Пять вопросов, которые обязательно надо задать работодателю на собеседовании
Собеседование в разгаре, и вы уже успели рассказать о своем образовании, достижениях и объяснить, почему хотели бы работать именно в этой компании. Что добавить, чтобы закрепить успех и принять верное карьерное решение? Очень важно задать правильные вопросы о будущей работе. Причем их последовательность (какой вопрос задавать первым, а с каким лучше не торопиться) тоже имеет значение.
Чтобы не упустить вакансию своей мечты, читайте рекомендации Superjob.ru.
Вопрос первый: о содержании работы
Конечно, в ходе интервью вы уже наверняка обсуждали, что будет входить в ваши обязанности. К тому же обычно это бывает описано в объявлении о вакансии. Поэтому в своем вопросе нужно уточнить то, что осталось неясным в функционале.
К примеру, вы устраиваетесь на позицию PR-менеджера в уже существующий отдел по связям с общественностью. Уточните, какова будет именно ваша роль в налаживании PR-коммуникаций. Что более важно для принимаемого в команду специалиста — быть грамотным и креативным автором текстов или талантливым организатором?
Другой пример — собеседование на вакансию продавца-консультанта в магазине парфюмерии. Вы уже обсудили, что в обязанности будет входить консультирование клиентов, работа с кассой и выкладка товара. Конкретизируйте, как именно принято консультировать покупателей в торговом зале — ожидать их вопросов или самому представлять информацию об ассортименте магазина?
Вопросы о функционале надо задать обязательно, даже если вам все кажется ясным и понятным: это подчеркнет вашу высокую мотивацию и покажет рекрутеру, что перед ним ответственный и профессиональный человек.
Вопрос второй: о задачах
Обязательно спросите о стратегических задачах вашей будущей работы. Чего ждет от вас будущий работодатель, скажем, в годовой перспективе? Каковы критерии оценки эффективности вашей работы?
Например, претендент на вакансию менеджера по продажам может поинтересоваться, каков план продаж на будущий год. Кандидат на позицию инспектора по кадрам — спросить о предполагаемом росте численности персонала и, следовательно, объемах работы.
Тем самым вы покажете, что умеете мыслить стратегически и планировать свою деятельность. К тому же отчетливое понимание своих задач в компании — это настоящий двигатель карьеры. Вы всегда сможете самостоятельно оценить свою работу, применяя оговоренные еще на собеседовании критерии эффективности.
Вопрос третий: как быстро влиться в команду
Обязательно поинтересуйтесь, какими будут ваши первые рабочие дни. Планируется ли вводный инструктаж или тренинг? Будет ли у вас наставник, к которому можно обратиться по любому вопросу? Каковы критерии, по которым будет оцениваться успешность прохождения испытательного срока?
Этот вопрос особенно важен, если работа будет для вас в чем-то новой. Например, если раньше вы работали в небольшой фирме, а теперь пришли в международную корпорацию. Или если занимались пиаром в сфере ритейла, а теперь — в ресторанном бизнесе.
Вопрос четвертый: почему появилась эта вакансия?
Ответ на этот вопрос может дать вам информацию к размышлению. Если вакансия новая, значит, вам предстоит самому составить план-график работы и подробно обсудить обязанности, а также стратегические цели с руководителем и менеджером по персоналу. Придется также обдумывать средства достижения этих целей — ведь вакансия новая, и до вас эта работа не велась.
Если позиция существует в компании давно, обратите внимание на причины увольнения предыдущего сотрудника. Конечно, они могут быть самыми разными — специалист нашел более интересную работу, не справился с обязанностями, ушел в отпуск по уходу за ребенком или даже был уволен за неэтичное поведение…
Не факт, что менеджер по подбору персонала сообщит вам достоверную информацию по столь деликатному вопросу, однако спросить и поразмыслить все-таки стоит. Если с интересующей вас позиции ушли пять человек за год, стоит поискать дополнительную информацию о компании и атмосфере в коллективе.
Вопрос пятый: зарплата, отпуск, обед…
С этими вопросами торопиться не надо – задайте их в самом конце вашей встречи, обсудив все обязанности, задачи и план работы. О том, как разговаривать с потенциальным работодателем о деньгах, Superjob.ru уже рассказывал. Главное — адекватно оценивать собственную стоимость на рынке труда и не переоценивать значение обеденного перерыва в карьере.
Желаем вам не только задать на собеседовании правильные вопросы, но и услышать ответы, которые вас устроят.
Что спросит руководитель на собеседовании: 12 вопросов
Пожалуй, каждый из нас не раз бывал на собеседованиях, а многие даже проводили их. И это всегда непростая задача – за короткое время понять, что за человек перед вами и можно ли доверить ему ответственную должность. Какие вопросы могут помочь быстрее и точнее выбрать нужного кандидата? На что обращать внимание в первую очередь?
Редакция Executive.ru попросила опытных руководителей назвать свои самые любимые вопросы, которые лучше всего помогают им подобрать подходящего человека. Публикуем подборку дюжины таких вопросов, которые вы можете взять на заметку.
1. Расскажите о себе
Анна Антонян, коммерческий директор сервиса Pressfeed
Вопрос широкий, и здесь можно оценивать практически все что угодно. Но обращу внимание на два важных момента:
- Несмотря на монолог, этот вопрос позволяет оценить умение кандидата держать фокус на собеседнике. Чтобы оценить, надо заметить свои ощущения от рассказа кандидата, насколько его интересно слушать, рассказывает ли он значимые детали для вакансии и компании, упускает ли незначительное, как расставляет акценты.
- Если кандидат увлекся рассказом о себе, может ли он вовремя остановится и скорректировать свой рассказ? Если да, то кандидат обладает хорошей саморефлексией и гибкостью. Если не слышит себя со стороны или понимает, что говорит, что-то не то, но не может остановиться, то может быть проблема со стрессоустойчивостью.
2. Опишите свой стандартный рабочий день
Назира Опарина, вице-президент по развитию iConText Group
В нашей команде нет строгих регламентов между подчиненными и руководством. Я не стремлюсь контролировать каждый шаг сотрудника, моя цель — задать стратегическое направление и контролировать ключевые результаты. Сотрудник должен понимать, что делать и в какой последовательности. Рабочие задачи каждого сотрудника — это отдельная планета, и соискатель должен продемонстрировать, что он в состоянии навести порядок на этой планете.
3. Что в работе вам нравится/не нравится больше всего?
Татьяна Бунто, аналитик проектов внедрений, руководитель продукта «Единый адрес» российской IT-компании HFLabs
Мой любимый вопрос на собеседовании: «Расскажи, чем тебе больше всего нравится заниматься на работе, а что вызывает отторжение?». Этот вопрос показывает, действительно ли человеку будет интересно заниматься тем, что мы ему предлагаем. Сразу можно увидеть, отчего у кандидата глаза горят, а отчего нет. Такой вопрос мы задаем, например, аналитикам и продакт-менеджерам. У этих специалистов широкий круг обязанностей, и в разных компаниях должностные обязанности могут сильно отличаться. А формулировки в вакансиях часто общие.
Например, в вакансии бизнеса-аналитика обычно есть такой пункт:
«Нужно писать функциональные требования на доработки и общаться с заказчиком». В нашей компании это предполагает полный цикл – от выяснения требований заказчика до донесения этих требований до разработчика.
Когда мы задаем вопрос кандидату, и он отвечает, что ему нравится работать с документацией, но он не любит выяснять, что хочет заказчик, мы сразу понимаем, что ожидания человека от работы не оправдаются. Например, мы собеседуем человека на бизнес-аналитика, и он признается, что больше всего он любит сравнивать данные. Тут мы сразу получаем возможность переиграть и предложить ему другую вакансию, где ему нужно как раз плотно работать с данными.
