Сознательная деятельность это: Сознательная деятельность

Волонтерство – это добровольная, сознательная деятельность на благо других

Волонтерство – это добровольная, сознательная деятельность на благо других, и каждый может стать волонтером в той сфере общественной жизни, где в нем есть необходимость.

Международное волонтерское движение появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. В 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов получили широкое распространение экологические проекты. В настоящее время в девяноста странах мира ежегодно тысячи добровольцев, молодых людей совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир чуточку лучше. Развитие добровольчества среди подростков является важным и потому, что это самая настоящая первичная профилактика зависимости от наркотиков, алкоголя, противоправного поведения.

В течение учебного года в МОУ «СОШ №6» реализовывался проект «Добровольческое движение «Альтернатива». Для нас это инновационный масштабный проект по привлечению несовершеннолетних и молодежи к решению и реализации социальных программ: «Помоги!», «Статуевский пруд», «Здоровая школа» и др.

В рамках добровольческого движения в школе действует команда волонтеров по обучению здоровью. Она создана в 2007 году и занимается в основном профилактической работой среди сверстников. В основу положен принцип «Сверстник — сверстнику»: передачу информации, касающейся здоровья, подросткам и молодежи осуществляют их ровесники. Ключевые фигуры – волонтеры, которые после обучающей программы проводят профилактическую работу в молодежной среде. Основная их задача – показать подросткам, что можно жить без наркотиков и алкоголя, что есть много возможностей проявить себя и найти пути самореализации. Применительно к проблеме наркомании, алкоголизма это означает, что молодежь, по возрасту относящаяся к группе риска вовлечения в употребление психоактивных веществ, имеет четкую жизненную позицию неприятия ПАВ и работает со своими сверстниками, прививая им те же позиции.

Для участников добровольческого движения регулярно проводятся тренинги по работе в команде, лидерству, коммуникационным навыкам. Они принимают участие в общественно-полезных акциях, получают навыки социального проектирования, становятся наставниками для своих сверстников.

С февраля 2008 года команда включилась в проект «Я, ты, он, она: мы – здоровая страна!», реализуемый в нашей республике при поддержке Фонда «Чувашия», Министерства образования и молодежной политики и Министерства здравоохранения и социальной политики ЧР. Школа стала республиканским ресурсным центром по интернатным учреждениям по обучению волонтерских команд здоровья.

Прошло всего четыре месяца с начала работы в данном проекте, но волонтерами сделано уже немало. Различными профилактическими мероприятиями было охвачено в общей сложности 679 детей и подростков, 74 педагога, 98 родителей обучающихся. Добровольцы проводили тренинги, марафоны, опросы, социальные акции, помогали пожилым людям.

Так, тренинг «ВИЧ среди нас!» (профилактика распространения ВИЧ-инфекции) был организован для школьников 8-11-х классов школы № 6, родителей, лидеров и членов общественных объединений г. Шумерли, педагогов детского дома «Елочка», санаторной школы-интерната. Цель тренинга «Школа без наркотиков: миссия выполнима!» — научить подростков говорить уверенное «нет!» на предложения попробовать зелье. Прошло 5 занятий, в которых приняли участие 74 школьника.

Распространение вирусного гепатита приобретает характер средневековой эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый третий житель планеты заражен этим коварным вирусом. Опросы, проводимые волонтерами школьной команды здоровья, свидетельствуют о том, что только 10% старшеклассников информированы о том, какими путями передается вирусный гепатит.

Волонтеры решили, что ситуацию можно изменить, если их сверстники будут знать о том, как можно защитить себя и своих близких. Так возник проект «Нельзя бояться – нужно знать». В его рамках добровольцы проводили тренинги «Гепатит — скрытая угроза здоровью» (7 групп), распространяли буклеты с информацией о том, как можно защититься от этой коварной болезни.

В преддверии Всемирного дня отказа от курения, который отмечался 31 мая, добровольцы провели акцию «Конфету в обмен на сигарету». Обращаясь к сверстникам, взрослым, прохожим, водителям, они напоминали о том, чем грозит курение, и предлагали обменять сигарету на конфету. Общий «улов» волонтеров в этот день – 6 пачек сигарет, которые они торжественно уничтожили.

Для подростков, участвующих в волонтерском движении, работа в социальных проектах не принудиловка, а образ жизни, значимая и важная работа, вклад в развитие гражданского общества. Ребята отмечают, что волонтерство способствует их личностному росту, а также развитию профессиональных навыков, которые им пригодятся в жизни. Она, помимо социального эффекта, дает им навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении. Самое важное, что через какое-то время добровольцы сами выступают организаторами и идейными вдохновителями социальных проектов.

Мы призываем всех, кто хотел бы поработать в проекте в качестве волонтера (подростков, юношей и девушек, неравнодушных взрослых), присоединиться к нашему движению. Вместе мы можем многое!

