Стереотип в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Статьи по тегу Стереотипы | Журнал по психологии «ПсихоПоиск»

Фундаментальная ошибка (казуальной) атрибуции (FAE), или эффект атрибуции — когнитивное искажение, склонность людей объяснять поступки и поведение других их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами, ситуацией. Эти два вида объяснений причинно-следственных связей называются внутренней и внешней диспозицией. Казуальной атрибуцией называют объяснение причин действий человека в тех или иных обстоятельствах. Примеры проявления в жизни Самый простой пример: один в…

Раздел: Практическая психология

подробнее

Теперь совсем сузим круг – ваша жизнь: знакомые вам люди, их ментальность, жизненный уклад и опыт, их индивидуальные черты характера и особенности, профессиональные навыки и предубеждения, все прочие традиции вашего общества; средства массовой информации, которыми вы пользуетесь, индустрии, с которыми вы имеете дело, экономические связи, в которые вы включены… Продолжать можно до бесконечности.

Всё это, взятое вместе (а брать нужно именно всё вместе, потому что всё связано со всем), и есть наша…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Все человеческие суждения, от политических предпочтений и до оценки качества бытовых услуг, отображают два направления ума: сознательное и неосознанное. О процессах, протекающих в бессознательной части, и о том, как эти процессы влияют на человека, занимательно, понятно и подробно написано у Леонарда Млодинова в книге «(Нео)сознанное. Как бессознательный ум управляет нашим поведением». Многие научные факты объяснены так, что становится ясно, как неосознанное влияет на жизнь каждого из нас. &nbsp…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Термин «стереотип» ввел в оборот французский типограф Фирмен Дидо[1]. Изначально этим термином обозначали способ печати, при котором с помощью специальных формочек изготовляли металлические доски для наборного шрифта. Размножив эти доски, можно было производить несколько экземпляров газет или книг одновременно — так родилась массовая печать. В современном значении термин впервые употребил в 1922 году американский журналист-интеллектуал Уолтер Липпманн, в своей книге «Общественное мнение»[2]&nbsp…

Раздел: Словарь терминов

подробнее

В 2013 году я решила повстречаться со своими врагами. Мне было 27 лет, и я только что выиграла награду как лучший режиссер. При этом я была гордой феминисткой. Я была полна решимости раскрыть темную сторону движения за мужские права. На тот момент все то, что я знала о нем, было лишь то, что я прочла в интернете, где таких мужчин описывали как женоненавистническую группу, которая активно выступала против гендерного равноправия. Я снимала документальные фильмы о репродуктивных правах, матерях-оди…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Этот ужасный, жестокий эксперимент провела школьная учительница Джейн Эллиотт на своих воспитанниках. Он демонстрирует склонность людей угнетать тех, кто отличается от них по каким-либо признакам. Цель эксперимента была исключительно благой: наглядно продемонстрировать детям весь ужас расизма. Жестокость его в том, что участвующие в эксперименте дети сильно страдали, оказываясь в роли «угнетенных», и проявляли свои не лучшие склонности, находясь в роли «угнетателей». Повод для эксперимента Джейн…

Раздел: Социальная психология

подробнее

Джеймс Холлис – доктор философии, известный юнгианский психоаналитик, автор многих известных книг, включая знаменитую монографию «Перевал в середине пути» о кризисе среднего возраста, книгу «Душевные омуты» — о том, что человеку дают страдания и как их преобразовывать в конструктивный жизненный опыт. О чем эта книга? «Под тенью Сатурна» — книга очень актуальная, потому что все, что связано с мужской психологией, выявляет множество общекультурных стереотипов, которые серьезно искажают восприятие…

Раздел: Карл Густав Юнг

подробнее

Справка-введение: Жак Фреско – профессиональный изобретатель, американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог. Автор книг «Введение в социокибернетику» (1977), «Проектирование будущего» (2002) и др. Родился в Городе Нью-Йорк в 1916 году 13 марта, умер 18 мая 2017 года в возрасте 101 года. В конце 1940-х годов Жак Фреско стал директором созданных им в Лос-Анджелесе Научных исследовательских лабораторий. В 1975 году основал «Проект Венера». «Проект Венера» (англ. The Venus…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Что такое патологическая личность? Прежде всего, постараемся разобраться с самим представлением о том, что такое патологическое развитие личности. Где граница между нормой и патологией? И как ее можно различать? Границы нормы иногда выглядят довольно условными – достаточно ознакомиться, например, с биографиями многих великих людей.

