«С детским шампанским у ребенка сложится стереотип, что нет праздника без алкоголя»
– В каком возрасте в России подростки впервые пробуют сигареты и алкоголь?
– Статистикой по стране я не обладаю, но, по моим ощущениям, с появлением электронных доставщиков никотина (систем нагревания табака и вейпов — «Газета.Ru»), дети начинают курить раньше. В моей практике встречаются пациенты, которые курят с 9-10 лет. Алкоголь, по моим наблюдениям, появляется в жизни подростков чуть позже – средне-ранее начало употребления мы видим с 12-14 лет.
– Как родители могут повлиять на то, чтобы «первый опыт» случился как можно позже? С какого возраста надо разговаривать с ребенком об алкоголе и других веществах?
– Как бы странно это ни звучало, но говорить о запрещенных веществах с детьми нужно уже с 3-4 лет – с того же возраста, когда мы начинаем предупреждать, что у незнакомых нельзя брать жвачки и конфетки. Разумеется, информация, которой мы делимся с ребенком, должна быть адаптирована для его восприятия.
– Я бы начала с того, что рассказала о существовании полезных и вредных/ядовитых веществ, которые могут пагубно влиять на здоровье. Лучше, чтобы беседа была не на пустом месте, а началом ей послужил какой-то инфоповод. Например, мы даем ребенку лекарство и объясняем, что его может давать только врач, медсестра или мама по назначению доктора. О последствиях самоназначений рассказать тоже можно: «Самому прописывать себе таблетки нельзя, так мы наносим себе вред, например, можем сильно отравиться». То же самое касается уколов и шприцов. Следует научить ребенка не притрагиваться к шприцам, которые валяются на улице. Скажите, что уколы делают только врач и медсестра.
Строить, разрушать и прятаться. Как без обычных игр «ломается» тело и психика ребенка
Любой здоровый ребенок любознателен от природы – даже самые простые игрушки вызывают у него…
21 апреля 12:31
Еще один важный воспитательный момент касается детского шампанского и других газировок, которые продаются в бутылках, имитирующих спиртное. Покупая их к празднику, мы сами закрепляем у ребенка ассоциацию, что веселье равно алкоголь. Так у маленького человека еще задолго до того возраста, как он впервые задумается, чтобы попробовать спиртное, сложится стереотип, что праздник без алкоголя – это не праздник, а времяпрепровождение. Зачем самим закреплять такие паттерны? Лучше показать, что веселье может быть без застолья, например, выезд с семьей в парк с настольными и активными играми.
Такие зернышки мало-помалу надо закладывать в детей с самого раннего возраста. Главное – действовать без перегибов и избегать назидательного тона, иначе никакого обсуждения не выйдет.
close
100%
–Что делать, если родители сами курят и периодически выпивают, но при этом грозятся ребенку санкциями, если он последует их примеру?
– Достаточно сложно объяснить подростку, почему взрослым можно, а им – нет. Часто родители обосновывают этот запрет законом, а также тем, что у ребенка еще не сформированы органы, так что табак и алкоголь будут для него особенно ядовиты.
Я не про то, что надо срочно прятаться от детей, курить и пить в тайне, а о том, чтобы глобально задуматься о своем образе жизни. И если мы много курим и любим провести выходные за бокалом вина, нужно быть готовыми, что и дети в какой-то момент будут нам подражать.
– Есть точка зрения, что первые пробы алкоголя происходят у ребенка дома: «пусть лучше с нами, чем с друзьями в подъезде». Считаете ли вы такое решение удачным?
– Большое заблуждение думать, что если мы разрешаем ребенку пить алкоголь дома, то он не будет делать это где-то еще. Если можно пить с родителями дома, то почему нельзя с друзьями в подъезде?
Для меня такой способ коммуникации в семье неприемлем, тем более, что мы не живем в широтах, где произрастает виноград, и виноградный сок и молодое вино – это одно и то же. В тех регионах виноделие и употребление вин генетически встроено в жизнь людей. У нас другой генотип, и я ратую за то, чтобы говорить детям о том, что употребление алкоголя может быть опасно. Обсудить последствия воздействия спиртного можно, когда мы встречаем на улице человека, который явно злоупотребляет алкоголем. На мой взгляд, это подходящий повод, чтобы поговорить о том, что водка, вино или пиво приводят к такому состоянию.
close
100%
– С чем связаны мотивы употребления алкоголя подростками?
– Первый мотив – реакция имитации, когда подросток хочет почувствовать себя взрослым, старается отвергнуть все детское. И алкоголь в этом случае – один из атрибутов взрослой жизни.
Второй связан с подчиненностью микросоциуму, в котором человек находится. Если тинейджер попадает в компанию, где употребляют – он тоже будет делать это, чтобы не стать белой вороной. Чтобы противостоять давлению окружающих («да ладно тебе, от одной банки пива ничего не будет», «попробуй, совсем немного») – нужен запас прочности – он есть не у каждого взрослого, что уж говорить о ребенке.
