Стремление человека обладать материальными ценностями является: 5.2 Возрастные особенности работников

Содержание

Психолог рассказал, к чему могут привести тренинги личностного роста| Новости политики

И дал советы, как действительно добиться развития личности

Тренинги личностного роста, как и популярная литература на эту тему, в России востребованы. Еще бы: гражданам обещают, что их научат «личной эффективности»: то есть, через развитие неких внутренних свойств и овладение специальными психотехниками им откроется путь к счастью и процветанию. Есть и предложения по части развития лидерских качеств, и женские тренинги, где дам учат, как найти богатого спутника жизни…

Вряд ли существует объективная статистика, сколько человек действительно «выросло» после упомянутых тренингов. Да и вообще – возможен ли в принципе личностный рост в том понимании, которое вкладывают в это словосочетание околопсихологические гуру? И нужен ли? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, давайте все-таки начнем с основ: что это вообще такое – личностный рост?

— Рассуждая о личностном росте, я бы предложил сузить это понятие, чтобы мы с вами не путались. Ведь, с одной стороны, под личностным ростом мы можем понимать некую идущую изнутри интенцию, которая заставляет человека развиваться, становиться лучше, преодолевать себя, становиться все более компетентным в своей профессии и в других навыках. Это, полагаю, некая философская категория, связанная с понятием экзистенциализма. Но если мы с вами будем обсуждать все это, то вряд ли мы сможем договориться до чего-то конкретного, потому что в данном понимании личностный рост – вещь безбрежная, и каждый вкладывает в него свой смысл.

А вот понятие личностного роста в разрезе многочисленных тренингов хорошо изучено в психологии. Вряд ли есть смысл говорить о нем, когда человек целен, содержателен, профессионален, но, например, хочет добиться еще большего совершенства в каком-либо деле. Например, когда человек, и так хорошо играющий на скрипке, учится, чтобы играть бесконечно хорошо; или прекрасный физик-ядерщик хочет постичь основы устройства мироздания. Мы говорим о ситуациях, когда в основе стремления к личностному росту лежат дезадаптационные процессы: внутренняя пустота, неуверенность в себе, когда у человека нарушено внутреннее личностное восприятие. В этот же список можно включить повышенную тревожность, депрессивные фобические состояния и ряд других нарушений. То есть, ситуация указывает на то, что в структуре личности могут присутствовать девиации, которые требуют определенной коррекции.

Соответственно, желание человека посещать тренинги личностного роста может быть вызвано попытками реадаптироваться к внешней среде, решив свои внутренние проблемы. Только вот, как правило, результат получается совершенно противоположный тому, к которому человек стремился.

— Почему?

— К чему сводятся обещания авторов подобных тренингов? Чаще всего — к тому, что по окончании курса человек станет счастлив и доволен собой, потому что будет обладать огромным количеством тех знаков, которые в нашем обществе являются синонимами благополучия: крупные суммы денег, роскошная недвижимость, премиальные автомобили, драгоценности – и так далее. Также говорят, что обучающийся станет лидером, но чаще всего под этим подразумевается, что человек приобретет некие манипулятивные навыки для управления людьми.  

— А что здесь не так?

— Начнем с лидерства – в том формате, в котором его предлагают. К нему стремятся люди, неуверенные в себе, воспринимающие себя недостаточно хорошими для того, чтобы полноценно существовать в этом мире. Они могут стараться преодолеть эту ситуацию через попытки тотального контроля над всем, что находится вокруг них. Потому что в их сознании возникает некий коррелят: если я что-то контролирую – значит, это находится в сфере моего влияния и не может причинить мне вред. А то, что не поддается контролю, вызывает у такого человека ощущение опасности: он считает, что из неконтролируемого может появиться нечто, угрожающее его личности и даже жизни.

Это стремление людей с некоторыми психологическими нарушениями тотально контролировать окружающий мир нещадно эксплуатируется продавцами курсов, обучающих достижению лидерства с помощью манипулятивных техник. С другой стороны, желание богатства – это тоже своего рода стремление к контролю над материальными миром. Логика примерно такая: если я богат – я могу купить все что угодно, включить это в сферу своего влияния, сделать безопасным и контролируемым. 

Понятно, что о подлинном лидерстве или контроле здесь не может быть и речи, но самое страшное даже не это. Подобные учения низводят стремления человека к удовлетворению его биологических, материальных потребностей, но их, как мы с вами уже не раз упоминали, невозможно удовлетворить раз и навсегда. Даже если человек наестся, как говорят в народе, от пуза, через несколько часов он снова захочет есть; точно так же дела обстоят и с потребностями в отдыхе и сексе. По аналогии – и с материальными ценностями: если ставить это желание во главу угла — их никогда не будет достаточно: всегда будет хотеться больше денег, дом – шикарней, машину – круче. Потребности будут разрастаться пропорционально удовлетворению предыдущих желаний. При этом мы с вами как-то говорили о том, что богатые люди очень часто бывают несчастливы. То есть, деньги, огромные виллы и дорогие машины сами по себе не делают человека счастливым.

— Есть ли выход из этого порочного круга?

— Конечно, есть. Сущность современного человека составляют не биологические, а социальные инстинкты. С одной стороны, именно они формируют социально обусловленную стратегию норм, правил и целей нашего бытия, с другой – они же регулируют удовлетворение биологических потребностей. А многие тренинги, делая акцент на индивидуализме, низводят человека до биологии, потребления и даже стяжательства, удаляя его от социальной гармонии.

Мировой опыт психологов наглядно показывает: чаще всего счастливы те, кто своей деятельностью приносит пользу как можно большему количеству людей. Потому что 50 тысяч лет социальной эволюции сформулировали один из основных постулатов бытия человека в обществе: твоя ценность, наполненность, самоуважение и, в конечном итоге, счастье напрямую зависит от того, насколько твоя деятельность полезна другим людям. Это очень простой закон: чем больше человек приносит пользы другим, тем больше одобрения, уважения и любви со стороны членов общества он получает. Затраченная психическая энергия таким образом к нему возвращается, он получает все больше подтверждений своей нужности и значимости. В итоге человек счастлив.

С одной стороны, наибольшее количество народной любви получают люди публичных профессий: артисты, спортсмены, известные врачи – и так далее. С другой – чтобы быть любимым и почитаемым, вовсе не обязательно становиться человеком искусства. Можно, например, коллекционировать монеты и делиться при этом с другими. Или быть прекрасным хореографом и учить детей танцам. Можно клеить воздушных змеев и, запуская их, собирать вокруг себя ватаги счастливых детей и взрослых.