Вероника Еликова, директор по персоналу «Т1 Интеграции»
Проводя собеседования, я часто задаю следующие вопросы: «Что в вашей работе вам нравится больше всего?» и противоположный ему «Что в вашей работе вам нравится меньше всего?». Ответы на них позволяют оценить, совпадают ли личные предпочтения кандидата с основной деятельностью роли в компании, на которую он претендует. Совпадение этих факторов является залогом успешности человека в должности.
Например, некоторое время назад мы проводили поиск специалиста на отстройку бизнес-процессов, где необходима работа с большим количеством информации, погружение в детали. Часть кандидатов отвечали, что не любят такого погружения и кропотливой работы. Для нас это был знак, что человеку на позиции будет тяжело и мы можем не получить от него ожидаемого результата.
Еще один частый вопрос, который я задаю, рассматривая кандидатов на руководящие позиции: «Расскажите про вашу команду». Ответ на него дает представление о том, на чем фокусируется человек при управлении командой, что для него важно: говорит ли только об экспертизе людей или о персоналиях, о взаимодействии в команде, о выстроенных процессах работы.
4. Что является конечным результатом вашей работы?
Аурика Дмитриева, HRD группы QIWI
Когда человек проходит собеседование в первую очередь нам важно понимать, насколько он совпадает с нами ценностно. Одни из ключевых вопросов, которые задают рекрутеры потенциальным сотрудникам, ориентированы как раз на определение ценностного «мэтча» с кандидатом. Наши ценности основаны на четырех столпах — польза, драйв, мастерство и командная игра. Поэтому на первом этапе интервью мы, как правило, ищем совпадения именно по ним.
Например, один из вопросов, который чаще всего звучит на наших собеседованиях: «Что является конечным результатом твоей работы?»
. Из ответа на него можно понять, насколько хорошо человек осознает собственный возможный вклад в общую работу и то, какую пользу он приносит компании (клиентам, партнерам или сотрудникам, в зависимости от того, на какую вакансию кандидат проходит отбор). Благодаря такой постановке вопроса можно отследить, совпадаем ли мы с потенциальным сотрудником в определении одной из наших ключевых ценностей.
Другой вопрос, который мы часто задаем: «Что тебя драйвит?». Он позволяет понять, что движет человеком, от чего у него горят глаза и появляется мотивация работать. Личные стремления создавать что-то крутое, помноженные на благоприятную среду внутри компании и в сумме с «горящими» идеями команды — равно успех продукта, запуск новых проектов и успешность всего бизнеса.
Далеко не для всех компаний важно, чтобы сотрудник полностью понимал их подход к работе и корпоративную культуру, однако мы принимаем во внимание эти критерии наравне с уровнем профессиональных навыков. Как показал опыт — с сотрудниками, которые по-настоящему разделяют ценности компании, складываются самые долгие и продуктивные отношения.
5. Как вы оцениваете результаты выполнения задания?
Артем Григорьев, начальник процессного офиса, Гринатом, эксперт Executive.ru
Обычно этот вопрос задается после выполнения комплексного задания (презентация, бизнес-кейс и др.). Вопрос помогает узнать, готов ли кандидат оценить себя со стороны, озвучить самооценку и самостоятельно развиваться (автономность и гибкость). Перечислю типы ответов и кандидатов, с которыми я сталкивался:
- Сбалансированный ответ – кандидат-хорошист озвучивает примерно одинаковое количество плюсов и минусов, но плюсов дает хотя бы на один больше. Он также укажет на один из минусов, с которым он планирует или уже начал работать. Это достаточно организованный тип кандидата, который точно способен к саморазвитию.
- Оправдание – кандидат озвучивает несколько минусов, обосновывая их объективными и субъективными обстоятельствами, а завершает ответ одним расплывчатым плюсом в стиле «Но в целом все было по теме». Такой кандидат однозначно не будет заниматься саморазвитием, а скорее будет искать пути удовлетворить вас (то есть будет «учиться на стабильную троечку»). Это «удовлетворитель».
- Несвязный лепет, иногда с вкраплением «умных» (или ваших) слов, – кандидат не до конца понимает, к чему этот вопрос, и каковы ожидания работодателя. Его манера общения приводит к необходимости пояснять суть вопроса или задавать уточняющие вопросы («тянуть на тройку»). Лучше не разбираться, почему он такой – отпустите. Возможно, ваше предложение не подходит под его характер или предрасположенности. Это будет «Минус».
- Субъективно хорошо – кандидат дает общую положительную оценку своему выступлению, а при этом вы отметили для себя явные косяки (не уложился по времени, ответил не по теме, лишние ресурсы затратил и др. ). Этот «двоечник», который маскируется под «хорошиста».
- Объективно хорошо – кандидат дает аргументированную положительную оценку своему выступлению. Вопреки вашим предположениям, это не «отличник». Это «темная лошадка», и следует анализировать дополнительные параметры.
6. Если бы появилась возможность решить эту задачу еще раз, что бы сделали по-другому?
Ольга Шалдыбина, генеральный директор, бизнес-тренер «Тим Кемистри», эксперт Executive.ru
Это два любимых вопроса.
«Приведите пример». Не совсем вопрос, скорее – просьба. Однако она позволяет оценить точность изложения мыслей кандидата. Более того, параллельно появляются новые детали ситуации, о которых напрямую не спрашивали, и их кандидат оперативно не сможет контролировать, а потому мы получим информацию «as it is» (как есть). Также в «свободном рассказе» проявляются ценности и модели поведения потенциального сотрудника, о которых «в лоб» задавать вопрос зачастую нецелесообразно.
Например: кандидат на позицию бизнес-тренера рассказал как много у него опыта, как много тренингов проведено, что он отлично разбирается в теме «продажи». Далее последовал пример: «Я провожу тренинг, слушатели слушают презентацию, вопросов не задают, им все понятно, я проводил этот тренинг более 15 раз и поделился с ними всеми техниками продаж в их сфере». Давайте вместе вернемся к тексту: «слушатели слушают» – уже не про тренинг, «поделился с ними всеми техниками…» – опять не про тренинг. Дальше собеседование продолжать было не зачем, хотя послужной список по резюме был внушительным.
«Если бы появилась возможность решить эту задачу еще раз, что бы сделали по-другому?»
7. Как выбирали учебное заведение, которое закончили, и нравилось ли учиться?
Анна Антонян, коммерческий директор сервиса Прессфид
Очень важно определить мотивацию кандидата, как он мыслит, что им движет и почему совершает те или иные действия. На все типовые вопросы кандидат уже заранее подготовил ответы, поэтому надо спрашивать что-то такое, где ответ будет спонтанный. Я люблю спрашивать опытных кандидатов, как они выбирали учебное заведение, которое закончили, и нравилось ли им учиться. Также обязательно спрашиваю, почему не пошли работать по профессии.
Часто на этот вопрос отвечают — «поработал, понял, что мне это неинтересно и скучно», «не устроил маленький заработок» — это типичный ответ для продажников, где важно оценить ориентацию на высокий доход. Интересен ответ — «обучение выбирали родители, закончил для галочки», который на первый взгляд может говорить о пассивности и ведомости кандидата. Но на самом деле, больше говорит об искренности человека на интервью, который говорит как есть, не пытаясь произвести впечатление.
Такая непосредственность и искренность также важна в прямых продажах, у таких людей покупают. Например, один кандидат на вопрос, как он выбрал закончить экономический вуз ответил «Потому что так хотела моя мама, в семье связаны с финансами» и улыбался. В этом же интервью кандидат очень уважительно рассказывал о своих предыдущих местах работы, рассказывал об отделах, где работал и совместных проектах. Видно было, как он проявляет лояльность к компании не потому что он конформист, а потому, что ему нравится быть частью сильной команды. Это ценное качество.
8. Как вы поддерживаете профессиональные знания в актуальном состоянии?
Олеся Фомина, руководитель отдела по работе с персоналом, Pro-Vision Communications
Специфика подбора в маркетинговых коммуникациях предполагает довольно нестандартный пул вопросов для первого интервью. Нам важно понять, что человек ориентируется не только в рынке, но и в глобальной информационной повестке. Поэтому на собеседовании мы просим вспомнить пару свежих новостей и порекомендовать нам классные отраслевые паблики: это наглядно демонстрирует уровень вовлечения кандидата в инфополе.