Кроме социальных мотивов, есть еще личностные. Они формируются в семье: если ребенок растет там, где есть токсичные родительские предписания, ему сложно справляться с негативными эмоциями. А тут товарищи его просвещают: «Покурил – расслабился, выпил — отпустило», и он хватается за эту «спасительную» соломинку.
Также и сигареты, и спиртное помогают преодолеть сложности с коммуникацией.
Никто не отменял стремление человека к удовольствию, а также тему «активации»: выпиваем, потому что скучно. Подростки ищут способа взбодриться, с саморегуляцией у них еще плохо, сами бодрить они себя не умеют, поэтому ищут стимулирующие вещества. И на помощь приходит алкоголь.
Еще один мотив связан с жаждой новых ощущений. 12-16 лет – тот прекрасный возраст, когда кажется, что море по колено, что надо жить ярко, одним днем, а не до старости, лет до 40… И важно все попробовать. И в это «все» почему-то никогда не попадают откровенно неприятные вещи, а вот сигареты, алкоголь, наркотики – пожалуйста.
close
100%
– Рассказывая о мотивах употребления, вы упомянули о токсичных родительских предписаниях – что это такое? И как это связано с употреблением?
– В транзактном анализе (направление в психотерапии – «Газета.Ru») есть такие понятия как родительские предписания – это установки запрещающего характера, которым ребенок должен следовать, чтобы заполучить любовь и внимание семьи. Родители транслируют их даже невербально, а потом послание закрепляется и ребенок продолжает жить в этой парадигме.
Сигналы бедствия: как понять, что подростку срочно нужна помощь психолога
Переходный возраст пугает многих родителей: интересы и поступки подростка кажутся странными, лишенными логики…
21 апреля 12:26
Одно из таких предписаний: не вырастай. В чем оно проявляется? Ребенку все время транслируют, что он маленький, что он не может ничего решать. Это инфантилизирует человека, у него не формируется ни ответственность, ни целеполагание. Или другое предписание: будь взрослым. Такому малышу говорят: «Почему ты ведешь себя, как маленький, ты же моя единственная надежда и опора?» Ребенок вырастает тревожным, со страхом не справиться и т.д. Еще одно из распространенных предписаний: не чувствуй. Человека лишают права испытывать эмоции. Есть даже такой симптом – алекситимия – неосознание и, как следствие, неспособность выражать чувства. Он возникает, потому что все детство ребенку говорили: не расстраивайся, не злись, не плачь, не бойся и т.д.
Всего есть 12 предписаний, самое драматичное из которых «не живи» (когда ребенок слышит: «Лучше бы я тебя не рожала», «Ты мне всю жизнь испортил»). Застревая в этих установках, дети отчаянно пытаются справиться со своими переживаниями, и решением нередко становится уход в аддикцию или самоповреждение.
close
100%
– Достаточно ли собственного примера здорового образа жизни и разговоров о вреде курения, алкоголя, чтобы уберечь ребенка от раннего употребления?
Безусловно, нет. Есть огромное количество семей, где родители говорят все правильно, все время рассказывают о вреде психоактивных веществ, сами не пьют и не курят – и их дети все равно впадают в зависимость.
Разговаривать о курении, наркотиках, алкоголе важно – но это еще не все. Необходимо выстроить в семье коммуникацию, в которой есть уважение и доверие. Если их не будет, тут какие умные вещи ни говори, все равно ребенок их не воспримет.
В своей практике я часто сталкиваюсь с употреблением у детей, в семьях которых сложились неуважительные, недоверительные и некорректные отношения, где ни у взрослых, ни у ребенка не сформированы личные границы, где нет четких правил, что можно, а что нельзя.
Недавно у меня на приеме была семья, где папа ребенка так рассказывал о его проблемах, что даже мне стало невыносимо слушать. Каждую секунду он перехватывал у меня инициативу, читал нуднейшую нотацию, и было видно, что он делает это как минимум в сотый раз. И что интересно, он точно знал, что это не работает – иначе бы он не привел ребенка ко мне в кабинет – и все равно продолжал.
– А как ему надо было себя вести?
Надо постараться избегать повторений, одних и тех же стереотипов в общении с ребенком. Чтобы не нудить всегда одно по одному, а предлагать какие-то неожиданные примеры, привлекать ситуации вокруг, чтобы лучше доносить свою позицию. Это не просто, так как требует от родителей гибкости, фантазии. Но ребенок это точно оценит, так как он сам спонтанен и ему важно, чтобы и родитель время от времени проявлял спонтанность.
– Есть еще что-то важное, что поможет родителям?
– Быть последовательными в поощрениях и наказаниях: держать свое слово, чего бы это ни касалось. Ребенок должен знать, что есть событие, а есть последствие: позитивное или негативное, и они исполняются. Другое дело, не надо придумывать каких-то кровожадных и немыслимых наказаний и невозможных поощрений.
