Подготовка к ЕГЭ, вариант 8
Категория: Русский язык.
Подготовка к ЕГЭ, вариант 8
ВАРИАНТ 8
Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) дАвнишний 2) упрочЕние 3) прИданое 4) шАрфы
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска.
2) На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.
3) В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.
4) Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжь на спину 3) знаменитые профессора
2) в боку 4) красивейший
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь автомобильными справочниками,
1) требуется много времени на ремонт машины.
2) вы можете самостоятельно отремонтировать свою машину.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) ваша машина всегда будет в отличном состоянии.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
3) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
1) Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.
3) Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах.
4) По слухам, которые иногда доходили до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.
(1). . . . (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6). . . . оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Что такое конвекция?
2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?
3) Когда наступают осенние заморозки?
4) Осень – пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Именно 3) Кроме того,
2) Наоборот, 4) Также
А9. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?
1) день теряет
2) тепло теряет
3) корни могут промёрзнуть
4) они не укрыты снегом
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) сложноподчинённое
2) сложносочинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3)
1) деепричастие 3) краткое прилагательное
2) глагол прошедшего времени 4) краткое причастие
А12. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ (предложение 4).
1) планета 2) почва 3) суша 4) страна
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется одна буква Н?
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ц. . нтральный, напр. . вление, игн. . рировать
2) те. . тральный, дост. . яние, сем. . нар
3) сопост. . вление, увл. . каться, уст. . ревший
4) ре. . листический, провозгл. . шать, прил. . жение
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) без. . скусный, без. . нициативный, супер. . гра
2) пр. . страстный, пр. . тормозить, пр. . вышение (скорости)
3) бе. . перспективный, в. . помнить, неи. . бежность
4) с. . причастность, пр. . контролировать, под . . брать
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) предъявля. . шь, воссоздава. . мый
2) загон. . шь, просмотр. . нный
3) напил. . шь, закле. . вший
4) свер. . шь, укороч. . нный
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. расклан. . ться
Б. глянц. . вый
В. выращ. . вать
Г. ткан. . вый
1) Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, но быстрой речки.
3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.
4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Савинов зажёг несколько свечей ( ) и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья ( 4) и неподвижно устремив глаза свои в траву. . .
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 4
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены. )
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Берестяные грамоты Новгорода – бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.
1) 1 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4
Прочитайте текст.
На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.
А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.
2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.
3) Обмен информацией между людьми – главный двигатель прогресса.
4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди – люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
(29)Самое надёжное в нашем мире – это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941г. ) – академик РАО
А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Отряд «Центроспас» располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, что позволяет эффективно проводить аварийные работы.
2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование,
3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.
4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.
2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.
3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.
4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.
А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.
1) 5 2) 7 3) 14 4) 27
Часть 2
В1. Из предложений 14-15 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом
В2. Из предложений 1-5 выпишите все союзы.
В3. Из предложения 27 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 13-18 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное(-ые) безличное(-ые). Напишите номера всех этих сложных предложений.
В5. Среди предложений 1-9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 5-13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 14 – 17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, форм слова и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
В8. «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как ______ (предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как _____ (в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как _________ (предложения 23-25) и __________ (предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».
Список терминов:
1) сравнение
2) термин
3) парцелляция
4) цитирование
5) риторический вопрос
6) эпитет
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряд однородных членов
9) гипербола
Часть 3
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Л. В. Кузьмина, МБНОУ лицей № 22, г. Белово, Кемеровская область
Метки: Русский язык
Контрольные измерительные материалы по русскому языку в формате ЕГЭ
Контрольные измерительные материалы
единого государственного экзамена 2015 года
по русскому языку
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В наши дни сохранение природного окружения стало одной из самых главных задач общества. (2)Ненарушенные ландшафты становятся огромной ценностью, и о них заговорили как о величайшем достоянии, как о природном наследии человечества. (3) крайне важно помнить, что вступление в права наследования предполагает не только обладание этим достоянием, но и заботу о его сохранении.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Человек забывает, что вступление в права наследования предполагает не только обладание каким-либо достоянием.
2) В наши дни о ненарушенных ландшафтах заговорили как о наследстве, передающемся из поколения в поколение.
3) Сохранение ландшафтов — природного наследия человечества — одна из самых главных задач современного общества.
4) Вступление в права наследования предполагает не только обладание определённым достоянием: полученное наследство необходимо сохранять и приумножать.
5) Одной из самых главных задач современного общества является сохранение ландшафтов — природного наследия человечества.
