Социометрия для младших школьников методика: Социометрия для школьников (образец)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены методы диагностики детей младшего школьного возраста, описаны результаты проведенного исследования, сделаны выводы на основании полученных результатов исследования о необходимости проектирования программы работы педагога по разрешению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников во внеурочное время, описаны цели, задачи и предполагаемый положительный результат проектируемой программы педагога.

ABSTRACT

The article discusses the methods of diagnostics of primary school children, describes the results of the study, draws conclusions based on the results of the study on the need to design a teacher’s work program to resolve conflict situations in a team of younger schoolchildren during extracurricular time, describes the goals, objectives and the expected positive result of the teacher’s projected program.

 

Ключевые слова:

конфликт, конфликтная ситуация, младший школьный возраст, коллектив.

Keywords: conflict, conflict situation, primary school age, collective.

 

Своевременная диагностика межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение, как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Исследование проводилось на базе МАОУ Образовательный центр г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 106 обучающихся четвертых классов.

Диагностику детей проводили с помощью методик «Социометрия», теста «Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса)» и анкеты для учителя «Признаки конфликтности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

С помощью первой методики «Социометрия» мы смогли оценить (измерить) межличностные отношения неформального типа: симпатии и антипатии членов коллектива внутри этого коллектива, их привлекательности. На основании собранных данных и обработке результатов мы создали социоматрицу, таблицу, в которой отражены все положительные и отрицательные выборы учащихся, их взаимовыборы, как положительные, так и отрицательные. На основе социоматрицы, для большей наглядности, мы смогли построить социограмму, представили ее в виде «мишени», в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов. Где центральный круг занимает зона лидерства, следом идет зона, это приближенные к лидерам, предпочитаемые. Следующая зона, это зона принятых, эти дети не так популярны, но их не обижают. Следом идет зона изолированных детей, они имеют низкий социально-психологический статус в коллективе, набрали большое количество отрицательных выборов. Последней зоной является зона изгоев, в этой зоне располагаются те дети, которые не получили от одноклассников ни одного выбора, с одноклассниками они не общаются, дети их не замечают.

На детей расположенных в зоне изолированных и изгоев, на них необходимо обратить особое внимание, они нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении со стороны взрослых.

С помощью социограммы можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии.

На основе полученных данных мы вычисляем персональные и групповые индексы. Персональные индексы описывают социально-психологические свойства отдельного участника, а групповые индексы – свойство группы.

Главным персональным индексом является индекс социометрического статуса каждого учащегося, он показывает положение учащегося в сфере неформальных межличностных отношений в коллективе. Так же рассчитывается индекс удовлетворенности, с помощью которого можно увидеть степень удовлетворенности учащегося своим положением в группе.

Для того что бы сделать оценку группе, необходимо вычислить индекс групповой сплоченности и индекс групповой конфликтности, на основе показателей этих индексов можно сделать заключение о благоприятности климата в коллективе в целом.

Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики. [1, с. 32]

Социометрия является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива.

По результатом проведенного исследования и обработки большого массива данных по каждому коллективу были получены данные о разделении учащихся внутри каждого коллектива на 5 условных уровней положения в коллективе в зависимости от межличностных связей между детьми. В каждом коллективе выделяются один или несколько лидеров. Их лидерские позиции выявлены в большей или меньшей степени, но данная группа имеется в каждом коллективе. Эта группа не многочисленна, всего 6 детей из 106, принявших участие в исследовании (5,66%). Большая часть детей в каждом коллективе имеют ту или иную степень приближения к лидерам (предпочитаемые и принятые). Эта группа учащихся наиболее многочисленная – 81 человек из 106 (

76,42%). Но в каждом коллективе также имеются изолированные и вообще отвергаемые дети (за исключением одного класса, в котором нет отвергаемых детей, но сразу пять изолированных) и их количество довольно большое – 19 человек из 106 (17,92%). Этим детям наиболее сложно находиться в коллективе и им требуется психолого-педагогическая помощь.

С помощью второй методики, теста «Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации (К.Томаса)» оценивали стратегию и тактики поведения младших школьников во время конфликта. Рассмотрели стратегии поведения младших школьников в конфликтной ситуации. Это стратегия «партнерство», когда учитываются интересы и потребности обоих сторон. Эта стратегия согласия и поиска общих интересов. И вторая стратегия, это стратегия «напористости», когда в учет берутся только свои цели, достижение собственных интересов. Участники-противники. Победа или поражение.

На основе стратегий поведения младших школьников в конфликтной ситуации, можно выделить пять тактик регулирования конфликтов.

Это тактика противоборства – цель удовлетворение своих интересов, не учитывая интересы оппонента.

Тактика уступки – эта тактика противоположность противоборства, когда один жертвует своими интересами ради другого.

Тактика компромисса – это частичные, взаимные уступки, а, следовательно, только частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Тактика избегания — это тактика ухода, отсутствие стремления, когда полностью пренебрегают своими целями.

Тактика сотрудничества – это тактика поиска выхода из конфликтной ситуации альтернативными методами, целью которой является удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, при которой младший школьник применяет все 5 тактик поведения.

