Социометрия класса пример: Социометрия для школьников (образец)

примеры тестов для младших школьников, рекомендации по сбору и обработке данных

Дата: 22 мая 2016 Автор: Светлана Садова Рубрика: Школьная жизнь 0

Начальное общее образование предполагает четыре года обучения, во время которых не только формируются знания и умения детей, но и складываются навыки взаимодействия, познаются общечеловеческие ценности. Привить чувство коллективизма младшим школьникам несложно, если правильно построить воспитательный процесс. Благоприятная атмосфера в классе складывается из отношений учеников друг к другу, оценить которые можно с помощью социометрии.

Содержание

  • 1 Суть социометрических методик для начальной школы

  • 2 Подготовительный этап перед исследованием

  • 3 Проведение социометрии среди младших школьников

    • 3.1 Анкета

      • 3.1.1 Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

    • 3.2 Цветовая проективная социометрия

    • 3.3 Упрощённая проективная цветовая методика

      • 3. 3.1 Таблица: Значение выбранных цветов

    • 3.4 Цветовая непроективная методика

    • 3.5 Устный вариант теста

  • 4 Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Суть социометрических методик для начальной школы

Под социометрией понимают социально-психологический тест, направленный на выявление особенностей взаимоотношений внутри группы. В его основе лежит подход Дж. Морено, который выдвинул теорию о том, что психологическое состояние отдельной личности зависит от особенностей неформальных отношений ближайшего окружения: соотношения симпатий и антипатий. Другими словами, выявив место конкретного человека внутри коллектива, можно понять его проблемы.

Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно:

Метод широко используется для школьников разных уровней образования. Он основывается на теоретическом (воображаемом) выборе, который обязательно делают все члены группы. Особенностью социометрии является то, что ребёнка ставят в довольно непростую ситуацию, в которой он должен принять решение в пользу или против своих сверстников.

Сложность подобных эмоциональных ситуаций в начальной школе вызвана тем, что в этот период у детей отсутствует совместная деятельность. Они просто учатся вместе, сидят за партой. Общение чаще всего ситуативное, то есть зависит от конкретной ситуации. Ученикам сложно выбрать лидера в коллективе, но определить свои предпочтения всё-таки под силу. Именно поэтому социометрия в начальной школе помогает выявить целый ряд эмоциональных проблем внутри группы сверстников.

Дети начальных классов чаще всего оценивают сверстников именно с позиции успешности в учёбе и отношений учителя. Свой выбор ученики нередко объясняют отношением педагога. Высказывания «Его часто хвалит учитель», «Она всегда делает домашнюю работу хорошо», «Он самый прилежный ученик» и тому подобные утверждения характеризуют симпатии и антипатии преподавателя, а не самого ребёнка. Поэтому результаты социометрии помогут учителю ещё и пересмотреть своё поведение в классе, выстроив его правильно по отношению ко всем детям.

Подготовительный этап перед исследованием

Перед проведением мониторинга нужно дать её критериальное обоснование. Оно должно быть значимым и понятным всем участникам. В социометрических методиках применяются два типа критериев:

  1. Коммуникативный — отражает предпочтение участника («Кого бы ты выбрал?»).
  2. Гностический – определяет осознание участников своего положения в группе («Кто выбрал бы тебя?»).

Важным компонентом для планирования социометрии является также её цель. Если тест проводится для составления рейтинга и выявления лидера, то достаточно одинарного критерия. Например: «Кого бы ты выбрал командиром класса?», «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Этот вариант удобен для назначения старосты класса, командира детского отряда и так далее.

Разрабатывать анкеты необходимо с учётом того, каким будет исследование — устным или письменным — и с какой целью оно проводится

Если целью является определение партнёрских отношений, то рекомендуются двойные критерии. Например: «С кем бы ты хотел пойти в поход? А с кем бы ты не пошёл?». Такой подход применяется для определения эмоционального благополучия внутри классного коллектива. Социометрия в этом случае поможет не только определить предпочитаемых детей, но и выявить случаи отвержения на том этапе, когда эту проблему ещё возможно исправить.

Ещё одним важным моментом является параметрический критерий, определяющий количество выборов: от одного до полного отсутствия ограничений (можно выбрать всех).

