2. Понятие культуры. Культура как совокупность норм
Особенностью человеческой жизни и существования является то, что человек живет не в природной, естественной среде, а в среде, которую он сам создал и произвел. Его окружает материальный мир, состоящий из городских улиц и зданий, мостов, транспорта, обработанной земли. Даже леса не являются девственными, но каким-то образом уже размеченными, как-то обработанными, каждое дерево на учете у лесничества; и животные учтены, например, лоси обсчитаны и зарегистрированы, реки и ручьи нанесены на карты. Дети, рождаясь, сразу оказываются в родильных домах, под присмотром врачей, затем попадают в квартиру, их воспитывают, учат держать ложку, пользоваться постелью и т.д.
Таким образом, человек в течение своей жизни не имеет или почти не имеет непосредственного контакта с природой как таковой, он живет и существует в некотором искусственном мире, или в мире так называемой второй природы, или, по-другому, в мире человеческой культуры.
Слово “культура” появилось в Древнем Риме и первоначально имело значение возделывания земли, а также воспитания и образования, то есть речь идет о переработке того, что дано природой. И эту культуру каждый индивид должен освоить, чтобы стать полноправным членом общества. Теперь дадим современное определение культуры.
Культура – это все то, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.
Таким образом, можно выделить два момента. Во-первых, культура – это то, что производится человеком: продукт, товар, идея, знание.
Во-вторых, культура – это то, что усваивается обществом и принимается членами общества.
Эти два условия должны присутствовать вместе, чтобы нечто могло стать частью культуры. Если то, что создается человеком – книга, материальная вещь, идея, – не будет принято обществом, то это и не станет частью культуры.
Поэтому многие изобретения целыми столетиями ждали своего часа, чтобы стать частью культуры. Например, еще в Древней Греции был открыт принцип паровой машины, но на эти устройства смотрели как на никому не нужные безделушки. И лишь в условиях капиталистического общества, когда начала развиваться промышленность и целью производства стала прибавочная стоимость, паровая машина была снова изобретена и пущена в ход, став неотъемлемым элементом культуры данного общества.
Культура представляет собой единство материальных и нематериальных элементов. Материальные элементы – это инструменты, орудия, мебель, автомобили, здания. В спортивных играх это – мяч, соответствующая одежда, спортивная площадка, соответствующее оборудование. В науке – это авторучка, компьютер, бумага, синхрофазотроны, другое оборудование. В искусстве – книги как особые вещи, произведения искусства в виде картин, состоящих из рамы, холста, определенным образом наложенных красок, инструменты и т.д.
Принято считать, что главным богатством общества являются материальные ценности: полезные ископаемые – нефть, газ, лесные ресурсы, плодородные земли, а также различные строения – здания, мосты, дороги, оборудование, средства производства – станки, техника и т.д., так как первичным считается то, что можно потрогать, ощутить, осязать, то есть все материальное.
Но оказывается, общество может потерять значительные материальные богатства в ходе разрушительной войны, могут быть уничтожены заводы, города, оборудование, мосты и т.д. Однако если обществу удалось сохранить знания и умения, а главное – людей, которые знают и умеют, обладают талантами и способностями, удалось сохранить хорошую систему образования, то такое общество может в короткое время все разрушенное восстановить и воссоздать в более лучшем виде. Если остались знания и умения, то все материальное можно воссоздать.
Но если в результате бездумной политики или репрессий исчезнут образованные люди, талантливые личности, будет в результате непродуманных реформ разрушена система образования, то рано или поздно вся материальная культура начнет разрушаться, техника ржаветь и общество начнет деградировать.
Представим себе, что в порядке гуманитарной помощи в современную Россию завезли безвозмездно самую совершенную технику, компьютерную систему, охватывающую все общество, кто-то понастроил нам великолепные дороги и завалил нас едой и предметами ширпотреба – одеждой, бытовой техникой и т.п. Но население осталось прежним, и множество людей по-прежнему с утра ищет, где бы опохмелиться, а рабочие по-прежнему способны выполнять лишь одни и те же повторяющиеся операции на конвейере. И ясно, что вся великолепная техника начнет простаивать, устаревать, разрушаться, будет растащена и распродана. Какая-то часть ее вернется теми или иными путями в те страны, из которых она была вывезена. Известно, например, что неудачи с введением рыночной экономики в России в значительной степени связаны с особенностью русского менталитета, для которого характерным является коллективизм, умение не высовываться, отсутствие привычки действовать на свой страх и риск, опираться на собственные таланты, на личное мнение
А теперь представим, что в Японии вся материальная культура разрушена страшным землетрясением.
Итак, можно сделать вывод, что нематериальные элементы культуры выступают определяющим началом по отношению к материальным элементам культуры.
Носителем определенной культуры является этнос или нация. Поэтому можно говорить о русской культуре, или французской, или немецкой, или калмыцкой. В то же время границы определенной культуры не всегда совпадают с границами определенного общества. Так, общей нормой европейских обществ, таких как Англия, Франция, Германия, является господство римского права как важного элемента культуры. Но основные идеи римского права были разработаны еще в античные времена в Римской империи. В то же время в рамках одного и того же общества могут сочетаться элементы разных культур. Например, в России сосуществуют и переплетаются культуры множества наций, можно говорить о соединении православной и исламской (Татарстан, Северный Кавказ) культур в одном социальном пространстве.