В результате проведённого исследования были получены процентные соотношения по использованию детьми тактик поведения, а также установлены отклонения от оптимальной стратегии поведения по разным критериям. Так оптимальной стратегией поведения в конфликте, использующей все пять тактик, пользуются только 2 учащихся из 106, принявших участие в исследовании, что составляет лишь 1,90% учащихся. При этом количество учащихся, имеющих отклонения по всем пяти тактикам поведения, даже больше – 3 человека (2,86%). Наибольшее же количество учащихся имеют отклонения по двум и трем критериям (

36,19% и 32,38% соответственно). Также значительная доля детей имеет отклонения по четырем тактикам поведения – 19,05%. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что для полноценного и правильного использования всех тактик поведения в конфликтных ситуациях, то есть применения оптимальной стратегии, требуется психолого-педагогическая корректировка поведения учащихся со стороны педагога.

Необходимо оценить возможности содержания образовательной области и форм образовательного процесса для способствования развития у младших школьников всех пяти тактик поведения в конфликтной ситуации [2, с. 149].

На основании третьей методики, анкеты для учителя «Признаки конфликтности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) определяем уровень конфликтности каждого ученика в классе. Классный руководитель, работая с детьми и наблюдая за ними долгий промежуток времени, дает свою оценку уровня конфликтности каждого ребенка в классе.

В результате обработки данных анкетирования были получены следующие результаты: Высокий уровень конфликтности, со слов классных руководителей, можно наблюдать у 40% детей, средний уровень конфликтности присущ 30% учащихся, и низкий уровень конфликтности можно отметить лишь у 20 % младших школьников.

Анализ результатов полученных данных, по всем трем методикам, привел к пониманию того, что проектирование программы работы педагога по разрешению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников во внеурочное время является необходимой. Психолого-педагогическая корректировка поведения во время конфликтной ситуации необходима практически всем детям.

Цель программы работы педагога: научить младшего школьника конструктивным методам выхода из конфликтных ситуаций.

Основные задачи реализации программы:

1. Корректировать своё поведение в сторону снижения конфликтности.

2. Обучить методам нахождения выхода из конфликтных ситуаций.

3. Развивать умения поддерживать и устанавливать дружеские отношения, применять стратегию сотрудничества и компромисса.

4. Научить младшего школьника понимать чувства и позицию других людей. Научить ребенка умению слышать и слушать окружающих.

5. Развивать способности детей правильного реагирования на конфликтные ситуации, способствовать развитию умения предупреждать конфликты. Предполагаемый положительный результат:

— осознание и принятие причин конфликта;

— умение выбирать правильный способ поведения в конфликтной ситуации;

— формирование навыков управления эмоциями в ситуации общения с собеседником;

— освоение техник конструктивного решения в межличностных конфликтах.

Необходимые направления работы с детьми по разрешению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников, а именно:

— работа с детьми по формированию личностных качеств, направленных на проявление дружелюбия и взаимопонимания к сверстникам;

— работа с родителями, включающая проведение родительских собраний, тренингов, информирование с использованием буклетов;

— работа педагога с детьми и родителями в области умения разрешения конфликтов конструктивным методом.

Программа должна включать в себя разнообразные формы работы с детьми.

После внедрения программы и работы с детьми делался повторный срез. По результатам второго среза (тестирования) делается итоговое заключение, как работа с детьми повлияла на их отношение к конфликтам, на их поведение в конфликтных ситуациях и на психологический микроклимат в классе.

 

Список литературы:

  1. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.
  2. Шишкина К.И. Конфликтология: учебно-методическое пособие / К.И. Шишкина, М.В. Жукова, Е.В. Фролова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. – 209 с.

Социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Источник: Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам. Диагностика межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

 Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

 – отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

 Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

—      “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

—      “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

—      “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

—      “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

—      “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

 Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

 Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

 —      Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

—      Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

—      Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

 При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

 Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

 Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит. 

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I)   Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

 Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Если Вы исследуете особенности межличностных отношений детей, рекомендуем также обратить внимание на методику «Капитан корабля».


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Acts of Leadership: разминка и социометрия Вы думали о том, как начать тренировку или курс?

Собирая новую группу стажеров несколько раз в год, я думаю о подходящих способах быстрого формирования и штурма группы (Tuckman, 1965). В то время как многие люди называют эти действия «ледоколом», я называю их разминкой.

Почему разминка? Потому что участникам нужно тепло относиться друг к другу, чувствовать себя достаточно безопасно, чтобы делиться идеями, невежеством, вопросами, неудачами, сильными сторонами и ответами.

Социометрия, разработанная Джейкобом Леви Морено в 1951 году, определяется словарем.com как « измерение отношения социального принятия или неприятия через выраженные предпочтения среди членов социальной группы ». Я использую социометрию, чтобы измерить, как мы что-то делаем, двигаясь куда-то, чтобы показать наше согласие, позицию по поводу чего-то или ассоциацию.