Обычно патологией называют закрепление черт личности, «запускающих» болезненные (дезадаптивные) паттерны поведения в различных ситуациях. Это может происходить при об…

Раздел: Проблемы

подробнее

О трудности выбора в начале действия образно говорит картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье» или фразеологизм «буриданов осел». Свобода предполагает проблему постоянного, каждодневного выбора. С понятием свободы также связаны понятия усилие, труд, активность, действие. Действие – определяющий фактор в экономике. Мотивация деятельности восходит к стимулам, поэтому необходимо выстраивать их для оптимизации деятельности как школьника, так и инвестора. Знать об этом необходимо как объекту, так и…

Раздел: Новинки

подробнее

Тягу людей к стереотипам в мышлении и общении изучали психологи из Абердинского университета. На страницах журнала Psychological Science опубликовано их исследование, объясняющее, почему так происходит.

Стереотипов, шаблонных представлений о чем-либо, много. Некоторые из них известны подавляющему большинству людей: все мужчины любят футбол, все блондинки глупы, страус прячет голову в песок, число 13 — несчастливое. Не так и важно, верит в них человек или нет, но у каждого есть целый багаж стерео…

Раздел: Детерминированность

подробнее

Автор данной монографии является известнейшим в научных кругах ученым, посвятившим большую часть своих исследовательских работ выяснению природы сходств и различий в психологии, поведении и мировоззрении мужчин и женщин. Собственно, «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» представляет собой наиболее полную версию авторского учебного курса[3, 7]. Поскольку книга написана преимущественно для тех, кто овладел научной методологией и понятийно-категориальным аппаратом психологии, биологи…

Раздел: Психофизиология

подробнее

Такой популярный термин, как “комплекс неполноценности”, ввел австрийский психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937). Начались исследования в этом направлении с изучения органической неполноценности и механизма ее компенсации. Кульминацией научного интереса стали исследования психологического чувства неполноценности. В этой статье, рассуждая о сути изысканий Альфреда Адлера, мы рассмотрим коннотацию понимания “чувства неполноценности”. Истоки чувства неполноценности Итак, назвать себя действительно…

Раздел: Альфред Адлер

подробнее

Почему многие люди верят во что-то или стремятся поверить, не используяаналитического мышления? Ведь, как известно — вера базируется на признании или соглашении, какой-либо не утвержденной истины, часто — без предварительных проверок, без оснований и последовательности логической цепочки. Почему многие люди привыкли себя ограничивать в знаниях, если угодно, держать в рамках, после чего, происходит много ошибок, в выборе той или иной информации, которая преподносится, и не подтверждает их п…

Раздел: Проблемы

подробнее

А.

С. Царев. Мировой, российский и региональный опыт построения социальной концепции стереотипа

А. С. ЦАРЕВ

МИРОВОЙ, РОССИЙСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ СТЕРЕОТИПА

ЦАРЕВ Александр Сергеевич, аспирант кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: социальный стереотип; социальная концепция стерео-типа; общероссийские и региональные теории социальных стереотипов; истинность стереотипа; интерпретация стереотипа; «социальность» стереотипа; критерий стереотипности

Key words: social stereotype; social stereotype conception; all-Russian and regional theories of social stereotypes; reality of stereotype; interpretation of stereotype; «sociality» of stereotype; criteria of stereotype

