Социометрия Морено – методика и особенности проведения
Методика «Социометрия» позволяет изучить характер взаимоотношений участников коллектива. Она выявляет симпатии и антипатии, неформальных лидеров, изгоев, мини группы внутри большой группы. Это средство диагностики применяют психологи и педагоги в школе и других образовательных учреждениях, руководители компаний. Социометрия подходит для анализа социально-психологического климата внутри любой группы, предотвращения и устранения конфликтов, улучшения продуктивности каждого из участников и общей производительности коллектива.
Содержание
- Определение понятия
- Предварительная работа
- Порядок проведения по рекомендациям Морено
- Формы проведения
- Обработка результатов
- Таблица
- График
- Индекс
- Заключение
Определение понятия
Социометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Кем был разработан метод и методика социометрии? Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива.
Понятие «социометрия» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под этим подразумевают методику изучения внутригрупповых связей и иерархии внутри группы. В широком смысле под этим подразумевают теорию об измерении межличностных отношений. О последнем мы поговорим подробнее в другой статье, а в этой публикации рассмотрим методику диагностики, хотя и само направление социометрии, и техника изучения связаны с именем одного человека – Дж. Морено.
Обратите внимание! С момента создания методика «Социометрия» претерпела ряд изменений. Среди отечественных психологов ею занимались Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова. Сейчас редко встречается оригинальный вариант методики социометрии, но здесь мы рассмотрим именно его.
Предварительная работа
Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.
Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.
Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.
Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:
- Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
- А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
- Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
- Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?
Пример вопросов для изучения личных отношений:
- К кому вы в первую очередь обратитесь за помощью?
- К кому бы вы ни за что не обратились за помощью?
- Кому бы вы ни за что не стали помогать?
- С кем бы вы с радостью отправились в продолжительную командировку?
- Кого бы вы ни за что не взяли с собой в командировку?
А это пример того, какие вопросы можно задать школьникам, чтобы выявить все особенности межличностных отношений:
- Представь, что ты со всем классом отправился в путешествие. Кого бы ты назначил капитаном корабля?
- Кого из класса ты не хотел бы видеть на капитанском мостике?
- Вечером вас ждет праздничный ужин. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом?
- С кем из одноклассников ты категорически не хочешь идти на праздничный ужин?
Методика «Социометрия» была разработана Дж. Морено с целью оценки характера межличностных отношений в группе, изучения модели социального поведения людей в процессе групповой деятельности, оценки психологической совместимости участников коллектива.
Порядок проведения по рекомендациям Морено
В классической версии методики Морено «Социометрия» исследование проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
- Разработка главных положений и гипотез для опроса.
- Отказ от анонимности — в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
- Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
- Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
- Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
- Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.
Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками.
Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.
Формы проведения
В оригинальной теории Морено форма проведения методики социометрии одна – письменный опрос. Рекомендуется ограничивать количество выборов, например, в группе из 30 человек выборка на одну ситуацию должна быть не больше пяти, то есть вопросы о замене лидера могут повториться максимум 4 раза. В теории Морено это называется «социометрическое ограничение» или «лимит выборов».
В среднем на группу из 25-35 человек должно быть составлено по 4–5 вопросов (выборов). Однако допустима такая форма проведения, когда участники ранжируют всех оставшихся членов группы по заявленному критерию. Этот метод позволяет получить максимально точную картину об иерархии в группе, но в плане подсчета результатов эта форма сложнее.
На все исследование уходит не более 15 минут. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, а потом собирает их. Участники расходятся по домам, а ведущий обрабатывает результаты. Позже организатор исследования предлагает всем участникам или отдельным членам группы снова встретиться, чтобы обсудить результаты диагностики по методике социометрии.
Обработка результатов
Обработка результатов социометрического исследования (социометрии) предполагает три метода:
- Таблица или социоматрица.
- График или социограмма.
- Индексы. Подбираются на основе целей исследования.
В каждом случае результат подводится при помощи математических вычислений, сравнения и подсчета выборов. Предлагаю рассмотреть подробнее каждый вариант обработки результатов диагностики по методике «Социометрия».
Таблица
Все вопросы в контексте «не хотел бы» относятся к отрицательным выборам. Все вопросы в контексте «хотел бы» – к положительным. В социоматрице первые обозначаются знаком «–», а вторые знаком «+». Сама таблица строится по следующему принципу: слева нумерованные фамилии участников, сверху только номера (аналогично первому списку). По каждой фамилии обозначаются выборы участника. Сам себя никто не выбирает (эти клетки отмечены крестом). Итоговая таблица называется картой социометрических выборов.
Пример того, как выглядит современная таблица выборов методики «Социометрия» (сейчас ее используют чаще всего):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванова | х | + | — | |||
2 | Петров | х | |||||
3 | Сидоров | — | — | х | |||
4 | Комарова | х | |||||
5 | Макаров | х | + | ||||
6 | Пупков | + | + | х |
Как видно из таблицы, у кого-то может вообще не быть выборов, у кого-то преобладают негативные выборы, а кто-то является явным положительным лидером. Пример лидера: Пупков. Пример изгоя: Сидоров. Петров и Комарова являются нейтральными персонажами.