Также важно ребенка обнимать, хвалить (но не перехваливать), опекать (но не скатываться в гиперопеку) – это так банально, но часто мы не придаем этому значения. Ребенок нуждается в нашей поддержке. Родители – это его опора, а не только те, кто произносит занудные непонятные нотации, унижает и ругает.
close
100%
– А что важнее в формировании зависимости: наследственность или воспитание?
– Нельзя сказать, что все дети алкоголиков становятся алкоголиками. Генетика человека, в роду которого были люди с зависимостями, может быть «подмочена», и если он начинает злоупотреблять алкоголем, риск формирования зависимости высок.
«Если подросток живет «по-взрослому», пусть сам себе зарабатывает на презервативы»
Одни родители считают, что выдавать подросткам презервативы нужно обязательно – это их безопасность…
24 апреля 00:02
Но есть другая причина, по которой мы выясняем, страдал ли кто-то из близких родственников пьянством. Люди, жившие с алкоголиком, несут на своей психике определенный отпечаток. Женщина, которая выросла с отцом-алкоголиком (даже если его зависимость сложилась сильно позже ее рождения и не передалась ей генетически) – обладает определенными особенностями поведения, которые впоследствии скажутся на отношениях с ее детьми. Поэтому генограмма семьи помогает нам понимать, что происходит с каждым конкретным пациентом: в каких условиях он рос, кто его воспитывал, какова его биологическая почва. Болезни, связанные с употреблением – многоплановые, и мы рассматриваем их в биологическом, психологическом, социальном аспекте.
– Есть ли зависимость между социальным статусом семьи и риском развития у ребенка зависимостей? Можно ли сказать, что бедные или богатые больше подвержены зависимостям?
– Весь ужас в том, что это может случиться в любой семье, любого социального статуса. Даже очень богатые семьи сталкиваются с тем, что их дети употребляют запрещенные вещества, только они делают это не в дворовой школе, а в элитных учебных заведениях, многие из которых находятся за границей. Это отдельная история, когда ребенок находится в отрыве от семьи и ему важно чувство присоединения к чему-либо.
Когда мне задают вопрос с целью, чтобы я рассказала какую-то страшилку – что наркоманами и алкоголиками становятся дети только из каких-то жутких семей, где мать продает ребенка за бутылку пива… я не могу сказать, что это так. Это будет неправдой. На самом деле ситуация такова, что все это настолько распространено, к сожалению, такое может случиться в семье с любым социальным статусом и достатком. Отличие будет лишь в веществах – у тех, кто побогаче, будут «лакшери», кто победнее – более доступные. Но в какой-то момент и это может сравняться — если первого лишат доступа к деньгам и он будет вынужден перейти на более дешевые заменители. Все-таки не социальный статус и обеспеченность родителей определяет, приобретет ли их ребенок зависимость, а та самая погода в доме. Общение, взаимоподдержка, принятие – вот что важно. Это дается нам непросто, на это часто нет сил.
Но если взрослые возьмут за привычку несколько раз в день обнимать ребенка и говорить с ним хотя бы полчаса в день, то многое изменится. Важно, чтобы любые разговоры не носили характер назидания и нравоучения, иначе ребенок закроется от таких обсуждений.
6 стереотипов о мужчинах, в которые верят все женщины, и парней это жутко бесит
Нередко проблемы в отношениях между мужчиной и женщиной начинаются из-за недопонимания. То, что парни и девушки могут вкладывать в одни и те же слова разный смысл и намерения, факт. Но иногда предпосылки к проблемам возникают задолго до появления мужчины в жизни женщины, как бы странно это ни звучало. А всё из-за изначально неверных ожиданий дамы по поводу партнёра. Рассказываем про мифы о мужчинах, в которые все женщины до сих пор верят.
1. Мужчины не плачут
Один из самых закоренелых стереотипов о мужском поведении — якобы парни способны сдерживать негативные эмоции и не дают волю слезам. Фото © Shutterstock
Один из самых закоренелых стереотипов о мужском поведении, в который верят не только женщины, но и даже некоторые парни. Ну, как минимум слёзные железы у кавалеров есть. Все эти фразы про «мальчики не плачут» — издержки стереотипного воспитания. Мол, мужчина должен быть бесчувственной машиной и универсальным солдатом, не способным испытывать эмоции и тем более пускать слёзы. К счастью, сегодня всё больше и больше парней отказываются от такой «токсичной маскулинности», позволяя себе проявлять всевозможные эмоции. В какой ситуации пойдут слёзы — зависит от уровня эмпатии и сентиментальности человека. А вот если мужчина никогда не позволял себе плакать рядом с конкретной женщиной, это уже вопрос доверия.
2. Мужчине наплевать на свой внешний вид
То, что ваш партнёр не использует пенку для умывания или увлажняющий крем, ещё не значит, что он не следит за внешностью. Это вообще очень странный стереотип, потому как, пройдясь по улицам больших городов, можно встретить множество ухоженных и стильно одетых как юношей, так и мужчин. Возможно, миф придумали женщины, которым попадались сплошь партнёры, забивавшие на уход за собой или попросту не соответствовавшие ожиданиям избранницы. Или, вариант номер два, — мы видим только то, что хотим увидеть. Вероятно, женщины, которые так говорят, подсознательно смотрят только на неухоженных кавалеров. Хотя тех парней, кто следит за собой, становится с каждым днём всё больше.