Можем параллельно с соискателем проскроллить мессенджеры на предмет общих подписок: если совпали – отлично! Или в практике бенчмаркетинга обсуждаем громкие коммуникационные кейсы брендов, за которыми следит кандидат.
Один из моих самых любимых вопросов в этом контексте – «Как вы поддерживаете профессиональные знания в актуальном состоянии?». Отвечая на него, кандидат показывает, насколько уверенно адаптируется к динамике рынка: следит ли за новыми инструментами, каналами и форматами и может ли предлагать их клиенту. То есть этот вопрос выявляет сразу несколько компетенций хорошего PR-специалиста.
Помимо узких отраслевых, мы задаем кандидатам и более общие вопросы, например: «Что компания приобретет, если возьмет вас на работу?» или «Какие личные и профессиональные навыки, по вашему мнению, релевантны для должности, на которую вы претендуете?». Это позволяет определить ценность сотрудника для компании и, что не менее важно, его самоценность.
Если интервью проходит доброжелательно, а кандидату не чуждо чувство юмора, можем обсудить и темы, не имеющие прямого отношения к вакансии: «Чем вы занимаетесь во время обеденного перерыва?» или «Что бы вы делали, если бы могли не работать?». Как правило, к ответам на подобные вопросы соискатели подходят креативно, а это качество мы ценим особенно высоко.
9. Выбирайте, что будете продавать: ручку или себя?
Татьяна Газизуллина, исполнительный директор MOSC
На собеседовании менеджера по продажам прошу выбрать, что продать: ручку или себя. Тем, кто выбирает ручку, снимаю несколько баллов за неспособность продать себя. Так как в нашем деле – мы внедряем CRM и автоматизируем продажи и маркетинг – в первую очередь покупают экспертизу специалиста. Правда смельчаков, которые вместо ручки выбирают «Давайте я вам лучше продам ваш продукт», ставлю в одну категорию с теми, кто выбрал продать себя. Потому как, во-первых, это говорит о серьезном настрое соискателя, ведь человек изучил компанию и продукт, в которую пришел на собеседование. Во-вторых, он не боится пробовать, совершать ошибки и готов показать себя в «бою».
Как-то мой коллега нанимал менеджеров по продажам, и один из соискателей очень уверенно продавал продукт компании. Коллега удивился его ролевым диалогом и спросил, откуда он так хорошо знает их продукт и техники продаж. На что соискатель ответил, что он накануне собеседования позвонил в компанию под видом клиента и послушал, как с ним разговаривал менеджер. Соискатель был принят на работу и позднее был назначен РОПом, когда коллега пошел на повышение. Вот такой хэппи-энд для целеустремленных и ответственных)
10. Кем вы видите себя через несколько лет?
Назира Опарина, вице-президент по развитию iConText Group
Первый вопрос: «Кем вы не видите себя через 5 лет?» Мне хочется видеть в команде инициативных людей, которые готовы развиваться самостоятельно. Задавая этот вопрос, я жду, что человек расскажет про амбиции и профессиональное развитие. Опишет, каких высот хочет достичь на пути. Если он перечисляет те же рабочие задачи и говорит о схожем функционале, значит он не готов развиваться.
Анастасия Кучерова, логист службы курьерской доставки nePochta
Чаще всего на собеседованиях мы спрашиваем кандидатов, кем они видят себя в ближайшие пару лет. Этот вопрос обычно вызывает у людей недоумение, но мы задаем его, чтобы понять, соответствуют ли планы кандидата потенциальному карьерному пути на той должности, на которую он претендует. Одни вакансии подходят для амбициозных кандидатов, которые хотят постоянно расти, а другие предполагают выполнение рутинной работы, не предусматривающей карьерного роста.
Если ожидания кандидата будут существенно расходиться с возможностями компании, лучше узнать об этом «на берегу». Ответ на этот вопрос также помогает сделать вывод о том, как у человека обстоит с амбициями и самооценкой.
Недавно кандидат на должность менеджера по логистике сказал, что через год видит себя директором по логистике. Это могло бы быть отличным ответом, если бы не тот факт, что кандидат был выпускником вуза с опытом работы меньше года, а этого явно недостаточно, чтобы возглавить отдел через год или даже через два.
Мария Орловская, управляющий партнер TeamSonance
Я очень много нанимала сейлов (менеджеров по продажам) всякого разного калибра. Это трудно, потому что себя они продавать умеют. Задавая стандартные вопросы, часто ходишь по кругу и ничего о человеке не узнаешь. Помимо стандартных вопросов я люблю спросить на собеседовании «Как Вы видите свою жизнь через 10 лет?». Именно через 10, а не 2 или 3. Ответ позволяет понять, есть ли у человека внятное видение того, к чему он хочет прийти через продолжительное время.
10 лет – промежуток слишком длинный, чтобы дотянутся туда операционным планированием – «сегодня я работаю на этой позиции, завтра – на той». Следовательно, сложно дать социально-ожидаемый ответ. Сразу видно: человек на вопрос, на который нет готового ответа, начинает вилять и выдумывать на ходу или, как минимум, задумывается.
Одновременно такой вопрос проверяет на стрессоустойчивость, способность мыслить нестандартно и принимать решения в непредвиденной ситуации. Многие никогда не заглядывали так далеко, другие имеют видение, но не хотят им делиться с потенциальным работодателем, считая, что это уменьшит их шансы. Зато некоторые готовы рассказать о том, что хотят, например, переехать в другую страну или заработать деньги, чтобы заниматься любимым хобби.
Любой ответ дает информацию о личности и ценностях человека, его способности проявлять доверие миру, способе его коммуникации, устремлениях и мотивации. Здесь нет правильного ответа. Реакция может быть: сейчас такая неопределенность, что я не могу ответить. Такой ответ показывает честность, как минимум.
Один кандидат на этот вопрос рассказал мне, что он летчик и имеет определенные дипломы и участвует в соревнованиях. У него цель – стать через 10 лет летчиком какой-то определенной категории (он рассказывал про это долго). О таком человеке можно сказать: открытый (способен выстраивать отношения, основанные на доверии), целеустремленный (его видение никак, кроме денег с работой не связано), герой-одиночка (попадались люди, которые хотели на Эверест зайти – эти командные игроки) Дальше можно смотреть впишется ли он туда, куда его хочешь взять.
11. Есть ли у вас мечта, и какая она?
Вадим Баринов, руководитель офиса ЦКТ Москва
В собеседовании моя любимая часть – это психологические вопросы. Они позволяют раскрыть ценности человека, понять, какой он на самом деле. Я интересуюсь, чем кандидат увлечен, какие у него занятия в свободное время, есть ли хобби? Хороший вопрос: «Есть ли у вас мечта, и какая она?»
Дело в том, что ответы на вопросы касаемо профессиональной части кандидаты подготавливали, заранее продумывали, и рассказ почти всегда выходит довольно складным. А тут, порой, надо посидеть и подумать, может, ненадолго уйти в себя. При этом любопытно наблюдать и за самими людьми, задумывающимися.
Ответы кандидатов на эти вопросы всегда интересны и иногда даже более показательны, поскольку позволяют понять человека лучше, узнать его глубинные ценности. Кроме того, в процессе такого живого диалога появляются какие-то дополнительные вопросы, причем с обеих сторон.
А еще у меня есть, можно сказать, самый любимый тест. У нас в анкете задание нарисовать себя, используя 10 геометрических фигур: треугольник, круг и квадрат, в любом расположении в пространстве и в любой последовательности. Забавно, как некоторые, приписывающие себе качества пунктуальности и внимательности (в этой же самой анкете), не соблюдает количество фигур, используя их либо больше, либо меньше. Да и сам тест довольно интересный. По фигурам, который человек изобразил, можно увидеть некоторые черты характера и особенности самовосприятия: треугольник – это колкость, круг – самая гармоничная фигура, квадрат – самая устойчивая, надежная. И соотношение этих фигурок между собой тоже интересно. Это мой самый любимый вопрос-тест, иногда такое рисуют – диву даешься!