В современном обществознании под социальным стереотипом понимают относительно устойчивое, схематизированное, упрощенное, эмоционально окрашенное представление о личности и социальной группе, их социально значимых свойствах и подобающем социальном поведении, закрепившееся на уровне индивидуального и общественного сознания и (в случае чрезмерного обобщения и неадекватной оценки) нередко искажающее нормальное видение социальной действительности. Принято считать, что природа стереотипа амбивалентна. В нем одновременно совмещается ряд диаметрально противоположных начал: рациональное и иррациональное, истинное и ложное, созидательное и разрушительное. Эта двойственность, неоднозначность, комплексность социального стереотипа порождает в социально-философских исследованиях множество теоретико-методологических проблем, от решения которых во многом зависит создание стройной и, что особо следует подчеркнуть, социальной концепции стереотипа. Трудности освоения этого феномена связаны не только с его противоречивой природой, но и с многообразием социально-психологических подходов, предлагающих абсолютно разные интерпретации стереотипа, а также с отсутствием в научном аппарате социологии и социальной философии собственного подхода, который позволил бы избежать «семантической анархии», сложившейся в исследованиях стереотипа.

Научный интерес к социальным стереотипам возник в американском обществознании в 20—30-е гг. XX в. , что было неслучайным, поскольку именно американское общество оказалось в это время во власти массового сознания, расовых и этнических предрассудков, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. Социальные стереотипы (антропостереотипы) и их видовые модификации (расовые, этнические, конфессиональные, гендерные) изучались здесь в различных аспектах: когнитивном, аффективном, социально-психологическом и социологическом1, однако в целом в американской науке мы наблюдаем явную психологизацию этого феномена.

Вплоть до 60-х гг. центральное место в американских исследованиях занимает проблема истинности социального стереотипа. На наш взгляд, она носит некий философский характер, поскольку связана с такими фундаментальными категориями философии, как истина и ложь. К проблеме истинности стереотипа обращался еще его первооткрыватель У. Липпман, который считал, что стереотип отнюдь не обязательно должен быть ложным. Он может содержать в себе «много важных и глубоких истин»2. После Липпмана о стереотипе стали говорить менее лестно, видя в нем совокупность мифических признаков, традиционную бессмыслицу, ложную классификационную концепцию (В. Кларк, С. Хайакава, К. Юнг), а некоторые ученые (Дж. Фишмэн, С. Аш) вообще усомнились в целесообразности существования данного понятия в социальной науке.

Трактовка социального стереотипа как заведомо ложного, утрированного и неадекватного образования имела место до тех пор, пока О. Клайнберг не выдвинул гипотезу о «зерне истины», согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных3. Предположение Клайнберга активизировало исследования по выявлению факторов, оказывающих влияние на объем «зерна истины». Были высказаны разнообразные точки зрения: истинность стереотипа находится в прямой зависимости от объема истинных знаний о соответствующем объекте, выражается совпадением мнений членов двух социальных групп относительно характеристик третьей группы и др. Но единства достигнуто не было. После 60-х гг. ХХ в. интерес американских исследователей сместился от содержания стереотипов к поиску механизмов их функционирования и возможных путей преодоления.

Гносеологический анализ социального стереотипа был в центре внимания не только зарубежных ученых. Тогда еще советский философ С. А. Мурадян также предпринял попытку выявления степени истинности знания, содержащегося в стереотипе. По его мнению, стереотип представляет собой знание объективизированное и, соответственно, ложное, предполагающее замену объекта неадекватной мыслью, заблуждением о нем4. Следует отметить, что проблема истинности стереотипа до сих пор осталась открытой. В настоящее время широко распространено мнение об одновременной истинности и ложности социальных стереотипов5.

Отечественная социальная наука из-за идеологических запретов долгое время была оторвана от проблемы социальных стереотипов. Вполне очевидно, что концептуальные исследования стереотипов появились первоначально в крупнейших научных центрах России — Москве и Санкт-Петербурге, а после со значительным временным отрывом в работу включились регионы. В целом общероссийские теории социальных стереотипов в своем становлении и развитии прошли два этапа: критический и оригинальный.

Первый этап (1960—1980-е гг.) характеризуется критической рефлексией зарубежного опыта (В. А. Ядов, Ю. Л. Шер-ковин, П. Н. Шихирев, И. С. Кон, О. Ю. Семендяева и др.). Исследования в основном носят обзорный, ознакомительный характер и не отличаются большой оригинальностью. Социальный стереотип рассматривается преимущественно с позиций классового подхода как примитивный элемент общественной психологии, неадекватно отражающий объективные процессы и мешающий построению нормальных отношений между людьми и группами.

