Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков: «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор использует приём — (А) _____ (предложения 14—16). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру подчёркивает такое синтаксическое

Подготовка к ЕГЭ, вариант 8

Категория: Русский язык.

Подготовка к ЕГЭ, вариант 8

ВАРИАНТ 8

Часть 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дАвнишний 2) упрочЕние 3) прИданое 4) шАрфы

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска.

2) На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.

3) В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.

4) Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ляжь на спину 3) знаменитые профессора

2) в боку 4) красивейший

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь автомобильными справочниками,

1) требуется много времени на ремонт машины.

2) вы можете самостоятельно отремонтировать свою машину.

3) у меня возникло собственное решение проблемы.

4) ваша машина всегда будет в отличном состоянии.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

2) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.

3) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.

4) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.

2) Есть люди, которые с самого раннего детства несут на себе какой-то отпечаток избранности.

3) Железо входит в состав гемоглобина, который содержится в эритроцитах.

4) По слухам, которые иногда доходили до нас, Ольга стала успешной предпринимательницей.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1). . . . (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6). . . . оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Что такое конвекция?

2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

3) Когда наступают осенние заморозки?

4) Осень – пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Именно 3) Кроме того,

2) Наоборот, 4) Также

А9. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?

1) день теряет

2) тепло теряет

3) корни могут промёрзнуть

4) они не укрыты снегом

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3)

1) деепричастие 3) краткое прилагательное

2) глагол прошедшего времени 4) краткое причастие

А12. Укажите значение слова ЗЕМЛЯ (предложение 4).

1) планета 2) почва 3) суша 4) страна

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется одна буква Н?

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ц. . нтральный, напр. . вление, игн. . рировать

2) те. . тральный, дост. . яние, сем. . нар

3) сопост. . вление, увл. . каться, уст. . ревший

4) ре. . листический, провозгл. . шать, прил. . жение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без. . скусный, без. . нициативный, супер. . гра

2) пр. . страстный, пр. . тормозить, пр. . вышение (скорости)

3) бе. . перспективный, в. . помнить, неи. . бежность

4) с. . причастность, пр. . контролировать, под . . брать

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) предъявля. . шь, воссоздава. . мый

2) загон. . шь, просмотр. . нный

3) напил. . шь, закле. . вший

4) свер. . шь, укороч. . нный

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. расклан. . ться

Б. глянц. . вый

В. выращ. . вать

Г. ткан. . вый

1) Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

2) Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, но быстрой речки.

3) Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.

2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4) (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Савинов зажёг несколько свечей ( ) и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья ( 4) и неподвижно устремив глаза свои в траву. . .

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок.

Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены. )

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Берестяные грамоты Новгорода – бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

1) 1 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4

Прочитайте текст.

На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.

А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3) Обмен информацией между людьми – главный двигатель прогресса.

4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди – люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире – это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941г. ) – академик РАО

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Отряд «Центроспас» располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, что позволяет эффективно проводить аварийные работы.

2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование,

3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.

4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.

2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.

3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.

4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.

А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1) 5 2) 7 3) 14 4) 27

Часть 2

В1. Из предложений 14-15 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНЫМ способом

В2. Из предложений 1-5 выпишите все союзы.

В3. Из предложения 27 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 13-18 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное(-ые) безличное(-ые). Напишите номера всех этих сложных предложений.

В5. Среди предложений 1-9 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 5-13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 14 – 17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, форм слова и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

В8. «Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как ______ (предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как _____ (в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как _________ (предложения 23-25) и __________ (предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

1) сравнение

2) термин

3) парцелляция

4) цитирование

5) риторический вопрос

6) эпитет

7) вопросно-ответная форма изложения

8) ряд однородных членов

9) гипербола

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Л. В. Кузьмина, МБНОУ лицей № 22, г. Белово, Кемеровская область

Метки: Русский язык

Контрольные измерительные материалы по русскому языку в формате ЕГЭ

Контрольные измерительные материалы

единого государственного экзамена 2015 года

по русскому языку

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В наши дни со­хра­не­ние при­род­но­го окру­же­ния стало одной из самых глав­ных задач об­ще­ства. (2)Не­на­ру­шен­ные ланд­шаф­ты ста­но­вят­ся огром­ной цен­но­стью, и о них за­го­во­ри­ли как о ве­ли­чай­шем до­сто­я­нии, как о при­род­ном на­сле­дии че­ло­ве­че­ства. (3) край­не важно пом­нить, что вступ­ле­ние в права на­сле­до­ва­ния пред­по­ла­га­ет не толь­ко об­ла­да­ние этим до­сто­я­ни­ем, но и за­бо­ту о его со­хра­не­нии.