В своей социальной жизни индивиды создают определенные образцы поведения, которым достаточно большая часть общества постепенно начинает подчиняться и принимать эти образцы за нечто само собой разумеющееся. Например, может быть выдвинута в качестве детали одежды какая-то новая особенность, которая сначала воспринимается всеми как что-то даже раздражающее, или по крайней мере ни для кого необязательное. Но со временем все большее количество людей перенимает новинку в одежде, и на каком-то этапе эта новинка становится обычной и привычной нормой для большинства.
Так происходит с модой на определенные галстуки – узкие или широкие, на шляпы – с большими или малыми полями. В романе Стругацких “Трудно быть богом” герой, землянин, работает наблюдателем цивилизации на одной из далеких планет, он вращается в высшем свете того общества. И ему очень неудобно обходиться без носового платка, который еще не был изобретен в той цивилизации. И тогда герой вводит специально моду на носовой платок.
В общем случае культурные нормы возникают как средство согласования поведения больших масс людей. Это согласование необходимо, чтобы было возможно общение и сотрудничество в обществе. И для этого вырабатываются общие представления о том, как действовать правильно и что значит действовать неправильно. Таким образом, в любом обществе необходимо создается множество общепринятых шаблонов поведения, избавляющих индивида от необходимости каждый раз думать, как поступить в том или ином случае.
То есть культурные нормы позволяют как бы автоматизировать поведение людей, делать это поведение в значительной степени машинальным. Можно сказать, что культурные нормы придумываются и изобретаются для облегчения жизни больших масс людей.
Например, при встрече мы обмениваемся рукопожатием, а придя в магазин, встаем в очередь, и это гораздо удобнее для совершения покупки, чем если бы каждый лез без очереди, надеясь на свои кулаки. Люди даже могут и не знать историю происхождения той или иной нормы, но машинально ей следуют. Так, обычай при встрече протягивать правую руку возник в древние времена, он означал, что правая рука свободна от оружия и, следовательно, человек мирно настроен.
Дадим определение культурной норме. Такие нормы в литературе еще называют социальными.
Культурные, или социальные, нормы есть совокупность ожидаемых стандартизированных способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.
Можно сказать, что культурные нормы основаны на молчаливом согласии людей действовать в определенных ситуациях именно так, а не иначе.
В связи с изменениями в обществе могут меняться и культурные нормы, если они становятся неудобными или бесполезными. Сейчас, например, женщины не носят больших платьев с корсетами, которые можно надеть только при помощи прислуги, потратив на это значительный промежуток времени. Дело в том, что ускорился ритм жизни, женщины участвуют в общественном производстве, в бизнесе, в политике и не могут тратить полдня на переодевания. Да и в автомобиле удобнее сидеть за рулем в одежде более спортивного типа, чем в той, в которой лучше присутствовать на балу.
Некоторые нормы меняются достаточно быстро и легко – если норма касается ежедневного поведения отдельных личностей, скажем, нормы этикета. Но если норма управляет важными и обширными сферами социальной жизни, например, речь идет о государственных законах, религиозных традициях, нормах языка и речи или нормах экономической деятельности, то изменение таких норм требует больших усилий, и принятие этих изменений членами общества может оказаться очень болезненным.
Например, для многих граждан России, привыкших в течение советских десятилетий полагаться на заботу партии и правительства, отказ государства гарантировать каждому члену общества работу, а затем и зарплату, жилье в обмен на длительный стаж работы на одном месте представляется как своего рода предательство. Ходил-ходил на один и тот же завод в течение двадцати лет, и вдруг завод оказался никому не нужен, его продукция, видите ли, не имеет спроса. Перешли, видите ли, к рынку, а там другие нормы и законы. И весь прежний стаж уже ни при чем.
Среди культурных норм можно выделить различные разновидности. Сначала перечислим их по возрастанию степени значимости, затем кратко охарактеризуем. Итак, культурные нормы – это привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, законы, ценности.
Привычка – установившаяся в результате регулярного повторения схема поведения в определенных ситуациях. Например, привычка рано вставать по утру, заниматься гимнастикой, пить чай с молоком по утрам, выкурить сигарету после обеда. Привычки бывают индивидуальные и коллективные; например, очень многие привычно закрывают за собой дверь, входя в помещение, а не хлопают ею, принято спать лежа, не выражаться грубо при женщинах и т.д. Часто привычки соблюдаются бессознательно. Большинство из них не вызывает ни одобрения, ни осуждения у окружающих. Они есть, так сказать, личное дело конкретного человека.
Но встречаются так называемые вредные привычки – грызть ногти, громко разговаривать, перебивать собеседника в разговоре. Часто достаточно помочь человеку посмотреть на себя со стороны, чтобы он смог побороть в себе вредную привычку. Одной девушке с обгрызенными ногтями предложили представить, что кому-то из мужчин придет в голову поцеловать ей руку при встрече, и что он тогда увидит? И привычка грызть ногти исчезла сама собой.