Второй этап (с 1991 г. и по настоящее время) ознаменован формированием авторских концепций социального стереотипа в российской научной традиции (В. С. Агеев, Е. А. Иванова, Н. С. Речкин, Т. Г. Стефаненко, Н. П. Суходольская и др.).

В этот период существенно расширяется область освоения стереотипов, разграничиваются социально-психологические и социальные механизмы их формирования и функционирования. Стереотип включается в широкий социальный контекст, систему общественных отношений и предстает комплексным, многоуровневым феноменом, проявляющим себя как с негативной, так и позитивной стороны.

С середины 90-х гг. активное участие в разработке теории социальных стереотипов принимают ученые не только центральных, но и региональных вузов страны. Так, существенный вклад в концептуально-теоретическое осмысление социальных стереотипов внесли исследователи Уральского государственного университета6. В частности, А. В. Ме-ренков создал оригинальную социологическую концепцию стереотипов личности. Заметных успехов в этой области добились представители Южного федерального универ-ситета7. Например, Р. В. Базиков теоретически обосновал существование социальных стереотипов индивидуального и группового уровней, раскрыл их сущность, структуру и социальные функции. В. В. Ковалев концептуализировал социальные стереотипы естественной и искусственной природы и выявил их специфику, механизмы образования, общественную роль.

В Мордовии имеющиеся на данный момент исследования реализуют в основном эмпирические задачи и (или) сосредоточены на анализе конкретных видов социальных стереотипов: этнических, конфессиональных, гендерных8.

К сожалению, значительные успехи, достигнутые учеными центра и регионов России, не уменьшили количества дискуссионных проблем, связанных с изучением социальных стереотипов. К числу этих проблем следует отнести проблему интерпретации стереотипа, проблему его «социальности», проблему поиска критериев стереотипности. Так, в современном отечественном обществознании нет единого понимания феномена социального стереотипа, что находит выражение в существовании множества его интерпретаций: образ и представление, разновидность социальной установки, отношение, знание, мнение, жесткая связь и др., причем «наиболее конструктивной и перспективной» представляется трактовка стереотипа как представления или образа9. Весьма дискуссионным является определение стереотипа

как разновидности установки. Большинство исследователей считает, что отождествление стереотипа и установки недопустимо, поскольку поведенческая программа вряд ли может быть свойственна образованию ментального плана, коим и является стереотип. По их мнению, в данном случае целесообразнее говорить о том, что социальный стереотип может проявляться «как особый способ формирования социальных установок»10.

Не менее важна проблема неоднозначной трактовки «социальности» стереотипа. Существует широкое (В. Л. Артемов, Т. Г. Стефаненко, П. Н. Шихирев) и узкое (В. С. Агеев, А. А. Бодалев, О. Н. Ванина) понимание. Первые к объектам стереотипизации относят не только личность, социальную группу или социальную общность, но и предметы, явления, события, факты. Вторые среди стереотипизируемых объектов называют только социальную группу или социальную общность. Эти позиции по отношению к объектам стерео-типизации равноценны, и каждая из них имеет право на существование. Однако отечественные и зарубежные ученые ограничиваются лишь констатацией факта существования других объектов стереотипизации, кроме личности и социальной группы. В центре их внимания по-прежнему остаются антропостереотипы, и до сих пор нет ни одного серьезного исследования, рассматривающего стереотипы вещей, событий, фактов и т. п.

В основу интерпретации «социальности» стереотипа должно лечь, на наш взгляд, понимание этого феномена не как образования индивидуального порядка, а как формируемого коллективным субъектом. Иными словами, первоочередная задача социологии и социальной философии будет состоять в разграничении стереотипов социально-психологических, функционирующих на уровне индивидуально-личностном, и стереотипов собственно социальных, проявляющих себя на уровне общественных отношений.