Я часто использую социометрию, чтобы начать первую сессию. Все придут, найдут себе места, коротко поговорят с соседом. Они чувствуют себя настороженно, но в относительной безопасности, окруженные своими учебными материалами.

После моего личного вступления я вполне могу заставить участников сформировать континуум. Например, если бы темой было изучение разнообразия, я мог бы дать участникам указание: « пройти в переднюю часть комнаты, если все четверо ваших бабушек и дедушек родились в Новой Зеландии; в середину комнаты, если половина ваших бабушек и дедушек были родом из Новой Зеландии; и идите в дальний конец комнаты, где никого из ваших бабушек и дедушек не было; а все остальные находят место на линии между этими точками, которое показывает, откуда они берутся «. Все переедут, все они, скорее всего, будут стоять рядом с кем-то другим, а не с теми, с кем они начинали. Все они узнают что-то о прошлом друг друга, но обычно это достаточно удалено, чтобы не касаться самого человека.

Затем я могу дополнительно анализировать каждую точку нашего континуума, спрашивать людей, не хотят ли они поделиться историей, спрашивать людей, удивлены ли они количеством людей в какой-либо точке, каковы их впечатления и т. д. Я получаю много делиться с самого начала. Я тоже стою в группе, поэтому с самого начала я являюсь частью группы, а не над ней.  

В примере с разнообразием у меня был усыновленный человек, который не знал, кем были его бабушка и дедушка, и с самого начала потерялся. Теперь я добавляю уточнение, чтобы не допустить, что «…ваши бабушка и дедушка или, если вас усыновили, ваши приемные бабушка и дедушка… «.

Использование континуума — это только одна из многих идей, которые вы можете использовать, и одна из самых простых для начала. Мы можем использовать углы комнаты, стоять рядом с кем-то, кто, по вашему мнению, думает так же, как и вы, и любой другой диапазон идей.

Он помогает разрушить барьеры, чтобы каждый чувствовал поддержку в своем вкладе и не подвергался осуждению. Старший преподаватель, пришедший в мой класс для наблюдения за преподаванием, сказал, что было несколько свободно говорящих студентов, от которых они никогда раньше не слышали, чтобы они высказывали свое мнение в классе. Другой наблюдатель за преподаванием сказал, что мой класс был «теплым».

Я часто замечаю, что люди не хотят снова садиться за стол, но чтобы приступить к групповой работе, нам нужно это сделать. Однако я использую социометрию, связанную с теориями, которые мы изучаем, несколько раз за сеанс. Это заставляет всех двигаться, позволяет разным людям взаимодействовать и дает людям возможность находить общие черты друг с другом. Используя edu-speak, он предоставляет возможности для значимого взаимодействия; говоря бизнесом, «темы для обсуждения».

Социометрия также хороша, когда в комнате внезапно начинает течь энергия. Если люди встают и должны о чем-то намеренно подумать, они снова заряжаются и снова вовлекаются.

Если вы раньше не использовали социометрию, попробуйте.


Сэм

Ссылки:

  • Dcitionary.com (2015). Определение «Социометрия». Получено 18 февраля 2015 г. с сайта http://dictionary.reference.com/browse/sociometric 9.0058
  • Морено, Джейкоб Леви (1951). Социометрия, экспериментальный метод и наука об обществе: подход к новой политической ориентации. США: Маяк Хаус.
  • Такман, доктор Брюс (1965). Последовательность развития в малых группах . Психологический бюллетень, том 63, выпуск 6 (стр. 384-99).
  • Park, Juyong & Newman, MEJ (2005). Сетевая рейтинговая система для студенческого футбола США. Журнал статистической механики: теория и эксперимент, октябрь 2005 г., том 2005 г., выпуск 10 (стр. P10014, 18 страниц)

Социодрама жизни или смерти: подростки и лечение зависимости

Skip Nav Destination

Раздел 4: Уголок Практика| 01 марта 2017 г.

Скотт Джакомуччи, MSS, LSW, CTTS, CET III

Журнал психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (2017) 65 (1): 137–143.

https://doi.org/10.12926/0731-1273-65.1.137

  • Взгляды
    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты
    • Получить разрешения

    • Иконка Цитировать Цитировать

  • Поиск по сайту

Цитата

Скотт Джакомуччи; Социодрама жизни или смерти: молодые люди и лечение зависимости. Журнал психодрамы, социометрии и групповой психотерапии 1 марта 2017 г.; 65 (1): 137–143. doi: https://doi.org/10.12926/0731-1273-65.1.137

Скачать файл цитаты:

  • Рис (Зотеро)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Продолжающаяся эпидемия опиатов серьезно повлияла на молодежь, поскольку передозировка наркотиков достигла беспрецедентного уровня. Молодые люди чаще, чем когда-либо, обращаются за лечением от зависимости, но в большинстве случаев это приводит к неблагоприятным результатам. Необходимо корректировать наши подходы к лечению с учетом конкретных потребностей молодых людей. Многие лечебные программы для молодых людей можно улучшить, включив в их модели увлекательные экспериментальные лечебные группы, включая социодраму и социометрию.

Добавить комментарий