Главный принцип: чтобы быть счастливым, нужно научиться отдавать – свое время, свои силы, психическую энергию, деньги. Но вряд ли этому учат на тренингах, о которых мы говорим. Чаще всего там постулируются другие идеи: не отдавать, а забирать у мира и концентрировать отобранное вокруг себя. Однако к внутренней гармонии это, как мы убедились, вряд ли приведет. Многие богатые люди, кстати, в определенный момент начинают испытывать потребность в благотворительной деятельности, и в итоге находят в этом удовлетворение и счастье. То есть, счастье – это отдавать, получая взамен любовь и уважение общества!

 Вернемся, однако, к лидерству. Ему вообще можно научиться, или лидерские качества в человеке детерминированы генетически?

— Интересный вопрос, и прямого ответа на него, пожалуй, нет. Попробуем порассуждать. Лидерство – как умение вести за собой, навязать свою волю и заставить других выполнять твои распоряжения – широко присутствует в животном мире. Чтобы стать лидером, очевидно, нужно обладать определенным набором качеств: физическая сила, бесстрашие, ну и способность вырабатывать как можно больше полезных инстинктов, позволяющих лучше приспосабливаться к среде и уводить от угроз своих подопечных — это если мы говорим о животных. Наверное, в данном случае это в большей степени является результатом генетических характеристик.

Что касается человека – здесь ситуация иная. На каждом этапе социальной эволюции к лидеру человеческого сообщества предъявляются все новые и новые требования. И, как мы помним, человек постигает мир, оперирует им и видоизменяет его при помощи высших психических функций, основанных на речи. Поэтому, думаю, и механизм формирования лидерских качеств у людей тоже основан на речи, на слове. А раз так – вероятно, эти качества можно развить.

Однако здесь опять-таки есть принципиальное различие с тем, что предлагают многие «лидерские» тренинги. Надеюсь, всем понятна разница между лидерством, основанном на манипулировании людьми, и человеком, ставшим лидером в силу своей мудрости, тратящим энергию на то, чтобы принести пользу обществу. В социуме этот феномен основан на даре убеждения, на развитом социальном инстинкте, на готовности пожертвовать своими интересами в пользу интересов многих.

Физические качества человека тут уже играют гораздо меньшую роль. Вспомним крушение императорского поезда в 1888 году, в котором ехал Александр III с семьей. Император, обладавший атлетическим телосложением и недюжинной силой, помогал в спасении пострадавших. Лидерский поступок? Безусловно. В то же время великий русский полководец Александр Суворов, как утверждают исторические источники, был тщедушным и не вполне здоровым человеком. Однако вряд ли кто-то будет отрицать, что и он – лидер.

Мать Тереза была сухонькой женщиной, президент США Франклин Делано Рузвельт был инвалидом. Есть ли сомнения в том, что они – лидеры? То есть, человек становится лидером через определенное устоявшееся мировоззрение, сформированное при помощи многих тем и отвлеченных понятий посредством слова.

— Еще одно направление так называемого личностного роста – тренинги для дам, чтобы устроить семейное счастье с богатыми мужчинами. И там, предположительно, многое основано на манипулятивных техниках. Не обсуждая этическую сторону вопроса – можно ли достичь таким образом заявленной цели?

— Даже в самом слове «манипуляция» заложены определенные отрицательные коннотации. То есть, это социально порицаемый способ действия. В краткосрочной перспективе с ее помощью можно получить некоторый эффект, хотя уже с первого момента манипуляция, как правило, вызывает у жертвы ощущение дискомфорта. А через определенный промежуток времени человек чаще всего рвет отношения с манипулятором, причем во многих случаях бесповоротно и навсегда. То есть, с точки зрения КПД и социальной маркировки попытки манипуляции могут принести только вред. Любой психологически здоровый человек хочет искренних отношений, основанных на любви и доверии, поэтому отношения, основанные на манипуляциях, обречены изначально.

Попытки заучить некий набор технологий, которые якобы позволят быть успешным в отношениях, тоже обречены. Потому что базово гармоничные отношения строятся по принципу: чтобы получить, вначале нужно отдать. И второй принцип: чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Для того чтобы следовать этим принципам, вообще никакие техники не нужны. Манипулятор же пытается все перевернуть с ног на голову: он хочет получить все, не отдавая вообще ничего.  

Вполне допускаю, что если провести корректные исследования, число людей, построивших таким образом гармоничные отношения, окажется ничтожным. То есть, идея пойти на курсы в духе «как окрутить миллионера и стать счастливой» с высокой степенью вероятности приведет к огромным тратам времени, сил, денег и, в конечном счете, к негодному результату.

— И, тем не менее, тема тренингов личностного роста, судя по количеству запросов в Яндексе, пользуется популярностью. Почему?

— Могу предположить, дело в том, что в России очень глубоко укоренен патернализм; он фактически является господствующей идеологией на протяжении многих сотен лет. Отношения между обществом и властью строились по некоторым лекалам: власть обеспечивает базовые потребности общества, но при этом требует лояльности. То есть, государство берет на себя роль «родителя»: обеспечивает «детей» конфетами в обмен на послушание. Обыватель же, как правило, переносит данную модель на все виды социальных отношений, в том числе и семейные.   Например, многим девочкам с детства внушается, что главное для них – удачно выйти замуж. Впрочем, в последнее время это получило распространение и среди мужчин: найти завидную невесту, у которой папа – крупный бизнесмен или высокопоставленный чиновник. То есть, человек связывает свою успешность не с собственными усилиями, а с некими внешними силами, которые дадут ему все необходимое, и даже сверх того. 

— А как человеку вообще понять, нужен ли ему личностный рост?

— Парадоксальная получается ситуация. Начали мы с того, что, если человек выстроил гармоничные отношения с внешним миром, никакой личностный рост ему не нужен. Возможно, человеку необходим профессиональный рост или развитие каких-либо иных навыков – вроде той же игры на скрипке – но это не одно и то же.

С другой стороны, эволюция подразумевает постоянное движение вперед, и человек также не может существовать без развития и совершенствования своих личностных качеств. На что конкретно направить усилия – это пусть каждый решит сам. Кто-то, может быть, хочет познать законы мироустройства, другим более интересны внутренние законы развития человека. Третьи захотят лечить, четвертые учить – и так далее. Пути к совершенству бесконечны, главное – не останавливаться и не сворачивать.

Сребролюбие — грех недоверия Богу / Православие.Ru

Говорить о сребролюбии в наше время — это все равно, что описывать жару летом. Июльское пекло мучает всех, от него не скроешься. Есть, конечно, спасение от зноя — кондиционеры и вентиляторы, тень и холодная вода. Но солнцепек-то мало кто любит, а любовь же к «сребру» порою целиком захватывает сердце. И случиться такое может даже в случае, если «сребра» этого и нет в карманах любящего…

О том, что же такое грех сребролюбия, мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым).