Дискуссионной также считается проблема поиска критериев стереотипности. Здесь у исследователей не вызывает возражений только социальный генезис стереотипов, по поводу остальных его свойств вновь наблюдаются разногласия. Одни полагают, что социальному стереотипу присущи свойства априорности, схематизма, упрощенности, устойчивости, длительности существования, эмоциональной окрашенности, согласованности11. Другие в перечисленном ряду ставят под сомнение априорность, длительность существования, устойчивость стереотипов12. Они правы, поскольку эти свойства невозможно подвергнуть эмпирической верификации. Например, трудно установить, является ли стереотип продуктом личного опыта индивида или стандартизированным коллективным опытом, усвоенным им в процессе социализации.

Кроме того, некоторые исследователи13 видят критерий стереотипности не в свойствах стереотипов, а в их функциональных возможностях: функциях трансляции культурно-исторического опыта, защиты групповых ценностей, оправдания существующих социальных отношений и др. Функции социального стереотипа также нуждаются в четком разграничении на индивидуальные и собственно социальные, что позволит не смешивать психологический и социологический уровни исследования.

Таким образом, решение этих теоретико-методологических проблем даст российским исследователям возможность построения своих социологических и социально-философских концепций социального стереотипа, освобожденных от психологизации этого явления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Шихирев П.Н. Исследования стереотипа в американской социальной науке // Философские науки. 1971. № 5. С. 169.

2 Липпман У. Общественное мнение. М.: Общественное мнение, 2004. С. 132.

3 См.: Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 295.

4 См.: Мурадян С.А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа: дис. . канд. филос. наук. Ереван, 1977. С. 78.

5 См.: Базиков Р.В. Социальные стереотипы: концептуальный аспект: дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 122 с.; Нечаева С.А. Роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта: дис. . канд. культурологии. Волгоград, 2004. 159 с.

6 См.: Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 290 с.; Хазова Н.Б. Особенности становления новых экономических стереотипов // Изв. УГУ. 2007. № 51. С. 110—116; Шесто-палова О.Н. Типология социальных стереотипов // Изв. УГУ. 2007. № 51. С. 106—109.

7 См.: Базиков Р.В. Социальные стереотипы . 122 с.; Ковалев В.В. Искусственные стереотипы в российском обществе: понятие, механизм образования, социальная роль. Ростов н/Д, 2009. 159 с.

8 См.: Баляев С.И. Этнические стереотипы как социально-перцептивные феномены этнического самосознания эрзян и мокшан: дис. . канд. психол. наук. Самара, 1999. 144 с.; Ключко О.И. Методология гендерных исследований: социально-философский анализ. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 90—142; Малявина С.С. Конфессиональные стереотипы современной молодежи. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2008. 123 с.

9 См.: Семендяева О.Ю. Стереотип как социальный и социально-психологический феномен: дис. . канд. филос. наук. М., 1986. С. 149.

10 Базиков Р.В. Социальные стереотипы … С. 110.

11 См.: Меренков А.В. Социология стереотипов . С. 7—10; Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Общество. Культура. 2003. Т. V. Вып. 1—2. С. 120—139; Шихи-рев П.Н. Исследования стереотипа . С. 168—175.

12 См.: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.; Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 133—143.

13 См.: Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие . С. 135; Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журн. 1998. № 3. С. 119—133.

Поступила 21.12.09.

угроз стереотипов и самосбывающихся пророчеств | Психология

7.5: Угроза стереотипов и самоисполняющиеся пророчества

Когда у нас есть стереотип о человеке, мы ожидаем, что он или она воплотит этот стереотип. Самоисполняющееся пророчество — это ожидание человека, которое меняет свое поведение таким образом, чтобы оно сбылось. Когда мы придерживаемся стереотипов о человеке, мы склонны относиться к человеку в соответствии со своими ожиданиями.

Такое лечение может заставить человека действовать в соответствии с нашими стереотипными ожиданиями, тем самым подтверждая наши стереотипные убеждения. Исследования Розенталя и Якобсона (1968) обнаружили, что учащиеся из неблагополучных семей, чьи учителя ожидали от них хорошей успеваемости, имели более высокие оценки, чем учащиеся из неблагополучных семей, чьи учителя ожидали от них плохих результатов.