12. Какой вопрос мы вам не задали, а вы обязательно хотели бы на него ответить?
Любовь Гвоздилина, эксперт Executive.ru
У меня действительно есть «любимый» вопрос, который отражает мое отношение к интервью.
Я считаю, что интервью должно быть диалогом, с абсолютно равными правами его участников. Равенство прав не измеряется количеством вопросов, заданных с обеих сторон. Оно измеряется взаимной заинтересованностью участников, доброжелательностью и обоюдным желанием дать возможность другой стороне раскрыться в своих лучших качествах.
В финале встречи я обычно спрашиваю собеседника: «Какой вопрос мы Вам не задали, а Вы обязательно хотели бы на него ответить?»
Ответы бывают самые разные. Некоторые соискатели дополняют свои истории успеха, другие рассказывают, как попали на интервью или готовились к нему, про свои «университеты», про «учителей», которые определили их выбор профессии или учебы; про неожиданные результаты проектов или впечатления от чужих успехов/неудач. Кто-то делится своими увлечениями, но чаще люди говорят «по делу».
Из «неделовых» мне запомнилась реплика одного руководителя: «Моя дочка похожие задания дает: «Папа, спроси меня – я хорошая девочка?»» До этого разговор был сдержанный, но эта теплая «детская нота» удачно смягчила нашу встречу. Кстати, придя в компанию, этот руководитель, как и многие другие, тоже задает мой «любимый» вопрос в своих интервью.
«Вопрос самому себе» делает финал встречи неформальным и позволяет сбалансировать диалог в пользу соискателя. Ну, и ответы на этот вопрос дали мне за годы работы много подсказок, в какую сторону выстраивать диалоги в зависимости от готовности/неготовности человека к партнерству на собеседовании.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
17 вопросов для собеседования менеджера по стратегическому планированию (с примерами ответов)
Автор: редакция ResumeCat
Опубликовано 11 августа 2022 г.
Важно подготовиться к собеседованию, чтобы повысить свои шансы на получение работы. Заранее изучив вопросы, вы сможете дать более точные ответы во время интервью. Большинство собеседований будут включать вопросы о вашей личности, квалификации, опыте и о том, насколько хорошо вы подходите для этой работы. В этой статье мы рассмотрим примеры различных вопросов для собеседования с менеджером по стратегическому планированию и примеры ответов на некоторые из наиболее распространенных вопросов.
Создайте свое резюме
Выберите из 7 профессиональных шаблонов резюме
- Каков ваш опыт в разработке и реализации стратегических планов?
- Какие методы вы используете для сбора данных и информации при разработке стратегического плана?
- Как вы подходите к постановке целей и задач при создании стратегического плана?
- Как определить, какие стратегии с наибольшей вероятностью помогут достичь целей организации?
- По каким критериям вы выбираете стратегии?
- Какое значение вы придаете финансовым соображениям при принятии стратегических решений?
- Как вы справляетесь с заинтересованными сторонами, у которых есть конфликт интересов при разработке стратегического плана?
- Как убедиться, что окончательный стратегический план достижим и реалистичен?
- Каковы некоторые распространенные ловушки в стратегическом планировании и как их можно избежать?
- Какую роль творчество играет в вашем подходе к стратегическому планированию?
- Какие существуют способы поощрения нестандартного мышления при разработке стратегии?
- Как ваша команда отслеживает прогресс и при необходимости пересматривает план?
- Каковы некоторые общие признаки того, что компания нуждается в новом или пересмотренном стратегическом плане?
- Как часто следует пересматривать и обновлять стратегический план?
- Каковы преимущества и недостатки различных горизонтов планирования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный)?
- Как ваша организация балансирует между планированием стабильности и планированием изменений?
- Какие общие проблемы возникают при реализации стратегического плана и как вы их решаете?
Каков ваш опыт разработки и реализации стратегических планов?
Интервьюер спросит: «Каков ваш опыт в разработке и реализации стратегических планов?» менеджеру по стратегическому планированию, чтобы оценить их способность создавать и выполнять план, который поможет компании достичь ее долгосрочных целей. Это важно, потому что успех компании зависит от ее способности ставить цели и достигать их. Если менеджер по стратегическому планированию не может разработать и реализовать успешный стратегический план, компания, скорее всего, не добьется успеха.
Пример: «У меня есть опыт разработки и реализации стратегических планов как для малых, так и для крупных организаций. Я знаком с процессом проведения оценки потребностей, постановки целей и задач и создания планов действий для достижения этих целей. Я также работал с командами над составлением графиков и бюджетов реализации и отслеживанием прогресса в достижении целей. Кроме того, у меня есть опыт оценки эффективности стратегических планов и внесения необходимых корректировок для обеспечения достижения целей».
Какие методы вы используете для сбора данных и информации при разработке стратегического плана?
Есть несколько причин, по которым интервьюер задает этот вопрос менеджеру по стратегическому планированию. Во-первых, это позволяет интервьюеру оценить уровень опыта и знаний менеджера в данной области. Во-вторых, это помогает интервьюеру понять процесс разработки стратегического плана менеджером. Наконец, интервьюер получает представление о мыслительном процессе менеджера и о том, как он подходит к решению проблем.
Методы, используемые для сбора данных и информации при разработке стратегического плана, важны, поскольку они напрямую влияют на качество конечного продукта. Если менеджер не использует эффективные методы, итоговый стратегический план, скорее всего, будет ошибочным. Это может привести к катастрофическим последствиям для компании, таким как потеря ресурсов, упущенные возможности и даже неудача.
Некоторые из наиболее распространенных методов, используемых для сбора данных и информации при разработке стратегического плана, включают исследования рынка, конкурентный анализ, финансовый анализ и опросы.
Пример: «Существует множество методов, которые можно использовать для сбора данных и информации при разработке стратегического плана. Некоторые распространенные методы включают опросы, интервью, фокус-группы и вторичные исследования».
Как вы устанавливаете цели и задачи при создании стратегического плана?
Этот вопрос важен, потому что он позволяет интервьюеру оценить понимание кандидатом процесса стратегического планирования. Кроме того, это позволяет интервьюеру определить, способен ли заявитель поставить четкие и достижимые цели и задачи.
Пример: «Первым шагом является определение общей миссии и видения организации. Оттуда вы можете разработать набор конкретных целей и задач, которые поддерживают миссию и видение. После того, как вы разработали проект целей и задач, вам необходимо будет получить информацию и отзывы от ключевых заинтересованных сторон в организации. Это поможет убедиться, что цели и задачи реалистичны и достижимы. После окончательного определения целей и задач вы можете приступить к разработке стратегий и планов действий для их достижения».
Как определить, какие стратегии с наибольшей вероятностью помогут достичь целей организации?
Менеджеру по стратегическому планированию важно уметь определять, какие стратегии с наибольшей вероятностью помогут достичь целей организации. Это помогает гарантировать, что организация находится на верном пути и что ресурсы используются эффективно. Это также позволяет менеджеру определить любые потенциальные проблемы или области улучшения.
Пример: «Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при определении того, какие стратегии с наибольшей вероятностью помогут достичь целей организации. Некоторые из этих факторов включают характер организации и ее цели, ресурсы, доступные организации, конкурентную среду и текущие рыночные тенденции».
По каким критериям вы выбираете стратегии?
Интервьюер задает этот вопрос, чтобы оценить способности кандидата к стратегическому мышлению и планированию. Для кандидата важно уметь сформулировать критерии, которые он использует для выбора стратегий, потому что это показывает, что он способен критически мыслить о наилучшем способе действий для достижения своих целей.