1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 

1) Че­ло­век за­бы­ва­ет, что вступ­ле­ние в права на­сле­до­ва­ния пред­по­ла­га­ет не толь­ко об­ла­да­ние каким-либо до­сто­я­ни­ем.

2) В наши дни о не­на­ру­шен­ных ланд­шаф­тах за­го­во­ри­ли как о на­след­стве, пе­ре­да­ю­щем­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

3) Со­хра­не­ние ланд­шаф­тов — при­род­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ства — одна из самых глав­ных задач со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

4) Вступ­ле­ние в права на­сле­до­ва­ния пред­по­ла­га­ет не толь­ко об­ла­да­ние опре­делённым до­сто­я­ни­ем: по­лу­чен­ное на­след­ство не­об­хо­ди­мо со­хра­нять и при­умно­жать.

5) Одной из самых глав­ных задач со­вре­мен­но­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся со­хра­не­ние ланд­шаф­тов — при­род­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ства.

Ответ:_________________________________

2. Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста?

 

По­то­му что

Таким об­ра­зом,

По­это­му

Во­пре­ки этому

Лишь

Ответ:___________________________________

3. Про­чи­тай­те сло­вар­ную ста­тью, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ПРАВО. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 3. На­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в сло­вар­ной ста­тье.

 

ПРА́ВО, -а, мн. права, прав, пра­вам, ср.

1. ед. Со­во­куп­ность уста­нав­ли­ва­е­мых и охра­ня­е­мых го­су­дар­ствен­ной вла­стью норм и пра­вил, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния людей в об­ще­стве, а также наука, изу­ча­ю­щая эти нормы. Кон­сти­ту­ци­он­ное, граж­дан­ское, из­би­ра­тель­ное, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное п. Лек­ции по древ­не­рус­ско­му праву. Обыч­ное п. (в до­фе­о­даль­ном и фе­о­даль­ном об­ще­стве: со­во­куп­ность тра­ди­ци­он­но сло­жив­ших­ся не­пи­са­ных пра­вил по­ве­де­ния, санк­ци­о­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ством).

2. Охра­ня­е­мая го­су­дар­ством, уза­ко­нен­ная воз­мож­ность что-н. де­лать, осу­ществ­лять. Права и обя­зан­но­сти граж­дан. Вос­ста­но­вить в пра­вах кого-н. П. го­ло­са. Права че­ло­ве­ка (права лич­но­сти, граж­дан­ские, по­ли­ти­че­ские и со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ские права и сво­бо­ды: право на жизнь, на сво­бо­ду и не­при­кос­но­вен­ность лич­но­сти, на ра­вен­ство всех перед за­ко­ном, право на труд, на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, на отдых, на об­ра­зо­ва­ние и др.).

3. Воз­мож­ность дей­ство­вать, по­сту­пать каким-н. об­ра­зом. П. кон­тро­ля. Иметь п. на что-н. П. тре­бо­вать что-н.

4. Ос­но­ва­ние, при­чи­на. Он не имеет права го­во­рить со мной таким тоном. С пол­ным пра­вом могу так ска­зать. По ка­ко­му праву? (на каких ос­но­ва­ни­ях?).

5. мн. До­ку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние на во­жде­ние ав­то­мо­би­ля, мо­то­цик­ла или дру­го­го транс­порт­но­го сред­ства. Во­ди­тель­ские права. У шофёра ото­бра­ли права.

Ответ:____________________________________________

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

Ал­ко­голь

ин­же­нЕ­ров

на­дОл­го

лЮдям

все цЕлы?

Ответ:____________________________________________

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те ошиб­ку и запишите слово правильно.

 

Важ­ное зна­че­ние для даль­ней­шей жизни имеют ПРАК­ТИ­ЧЕ­СКИЕ на­вы­ки, при­об­ретённые в ран­нем дет­стве.

СЫТ­НЫЙ тётуш­кин суп по­нра­вил­ся всем детям.

Он был СКРЫТ­НЫМ че­ло­ве­ком и ни­ко­му не до­ве­рял своих сек­ре­тов.

На краю го­ро­да со­хра­нил­ся ста­рый ЯБ­ЛОЧ­НЫЙ сад с рас­ки­ди­сты­ми де­ре­вья­ми.

Вы­ступ­ле­ние юного скри­па­ча было на­столь­ко ЭФ­ФЕКТ­НЫМ, что пуб­ли­ка ап­ло­ди­ро­ва­ла стоя.