Рассмотрим этот пример причины и следствия в самосбывающемся пророчестве: если работодатель ожидает, что открытый гей, соискатель на работу, будет некомпетентен, потенциальный работодатель может негативно относиться к соискателю во время собеседования, участвуя в меньшем разговоре, делая мало глаз контакта и в целом ведет себя холодно по отношению к заявителю (Hebl, Foster, Mannix, & Dovidio, 2002). В свою очередь, соискатель увидит, что потенциальный работодатель его недолюбливает, и будет давать более короткие ответы на вопросы собеседования, меньше смотреть ему в глаза и вообще отказываться от участия в собеседовании. После собеседования работодатель подумает о поведении соискателя, которое казалось холодным и отстраненным, и на основании плохой работы соискателя во время собеседования сделает вывод, что соискатель на самом деле был некомпетентен. Таким образом, закрепляется стереотип работодателя о том, что геи некомпетентны и из них не получаются хорошие работники. Считаете ли вы, что этот кандидат на работу, вероятно, будет принят на работу? Отношение к людям в соответствии со стереотипными убеждениями может привести к предрассудкам и дискриминации.

Еще одна динамика, которая может усилить стереотипы, — предвзятость подтверждения. Взаимодействуя с объектом наших предубеждений, мы склонны обращать внимание на информацию, которая согласуется с нашими стереотипными ожиданиями, и игнорировать информацию, несовместимую с нашими ожиданиями. В этом процессе, известном как предвзятость подтверждения, мы ищем информацию, которая поддерживает наши стереотипы, и игнорируем информацию, несовместимую с нашими стереотипами (Wason & Johnson-Laird, 1972). В примере с собеседованием работодатель мог не заметить, что соискатель был дружелюбным и привлекательным, и что он компетентно отвечал на вопросы интервью в начале собеседования. Вместо этого работодатель сосредоточился на производительности кандидата на работу в более поздней части собеседования, после того как кандидат изменил свое поведение и поведение, чтобы соответствовать негативному отношению интервьюера.

Вы когда-нибудь становились жертвой самоисполняющегося пророчества или предвзятости подтверждения как источника или цели такой предвзятости? Как мы можем остановить цикл самоисполняющегося пророчества? Стереотипы социального класса в отношении людей, как правило, возникают, когда информация о человеке неоднозначна. Если информация однозначна, стереотипы не возникают (Baron et al., 1995).

Этот текст взят из OpenStax, Psychology. OpenStax CNX.

IB Psychology Notes — Социокультурный уровень анализа: Социокультурное познание

  • Познакомить с идеей стереотипов
    • Наш социальный мир очень сложен и поэтому предоставляет нам слишком много информации.
    • Поскольку наша способность обрабатывать информацию ограничена, наш социальный мир необходимо упростить.
    • Один из способов избежать такой информационной перегрузки — социальная категоризация.
    • Информация используется в социальной категоризации стереотипов.
  • Определение стереотипов
    • «Стереотип» — это мысленное представление и форма социальной категоризации конкретных лиц или группы и ее членов.
    • Когда набор характеристик используется для описания группы людей, эти характеристики часто приписываются всем членам группы, тем самым влияя на поведение людей или индивидуумов, придерживающихся стереотипа, и тех, кто отмечен стереотипом.
    • Пол, раса, политическая позиция и личность влияют на стереотипы, которые мы навязываем другим, но обычно они основаны на расе и поле.
  • Приведите пример с точки зрения (+) и (-) стереотипов 
    • Это обобщение может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от принадлежности к определенной группе или физических характеристик, однако большинство сегодняшних стереотипов являются отрицательными, преувеличивая качество и когнитивно связывая такую ​​черту со всеми людьми, которые являются частью группы, что ведет к дискриминации и предубеждений, тем самым повышая самооценку в отношении себя и своей группы.
      • Например, белые люди не умеют танцевать, черные глупы и нецивилизованны, евреи жадны, женщины организованны и т. д.
    • Однако могут существовать некоторые положительные стереотипы, например,
      • Азиаты умны; Христиане хорошие люди; женщины плохие водители; у стариков седые волосы и т. д.
  • Стереотипы похожи на схемы
    • В настоящее время также утверждается, что стереотипы представляют собой процесс схемы, который обусловливает тех, кто придерживается стереотипа, а также тех, кто обозначен стереотипом, поскольку они представляют собой организованные внутренние представления отдельных лиц и / или групп, поэтому определяют, как люди действуют по отношению к ним.
Теории формирования стереотипов —> ведущие к аффективному поведению