Кроме этого, при помощи анализа выборов можно определить взаимные симпатии или антипатии. И это как раз было отображено в оригинальной таблице от автора методики социометрии Морено:
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | А. | 1 | 3 | 3 | 2 | ||||||||
2 | Б. | 2 | 2 | 2 | 3 | ||||||||
3 | В. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
4 | Г. | 1 | 1 | 2 | |||||||||
5 | Д. | 2 | 3 | 3 | |||||||||
6 | Е. | 3 | 3 | 3 | |||||||||
7 | З. | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||||||
8 | И. | ||||||||||||
9 | К. | 2 | |||||||||||
10 | Л. | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | ||||||
11 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||
Кол-во выбор | 5 | 7 | 6 | 7 | 0 | 10 | 7 | 4 | 16 | 11 | 12 | 79 | |
Кол-во взаимных выборов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0.5 | 4.5 |
Здесь видно, что по выборам явный лидер испытуемый К. , а изгоем является испытуемый Д. Как вы видите, это анализ большого опроса (явно не 3-5 вопросов). А также видно, что здесь не учитывается положительное или отрицательное значение, просто анализируются выборы участников. По этим результатам можно определить лидеров, взаимные выборы, но для более подробного подведения итогов придется отдельно оценить характер выборов, просмотрев листы с ответами испытуемых. Вероятно, именно поэтому чаще применяется тот метод обработки результатов, который мы рассмотрели выше.
Обратите внимание! В итоговом подведении результатов оценивается как общее количество выборов, так и их характер. Ведь даже отрицательные выборки говорят о том, что человек является лидером (в этом случае деструктивным), способен заявить о себе и привлечь внимание, в отличие от тех, кого не выбрали ни разу и ни в каком контексте.
График
Социограмма разрабатывается на основе таблицы. Здесь не нужно проводить дополнительные подсчеты, необходимо просто иначе представить результаты. Получается более наглядно.
Социограмма в методике социометрии похожа на мишень, состоит из четырех кругов:
- Звезды. Это лидеры, то есть те, кто набрал большее количество выборов.
- Предпочитаемые. Это те люди, которые не дотянули до лидеров, но по выборам набрали балл выше среднего.
- Пренебрегаемые. Это те люди, которые по выборам набрали балл ниже среднего.
- Изгои. Это те люди, которые совсем не получили баллов.
При этом по социограмме можно выявить группировки, взаимные симпатии и антипатии. Пример социограммы в классическом варианте методики от Морено:
Такая обработка результатов помогает увидеть мини группы внутри коллектива, лидеров, изгоев. Социограмма дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Индекс
Индексы бывают персональными (ПСИ) и групповыми (ГСИ). Индивидуальный индекс описывает социально-психологические свойства отдельного участника, групповой индекс описывает свойство группы. В оценке персональных качеств важен авторитет личности и экспансивность (разговорчивость, возбудимость, эмоциональность, несдержанность).
Персональные социометрические индексы в методике социометрии бывают следующими:
- Индекс социометрического статуса (C). Для его вычисления нужно сложить позитивные и негативные выборы относительно одного участника и разделить это число на разность количества опрашиваемых и единицы.
- Индекс эмоциональной экспансивности (E). Для вычисления этого индекса нужно сложить позитивные и негативные выборы только по тем вопросам, которые имеют отношение к эмоциональной сфере, и поделить на разность количества участников и единицы.
В оценке группы важны следующие индексы методики социометрии:
- Индекс экспансивности (Ag) (средняя активность группы). Для ее вычисления нужно сложить сумму всех позитивных и негативных выборов, разделить итоговое число на количество участников исследования.
- Индекс сплоченности (Gq). Для его вычисления нужно разделить общее количество позитивных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и возможных взаимных выборов.
- Индекс антипатии (Ga). Для его вычисления нужно разделить общее количество негативных выборов на половину произведения общего числа участников опроса и лимита взаимных выборов.
- Индекс напряженности (Gn) или противоречивости выборов. Для его вычисления нужно поделить количество разногласий во взаимных выборах на произведение количества участников и лимит выборов.
При необходимости вы можете добавить свои критерии диагностики. По сути, сейчас каждый практикующий психолог берет за основу методику социометрии Морено и модернизирует ее под свою группу в зависимости от особенностей коллектива и целей исследования.
Заключение
Методика «Социометрия» Дж. Морено (социометрическое исследование) отличается простотой проведения, сложностью подсчета и обработки результатов, большим списком вариаций, но до сих пор это считается самым эффективным и универсальным методом изучения межличностных отношений в группе, иерархии в коллективе. А если вы хотите познакомиться с теорией социометрического исследования из рук самого автора, то можете прочитать книгу Я. Л. Морено «Социометрия» (1958 год).
методика для школьников Дж.Морено, образец
Социометрия – это методика для школьников, которой пользуются психологи, изучая межличностные отношения в классе. Как инструмент психодиагностики социометрия была предложена Дж. Морено, который рекомендовал методику для младших школьников.
В этой статье я расскажу об особенностях и разновидностях данного психодиагностического инструментария.
Содержание
- Определение понятия
- Особенности
- Виды социометрии для школьников
- Стадии проведения социометрического исследования
- Подготовительный этап
- Анкетирование
- Обработка результатов
- Заключение
Определение понятия
Социометрия для младших школьников является разновидностью социально-психологического тестирования, которое позволяет узнать детали межличностных отношений одноклассников. В основу методики была положена идея о наличии связи (прямой зависимости) между самочувствием человека в коллективе и особенностями его общения с другими членами данной группы.
Суть тестирования сводится к анализу социально-психологического статуса индивида в группе, который положительно коррелирует со взаимными выборами членов сообщества и общим числом выборов, сделанных самим испытуемым. На основе полученных результатов психолог составляет рекомендации для оптимизации социально-психологической структуры коллектива.
Для школьников социометрия (как одна из основных методик диагностики коллектива) позволяет выявить:
- лидера в классе;
- изгоев и отвергаемых в классе;
- наличие асоциальных группировок в классе;
- степень сплоченности классного коллектива;
- степень доверия участников коллектива друг к другу.
Результаты социометрии не только помогают психологу спланировать работу со школьниками. Методика позволяет разработать рекомендации для педагогов по корректировке стиля педагогического общения.