— В современном российском обществе множество людей, которые живут на грани бедности. Как в такой ситуации вообще можно говорить о грехе сребролюбия?

— Грех сребролюбия заключается не в излишнем обладании сребром, златом, то есть материальными ценностями, а в любви к этим самым ценностям.

Человеку, чтобы жить на земле, необходимы многие вещи: пища, одежда, деньги, на которые это можно купить. Необходимо жилье, потому что мы не можем жить на улице. Бывает, что нужны и дорогостоящие врачебные услуги, лекарства. И это далеко не все…

Допустим, человек нуждается в хирургической операции. Будет ли в сердце оперируемого любовь к иголке, которая колет его в вену и вводит какое-то средство, блокирующее боль, к скальпелю, который режет кожу и дает возможность хирургу удалить воспалившийся аппендикс? Скорее всего, нет. Больной будет относиться и к иголке, и к скальпелю как к необходимому и перетерпит. Но совсем не так — с материальными благами, с деньгами, на которые можно приобрести потребное для жизни. Любовь к материальному оказывается для человека очень опасной. И очень страшной — тем более, что ее может испытывать как человек, ничего не имеющий, так и наоборот, обладающий многими сокровищами этого мира.

Что в данном случае значит «любить»? Это значит, что в ситуации, когда перед тобой встает выбор между тем, что ты любишь, и долгом, честью, милосердием, состраданием и, самое главное, желанием быть верным Богу, ты будешь выбирать то, что любишь, вот это самое «сребро». Ты не дашь его тому, кто в нем нуждается, ты затворишь свое сердце от того, кому плохо, и, чтобы умножить или удержать то, что у тебя есть, ты совершишь то или иное предательство по отношению к Богу. В этом и заключается самый главный вред сребролюбия.

Человек, конечно, существо многогранное, но когда он к чему-то обращен, то это значит, что от чего-то другого он отвращается. Обращенность к материальному обязательно отвращает от духовного. Как может подобная обращенность проявляться у богатого человека — наверное, понятно. У него — много попечений: как своим богатством распорядиться, как защитить его от тех, кто хочет это богатство расхитить, как разумнее его потратить, чтобы полностью не истощить, и как к нему что-то новое приложить. Естественно, что когда человек занят процессом приобретения или сохранения, то он постепенно понимает: успешность в этом зачастую сопряжена с некими безнравственными поступками. Когда у тебя много денег, к ним легко можно прибавить еще, отняв их у кого-то другого, у кого их меньше и кто не в силах их отстоять.

Конечно, деньги можно просто заработать, но это гораздо труднее, чем отобрать. Поэтому, когда человек любит сребро, то он, скорее всего, будет его отнимать. А даже если он будет зарабатывать честно, перед ним все равно встанет ситуация выбора: платить или не платить налоги, платить или нет достойную зарплату людям, которые у тебя трудятся, и прочее. Конечно, если человек любит Бога больше, чем богатство, если он не мыслит своей жизни без если не Божиих законов, то хотя бы законов человеческой нравственности (хотя сегодня это понятие очень расплывчато), он скорее запомнится как человек добрый и справедливый. Но чаще бывает не так. Чаще человек, добившийся достатка, руководствуется в своих действиях, в своих поступках не любовью к Богу и не нравственными законами, а чем-то иным.

Если же у человека ничего нет, то его любовь к сребру и злату будет похожа на любовь человека, который втайне в кого-то влюблен, изнывает от страсти, но не может приблизиться к объекту своего вожделения.

Он ревнует ко всем, кто к предмету его обожания приближается, страшно от этого страдает, мучается, завидует, злится — сердце его от этого чернеет. И потому человек, который любит деньги, но не имеет их, может считать, что вся жизнь его не удалась. Он думает, что несчастен. Просто он еще не знает, что, сколько бы ты ни имел денег, их все равно меньше, чем хотелось бы. Жажда денег увеличивается прямо пропорционально их количеству. Поэтому, когда священники говорят о необходимости бороться со страстью сребролюбия, они говорят именно об этом — о необходимости бороться с любовью к тому, что должно являться всего лишь навсего средством для достижения тех или иных целей.

— Лично я не знакома с богатыми людьми, поэтому поделюсь впечатлением о тех, кто, по Вашему выражению, влюблен безответно. Это зачастую напоминает болезнь, патологию. У людей, битых жизнью, перенесших тяжелые лишения, у ленинградских блокадников — у некоторых из них воды в дождливый день не допросишься… Но люди, собирающие тапочки без пары, тоже ведь больны сребролюбием?

— По поводу тапочек — да, это как раз сребролюбие как до неразумия доходящая любовь к материальному.

Только я не соглашусь, что болезненные проявления этой страсти чаще всего заметны именно у тех, кто пережил какие-то лишения. Как раз наоборот, зачастую те, кто пережил голод и познал, что можно довольствоваться в жизни очень малым, бывают более щедрыми, чем люди, жившие в достатке. Порой именно эти люди делятся не только тем, что у них в избытке, но и тем, в чем они сами испытывают недостаток. Петербург, в том числе и блокадный Ленинград, никогда не был городом жадных людей. Хотя, конечно, бывает и так, что пережитые лишения, страдания приводят к определенному слому, психическому нездоровью, но это уже отдельная тема…

Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился в одном селении, где к нему подошел совсем не богатый с виду человек и пригласил его в свой дом на ночлег. Человека этого звали Евлогий, он был каменосечцем — зарабатывал тем, что тесал камни. Заработанное за день тут же тратил — покупал что-то необходимое себе, а все остальное раздавал нищим, привечал странников. И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, так его восхитил, что авва стал молиться Богу, чтобы Тот даровал каменосечцу большие блага, которые могли бы позволить благотворить гораздо большему количеству людей. Ответил Господь: «Не нужно это». Но авва упорствовал в своем прошении, и тогда Бог снова ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи». И вот Евлогий нашел клад, уехал в другой город, поселился в дорогих палатах, куда на пушечный выстрел не подпускали ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и авва Даниил, пришедший проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился снова и стал просить прощения за свою неразумную молитву. В результате каменосечец все потерял, вернулся в свое селение, стал снова заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше…

Имение обладает потрясающей силой и властью. Вот, казалось бы, нет ничего — и ладно. А появляется что-то, и человек сразу за это цепляется. Нужно быть к себе внимательным, суметь уловить момент, когда сердце начинает срастаться с имением, и разрубать эту связь. Господь и Сам посылает ситуации, когда человек может эту страсть побороть естественным образом, но так бывает, что она, эта страсть, столь велика, что человек отметает все, что Богом посылается…

— Но ведь чем больше отдаешь, тем больше возвращается! Однако на это корыстно рассчитывать ни в коем случае нельзя…

— Да, если человек решает именно из таких побуждений и с такими целями отдавать кому-то то, что имеет, он должен быть готов к тому, что цель эта может остаться недостижимой.