Ответ:_____________________________________

6.В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

 

по ИХ же­ла­нию

в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

КРА­СИ­ВЕЙ­ШИЙ пей­заж

ПРО­ПО­ЛО­ЩИ бельё

пара БО­ТИ­НОК

Ответ:__________________________________

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) Раз­ви­вая силу воли, на меня вли­я­ли раз­ные об­сто­я­тель­ства.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Га­ри­баль­ди встал во главе людей, сра­жа­ю­щей­ся за не­за­ви­си­мость Ита­лии.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) Учёные срав­ни­ва­ют и на­блю­да­ют за жиз­нью жи­вот­ных.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Все, кто по­бы­ва­ли на спек­так­ле, были в пол­ном вос­тор­ге от игры актёров.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Антон от­но­сил­ся к тем людям, не осо­зна­вая этого, ко­то­рые все­гда пла­чут.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний с кос­вен­ной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

изгот..вле­ние

ф..ло­ло­гия

расст..лать

пол..жение

опр..де­лить

Ответ:___________________________

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах в при­став­ке про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

 

бе..раз­мер­ный, ра..ко­лоть;

об..ек­тив­ный, в..южный;

пр..сло­нить­ся, пр..клю­че­ние;

пр..ро­ди­на, нед..еден­ный;

с..змала, за..скрить­ся.

Ответ:_____________________________

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

влюбч..вый

под­миг..вав­ший

удо­ста..вав­ший

рул..вой

отча..ться

Ответ:____________________________________

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

 

слыш..мый

движ..мый

заед..шь

высуш..шь

загон..шь

Ответ:________________________________

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

(Не)до­ждав­ши­е­ся ужина пу­те­ше­ствен­ни­ки легли спать.

Ра­бо­тать при­ш­лось в (не)ис­сле­до­ван­ной мест­но­сти.

До нас (не)до­ле­тал гро­хот взо­рвав­ших­ся сна­ря­дов.

От­ка­зать­ся от та­ко­го уго­ще­ния никто (не)впра­ве

На­ка­зы­вать сол­дат было (не)за что.

Ответ:________________________________

13.Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(В)ПРО­ДОЛ­ЖЕ­НИЕ рож­де­ствен­ских ка­ни­кул наша так на­зы­ва­е­мая дет­ская ТО(ЖЕ) была очень на­ряд­ной.

Ху­дож­ник твёрдо решил по­свя­тить себя гра­вю­ре, ко­то­рая ТАК(ЖЕ), как книга, может прий­ти в любой дом, ЧТО(БЫ) рас­ска­зать каж­до­му о мыс­лях и чув­ствах ма­сте­ра, со­здав­ше­го её.

Я думал, ЧТО(БЫ) я сам стал де­лать, если б мне (В)ТЕ­ЧЕ­НИЕ ме­ся­ца не зво­ни­ли ро­ди­те­ли.

От рас­ска­зов охот­ни­ков у меня текли слюн­ки, а ТАК(ЖЕ) под­ни­ма­лось чув­ство жа­ло­сти к са­мо­му себе ЗА(ТО), что вот про­си­дишь весь от­пуск в за­са­де, а так и не по­про­бу­ешь не­обык­но­вен­ной дичи.

(С)НА­ЧА­ЛА де­ре­во пус­ка­ет корни, а потом уже рас­тет (В)ВЕРХ.

Ответ:_________________________________

14.Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна Н.

 

Все стены ка­би­не­та укра­ше(1)ы рез­ны­ми па­не­ля­ми, золочё(2)ым ор­на­мен­том и зер­ка­ла­ми, ко­то­рые рас­ши­ря­ют про­стран­ство, при­да­вая ему не­опре­делё(3)ость.

Ответ:_________________________________

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую

 

1) Кто умо­лял меня о встре­че и тем самым скло­нил к пре­да­тель­ству ин­те­ре­сов фирмы?

2) Серд­це Ку­роч­ки­на ска­ти­лось под уклон «рус­ских горок» и бе­ше­но за­би­лось где-то в рай­о­не сол­неч­но­го спле­те­ния.

3) Маль­чиш­ки и дев­чон­ки на­ше­го клас­са а также их ро­ди­те­ли при­ня­ли уча­стие в школь­ном спек­так­ле.

4) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков или цве­тов.

5) В Рос­сии кон­ти­нен­таль­ный кли­мат и здесь осо­бен­но су­ро­вая зима.

Ответ:_________________________________

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Про­брав­шись (1) через мок­рый па­по­рот­ник и какую-то (2) сте­лю­щу­ю­ся рас­ти­тель­ность (3) вы­би­ра­ем­ся на едва при­мет­ную тро­пин­ку.

Ответ:_________________________________

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

После от­кры­тия вто­ро­го и тре­тье­го спут­ни­ков Плу­то­на аст­ро­но­мы впер­вые вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу, что во­круг этой удалённой от Земли пла­не­ты (1) может быть (2) тон­кое пы­ле­вое коль­цо. Оно (3) по мне­нию учёных (4) могло сфор­ми­ро­вать­ся из ча­стиц, вы­бро­шен­ных на ор­би­ту в ре­зуль­та­те столк­но­ве­ний этих спут­ни­ков с асте­ро­и­да­ми.