 

С сознанием дела: ученые создают новый тип машинного интеллекта | Статьи

Ученые Физтеха приблизились к созданию нового типа искусственного интеллекта — аналога человеческого сознания. Это способность не просто отличить один класс предметов от других (по такому принципу работают нейросети), но и ориентироваться в меняющихся условиях, выбирать конкретные решения, моделировать и прогнозировать развитие ситуации. Такое «искусственное сознание» будет незаменимо в системах интеллектуального транспорта и грузоперевозок, когнитивных ассистентах и различных автономных роботических системах.

Сознательный компьютер

В современной научной литературе под искусственным интеллектом (artificial intelligence) подразумевают область информатики, занимающейся разработкой интеллектуальных компьютерных систем. То есть систем, обладающих возможностями, которые мы традиционно связываем с человеческим разумом, — это понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и так далее. Пока добиться того, чтобы машина думала как человек, не получилось ни у кого. Однако ученые смогли научить компьютерные системы делать ряд операций, которые лишь условно можно соотнести с процессом мышления.

К ИИ сейчас относят ряд алгоритмов и программных систем, отличительным свойством которых является то, что они могут решать некоторые задачи, например «обучаться». Однако они делают это не так, как это делал бы размышляющий над решением человек. К этой категории относятся системы машинного обучения, в том числе нейросети, экспертные базы данных, виртуальные чарт-боты и помощники.

Искусственное сознание же (machine conscousness) представляет собой компьютерную реализацию высших когнитивных функций человека, таких как целеполагание, рефлексию, планирование поведения в коалициях. Ученые Московского физико-технического института (МФТИ) заложили теоретические основы создания нового типа искусственного интеллекта — аналога человеческого сознания. Как пояснил «Известиям» заведующий отделом Института проблем искусственного интеллекта Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных динамических систем МФТИ Иван Смирнов, существующие системы ИИ такие функции реализовать не могут, либо реализуют их только в очень узких областях. Такие алгоритмы не масштабируются на реальные практические задачи.

— Мы предпочитаем говорить не про сознание, а про картину мира — это более правильный с научной точки зрения термин, — пояснил ученый. — Наши теоретические работы позволяют связать рассуждения на эту тему с конкретными математическими моделями.

Это знак!

Подход, разработанный в МФТИ, реализован на основе алгоритмов, учитывающих знаковую картину мира, — то есть образ, значение и смысл каждого предмета. Большинство же существующих ИИ работают с символами, — то есть названиями предметов.

Например, существующие ИИ могут связать показанную заранее картинку стола с символом — «стол». А знак — это ещё и образ стола (например, то, что он деревянный и с четырьмя ножками), его значение (за столом едят) и смысл (субъект предпочитает за столом подписывать важные документы). Все это комплексно в виде семантических сетей (специально организованных баз знаний) заложено в новый тип ИИ.

— Мы уже имеем практические реализации новых алгоритмов в направлении планирования поведения — это голосовые помощники и ассистенты. В «железе» наши алгоритмы позволяют создавать системы, поведение которых, более предсказуемо, понятно и прозрачно для человека, который с ними работает, — рассказал «Известиям» заместитель заведующего лабораторией когнитивных динамических систем МФТИ Александр Панов.

— Дело в том, что расшифровать, почему нейросеть сделала тут или иную операцию, человек не может, так как слишком огромен и запутан свод данных. В случае же с искусственным сознанием, система сможет выдать протокол, в котором четко прописаны все ее действия.

Новый интеллект отличается от нейронных сетей тем, что в его устройство заложены алгоритмы, учитывающие человеческую психологию. Такое «искусственное сознание» может принять решение, основываясь на наблюдениях и накопленных знаниях о том или ином объекте. Нейросети же могут выполнять лишь очень простые операции, например отличить кошку от собаки.

— В мире сейчас идет интенсивная работа над созданием искусственного сознания, но в наших алгоритмах реализована, на мой взгляд, самая успешная интеграция с идеями психологов, то есть — наиболее психологически правдоподобный подход, — отметил Александр Панов. — Такой ИИ будет незаменим при коллаборативных работах в командах человека и робототехнических систем.

Помощь рядом

Как пояснили разработчики, практических приложений у нового типа искусственного интеллекта может быть масса: от голосовых помощников до интеллектуальных систем управления беспилотниками, способных принимать решения в меняющихся условиях, и, что самое главное, объяснять их. Это важно, к примеру, при разборе аварий на дорогах.

Сейчас ученые приступили к созданию когнитивного ассистента, который будет встроен в мобильный телефон в качестве консультанта по здоровому образу жизни. В отличие от существующих приложений по управлению здоровьем, новый тип ассистента будет анализировать поведение пользователя и давать ему рекомендации, опираясь на меняющиеся внешние обстоятельства и перемены внутреннего характера. Новая программа сможет распознавать понятия на порядок сложнее тех, с которыми работают нейросети. Это позволит ей следить за психологическим состоянием владельца смартфона.