В результате апробации методики при исследовании взаимоотношений детей школьного коллектива психологи пришли к выводу, что социометрию можно применять и в отношении участников производственной бригады.
Особенности
Дж. Морено писал о том, что при проведении методики социометрии для младших школьников должны соблюдаться следующие особенности диагностической процедуры:
- Методика должна применяться только для учеников одного класса. Лица, не являющиеся членами данного классного коллектива, к участию в тестировании не допускаются.
- Перед проведением методики психолог должен провести беседу с классом, в ходе которой разъяснить важность искренности при ответах, значимость мнения каждого ученика для формулирования правильных выводов. Чтобы школьники не боялись написать свои секреты, психолог сообщает им о строгой конфиденциальности при обработке результатов теста.
- При организации тестирования нужно создать такие условия, которые исключали бы возможность списывания ответов у соседа по парте.
- При проведении тестирования психологу следует убедиться, что каждый вопрос анкеты будет понят однозначно. Если испытуемый неправильно понял вопрос, велика вероятность, что вместо перечисления симпатий он напишет в бланке свои антипатии.
- При анализе результатов тестирования психолог должен учитывать длительность существования детского коллектива. Бессмысленно проводить методику в первом полугодии с первоклассниками, так как межличностные отношения за столь короткий период еще не успели сложиться.
Виды социометрии для школьников
Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:
- Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
- Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
- Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.
Стадии проведения социометрического исследования
Социометрическое исследование имеет строго регламентированную схему проведения.
Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа – создать у членов коллектива мотивацию на искренние ответы на вопросы теста. Для того, чтобы достичь этой цели, психолог должен четко сформулировать для испытуемых цель предстоящей диагностики.
Далее специалисту необходимо разработать анкету, сформулировав вопросы с учетом возрастных особенностей испытуемых.
Кроме того, на подготовительном этапе психолог объясняет правила заполнения анкеты, ограничивает количество положительных и отрицательных выборов.
Анкетирование
Следующим этапом социометрии является непосредственно само анкетирование. Для его проведения психологу нужно подготовить бланк ответов для каждого испытуемого. Обязательными принципами этой стадии являются:
- однозначность формулировок вопросов;
- ограниченность количества вопросов;
- возможность свободной формы ответов испытуемых;
- конфиденциальность.
В качестве образца примерный перечень вопросов анкеты для школьников может выглядеть так:
- С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
- С кем из одноклассников ты не хотел бы сидеть за одной партой?
- Перечисли тех одноклассников, кого ты пригласишь на свой день рождения?
- Кого из одноклассников ты ни за что не пригласишь на свой день рождения?
- С кем из одноклассников ты станешь готовиться к контрольной работе?
- С кем из одноклассников ты ни за что не стал бы готовиться к контрольной работе?
Для того, чтобы была возможность правильно обработать анкеты, нужно напомнить респондентам, что листок необходимо подписать.
Обработка результатов
При обработке результатов социометрии составляют таблицу. В ней в столбцах и строках в алфавитном порядке пишут список испытуемых. В столбцах таблицы фиксируется суммарное количество выборов, полученное каждым испытуемым. В строках таблицы указывается, кто именно из членов группы сделал тот или иной выбор. Взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы участников группы обводятся в кружок.
В последних строках таблицы подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым участником социометрической процедуры.
Чтобы определить социально-психологический статус каждого участника группы, нужно разделить количество положительных выборов у того или иного испытуемого на общее количество участников диагностики без учета самого индивида, для которого в данный момент рассчитывается социально-психологический коэффициент.
Детализация результатов социометрического исследования осуществляется с помощью мишени, в которой социально-психологические уровни представлены в виде кругов:
- Центральный маленький круг – это зона лидерства, куда помещают тех, кто набрал максимально высокое количество положительных выборов от одноклассников. Эти дети обладают самым высоким социально-психологическим статусом в школьном коллективе. Они популярны среди одноклассников, к их мнению прислушиваются, им стараются подражать.
- Следующая орбита – зона предпочитаемых личностей. Сюда помещают тех школьников, которым выражают симпатии лидеры. Эти дети чувствуют себя комфортно, они являются приближенными лидеров.
- Следующий уровень – зона принятых. Сюда помещают тех, у кого количество положительных выборов превышает количество отрицательных. Эти дети не так популярны, как лидеры и предпочитаемые, но их не обижают. При условии личной активности и инициативности, они легко могут перейти в зону предпочитаемых.
- Предпоследняя окружность – зона непринятых. Сюда помещают тех респондентов, у которых количество отрицательных выборов больше количества положительных. Эти дети имеют низкий социально-психологический статус в коллективе, часто они объединяются в асоциальные группировки, стараясь завоевать авторитет девиантными формами поведения.
- Крайний уровень мишени – зона изгоев. Сюда помещают тех, кто не получил от одноклассников ни положительных, ни отрицательных выборов. Общения с одноклассниками они избегают, дети их не замечают. Как правило, причина столь низкого социально-психологического статуса данной группы респондентов – слабое развитие коммуникативных навыков, замкнутость, тревожность.
Дети двух последних уровней нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении.
Чтобы узнать коэффициент благополучия социально-психологического климата коллектива, нужно разделить количество взаимных выборов испытуемых на сумму всех выборов.
По итогам социометрии психолог составляет заключение для классного руководителя, дает адресные рекомендации детям и их родителям, проводит психокоррекционную работу с теми участниками, чей социально-психологический статус в коллективе оказался слишком низким.
Заключение
Социометрия среди практикующих психологов является самым удобным методом диагностики межличностных отношений участников коллектива. Данная методика позволяет специалисту не только узнать особенности психологического комфорта отдельно взятой личности, но и рассчитать индекс благоприятности климата в коллективе в целом.