  • Внедрение теорий формирования стереотипов
    • Существует несколько теорий развития стереотипов, включая гипотезу о зерне истины социальной категоризации и иллюзорную корреляцию.
  • Старая теория – социальная категоризация и теория социальной идентичности 
    • Ранее Tajfel (1971) утверждал, что стереотипы развивались в результате естественного процесса социальной категоризации, когда люди классифицируют группы людей на основе общих черт или характеристик.
    • Однако это не объясняет, как это происходит на самом деле.
  • Введение угрозы стереотипа в результате категоризации
    • Благодаря категоризации и будучи частью мыслей, устойчивых к изменениям, стереотипы обладают огромным потенциалом негативного влияния на поведение определенной группы, что можно объяснить угрозой стереотипов.
    • Угроза стереотипа возникает, когда человек находится в ситуации, когда существует угроза осуждения или стереотипного обращения, или страх сделать что-то, что непреднамеренно подтвердит этот стереотип.
    • Steele (1997) утверждает, что «стереотипы» предубеждений являются причиной беспокойства в центре внимания, эмоционального стресса, который препятствует работе человека, на которого нацелены стереотипы.
Поддерживающий исследователь 1: Steele (1997)

  • Метод:
    • Адресовано учащимся, пострадавшим от «эмоционального стресса» и давления, которые могут подорвать их успеваемость в школе
  • Выводы: 
    • Те, кто находился под угрозой стереотипов, часто не успевали, что, естественно, может «ограничить их образовательные перспективы».
       
  • Заключение: 
    • Это показывает, как стереотипы могут влиять на поведение, поскольку они манипулируют тем, как люди думают и, следовательно, действуют.
  • Связь исследования с вопросом:  
  • Угроза стереотипа может затронуть членов любой социальной или культурной группы, если члены верят в стереотип.
  • Таким образом, вера в такие стереотипы может навредить деятельности этих групп, заставить их работать хуже и соответствовать стереотипу.
Вспомогательное исследование 1: Аронсон и Стил (1995) (Другое исследование, которое вы могли бы использовать для оценки угрозы стереотипам) 

  • Цель: 
    • Для изучения влияния угрозы стереотипов на результаты теста.
  • Метод:
    • Провел 30-минутный устный тест для афроамериканцев и европейско-американских участников.
    • Протестировали две группы участников и сказали одной группе, что это тест на артикуляцию, а другой группе сказали, что это лабораторное задание.
  • Выводы:  
    • Афроамериканцы набрали меньше баллов, чем американцы европейского происхождения, когда им сказали, что это тест на артикуляцию, но когда им сказали, что это лабораторный тест, афроамериканцы набрали больше баллов, чем американцы европейского происхождения.
  • Заключение: 
    • Показывает, что угроза стереотипа может повлиять на производительность человека при выполнении задачи. 
  • Связь исследования с вопросом:
    • (то же, что и выше) – Steele (1997)
    • Это может объяснить, почему некоторые расовые и социальные группы считают себя более или менее интеллектуальными, чем другие.
  • Зерно истины гипотеза
    • Поддерживающий исследователь 2: Кэмпбелл (1967)  
      • Кэмпбелл (1967) утверждает, что есть два ключа к стереотипам, которые формируются с помощью:
        • личный опыт общение с группами и людьми, о которых мы стереотипируем 
        • привратники (родители, СМИ, другие представители нашей культуры)
      • Это то, что формирует его гипотезу о зерне истины, в которой он утверждал, что опыт обобщается и передается группам в результате обмена опытом с индивидуумом группы или стереотипа, к которому они относятся.
      • Однако эта теория подверглась критике, так как ошибки в атрибуции распространены.
         