Манеры – это формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры есть продолжение наших привычек. Они отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов от простонародья. Можно, например, говорить о манере ходить всегда опрятно одетым. Рассказывают, что Чехов даже в домашней обстановке всегда был одет в костюм с белой рубашкой и галстуком. А у других есть манера читать газету за обедом. Другие примеры – целовать руку даме, говорить изысканные комплименты, приподнимать шляпу, здороваясь.
Манеры характеризуют обычно небольшие группы людей.
Обычай – это своего рода коллективные привычки, то есть порядок поведения, свойственный большим общностям людей. Например, обычай гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим. Обычай – это массовые образцы действий, одобренные обществом; это то, что рекомендуется выполнять, чтобы тебя признавали членом данного общества. Если человек нарушает обычаи, то к нему применяются санкции – неодобрение, порицание, бойкот. Роль обычаев как регуляторов общественной жизни является особенно существенной для так называемых традиционных обществ. В современном обществе, в котором жизнь индивидов становится все более независимой, обычаи теряют свою определяющую роль.
Традиции – это привычки и обычаи, которые переходят от одного поколения к другому. Это то, что считается законным и должным в силу того, что так было в прошлом. Говорят: не при нас заведено, не нам это и прекращать. Например, традиция русского хлебосольства.
Церемония – действия, наделенные символическим значением, призванные подчеркнуть социальный статус данного лица или обозначить изменение его социального статуса. Если церемония состоит из тщательно распланированных жестов и слов, которые нельзя произвольно менять, то речь идет о ритуале. Но часто церемония и ритуал рассматриваются как синонимы.
Например, ритуал, или церемония, бракосочетания, где есть символическое действие обмена кольцами. Данный ритуал обозначает изменение статуса двух людей: один из них превращается в мужа, другая в жену. Ритуал крещения ребенка – ряд символических действий, означающих принятие ребенка в христианскую веру.
Этикет – это принятая для определенного социального слоя людей система правил поведения. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Раньше этикет характеризовал высшие слои общества. Теперь он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Это, например, умение вести себя за столом, поддерживать разговор, спорить с противником не переходя на личности. Этикет – это не отдельный жест или отдельная привычка, но вся совокупность поведения в определенной ситуации. Например, вы пригласили симпатичного вам человека провести вместе вечер. Воспитанный человек все это время будет вести себя по определенным правилам: при встрече, во время нахождения за столиком в кафе, во время танца, при провожании домой, при прощании. В этом смысле поведение воспитанного человека вполне предсказуемо. Тут есть и отрицательные стороны: иногда рядом с таким человеком становится просто скучно. Но с другой стороны, ясно, что такой человек не выкинет внезапно ничего неподобающего, с ним спокойно и хорошо.
Нравственные нормы – обычаи, имеющие моральное значение. Это то, что считается должным с точки зрения жизненных интересов и сохранения данного социального порядка. Скажем, не очень важно, если человек неправильно использует за едой ложку или вилку, хотя, конечно, на него могут посмотреть с неодобрением. Но существенно важно для общества выполнение тех норм, на которых основано благополучие семьи как важнейшего социального института. Поэтому считается безнравственным, если женщина бросает семью, ребенка, уходит от мужа. Безнравственна трусость, непорядочность, лживость, так как разрушается основа самого существования общества.
В то же время и в нравственных нормах есть момент относительности и условности. В одних обществах безнравственным считается, если у женщины открыты на людях лицо, лодыжки и запястья. Быть одетым в купальник-бикини на пляже в европейских обществах не считается безнравственным, но точно также быть одетым на работе или в театре многие сочтут аморальным.
От нравственных норм нужно отличать законы. Законы – это такие нормы, исполнение которых регулируется принудительно с помощью государственных органов, таких как полиция, суд, колонии для преступников. Опыт показывает, что законы действуют эффективно, когда соответствуют нравственным нормам, обычаям и традициям данного общества. Например, безалкогольный указ в Советском Союзе продержался недолго и затем незаметно перестал действовать, хотя официально его не отменяли. Дело в том, что он вошел в противоречие с русскими обычаями, связанными с употреблением спиртных напитков.
Но с другой стороны, закон, даже вначале противоречащий традициям общества, может постепенно быть принятым обществом, если ведется соответствующая разъяснительная работа и общество начинает само ощущать выгоды от действия данного закона. Дело в том, что сами законы могут приводить к изменению противоречащих им нравственных норм. Скажем, принятие в России законов о введении частной собственности в известной степени противоречит традициям коллективности, принятым издавна на Руси. Но ясно, что все больше людей сейчас не согласилось бы на то, чтобы их приватизированные квартиры, садовые участки, гаражи снова стали общественной или государственной собственностью. И многие бы не захотели вернуться к запретам на свободное хождение валюты, к запрету на предпринимательскую деятельность и т.д.
Наконец, необходимо остановится на таком понятии, регулирующем жизнь определенной культуры и общества в целом, как ценности.