Когнитивный ассистент будет общаться с пользователем на естественном языке: отвечать на вопросы, а также подсказывать решения различных задач. К примеру, на простой вопрос «Когда отправляется ближайший поезд до Санкт-Петербурга?», такой помощник не только найдет расписание поездов, но и предложит конкретные варианты времени и рейса, а также места, более всего подходящие данному человеку в данных обстоятельствах. Если допустить, что пользователь творческая личность и сова, то вечерняя поездка у окна не доставит ему дискомфорта, а скорее порадует.

Цифровая психология

Разработка искусственного интеллекта, способного учитывать особенности человеческой психологии, несомненно найдет своего потребителя, уверен директор Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ (вуза-участника проекта «5-100» ) Александр Замятин.

— Сегодня зрелость технологий ИИ достигла такого уровня, что он применяется во все более широком спектре областей человеческой деятельности, начиная от задач медицинской диагностики и заканчивая управлением автомобилем или сложными технологическими средами. Развитый ИИ справляется с этими задачами всё более уверенно и порой даже лучше человека. — отиметил он. — Работа коллег из МФТИ предполагает учет при создании голосового ассистента эмоциональной составляющей, что как раз должно повысить адекватность общения человека с когнитивным ассистентом.

Творение ученых Физтеха интересно, однако называть его сознанием пока рано, уверен директор Школы цифровой экономики ДВФУ Илья Мирин.

— Надо четко понимать, что никакого «искусственного интеллекта» в чистом виде нет, это ошибка перевода. Intelligence — это не интеллект. В этом можно убедиться, посмотрев, например, оксфордский словарь английского языка. Я бы это перевел как «распознавание, понимание», — заверил эксперт. — Под artificial intelligence скрывается комплекс математических механизмов и их реализаций, позволяющий машине распознавать визуальные, звуковые, текстовые и прочие образы, которым ее заранее обучают. Ничего общего с человеческим осознанием у этих математических конструкций нет, мозг работает по-другому. Если это сознание, то оно совсем не человеческое.

Первая система, оснащенная искусственным сознанием, может выйти на рынок через три года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сознание и обработка мозгом

Элементы (Que). Авторская рукопись; доступно в PMC 2010 22 декабря.

Опубликовано в окончательной редакции как:

Elements (Que). 2005 г.; 3(3): 8–12.

PMCID: PMC3007594

NIHMSID: NIHMS34182

PMID: 21188282

Авторская информация об авторских правах и лицензионной информации Дискрет.

. Исследование сознания было ограничено в первую очередь философским доменом. Существует ряд концептуальных и методологических проблем, препятствующих научному исследованию сознательного опыта. Мы начали исследование с изучения его когнитивных компонентов. Поскольку осознание является важным компонентом, мы использовали методы нейровизуализации для изучения обработки мозгом осознания, используя память в качестве модели. Известно, что в тестах на «бессознательную память» испытуемые извлекают изученные предметы, не осознавая этого извлечения. Напротив, они полностью осведомлены в тестах на сознательную память. Пространственные и временные паттерны корковой активности, наблюдаемые во время двух форм памяти, были проанализированы, чтобы понять нейронную сеть, которая может быть связана с осознанием припоминания. Оказывается, что при сознательном воспоминании изучаемые объекты сначала извлекаются бессознательно. После этого активируется возвратная сигнальная петля между экстрастриарной областью и лобной корой. Эксперименты показывают, что эта петля может отвечать за осознание неосознанно получаемой информации. Дальнейшая характеристика экстрастриарно-лобной связи может помочь объяснить нейронный механизм сознательного опыта.

Концепции сознания в философских трактатах имеют противоположные взгляды на генезис и обработку сознательного опыта. Неясно, включает ли опыт обработку «снизу вверх», при которой сенсорные переживания постепенно переходят в более высокий порядок сознательного опыта, или это обработка «сверху вниз», при которой универсальное сознание определяет, как обрабатывается сенсорная информация. Однако существует консенсус в отношении того, что сознательное осознание является важным компонентом сознательного опыта. Чтобы понять феномен сознательного осознания, мы использовали методы нейровизуализации, чтобы очертить связанные нейронные сети [1]. Известно, что в тестах на бессознательную память испытуемых заставляют извлекать изучаемые элементы, не осознавая этого извлечения. Напротив, они полностью осознают припоминание в тестах на сознательную память. Мы проанализировали пространственные и временные паттерны корковой активности, наблюдаемые во время двух форм памяти, чтобы понять нейронную сеть, связанную с осознанием.