Ответ:_________________________________

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

 

На про­тя­же­нии мно­го­ве­ко­во­го пути раз­ви­тия ис­кус­ства ба­ти­ка (1) ма­сте­ра-гравёры от­би­ра­ли и от­шли­фо­вы­ва­ли узоры (2) глав­ным мо­ти­вом (3) ко­то­рых (4) ста­но­ви­лись цветы и ли­стья.

Ответ:_________________________________

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к бе­ре­гу (3) видно было (4) как пят­ныш­ки кув­ши­нок и лилий по­ка­чи­ва­ют­ся на вол­нах.

Ответ:_________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20- 25

(1)Жи­тей­ские, бы­то­вые на­блю­де­ния по­ка­зы­ва­ют, а на­уч­ная пси­хо­ло­гия под­твер­жда­ет, что наи­бо­лее опас­ные, агрес­сив­ные, раз­ру­ши­тель­ные люди — люди «ком­плек­су­ю­щие». (2)Сла­ба­ки. (3)Имен­но они, по­сто­ян­но нуж­да­ясь в ком­пен­са­ции своей не­до­ста­точ­но­сти, пле­тут ин­три­ги, стро­ят козни, ис­под­тиш­ка на­но­сят удары.

 

(4)Боль­шая сила, на­про­тив, ве­ли­ко­душ­на. (5)Я знал сверх­си­ла­ча, ко­то­рый за всю свою дол­гую бо­га­тыр­скую жизнь ни­ко­го не тро­нул паль­цем, ни­ко­му не желая зла. (6)Ду­шев­ная сила и бла­го­род­ство идут рука об руку, и это объ­яс­ня­ет, по­че­му в наше время бла­го­род­ство стало снова вос­тре­бо­ван­ным, це­ни­мым и на­столь­ко ши­ро­ко прак­ти­ку­е­мым, что под­час пре­вра­ща­ет­ся чуть ли не в мас­со­вую про­фес­сию.

(7)В ар­ми­ях спа­се­ния умный риск и ис­тин­ное бла­го­род­ство не­раз­де­ли­мы. (8)Ре­мес­ло спа­се­ния есте­ствен­ным об­ра­зом филь­тру­ет людей по их ду­шев­ным ка­че­ствам. (9)В ре­зуль­та­те долго в спа­са­те­лях за­дер­жи­ва­ют­ся толь­ко силь­ные люди, спо­соб­ные за­щи­тить сла­бо­го, по­пав­ше­го в беду. (10)Так, же­ла­ю­щим по­пасть на ра­бо­ту в отряд «Цен­тро­спас» не­до­ста­точ­но иметь за пле­ча­ми без­уко­риз­нен­ное во­ен­ное или спор­тив­ное про­шлое и вла­деть не­об­хо­ди­мым на­бо­ром спе­ци­аль­но­стей. (11)«Добро» мед­ко­мис­сии ещё не яв­ля­ет­ся за­ло­гом успе­ха. (12)Почти ты­ся­ча пра­виль­но вы­бран­ных от­ве­тов пси­хо­ло­ги­че­ско­го те­сти­ро­ва­ния тоже не га­ран­ти­ру­ет кан­ди­да­ту места в штате элит­но­го под­раз­де­ле­ния. (13)Но­вич­ку не­об­хо­ди­мо до­ка­зать бу­ду­щим кол­ле­гам в про­цес­се ста­жи­ров­ки, что на него в любой си­ту­а­ции можно по­ло­жить­ся, что он про­яв­ля­ет доб­ро­ту и тер­пи­мость, не­об­хо­ди­мые в их еже­днев­ных мис­си­ях.

(14)Чтобы справ­лять­ся со сво­и­ми обя­зан­но­стя­ми, че­ло­век дол­жен об­ла­дать бла­го­род­ной душой, пол­ной луч­ших ка­честв, (15)Но по­че­му, даже об­ла­дая доб­ро­де­тель­ны­ми ка­че­ства­ми, че­ло­век со­вер­ша­ет без­нрав­ствен­ные по­ступ­ки? (16)На по­доб­ный во­прос Кон­фу­ций от­ве­тил: «Все люди близ­ки друг другу по своей при­ро­де, а рас­хо­дят­ся между собой в ходе вос­пи­та­ния. (17)Че­ло­век может утра­чи­вать бла­го­род­ные ка­че­ства под вли­я­ни­ем дур­но­го об­ще­ния. (18)По­это­му, чтобы все члены об­ще­ства вы­пол­ня­ли свои граж­дан­ские обя­зан­но­сти и че­ло­ве­че­ские нормы, не­об­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать че­ло­ве­ка в духе доб­ро­де­те­ли».