— И еще один закон: если у тебя в кармане 20 копеек, с ними расстаться гораздо проще, чем с двадцатью рублями.

— Да, ведь ты уже начинаешь рассчитывать на них, планировать, что на них купишь, и вдруг их у тебя кто-то просит… И с ними очень трудно расстаться. Но! Не всегда и надо расставаться, на самом деле.

Вопрос в том, кто просит, зачем просит и почему просит.

Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8, 14). С нас спросится не по тому, чего мы не имеем, а по тому, что у нас есть. Да, были подвижники, которые настолько пренебрегали любым имением, что, глядя на них, кажется, что они жили за гранью — не только общечеловеческой, но даже и общехристианской нормы. К примеру, праведный Филарет Милостивый раздавал все, а у него была достаточно большая семья, которая тоже нуждалась в пропитании. И члены его семьи находились в том состоянии, что уже им надо было что-то давать. В конце концов Господь возвратил святому Филарету все сторицей: его дочь стала супругой императора. Был и такой удивительный подвижник схиархимандрит Виталий (Сидоренко) из Тбилиси, который постоянно раздавал все, что у него появлялось. Сначала он жил в келье в горах, и понятно, что там у него ничего не было. А потом он переселился в город, и ему дарили то одеяло, то ботинки, то еще что-то — он все раздавал и очень плакал: «Я им говорю: раздавайте, раздавайте! Они мне тащат…». Но такие подвиги — из ряда вон выходящие. У преподобного Варсонофия Великого даже есть такой совет: когда приходит к тебе кто-то и просит у тебя что-либо, а тебе самому это необходимо, ты имеешь право отказать. Потому что если человек может расстаться с чем-то и не терзаться, расстаться и не причинить неудобства своим близким, которые вместе с ним имеют права на это имущество, то отдать можно. Если же ты отдаешь последнее, ты обязательно должен подумать о тех, кто находится рядом с тобой, и о том, что потом будешь делать ты. Потому что если ты отдашь последнее и пойдешь сам у кого-то просить в свою очередь, то вряд ли в этом будет смысл.

Но бывают, конечно, и такие в жизни ситуации, когда необходимо отдать и последнее. Человек с живой совестью это сам, как правило, видит и знает.

— Многие оправдывают грех сребролюбия наличием семьи и обязательств перед ней. Как семьянину, обремененному заботами, различить, где норма, а где он уже увлекается обеспечением материальными средствами своих чад и домочадцев?

— Если у человека большая семья, он действительно должен много работать, трудиться, чтобы ее обеспечить. И это будет не сребролюбием, а исполнением долга по отношению к тем, кто от этого человека зависит в материальном плане. Другое дело, когда человек не может заработать столько, сколько он хотел бы, не получается по каким-то причинам — и не должно у него быть никакой печали от этого, нельзя впадать из-за этого в уныние, переставать стремиться к Богу. Хотя если дети от голода плачут, то в лепешку надо расшибиться, а заработать…

— А если дети и жена хотят чего-то сверх нужного, сверх насущного? Допустим, роликовые коньки или новую машину? А глава семьи их любит и не может отказать в удовлетворении этих желаний?

— В любой семье я бы советовал мужу и жене определиться в том, что такое «любит», в чем это должно выражаться: в приобретении материальных благ или в том, чтобы быть вместе и от этого испытывать счастье — даже без коньков и машины. Испытывать счастье от того, что супруги близки, друг друга понимают, радуются тому, что у них есть, и терпят, если у них чего-то нет.

Критерий нормы и тут — тот же. Если человек видит, что то, что он хотел бы иметь, его захватывает и порабощает, значит, здесь что-то не так. Допустим, человек стремится к радости от обладания чем-либо. Жизнь, положенная на достижение этого, оказывается обедненной положительными эмоциями, покоем, элементарной возможностью отдохнуть. И когда цель достигнута, радости нет. Получается, что человек сам себя обманывает. Это все равно, что повесить перед мордой ослика морковку — чем быстрее он за ней будет гнаться, тем быстрее она от него будет убегать — так как-то раз очень точно выразился архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих проповедей. Желание обладать неутолимо, его невозможно удовлетворить до конца. Сначала ты хочешь иметь что-то нужное, потом — лучшее, чем у тебя есть, потом — лучшее, чем у других, и так далее.

Для человека естественно и непредосудительно желать, чтобы у него было необходимое, при этом — хорошего качества. Но весь вопрос в том, какую цену надо за это заплатить. Нельзя, чтобы этой ценой стала вся жизнь, сердце человека, весь человек. Приобретаем ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы приобретать. Ответ расставляет все по своим местам. Если человек живет ради того, чтобы приобретать, в его сердце произошла подмена. Средство вдруг стало целью, а цель — средством.

Владимир Фаворский. «Скупой рыцарь». Из серии гравюр к «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина. 1959–1961 гг.

    

— Сегодня обладание чем-либо сделалось вопросом престижа или приличия. Если у тебя нет крутого телефона, это уже неприлично. И подобное начинается с самого детства — если в пору моего взросления вопросы о «годности» человека мы решали в детских соревнованиях, то сейчас все зависит от марки планшета, который тебе купил папа… В чем причины такого явления?

— Тут множество причин, но главная — одна. Сегодня утрачивается представление о человеческой личности. Причем не только чьей-то, но и своей собственной. Человек утрачивает ту глубину, которая должна быть ему присуща, ту полноту жизни, которую должен иметь. Иными словами, у современного человека слишком мало чего есть за душой. И поэтому, не имея чем дорожить внутри себя, он пытается составить впечатление о себе самом с помощью того, чем он обладает в материальном плане. И естественно, тот, кому удается чем-то обладать, этим тщеславится. А тот, у которого ничего нет — и за душой тоже, — от этого страдает: чувствует себя обиженным, угнетенным и оскорбляемым.

— Каким образом ребенку привить правильное отношение к вещам?

— Нужно дать ребенку то, что будет для него важнее имущества. То, что позволит ему чувствовать себя состоявшимся человеком, невзирая на то, есть ли у него возможность купить жене машину или нет.

Мы знаем людей, которые живут в тяжелых бытовых условиях и которые с завистью смотрят на обладателя лимузина, обдавшего его грязной водой из лужи. И этим людям невдомек, что этот обладатель лимузина, имеющий несколько миллионов условных единиц, страдает и мучается, глядя на какого-нибудь олигарха с футбольным клубом, самолетом и яхтой. А тот мучается, глядя так же на кого-то еще… Наверное…

— Мы знаем, что мать всех грехов — гордыня. И если бы мы все научились смиренно доверять Богу, то жизнь наша была бы иной… Мне кажется, что сребролюбие — это тоже родственник многих грехов. К примеру, жадный человек не может быть добрым. Так это или нет?