Существует ряд лабораторных тестов, предназначенных для выявления сознательной (эксплицитной) и бессознательной (имплицитной) памяти [2]. В то время как в тестах эксплицитной памяти испытуемые осознанно вспоминают изученные предметы; Имплицитные тесты памяти предназначены для того, чтобы позволить поиск без осознания воспоминаний [3, 4]. Интересно, что некоторые тесты, выявляющие имплицитную память, могут также выявлять явную память, если используется другой набор инструкций (например, задача завершения основы слова). Поскольку в этих тестах условия имплицитной и эксплицитной памяти различаются только набором инструкций, а также наличием или отсутствием осознания, сравнение паттернов активации коры, возникающих в двух состояниях, могло бы помочь идентифицировать нейронную сеть, связанную с осознанием поиска.

Тест, который широко использовался для выявления как неявной, так и явной памяти, — это задача завершения основы слова [5–7]. В этом тесте после того, как испытуемые изучили список слов, им показывают первые три буквы (слово-основу) изучаемого слова. Чтобы выявить имплицитную память, их просят составить основы слов, используя первое пришедшее на ум слово, а для проверки явной памяти им предлагается составить основы, используя изученное слово. Несмотря на то, что в обоих условиях изучаемые слова извлекаются, субъекты обычно не знают о воспроизведении в имплицитном состоянии. Осознание поиска сообщается только тогда, когда их просят использовать изученное слово. Мы использовали эту задачу для изучения временных и пространственных паттернов активации коры во время поиска, с осознанием и без осознания, с использованием связанных с событием потенциалов (ERP) и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Исследование ССП проведено на 48 здоровых молодых добровольцах-правшах [5, 8]. Потенциалы были зарегистрированы в более чем 64 местах скальпа во время завершения ствола. В неявном задании после того, как испытуемые изучили список из 60 слов, их попросили составить слова из трех букв, используя первое пришедшее на ум слово, начиная с основы. Все основы были уникальными, и каждая из них содержала не менее 10 целевых слов. Половина основ была получена из списка для изучения, а остальные основы произошли от слов, которые не изучались. Основы изучаемых и неизучаемых слов были смешаны случайным образом и представлены в одном блоке. В конце блоков имплицитной памяти в том же эксперименте было протестировано явное извлечение с использованием похожей схемы, но с другим набором инструкций. Вместо того, чтобы произносить первое пришедшее на ум слово, испытуемых просили закончить основы, используя изучаемое слово. ССП, полученные в имплицитных и эксплицитных условиях, усреднялись по испытуемым и сравнивались с усредненными ССП, зарегистрированными при завершении основ неизученных слов. Планы экспериментов с ПЭТ [9–11] были по существу аналогичны эксперименту ERP, описанному выше. Однако эти эксперименты включали только имплицитные задания, а основы изучаемых и неизучаемых слов были представлены в отдельных тестовых блоках. Кроме того, в этих экспериментах мы использовали как зрительные, так и слуховые стимулы.

В исследовании ERP мы наблюдали затухание потенциалов между 64 и 200 мс предъявления стимула в каналах, расположенных над задней корой, во время имплицитной памяти ( и ). Эксперименты с ПЭТ локализовали эти сниженные активации в экстрастриарной коре (зона Бродмана 19).) как для зрительных [10], так и для слуховых [9, 11] стимулов (). Аналогичные сокращения были зарегистрированы в ряде других тестов имплицитной памяти (обзор см. в [4]. Последовательные результаты снижения активности в экстрастриарной области с помощью различных методов визуализации и экспериментальных методов убедительно свидетельствуют о ее связи с имплицитной памятью [4, 12]

Открыть в отдельном окне

Большие усредненные событийные потенциалы (n=48), зарегистрированные при бессознательном (имплицитном) и сознательном (эксплицитном) воспроизведении изучаемых слов Потенциалы были ослаблены над задними областями коры в обоих состояниях. снижение длилось ~ 200 мс (раннее затухание) во время бессознательной памяти и еще 400 мс (позднее затухание) во время сознательного воспоминания. Заштрихованные области указывают на статистически значимые (P <0, 01) различия. Волновые формы представляют средние потенциалы по шести задним кортикальным каналам. (Воспроизведено из Badgaiyan, International Journal of Psychophysiology 55: 257–262, 2005 г.)

Открыть в отдельном окне

Сравнение потенциалов, зарегистрированных во время бессознательной (имплицитной) и сознательной (эксплицитной) стимуляции, показывает, что временной ход позднего затухания (между 200–600 мс), наблюдаемый при сознательной стимуляции, почти полностью совпадает с активация в лобной области. Это временное перекрытие предполагает активацию возвратной сигнальной петли между задней корой (экстрастриарная кора) и лобной (дорсомедиальная префронтальная кора) областями. Эта связь может иметь решающее значение для того, чтобы сделать неявно полученную информацию доступной для сознательного понимания. Заштрихованные области указывают на статистически значимые различия (P<0,01). Волновые формы представляют средние потенциалы пяти фронтальных и шести задних корковых каналов (воспроизведено из Badgaiyan, International Journal of Psychophysiology 55: 257–262, 2005).