3. Мужчины не умеют говорить о чувствах и проблемах
Женщины охотно верят в стереотип, что мужчины не умеют говорить о чувствах. Фото © Shutterstock
А ещё некоторые женщины уверены: мужчины в целом более неразговорчивы. Эта часть стереотипа правдива: представители сильного пола и правда разговаривают меньше, чем их вторые половинки. Но это не делает мужчин скупыми на эмоции бесчувственными статуями. Может, про чувства они и говорят с большим трудом, но тоже умеют выражать эмоции словами. Проблема этого стереотипа растёт из другого — «мужчина обязан быть сильным», то есть не проявлять слабость. Кто-то считает, что разговорами о чувствах «даёшь слабину». Но иногда мужчина не хочет разговаривать с женщиной на эту тему просто потому, что изначально знает: она не поймёт его. Хотя большинство представителей сильной половины человечества активно интересуются мнением избранниц и в трудные времена ищут поддержки у любимых. Почему мужчин считают молчаливыми грубиянами, непонятно.
4. Мужчины постоянно хотят секса
Этот стереотип особенно раздражает и бесит мужчин, потому как из-за него парни выглядят в глазах девушек какими-то озабоченными насильниками. Измены тоже часто объясняют этим мифом. Хотя неоднократно уже учёные, проведя опросы и эксперименты, говорили, что мужчины думают об интиме и хотят секса не больше, чем женщины. Ещё важно не забывать о сексуальном темпераменте, который у всех людей разный. Кому-то хочется близости часто, кому-то достаточно нескольких раз в месяц. Чаще всего на озабоченность партнёров сексом жалуются женщины, у которых либидо слабее мужского.
5. Мужчины не умеют жить самостоятельно
Дамы любят миф о том, что мужчина без женщины обязательно живёт в грязи. Фото © Shutterstock
Поэтому все одинокие мужчины живут исключительно в «холостяцких берлогах», где вечно грязно, нечего есть и кругом тараканы. Зарождение этого мифа тоже лежит в истоках воспитания: девочкам с самого детства твердят, что во взрослой жизни придётся ухаживать за мужем. Поэтому и сложился стереотип, будто одинокие парни выживают с трудом. А если оставить мужчину одного дома на несколько дней, вернуться можно в разруху. На самом деле сильный пол ведёт хозяйство и справляется с домашними обязанностями не хуже женщин, а иногда и лучше. Есть даже парни, у которых хобби — выращивать дома растения или заниматься уборкой. Вспомните, вы же своего партнёра встретили опрятным, хотя до вас он был одинок.
6. Мужчины легко переживают разрыв отношений
И снова стереотип о том, что мужчины ничего не чувствуют. Только из-за разницы в реакции на разрыв отношений женщины придумали и распространили миф, будто парням проще с этим мириться. Возможно, такие дамы просто встречались с неподходящими партнёрами, которые их не любили. Реакция мужчины на расставание обуславливается его эмоциональностью. В целом парни осознают ситуацию и её последствия с небольшим запозданием. Если несколько первых дней после разрыва женщины бьются в истериках, кавалеры чувствуют долгожданную свободу. Однако совсем скоро бывшие партнёры меняются местами: девушки ситуацию отпускают и отправляются в новое приключение, а мужчины вдруг осознают, кого потеряли, и начинают горевать.
7 мужских привычек, которые неимоверно бесят женщин
18 популярных фраз, которые родители никогда не должны говорить детям
13 сентября 2022, 08:22
Мужчины поделились 10 самыми ужасными вещами, которые только могут сделать девушки во время секса
12 сентября 2022, 08:00
7 действенных лайфхаков, как не попасться на уловки любовного афериста из Сети
11 сентября 2022, 10:00
Слишком приятно лидировать? Разоблачение гендерного стереотипа, который сдерживает женщин
Если вы женщина на рабочем месте, скорее всего, ваш начальник и коллеги ожидают, что вы будете лучше, чем ваши коллеги-мужчины, показывают новые исследования. И это восприятие может способствовать различиям в том, на какую работу вас нанимают, какие задачи вам назначают и как оценивается ваша производительность.
Серия экспериментов, проведенных доцентом Гарвардской школы бизнеса Кристин Эксли, показала, что люди обычно считают женщин более щедрыми и ориентированными на равенство, чем мужчин, но на самом деле мужчины и женщины имеют сходное поведение и убеждения в отношении этих ценностей. На рабочем месте эти заблуждения могут привести к безвыходным сценариям. Если женщины недостаточно хороши, они могут столкнуться с негативной реакцией. Но, если женщины слишком хороши, они могут испытывать трудности при приеме на конкурентоспособную работу.