— Изначально сребролюбивый человек может быть добрым, но постепенно, с развитием страсти, в нем угасают добродетели. Ведь человек — это существо, зависящее от навыка. Если мы дважды отказали кому-то в помощи, трижды, четырежды, то так от нашей доброты ничего постепенно не останется. Мы поначалу мучаемся — хочется дать, но больше хочется не давать. Человек так устроен — он старается свои страдания минимализировать. И потому мы учимся не давать, не страдая. Для этого нужно ожесточить свое сердце, закрыть его, чтобы никто до него достучаться не мог. «Никто» — не только люди, но и Бог. Ведь отчего человек страдает? Оттого, что совесть его укоряет. А это не только совесть, но и Ангел-хранитель, и Сам Господь, Который стучится в сердце. И для того, чтобы не дать чего-то кому-то, человек должен научиться не слышать Бога, не реагировать на Его призыв.

Сребролюбие — это и есть грех недоверия Богу. Почему человек так лихорадочно хочет что-то стяжать? Потому что в этом полагает надежду на свое благополучие. Пока человек не надеется на имение, а надеется на Господа, он Им по жизни и ведом. А когда человек ставит во главу угла имущество, имение, то тогда все кардинально меняется, тогда он постепенно становится чужим Богу.

— А как бороться со сребролюбием? Ведь в той или иной степени оно живет в сердце каждого из нас…

— Господь об этом заботится, причем самыми разными способами. Вот мы потеряли кошелек с деньгами — это средство побороть свое сребролюбие. Вместо того, чтобы метаться и переживать по этому поводу, надо сказать: «Ну что ж, Бог учит меня безболезненно расставаться с деньгами». Если приходится отдавать что-то, что нам самим бы пригодилось, значит, Господь нас учит и любви, и подавлению страсти сребролюбия.

Вообще, когда человек начинает что-то отдавать, постепенно у него вырабатывается навык к этому, очень важный. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если тяжело отдавать нужное, то надо начать отдавать хотя бы то, что не нужно. И навык начнет вырабатываться, постепенно приучишься и делиться последним. Но важно в этом случае, отдавая ненужное, не говорить о себе: какой же я хороший, остановлюсь-ка на этом, пожалуй! Есть среди российских чиновников люди — не буду говорить, что все, — которые привыкли брать. И когда им нужно что-то отдать, с ними начинает твориться невообразимое — ломка, как у наркомана. Приходилось наблюдать чувство глубочайшего недоумения на их лицах в такой момент: Как так! Отдавать?! Причем отдавать не для того, чтобы получить, а просто так. И многие оказываются к этому неспособными. Правда: все дело — в навыке.

Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Беседовала Наталья Волкова

Что психология говорит о материализме и праздниках

Примечание репортеров/редакторов/продюсеров: Следующая статья была подготовлена ​​Американской психологической ассоциацией. Вы можете перепечатать его полностью или частично. Мы только просим вас указать APA в качестве источника. У нас также есть фотография Кассера для перепечатки.

Были бы праздники такими же, если бы не материализм? Что значит быть материалистом в современном обществе потребления и обязательно ли это плохо? Психологи провели исследование, которое помогло ответить на эти и многие другие вопросы.

Тим Кассер, доктор философии , профессор психологии Нокс-колледжа в Гейлсберге, штат Иллинойс, специализирующийся на материализме и благополучии. Среди многочисленных статей и книг Кассера — «Высокая цена материализма», опубликованная в 2002 году, и «Психология и культура потребления» в 2004 году. Кандидат психологических наук Университета Рочестера.

APA недавно задал Кассеру следующие вопросы:  

APA: Что значит быть материалистом и почему его обычно рассматривают в негативном свете? Почему одни люди материалистичны, а другие нет?

Кассер: Быть материалистом означает иметь ценности, которые отдают относительно высокий приоритет зарабатыванию больших денег и обладанию большим имуществом, а также имиджу и популярности, которые почти всегда выражаются через деньги и имущество.

Я думаю, что материализм рассматривается в негативном свете, потому что у людей может быть неприятный опыт общения с материалистичными людьми. Из исследований мы знаем, что материализм, как правило, связан с более конкурентным, манипулятивным и эгоистичным отношением к другим, а также с меньшей эмпатией. Такое поведение обычно не одобряется средним человеком, хотя оно поощряется некоторыми аспектами нашей капиталистической экономической системы.

Исследования выявили два набора факторов, которые приводят людей к материалистическим ценностям. Во-первых, люди становятся более материалистичными, когда они получают сообщения о том, что такие занятия важны, будь то через их родителей и друзей, общество или средства массовой информации. Во-вторых, и несколько менее очевидно: люди более материалистичны, когда чувствуют себя неуверенно или им угрожает опасность, будь то из-за отказа, экономических страхов или мыслей о собственной смерти.

APA: Как средства массовой информации, особенно социальные сети, повлияли на материализм в современном мире?

Kasser: Исследования показывают, что чем больше люди смотрят телевизор, тем более материалистичными становятся их ценности. Вероятно, это потому, что и шоу, и реклама посылают сообщения о том, что счастливые, успешные люди богаты, имеют хорошие вещи, красивы и популярны. Следует помнить, что, по крайней мере в США, подавляющее большинство средств массовой информации принадлежит нескольким коммерческим корпорациям, которые зарабатывают деньги на продаже рекламы, а цель рекламы — продавать товары.

Исследование, которое я недавно опубликовал вместе с психологом Джин Твендж, отслеживало, как материализм изменился у старшеклассников США за несколько десятилетий, и связывало эти изменения с национальными расходами на рекламу. Мы обнаружили, что степень, в которой класс старшеклассников данного года заботился о материалистических занятиях, можно было предсказать на основе того, какая часть экономики США приходилась на расходы на рекламу и маркетинг — чем больше реклама доминировала в экономике, тем более материалистичной была молодежь. были.

Одно исследование американской и арабской молодежи показало, что материализм становится выше по мере увеличения использования социальных сетей. Полученные данные показывают, что, как использование телевидения связано с большим материализмом, так и использование социальных сетей. Это имеет смысл, так как большинство сообщений в социальных сетях также содержат рекламу, благодаря которой компании, работающие в социальных сетях, получают прибыль.

APA: В чем разница между крайним материализмом и навязчивым покупателем? Может ли материалистичный человек стать навязчивым покупателем?

Кассер: Материализм связан с ценностями и стремлением к деньгам, имуществу и тому подобному. Компульсивное потребление — это когда человек чувствует себя неспособным контролировать желание потреблять, часто потому, что он или она пытается заполнить какую-то пустоту или преодолеть тревогу. Материализм и компульсивное потребление связаны друг с другом. В недавнем метаанализе связи между материализмом и благополучием людей мы обнаружили, что корреляция между материализмом людей и тем, насколько они сообщают о проблемах с компульсивным потреблением, была сильной и последовательной во многих исследованиях.