Открыть в отдельном окне

Внутримодальное слуховое прайминг: Статистические параметрические карты (СПМ), показывающие значительное снижение кровотока (заштриховано белым) в экстрастриарных (BA 19) областях во время внутримодального слухового прайминга по сравнению со стволом базовый уровень завершения. Карты наложены на усредненные структурные МРТ-изображения, преобразованные в пространство Талайраха.

Однако неясно, как эти сокращения связаны с имплицитной памятью. Похоже, что они представляют собой «эффект подавления повторения», вызванный репрезентацией изучаемых элементов (обсуждение см. в [12]. Ранее мы предполагали, что нейронные подписи изучаемых элементов бессознательно сохраняются в мультимодальной области (область V3A) экстрастриарной коре, и что сниженная активация означает снижение когнитивной нагрузки за счет быстрого извлечения, чему способствует сохранение сигнатуры изучаемого объекта [5, 11, 12]. Однако воспроизведение на этом этапе остается неосознанным, поскольку оно еще не были обработаны в областях, которые позволяют сознательно осознавать припоминание.Если осознание не требуется (как в тестах имплицитной памяти), более поздняя обработка никогда не происходит, и субъекты остаются в неведении о припоминании.

Клинические данные также свидетельствуют о том, что экстрастриарная кора сохраняет бессознательную информацию. Например, больные с поражением первичной зрительной области сохраняют бессознательную информацию об объектах, находящихся в их «слепых» полях (слепое зрение), если у них интактна экстрастриарная кора [13, 14]. Эти пациенты, несмотря на их заявления о том, что они не видят объекты в слепом поле, демонстрируют замечательную способность определять цвет, форму, размер и движение этих объектов, когда им приходится делать выбор. Однако если поражение распространяется на экстрастриарную область, бессознательное восприятие также утрачивается [15]. Эти наблюдения подчеркивают тот факт, что целостность экстрастриарной оболочки необходима для сохранения/выражения бессознательной информации.

Принимая во внимание приведенные выше наблюдения и последовательные результаты нейровизуализации, исследователи в целом полагают, что затухание экстрастриарной активности является характерным признаком бессознательной памяти [4, 11, 12]. Тем не менее при определенных условиях задания наблюдается затухание в этой области при сознательном воспоминании изучаемых слов (1). Об этом сообщалось при извлечении как зрительных [5, 6], так и слуховых [16] стимулов. Это затухание, однако, отличается от полученного во время имплицитной памяти с течением времени. При сознательном извлечении потенциалы ослабевают между 64 и 600 мс предъявления стимула, а снижение имплицитной памяти регистрируется между 64 и 200 мс [5]. Дополнительное затухание в 400 мс во время эксплицитной памяти интригует, потому что его временной ход перекрывает ход активации в лобной области (2). По-видимому, затухание при сознательном извлечении происходит в две стадии: раннюю и позднюю. Раннее затухание, длящееся до 200 мс, вероятно, связано с эффектом прайминга, вызванным репрезентацией изучаемого предмета. Эта возможность подтверждается тем фактом, что аналогичное затухание наблюдается во время имплицитной памяти, а также когнитивными данными, которые указывают на то, что бессознательное припоминание является неотъемлемым компонентом сознательного припоминания в задаче на завершение основы слова [6].

Позднее затухание, происходящее между 200 и 600 мс, было одним из дополнительных видов активности, наблюдаемых во время явного поиска. Другим была повышенная активация в лобной области. Поскольку результат явной задачи отличался от результата неявной задачи только при наличии осознания извлечения (что не требовалось и не сообщалось в неявной задаче), эти дополнительные действия могли быть связаны с обработкой осознания. Особенно заманчиво предположить такую ​​связь, потому что временной ход этих действий удивительно похож, а также потому, что считается, что лобная кора является участком, наиболее вероятно поддерживающим сознательную осведомленность [17-19].]. Связь активности в лобной коре с осознанием, а в экстрастриарной коре с бессознательной обработкой информации дополнительно подтверждается наблюдением, что у слепых зрячих пациентов лобная активность наблюдается только тогда, когда есть сознательное осознание зрительных событий, а не когда события воспринимаются бессознательно. В более позднем состоянии наблюдается активность в экстрастриарной коре [20].

Было высказано предположение, что лобная кора и экстрастриарная кора играют важную роль в выражении сознания [17]. Важность этого заключается не только в том, что для более высокой когнитивной обработки требуется эффективная связь между лобной корой и задними областями коры, которые хранят специфическую для предметной области информацию [18, 21], но также и потому, что осознание требует построения многоуровневой символической интерпретации информации. Нейроанатомические и психофизические данные свидетельствуют о том, что наиболее эффективно такая интерпретация может осуществляться полисенсорными областями лобной коры и экстрастриарной области [17]. Временные паттерны корковой активности, регистрируемые во время имплицитной и эксплицитной памяти, также указывают на то, что осознание припоминания включает в себя связь между лобной и экстрастриарной корой [5]. Оказывается, что при сознательном извлечении изучаемый объект сначала извлекается неосознанно [6], вызывая раннее затухание экстрастриарных потенциалов. Поскольку задача требует сознательного осознания извлечения, неявно полученная информация «удерживается» в течение дополнительных 400 мс (вызывая позднее затухание). Во время этого позднего затухания сигналы передаются в лобную кору для когнитивной обработки более высокого порядка, вызывая повышенную активность в этой области. Почти идеальное совпадение времени позднего затухания и лобной активности предполагает активацию реверберирующего контура, образующего реентерабельную сигнальную петлю между этими областями (возможно, через промежуточные тормозные интернейроны).