Социометрия вскрывает ряд проблем группового взаимодействия. После проведенной диагностики психолог дает рекомендации классному руководителю по ведению воспитательной работы в классе. Следование советам специалиста позволяет учителю осуществлять профилактику психоэмоциональных проблем воспитанников.
Использование социометрических показателей для оценки систематической ошибки отсутствия ответа
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC4128320
Энн Эпидемиол. Авторская рукопись; доступно в PMC 2015 1 июля.
Опубликовано в окончательной редакции как:
Энн Эпидемиол. 2014 июль; 24(7): 554–557.
Опубликовано онлайн 2014 апреля 24. DOI: 10.1016/j.annepidem.2014.04.006
PMCID: PMC4128320
NIHMSID: NIHMS598534
PMID: 24935468
, MPH 1 888, MP , MP , MP , MP , MO. 2
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об ограничении ответственности
Цель
Большое внимание было уделено потенциальной систематической ошибке, связанной с отсутствием ответа, которая возникает в эпидемиологических исследованиях, которые пытаются зарегистрировать репрезентативную выборку. Большинство анализов, касающихся нереспондентов, сосредоточены на атрибутах индивидуального уровня и на том, как они различаются у респондентов и нереспондентов. Хотя эти атрибуты представляют интерес, анализ положения нереспондентов в социальных сетях, определяемый традиционными социометрическими показателями (т.
Методы
Мы использовали данные Secunderabadi Mens’ Study, целой сети индийских мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами (МСМ), созданной с использованием списков контактов мобильных телефонов мужчин, к которым обращались с помощью кластерной выборки времени и местоположения. Многопараметрическая логистическая регрессия использовалась для определения того, связаны ли демографические и поведенческие характеристики, а также степень участия (частота, когда МСМ был указан во всех списках контактов мобильного телефона) с тем, чтобы быть респондентом.
Результаты
Было опрошено 239 респондентов, и к 81 респонденту подошли, но он не дал согласия на интервью («не ответившие»).
Выводы
Респонденты с большей вероятностью имели более высокую степень участия, чем нереспонденты, с поправкой на различия в атрибутах (ОШ 1,19; 95% ДИ 1,07, 1,34). Этот анализ показывает, что позиция неответивших в сети может иметь важное значение при рассмотрении потенциального влияния систематической ошибки, связанной с отсутствием ответов.
Рубрики MeSH: Эпидемиологические отклонения, социальные сети, сбор данных
Участие в эпидемиологических исследованиях в последние годы сокращается, и это неучастие может существенно повлиять на интерпретацию результатов исследования. исследования как способ оценить потенциальную предвзятость. Однако большинство анализов, связанных с систематической ошибкой, связанной с неучастием, были сосредоточены на характеристиках индивидуального уровня, таких как демографические данные, состояние здоровья и подверженность факторам риска. (1) Хотя атрибуты индивидуального уровня представляют интерес для оценки репрезентативности сформированной выборки, анализ атрибутов, связанных с положением людей в их социальных сетях, называемый социометрическими показателями, также имеет значение для определения репрезентативности выборки. Социометические показатели могут включать количество связей одного человека с другими людьми, «степень центральности», степень, в которой человек близок к другим людям в сети, «близость» и степень, в которой человек связан с другими людьми, которые не связаны друг с другом «между», например. (2) Эти меры необходимо учитывать, поскольку они влияют на поведение человека, что имеет последствия для его здоровья. (3)
Анализ социальных сетей дает важную информацию о динамике показателей здоровья. Данные социальных сетей можно использовать для вмешательства в передачу болезни, например, с помощью методов отслеживания контактов, таких как те, которые используются для прекращения эпидемии холеры. Например, было обнаружено, что распространение ВИЧ-негативных компонентов в небольшой сети способствует стабилизации распространенности ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков в Нью-Йорке (4). Также было установлено, что социальные нормы внутри сети влияют на результаты в отношении здоровья. путем влияния на поведение, связанное со здоровьем. (5, 6) Нормы сверстников связаны с рискованным поведением, связанным с ВИЧ, среди потребителей наркотиков, а также мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ). (5, 7) Сетевое влияние относится и к другим заболеваниям, кроме ВИЧ. . Тип контактов, которые человек имеет в своей сети, например, доля интимных связей в сети, также был связан со снижением риска сердечно-сосудистых заболеваний и употребления табака среди подростков. (8) Поэтому важно обеспечить, чтобы эти социометрические показатели зафиксированы и репрезентативны в выборке исследования, как и другие традиционно собираемые атрибуты индивидуального уровня, такие как возраст, пол и образование.
Выборка, управляемая респондентами (RDS) — это методология набора, которая обычно используется в сетевых исследованиях, особенно для труднодоступных групп населения. привлечь своих доверенных лиц к исследованию. Предвзятость набора, связанная с использованием этой методологии, оценивалась ранее. Методы апостериорной аналитики были разработаны для контроля размера сети рекрутов и вероятности рекрутирования других участников с такими же социально-демографическими характеристиками. (10) Тем не менее, подобные оценки не проводились с использованием других методов сетевой вербовки.
Мы используем данные из сети, созданной с помощью технологии обнаружения и идентификации с помощью мобильного телефона (11), для объективного сравнения социометрических показателей между респондентами и нереспондентами. Использование объективных сетевых данных позволяет нам избежать проблем, связанных с тем, что люди сообщают больше или меньше информации о своих социальных взаимодействиях, иначе известных как «предвзятость экспансивности». (12) Социометрические показатели, такие как центральность (2), редко оцениваются в традиционных эпидемиологических исследованиях для определения выборки. репрезентативность. Наш уникальный подход дает возможность объективно сравнивать характеристики респондентов и нереспондентов на сетевом уровне, чтобы еще больше улучшить оценку систематической ошибки, связанной с отсутствием ответов, в эпидемиологических исследованиях.