Ценности – это разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, честь, патриотизм, романтическая любовь, красота, дружба и т.п. Ценности – это то, по поводу чего бессмысленно спрашивать “для чего?”. Это то, что выступает целью само по себе. Например, бессмысленно спрашивать, для чего быть честным, или добрым, или порядочным. Необходимо быть честным ради честности, добрым ради самого добра.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей данного общества. В разных обществах ценности могут быть различными. Для одного общества ценностью может быть коллективизм, для другого – индивидуализм. В то же время человечество в ходе своей истории выработало так называемые универсальные ценности, выраженные в заповедях “не кради”, “не прелюбодействуй”, “чти родителей”, “не сотвори кумира”, “не убий” и т.д.
Человек может повести себя вопреки тому, что предписывает определенная ценность, но это означает, что он все же будет осмысливать свой поступок как нарушение того, что должно быть, то есть как грех. И потом может стремиться этот грех как-то искупить. Даже убийство при необходимой самообороне, которое может быть не признано законом в качестве преступления, все же должно осмысливаться как грех, хотя и вынужденный. И поэтому все равно необходимо покаяние, искупление и т.д.
Социальные нормы поведения человека в обществе: понятие и виды
Время чтения: 4 мин. 15 сек
Бесплатный пробный день
в Онлайн Гимназии №1
Содержание статьи:
- Понятие социальных норм
- Основные функции
- Разновидности социальных норм
В любом обществе существуют специальные нормы и правила, которые приняты конкретно здесь и помогают данному обществу функционировать. Это и есть социальные нормы. С их помощью есть возможность регулировать поведение людей и устанавливать определённые рамки приемлемого и неприемлемого поведения.
Понятие социальных норм
Нормы и правила поведения людей в обществе меняются в зависимости от многих факторов, но в любом случае они определяют ответственность каждого члена социума, а также помогают оценить действия членов социума с точки зрения их изначальных целей и получившихся в итоге результатов.
Важно понимать, что совокупность норм поведения человека в обществе только тогда может считаться социальной, когда она закрепляет типичное оценочное суждение – хорошо такое поведение или плохо, возможно или невозможно, морально или аморально. Из начальных оценок как следствие вытекает предписание, а затем итоговый результат. Например, воровство недопустимо, а значит воровать плохо и тот, кто в обществе ворует должен быть в любом случае наказан.
Существует несколько определенных нюансов, под влиянием которых чаще всего и формируются социальные нормы:
- конкретный период в истории;
- уровень развития технического и культурного в обществе;
- общая геополитическая обстановка.
Развитие в каждый исторический период порождало за собой и изменение социальных норм, но важно помнить, что всегда этот процесс происходил постепенно, а не сразу.
Следующими устойчивыми признаками социальных норм является их признаваемость и поддерживаемость в рассматриваемой группе. Вне зависимости от того, в какой группе такие нормы образуются, у них есть следующие узнаваемые черты:
- функция регулировки общественных отношений;
- адресованность для определенных людей или объединений;
- определение с их помощью границ должного и возможного;
- основная цель – упорядочить и структурировать общественные отношения;
- не имеют срока действия;
- касаются лишь отношений между людьми.
Многочисленность и разнообразие таких стандартов связано не только с разнообразием отношений, но и с их неопределенностью. Именно поэтому социальные нормы классифицируются на такое большое количество типов и видов.
Основные функции
Социальные нормы поведения человека в обществе созданы из многочисленных элементов. Особенность этих элементов в том, что у них есть возможность изменяться в широких пределах. Существует разница между общественной волей, социальной необходимостью и квазинормой. В последнем случае речь идет о грубом и насильном связывании свободы действий. В момент когда общество начало стремительно развивать произошло и изменение общественный норм поведения.
Основные функции данного процесса заключены в этих нюансах:
- личность социализируется сама и при этом регулируется ход общей социализации;
- мотивация, а также оценивание поведения личности;
- интеграция в социальное окружение;
- контроль над отклоняющимся типом поведения.
При этом стоит помнить, что функции социальных норм поведения не являются полностью самостоятельными, поскольку им приходится взаимодействовать с прочими стандартами. Основывается описанный процесс чаще всего изначально на добровольном и сознательном сотрудничестве людей, которым выгодны данные нормы как признак стабильности, согласия и прогресса в конкретном обществе.
Разновидности социальных норм
В современности существует несколько разновидностей базовых социальных норм:
- Нормы права – они относятся к обязательным нормам, выполнение которых охраняется государством. Это формально-определенные виды социальных норм.
- Нравственные и моральные нормы. Это определенные правила поведения, стандарты, которые определяют понятия людей о долге, чести, морали, добре и зле, а также о прочих нравственных принципах.
- Нормы обычаев. Это усиленная в несколько раз привычка, которая сложилась в социуме.
- Ритуалы и церемонии – это типы поведения, которые нужны, чтобы вселить в члена социума определенные чувства или эмоции, например, поднятие флага или исполнение гимна.
- Обряд. По сути то же самое, что ритуал, но только с более глубоким воздействием на человека.
- Корпоративные типы норм – необходимы для работы различных общественных организаций и всегда закрепляются в их уставах.
- Религиозные нормы. Это нормы, которые основаны на существовании различных Высших сил и содержатся они в религиозной литературе, а также в сознании верующих.