«Если мы говорим о более конкурентоспособных рабочих местах, то, когда нас считают милыми и ориентированными на равенство, женщины с меньшей вероятностью будут приняты на работу и с меньшей вероятностью будут рассматриваться как подходящие лидеры».
«В совместной рабочей силе, где высоко ценятся социальные навыки, быть приятным и ориентированным на равенство может быть преимуществом», — объясняет Эксли. «С другой стороны, если мы говорим о более конкурентоспособных рабочих местах, то, когда их считают милыми и ориентированными на равенство, женщины с меньшей вероятностью будут приняты на работу и с меньшей вероятностью будут рассматриваться как подходящие лидеры».
Это последняя потенциальная заминка давних споров о том, почему женщинам недоплачивают и как исправить ситуацию. Широко известно, что женщины зарабатывают в среднем 83 цента на каждый доллар, заработанный мужчинами, и занимают меньше мест в советах директоров компаний из списка Fortune 500. Исследователи изучили все, от поведения женщин во время переговоров о заработной плате до их выбора работы, чтобы понять, почему существует этот разрыв.
Эксли сотрудничал в исследовании с доцентом Эксетерского университета Оливером Хаузером; Молли Мур, докторант Гарвардской школы Кеннеди; и Джон-Генри Пеццуто, докторант Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Мы верим, что женщины будут более щедрыми
Эксли и его коллеги провели серию экспериментов, в ходе которых проверили, как ведут себя мужчины и женщины, а также их представления о том, как они должны себя вести.
Сначала они набрали около 800 участников для участия в серии классических экономических игр. Например, в одной игре один игрок решает, как разделить деньги между собой и партнером. Затем участников попросили спрогнозировать процент мужчин и женщин, которые предпочтут оставить больше денег себе, а не делить деньги поровну со своим партнером.
Во всех играх не было существенных различий в том, как мужчины и женщины делили деньги. Однако в среднем участники считали, что женщины на 13 процентных пунктов чаще делят деньги поровну. На самом деле участники недооценили щедрость мужчин и переоценили щедрость женщин.
И мы сомневаемся, что женщины вознаградят высокоэффективных сотрудников
Во втором исследовании Эксли и ее коллеги оценили убеждения участников в равной оплате труда. Участников спросили, «в основном согласны» или «в основном не согласны» с такими утверждениями, как «общество должно стремиться к выравниванию доходов». Затем исследователи попросили участников предсказать, какой процент женщин и мужчин «в основном» согласится с этими утверждениями. По большинству заявлений о равенстве мужчины и женщины придерживались схожих убеждений, но участники думали, что женщины с большей вероятностью согласятся с утверждениями.
Затем исследователи попросили участников принимать решения в качестве работодателей. Имея пару работников — высокоэффективного и низкоэффективного — «работодатели» должны были выбирать между выплатой каждому работнику по 3 доллара или выплатой высокоэффективному работнику 6 долларов, а низкоэффективному — ничего.
В среднем и мужчины, и женщины выступали за равную оплату труда: мужчины предпочитали платить участникам одинаково в 69% случаев, а женщины — в 71% случаев. Однако в среднем участники думали, что 72 процента женщин выберут равную оплату по сравнению с 52 процентами мужчин.
Исследователи также спросили участников, кого бы они предпочли иметь работодателем — мужчину или женщину. Высокоэффективные сотрудники выбирали женщину в 47% случаев, а низкоэффективные — работодателей-женщин в 85% случаев. Это указывает на то, что менее результативные сотрудники с большей вероятностью выберут работодателей-женщин, поскольку они ожидают, что женщины будут платить более равномерно.
«Мы не обнаружили существенных различий в поведении», — говорит Эксли. «Но то, что мы действительно наблюдаем, — это устойчивая разница в представлениях о том, как ведут себя мужчины и женщины. В самых разных контекстах люди думают, что женщины более щедры и ориентированы на равенство, чем мужчины. Я был удивлен тем, в какой степени мы не смогли найти контексты, в которых эти предполагаемые различия не исчезли».
Расстроился бы я, если бы это сделал мужчина?
Женщинам на рабочем месте не нужно менять свое поведение в зависимости от полученных данных, говорит Эксли.
Тем не менее, у нее есть конкретный совет для менеджеров по найму и супервайзеров: Требуйте от мужчин и женщин одинаковых стандартов. Если кажется, что сотрудник не выполняет задание, «вполне возможно, что мы можем несправедливо расстроиться из-за того, что женщины ведут себя не в соответствии с ожиданиями, что они должны быть более милыми, щедрыми или более симпатичными». Вместо этого она рекомендует спросить себя: как бы я отреагировала, если бы это сделал мужчина?
«Гендерные ожидания могут действительно начать иметь значение, когда мы думаем о негативной реакции и проблемах с имиджем».
И обратите внимание на то, что другие ожидают различного поведения в зависимости от пола. « Гендерные ожидания могут действительно начать иметь значение, когда мы думаем о негативной реакции и проблемах с имиджем. Если я женщина, можно ожидать, что я буду лучше, а если я не буду лучше, я могу столкнуться с большей негативной реакцией, чем мужчина», — предостерегает Эксли.