Ответ:_________________________________
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Потому что
Таким образом,
Поэтому
Вопреки этому
Лишь
Ответ:___________________________________
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ПРАВО. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ПРА́ВО, -а, мн. права, прав, правам, ср.
1. ед. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Конституционное, гражданское, избирательное, трудовое, семейное, уголовное п. Лекции по древнерусскому праву. Обычное п. (в дофеодальном и феодальном обществе: совокупность традиционно сложившихся неписаных правил поведения, санкционированных государством).
2. Охраняемая государством, узаконенная возможность что-н. делать, осуществлять. Права и обязанности граждан. Восстановить в правах кого-н. П. голоса. Права человека (права личности, гражданские, политические и социально-экономические права и свободы: право на жизнь, на свободу и неприкосновенность личности, на равенство всех перед законом, право на труд, на социальное обеспечение, на отдых, на образование и др.).
3. Возможность действовать, поступать каким-н. образом. П. контроля. Иметь п. на что-н. П. требовать что-н.
4. Основание, причина. Он не имеет права говорить со мной таким тоном. С полным правом могу так сказать. По какому праву? (на каких основаниях?).
5. мн. Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. Водительские права. У шофёра отобрали права.
Ответ:____________________________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Алкоголь
инженЕров
надОлго
лЮдям
все цЕлы?
Ответ:____________________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
СЫТНЫЙ тётушкин суп понравился всем детям.
Он был СКРЫТНЫМ человеком и никому не доверял своих секретов.
На краю города сохранился старый ЯБЛОЧНЫЙ сад с раскидистыми деревьями.
Выступление юного скрипача было настолько ЭФФЕКТНЫМ, что публика аплодировала стоя.
Ответ:_____________________________________
6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
по ИХ желанию
в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ПРОПОЛОЩИ бельё
пара БОТИНОК
Ответ:__________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Развивая силу воли, на меня влияли разные обстоятельства. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Учёные сравнивают и наблюдают за жизнью животных. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Все, кто побывали на спектакле, были в полном восторге от игры актёров. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Антон относился к тем людям, не осознавая этого, которые всегда плачут. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложений с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
изгот..вление
ф..лология
расст..лать
пол..жение
опр..делить
Ответ:___________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..размерный, ра..колоть;
об..ективный, в..южный;
пр..слониться, пр..ключение;
пр..родина, нед..еденный;
с..змала, за..скриться.
Ответ:_____________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
влюбч..вый
подмиг..вавший
удоста..вавший
рул..вой
отча..ться
Ответ:____________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
слыш..мый
движ..мый
заед..шь
высуш..шь
загон..шь
Ответ:________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не)исследованной местности.
До нас (не)долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не)вправе
Наказывать солдат было (не)за что.
Ответ:________________________________
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ рождественских каникул наша так называемая детская ТО(ЖЕ) была очень нарядной.
Художник твёрдо решил посвятить себя гравюре, которая ТАК(ЖЕ), как книга, может прийти в любой дом, ЧТО(БЫ) рассказать каждому о мыслях и чувствах мастера, создавшего её.
Я думал, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родители.
От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь весь отпуск в засаде, а так и не попробуешь необыкновенной дичи.
(С)НАЧАЛА дерево пускает корни, а потом уже растет (В)ВЕРХ.
Ответ:_________________________________
14.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.
Все стены кабинета украше(1)ы резными панелями, золочё(2)ым орнаментом и зеркалами, которые расширяют пространство, придавая ему неопределё(3)ость.
Ответ:_________________________________
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
Ответ:_________________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.
Ответ:_________________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После открытия второго и третьего спутников Плутона астрономы впервые выдвинули гипотезу, что вокруг этой удалённой от Земли планеты (1) может быть (2) тонкое пылевое кольцо. Оно (3) по мнению учёных (4) могло сформироваться из частиц, выброшенных на орбиту в результате столкновений этих спутников с астероидами.
Ответ:_________________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На протяжении многовекового пути развития искусства батика (1) мастера-гравёры отбирали и отшлифовывали узоры (2) главным мотивом (3) которых (4) становились цветы и листья.
Ответ:_________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.
Ответ:_________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20- 25
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.
(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.
(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств, (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.
(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.
(29)Самое надёжное в нашем мире — это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Отряд «Центроспас» располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, что позволяет эффективно проводить аварийные работы.
2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование.
3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.
4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.
5) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения.
21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) 10—13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.