- Нормы социального этикета. У них самая важная цель – облегчить жизнь людей и общение друг с другом. Создаются такие нормы поведения чаще всего стихийно.
При существовании государственной власти начинают появляться еще и политические нормы, которые настраивают стабильные отношения между группами населения, классами, партиями и политическими прослойками.
1
Было полезно17 281Просмотры
Поделиться Оставить комментарийПримеры и рекомендации по формированию командного поведения
Наше поведение как в личных, так и в профессиональных ситуациях обычно регулируется набором неписаных правил, известных как «социальные нормы».
В личных ситуациях нормами являются слова «пожалуйста» и «спасибо», взгляд собеседника в глаза при разговоре и не перебивание его во время разговора. Мы усваиваем эти нормы с раннего возраста и склонны подсознательно придерживаться их на протяжении всей жизни.
Хотя эти нормы применимы и к профессиональной среде, это не единственные нормы, которых необходимо придерживаться. На самом деле, чтобы команды могли хорошо работать вместе, должны быть согласованы конкретные модели поведения, чтобы члены команды знали, чего от них ждут и чего они могут ожидать друг от друга.
Они также помогают принимать решения и решать проблемы.
Но как команды определяют эти нормы? И как они внедряют это командное поведение в свою повседневную работу до такой степени, что оно становится привычкой?
В этой статье мы более подробно рассмотрим командные нормы, объясним связь между командным поведением и эффективностью команды и приведем примеры командных норм на рабочем месте.
Что такое командные нормы?
Harvard Business Review определяет командные нормы следующим образом:
«Набор соглашений о том, как члены [команды] будут работать друг с другом и как группа будет работать в целом. Такое согласованное поведение позволяет команде повысить коллективную [командную] производительность за счет здоровых дискуссий и ясности целей и ролей».
Командные нормы — это правила, установленные командой в отношении того, как члены команды будут взаимодействовать, общаться и вести себя, например, на собраниях.
Они способствуют более эффективному принятию решений, дают четкие представления о том, как все члены команды взаимодействуют и работают в команде, а также обеспечивают эффективную адаптацию новых членов команды.
Командные нормы важны, потому что они делают ожидаемое поведение предельно ясным для всех членов команды, что, в свою очередь, предотвращает конфликты и недопонимание.
Связь между командным поведением и эффективностью команды
В исследовании 2006 года Ван ден Босше изучил, как команды формируют общие убеждения в среде совместного обучения, и обнаружил, что групповое обучение улучшает воспринимаемую производительность команды.
Это было подтверждено исследованием van Emmerik et al, которое показало, что поведение в команде положительно связано с эффективностью команды.
По существу, согласование набора командных поведений или «норм» устанавливает здоровые границы для командных отношений, а формальное определение этих ожидаемых поведений может принести пользу всей команде.
Но не только команды, работающие в личном кабинете, улучшают свою производительность в соответствии с четко определенными нормами. На самом деле командные нормы также важны для виртуальных или гибридных команд.
Почему?
Потому что, когда все работают удаленно, установление доверия может занять больше времени.
А когда доверие высокое, общая производительность проекта, удовлетворенность команды, эффективность и сплоченность команды улучшаются.
Пример командных норм на рабочем месте
Итак, как же выглядят командные нормы на рабочем месте? Другими словами, какие правила часто используются для управления командами?
Чуть ниже мы включили список (неполный) предложений:
- Относитесь друг к другу с достоинством и уважением
- Активно слушать
- Будьте открыты ко всем предложениям
- Не играйте в игры — избегайте офисной политики
- Всегда иметь расширенную повестку дня встречи
- Поощряйте конструктивное молчание
- Практика и развитие самосознания
- Отмечать достижения
- Запрещается встречаться по пятницам после 12:00
- Начинать встречи вовремя
- Не жалуйтесь, не предложив хотя бы два решения
Как установить командные нормы
Прежде чем мы перейдем к тому, как установить командные нормы, давайте начнем с разъяснения того, что командные нормы не должны быть сухими или формальными. Самое главное — убедиться, что каждый в команде имеет право голоса в их создании.
Это означает, что вся команда должна внести свой вклад и согласовать список.
Другими словами, менеджеры не должны навязывать поведение сверху вниз, по крайней мере, если вы хотите, чтобы оно оставалось неизменным.
Упражнение по установлению командных норм
Предложите своим менеджерам выполнить это упражнение со своей командой:
1. Пусть каждый член команды подумает о САМОЙ ХУДШЕЙ команде, в которой он когда-либо был, будь то на рабочем месте, в качестве волонтера или даже в спортивной команде. Единственное требование состоит в том, чтобы это была команда, члены которой зависели друг от друга.
2. Попросите каждого члена команды написать, что сделало эту команду такой ужасной. Пусть они будут как можно более конкретными.
3. Попросите каждого члена команды поделиться своим опытом с остальными членами команды.
4. После этого пусть каждый член команды подумает о САМОЙ ЛУЧШЕЙ команде, частью которой он когда-либо был.
5. Попросите их написать, что сделало эту команду такой замечательной, опять же как можно конкретнее.