Хотя материализм и является фактором риска компульсивного потребления, это не одно и то же. Другой психолог, Мириам Татцель, предполагает, что некоторые материалисты «расходятся» со своими деньгами, а некоторые — «туго». Оба типа людей заботятся о деньгах и имуществе, но распущенный материалист будет тратить, тратить и тратить, тогда как скупой материалист будет больше похож на Скруджа или Сайласа Марнера, пытающихся накопить богатство.

APA: Какие могут быть положительные стороны материализма?

Kasser: Из литературы мы знаем, что материализм связан с более низким уровнем благополучия, менее просоциальным межличностным поведением, более экологически разрушительным поведением и худшими академическими результатами. Это также связано с большим количеством проблем с расходами и долгами. С моей точки зрения, все это негативные последствия.

Но с точки зрения экономической/социальной системы, которая опирается на расходы, обеспечивающие высокий уровень прибыли для компаний, экономический рост для страны и налоговые поступления для правительства, потребление и чрезмерные расходы, связанные с материализмом, можно рассматривать как позитив.

APA: Что говорят психологические исследования о связи материализма со счастьем?

Kasser: Связь между материализмом и благополучием является самым давним направлением исследований в литературе по материализму. Мои коллеги из Университета Сассекса и я недавно опубликовали метаанализ, который показал, что отрицательная связь между материализмом и благополучием сохраняется во всех видах мер материализма, типах людей и культурах. Мы обнаружили, что чем более высоко люди придерживались материалистических ценностей, тем больше они испытывали неприятных эмоций, депрессии и беспокойства, тем больше они сообщали о проблемах с физическим здоровьем, таких как боли в животе и головные боли, и тем меньше они испытывали приятных эмоций и были удовлетворены своей жизнью.

Наиболее распространенное объяснение того, почему благосостояние ниже, когда материализм высок, касается психологических потребностей. В частности, материалистические ценности связаны с образом жизни, который относительно плохо справляется с удовлетворением психологических потребностей, чтобы чувствовать себя свободным, компетентным и связанным с другими людьми. Когда люди не удовлетворены своими потребностями, они сообщают о более низком уровне благополучия и счастья, а также о большем дистрессе.

APA: Как религиозная вера влияет на материализм, особенно во время праздников?

Kasser: Пара исследований показала, что негативная связь между материализмом и благополучием еще сильнее проявляется у религиозных людей. Вероятно, это происходит из-за конфликта между материалистическими и религиозными устремлениями. То есть исследования того, как устроены ценности людей, показали, что одни цели легко преследовать одновременно, а другие находятся в напряжении или конфликтуют друг с другом. Например, относительно легко сосредоточиться на целях, связанных с деньгами, и в то же время сосредоточиться на целях, связанных с имиджем и популярностью, поскольку все эти цели связаны и способствуют друг другу. Исследование показывает, что существует противоречие между материалистическими целями и религиозными устремлениями, как это уже давно предполагали Иисус, Мухаммед, Будда, Лао-Цзы и многие другие религиозные мыслители. Кажется, что попытки преследовать материальные и духовные цели вызывают у людей конфликты и стресс, что, в свою очередь, снижает их благополучие.

Одно исследование показало, что это происходит и во время Рождества. Мы с психологом Кеном Шелдоном совместно провели исследование, которое показало, что чем больше люди сосредотачивают свой праздничный сезон на материалистических целях, таких как расходы и получение, тем меньше они сосредоточены на духовных целях. Мы также обнаружили, что люди сообщали о «более веселом» Рождестве, когда духовность была значительной частью их праздника, но сообщали о более низком самочувствии в связи с тем, что в празднике преобладали материальные аспекты.


С Kasser можно связаться по электронной почте или по телефону (309) 341-7283.

Американская психологическая ассоциация в Вашингтоне, округ Колумбия, является крупнейшей научной и профессиональной организацией, представляющей психологию в Соединенных Штатах. В состав АРА входят около 130 000 исследователей, преподавателей, клиницистов, консультантов и студентов. Благодаря своим подразделениям в 54 областях психологии и связям с 60 ассоциациями штатов, территорий и провинций Канады АПА работает над созданием, распространением и применением психологических знаний на благо общества и улучшения жизни людей.

7 причин, по которым люди становятся одержимыми материальными благами

На этом веб-сайте мы определяем суть минимализма как простой, качественной жизни, сосредоточенной на получении ярких впечатлений и чувстве истинного удовлетворения. Тем не менее, желание жить таким образом не только для минималистов. Вполне вероятно, что большинство людей на Земле хотят того же для себя. Итак, как материализм и потребительство влияют на мысли и действия людей? В этой статье мы рассмотрим 7 причин, по которым люди становятся одержимыми материальными благами . Давайте углубимся.

Что такое одержимость?

Итак, что мы имеем в виду, когда используем слово « одержимый » в отношении материальных вещей?

Ну, вот что Оксфордский словарь (через Lexico ) говорит:

Занимать или заполнять ум кого-то или чего-то постоянно, навязчиво и до тревожной степени.

Интересно, что слово одержимый лингвистически связано с такими словами, как одержимость – да, злой дух! Отсюда и название этой статьи.

Короче говоря, мы считаем, что одержимость материальными благами означает, что наши мысли и мотивы сосредоточены на материальных вещах . Это включает в себя мотивацию людей делать это, например, усердно работать и достигать определенных целей — в конечном итоге делать это за деньги и иметь вещи.

Определение материальных ценностей…

Хотя некоторые примеры материальных владений довольно очевидны, мы хотим пояснить, что материальные владения охватывают больше, чем просто объект .

Вот несколько примеров того, что мы считаем материальным имуществом:

  • Одежда, мебель, аксессуары и автомобили : Это то, о чем думает каждый, когда слышит термин «материальное имущество». Это, конечно, то, что есть, но есть еще кое-что.
  • Проживание в определенных районах: По факсу, а также проживание в определенных типах домов. Жизнь в определенном районе означает, что вы «добились успеха» для некоторых людей или что вы ниже определенной социальной касты.
  • Путешествие в определенные места : Это не является материальным достоянием само по себе, но путешествие в определенные модные места или в «богатых» отелях, безусловно, стоит больших денег и лишают того, что путешествие действительно должно быть.
  • Участие в некоторых школах, клубах и мероприятиях : Это касается нас и детей. Говорим ли мы о работе, колледже, частной подготовительной школе, загородных клубах или множестве мероприятий, таких как свадьбы и вечеринки, существует множество социальных факторов, которые могут повлиять на наш выбор в этих областях.
  • Общий образ жизни : Это может включать в себя все, что угодно, от еды в ресторанах, владения несколькими домами, найма помощников по дому (поваров, уборщиков, нянь) и целого ряда других повседневных дел, на которые мы тратим свое время.