Вам также может понравиться:
- Сократит ли наконец спрос на женщин-руководителей гендерный разрыв в оплате труда?
- Не подводи меня: выясняем, почему люди игнорируют плохие новости
- Как гендерные стереотипы убивают уверенность женщины в себе
Отзыв или идеи, которыми можно поделиться? Напишите группе рабочих знаний по адресу [email protected].
Изображение: iStockphoto/cagkansayin
Стереотип о том, что у девушек нет таланта: всемирное исследование
1. Бертран М., Лекция Коуза «Стеклянный потолок». Экономика 85, 205–231 (2018). [Google Академия]
2. Европейский союз, «Гендерный баланс в советах директоров. Европа ломает стеклянный потолок», Генеральное управление юстиции и защиты прав потребителей, Информационный бюллетень, июль 2016 г.
3. Лесли С.-Дж., Кимпиан А., Мейер М., Фриланд Э., Ожидания гениальности лежат в основе гендерного распределения по академическим дисциплинам. Наука 347, 262–265 (2015). [PubMed] [Google Scholar]
4. Мейер М., Кимпиан А., Лесли С. Дж., Женщины недопредставлены в областях, где, как считается, успех требует гениальности. Передний. Психол. 6, 235 (2015). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Биан Л., Лесли С.-Дж., Кимпиан А., Гендерные стереотипы об интеллектуальных способностях возникают рано и влияют на интересы детей. Наука 355, 389–391 (2017). [PubMed] [Google Scholar]
6. Биан Л., Лесли С.Дж., Мерфи М.С., Кимпиан А., Сообщения о гениальности подрывают интерес женщин к образовательным и профессиональным возможностям. Дж. Эксп. соц. Психол. 76, 404–420 (2018). [Google Scholar]
7. Storage D., Charlesworth T.E.S., Banaji M.R., Cimpian A., Взрослые и дети имплицитно ассоциируют великолепие с мужчинами больше, чем с женщинами. Дж. Эксп. соц. Психол. 90, 104020 (2020). [Google Scholar]
8. Фиске С. Т., Кадди А. Дж. К., Глик П., Сюй Дж., Модель (часто смешанного) содержания стереотипов: Компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции. Дж. Перс. соц. Психол. 82, 878–902 (2002). [PubMed] [Google Scholar]
9. JE Williams, DL Best, Measuring Sex Stereotypes: A Multination Study (серия межкультурных исследований и методологий, Sage Publications Inc., 1990), vol. 6. [Google Академия]
10. Фернем А., Ривз Э., Будхани С., Родители думают, что их сыновья умнее дочерей: половые различия в самооценке родителей и оценках множественного интеллекта их детей. Ж. Жене. Психол. 163, 24–39 (2002). [PubMed] [Google Scholar]
11. S. Stephens-Davidowitz, «Google, скажи мне. Мой сын — гений», New York Times , 19 января 2014 г.
12. Raty H., Snellman L., Детские образы интеллигентного человека. Дж. Соц. Поведение Перс. 12, 773–784 (1997). [Google Scholar]
13. Грунспан Д. З., Эдди С. Л., Браунелл С. Э., Виггинс Б. Л., Кроу А. Дж., Гудро С. М., Мужчины недооценивают академическую успеваемость своих сверстниц на уроках биологии бакалавриата. ПЛОС ОДИН 11, e0148405 (2016). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14. Шмадер Т., Уайтхед Дж., Высоцкий В. Х., Лингвистическое сравнение рекомендательных писем для мужчин и женщин, соискателей работы в области химии и биохимии. Секс Роли 57, 509–514 (2007). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Бьянко М., Харрис Б., Гаррисон-Уэйд Д., Лич Н., Одаренные девочки: гендерная предвзятость в одаренных рефералах. Ропер преподобный. 33, 170–181 (2011). [Google Scholar]
16. Стюарт-Уильямс С., Холзи Л. Г., Мужчины, женщины и STEM: в чем разница и что делать? Евро. Дж. Личное. 35, 3–39 (2021). [Google Scholar]
17. Хартли Б. Л., Саттон Р. М., Стереотипный отчет об угрозе академической неуспеваемости мальчиков. Детский Дев. 84, 1716–1733 (2013). [PubMed] [Академия Google]
18. Робинсон Дж. П., Лубенски С. Т., Развитие гендерного разрыва в успеваемости по математике и чтению в начальной и средней школе. Являюсь. Образовательный Рез. Дж. 48, 268–302 (2011). [Google Scholar]
19. М. Фоши, Статусные характеристики, стандарты и атрибуты, в Sociological Theory in Progress: New Formulas , JM Zelditch Jr., B. Anderson, Eds. (Мудрец, 1989), т. 1, с. 58, стр. 58–72. [Google Scholar]
20. Фоши М., Двойные стандарты в оценке мужчин и женщин. соц. Психол. В. 59, 237–254 (1996). [Google Scholar]