6. По очереди поделитесь своим опытом.
7. Соберите команду и попросите ее вместе обсудить, что делает командный опыт хорошим, а что — плохим.
8. Попросите команду составить список моделей поведения и командных норм, которые помогут их собственной команде добиться успеха. Предложите им подумать о недавних проблемах на работе или о проблемах, которые, как они предвидят, возникнут в будущем.
9. Попросите кого-нибудь записать предложения на листе бумаги, чтобы все члены команды могли их видеть. В качестве альтернативы вы можете использовать программное обеспечение для облегчения этого упражнения.
10. Всей командой ранжируйте предложения от наиболее подходящих к наименее подходящим. Попросите членов команды отметить любые предложения, с которыми, по их мнению, они могут столкнуться с трудностями, даже если они не могут найти решение прямо сейчас.
11. Пусть команда обсудит в группе, как реагировать на члена команды, который не следует согласованным нормам. Каков будет протокол для разрешения этой ситуации?
12. Перенесите список норм и моделей поведения в документ, к которому будет иметь доступ каждый член команды. А еще лучше распечатайте его и разместите на видном месте, с гордостью, на всеобщее обозрение.
13. Регулярно пересматривайте согласованные командные нормы. Тестируйте, настраивайте и удаляйте все, что не работает. Вы также должны пересматривать эти нормы, когда к команде присоединяется новый игрок.
Внедрение поведения команды в повседневную практику
Чтобы упростить внедрение норм, они должны быть конкретными. Недостаточно конкретное поведение гораздо труднее реализовать на практике.
После того, как команды договорились о командном поведении, менеджеры должны поощрять команду внедрять их в повседневную практику, чтобы помочь им ожить и начать формировать привычки.
Один из простых способов сделать это — сделать нормы наглядными. Это служит напоминанием для остальной команды, а также для того, чтобы другие команды знали о них:
- Распечатайте
- Наклейте их на стену или прикрепите к доске объявлений
- Установите их в качестве заставки на ноутбуке
- Дизайнерские кружки с одним командным поведением на каждой из них
- Назовите аббревиатуру, если она подходит
На основе вашего поведения определите конкретные действия
Попросите менеджеров регулярно размышлять над этими согласованными нормами со своей командой и обсуждать следующие шаги, чтобы сократить разрыв между нормами, которые у них есть в настоящее время, и реальностью того, как все делается.
Опять же, это будет намного проще, если согласованные нормы будут четкими и конкретными. Например:
- Как менеджер будет проводить проверки, чтобы соответствовать поведению своей команды?
- Нужна ли командам новое программное обеспечение для чата (или другой тип асинхронного общения), чтобы привести общение в соответствие с их поведением?
Согласование поведения также важно для обеспечения ответственности внутри команд.
Не путайте командные нормы с организационными
Попросите менеджеров обеспечить, чтобы поведение команды было осязаемым и ориентированным на всю команду. Одна из распространенных ошибок — путать поведение команды с организационными нормами или ценностями. Хотя эти два понятия должны совпадать, командные нормы — это те модели поведения, которые команда выбрала и которым согласилась следовать как команда.
Убедитесь, что менеджеры знают, как весело проводить время с командными нормами и что они должны использовать язык, понятный команде, а не скучные корпоративные разговоры:
Например:
- Вместо того, чтобы говорить « Мы открыты и честны» , попробуйте « Мы говорим то, что думаем »
- «Не ругайте чью-то идею, не предложив лучшую».
- «У нас все очень просто».
Написание командных норм того, как команда говорит, сделает их более реалистичными и выполнимыми, а не манифестами.
Проверка командных норм
После того как команды установили командное поведение, важно время от времени пересматривать их всей командой. Дайте этот шаблон менеджерам, чтобы вести их обсуждение:
- Какое поведение нашей команды мы соблюдаем больше всего?
- Какому поведению нашей команды мы не соответствуем?
- Что мы можем сделать, чтобы больше жить в соответствии с нашим командным поведением?
- Судя по этому обсуждению, соответствует ли наше текущее командное поведение цели?
- Когда мы в следующий раз пересмотрим поведение нашей команды?
Это упражнение можно выполнять даже в рамках группового обсуждения.
Учитывать нормы виртуальной команды
Тот факт, что команда работает удаленно, не делает ее неуязвимой для командных норм. Во всяком случае, поскольку члены команды разделены, командные нормы даже важнее.
Таким образом, получение ясности относительно норм виртуальной команды на раннем этапе может быть разницей между высокоэффективной командой и средней.
Также важно убедиться, что каждый удаленный член команды понимает важность командных норм и почему они будут полезны. При организации встречи по созданию командных норм скажите что-то вроде: «, поскольку мы все работаем удаленно, важно прояснить, как мы собираемся работать вместе, чтобы быть максимально эффективными» . Фактически, это имеет решающее значение для обеспечения успеха в удаленных и гибридных командах.
Выполните описанное выше упражнение по созданию нормы для виртуальной команды. Или попросите каждого члена команды предложить две нормы команды. Затем команда обсуждает предложения, но принимает только самые актуальные нормы.