2) Предложения 29—30 содержат описательный фрагмент.
3) В 15—16 предложениях текста представлено рассуждение.
4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.
5) Преобладающий тип текста—описание.
22. Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.
23. Среди предложений 14—17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, форм слова и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
24. «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)_____ (предложения 16-18). Необходимость воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)_____ (в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)_____ (предложения 23—25) и (Г)_____ (предложения 27—28), помогает подвести итог авторским размышлениям».
Список терминов:
1) сравнение
2) термин
3) парцелляция
4) цитирование
5) риторический вопрос
6) эпитет
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряд однородных членов
9) гипербола
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
А | Б | В | Г |
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ
Основные проблемы | Позиция автора |
1. Проблема человеческой силы и слабости. (В чём проявляется сила и слабость человека?) | 1. Слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила — в великодушии и благородстве. |
2. Проблема отбора людей в армии спасения. (Какими качествами должны обладать работники армий спасения?) | 2. Кроме хорошей физической подготовки и крепкого здоровья спасателям необходимы такие качества, как доброта и терпимость. |
3. Проблема воспитания культуры. (Почему необходимо воспитывать в человеке культуру?) | 3. Воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, оно избавляет человека от тех качеств, которые препятствуют достижению совершенства в мастерстве, прочному долговременному успеху. |
4. Проблема противостояния человеческого благородства и жестокости. (Способно ли благородство противостоять злу?) | 4. Благородство зиждется на силе духа, поэтому именно за человеческим благородством всегда остаётся победа. |
№ п/п | Правильный ответ |
---|---|
1 | 35 |
2 | поэтому |
3 | 3 |
4 | алкоголь |
5 | яблоневый |
6 | две тысячи |
7 | 21537 |
8 | изготовление |
9 | прислониться приключение |
10 | рулевой |
11 | заедешь |
12 | неисследованной |
13 | сначала вверх |
14 | 12 |
15 | 35 |
16 | 3 |
17 | 34 |
18 | 2 |
19 | 1234 |
20 | 25 |
21 | 134 |
22 | слабаки |
23 | 15 |
24 | 4873 |
Психология аморального (и противоправного) поведения
Когда я рассказываю о лжецах и аферистах аудитории, занимающейся вопросами безопасности, я подчеркиваю, что наша традиционная ориентация на безопасность — на технические контрмеры — гораздо уже, чем могла бы быть. Использование морального, репутационного и институционального давления, вероятно, будет гораздо более эффективным для мотивации кооперативного поведения.
Эта история иллюстрирует суть. Речь идет о психологии мошенничества, «почему хорошие люди делают плохие вещи».
По ее словам, существует распространенное заблуждение, что в такие моменты, как этот, когда люди сталкиваются с этическим решением, они ясно понимают, какой выбор они делают.
«Мы предполагаем, что они видят этику и сознательно выбирают неэтичное поведение», — говорит Тенбрунсел.
Это, вообще говоря, и есть основа нашего неодобрения: Знали. Они решили поступить неправильно.
Но Тенбрунсель говорит, что мы часто слепы к этичности ситуации.
За последние пару десятилетий психологи задокументировали множество различных причин, по которым наш разум не может видеть то, что находится прямо перед нами. Они придумали концепцию под названием «ограниченная этичность»: это представление о том, что с когнитивной точки зрения наша способность вести себя этично серьезно ограничена, потому что мы не всегда видим этическую картину в целом.
Один небольшой пример: способ оформления решения. «То, как мне представляют решение, — говорит Тенбрунсел, — очень сильно меняет то, как я отношусь к этому решению, а затем, в конце концов, и к решению, к которому я прихожу».
По сути, утверждает Тенбрунсел, определенные когнитивные рамки делают нас слепыми к тому факту, что мы вообще сталкиваемся с этической проблемой.
Тенбрунсел рассказал нам о недавнем эксперименте, иллюстрирующем проблему. Она собрала две группы людей и предложила одной из них подумать о бизнес-решении. Другой группе было поручено подумать об этическом решении. Те, кого попросили обдумать деловое решение, составили в уме один контрольный список; те, кого просили подумать об этическом решении, генерировали другой мысленный контрольный список.
Затем Тенбрунсель попросила своих субъектов выполнить несвязанное задание, чтобы отвлечь их. Затем она предоставила им возможность обмануть.
Те, кто был когнитивно подготовлен к размышлению о бизнесе, вели себя радикально иначе, чем те, кто этого не делал, — независимо от того, кем они были и какое у них было моральное воспитание.