21. Фоски М., Двойные стандарты компетентности: теория и исследования. Анну. Преп. Соц. 26, 21–42 (2000). [Google Scholar]
22. Чарльз М., Брэдли К., Потакать своим гендерным «я»? Разделение по полу по областям обучения в 44 странах. Являюсь. Ж. социол. 114, 924–976 (2009). [PubMed] [Google Scholar]
23. Stoet G., Geary D.C., Парадокс гендерного равенства в естественнонаучном, технологическом, инженерном и математическом образовании. Психол. науч. 29, 581–593 (2018). [PubMed] [Google Scholar]
24. Фальк А., Хермле Дж., Связь гендерных различий в предпочтениях с экономическим развитием и гендерным равенством. Наука 362, eaas9899 (2018). [PubMed] [Google Scholar]
25. Липпа Р. А., Коллаер М. Л., Петерс М., Половые различия в суждениях о мысленном вращении и углах линий положительно связаны с гендерным равенством и экономическим развитием в 53 странах. Арка Секс. Поведение 39, 990–997 (2010). [PubMed] [Академия Google]
26. Mac Giolla E., Kajonius P. J., Половые различия в характере больше в странах с гендерным равенством: повторение и расширение удивительного вывода. Междунар. Дж. Психол. 54, 705–711 (2019). [PubMed] [Google Scholar]
27. Шварц С. Х., Рубель-Лифшиц Т., Межнациональные различия в величине половых различий в ценностях: влияние гендерного равенства. Дж. Перс. соц. Психол. 97, 171–185 (2009). [PubMed] [Google Scholar]
28. Цукерман М., Ли К., Холл Дж. А., Когда мужчины и женщины различаются по самооценке, а когда нет: метаанализ. Дж. Рез. Перс. 64, 34–51 (2016). [Google Академия]
29. Цукерман М., Ли К., Динер Э. Ф., Социальные условия и гендерные различия в благополучии: тестирование трехэтапной модели. Личный. соц. Психол. Бык. 43, 329–336 (2017). [PubMed] [Google Scholar]
30. Хопкрофт Р. Л., Брэдли Д. Б., Половые различия в депрессии в 29 странах. соц. Силы 85, 1483–1507 (2007 г.). [Google Scholar]
31. Else-Quest N. M., Hyde J. S., Linn M. C., Межнациональные модели гендерных различий в математике: метаанализ. Психол. Бык. 136, 103–127 (2010). [PubMed] [Академия Google]
32. Стоет Г., Бейли Д. Х., Мур А. М., Гири Д. К., Страны с более высоким уровнем гендерного равенства демонстрируют большие национальные половые различия в математической тревожности и относительно более низкую оценку математики родителями для девочек. ПЛОС ОДИН 11, e0153857 (2016). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Снайдер К. Э., Малин Дж. Л., Дент А. Л., Линненбринк-Гарсия Л., Сообщение имеет значение: роль имплицитных убеждений об одаренности и опыте неудачи в академической самозатрудненности. Дж. Образ. Психол. 106, 230–241 (2014). [Google Академия]
34. Осборн Дж. В., Уокер К., Угроза стереотипов, идентификация с учеными и уход из школы: почему наиболее успешные цветные ученики могут уйти из школы. Образовательный Психол. 26, 563–577 (2006). [Google Scholar]
35. Двек К. С. Убеждения, которые делают умных людей тупыми, в Почему умные люди могут быть такими глупыми , Р. Дж. Штернберг, изд. (Yale Univ. Press, 2002), стр. 24–41. [Google Scholar]
36. Бостон Дж. С., Симпиан А., Как мы поощряем одаренных девочек заниматься наукой и техникой и добиваться успеха? Подарок. Ребенок сегодня 41, 196–207 (2018). [Google Scholar]
37. Arkes H. R., Tetlock P. E., ЦЕЛЕВАЯ СТАТЬЯ: Атрибуции имплицитных предубеждений или «провалит ли Джесси Джексон тест на имплицитные ассоциации?». Психол. Инк. 15, 257–278 (2004). [Google Scholar]
38. Бергер Дж., Коэн Б. П., Зельдич М. мл., Статусные характеристики и социальное взаимодействие. Являюсь. соц. преп. 241–255 (1972). [Google Scholar]
39. Коррелл С. Дж., Пол и процесс выбора карьеры: роль предвзятой самооценки. Являюсь. Ж. социол. 106, 1691–1730 (2001). [Google Scholar]
40. Коррелл С. Дж., Ограничения в предпочтениях: пол, статус и возникающие карьерные устремления. Являюсь. соц. преп. 69, 93–113 (2004). [Google Scholar]
41. С. Л. Риджуэй, Социальный статус и структура группы, в Blackwell Handbook of Social Psychology: Group Processes , MA Hogg, R. S. Tindale, Eds. (Блэквелл, 2001), стр. 352–375. [Google Scholar]
42. Коррелл С. Дж., Риджуэй К.Л. Теория состояний ожидания.0073 Справочник по социальной психологии (Springer, 2006), стр. 29–51. [Google Scholar]