Определив критериальную основу социометрии, приступают к разработке анкет. Исследование может проводиться письменно и устно. При первом варианте психолог лично беседует с каждым ребёнком, фиксируя его ответы по рейтингу: выбор 1, выбор 2, антивыбор 1 и так далее. Здесь важны два компонента:

  • кто выбирает;
  • кого выбирает.

Для письменного опроса разрабатывается анкета, в которой обязательным является указание своего имени, вопрос, понятный для ребёнка, и строчки с результатами ответов (выборов).

Проводит социометрию школьный психолог. Основная его задача на подготовительном этапе: создание благоприятных отношений с учениками класса. Для этого нужно провести совместно с детьми ряд занятий или мероприятий. Дети должны видеть в психологе собеседника, старшего товарища, но ни в коем случае ни администратора. Это необходимо для того, чтобы ученики не боялись ответить неправильно, а отвечали искренне. Нужно помнить, что сделать честный выбор — сложная эмоциональная ситуация для большинства детей в классе, особенно для непопулярных. Поэтому важно, чтобы ребёнок доверял взрослому.

Психологу желательно провести несколько мероприятий с детьми до того, как будет проводиться социометрия

Проведение социометрии среди младших школьников

Анкета

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.

Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся.

Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора – ценной для ребёнка. Например:

  • Кого ты хочешь (не хочешь) пригласить на свой день рождения?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
  • С кем бы ты хотел делать домашние задания?
  • С кем бы ты хотел дружить?
  • Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Важно настроить школьников только на самостоятельное заполнение анкеты

Таблицы: Примеры анкет для мониторинга

Вариант 1.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Выбор 1.______________________________________

Выбор 2.______________________________________

Выбор N ______________________________________

Вопрос 2:____________________________________

Ответ: …

Вариант 2.

Фамилия и имя ученика _______________________

Вопрос 1: ____________________________________

Ответ:

Фамилия ребёнка

Номер выбора

Вопрос 2: ____________________________________

Ответ: …

Цветовая проективная социометрия

Такой вариант социометрии проводится индивидуально. Для него потребуется специальное оборудование, а именно цветовое поле в виде шахматной доски: 5Х5 рядов из 13 цветовых и 12 белых квадратов. Сама методика предполагает сложную систему выборов через фишки и цветовую доску. Однако такой способ сложен для младших школьников, поэтому рекомендуется использовать упрощённую методику.

Упрощённая проективная цветовая методика

Детям даётся список учащихся класса, цветные карандаши (карточки). Перед ребёнком раскладываются несколько цветов и предлагается выбрать самый приятный, а затем ученик должен совместить этот оттенок с кем-то из одноклассников. Это позволяет определить эмоциональное отношение к выбору.

Таблица: Значение выбранных цветов

Цвет

Значение при выборе

Синий

Стремление к избеганию конфликта с человеком. Привлекательны совместные игры и интересы. В отношениях может быть дистанция.

Жёлтый

Авторитетный, значимый ученик. Стремление быть ближе к нему, быть похожим на него.

Зелёный

Ощущение спокойствия и удовлетворённости от этого человека.

Серый

Признание достоинства сверстника с одновременным недовольством характерными особенностями: мелочностью, занудливостью, излишней опекой. Ребёнок привлекает и одновременно отталкивает.

Чёрный

Притягивает недосказанностью, таинственностью. Возможно, манит как противоположное.

Оранжевый

Удивляется некоторым действиям этого лица. Неопределённое отношение. Ожидание благоприятных связей, ощущение перспектив.

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию человека. Скорее всего, терпение.

Коричневый

Инертное (равнодушное) отношение к ученику.

Розовый

Проявляет интерес. Находит удовлетворение в процессе общения.

Цветовая непроективная методика

Детям предлагается таблица со списком детей и пустых клеточек для определения выбора. Варианты интерпретации цвета записываются на доске, отдельной карточке или самом бланке в виде инструкции.