«Если вы обдумываете деловое решение, вероятность того, что вы солжете, значительно выше, чем если бы вы исходили из этических рамок», — говорит Тенбрунсель.
Согласно Тенбрунселу, бизнес-фрейм когнитивно активирует один набор целей — быть компетентным, быть успешным; фрейм этики запускает другие цели. И как только вы попадаете, скажем, в бизнес-рамку, вы действительно сосредотачиваетесь на достижении этих целей, а другие цели могут полностью исчезнуть из поля зрения.
Также:
Обычно, когда мы слышим о крупных мошенничествах, мы предполагаем, что преступники руководствовались финансовыми стимулами. Но психологи и экономисты говорят, что финансовые стимулы не полностью объясняют это. Их интересует другое возможное объяснение: люди совершают мошенничество, потому что люди нравятся друг другу.
Нам нравится помогать друг другу, особенно людям, с которыми мы себя идентифицируем. И когда мы помогаем людям, мы действительно не считаем то, что делаем, неэтичным.
В статье даже есть некоторые конкретные идеи по безопасности:
Теперь, если эти психологи и экономисты правы, если мы все способны вести себя глубоко неэтично, не осознавая этого, то наши рабочие места и правила плохо организованы. Они не предназначены для того, чтобы принимать во внимание когнитивно несовершенные человеческие существа, которыми мы являемся. Они не пытаются структурировать вещи вокруг наших слабостей.
Некоторые конкретные предложения по этому поводу находятся на столе. Например, мы знаем, что аудиторы развивают отношения с клиентами после многих лет совместной работы, и мы знаем, что эти отношения могут испортить их аудиты, даже если они этого не осознают. Поэтому есть предложение заставить предприятия менять аудиторов каждые пару лет, чтобы решить эту проблему.
Еще одно предложение: в начале каждого делового контракта должно быть помещено предложение, в котором прямо говорится, что ложь по этому контракту неэтична и незаконна, потому что такого рода утверждения поставят людей в надлежащую когнитивную структуру.
В том же духе несколько лет назад Росс Андерсон предложил, чтобы на веб-страницах банковских онлайн-счетов людей были размещены их фотографии, основываясь на исследовании, согласно которому сложнее совершить мошенничество против того, с кем вы идентифицируете себя как личность.
Две превосходные статьи по этой теме:
- Нина Мазар и Дэн Ариели, «Нечестность в повседневной жизни и ее последствия для политики», Журнал государственной политики и маркетинга , 2006, том. 25, № 1: 117-126.
- Нина Мазар, Он Амир, и Дэн Ариели, «Нечестность честных людей: теория поддержания самооценки», Журнал маркетинговых исследований , 2008, том. 45: 633-634.
Резюме второй статьи:
Нечестность играет большую роль в экономике. Причины (не)честного поведения, по-видимому, основаны частично на внешних вознаграждениях и частично на внутренних вознаграждениях. Здесь мы исследуем, как такие внешние и внутренние поощрения совместно приводят к (не)честности. Мы предлагаем и проверяем теорию поддержания я-концепции, которая позволяет людям в той или иной степени вести себя нечестно, тем самым извлекая выгоду из внешних преимуществ нечестности, сохраняя при этом положительное представление о себе как о честных личностях. Результаты показывают, что (1) при наличии возможности совершать выгодные нечестные поступки люди будут вести себя подобным образом; (2) степень нечестности в значительной степени нечувствительна ни к ожидаемым внешним выгодам, ни к издержкам, связанным с обманными действиями; (3) люди знают о своих действиях, но не обновляют свои представления о себе; (4) повышение осведомленности людей об их внутренних стандартах честности снижает их склонность к обману; и (5) увеличение «степеней свободы», которые люди должны интерпретировать свои действия, увеличивает их склонность к обману. Мы предполагаем, что нечестность, обусловленная поддержанием я-концепции, вероятно, будет преобладать в экономике, и понимание этого имеет важное значение для разработки эффективных методов сдерживания нечестности.
Тэги: мошенничество, психология безопасности, репутация
Опубликовано 30 мая 2012 г., 12:54 • 33 комментария
Исследование показало, что мозг воспринимает аморальные поступки как невозможные — ScienceDaily
Представьте, что вы проголодались на работе и видите шоколадку на столе коллеги. Почему бы просто не съесть его, пока ее нет в комнате?