Мы могли бы продолжать и продолжать, но существует поистине бесчисленное множество анекдотических случаев, которыми мы все можем поделиться.



СКАЧАТЬ PDF БЕСПЛАТНО!



7 причин, по которым люди становятся одержимыми материальными благами

Теперь, когда все это определено, давайте рассмотрим 7 причин, по которым мы чувствуем, что люди становятся одержимыми материальными благами :

  1. Повышение самооценки возраст.
  2. Ожидая, что материальные блага повысят их социальный статус.
  3. Соревнование среди семьи, друзей и сверстников.
  4. Делать покупки и покупать вещи — это кайф.
  5. Думая, что имущество принесет им счастье.
  6. Влияние семьи, наставников и окружения в первые годы жизни.
  7. Преодоление или борьба со страхом собственной смертности.

Прокрутите ниже, чтобы узнать больше о каждой из этих категорий и о некоторых причинах, лежащих в их основе!

Причина №1: Улучшение самооценки

Почти все мы заботимся о том, как нас видят другие люди.

Многие из этих беспокойств здоровы и нормальны, например, желание, чтобы другие считали нас заслуживающими доверия, заботливыми или хорошими людьми. Конечно, что действительно важно, так это то, что мы на самом деле и есть эти штуки.

Многие люди заботятся о менее здоровых аспектах своей самооценки. Мы хотим, чтобы нас считали крутыми, модными, богатыми, успешными и всеми остальными нюансами, которые с ними связаны.

Ожидается, что в погоне за этим представлением о себе некоторые люди станут одержимы материальными благами . Например:

  • Покупка автомобиля люксовой марки , когда достаточно более «нормальной» марки или того, что действительно доступно.
  • Покупка брендовой одежды исключительно по причине репутации бренда. Например, покупка ремня за 300 долларов, когда модель за 40 долларов работает так же хорошо.
  • Покупки в «модных» (но более дорогих) магазинах для поставок, таких как продукты, для имиджа себя, который он якобы приносит, когда в обычных магазинах есть что предложить за меньшие деньги. Имен не называю, но наверняка у вас есть свои идеи!
  • Общение в дорогих клубах, барах, ресторанах и экзотических местах очень дорого. Настоящая проблема возникает, когда человек тратит намного больше денег, чем он должен, чтобы посетить эти места.
  • Копить деньги вместе, чтобы жить в более престижном районе , — это распространенный способ, которым люди попадают в ловушку, желая, чтобы их считали «успешными», особенно в районах с высокой арендной платой, таких как Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско и другие крупные города. Не придираюсь к ним — они прекрасны и удивительны по-своему. Однако, если вы не можете ответственно позволить себе жить там, это будет огромной ошибкой.

Эти примеры идут рука об руку с нашим следующим пунктом….

Читать дальше: Как я могу быть минималистом в одежде? 10 лучших минималистских советов по гардеробу

Причина № 2: Ожидание того, что материальные ценности повысят социальный статус

Люди по своей природе социальные существа (через NCBI). Мы ничего не можем с этим поделать — так мы устроены и так мы жили с племенных эпох прошлого. При общении в группах обычно возникает социальная иерархия , независимо от географического положения, демографических данных или периода времени.

Во многих случаях социальная иерархия служит цели . Согласно этой публикации Science Direct, социальная иерархия естественным образом возникает как у людей, так и у животных, чтобы обеспечивать определенный порядок, ранжирование, разрешение конфликтов и организацию . Короче говоря, социальные иерархии, с психологической точки зрения, предназначены для того, чтобы избежать хаоса в своей основе.

Конечно много нюансов и факторов , которые вступают в игру благодаря нашей совести и более высоким когнитивным способностям. Люди в наше время понимают, что командная работа, социальное равновесие, добрые намерения, заслуги, помощь другим и интеллект также являются решающими факторами того, где кто-то «падает» в иерархии.

Вот одна цитата из « Neuroimaging Investigations of Social Status and Social Hierarchies », которую стоит отметить: сверстников, тем самым обеспечивая мотивацию для выполнения различных действий.

Мы считаем, что это основное объяснение того, почему некоторые люди становятся одержимыми материальными благами — они на самом деле одержимы тем, где они находятся в воспринимаемой социальной иерархии .

Возвращаясь к предыдущему, материальная собственность может включать выбор образа жизни, районы, в которых мы живем, куда мы ходим, чем мы занимаемся и членство в клубе или группе в дополнение к обычной собственности. Возможно, вы думаете о людях, которых вы знаете, которые воплощают этот образ мышления в терминах этих пунктов…

Читать далее: Как начать вести минималистский образ жизни? 6 простых шагов и ответы на вопросы


ПАРТНЕРСКАЯ АКЦИЯ

11 285 отзывов

Puracy Natural Everyday Household All Purpose Cleaner, 99,96% чистящий спрей на растительной основе,. ..

  • Лучшее универсальное чистящее средство — The New York Times
  • Более 10 миллионов проданных товаров: гарантированно безопасно и тщательно очищает любые изделия из нетканых материалов поверхность без…
  • 7 лет оптимизации на основе отзывов клиентов: формула на растительной основе разработана докторами наук…
  • Использование на любой поверхности в вашем доме: блестящие результаты без остатка на кухонных столешницах,…
> >ПОСМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ЗЕЛЕНОГО ДОМА
<<

Причина № 3: Конкуренция среди семьи, друзей и коллег

Вы, наверное, уже слышали выражение « Идти в ногу с Джонсами ». Благодаря Википедии мы узнали, что это выражение происходит из одноименного комикса, который был опубликован в 1913 Артура Р. Моманда.

Короче говоря, сюжет комикса сосредоточен вокруг семьи, которая изо всех сил пытается не отставать от своих соседей («Джонсы») различными социальными и экономическими способами .

Подавляющее большинство из нас в какой-то момент стали жертвами менталитета «идти в ногу с Джонсами». Этот эффект может иметь место в отношении наших соседей, а также друзей, коллег, родственников и многих других членов нашего сообщества . Эффект проявляется даже в приложениях для социальных сетей, таких как Instagram, где мы пытаемся быть больше похож на инфлюенсеров и знаменитостей .

Конкуренция между нами и людьми, которых мы знаем, может влиять на многие решения, которые мы принимаем.

В прошлом году наш брат или сестра отправились в три экзотических отпуска со своей семьей? Мы хотим испытать то же самое на себе.

Соседи делают ремонт снаружи своего дома. Угадайте, кто сейчас думает о том, сколько будет стоить их апгрейд?

