| + | — |
| + | 0 | — |
|
Света Л. | + | — |
|
| + | — |
| + | — |
| 0 |
|
+ | 6 | 4 | 4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 |
|
— | 1 | 4 | 3 | 6 | 1 | 5 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
|
статус | 1 | 4 | 4 | 6 | 2 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
|
Таблица 2
Ключ
+ – | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 и более |
0 | 5 | 5 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
1 | 5 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 6 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
9 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 |
10 и более | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Опыт показывает, что если подросток имеет более 10 отрицательных выборов, то у него нет положительных.
По результатом наших исследований 1997–2000 годов мы описали портреты личности подростков с разным социометрическим статусом.
«Любимцы» – мальчики. Для «любимцев» характерны проявление косвенной и вербальной агрессии. В ситуациях фрустрации эти подростки ведут себя так же, как и большинство мальчиков их возраста. У них хорошо развиты коммуникативные способности. Одно из характерных свойств «любимцев» – это отсутствие подозрительности.
«Предпочитаемые» – мальчики. «Предпочитаемые» не часто повышают голос на окружающих. Для них характерно отношение к себе как к плохому, виноватому в чем-то человеку. Во фрустрирующих ситуациях они ведут себя адекватно. Эти мальчики имеют развитую способность к эмпатии.
«Терпимые» – мальчики. «Терпимые» склонны к использованию физической силы против обидчиков. Для них так же свойственно проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости. В конфликтных ситуациях они ведут себя более агрессивно, чем большинство подростков. Они подчиняются мнению руководителя. Т.о. «терпимые» подростки являются достаточно агрессивной группой, но уважение авторитетов делает их принимаемой категорией.
«Неоднозначные» – мальчики. «Неоднозначные» проявляют склонность к раздражению, для них характерно недоверие и осторожное отношение к людям. Они обычно не проявляют зависти и ненависти к окружающим. Им свойственно выражение негативных эмоций через крик и ругань. Эти подростки полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил. Их поведение в проблемных ситуациях не всегда адекватно силе раздражителя. Подростки этой группы очень общительны, они хорошие организаторы, умеют управлять другими людьми.
«Незаметные» – мальчики. «Незаметные» подростки совершенно не агрессивны, часто испытывают угрызения совести. Эти ребята интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности. Они не склонны подчиняться давлению других. Их поведение в ситуациях фрустрации не соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Нелюбимые» – мальчики. «Нелюбимые» подростки не стараются причинить вред окружающим окольными путями. У них больше проявляется экстернальный локус контроля. Они плохо могут сопереживать людям. Они не стремятся образовывать эмоциональные связи с другими ребятами. У подростков этой группы недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
«Гонимые» – мальчики. Для «гонимых» мальчиков характерна оппозиционная форма поведения в отношении руководства. Для защиты своих интересов они не только в резкой форме высказывают свое мнение, но и готовы применять физическую силу. Они часто проявляют зависть и ненависть к окружающим. Для них свойственно положительное отношение к себе и оправдывание себя даже в случаях своей вины. Эти подростки не умеют в достаточной мере сопереживать людям. Они не испытывают большой потребности к контактам со сверстниками.
«Любимцы» – девочки. «Любимцы» – достаточно агрессивная группа подростков. Выражая свое неприязненное отношение, девочки могут как подстроить какую-нибудь ситуацию, причиняющую вред человеку, так и просто применить физическую силу. Часто они выступают оппозицией для авторитета или руководства. Они достаточно завистливы. Им свойственно испытывать чувство вины за поступки, которые они совершили или нет. Поведение этих девочек в ситуациях фрустрации соответствует общепринятым нормам. Подростки этой группы стремятся чего-то достичь и видят смысл в своем существовании. Они очень общительны.
«Предпочитаемые» – девочки. «Предпочитаемые» более склонны к применению физической силы для защиты своих интересов, но обычно они не проявляют враждебности по отношению к окружающим. Они редко испытывают угрызения совести. Они интерпретируют значимые события как результат действия внешних сил. Эти девочки имеют хорошо развитую способность к сопереживанию. Их поведение во фрустрирующих ситуациях соответствует общепринятому в подростковой среде.
«Терпимые» – девочки. Личностные особенности подростков этого уровня соответствуют большинству средних показателей по выборке девочек. Единственной их отличительной чертой является экстернальный локус контроля.
«Неоднозначные» – девочки. «Неоднозначные» не склонны к проявлению агрессии и враждебному отношению к окружающим. Для них свойственно в целом положительное отношение. Они видят причину происходящих с ними событий в действии внешних сил. У этих девочек в значительной степени развиты способность к эмпатии. Они умеют организовать людей.
«Незаметные» – девочки. Эта группа подростков имеет очень низкие показатели по большинству видов агрессии, но для них характерна оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства. В ситуациях фрустрации эти девочки ведут себя так же как и большинство подростков их возраста. Для этих подростков характерны гедонистические установки, желание жить в свое удовольствие, не задумываясь о смысле своего бытия.
«Нелюбимые» – девочки. «Нелюбимые» готовы применять физическую силу для защиты своих интересов. Они часто ссорятся с окружающими, нередко не стесняясь выражений. Они часто противопоставляют себя лидеру. Кроме прямого и открытого выражения агрессии эти девочки могут пойти окольными путями для причинения вреда сопернику. Эти девочки характеризуются низким уровнем развития эмпатии. Их поведение в конфликтных ситуациях отличается от общепринятого. Девочки этой группы знают, для чего живут и хотят жить, будучи кому-то нужными.