Толкования цветового анализа:

  • красный — «нравится»;
  • розовый — «симпатичен»;
  • оранжевый — «с ним интересно»;
  • жёлтый — «общаюсь»;
  • зелёный — «в принципе, я рад за его успехи»;
  • синий — «безразличен»;
  • серый — «не нравится»;
  • чёрный — «я ненавижу этого человека (он мне неприятен)».

Задачей ребёнка является раскрасить клеточку напротив каждой фамилии в зависимости от интерпретации цвета.

Устный вариант теста

Суть этого метода близка к анкетному варианту, но проводится тест устно. Для этого ребёнку предлагается список детей с фотографиями, чтобы ребёнок не забыл о каком-то однокласснике и результаты социометрии были достоверными. Затем задаются вопросы и фиксируются варианты ответов в специальном протоколе.

Обработка результатов и их интерпретация (выводы)

Пример социограммы, составленной после проведения теста

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица — таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования.

  • Внутренний круг фиксирует «звёзд» – детей с самым большим числом выборов.
  • Второй круг — предпочитаемых (вторые по уровню показатели).
  • Третий круг — игнорируемых (оттеснённых) детей;
  • Четвёртый круг — изолированных одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).

Выяснить наличие внутренних групп поможет наличие чёткой подструтктуры взаимных выборов. Педагогу нужно обратить на это внимание.

Социометрия — широко используемая адаптированная для разного возраста методика. Для того чтобы осуществлять грамотную коррекцию в классном коллективе, нужно проводить исследование 2–3 раза в год и на основе анализа результатов планировать воспитательную и образовательную деятельность.

  • Автор: Светлана Садова
  • Распечатать

Психолог с опытом работы, преподаватель педагогики и психологии, копирайтер.

Оцените статью:

(30 голосов, среднее: 3.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

Варианты социометрии для дошкольников и младших школьников

В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших школьников определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Капитан корабля

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

  3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

  4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений.

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик.

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

  2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

  3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Сумма + выборов

Юра К.

ХХХХХХ

0

Боря Ж.

+

ХХХХХХ

+

+

+4

Инна Г.

ХХХХХХ

+1

Света Ч.

+

+

ХХХХХХ

+2

Коля И.

ХХХХХХ

0 (-3)

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.

  • Предпочитаемые – дети, получившие один — два положительных выбора.

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник(для детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении.

При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В Iчасти исследуются отношения со сверстниками, воII– отношения в семье, вIII– отношения с воспитателями, учителями, вIY– отражается значимость образа воспитателя, учителя, вY– исследуется референтная группа ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

I.

  1. С кем ты обычно играешь?

  2. С кем тебе нравится играть больше всего?

  3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

  4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

  5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

  6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

  7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

  8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

  9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

  10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II

  1. С кем ты любишь играть дома?

  2. С кем ты не любишь играть дома?

  3. С кем ты любишь заниматься дома?

  4. С кем ты не любишь заниматься дома?

  5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

  6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

  7. С кем ты любишь гулять?

  8. С кем ты любишь вместе обедать?

  9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

  10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

  1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

  2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

  3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

  4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

  5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

  6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

  7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

  8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

  9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

  10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IY

  1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

  2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

  3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

  4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)?

  5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

  6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

  7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

  8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

  9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

  10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

Y

  1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

  2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

  3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

  4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

  5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

  6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

  7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом?

  8. С кем бы ты поделился конфетой?

  9. На кого ты хотел бы быть похожим?

  10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

Социометрический статус пэра | Подростковая психология

Статус подростка среди сверстников будет влиять на его членство в группах сверстников и на его способность заводить друзей. Социометрический статус  – это измерение, отражающее степень симпатии или неприязни к кому-либо со стороны сверстников как к группе. В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, определяющих его характеристик и долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.

Наиболее часто используемая социометрическая система, разработанная Coie & Dodge (1988), просит детей оценить, насколько они любят или не любят каждого из своих одноклассников, и использует эти ответы для классификации их на пять групп.

Рисунок 11.3.1. Социометрические статусы сверстников.