43. Мурадоглу М., Хорн З., Хаммонд М. Д., Лесли С. Дж., Кимпиан А., Женщины — особенно женщины из числа недостаточно представленных меньшинств — и начинающие ученые чувствуют себя самозванцами в областях, где ценится гениальность. Дж. Образ. Психол. Предварительная онлайн-публикация (2021 г.). [Google Scholar]
44. Нидерле М., Вестерлунд Л., Пол и конкуренция. Анну. Преподобный Экон. 3, 601–630 (2011). [Академия Google]
45. До К., Фаррис Э., Приписывание причин собственной деятельности: последствия секса, нормы и результат. Дж. Рез. Перс. 11, 59–72 (1977). [Google Scholar]
46. Бейер С., Гендерные различия в точности самооценки результативности. Дж. Перс. соц. Психол. 59, 960–970 (1990). [Google Scholar]
47. Блау Ф. Д., Кан Л. М., Гендерный разрыв в оплате труда: степень, тенденции и объяснения. Дж. Экон. лит. 55, 789–865 (2017). [Google Scholar]
48. Buser T., Niederle M., Oosterbeek H., Пол, конкурентоспособность и выбор карьеры. QJ Econ. 129, 1409–1447 (2014). [Google Scholar]
49. Лейббрандт А., Лист Дж. А., Женщины избегают переговоров о зарплате? Данные крупномасштабного эксперимента в естественном поле. Управление науч. 61, 2016–2024 (2015). [Google Scholar]
50. Дитрих М., Кнабе А., Лейпольд К., Гендерные различия в экспериментальных переговорах о заработной плате. Экон. Инк. 52, 862–873 (2014). [Google Scholar]
51. Базер Т., Нидерле М., Остербик Х. Может ли конкурентоспособность предсказывать результаты образования и рынка труда? Данные стимулированного выбора и опроса (№ w28916, Национальное бюро экономических исследований, 2021 г.). [Google Scholar]
52. Бонте В., Ломбардо С., Урбиг Д., Экономика встречается с психологией: экспериментальные и самооценка показателей индивидуальной конкурентоспособности. Личный. Индивид. Отличаться. 116, 179–185 (2017). [Google Scholar]
53. Boschini A., Dreber A., von Essen E., Muren A., Ranehill E., Пол, склонность к риску и готовность конкурировать в случайной выборке шведского населения. Дж. Бехав. Эксп. Экон. 83, 101467 (2019). [Google Академия]
54. Т. Базер, Н. Питер, С. К. Уолтер, Пол, готовность конкурировать и выбор карьеры по всему распределению способностей. Дискуссионный документ IZA № 10976 (2017 г. ).
55. Риджуэй К.Л., Создано, прежде чем мы это узнаем: как гендер формирует социальные отношения. Генд. соц. 23, 145–160 (2009). [Google Scholar]
56. Англия П., Гендерная революция: неровная и застопорившаяся. Генд. соц. 24, 149–166 (2010). [Google Scholar]
57. Knight C. R., Brinton M. C., Один эгалитаризм или несколько? Два десятилетия смены гендерно-ролевых отношений в Европе. Являюсь. Ж. социол. 122, 1485–1532 (2017). [Google Академия]
58. Игли А. Х., Натер С., Миллер Д. И., Кауфманн М., Щенсны С., Гендерные стереотипы изменились: межвременной метаанализ опросов общественного мнения в США с 1946 по 2018 год. Am. Психол. 75, 301–315 (2020). [PubMed] [Google Scholar]
59. С. Р. Фиск, К. Л. Риджуэй, Обрамление гендера, в Справочник по социологии гендера (Springer, 2018), стр. 157–171. [Google Scholar]
60. Тебо С., Чарльз М., Сегрегация, стереотипы и STEM. соц. науч. 7, 111 (2018). [Google Академия]
61. Бреда Т., Джуини Э. , Напп С., Тебо Г., Гендерные стереотипы могут объяснить парадокс гендерного равенства. проц. Натл. акад. науч. США. 117, 31063–31069 (2020). [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
62. Чарльз М., Брэдли К., Равные, но отдельные? Межнациональное исследование половой сегрегации в высшем образовании. Являюсь. соц. преп. 67, 573–599 (2002). [Google Scholar]
63. М. Чарльз, Д. Б. Груски, Профессиональные гетто: всемирная сегрегация женщин и мужчин (Stanford Univ. Press, 2004), том. 200. [Google Scholar]
64. Чарльз М., Харр Б., Чех Э., Хендли А., Кто любит математику где? Гендерные различия в отношении восьмиклассников по всему миру. Междунар. Стад. соц. Образовательный 24, 85–112 (2014). [Google Scholar]
65. Раттан А., Савани К., Найду Н.В.Р., Двек К.С., Все ли могут стать высокоинтеллектуальными? Культурные различия и социальные последствия убеждений об универсальном потенциале интеллекта. Дж. Перс. соц. Психол. 103, 787–803 (2012). [PubMed] [Академия Google]
66.