(19)Вос­пи­та­ние куль­ту­ры, из­бав­ле­ние от дур­ных манер и на­клон­но­стей на­це­ле­но про­тив над­мен­но­сти, вы­со­ко­ме­рия, свое­во­лия, злобы, за­ви­сти, чув­ства соб­ствен­ной не­пол­но­цен­но­сти, не­дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти, из­лиш­ней по­до­зри­тель­но­сти, ве­ро­лом­ства, ли­це­ме­рия, дву­ли­чия, ко­вар­ства, под­ло­сти и ко­ры­сти. (20)Толь­ко из­ба­вив­шись от дур­ных манер и на­клон­но­стей, очи­стив соб­ствен­ную душу, из­гнав из нее всё пло­хое, можно рас­счи­ты­вать на быст­рый про­гресс и до­сти­же­ние со­вер­шен­ства в ма­стер­стве. (21)Ни­ко­му из людей недалёких, ко­ры­сто­лю­би­вых, же­сто­ких, хит­рых и скрыт­ных в силу ду­шев­ной ущерб­но­сти ни­ко­гда ещё не уда­ва­лось до­бить­ся сколь-ни­будь зна­чи­тель­ных успе­хов, а если и уда­ва­лось, то тор­же­ство их дли­лось не­дол­го. (22)В конце кон­цов всё кон­ча­лось пла­чев­но как для них самих, так и для окру­жа­ю­щих.

(23)Бла­го­род­ный че­ло­век по­гиб­нет в окру­же­нии кон­ку­рен­ции и злобы? (24)Нет! (25)Имен­но он и по­бе­дит. (26)По­сколь­ку бла­го­род­ство зи­ждет­ся на силе духа. (27) Чтобы по­беж­дать в жизни, по­беж­дать кра­си­во и дол­го­веч­но, проч­но, ос­но­ва­тель­но, на­доб­но иметь вы­со­кую душу. (28)Хо­ро­ший ха­рак­тер.

(29)Самое надёжное в нашем мире — это бла­го­род­ство духа. (30)Не по рож­де­нию, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Ми­хай­ло­вич Бим-Бад (род. в 1941 г.) — ака­де­мик РАО.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) Отряд «Цен­тро­спас» рас­по­ла­га­ет раз­но­об­раз­ной спе­ци­аль­ной тех­ни­кой и обо­ру­до­ва­ни­ем, что поз­во­ля­ет эф­фек­тив­но про­во­дить ава­рий­ные ра­бо­ты.

2) Же­ла­ю­щие по­пасть на ра­бо­ту в отряд «Цен­тро­спас» долж­ны прой­ти пси­хо­ло­ги­че­ское те­сти­ро­ва­ние.

3) Кон­фу­ций утвер­ждал, что люди аб­со­лют­но раз­лич­ны по своей при­ро­де.

4) Без­нрав­ствен­ные люди, на­но­ся удар ис­под­тиш­ка, часто до­би­ва­ют­ся дол­го­вре­мен­но­го успе­ха.

5) Че­ло­век может утра­чи­вать бла­го­род­ные ка­че­ства под вли­я­ни­ем дур­но­го об­ще­ния.

21.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) 10—13 пред­ло­же­ния под­твер­жда­ют суж­де­ние, вы­ска­зан­ное в 9 пред­ло­же­нии тек­ста.

2) Пред­ло­же­ния 29—30 со­дер­жат опи­са­тель­ный фраг­мент.

3) В 15—16 пред­ло­же­ни­ях тек­ста пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

4) Пред­ло­же­ние 5 со­дер­жит ил­лю­стра­цию вы­ска­зан­но­го в пред­ло­же­нии 4 суж­де­ния.

5) Пре­об­ла­да­ю­щий тип тек­ста—опи­са­ние.

22. Из пред­ло­же­ний 1—3 вы­пи­ши­те про­сто­реч­ное слово. 

23. Среди пред­ло­же­ний 14—17 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи союза, форм слова и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

24. «Стре­мясь разо­брать­ся в при­чи­нах без­нрав­ствен­ных по­ступ­ков, автор при­бе­га­ет к ис­поль­зо­ва­нию та­ко­го приёма, как (А)_____ (пред­ло­же­ния 16-18). Не­об­хо­ди­мость вос­пи­ты­вать в людях куль­ту­ру автор подчёрки­ва­ет с по­мо­щью та­ко­го син­так­си­че­ско­го сред­ства, как (Б)_____ (в пред­ло­же­ни­ях 19, 20), а ис­поль­зо­ва­ние таких приёмов, как (В)_____ (пред­ло­же­ния 23—25) и (Г)_____ (пред­ло­же­ния 27—28), по­мо­га­ет под­ве­сти итог ав­тор­ским раз­мыш­ле­ни­ям».  