Пример: «Существует множество факторов, которые мы принимаем во внимание при выборе стратегии. Некоторые из основных критериев включают:
— Общие цели и задачи компании
— Текущие рыночные условия и тенденции
— Конкурентная среда
— Ресурсы и возможности компании
— Риски и неопределенности, связанные с каждым option”
Какое значение вы придаете финансовым соображениям при принятии стратегических решений?
Есть несколько причин, по которым интервьюер может задать этот вопрос менеджеру по стратегическому планированию. Во-первых, они могут пытаться оценить приоритеты менеджера. Если менеджер придает большое значение финансовым соображениям, он с большей вероятностью примет решения, которые являются финансово обоснованными, но не лучшими для компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, интервьюер может попытаться оценить толерантность менеджера к риску. Если менеджер готов рисковать финансами компании, он с большей вероятностью будет рисковать и другими аспектами бизнеса. Наконец, интервьюер может попытаться оценить уровень опыта менеджера. Если менеджер имеет большой опыт принятия стратегических решений, он с большей вероятностью лучше понимает финансовые последствия этих решений.
Пример: «При принятии стратегических решений важны финансовые соображения, но они не единственные факторы, которые следует учитывать. Другие важные факторы включают общую бизнес-стратегию компании, ее конкурентную позицию и потенциальное влияние решения на клиентов, сотрудников и другие заинтересованные стороны».
Как вы относитесь к заинтересованным сторонам, у которых есть конфликт интересов при разработке стратегического плана?
Интервьюер задает этот вопрос, чтобы оценить способность кандидата разработать стратегический план, который удовлетворит все заинтересованные стороны. Для кандидата важно уметь объяснить, как он справится с такой ситуацией, чтобы интервьюер мог получить представление об их мыслительном процессе и навыках решения проблем.
Пример: «Первым шагом является выявление заинтересованных сторон с конфликтующими интересами. После того, как вы определили их, вам нужно понять их соответствующие позиции и то, чего они надеются достичь. Только тогда вы сможете приступить к разработке плана, который удовлетворит все потребности.
Есть несколько способов урегулировать конфликт интересов при разработке стратегического плана:
1) Найдите золотую середину: если заинтересованные стороны имеют конфликтующие интересы, попытайтесь найти компромисс или золотую середину, которая удовлетворит обе стороны. Это может потребовать некоторого творческого мышления, но часто это лучший способ двигаться вперед.
2) Создайте отдельные планы: Если заинтересованные стороны имеют очень разные цели, может потребоваться создание отдельных планов, учитывающих интересы каждой стороны. Это можно сделать, создав подпланы или адаптировав общий план для удовлетворения конкретных потребностей каждой группы заинтересованных сторон.
3) Переговоры: В некоторых случаях лучший способ справиться с конфликтующими интересами — это просто сесть и договориться с заинтересованными сторонами. Это может быть трудным процессом, но часто это единственный способ достичь соглашения, с которым все могут жить».
Как убедиться, что окончательный стратегический план достижим и реалистичен?
Интервьюер спрашивает, как менеджер по стратегическому планированию обеспечит достижимость и реалистичность окончательного стратегического плана, чтобы оценить навыки планирования и организации менеджера. Важно, чтобы окончательный стратегический план был достижимым и реалистичным, чтобы избежать разочарования и разочарования среди сотрудников и других заинтересованных сторон. Достижимые и реалистичные цели помогут держать всех в курсе и мотивировать на достижение целей компании.
Пример: «Есть несколько ключевых шагов, которые я предпринимаю, чтобы убедиться, что окончательный стратегический план достижим и реалистичен:
1. Определить общую миссию и видение компании. Это послужит основой для стратегического плана и поможет обеспечить его соответствие целям компании.
2. Провести SWOT-анализ. Это поможет выявить любые потенциальные слабые места или угрозы, которые могут повлиять на реализацию плана.
3. Разработайте конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени цели для каждой области плана. Это поможет убедиться, что каждая часть плана реалистична и достижима.
4. Составьте график реализации каждой части плана. Это поможет обеспечить своевременное выполнение плана и достижение каждой цели в установленные сроки.
5. Назначьте ответственность за каждую часть плана конкретным лицам или группам. Это поможет обеспечить надлежащее выполнение каждой части плана и ответственность за результаты.
6. Регулярно контролируйте выполнение плана. Это поможет выявить любые проблемы или проблемы, возникающие во время внедрения, и позволит при необходимости скорректировать курс».
Каковы некоторые распространенные ловушки в стратегическом планировании и как их избежать?
Интервьюер задает этот вопрос, чтобы оценить знания интервьюируемого в области стратегического планирования и способность избегать распространенных ошибок. Важно уметь выявлять и избегать распространенных ошибок в стратегическом планировании, чтобы создать эффективный план.
Пример: «Есть несколько распространенных ошибок, которые могут возникнуть в процессе стратегического планирования, и их обычно можно избежать при тщательном планировании и выполнении. Вот некоторые из наиболее распространенных ошибок:
1. Недостаточное определение процесса или целей
2. Недостаточное участие основных заинтересованных сторон
3. Недостаточное выделение времени или ресурсов
4. Непроведение надлежащих исследований
5. Отсутствие должного учета обратной связи
6. Отсутствие регулярного мониторинга или оценки прогресса»
Какую роль в вашем подходе к стратегическому планированию играет творчество?
Интервьюер пытается оценить степень готовности менеджера по стратегическому планированию мыслить нестандартно и предлагать творческие решения проблем. Это важно, поскольку показывает, открыт ли менеджер новым идеям и готов ли он идти на риск. Это также указывает на то, способен ли менеджер мыслить творчески при разработке стратегии.
Пример: «Креативность играет важную роль в моем подходе к стратегическому планированию. Я считаю, что креативность необходима для разработки инновационных и эффективных стратегий. Я также считаю, что творческий подход необходим для того, чтобы процесс стратегического планирования оставался свежим и увлекательным».
Какие существуют способы поощрения нестандартного мышления при разработке стратегии?
Есть несколько причин, по которым интервьюер может задать этот вопрос менеджеру по стратегическому планированию. Во-первых, им может быть интересно узнать, как менеджер поощряет творчество и инновации в своей команде. Это важно, потому что менеджеры по стратегическому планированию должны уметь мыслить творчески, чтобы разрабатывать эффективные стратегии. Кроме того, интервьюер может быть заинтересован в том, чтобы узнать, как менеджер взаимодействует с различными типами заинтересованных сторон. Это важно, потому что заинтересованные стороны часто имеют разные цели и задачи, и менеджеру необходимо иметь возможность эффективно общаться со всеми ними, чтобы разработать успешную стратегию.
Пример: «Есть несколько способов поощрять нестандартное мышление при разработке стратегии. Один из способов — создать безопасную и открытую среду, в которой сотрудникам будет комфортно делиться своими идеями. Этого можно добиться с помощью сеансов мозгового штурма, поощрения конструктивной обратной связи и продвижения культуры инноваций. Еще один способ поощрения нестандартного мышления — предоставить сотрудникам возможность работать над сложными проектами, которые требуют от них нестандартного мышления. Наконец, организации также могут поощрять нестандартное мышление, предлагая награды и признание за инновационные идеи и решения».
Как ваша команда отслеживает прогресс и при необходимости пересматривает план?
Интервьюер пытается оценить уровень опыта и знаний менеджера по стратегическому планированию. Важно знать, как команда отслеживает прогресс и пересматривает план по мере необходимости, потому что это показывает, что менеджер способен адаптироваться к изменениям и всегда ищет способы улучшить работу команды.
Пример: «Команда использует различные инструменты для отслеживания прогресса и корректировки плана по мере необходимости. Мы используем программное обеспечение для управления проектами, чтобы отслеживать вехи и задачи, и мы проводим регулярные встречи, чтобы обсудить прогресс и определить любые области, которые необходимо пересмотреть. Мы также используем отзывы клиентов и других заинтересованных сторон для информирования нашего процесса планирования».
Каковы некоторые общие признаки того, что компания нуждается в новом или пересмотренном стратегическом плане?