«Гонимые» – девочки. «Гонимые» девочки агрессивно и враждебно настроены по отношению к окружающим. Они более склонны к проявлению агрессии косвенным путем. Эти девочки раздражительны и грубы. Они завидуют окружающим, склонны к осторожному отношению к людям. Для них характерен нонконформизм. Они часто испытывают угрызения совести. Эти подростки характеризуются интернальным локусом контроля. У них слабо развита способность к эмпатическому взаимодействию. Для них представляет сложность быть организаторами каких-то мероприятий, но они очень общительны. Для «гонимых» характерно нетипичное поведение в ситуациях препятствия или обвинения. У них недостаточно сформированы цели и ценности в жизни.
Литература
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск: Народная Асвета, 1984. – 239 с.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск: Народная Асвета, 1969. – 240 с.
- Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение: Валдос, 1995. – 507 с.
Дорошина Илона Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, Пенза, Россия
Метрики
Просмотров
Всего: 27222
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1377
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
| ||||||||||||||||||||||||
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаМоренон теоксия | Suomen Psykodraamayhdistys ry
Morenon valitut teokset / Избранная библиография работ Морено, отобранная профессором Рене Ф.Марино (1989)
Морено написал более трехсот книг и статей, многие из них повторяются. Почти полную библиографию можно найти у А. Пола Хэйра (1986) «Библиография работ Дж. Л. Морено» в Журнале групповой психотерапии, психодрамы и социометрии 39, (3): 95-128. Морено публиковал свои работы анонимно и под разными формами своего имени, например, Якоб Леви, Якоб Морено Леви или Дж. Л. Морено. Перечисленные здесь работы являются основными, часто цитируемыми в тексте; упомянутые менее важные работы включены в соответствующие ссылки.
Дж. Леви (1914) Emiodung zu emer Begegnung. «слева») (Приглашение на встречу, часть 1), Вена/Лейпциг: Anzengruber/Verlag Bruder Suschitzky.
Якоб Леви (1915) Emladung zu emer Begegnung, Heft 2 (Приглашение на встречу, часть 2), Вена/Лейпциг: Anzengruber/Verlag Bruder Suschitzky.
Якоб Леви (1915) Emladung zu ejoer Begegnung. Heft 3 (Приглашение на встречу, часть 3), Вена/Лейпциг: Anzengruber/Verlag Bruder Suschitzky
Якоб Леви Морено (19]8) «Die Gottheit als Autor» («Божество как автор») в Daimon 1, февраль , 3-31.
Якоб Морено Леви (1919) «Die Gottheit als Redner» («Божество как оратор или проповедник») в Der Neue Daimon, 3–18 января.
Якоб Морено Леви (1919) «Die Gottheit als Komödiantt» («Божество как комик или актер») в Der Neae Daimon, январь, 48–63.
(анонимно) (1920) Das Testament des Vaters (Слова Отца), в Die Gefahrten, 3: 1-33. Берийн/Потсдам: Kiepenheuer Verlag.
(анонимно) (1923) Der Konigsroman (Королевский роман), Берлин/Потсдам: Kiepenheuer Verlag.
(анонимно) (1924) Das Stegrezftheater (Театр спонтанности), Берлин/Потсдам: Kiepenneuer Verlag.
(анонимно) (1924) «Theater ohne Zuschauer» («Театр без зрителей» (в Каталоге Prooramm Almanach, подготовленном для Международной выставки новых театральных технологий, Вена: Wurthle und Sohn Verlag). Этот план театральной сцены был подготовлено архитектором Рудольфом Хбнигфельдом под руководством Морено
Дж. Л. Морено (1932) в сотрудничестве с Э. С. Уитин, Применение группового метода к классификации, Нью-Йорк: Национальный комитет по тюрьмам и тюремному труду, перепечатано с дополнениями в 1957 как Первая книга по групповой психотерапии, Beacon: Beacon House.
Дж. Л. Морено (1934) Кто выживет? Новый подход к проблеме человеческих взаимоотношений, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство нервных и психических заболеваний; 1953 г. , опубликовано в исправленном издании с дополнениями, в том числе «Прелюдия к социометрическому движению», издательством Beacon House.
(анонимно) (1941), с предисловием Дж. Л. Морено, Слова Отца, Beacon: Beacon House. Эта книга представляет собой нечто большее, чем перевод Das Testament des Vaters, поскольку она включает в себя дополнения и длинные философские и богословские объяснения.
Дж. Л. Морено (1946) Психодрама, Том 1, Маяк: Дом-маяк.
Дж. Л. Морено (1947) Театр спонтанности, Маяк: Дом-маяк.
Дж . Л. Морено (1950) Социометрия и наука о человеке, Beacon: Beacon House.
Дж. Л. Морено (1951) Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации, Beacon: Beacon House.
Дж. Л. Морено (1 955) Прелюдии к моей автобиографии, Beacon: Beacon House.
Дж. Л. Морено (1959) Психодрама. Том 2: Основы психотерапии, Beacon: Beacon House.
Дж. Л. Морено (1964) в сотрудничестве с Зеркой Т. Морено и Джонатаном Морено, Первая психодраматическая семья, Beacon: Beacon House.