Спи­сок тер­ми­нов:

1) срав­не­ние

2) тер­мин

3) пар­цел­ля­ция

4) ци­ти­ро­ва­ние

5) ри­то­ри­че­ский во­прос

6) эпи­тет

7) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

8) ряд од­но­род­ных чле­нов

9) ги­пер­бо­ла

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

Ответ:

А

Б

В

Г

25. На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

 

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста.

Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учи­ты­ва­ют­ся пер­вые два ар­гу­мен­та).

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

 Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

ОТВЕТЫ

Ос­нов­ные про­бле­мы

По­зи­ция ав­то­ра

1. Про­бле­ма че­ло­ве­че­ской силы и сла­бо­сти. (В чём про­яв­ля­ет­ся сила и сла­бость че­ло­ве­ка?)

1. Сла­бость че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся в агрес­сии, стрем­ле­нии к раз­ру­ше­нию, а сила — в ве­ли­ко­ду­шии и бла­го­род­стве.

2. Про­бле­ма от­бо­ра людей в армии спа­се­ния. (Ка­ки­ми ка­че­ства­ми долж­ны об­ла­дать ра­бот­ни­ки армий спа­се­ния?)

2. Кроме хо­ро­шей фи­зи­че­ской под­го­тов­ки и креп­ко­го здо­ро­вья спа­са­те­лям не­об­хо­ди­мы такие ка­че­ства, как доб­ро­та и тер­пи­мость.

3. Про­бле­ма вос­пи­та­ния куль­ту­ры. (По­че­му не­об­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать в че­ло­ве­ке куль­ту­ру?)

3. Вос­пи­та­ние куль­ту­ры удер­жи­ва­ет людей от без­нрав­ствен­ных по­ступ­ков, оно из­бав­ля­ет че­ло­ве­ка от тех ка­честв, ко­то­рые пре­пят­ству­ют до­сти­же­нию со­вер­шен­ства в ма­стер­стве, проч­но­му дол­го­вре­мен­но­му успе­ху.

4. Про­бле­ма про­ти­во­сто­я­ния че­ло­ве­че­ско­го бла­го­род­ства и же­сто­ко­сти. (Спо­соб­но ли бла­го­род­ство про­ти­во­сто­ять злу?)

4. Бла­го­род­ство зи­ждет­ся на силе духа, по­это­му имен­но за че­ло­ве­че­ским бла­го­род­ством все­гда остаётся по­бе­да.

№ п/п

Правильный ответ

1

35

2

поэтому

3

3

4

алкоголь

5

яблоневый

6

две тысячи

7

21537

8

изготовление

9

прислониться приключение

10

рулевой

11

заедешь

12

неисследованной

13

сначала вверх

14

12

15

35

16

3

17

34

18

2

19

1234

20

25

21

134

22

слабаки

23

15

24

4873

Психология аморального (и противоправного) поведения

Когда я рассказываю о лжецах и аферистах аудитории, занимающейся вопросами безопасности, я подчеркиваю, что наша традиционная ориентация на безопасность — на технические контрмеры — гораздо уже, чем могла бы быть. Использование морального, репутационного и институционального давления, вероятно, будет гораздо более эффективным для мотивации кооперативного поведения.

Эта история иллюстрирует суть. Речь идет о психологии мошенничества, «почему хорошие люди делают плохие вещи».

По ее словам, существует распространенное заблуждение, что в такие моменты, как этот, когда люди сталкиваются с этическим решением, они ясно понимают, какой выбор они делают.

«Мы предполагаем, что они видят этику и сознательно выбирают неэтичное поведение», — говорит Тенбрунсел.

Это, вообще говоря, и есть основа нашего неодобрения: Знали. Они решили поступить неправильно.

Но Тенбрунсель говорит, что мы часто слепы к этичности ситуации.

За последние пару десятилетий психологи задокументировали множество различных причин, по которым наш разум не может видеть то, что находится прямо перед нами. Они придумали концепцию под названием «ограниченная этичность»: это представление о том, что с когнитивной точки зрения наша способность вести себя этично серьезно ограничена, потому что мы не всегда видим этическую картину в целом.

Один небольшой пример: способ оформления решения. «То, как мне представляют решение, — говорит Тенбрунсел, — очень сильно меняет то, как я отношусь к этому решению, а затем, в конце концов, и к решению, к которому я прихожу».

По сути, утверждает Тенбрунсел, определенные когнитивные рамки делают нас слепыми к тому факту, что мы вообще сталкиваемся с этической проблемой.