Интервьюер пытается оценить знания и навыки кандидата в области стратегического планирования. Интервьюеру важно знать, способен ли кандидат определить, когда компания нуждается в новом или пересмотренном стратегическом плане. Этот вопрос также позволяет интервьюеру увидеть, знаком ли кандидат с различными показателями, которые могут сигнализировать о необходимости нового или пересмотренного стратегического плана.
Пример: «Существует несколько общих признаков того, что компания нуждается в новом или пересмотренном стратегическом плане. Одним из показателей является то, что компания не достигает своих финансовых целей. Еще одним показателем является то, что компания не достигает желаемой доли рынка. Кроме того, если компания сталкивается с новой конкуренцией или изменениями на рынке, возможно, пришло время пересмотреть стратегический план. Наконец, если компания претерпела значительные внутренние изменения, такие как слияние или поглощение, это также может вызвать необходимость в новом стратегическом плане».
Как часто следует пересматривать и обновлять стратегический план?
Интервьюер спрашивает, как часто следует пересматривать и обновлять стратегический план, чтобы оценить уровень приверженности менеджера по стратегическому планированию процессу стратегического планирования. Важно регулярно пересматривать и обновлять стратегический план, чтобы он оставался актуальным и соответствовал постоянно меняющейся бизнес-среде.
Пример: «Частота пересмотра и обновления стратегического плана зависит от конкретной организации и отрасли, но обычно его следует пересматривать и обновлять не реже одного раза в 3–5 лет».
Каковы преимущества и недостатки различных горизонтов планирования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный)?
Интервьюер, вероятно, задает этот вопрос, чтобы оценить способность менеджера по стратегическому планированию мыслить в долгосрочной перспективе и учитывать различные преимущества и недостатки различных горизонтов планирования. Это важно, потому что менеджеры по стратегическому планированию должны иметь возможность разрабатывать планы, достижимые в краткосрочной перспективе, а также помнить о долгосрочных целях организации.
Пример: «У каждого типа горизонта планирования есть свои преимущества и недостатки.
Краткосрочные горизонты планирования имеют то преимущество, что они более гибкие и реагируют на изменения в окружающей среде. Они также позволяют более детально планировать и выполнять, поскольку между этапами планирования и реализации проходит меньше времени. Однако краткосрочные планы могут не учитывать долгосрочные тенденции или цели и могут привести к близорукому сосредоточению внимания на немедленных результатах.
Среднесрочные горизонты планирования предлагают баланс между гибкостью и стабильностью. Планы можно корректировать с учетом меняющихся обстоятельств, но для их эффективной реализации еще достаточно времени. Среднесрочные планы также могут с большей вероятностью учитывать долгосрочные цели, чем краткосрочные планы. Однако они могут страдать от тех же проблем, что и краткосрочные планы, таких как отсутствие гибкости или ориентация на немедленные результаты.
Долгосрочные горизонты планирования обеспечивают стабильность и позволяют достигать долгосрочных целей. Они обеспечивают основу для принятия решений, которую можно использовать для составления краткосрочных и среднесрочных планов. Однако долгосрочные планы могут быть негибкими и могут не учитывать изменения в окружающей среде или новую информацию, которая становится доступной с течением времени».
Как ваша организация балансирует между планированием стабильности и планированием изменений?
Есть несколько причин, по которым интервьюер может задать этот вопрос менеджеру по стратегическому планированию. Во-первых, это позволяет интервьюеру оценить понимание менеджером общей стратегии организации. Во-вторых, это дает интервьюеру представление о том, как менеджер планирует и осуществляет изменения в организации. Наконец, это помогает интервьюеру понять способность менеджера сбалансировать конкурирующие требования и приоритеты.
Для организаций важно балансировать между планированием стабильности и планированием изменений, потому что, если они этого не сделают, они могут либо стать застойными и не сумеющими адаптироваться к новым вызовам, либо стать слишком хаотичными и неспособными эффективно выполнять свои планы. Менеджеры по стратегическому планированию играют решающую роль в обеспечении того, чтобы организации могли найти этот баланс.
Пример: «На этот вопрос нет универсального ответа, поскольку правильный баланс между стабильностью и изменениями будет варьироваться от организации к организации в зависимости от таких факторов, как отрасль, в которой они работают, размер и масштабы их операций, а также их общие стратегические цели. Однако некоторые советы о том, как достичь баланса между стабильностью и изменениями в процессе стратегического планирования организации, включают:
— Определение четких целей и задач как для стабильности, так и для изменений: без четкого понимания того, чего пытается достичь ваша организация, будет сложно найти правильный баланс между стабильностью и изменениями.
— Оценка рисков и возможностей, связанных как со стабильностью, так и с изменениями: понимание рисков и возможностей, связанных как со стабильностью, так и с изменениями, поможет вам принимать более обоснованные решения о том, как сбалансировать их в стратегическом планировании.
— Создание гибких планов, учитывающих как стабильность, так и изменения. Наличие гибкого стратегического плана, учитывающего как стабильность, так и изменения, поможет вам эффективно реагировать на любую возникающую ситуацию.
— Регулярный пересмотр ваших планов и внесение корректировок по мере необходимости: по мере изменения обстоятельств важно пересматривать свои планы и вносить необходимые коррективы, чтобы убедиться, что вы по-прежнему находите правильный баланс между стабильностью и изменениями».
Какие общие проблемы возникают при реализации стратегического плана и как вы их решаете?
Интервьюер хочет знать, знаком ли кандидат с общими проблемами, возникающими при реализации стратегического плана, и как он будет их решать. Это важно, поскольку показывает, обладает ли кандидат знаниями и опытом для успешной реализации стратегического плана.
Пример: «При реализации стратегического плана может возникнуть много общих проблем. Некоторые из наиболее распространенных включают:
1. Отсутствие ясности или согласия по целям плана.
2. Отсутствие поддержки со стороны ключевых заинтересованных сторон.
3. Отсутствие ресурсов (времени, денег, персонала) для надлежащего выполнения плана.
4. Проблемы реализации, такие как неадекватное обучение, плохая коммуникация или сопротивление изменениям.
Для решения этих проблем важно иметь четкий и краткий план, согласованный всеми ключевыми заинтересованными сторонами. Кроме того, важно выделить адекватные ресурсы для обеспечения эффективного выполнения плана. Наконец, необходимо обеспечить надлежащее обучение и общение с теми, кто будет нести ответственность за реализацию плана, чтобы убедиться, что они подготовлены и понимают свою роль в этом процессе».
Образец собеседования Вопросы интервью — человеческие ресурсы
Главная ». Наем». Лучшие практики для менеджеров по найму »Процесс собеседования». Что спрашивать — и не спрашивать — во время собеседования ». Пример вопросов интервью
Заявитель
Дата и время
Интервьюер
Эта должность служит ____________________.
Опишите предыдущие должности, которые вы занимали в качестве ______.
Профессиональные навыки работы в офисе
- Что, по вашему мнению, является наиболее важным фактором эффективного и действенного управления офисом? Объясните, как вы делали это в прошлом.
- Каков ваш подход к решению проблем? Приведите пример того, где ваш подход оказался эффективным.
- Какой у вас опыт интерпретации политики, распространения руководств и разработки процедур для других?
- Приведите примеры того, когда и как вы вели файлы и записи, как бумажные, так и электронные.
- Приведите пример своего опыта работы с компьютером и навыков печати.
- Опишите какой-либо опыт, связанный с канцелярскими исследованиями и дополнением результатов в организованный формант, и как бы вы подошли к этой задаче на этой должности?
- Опишите свои знания в области финансовых операций, таких как заказ офисного оборудования и расходных материалов и контроль бюджета офиса.
- Опишите свой опыт составления корреспонденции по собственной инициативе или с очень небольшими инструкциями.
Следующие примеры вопросов взяты с веб-сайта Общества управления человеческими ресурсами: www.shrm.org, август 2004 г.:
Навыки межличностного общения
- Каковы ваши сильные стороны? В чем Ваша слабость?