Данные для этого анализа взяты из Secunderabadi Mens’ Survey. Исследование проводилось в большом городе на юге Индии в 20 общественных местах, где мужчины, имеющие половые контакты с мужчинами (МСМ), собираются для общения. (11) Исследуемая популяция состояла из лиц, идентифицирующих себя как мужчины, которые: были в возрасте не моложе 18 лет, посещали одно из 20 заведений, сообщали об анальном/оральном сношении с другим мужчиной в течение предыдущих 12 месяцев, а также владели и находились во владении хотя бы один мобильный телефон на момент найма. Лица, которые пользовались общими мобильными телефонами, не имели права.
Данные были собраны с использованием кластерной выборки местоположения по времени. Ежемесячно из выборки, включающей все заведения, случайным образом (без замены) выбирались 15 заведений. Затем были случайным образом выбраны трехчасовые периоды, связанные с местом проведения, и к МСМ случайным образом подходили в каждом месте. К МСМ подходили в местах проведения мероприятий и оценивали их соответствие критериям, описанным выше. Мужчинам, отказавшимся участвовать, задавали ограниченные социально-демографические вопросы. Все участники исследования были опрошены о характеристиках отношений и демографических характеристиках, а также были предоставлены сухие капли крови для тестирования на ВИЧ.
Сеть MSM была собрана с использованием считывателя карт модуля идентификации абонента и соответствующего программного обеспечения для извлечения последовательных списков контактов респондентов. Списки контактов всех опрошенных респондентов были связаны с использованием номера мобильного телефона в качестве уникального идентификатора для создания «расширенной» сети связи . Была собрана информация о членах сети списка контактов, в том числе о том, были ли их контакты МСМ. Сетевой анализ был ограничен контактами МСМ. Респондентов спрашивали о каждом контакте в их мобильном телефоне в отношении типа отношений, которые они имеют с каждым человеком (например, друг, сексуальный партнер, родственник и т. д.). Предоставление телефонных номеров позволило оценить социометрическое положение нереспондентов в сети МСМ.
Выборка проводилась в период с 1 июля st по 31 декабря st 2010 года. Мы набирали людей до тех пор, пока не достигли насыщения сети в регионе (пока не стало 95% вероятность того, что каждый последующий рекрут уже был связан в сети через список контактов другого участника). Мы использовали кривую избыточности сети, основанную на данных об индексе респондентов и неделе интервью с респондентами в зависимости от размера сети, для экспоненциальной модели для определения насыщения сети. Данные соответствовали масштабированной/сдвинутой экспоненциальной кумулятивной функции распределения f(x)=9. (−4,9x), где x представляет собой индекс респондента, а f(x) представляет собой размер сети. Это позволило нам сравнить социометрические показатели между респондентами и нереспондентами, потому что это позволило как респондентам, так и нереспондентам с одинаковой вероятностью быть включенными в сеть. Все процедуры были одобрены комитетами по институциональной этике Чикагского университета в США и SHARE-India в Индии.
Меры
Для каждого МСМ оценивались следующие индивидуальные характеристики: семейное положение, каста (отсталая каста, зарегистрированная каста, зарегистрированное племя, другая каста), религия (например, индуисты, мусульмане, христиане, сикхи), сексуальная позиция МСМ ( например, восприимчивый, инсертивный, универсальный) и участие в сексе по обмену в течение трех месяцев до обследования. Со всеми подходящими лицами связывались до трех раз для включения в исследование. Респонденты были определены как МСМ, заполнившие опрос, а не ответившие были определены как лица, к которым обратились и которые соответствовали критериям, но не дали согласия на участие в опросе. Центральность по степени, одна из наиболее часто упоминаемых сетевых метрик, использовалась для каждого MSM. В данном случае это мера того, сколько раз МСМ был указан во всех списках контактов мобильного телефона в выборке и, таким образом, показывает, насколько центрально они расположены в сети. (2) Был выбран уровень участия, а не другие социометрические показатели. например, аут-степень, чтобы избежать систематической ошибки из-за отсутствия информации о сетях нереспондентов. Другими словами, расширенная коммуникационная сеть позволяла нам размещать нереспондентов внутри сети, но мы не могли предполагать направление коммуникации между нереспондентами и их альтерами.
Анализ
Критерии хи-квадрат и u-критерии Манна-Уитни использовались для выявления различий между демографическими характеристиками, степенью и статусом респондента. Мы исследовали, связаны ли демографические характеристики и степень вовлеченности с тем, чтобы быть респондентом, используя двумерную и многомерную логистическую регрессию. Переменные с двусторонним P < 0,20 в двумерном анализе рассматривались как кандидаты для многопараметрических моделей, с двусторонним P < 0,05 в качестве порогового значения для удержания в окончательных моделях.
Всего было опрошено 239 респондентов, и еще 81 человек был опрошен, но не дал согласия на интервью. Основные причины неучастия заключались в том, что человек был недоступен после первоначального контакта (41%), что клиент был слишком занят, чтобы участвовать (39%), и что клиент находился за пределами города (7%).