Установление реентерабельной петли считается важным для сознательного осознания некоторыми исследователями, потому что осознание требует оценки различных качеств входного сигнала, и такая оценка может быть наиболее эффективно достигнута этими петлями [22, 23]. Кроме того, наши наблюдения предполагают, что эта петля активна в течение примерно 400 мс, что согласуется с сообщениями о том, что сигнал может быть осознанно воспринят только в том случае, если он стимулирует кору в течение примерно 500 мс [24, 25]. Экстрастриарно-лобная возвратная петля может быть нейронным механизмом «удержания» информации в корковых цепях достаточно долго, чтобы обеспечить сознательное осознание.

Точные нейроанатомические и нейрофизиологические характеристики экстрастриарно-лобной петли неясны. Однако он, по-видимому, следует за дорсальным потоком затылочно-лобной проекции, который передается в теменной коре [26]. Это предположение основано на том факте, что поражения, локализованные в дорсальной проекции или в теменной коре, как известно, вызывают нарушения сознания. Например, пациенты с повреждением дорсальной проекции не распознают простые геометрические формы (агнозия зрительной формы), но выбирают щели правильного размера и ориентации, когда их просят сопоставить щели с деревянными брусками разной формы [27], что указывает на диссоциацию между восприятия и осознания. Поражение заднетеменной области вызывает еще один вид нарушения сознания — геминиглект. Эти пациенты игнорируют объекты, расположенные в контралатеральных полях зрения, несмотря на «знание» о наличии этих объектов [28]. В эксперименте, когда пациента с правой теменной областью спросили, идентичны ли два изображения дома, пациент ответил «да», не обращая внимания на пламя, охватившее дом слева. Однако, когда его спрашивали, в каком доме он предпочел бы жить, он неизменно выбирал неповрежденный дом [29].], что указывает на сохранение бессознательных знаний о забытом поле зрения. Кроме того, когда слова и изображения показываются на заброшенных полях теменных пациентов, несмотря на то, что они отрицают, что «видят» что-либо, они быстрее реагируют на конгруэнтные элементы, представленные впоследствии их здоровым полям [30]. Диссоциация между восприятием и осознанием, наблюдаемая у этих пациентов, возможно, может быть связана с прерыванием теменной передачи экстрастриарно-лобной связи. Нейроанатомические и когнитивные данные указывают на то, что экстрастриарно-лобная петля обеспечивает передачу информации между дорсолатеральной префронтальной корой и областью V3A экстрастриарной коры [11, 12, 26, 31]. Поскольку область V3A получает мультимодальные входные данные и связана с имплицитным поиском как зрительных [10], так и слуховых [9] стимулов, мы ранее предполагали, что эта область критически связана с мозговым механизмом, сохраняющим бессознательную информацию [9, 11, 12].

Похоже, имплицитная память управляется сигналами, поступающими в экстрастриарную область непосредственно из подкорковых структур, а не из первичной сенсорной коры. Поскольку у типичного слеповидящего пациента, даже если первичная зрительная кора повреждена, зрительные сигналы неосознанно «воспринимаются», если экстрастриарная кора не повреждена, было высказано предположение, что эти сигналы исходят непосредственно от верхнего двухолмия [32]. Данные эксперимента ERP также свидетельствуют о том, что экстрастриарная кора получает сигналы от источника, отличного от первичной зрительной области [5]. Потенциальные изменения в экстрастриарной области обнаруживаются примерно в то же время (через 64 ​​мс после предъявления стимула), когда известно, что стимул активирует первичную зрительную кору [33]. В пользу этого вывода говорит и тот факт, что визуальная информация, сохраняемая у слеповидящих пациентов, плохо обрабатывается [13]. Однако необходимы прямые экспериментальные доказательства, прежде чем источник сигналов, и способ, которым они обрабатываются в экстрастриарно-лобной петле, может быть точно охарактеризован. Такая характеристика поможет лучше понять феномен «восприятия без осознания», о котором сообщалось у различных пациентов с повреждениями головного мозга. С точки зрения сознательного опыта значимость результатов этих исследований подчеркивается экспериментами, обнаружившими сходные паттерны в измененных состояниях сознания. Эти эксперименты показали большую утилизацию глюкозы и более высокие потенциалы в лобных областях, а также ослабленную утилизацию и потенциалы в задних областях коры [34-36]. Поскольку повышенная лобная активность связана с осознанием, а снижение активации задней коры указывает на бессознательную обработку, эти данные подчеркивают активацию этих процессов во время сознательной обработки.