- Опишите опыт руководства другими сотрудниками. Как вы оцениваете свою эффективность в этой области?
- Что сказал бы о вас ваш последний босс?
- Опишите, как вам нравится, когда вами управляют, и какие у вас были лучшие отношения с предыдущим начальником.
- Что вы делаете, когда знаете, что правы, а ваш начальник с вами не согласен? Приведите пример.
- Если бы у ваших коллег была возможность рассказать нам о вашей главной силе, в чем бы она заключалась? И ваша главная слабость — в чем бы это заключалось?
- Опишите свой опыт работы с строго конфиденциальной информацией. Как бы вы поступили с сотрудником, который запрашивает у вас «конфиденциальную» информацию?
- В рамках этой должности вам, возможно, придется работать в команде над определенными проектами. Опишите, когда вы раньше работали в команде и что, по вашему мнению, представляет собой эффективная команда? Чего вы ожидаете от других в команде и что вам нужно от других в команде?
- Что вы делаете, когда другие сопротивляются или отвергают ваши идеи или действия?
- Приведите пример, когда вам пришлось иметь дело с трудным коллегой. Как вы справились с этим?
- Объясните фразу «трудовая этика» и опишите свою.
- Какие цели вы ставили перед собой на прошлой должности? Вы достигли своих целей?
- Какие методы вы используете для принятия решений? Когда вам труднее всего принять решение?
- В каких условиях вы лучше всего учитесь?
- Что для вас предпочтительнее: бизнес, который ведется эффективно, по-деловому, ИЛИ бизнес, который ведется лично и дружелюбно?
Поведенческие
- Опишите, что бы вы сказали, если бы вас попросили рассказать о себе в группе из 15 человек.
- Если бы кто-то сказал вам, что вы допустили ошибку, опишите, как бы вы отреагировали и что сказали бы в свою защиту.
- Если бы кто-то обратился к вам за помощью в вопросе, выходящем за рамки ваших должностных инструкций, что бы вы сделали?
- Вы являетесь членом комитета и не согласны с пунктом или решением. Как вы ответите?
- Опишите, что бы вы назвали кризисом.
- Вы возмущены несправедливым решением. Как вы реагируете?
- Предположим, вы находитесь в ситуации, когда сроки и приоритеты меняются часто и быстро. Как бы вы справились с этим?
- Как понять, что ты в стрессе? Что вы делаете, чтобы снять стресс?
- Расскажите мне о времени, когда вы были частью отличной команды. Какова ваша роль в том, чтобы сделать команду эффективной?
- Приведите пример случая, когда вам пришлось иметь дело с трудным сотрудником. Как вы справились с ситуацией?
- Как вы думаете, как бы отреагировали ваши коллеги, если бы вы отсутствовали на работе?
- Можете ли вы рассказать мне о случае во время вашей предыдущей работы, когда вы предложили лучший способ выполнения процесса?
- Расскажите мне о личных или карьерных целях, которых вы достигли, и почему это было важно для вас.
- Приведите пример, когда вы пытались уложиться в срок, вас прервали, и вы не уложились в срок. Как вы ответили?
- На какие сильные стороны вы полагались на своей последней должности, чтобы добиться успеха в своей работе?
- Что вы делаете, когда знаете, что правы, а ваш начальник с вами не согласен? Приведите пример, когда это произошло в вашей карьере.
- Расскажите мне о ситуации, которую вы хотели бы разрешить по-другому в зависимости от исхода. Какова была ситуация? Что бы вы изменили (или будете менять), столкнувшись с подобной ситуацией?
- Предположим, ваш руководитель попросил вас получить для него информацию, которая, как вы знаете, является конфиденциальной и к которой у него/нее не должно быть доступа. Что бы вы сделали?
- Опишите случай, когда вы выполняли задачу, выходящую за рамки ваших предполагаемых обязанностей. Какая была задача? Почему вы считали, что это не входит в ваши обязанности? Каков был результат?
- Пятница, полдень, 4:30. Ваш руководитель дает вам задание, которое нужно выполнить к 8:00 утра понедельника. Вы уже запланировали отсутствовать все выходные. Что бы вы сделали?
- Если вы заметили коллегу, который сделал неприемлемые сексуальные или расовые замечания в адрес другого сотрудника, и вам было очевидно, что ситуация создает неудобную обстановку, что бы вы сделали?
Креативное мышление
- Какую лучшую книгу вы прочитали за последний год? Пожалуйста, найдите минутку и расскажите нам, что вам в нем понравилось.
- Что было самым творческим в вашей последней работе?
- Как вы понимаете «успех»?
- Опишите идеальную рабочую среду или «идеальную работу».
- Как вы выражаете свою индивидуальность на рабочем месте?
Лидерство
- Как бы вы описали идеального начальника?
- На какие сильные стороны вы полагались на своей последней должности, чтобы добиться успеха в своей работе?
- Для руководителя важно мотивировать сотрудников в вашем регионе. Иногда это необходимо делать неденежными средствами. Пожалуйста, опишите некоторые творческие способы, которыми вы мотивировали и поощряли сотрудников в прошлом не в денежном выражении.
- Объясните шаг за шагом, как вы обучали сотрудника, у которого были проблемы с производительностью.
- Если бы мы смогли взять интервью у нескольких ваших бывших сотрудников, как бы они описали ваш стиль руководства? Объяснить, почему.
- Если бы вам пришлось описать свой собственный стиль руководства как директивный, делегирующий или коучинговый, что бы вы выбрали? Пожалуйста, объясните, почему приводите примеры.
Менеджмент
- Дайте определение профессионального поведения и/или поведения, подходящего на рабочем месте.
- Как вы думаете, почему команда людей — спортивная команда, рабочая команда — может не работать вместе?
- Расскажите о своем стиле управления – люди, работа в команде, направление?
- Опишите идеального начальника.
- Какова ваша собственная философия управления?
- Как вы участвовали в процессах планирования?
- Какой был самый сложный кадровый вопрос, с которым вам приходилось сталкиваться, и как вы его решали?
- Опишите мне случай, когда вы столкнулись с сомнительной деловой практикой; как вы справились с ситуацией?
- Новая политика должна быть внедрена в масштабах всей организации. Вы не согласны с этой новой политикой. Как вы обсуждаете эту политику со своими сотрудниками?
- Опишите мне принятое вами решение, которое обычно принимал ваш руководитель? Каков был результат?
- Обсудите и проведите различие между исправлением, корректирующими действиями и дисциплиной.
- Объясните шаг за шагом, как вы справились с сотрудником, у которого были проблемы с производительностью.
- Почему сотрудники должны стремиться улучшить свои знания и навыки? Как бы вы мотивировали их на это?
- Какой у вас был опыт коучинга или наставничества? С группами или один на один? Как вы определили подходящий способ коучинга/наставничества и каковы были результаты?
- Управление требует хороших письменных и устных навыков для хорошего общения. Когда дело доходит до предоставления информации сотрудникам, что может быть сделано в любом случае, вы предпочитаете писать служебную записку ИЛИ разговаривать с сотрудником?
- Принятие решения об увольнении сотрудника кажется вам легким из-за потребностей компании ИЛИ сложным из-за потребностей сотрудника?
- Управление требует мотивации сотрудников, а также выполнения задач. Считаете ли вы более естественным указать на то, что не так, чтобы сотрудники могли компетентно выполнять задачи, ИЛИ похвалить сотрудников за их работу, а затем указать, что, возможно, нуждается в исправлении?
- Менеджерам нужна качественная информация, а менеджеры должны принимать правильные решения. Вы склонны собирать информацию до крайнего срока, чтобы принять более взвешенное решение ИЛИ собираете достаточно информации, чтобы быстро принять правильное решение?
- Какое наибольшее количество сотрудников вы курировали и каковы были их должностные обязанности?
- Вы лучше всего разбираетесь в деталях и повседневных операциях ИЛИ в концепциях, предвидении и планировании будущего? Приведите пример.