Тенбрунсел рассказал нам о недавнем эксперименте, иллюстрирующем проблему. Она собрала две группы людей и предложила одной из них подумать о бизнес-решении. Другой группе было поручено подумать об этическом решении. Те, кого попросили обдумать деловое решение, составили в уме один контрольный список; те, кого просили подумать об этическом решении, генерировали другой мысленный контрольный список.

Затем Тенбрунсель попросила своих субъектов выполнить несвязанное задание, чтобы отвлечь их. Затем она предоставила им возможность обмануть.

Те, кто был когнитивно подготовлен к размышлению о бизнесе, вели себя радикально иначе, чем те, кто этого не делал, — независимо от того, кем они были и какое у них было моральное воспитание.

«Если вы обдумываете деловое решение, вероятность того, что вы солжете, значительно выше, чем если бы вы исходили из этических рамок», — говорит Тенбрунсель.

Согласно Тенбрунселу, бизнес-фрейм когнитивно активирует один набор целей — быть компетентным, быть успешным; фрейм этики запускает другие цели. И как только вы попадаете, скажем, в бизнес-рамку, вы действительно сосредотачиваетесь на достижении этих целей, а другие цели могут полностью исчезнуть из поля зрения.

Также:

Обычно, когда мы слышим о крупных мошенничествах, мы предполагаем, что преступники руководствовались финансовыми стимулами. Но психологи и экономисты говорят, что финансовые стимулы не полностью объясняют это. Их интересует другое возможное объяснение: люди совершают мошенничество, потому что люди нравятся друг другу.

Нам нравится помогать друг другу, особенно людям, с которыми мы себя идентифицируем. И когда мы помогаем людям, мы действительно не считаем то, что делаем, неэтичным.

В статье даже есть некоторые конкретные идеи по безопасности:

Теперь, если эти психологи и экономисты правы, если мы все способны вести себя глубоко неэтично, не осознавая этого, то наши рабочие места и правила плохо организованы. Они не предназначены для того, чтобы принимать во внимание когнитивно несовершенные человеческие существа, которыми мы являемся. Они не пытаются структурировать вещи вокруг наших слабостей.

Некоторые конкретные предложения по этому поводу находятся на столе. Например, мы знаем, что аудиторы развивают отношения с клиентами после многих лет совместной работы, и мы знаем, что эти отношения могут испортить их аудиты, даже если они этого не осознают. Поэтому есть предложение заставить предприятия менять аудиторов каждые пару лет, чтобы решить эту проблему.

Еще одно предложение: в начале каждого делового контракта должно быть помещено предложение, в котором прямо говорится, что ложь по этому контракту неэтична и незаконна, потому что такого рода утверждения поставят людей в надлежащую когнитивную структуру.

В том же духе несколько лет назад Росс Андерсон предложил, чтобы на веб-страницах банковских онлайн-счетов людей были размещены их фотографии, основываясь на исследовании, согласно которому сложнее совершить мошенничество против того, с кем вы идентифицируете себя как личность.

Две превосходные статьи по этой теме:

  • Нина Мазар и Дэн Ариели, «Нечестность в повседневной жизни и ее последствия для политики», Журнал государственной политики и маркетинга , 2006, том. 25, № 1: 117-126.
  • Нина Мазар, Он Амир, и Дэн Ариели, «Нечестность честных людей: теория поддержания самооценки», Журнал маркетинговых исследований , 2008, том. 45: 633-634.

Резюме второй статьи:

Нечестность играет большую роль в экономике. Причины (не)честного поведения, по-видимому, основаны частично на внешних вознаграждениях и частично на внутренних вознаграждениях. Здесь мы исследуем, как такие внешние и внутренние поощрения совместно приводят к (не)честности. Мы предлагаем и проверяем теорию поддержания я-концепции, которая позволяет людям в той или иной степени вести себя нечестно, тем самым извлекая выгоду из внешних преимуществ нечестности, сохраняя при этом положительное представление о себе как о честных личностях. Результаты показывают, что (1) при наличии возможности совершать выгодные нечестные поступки люди будут вести себя подобным образом; (2) степень нечестности в значительной степени нечувствительна ни к ожидаемым внешним выгодам, ни к издержкам, связанным с обманными действиями; (3) люди знают о своих действиях, но не обновляют свои представления о себе; (4) повышение осведомленности людей об их внутренних стандартах честности снижает их склонность к обману; и (5) увеличение «степеней свободы», которые люди должны интерпретировать свои действия, увеличивает их склонность к обману. Мы предполагаем, что нечестность, обусловленная поддержанием я-концепции, вероятно, будет преобладать в экономике, и понимание этого имеет важное значение для разработки эффективных методов сдерживания нечестности.

