Общая психология — ИНТЕЛЛЕКТ. СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА
« Предыдущий вопросПРОЦЕССЫ, ФОРМЫ, СВОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ. ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕПроцессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает определенные задачи. Это мо
ЗагрузкаСкачатьПолучить на телефон например +79131234567txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИРечь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общ
С развитием интеллектуальной деятельности каждое действие приобретает значительную вариативность. Возникают внутренние предпосылки для более адекватного поведения в соответствии с новыми условиями ситуации.
«Разумное» поведение, которое связано с развитием интеллекта, обычно противопоставляется инстинкту, хотя и в инстинктах, и в навыках, особенно на высших ступенях, имеются элементы разумности и интеллекта. «Разумность» поведения зависит от характера восприятия. Дифференцирование предметов в ситуации и реагирование на их соотношения – это первичная предпосылка интеллекта в широком, неспецифическом смысле слова. Развитие интеллекта также обусловлено развитием двигательного аппарата, как периферического, так и центрального.
Интеллектуальной деятельности свойственны не только своеобразные механизмы, но и особая мотивация. Она выступает в виде любопытства, любознательности.
Развитие интеллекта выражается не только в количественном, но и в качественных изменениях. Изменяются и форма, и содержание интеллектуальной деятельности – интеллектуальные операции погружаются в более глубокие слои сущего. Изменяются и другие формы поведения. Инстинкт переходит во влечение, а весь промежуточный процесс, от которого зависит, будет ли оно удовлетворено и как, при каких условиях, – переходит к интеллекту. Радикально меняется и навык: у человека появляются навыки, которые строятся целиком на основе интеллектуальной деятельности.
Изменяются также отношения между интеллектом, инстинктом и навыком. Навык наиболее близок к интеллекту, но при получении опыта это недифференцированное единство раздваивается: образуются высшие специфические формы интеллекта и относительно рутинные, более или менее косные автоматизмы. В итоге единство между разными формами психики не порывается, а лишь дифференцируется; на верхних этапах инстинкт и навык функционируют внутри либо на основе интеллекта, который осмысливает, регулирует и контролирует их.
В психологии существуют различные теории и подходы к рассмотрению структуры интеллекта. В факторно-аналитической теории «генерального фактора» Ч. Спирмен рассматривает интеллект как «умственную энергию», уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого вида. Генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший – при выполнении сенсорных задач. «Групповые» факторы интеллекта: механическая, лингвистическая, математическая компетентность, те «специальные» факторы, которые вносят свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.
Согласно факторно-аналитической теории Кеттела существуют две разновидности интеллекта: «текучий», который зависит от наследственности и играет главную роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям; «кристаллизованный», в котором отражен прошлый опыт. С возрастом, а особенно после 40 лет, происходит снижение показателей «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» интеллекта остаются в норме.
Введение Предлагаемое учебное пособие преследует цель восполнения недостатка учебной литературы по третьему разделу курса «Общая психология», читаемого студентам, обучающимся по специальности «Психология». Обилие монографий и учебников, достаточно полно раскрывающих вопросы строения, функционирования и развития процессов мышления, воображения, речи, но лишь в отдельных их аспектах, не компенсирует дефицит учебной литературы, интегрировано отражающей проблемы вербально-логических процессов и путей, ведущих к их формированию. Поскольку любое научное понятие наиболее успешно усваивается в сравнении с более общими и соподчиненными понятиями, автор пособия предлагает читателям постоянно соотносить изучаемые познавательные процессы с уже знакомыми им психическими явлениями, например восприятием, памятью, сознанием и др. Рассматриваются проблемы соотношения мышления и речи, языка и речи, воображения и мышления, мышления и интеллекта, различных видов мышления, видов речи и т.д. Предлагаемое пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, предъявляемым к содержанию дисциплины «Общая психология. Часть 3». Данная работа является попыткой многоаспектного охвата мыслительной и речевой деятельности, в том числе анализа рассматриваемых процессов с точки зрения их патологического протекания, т.к., изучая нарушения психического свойства, мы наилучшим образом познаем механизмы его функционирования в норме. На наш взгляд, благодаря некоторому выходу сведений, содержащихся в учебном пособии за пределы, определенные государственным образовательным стандартом, расширяются возможные направления развития учебных, научных и в целом познавательных интересов студентов, а также создается основа совершенствования их профессиональных знаний. 1. Предмет и методы исследования в психологии мышления План: 1.1. Мышление в непсихологических науках 1.2. Предмет психологии мышления 1.3. Специфика мышления как психического процесса 1.4. Методы исследования мышления. 1.1. Мышление в непсихологических науках [42] В философии понятие мышления используется в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, психики, духа, т.