  • Иллюзорная корреляция (социальная когнитивная теория)
    • Гамильтон и Гиффорд (1976) вместо этого утверждали, что стереотипы формируются в результате когнитивного искажения, «склонности человека делать ошибки в суждениях на основе когнитивных факторов», что известно как иллюзорная корреляция.
  • Когнитивное искажение может быть связано со стереотипами 
    • После формирования иллюзорных корреляций люди активно стремятся подтвердить и поддержать свои убеждения, ища доказательства «предвзятым» способом, известным как предвзятость подтверждения.
    • Иллюзорная корреляция проявляется во многих формах, таких как культурно обусловленные предрассудки в отношении социальных групп. Когнитивная предвзятость может привести к тому, что мы подкрепим ранее сложившиеся стереотипы
    • Следовательно, это предубеждение, «стереотипное мышление, сопротивляющееся изменениям».
  • Введение ключевого исследования 
    • В исследовании, проведенном Гамильтоном и Гиффордом (1976), утверждалось, что стереотипы являются результатом иллюзорной корреляции, потому что «люди видят взаимосвязь между двумя переменными, даже если ее нет», т.е. «блондинки» или «женщины» и т. д.
    • То есть, например, люди могут формировать «ложные ассоциации между принадлежностью к социальной группе и определенным поведением».
Ключевое исследование 1: Hamilton & Gifford (1976)

Цель

  • Для исследования иллюзорной корреляции между размером группы и негативным поведением.
Метод

  • Исследователи попросили участников прочитать описания двух выдуманных групп (Группа А) и (Группа Б).
  • Описания основывались на ряде положительных и отрицательных поступков.
    • Группа А (большинство) – в два раза больше членов, чем В; выполнили 18 положительных и 8 отрицательных действий.
    • Группа B (меньшинство) – выполнено 9положительное и 4 отрицательных поведения.
  • Запросил атрибут поведения для группы.
Результаты: 

  • Хотя корреляции между принадлежностью к группе и типами поведения, демонстрируемыми группами, не было, поскольку пропорция отрицательного и положительного была одинаковой для обеих групп, у участников действительно была иллюзорная корреляция.
  • Больше нежелательного поведения было приписано группе меньшинства B, чем большинству группы A. 
Вывод: 

  • Выводы основаны на идее о том, что отличительная информация привлекает внимание.
  • Члены группы B и негативное поведение численно меньше и, следовательно, более отчетливы, чем члены группы A, и поэтому негативное поведение выделяется больше, чем комбинация членов группы A, выполняющих такое поведение, вызывая иллюзорную корреляцию.
Это исследование показывает, что… 

  • Доказательства иллюзорной корреляции, поскольку p»s сформировали иллюзорную корреляцию между размером группы
Другое более краткое вспомогательное исследование 3: Synder and Swann (1978) – исследование предвзятости подтверждения

  • Метод  
    • В исследовании, проведенном Снайдером и Суонном (1978), участницам сказали, что они встретят человека, который либо интроверт, либо экстраверт.
    • Им было предложено подготовить набор вопросов для человека, с которым они собирались встретиться.
  • Результаты: 
    • Исследование показало, что участники задавали вопросы, соответствующие тому, кого они ожидали встретить.
  • Заключение: 
  • Исследователи пришли к выводу, что заданные вопросы подтвердили стереотипы участников о каждом типе личности. 
Связь с вопросом 

  • Доказательства иллюзорной корреляции.
  • Это убеждение предвзято, потому что мы обращаем внимание на поведение, которое подтверждает то, что они думают о группе, и игнорируем такое поведение, противоречащее их убеждениям.
  • Эти исследования показывают формирование стереотипов в соответствии с социальной когнитивной теорией, социальной категоризацией, гипотезой о зерне истины и иллюзорной корреляцией.
  • Показывает, как стереотипы упрощают наш социальный мир и как, как показывают исследования, стереотипы широко используются для оценки обобщения группы людей.

Добавить комментарий