Тэги: мошенничество, психология безопасности, репутация

Опубликовано 30 мая 2012 г., 12:54 • 33 комментария

Исследование показало, что мозг воспринимает аморальные поступки как невозможные — ScienceDaily

Представьте, что вы проголодались на работе и видите шоколадку на столе коллеги. Почему бы просто не съесть его, пока ее нет в комнате?

Некоторые люди могут этого не делать, потому что знают, что это неправильно. Другие люди могут этого не делать, потому что это рискованно. Но новое исследование предполагает, что для большинства людей их немедленная реакция может состоять в том, что они думают, что это даже невозможно.

Исследование, проведенное в соавторстве с доцентом кафедры психологии Файри Кушман и Джонатаном Филлипсом, постдокторским научным сотрудником, работающим в лаборатории Кушмана, показало, что люди по умолчанию склонны рассматривать аморальные действия так, как будто они просто невозможны. Исследование описано в статье от 17 апреля, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

«Когда люди делают что-то аморальное, они, как правило, говорят что-то вроде: «Нет, это не может быть правдой» или «Я не могу в это поверить», — сказал Филлипс. «Есть ощущение, что мозг относится к такого рода вещам так же, как он отреагировал бы, если бы кто-то сказал вам, что можно превратить вашу шляпу в шоколадный батончик или что-то столь же невозможное».

Возможно, у мозга есть веская причина реагировать таким образом, сказал Кушман.

«Мы думаем, что это действительно может помочь людям вести себя нравственно в реальном мире», — сказал он. «Возможно, легче поступать правильно, если ваш мозг устроен так, чтобы относиться к неправильным вещам… как если бы это было невозможно. Потому что, если бы вы признали, что что-то возможно, это могло бы показаться довольно заманчивым». морали, и более совещательный, который придерживается законов физики.

«Отчасти мы узнаем, почему люди называют вещи возможными или невозможными», — сказал Кушман. «Оказывается, мы не делаем этого, как ученый или философ, с целью быть совершенно точными в отношении мира. Таким образом, практический подход к принятию решений состоит в том, чтобы просто объявить все эти вещи невозможными и сосредоточиться только на наборе вещей, на которые стоит потратить свое время».

Чтобы проверить, как люди реагируют как на аморальные, так и на невозможные события, Кушман и Филлипс провели эксперимент с использованием онлайн-рынка труда Amazon Mechanical Turk.

Участникам были представлены сценарии, в которых человек сталкивается с проблемой, например, добраться до аэропорта после того, как его машина сломалась. Они увидели ряд потенциальных решений, которые были либо аморальными, например, ограбление кого-то, либо физически невозможными, например, превращение вашей шляпы в шоколадный батончик, и попросили оценить, является ли каждое из них «возможным» решением.

Хитрость, по словам Филлипса, заключается в том, что половина участников должна была ответить быстро — всего за 1,5 секунды, а другой половине было предложено подождать 1,5 секунды, прежде чем ответить.

Результаты были потрясающими: когда участникам дали больше времени на размышления, по словам Филлипса, четверть аморальных действий они назвали невозможными. Однако когда участникам давали меньше времени, целых половину называли невозможными.

«Если у людей будет время подумать об этом, они воспользуются своим хорошо сформированным, обоснованным пониманием того, что возможно, а что невозможно», — сказал Филлипс. «Но когда им нужно ответить быстро, у них нет на это времени, поэтому им приходится полагаться на эту стандартную идею о том, что что-то вообще может произойти».

Исследование поднимает множество дополнительных вопросов и может открыть дверь к новому пониманию того, почему некоторые люди постоянно совершают аморальные поступки.

«Одна из вещей, которую мы очень хотим изучить, — это люди с психопатическими наклонностями», — сказал Филлипс. «Они просто не заботятся о чем-то вроде воровства? Или они заботятся, но проблема в том, что они не могут выбросить это из головы, и в конце концов они ломаются. Возможно, они не покажут этого эффекта».

Исследование также предлагает одну возможную причину, по которой обращение к религии часто является успешной стратегией для тех, кто надеется бросить употреблять алкоголь или наркотики.

«Может быть, делая эти вещи аморальными, они говорят, что мы знаем, что вы этого хотите, но вы будете относиться к этому так, как будто вы не можете этого сделать», — сказал он.

«Но еще один вопрос, который мы хотим уточнить: не является ли это ужасным слепым пятном?» — добавил Кушман. «Если бы вы считали, что люди не могут совершать аморальные поступки, вас бы сразу не приняли за лоха?»

Истина, по словам Кушмана и Филлипса, может заключаться в том, что люди фактически переключаются между двумя системами оценки окружающего мира — одной, ограниченной моралью, и другой, которая позволяет нам рассматривать аморальное поведение других.

«Во-первых, вы используете, чтобы управлять своими действиями и думать о действиях тех, кто рядом с вами», сказал Филлипс.

Добавить комментарий