Заключительные мысли по установлению командных норм на рабочем месте
В то время как руководители команд могут вносить идеи и предложения по командным нормам, лучшие нормы, имеющие наибольшую ценность, основаны на позитивных намерениях и доверии к процессу. Они строятся снизу вверх с участием всех членов команды.
Когда команды определяют свои нормы, их члены делают активный шаг к более успешной совместной работе.
Чтобы максимизировать командные нормы, командам необходимо отойти от намерений и перейти к реализации своих намерений. И это начинается с ежедневной практики привычек высокоэффективных команд.
Но нормы не интегрируются в повседневный рабочий процесс, пока они не станут привычками, и именно здесь Saberr подходит. Наша платформа разработана для поддержки привычек отличных команд. Да, и предоставить вам интерактивные командные упражнения, такие как установление этих норм.
Чтобы узнать больше о том, как Saberr может помочь вам выработать командные привычки, ведущие к высокой производительности, запланируйте время для демонстрации программного обеспечения.
102 Примеры социальных норм (перечень)
Социальные нормы — это негласные правила, регулирующие взаимодействие людей друг с другом. Они могут варьироваться от культуры к культуре и даже от группы к группе внутри культуры.
Некоторые социальные нормы настолько укоренились в нашей психике, что мы даже не задумываемся о них; мы просто автоматически делаем то, что от нас ожидают. Примеры социальных норм включают прикрывание рта при кашле, ожидание своей очереди и тихую речь в библиотеке.
Нарушение социальных норм иногда может привести к неловким или неудобным ситуациям. Например, если вы находитесь в библиотеке, где считается грубым разговаривать по мобильному телефону, и вы отвечаете на звонок, вы, скорее всего, получите неодобрительные взгляды окружающих вас людей.
Понимание социальных норм места, которое вы посещаете, является важной частью культурного этикета, позволяющего проявлять уважение к окружающим вас людям.
Примеры социальных норм
- Приветствуйте людей, когда вы их видите.
- Сказать «спасибо» за услуги.
- Держать дверь открытой для других.
- Вставать, когда кто-то входит в комнату.
- Предложение помощи тому, кто несет что-то тяжелое.
- Говорить тихо в общественных местах.
- Вежливо стоите в очереди.
- Уважение личного пространства других людей.
- Правильная утилизация мусора.
- Воздержание от употребления вонючей пищи в общественных местах.
- Оплата товаров или услуг с улыбкой.
- Комплименты другим за их внешний вид или достижения.
- Спрашивать других об их дне или интересах.
- Избегайте сплетен и слухов.
- Добровольная помощь нуждающимся.
- Говорить «извините», когда допустили ошибку.
- Поддержка других в трудную минуту.
- Участие в групповых мероприятиях.
- Уважение к авторитетным фигурам.
- Приходить вовремя на важные дела.
- Не перебивайте других, когда они говорят.
- Проявление интереса к жизни и опыту других людей.
- Воздержание от использования оскорбительных выражений или жестов.
- Всегда быть честным и правдивым с другими.
- Отношение к другим с добротой и уважением, независимо от их социального статуса или происхождения.
- Ставить потребности других выше собственных.
- Участие в благотворительных работах и мероприятиях.
- По возможности помогать другим.
- Прием гостей в вашем доме или офисе.
- Кивайте, улыбайтесь и смотрите людям в глаза, чтобы показать, что вы их слушаете.
- Следуйте законам и правилам вашей страны.
- Уважение прав и убеждений других.
- Сотрудничество с другими для достижения общих целей.
- Толерантность и понимание различных точек зрения.
- Демонстрация хороших манер и этикета в социальных взаимодействиях.
- Ожидание своей очереди.
- Снимайте обувь перед тем, как войти в чей-то дом.
- На поводке собаки в парках и других общественных местах.
- Пропускание пожилых или беременных людей на свое место в автобусе.
Получить PDF-файл этой статьи для класса
Получите доступ к этой статье в формате PDF только для подписчиков
Социальные нормы для учащихся
- Приходить на занятия вовремя и подготовленными.
- Будьте внимательны и делайте заметки.
- Молчать, когда другие ученики работают.
- Поднимите руку, если у вас есть вопрос.
- Делай домашнее задание и сдавай его вовремя.
- Участвуйте в обсуждениях класса.
- Уважайте своих учителей и одноклассников.
- Соблюдайте школьные правила и нормы.
- Используйте соответствующий язык и поведение.
- Попросите разрешения уйти, если вам нужно в туалет.
- Сходите в туалет перед началом урока.
- Держите свое рабочее место в чистоте.
- Не занимайтесь плагиатом и мошенничеством.
- Дождитесь своей очереди говорить.
- Спросите разрешения на использование чужих припасов.
- Включайте всех своих сверстников в свою группу при выполнении групповой работы.
Связано: Правила поведения в классе для средней школы
Социальные нормы во время обеда вне дома
- Подождите, чтобы занять свои места.
- Оставайтесь на своих местах, пока все не будут обслужены.
- Не тянитесь через стол.
- Воспользуйся салфеткой.
- Не жуйте с открытым ртом.
- Не разговаривай с набитым ртом.
- Держите локти подальше от стола.