Большинство респондентов не состояли в браке (91%), принадлежали к низшей касте (82%), индуистам (91%) и сообщили о сексе по обмену (56%). Респонденты, идентифицированные как преимущественно восприимчивые МСМ (39%) чаще, чем они идентифицировали себя как настойчивые (33%) или универсальные (28%). Среднее количество связей в степени среди респондентов было 3,5 (стандартное отклонение (SD), 2,8). Большинство нереспондентов не были женаты (72%), принадлежали к низшей касте (78%), сообщили о сексе по обмену (64%), и примерно половина были сикхами (47%). Большинство нереспондентов идентифицировали себя с преимущественно восприимчивой позицией МСМ (54%), при этом 20% были инсертивными, а 26% — разносторонними. Среднее количество связей в степени среди не ответивших было 2,8 (SD 3,3). Респонденты отличались от нереспондентов в двумерном анализе семейного положения ( P <0,0001), каста ( P =0,001), религия ( P <0,0001) и положение МСМ ( P =0,03). Они не различались по степени вхождения ( P =0,23) или обмену полом ( P =0,22).
отображает сеть респондентов и нереспондентов по степени поступления. Степень вхождения изображается размером узла, причем более крупные узлы указывают на большую степень вхождения. Нескорректированное среднее значение степени вовлеченности было одинаковым среди респондентов и нереспондентов, что видно по одинаковому распределению узлов разного размера в каждой группе в . Разница не была статистически значимой при двумерном анализе ( P =.23).
Открыть в отдельном окне
Сеть респондентов и нереспондентов по степени вхождения
* Размер узла отражает степень вхождения, при этом более крупные узлы имеют большее значение степени вхождения.
*На диаграмме не отображаются контакты, которые были названы, но к которым не обращались для участия в опросе.
отображает результаты многопараметрического анализа. После поправки на различия в индивидуальных атрибутах в многопараметрической логистической регрессии связь между степенью и статусом респондента усилилась. На каждого человека, увеличивающего размер сети (в степени), шансы быть респондентом увеличиваются на 19.% (ОШ 1,19; 95% ДИ 1,07, 1,34).
Таблица 1
Многомерная логистическая регрессия уровня успеваемости и статуса респондента с поправкой на индивидуальные характеристики респондента; Secunderabadi Mens’ Survey a
Odds Ratio | 95% CI | P -value | |
---|---|---|---|
In-Degree | 1. 19 | 1.07, 1.34 | 0.002 |
МСМ тип | |||
Вставка | Арт. | ||
Receptive | 0.44 | 0.19, 0.99 | 0.05 |
Versatile | 0. 61 | 0.24, 1.57 | 0.31 |
Married | |||
No | Ref. | ||
Да | 0,19 | 0,19, 0,99 | <0,0001 |
Религия | |||
Хинду | Ref. | ||
Other b | 0.06 | 0.03, 0.12 | <0.0001 |
Open in a separate window
OR, Odds Ratio; ДИ, доверительный интервал;
a Модель корректируется с учетом касты, смены пола и всех переменных, представленных в таблице,
b Включает мусульман, христиан, сикхов
В дополнение к входящей степени, шансы быть респондентом среди мужчин, идентифицирующих себя как рецептивная позиция МСМ, были на 66% ниже, чем шансы быть респондентом среди мужчин, которые идентифицируют себя как инсертивная позиция МСМ (ОШ 0,44; 95% ДИ 0,19, 0,99). Вероятность быть респондентом среди женатых мужчин была на 80% меньше, чем вероятность быть респондентом среди неженатых мужчин (ОШ 0,19; 95% ДИ 0,19, 0,99), а вероятность быть респондентом среди мужчин с неиндуистской религиозной принадлежностью. идентичности были на 94% меньше, чем шансы быть респондентом среди мужчин с индуистской религиозной идентичностью (ОШ 0,06; 95% ДИ 0,03, 0,12).
Мы обнаружили значительную разницу в степени между респондентами и нереспондентами после учета различий в индивидуальных атрибутах. Этот анализ показывает, что позиция неответивших в сети может иметь важное значение при рассмотрении потенциального влияния систематической ошибки, связанной с отсутствием ответов. Игнорирование социометрических показателей может привести к необъективным выводам, поскольку предполагается, что люди действуют независимо от людей в своих сетях. Предыдущая литература также показала, что отсутствие ответов участников может повлиять на расчет сетевой статистики. В частности, отсутствие ответа может привести к недооценке расчетов склонности людей устанавливать связи с другими людьми, похожими на них самих (ассортативность). (13)
Этот анализ был ограничен тем, что нельзя было оценить другие социометрические показатели, кроме входящей степени, из-за предубеждений, связанных с отсутствием информации о сетях нереспондентов. Некоторые отдельные категории атрибутов пришлось свернуть в многопараметрическом анализе из-за небольшого размера ячейки, что ограничивало количество подробностей, предоставляемых об этих переменных. Наконец, данные не были собраны в виде случайной выборки. Таким образом, результаты нельзя интерпретировать как репрезентативные для всех МСМ на юге Индии.
Наши открытия имеют значение для ряда областей. Помимо ВИЧ, анализ социальных сетей использовался для оценки сетевых факторов злоупотребления психоактивными веществами (14), самоубийств (15), курения (16), ожирения (17), романтических отношений (18), использования противозачаточных средств (19, 20). , и поведение врача. (21), (3) Систематическая ошибка отсутствия ответов должна оцениваться с точки зрения социометрических показателей и в этих областях. Наши результаты показывают, что после учета различий в индивидуальных характеристиках те, кто объективно более социально изолирован, могут иметь меньшую вероятность быть отобранными для научных исследований. Чтобы смягчить эту предвзятость, следует разработать стратегии найма, нацеленные на социально изолированных лиц, возможно, с помощью способов сбора данных в Интернете.
Эта работа финансировалась грантами Национального института здравоохранения R21HD068352 и R21AI098599.