Популярные подростка нравятся многим сверстникам и не нравятся немногим. Эти люди обладают навыками социального взаимодействия и поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, общительны и чувствительны к другим. Они способны быть напористыми, но не агрессивными, поэтому могут получить то, что хотят, не причиняя вреда другим. Среди этой группы могут быть различные уровни популярности:

  • Принятые подростки являются самой распространенной подгруппой среди популярных. Хотя они, как правило, нравятся, они не так притягательны, как очень популярные дети.
  • Очень популярные подростки из очень харизматичны и привлекают к себе сверстников.

Отклонено подростка считаются отклоненными, если они получают много отрицательных номинаций и мало положительных. Эти люди часто имеют плохую успеваемость и больше проблем с поведением в школе. Они также подвержены более высокому риску преступного поведения и проблем с законом. У этих детей чаще диагностируют СДВГ, расстройство поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Они склонны к изоляции, одиночеству и подвержены риску депрессии. Отверженную молодежь можно разделить на два типа:

  • Агрессивно-отверженные подростка проявляют враждебное и угрожающее поведение, проявляют физическую агрессию и разрушительные действия. Они могут запугивать других, отказываться от дружбы, игнорировать и исключать других. Хотя их не хватает, они склонны переоценивать свою социальную компетентность.
  • Замкнутые-отверженные подростки социально замкнутые, осторожные, робкие, тревожные в социальных ситуациях и неуверенные в себе. Они рискуют подвергнуться издевательствам.

Люди, которые нравятся многим сверстникам, но также не нравятся многим, обозначаются как спорный . Эта группа может обладать характеристиками как популярной, так и отвергнутой группы. Эти люди, как правило, агрессивны, разрушительны и склонны к гневу. Однако они также могут быть кооперативными и социальными. Они часто социально активны и являются хорошими лидерами группы. Их сверстники часто считают их высокомерными и снобами.

безнадзорных подростка считаются безнадзорными, если они получают мало положительных или отрицательных номинаций. Эти дети не особенно нравятся или не нравятся сверстникам и, как правило, остаются незамеченными. В результате они могут быть изолированы и особенно избегать конфронтации или агрессивных взаимодействий. Эта группа, как правило, преуспевает в учебе.

Наконец, средних подростка обозначены как таковые, потому что они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций. Они нравятся небольшой группе сверстников, но не очень многим не нравятся.

Рисунок 11.3.2. Социометрические статусы и характеристики сверстников.

Популярность

Что делает подростка популярным? Несколько физических, когнитивных и поведенческих факторов влияют на популярность. Во-первых, подростки, которых считают физически привлекательными, как правило, пользуются большей популярностью среди сверстников. Когнитивные особенности также имеют значение. Люди, которые демонстрируют более высокий интеллект и преуспевают в учебе, как правило, больше нравятся. Кроме того, предпочтение отдается тем, кто может принять чужую точку зрения и продемонстрировать навыки решения социальных проблем. Подростки, которые могут управлять своими эмоциями и вести себя соответствующим образом, получают более высокий статус. Наконец, подросткам нравятся уверенные в себе, но не тщеславные сверстники.

Вмешательства

Что можно сделать, чтобы помочь подросткам, которых не любят? Безнадзорным подросткам обучение социальным навыкам и поощрение их к участию в мероприятиях может помочь им стать заметными для своих сверстников и завести друзей. Отвергнутым подросткам может понадобиться поддержка, чтобы помочь справиться с гневом, преодолеть тревогу и справиться с депрессией. Эта группа также может извлечь пользу из обучения социальным навыкам, чтобы научиться социальной компетентности и обрести уверенность.

Международный журнал исследований в области образования и науки

Международный журнал исследований в области образования и науки.

E-ISSN: 2348 — 6457
P-ISSN: 2349 — 1817

png»> Текущий выпуск

Темы

Отправить документы

Плата за публикацию

Редколлегия

Индексация

png»> Архив

Присоединяйтесь к нам

Свяжитесь с нами

Добро пожаловать в IJESRR

Добро пожаловать в «Международный журнал исследований в области образования и науки»

(Импакт-фактор IJESRR.Journal: 5.12.)

IJESRR — международный журнал с двойным рецензированием и рецензированием за рубежом. Международный онлайн-журнал, целью которого является публикация рецензируемых оригинальных исследовательских работ в области прикладных и гуманитарных наук.

Добавить комментарий