- Используйте вилку и нож во время еды.
- Пейте из стакана, а не из бутылки или коробки.
- Просите больше хлеба или масла, только если вы собираетесь съесть все это.
- Не критикуйте еду или обслуживание.
- Поблагодарите свой сервер, когда закончите.
- Оставьте чаевые, если вы довольны обслуживанием.
Социальные нормы при использовании телефона
- Держите телефон в беззвучном режиме или в режиме вибрации во время собраний.
- Не отвечайте на звонки в общественных местах, за исключением экстренных случаев.
- Не разговаривайте по телефону за рулем.
- Не пишите сообщения за рулем.
- Не отвечайте и не звоните во время занятий.
- Не пользуйтесь телефоном в кинотеатре.
- Выключайте телефон, когда вы с кем-то еще.
- Переведите телефон в авиарежим во время полета.
- Не смотри в чужой телефон.
- Убедитесь, что ваш рингтон не является оскорбительным в общественных местах или в присутствии детей.
Социальные нормы в библиотеках
- Молчи и уважай других посетителей.
- Не разговаривай по телефону.
- Не приносить еду и напитки в библиотеку.
- Не спите в библиотеке.
- Не берите в библиотеку домашних животных.
- Верните все книги в нужное место.
- Не маркируйте и не повреждайте библиотечные книги.
- Убедитесь, что ваш мобильный телефон выключен.
- Верни свои книги вовремя.
Социальные нормы в других странах
- Во Франции считается вежливым целовать знакомых в обе щеки при встрече.
- В Японии принято снимать обувь, входя в чей-то дом.
- В Индии считается грубым показывать подошвы ног или указывать ногами на кого-то другого.
- В Италии принято легко целовать друг друга в щеку в знак приветствия или прощания.
- В Китае принято оставлять немного еды на тарелке после еды, в знак уважения к повару.
- В Испании старейшин принято называть «дон» или «донья».
- В Исландии считается вежливым сказать «спасибо» (Takk) после каждого приема пищи.
- В Таиланде принято снимать обувь перед входом в дом или храм.
- В Германии принято пожимать руку каждому встречному, как мужчине, так и женщине.
- В Аргентине принято обнимать и целовать щеки в знак приветствия или прощания.
Социальные нормы, которые следует нарушать
- « Женщины должны быть вежливыми» — Поддерживайте то, во что вы верите, даже если это заставляет вас выглядеть властным.
- «Не привлекайте к себе внимание» — Примите свою уникальность и отличие, пока вы уважаете других.
- «Не спрашивайте своих родителей или начальника» — Протестуйте против плохого поведения со стороны авторитетных лиц, если вы знаете, что вы правы с моральной точки зрения.
- «Ошибки смущают» — Совершать ошибки и терпеть неудачи — это нормально. Это означает, что вы прилагаете усилия и расширяете свои границы.
- «Уважайте своих старших» — Если ваши старшие ведут себя плохо, дайте им понять, что вы обращаете внимание на то, что они делают.
Культурные и социальные нормы
Культурные нормы — это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Они связаны с традициями, ценностями и обычаями определенной культуры.
Социальные нормы, с другой стороны, отражают текущий социальный стандарт надлежащего поведения в обществе. В современных мультикультурных обществах существуют разные группы с разными культурными нормами, но все они должны согласиться с общим набором социальных норм для общественных пространств.
У нас также есть концепция, называемая групповыми нормами, которая определяет, как будут работать небольшие группы, например команды на рабочем месте или спортивные команды. Они могут различаться от группы к группе и сильно зависят от ожиданий и стандартов лидера группы/команды.
Нормы меняются в зависимости от контекста
Нормы различаются в зависимости от контекста, в том числе в разные эпохи и в разных обществах. То, что может считаться вежливым в одном контексте, может считаться грубым в другом.
Например, нормы 1950-х годов были гораздо более гендерными. Негативные гендерные стереотипы ограничивали женщин, потому что для женщин было нормальным быть тихим, вежливым и покорным на публике. Сегодня у женщин гораздо больше равенства.
Точно так же нормы и табу в Соединенных Штатах будут сильно отличаться от китайских. Например, от китайских бизнесменов во время переговоров часто ждут дорогих подарков. В Соединенных Штатах это может считаться граничащим со взяточничеством.
Какие существуют четыре типа норм?
Существуют четыре типа норм : обычаи, нравы, табу и законы.
- Народные обычаи — это социальные условности, которые строго не соблюдаются, но обычно считаются вежливыми или уместными. Пример народного обычая — прикрывать рот, когда чихаешь.
- Нравы — это социальные условности, которые, как считается, имеют моральное измерение. Из-за их морального аспекта они обычно считаются более важными, чем народные обычаи. Нарушение нравов может привести к социальным санкциям, поэтому они часто совпадают с законами (упомянутыми ниже). Пример более не в нетрезвом виде за рулем.
- Табу считаются «негативными нормами» или действиями, которых следует избегать. Если вы это сделаете, вас сочтут грубым. Примером табу является использование телефона в кинотеатре или плевок в помещении.
- Законы являются наиболее формальным и серьезным типом норм.