MSM | Men who have sex with men |
CI | Confidence Interval |
OR | Odds Ratio |
Publisher’s Disclaimer: This is a PDF file of неотредактированная рукопись, принятая к публикации. В качестве услуги нашим клиентам мы предоставляем эту раннюю версию рукописи. Рукопись будет подвергнута редактированию, набору текста и рецензированию полученного доказательства, прежде чем она будет опубликована в ее окончательной цитируемой форме. Обратите внимание, что в процессе производства могут быть обнаружены ошибки, которые могут повлиять на содержание, и все правовые оговорки, применимые к журналу, относятся к нему.
1. Галеа С., Трейси М. Участие в эпидемиологических исследованиях. 2007: 1047–2797. (Распечатать). англ. [PubMed] [Google Scholar]
2. Freeman LC. Центральность в социальных сетях. Концептуальное уточнение. Социальные сети. 1979; (1): 215–39. [Google Scholar]
3. Валенте Т.В. Социальные сети и здоровье: модели, методы и приложения. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010. [Google Scholar]
4. Friedman SR, Kottiri BJ, Neaigus A, Curtis R, Vermund SH, Des Jarlais DC. Механизмы, связанные с сетью, могут помочь объяснить долгосрочные уровни серопревалентности ВИЧ-1, которые остаются высокими, но не приближаются к насыщению групп населения. Американский журнал эпидемиологии. 2000 15 ноября; 152(10):913–22. [PubMed] [Google Scholar]
5. Латкин К.А., Форман В. , Ноултон А., Шерман С. Нормы, социальные сети и рискованное поведение, связанное с ВИЧ, среди городских неблагополучных потребителей наркотиков. 2003. [PubMed] [Google Scholar]
6. Валенте Т.В. Сетевые вмешательства. Наука. 2012;337(49) [PubMed] [Google Scholar]
7. Schneider JCB, Ostrow DMS, Schumm P, Laumann EOFS. Смешение сетей и сетевые влияния, наиболее связанные с ВИЧ-инфекцией и рискованным поведением во время эпидемии ВИЧ среди чернокожих мужчин, практикующих секс с мужчинами. 2012. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Barefoot JC, Grønbæk M, Jensen G, Schnohr P, Prescott E. Разнообразие социальных сетей и риски ишемической болезни сердца и общей смертности: результаты исследования сердца в Копенгагене. Американский журнал эпидемиологии. 2005 г., 15 мая; 161 (10): 960–7. [PubMed] [Google Scholar]
9. Heckathorn DD. Социальные проблемы. 1997. Выборка, управляемая респондентами: новый подход к изучению скрытых групп населения. [Google Scholar]
10. Heckathorn DD. Социологическая методология. 2007. Расширения выборки, ориентированной на респондентов: анализ непрерывных переменных и контроль дифференциального набора. [Академия Google]
11. Шнайдер ЯЗА, Лауманн Э.О. Социальные науки и медицина. Новый сетевой подход к профилактике ВИЧ: социометрический выбор агента по обмену сверстниками. Под давлением. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Feld SL, Carter WC. Выявление систематической ошибки измерения в отчетах респондентов о личных сетях. Социальные сети. 2002;24(4):365–83. [Google Scholar]
13. Косинец Г. Последствия отсутствия данных в социальных сетях. Социальные сети. 2006; 28: 247–68. [Академия Google]
14. Валенте Т.В., Муттапа М., Галлахер М. Анализ социальных сетей для понимания злоупотребления психоактивными веществами: междисциплинарная перспектива. Употребление психоактивных веществ и злоупотребление ими. 2004; 39: 1685–712. [PubMed] [Google Scholar]
15. Bearman PS, Moody J. Самоубийства и дружба среди американских подростков. Американский журнал общественного здравоохранения. 2004; 94: 89–94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. Александр С., Пьяцца М., Мекос Д., Валенте Т.В. Сети сверстников и курение сигарет подростками: анализ национального лонгитюдного исследования здоровья подростков. Журнал здоровья подростков. 2001;(29): 22–30. [PubMed] [Google Scholar]
17. Кристакис Н.А., Фаулер Дж.Х. Распространение ожирения в крупной социальной сети за 32 года. Медицинский журнал Новой Англии. 2007; 357:370–9. [PubMed] [Google Scholar]
18. Bearman PS, Moody J, Stovel K. Цепи привязанности: структура романтических и сексуальных сетей подростков. Американский журнал социологии. 110:44–91. [Google Scholar]
19. Entwisle B, Rindfuss RD, Guilkey DK, Chamratrithirong A, Curran SR, Sawangdee Y. Сообщество и выбор противозачаточных средств в сельской местности Таиланда: тематическое исследование Nang Rong. Демография. 1996;33:1–11. [PubMed] [Google Scholar]
20. Валенте Т.В., Уоткинс С., Ято М.Н., Ван дер Стратен А., Цицоль Л.М. Ассоциации социальных сетей с использованием противозачаточных средств среди камерунских женщин в добровольных ассоциациях. Социальные науки и медицина. 1997; 45: 677–87. [PubMed] [Google Scholar]
21. Gross CP, Cruz-Correa M, Canto MI, McNeil-Solis C, Valente TW, Powe NR. Принятие абляционной терапии пищевода Барретта: когортное исследование гастроэнтерологов. Американский журнал гастроэнтерологии. 2002;97: 279–86. [PubMed] [Академия Google]
Инструмент, Валидность, Надежность | Research Rundowns
.pdf версия этой страницы
Часть I: Инструмент
Инструмент — это общий термин, который исследователи используют для измерительного устройства (опроса, теста, вопросника и т. д.). Чтобы было легче различать инструмент и инструментарий, считайте, что инструмент — это устройство и 9. 0013 контрольно-измерительные приборы — это порядок действий (процесс разработки, тестирования и использования устройства).