- Организация и управление временем имеют важное значение при надзоре за другими. Приведите конкретные примеры крупных проектов или заданий, которые вам дали, а затем объясните, как вы расставили приоритеты и организовали выполнение задач через своих сотрудников.
- Предположим, вы находитесь в ситуации, когда сроки и приоритеты меняются часто и быстро. Как бы вы справились с этим?
- Какие методы вы используете для принятия решений? Когда вам труднее всего принять решение?
- Новая политика должна быть внедрена в масштабах всей организации. Вы не согласны с этой новой политикой. Как вы обсуждаете эту политику со своими сотрудниками?
- В целом, пожалуйста, расскажите нам, что вы считаете наиболее полезным аспектом наблюдения за другими. А что насчет самых сложных?
Executive
- Не могли бы вы описать свой интерес к становлению (название должности).
- Расскажите мне о вашей нынешней или последней должности и о том, как вы помогли организации достичь ее целей и миссии.
- Что вы сделали для этой компании, которая имела значение и за которую, как вы думаете, вас будут помнить?
- Расскажите о своем опыте руководства и управления организацией, подобной нашей.
- Есть ли у вас личная философия управления?
- Расскажите мне о своем опыте финансового управления: составление бюджета, отчетность, сокращение расходов, создание и поддержание резервов.
- Приходилось ли вам когда-нибудь отстаивать непопулярные изменения? Как вы справиться с этим?
- Вы когда-нибудь сталкивались с серьезной этической проблемой на работе? Как вы справиться с этим?
- Расскажите о своем опыте работы с советом директоров. Какого подхода и философии вы придерживались в работе с досками?
- Как вы думаете, какова роль президента/генерального директора в стратегическом планировании организации?
- Приведите пример того, как и когда вы были представителем вашей нынешней или последней компании.
- Как наш президент/генеральный директор, как бы вы поступили, если бы совет директоров принял политику или программу, которые, по вашему мнению, не соответствуют целям и миссии нашей компании?
- Расскажите мне о своем опыте развития персонала. Как, по вашему мнению, описали бы вас ваши нынешние или последние сотрудники?
- Как вы остаетесь в курсе текущих идей по менеджменту и (отраслевой области компании/организации)?
- Основываясь на том, что вы прочитали и услышали, какие у вас есть идеи относительно продолжения и увеличения успеха этой компании?
- Есть ли какие-либо программы, политики или действия (название компании/организации), о которых вы слышали и которые вызывают у вас опасения или разногласия?
- Если вас наняли на эту должность и вы по-прежнему работаете в (название компании/организации) через пять лет, как, по вашему мнению, организация изменится?
Функциональный
Следующие вопросы относятся к конкретным функциям.
Бухгалтерский учет- Опишите некоторые недавние проекты, в которых вы участвовали для повышения эффективности/результативности бухгалтерского учета. Что ты сделал?
- Опишите мне случай, когда вы столкнулись с сомнительной практикой бухгалтерского учета. Как вы справились с ситуацией?
- Вы завершили закрытие месяца/года? Сколько у вас опыта в этом?
- Опишите свою самую сложную встречу с закрытием месяца/года. Как вы решили проблему?
- Опишите свой PL (прибыль/убыток).
- В каких инвентаризационных проверках вы участвовали? Опишите трудности, с которыми вы столкнулись.
- Расскажите о своих знаниях в области учета комиссионных.
- Какой у вас опыт ведения налогового учета?
- Что вам нравится в отделе обслуживания клиентов? Что, по вашему мнению, самое сложное в работе с клиентами?
- Что, по вашему мнению, является основополагающим для эффективного обслуживания клиентов?
- Расскажите мне о случае, когда вы изо всех сил старались предоставить клиенту отличный сервис?
- Опишите процесс или систему, которую вы улучшили, чтобы лучше обслуживать клиентов.
- Расскажите мне о случае, когда вы попросили вашего руководителя или коллегу оставить отзыв о ваших навыках обслуживания клиентов, а затем использовали этот ответ для улучшения своей работы.
- Расскажите мне о случае, когда вы знали, что ваш клиент может не получить то, что ему нужно вовремя. Как вы справились с этим?
- Расскажите мне о случае, когда вам пришлось сказать клиенту «Нет», потому что это противоречило политике компании.
- Расскажите мне о случае, когда у вас возникли проблемы с работой с трудным или требовательным клиентом. Как вы справились с этим?
- Каковы, по вашему опыту, основные элементы плана аварийного восстановления ИТ?
- Опишите типы функций сетевой безопасности, которые вы внедрили или поддерживали в прошлом.
- Когда у нескольких пользователей возникают проблемы с компьютером, как определить, кто из них получит помощь в первую очередь?
- Опишите процесс принятия решений при выборе ИТ-сертификатов для прохождения.
- Какие из ваших сертификатов вы считаете наиболее полезными, когда сталкиваетесь с техническими проблемами на работе?
- Чем, по вашему мнению, управление штатом технических работников отличается от управления другими видами работников?
- Оборудование каких марок вам удобнее всего?
- Поддержку какого программного обеспечения вы добились наибольшего успеха?
- Какие качества, по вашему мнению, необходимы для успеха в качестве работника службы технической поддержки?
- Опишите прошлую ситуацию, в которой вы предоставили пользователю отличное обслуживание.
Дополнительные ситуационные вопросы:
Пожалуйста, объясните, как бы вы поступили в следующих ситуациях:
- Вы наблюдаете, как двое ваших сотрудников спорят в центральном месте офиса.
- Один из ваших сотрудников приходит к вам с жалобой на другого сотрудника и настаивает на том, чтобы они больше не работали вместе.
- Один из ваших сотрудников приходит к вам с жалобой на то, что у него более тяжелая рабочая нагрузка, чем у другого сотрудника, и он хочет, чтобы эта нагрузка была перенесена.
Общий
- Не могли бы вы поделиться с нами недавним достижением, которым вы больше всего гордитесь?
- Чем бы вы хотели больше заниматься на прошлой должности? Что удерживало вас?
- Расскажите нам немного о своем опыте работы, а затем дайте нам описание того, как, по вашему мнению, это связано с нашим текущим открытием.
- Какова ваша квалификация в вашей области знаний, т. е. какие у вас есть навыки, которые делают вас лучшим кандидатом на эту должность? Включите любую специальную подготовку, которую вы прошли (на работе, в колледже, непрерывное образование, семинары, чтение и т. д.) и связанный с этим опыт работы.
- Почему вы подали заявку на эту должность?
- Как вы думаете, какой набор навыков вы бы привнесли на эту должность?
- Расскажите мне о вашей нынешней или прошлой работе. Почему вы выбрали его? Почему вы/вы хотите уйти?
- Каков был ваш основной вклад/достижение? Самая большая проблема?
- Каковы ваши краткосрочные и долгосрочные цели?
- В каких сферах вы хотели бы развиваться дальше? Каковы ваши планы сделать это?
- Каковы некоторые положительные аспекты вашего последнего места работы/работодателя? Какие негативные аспекты?
- Что вы думаете о СОП (стандартных операционных процедурах)?
- Каковы ваши карьерные интересы?
- Что вы знаете о нашей компании?
- Почему мы должны нанять ВАС?
- Если бы должность требовала этого, вы бы согласились отправиться в путешествие?
- Если бы этого требовала должность, согласились бы вы переехать?
- Если бы вам предложили эту должность, когда бы вы могли приступить к работе?
- Узнав об этой возможности, что заставило вас сделать следующий шаг и подать заявку на работу?
- Если вы являетесь успешным кандидатом, как вы ожидаете измениться после года работы на этой должности?
- Теперь, когда вы узнали о нашей компании и о должности, на которую вы претендуете, какие колебания или нежелание у вас возникнут, если вы согласитесь на эту работу, если мы ее вам предложим?
- Расскажите мне что-нибудь еще, что вы хотели бы, чтобы мы знали о вас, что поможет нам принять решение.