Наш близкий друг покупает немецкий спортивный автомобиль. Наш надежный седан 10-летней давности, который мы обычно любим, по сравнению с ним ведет себя как автомобиль Playskool.

Мы могли бы продолжать и продолжать, но вы поняли: конкуренция среди наших сверстников может сделать нас еще более одержимыми материальными благами , чтобы чувствовать себя достаточно хорошими, достойными или даже лучше, чем наши сверстники .

Читать далее: Минимализм для богатых? 5 распространенных мнений и наших честных мыслей0086

Для некоторых из нас поход по магазинам — это кайф. Для других покупка новых вещей является зависимостью .

Многим людям нравится покупать новые вещи . Возникает желание чего-то нового — возможно, брат или сестра покупает новую машину, или мы видим, как влиятельный человек в социальных сетях представляет новый бренд. Решаем — у нас тоже должен быть такой.

Волнение охватывает нас, когда мы просматриваем Интернет или направляемся в магазин. Мы, наконец, покупаем «вещь», и это здорово. Ажиотаж из-за новизны нашей новой покупки . Мы наслаждаемся поездкой на этой машине или надеваем наши новые украшения на вечеринку.

Затем происходит неизбежное. Эта машина теряет свой блеск. Наша новая рубашка лежит в шкафу неделями. Никто больше не пользуется этой горячей ванной!

Так же быстро, как и пришло, ажиотаж, который мы получили от покупки чего-то нового, прошел . Мы возвращаемся в исходное состояние… то есть до тех пор, пока у нас не возникнет желание купить еще одну новую вещь.

Этот процесс называется Гедонистическая адаптация — также известный как «гедонистическая беговая дорожка» — и никто не является исключением. Есть две причины, почему с гедонистической адаптацией так сложно иметь дело:

  1. Она случайна. Мы не можем контролировать , когда нас поразит желание делать покупки, и , откуда исходит влияние .
  2. Чувства трудно игнорировать . Требуется серьезная дисциплина — как с точки зрения борьбы со своими чувствами, так и с точки зрения составления бюджета — чтобы не поддаваться, когда нас охватывает желание сделать покупки.

Хорошие новости? Первые шаги — просто осознавать наши побуждения и наблюдать за нашими чувствами . Когда мы осознаем это, мы начинаем отделять себя от него. Мы должны контролировать себя.

Далее мы рекомендуем настроить бюджет и твердо его придерживаться!

Читать далее: Вещи, которыми должен владеть минималист: наш список из 111 предметов

Причина № 5: Ожидание, что материальные ценности принесут нам счастье0086

Ах, погоня за счастьем. Все мы хотим быть счастливыми, но как? Вот некоторые мысли, которые в какой-то момент посещали большинство из нас…

» Как только я получу большое повышение, ТОГДА я буду счастлив. «До тех пор мы считаем, что не можем быть такими же счастливыми.

Как только мы купим дом, ТОГДА мы сможем по-настоящему наслаждаться. «На данный момент любое счастье, которое мы чувствуем, просто не так хорошо, как могло бы быть.

» Как только я найду партнера, ТОГДА я буду чувствовать себя полным. «А пока мы просто будем с нетерпением ждать их появления.

Видите здесь закономерность? Мы часто связываем свое счастье с какими-то внешними обстоятельствами .

Одержимость материальными вещами ничем не отличается. Если мы не чувствуем себя удовлетворенными жизнью, может быть легко связать это с чем-то, чего мы считаем недостающим: лучшей машиной, большим заработком, новой одеждой, большим домом, дорогими поездками, определенным типом жизни. Социальная группа, вы называете это.

Не верите? Ознакомьтесь с этой статьей с Журнал Time о депрессии и тяжелом негативе, который испытывают многие люди, когда выигрывают в лотерею огромную сумму денег.

Если вы откладываете ощущение счастья до тех пор, пока не выпадет «большой билет», у нас для вас плохие новости — это еще не все.

Есть даже такое выражение: « Проклятие лотереи ».

Конечно, здоровый, уравновешенный человек может совершать великие дела и радоваться жизни своим выигрышем. Ирония в том, что — этим людям не обязательно выигрывать в лотерею, чтобы быть счастливыми!

Если вам интересно узнать, как быть счастливым без зависимости от внешних сил, я рекомендую вам ознакомиться с выступлением Дэна Гилберта на TED под названием « Удивительная наука о счастье ».

Читать дальше: Что вы можете сделать бесплатно на улице? 10 бесплатных или дешевых мероприятий на свежем воздухе

Причина № 6: влияние старших и наставников в раннем возрасте

Многие из нас становятся одержимыми материальными благами, как мы их определили, в первые годы нашего становления . Это не всегда выглядит так, как мы ожидаем.

Типичными примерами могут быть наши родители, ожидающие, что мы будем посещать определенную школу, иметь определенного типа друзей и получать определенную работу. Окружающие нас старейшины могут ожидать, что мы будем поддерживать определенное социально-экономическое положение и производить впечатление на других с помощью материальных средств.

Возможно и обратное.

Те из нас, кто вырос в бедности, скорее умрут, чем будут жить так, как жили в детстве . Некоторые люди в детстве испытывают стыд, вину и смущение из-за отсутствия средств к существованию и не хотят ничего, кроме как преодолеть бедственное положение своих родителей, которое проявляется во многих формах. Несмотря ни на что, мы никогда не будем жить так, как «, что ».

Многие известные музыканты и спортсмены могут быть отнесены к этой категории – их стремление преодолеть свои обстоятельства или семейный имидж в ранние годы – это то, что движет ими к успеху – и показывают , что успех достигается и за счет материальных средств.

Независимо от того, намеренно ли наши родители ведут нас по пути материализма или косвенно, своими собственными действиями, наши ранние годы безусловно играют роль в нашем материализме и потребительстве.

Читать далее: Самые популярные подержанные товары: наш список 10 лучших вещей, которые можно купить подержанные

Причина № 7: Борьба со страхом собственной смертности

Время немного темнеть. Все наше время в этом мире ограничено. Отличный эквалайзер — никто не освобожден, и избежать этого невозможно .

Тем не менее, некоторые из нас изо всех сил пытаются бороться с этим фактом. Один из способов сделать это — стать чрезвычайно привязанными к тому, что у нас есть в этой жизни. Сюда входит привязанность к материальным вещам .

Если мы заработаем достаточно денег, достигнем определенного статуса или будем обладать всевозможными материальными вещами, возможно, мы сможем забыть о конечности жизни. Возможно, мы сможем взять эти вещи с собой в загробную жизнь!

Люди думали так тысячелетиями. Фараонов часто хоронили вместе с их богатствами в Древнем Египте. Подобная практика была распространена на скандинавских похоронах.

Добавить комментарий