Инструменты делятся на две широкие категории, заполняемые исследователями и заполняемые субъектами, различающиеся теми инструментами, которыми пользуются исследователи, и теми, которые заполняются участниками. Исследователи выбирали, какой тип инструмента или инструментов использовать, основываясь на вопросе исследования. Примеры перечислены ниже:
Инструменты, заполненные исследователем | Готовые инструменты |
Оценочные весы | Анкеты |
Расписания интервью/инструкции | Контрольные списки для самоконтроля |
Учетные листы | Шкалы пространственного положения |
Блок-схемы | Инвентаризация личности |
Контрольные списки производительности | Тесты достижений/способностей |
Журнал регистрации времени и движения | Проекционные устройства |
Бланки наблюдения | Социометрические устройства |
Удобство использования
Удобство использования относится к легкости, с которой инструмент может быть использован, интерпретирован участником и оценен/интерпретирован исследователем. Примеры проблем с удобством использования:
- Студентов просят оценить урок сразу после урока, но до начала следующего урока остается всего несколько минут (проблема с администрацией).
- Учащихся просят вести контрольные списки своих внеклассных занятий, но инструкции сложны, а описания элементов запутаны (проблема с интерпретацией).
- Учителей спрашивают об их отношении к школьной политике, но некоторые вопросы сформулированы плохо, что приводит к низким показателям завершения (проблемы с оценкой/интерпретацией).
Вопросы валидности и надежности (обсуждаемые ниже) помогут решить проблемы с удобством использования. На данный момент мы можем выделить пять соображений юзабилити:
- Сколько времени займет администрирование?
- Указания понятны?
- Насколько легко набрать очки?
- Существуют ли эквивалентные формы?
- Сообщали ли другие пользователи о каких-либо проблемах?
Лучше всего использовать уже существующий инструмент, который многократно разрабатывался и тестировался, например, такой, который можно найти в «Ежегоднике ментальных измерений». Мы обратимся к тому, почему дальше.
Часть II: Срок действия
Валидность — это степень, в которой инструмент измеряет то, что он должен измерять, и работает так, как он предназначен. Редко, если почти невозможно, чтобы инструмент был на 100% валидным, поэтому валидность обычно измеряется в градусах. Как процесс валидация включает сбор и анализ данных для оценки точности прибора. Существует множество статистических тестов и мер для оценки достоверности количественных инструментов, которые обычно включают пилотное тестирование. Оставшаяся часть этого обсуждения посвящена внешней валидности и содержательной валидности.
Внешняя валидность — это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены из выборки в совокупность. Таким образом, установление вечной действительности инструмента следует непосредственно из выборки. Напомним, что выборка должна быть точным представлением совокупности, потому что общая совокупность может быть недоступна. Внешне валидный инструмент помогает получить обобщаемость генеральной совокупности или степень, в которой выборка представляет генеральную совокупность.
Действительность содержания относится к уместности содержания инструмента. Другими словами, точно ли измерения (вопросы, журналы наблюдений и т. д.) оценивают то, что вы хотите узнать? Это особенно важно при тестировании достижений. Учтите, что разработчик теста хочет максимально повысить достоверность модульного теста по математике для 7-го класса. Для этого потребуется взять репрезентативные вопросы из каждого из разделов модуля и оценить их по сравнению с желаемыми результатами.
Часть III: Надежность
Надежность можно рассматривать как согласованность. Всегда ли прибор измеряет то, для чего он предназначен? Невозможно рассчитать надежность; тем не менее, есть четыре общих оценщика, с которыми вы можете столкнуться при исследовании чтения:
- Надежность между оценщиками/наблюдателями : Степень, в которой разные оценщики/наблюдатели дают согласованные ответы или оценки.
- Тест-повторное тестирование Надежность : Согласованность показателя, оцениваемого с течением времени.
- Надежность параллельных форм: Надежность двух тестов, построенных одинаковым образом, из одного и того же содержания.
- Внутренняя согласованность Надежность: Согласованность результатов по элементам, часто измеряемая с помощью альфа-канала Кронбаха.
Связь между надежностью и валидностью
Надежность напрямую связана с валидностью измерения. Есть несколько важных принципов. Во-первых, тест можно считать надежным, но не валидным. Рассмотрим SAT, используемый в качестве предиктора успеха в колледже. Это надежный тест (высокие баллы связаны с высоким средним баллом), хотя и лишь умеренно достоверный показатель успеха (из-за отсутствия структурированной среды — посещаемости занятий, регулируемого родителями обучения и привычек сна — все это в целом связано с успехом).
Во-вторых, достоверность важнее надежности. Используя приведенный выше пример, поступающие в колледжи могут считать SAT надежным тестом, но не обязательно действительным показателем других качеств, к которым стремятся колледжи, таких как лидерские качества, альтруизм и гражданская активность. Сочетание этих аспектов, наряду с SAT, является более достоверным показателем потенциала абитуриента для выпуска, последующего социального участия и щедрости (пожертвований выпускников) по отношению к alma mater.
Наконец, самый полезный инструмент является и действительным, и надежным. Сторонники SAT утверждают, что это и то, и другое. Это умеренно надежный предсказатель будущих успехов и умеренно действительная мера знаний учащегося по математике, критическому чтению и письму.
Часть IV: Валидность и надежность качественных исследований
До сих пор мы обсуждали приборостроение в основном в связи с количественными измерениями. Установление валидности и надежности в качественном исследовании может быть менее точным, несмотря на проверки участников/членов, экспертную оценку (другой исследователь проверяет выводы исследователя на основе инструмента (Denzin & Lincoln, 2005) и множественные методы (ключевое слово: триангуляция ), убедительно используются.