Основываясь на результатах наших экспериментов, обсуждавшихся выше, кажется, что осознание включает восходящую обработку (от бессознательной обработки в задней коре до сознательной обработки в лобной коре). Это может означать, что сознательный опыт также должен иметь аналогичную обработку. Этот вывод, однако, может быть обманчивым, потому что бессознательная обработка не обязательно может быть подчинена сознательной обработке, а также потому, что более высокие состояния сознательного опыта действительно могут обрабатываться бессознательным умом. Несмотря на то, что современные нейробиологические концепции предполагают, что бессознательный разум действует в более низких состояниях сознания, многие философские теории, особенно ведические и йогические философские концепции, предполагают, что компоненты бессознательного разума активны в более высоких состояниях сознания. Фактически, в высшем состоянии йогического сознания (самадхи) осознание чувственного опыта полностью отсутствует. Эта концепция может предполагать, что сознательный опыт поддерживается нисходящей петлей экстрастриарно-лобной связи (т. е. лобно-экстрастриарной связи). Это объясняет, почему индукция самадхи требует в начале осознания чувственного опыта. Произвольная концентрация на сенсорных сигналах — стандартная медитативная техника для достижения более высоких уровней сознательного опыта. По мере повышения уровня сознательного опыта осознание угасает и полностью теряется в самадхи. Эта идея обработки «сверху вниз» согласуется также с ведическими концепциями сознания. Эти концепции предполагают, что индивидуальный сознательный опыт исходит из универсального сознания, которое нисходит к разуму, мозгу и, в конечном счете, к телу.

Эти эксперименты позволили нам получить представление об обработке сознания мозгом. Чтобы получить научные данные для объяснения сознательного опыта, необходимо построить более совершенные теоретические модели, согласующиеся как с философскими, так и с научными концепциями.

Работа выполнена при поддержке гранта 1R21MH073624 Национального института здоровья США.

1. Бадгайян РД. Сознательное осознание поиска: исследование корковой связи. Int J Психофизиол. 2005; 55: 257–262. [PubMed] [Академия Google]

2. Schacter DL, Chiu CY, Ochsner KN. Имплицитная память: выборочный обзор. Annu Rev Neurosci. 1993; 16: 159–182. [PubMed] [Google Scholar]

3. Граф П., Шактер Д.Л. Имплицитная и эксплицитная память на новые ассоциации у нормальных и страдающих амнезией субъектов. J Exp Psychol Learn Mem Cogn. 1985; 11: 501–518. [PubMed] [Google Scholar]

4. Шактер Д.Л., Бадгайян Р.Д. Нейровизуализация прайминга: новые взгляды на неявную и явную память. Современные направления психологической науки. 2001; 10:1–4. [Академия Google]

5. Бадгаиян Р.Д., Познер М.И. Временной ход корковых активаций при имплицитном и явном воспоминании. Дж. Нейроски. 1997; 17:4904–4913. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Squire LR, Ojemann JG, Miezin FM, Petersen SE, Videen TO, Raichle ME. Активация гиппокампа у нормальных людей: функционально-анатомическое исследование памяти. Proc Natl Acad Sci U S A. 1992; 89:1837–1841. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Schacter DL, Alpert NM, Savage CR, Rauch SL, Albert MS. Сознательное воспоминание и формирование гиппокампа человека: данные позитронно-эмиссионной томографии. Proc Natl Acad Sci U S A. 1996;93:321–325. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Бадгайян Р.Д., Познер М.И. Прайминг снижает входную активность в правой задней коре во время завершения ствола. Нейроотчет. 1996; 7: 2975–2978. [PubMed] [Google Scholar]

9. Бадгайян Р.Д., Шактер Д.Л., Альперт Н.М. Слуховое прайминг внутри и между модальностями: данные позитронно-эмиссионной томографии. J Cogn Neurosci. 1999; 11: 337–348. [PubMed] [Google Scholar]

10. Schacter DL, Badgaiyan RD, Alpert NM. Подготовка визуального завершения основы слова внутри и между модальностями: исследование ПЭТ. Нейроотчет. 1999;10:2061–2065. [PubMed] [Google Scholar]

11. Бадгайян Р.Д., Шактер Д.Л., Альперт Н.М. Прайминг внутри и между модальностями: изучение природы увеличения и уменьшения rCBF. Нейроизображение. 2001; 13: 272–282. [PubMed] [Google Scholar]

12. Бадгайян Р.Д. Нейроанатомическая организация перцептивной памяти: фМРТ-исследование подготовки изображений. Hum Brain Map. 2000; 10: 197–203. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Weiskrantz L. Oxford University Press. Оксфорд; Нью-Йорк: 1997. [Google Scholar]