Некоторые люди могут этого не делать, потому что знают, что это неправильно. Другие люди могут этого не делать, потому что это рискованно. Но новое исследование предполагает, что для большинства людей их немедленная реакция может состоять в том, что они думают, что это даже невозможно.
Исследование, проведенное в соавторстве с доцентом кафедры психологии Файри Кушман и Джонатаном Филлипсом, постдокторским научным сотрудником, работающим в лаборатории Кушмана, показало, что люди по умолчанию склонны рассматривать аморальные действия так, как будто они просто невозможны. Исследование описано в статье от 17 апреля, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .
«Когда люди делают что-то аморальное, они, как правило, говорят что-то вроде: «Нет, это не может быть правдой» или «Я не могу в это поверить», — сказал Филлипс. «Есть ощущение, что мозг относится к такого рода вещам так же, как он отреагировал бы, если бы кто-то сказал вам, что можно превратить вашу шляпу в шоколадный батончик или что-то столь же невозможное».
Возможно, у мозга есть веская причина реагировать таким образом, сказал Кушман.
«Мы думаем, что это действительно может помочь людям вести себя нравственно в реальном мире», — сказал он. «Возможно, легче поступать правильно, если ваш мозг устроен так, чтобы относиться к неправильным вещам… как если бы это было невозможно. Потому что, если бы вы признали, что что-то возможно, это могло бы показаться довольно заманчивым». морали, и более совещательный, который придерживается законов физики.
«Отчасти мы узнаем, почему люди называют вещи возможными или невозможными», — сказал Кушман. «Оказывается, мы не делаем этого, как ученый или философ, с целью быть совершенно точными в отношении мира. Таким образом, практический подход к принятию решений состоит в том, чтобы просто объявить все эти вещи невозможными и сосредоточиться только на наборе вещей, на которые стоит потратить свое время».
Чтобы проверить, как люди реагируют как на аморальные, так и на невозможные события, Кушман и Филлипс провели эксперимент с использованием онлайн-рынка труда Amazon Mechanical Turk.
Участникам были представлены сценарии, в которых человек сталкивается с проблемой, например, добраться до аэропорта после того, как его машина сломалась. Они увидели ряд потенциальных решений, которые были либо аморальными, например, ограбление кого-то, либо физически невозможными, например, превращение вашей шляпы в шоколадный батончик, и попросили оценить, является ли каждое из них «возможным» решением.
Хитрость, по словам Филлипса, заключается в том, что половина участников должна была ответить быстро — всего за 1,5 секунды, а другой половине было предложено подождать 1,5 секунды, прежде чем ответить.
Результаты были потрясающими: когда участникам дали больше времени на размышления, по словам Филлипса, четверть аморальных действий они назвали невозможными. Однако когда участникам давали меньше времени, целых половину называли невозможными.
«Если у людей будет время подумать об этом, они воспользуются своим хорошо сформированным, обоснованным пониманием того, что возможно, а что невозможно», — сказал Филлипс. «Но когда им нужно ответить быстро, у них нет на это времени, поэтому им приходится полагаться на эту стандартную идею о том, что что-то вообще может произойти».
Исследование поднимает множество дополнительных вопросов и может открыть дверь к новому пониманию того, почему некоторые люди постоянно совершают аморальные поступки.
«Одна из вещей, которую мы очень хотим изучить, — это люди с психопатическими наклонностями», — сказал Филлипс. «Они просто не заботятся о чем-то вроде воровства? Или они заботятся, но проблема в том, что они не могут выбросить это из головы, и в конце концов они ломаются. Возможно, они не покажут этого эффекта».
Исследование также предлагает одну возможную причину, по которой обращение к религии часто является успешной стратегией для тех, кто надеется бросить употреблять алкоголь или наркотики.
«Может быть, делая эти вещи аморальными, они говорят, что мы знаем, что вы этого хотите, но вы будете относиться к этому так, как будто вы не можете этого сделать», — сказал он.
«Но еще один вопрос, который мы хотим уточнить: не является ли это ужасным слепым пятном?» — добавил Кушман. «Если бы вы считали, что люди не могут совершать аморальные поступки, вас бы сразу не приняли за лоха?»
Истина, по словам Кушмана и Филлипса, может заключаться в том, что люди фактически переключаются между двумя системами оценки окружающего мира — одной, ограниченной моралью, и другой, которая позволяет нам рассматривать аморальное поведение других.
«Во-первых, вы используете, чтобы управлять своими действиями и думать о действиях тех, кто рядом с вами», сказал Филлипс.