14. Поппель Э., Хелд Р., Фрост Д. Остаточная зрительная функция после ранений головного мозга с вовлечением центральных зрительных путей у человека. Природа. 1973; 243: 295–296. [PubMed] [Google Scholar]

15. Пасик Т., Пасик П. Зрительный мир обезьян, лишенных стриарной коры: эффективные параметры стимула и значение дополнительной оптической системы. Исследования зрения. 1971; (Приложение 3): 419–435. [PubMed] [Google Scholar]

16. Buckner RL, Raichle ME, Miezin FM, Petersen SE. Функционально-анатомические исследования восстановления памяти на слуховые слова и зрительные образы. Дж. Нейроски. 1996;16:6219–6235. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Крик Ф., Кох С. Осознаем ли мы нейронную активность в первичной зрительной коре? Природа. 1995; 375: 121–123. [PubMed] [Google Scholar]

18. Goldman-Rakic ​​PS. Префронтальный ландшафт: значение функциональной архитектуры для понимания человеческого мышления и центральной исполнительной власти. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 1996; 29:1445–1453. [PubMed] [Google Scholar]

19. Frith C, Dolan R. Роль префронтальной коры в высших когнитивных функциях. Мозг Res Cogn Brain Res. 1996;5:175–181. [PubMed] [Google Scholar]

20. Сахрайе А., Вейскранц Л., Барбур Дж.Л., Симмонс А., Уильямс С.К., Браммер М.Дж. Паттерн активности нейронов, связанный с сознательной и бессознательной обработкой зрительных сигналов. Proc Natl Acad Sci U S A. 1997; 94:9406–9411. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Schacter DL. Неявное знание: новые взгляды на бессознательные процессы. Proc Natl Acad Sci U S A. 1992; 89:11113–11117. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Эдельман Г. Основные книги. Нью-Йорк: 1989. [Google Scholar]

23. Кинсборн М. В кн.: Теория интегрированного поля сознания. Марсель А.Дж., Бисиах Б., редакторы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 1988. [Google Scholar]

24. Libet B, Wright EWJ, Feinstein B, Pearl DK. Субъективное определение времени сознательного сенсорного опыта: функциональная роль соматосенсорной специфической проекционной системы у человека. Мозг. 1979; 102: 193–224. [PubMed] [Академия Google]

25. Либет Б. Фактор нейронного времени в сознательных и бессознательных событиях. Сиба нашел симптом. 1993; 174: 123–137. [PubMed] [Google Scholar]

26. Baizer JS, Ungerleider LG, Desimone R. Организация зрительных входов в нижнюю височную и заднюю теменную кору у макак. Журнал неврологии. 1991; 11: 168–190. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Milner AD, Goodale MA. Оксфордский университет. Oxford: 1995. [Google Scholar]

28. Bisiach E, Luzzatti C. Одностороннее пренебрежение репрезентативным пространством. кора. 1978;14:129–133. [PubMed] [Google Scholar]

29. Marshall JC, Halligan PW. Слеповидение и озарение при зрительно-пространственном пренебрежении. Природа. 1988; 336: 766–767. [PubMed] [Google Scholar]

30. Berti A, Rizzolatti G. Визуальная обработка без осознания: свидетельство одностороннего пренебрежения. Журнал когнитивной неврологии. 1992; 4: 345–351. [PubMed] [Google Scholar]

31. Унгерлейдер Л.Г., Кортни С.М., Хаксби СП. Нейронная система зрительной рабочей памяти человека. Proc Natl Acad Sci U S A. 1998;95:883–890. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Stoerig P, Cowey A. Слепое зрение у человека и обезьяны. Мозг. 1997; 120: 535–559. [PubMed] [Google Scholar]

33. Икеда Х., Нисиджо Х., Миямото К., Тамура Р., Эндо С., Оно Т. Генераторы зрительных вызванных потенциалов, исследованные путем отслеживания диполей в затылочной коре человека. Неврология. 1998; 84: 723–739. [PubMed] [Google Scholar]

34. Herzog H, Lele VR, Kuwert T, Langen KJ, Rota Kops E, Feinendegen LE. Измененный паттерн регионального метаболизма глюкозы во время медитативной релаксации йогой. Нейропсихобиология. 1990;23:182–187. [PubMed] [Google Scholar]

35. Maquet P, Faymonville ME, Degueldre C, Delfiore G, Franck G, Luxen A, Lamy M. Функциональная нейроанатомия гипнотического состояния. Биол психиатрия. 1999;45:327–333. [PubMed] [Google Scholar]

36. Лу Х.К., Кьяер Т.В., Фриберг Л., Вильдшиодц Г., Холм С., Новак М. Исследование медитации и состояния покоя нормального сознания с помощью 150-ч30 ПЭТ. Hum Brain Map. 1999; 7: 98–105. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

[Решено] Является ли сознание просто функцией активности мозга, или это…

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Готово

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna.

Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus e

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet.

Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesq

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio.

Добавить комментарий