е. философию интересует, что является первичным – материя или мышление, можно ли познать мир с помощью мышления, как совершается это познание. В качестве объекта исследований в философии выступает мышление не конкретных людей, а родовое мышление человечества. Гносеологию интересует прежде всего конечный продукт познавательной работы человека – можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира. Психология же интересуется самим процессом порождения этих продуктов. Логика исследует научное, понятийное мышление, а психологию интересуют и более простые формы мышления. Социология ориентирована на изучение исторического развития познания в зависимости от социальной структуры различных обществ. Мышление изучается и в естественных науках. Физиология изучает мозговые субстраты и механизмы мышления. Физиологов интересует динамика нервных процессов, которые реализуют мышление. Психология изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения. На одном и том же нервном субстрате могут возникать различные процессы мышления. Мышление изучается и в кибернетике, которая рассматривает мышление человека как информационный процесс, обобщая искусственный интеллект и мышление человека. Психология же интересуется спецификой человеческого мышления, его отличиями от информационных процессов. 1.2. Предмет психологии мышления [8; 10; 14; 18; 30; 35; 38; 42] В работах Л.С. Выготского предмет психологии мышления не определяется. Л.С. Выготский обсуждает лишь проблему единиц анализа речевого мышления, а не мышления вообще. Предложенная им единица анализа (значение слова) не дифференцирует психологический и лингвистический аспекты. А.Н. Леонтьев указывает на необходимость изучения психологией всего разнообразия видов человеческого мышления, а не только теоретического, словесно-логического. А.Н. Леонтьев также предлагает изучать мышление как деятельность, выделяя мотивацию, действия, операции, поскольку строение мыслительной деятельности аналогично строению внешней предметной деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна, предметом психологии мышления является мышление как процесс, деятельность. Имеется в виду отграничение самого процесса мышления (предмет психологии) от его продуктов (предмет логики, гносеологии, социологии). Понятие процесса подразумевает, что мышление развертывается во времени, включает в себя этапы (начало, середину, завершение). Мышление как процесс – это непрерывное взаимодействие человека с объектом. Каждый акт мысли меняет соотношение субъекта и объекта, вызывая изменение проблемной ситуации и задачи. Всякое такое изменение вызывает дальнейшее движение мысли. Указывается также на субъектность мышления (мышление — выражение определенной активности субъекта). Представление о мышлении как процессе развивается в работах А.В. Брушлинского (мышление – искание и открытие существенно нового). П.Я. Гальперин считает, что психология должна изучать не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач. Точки зрения С.Л. Рубинштейна и П.Я. Гальперина объединяются следующим образом: — необходимость выделения специального аспекта изучения мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии; — указание на процессуальность мышления, т. е. развертываемость во времени, динамику; — признание того факта, что мыслит субъект, от чего психолог не может абстрагироваться, в отличие от логика. Процесс мышления описывается как взаимодействие операций анализа и синтеза, а также включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей. Общепринятое определение мышления – обобщенное и опосредованное отражение объективной действительности в существенных связях и отношениях. О.К. Тихомиров предлагает такое определение мышления: это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности. А.В. Запорожец: мышление – это деятельность субъекта по отношению к объекту, в которой субъект воздействует на объект и испытывает сопротивление этого объекта, и таким образом познает его свойства. Я.А. Пономарев: мышление – взаимодействие субъекта с объектом. 1. 3. Специфика мышления как психического процесса [7; 33] Мышление, как и другие психические процессы, имеет протяженность во времени, является отражением, всегда связано с потребностями человека. Отличия мышления от других психических процессов: — мышление возникает в проблемной ситуации, в которой есть неопределенность, вопрос. Мышление начинается с потребности что-то понять. Отличие мышления от внимания и памяти заключается в получении новых знаний с помощью применения старых алгоритмов. — мышление отображает существенные, необходимые связи и отношения между предметами и явлениями, абстрактные свойства (не данные в непосредственном чувственном познании). Отображение отношений может содержаться и в восприятии (пространственные отношения). Но в ощущениях и восприятии отражаются только данные в окружающей действительности отношения; отдельные, наглядные, несущественные стороны действительности в случайных, внешних сочетаниях. В восприятии существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи объединены синкретически (нерасчлененно). Внутренние, сущностные отношения могут быть отражены только в мышлении. Мышление снимает все пространственные и временные ограничения: позволяет представить бесконечно малые и большие величины, позволяет двигаться по оси времени бесконечно назад и вперед. Мышление – более высокая ступень человеческого познания, чем ощущение и восприятие. — в мышлении больше проявляется обобщенное отражение (переход от единичного к общему и от общего к единичному). Обобщенность присуща и восприятию и представлениям. Но в мышлении обобщенность достигает такого уровня, при котором совершенно снимается чувственная основа (например, алгебра). Восприятие приобретает свойство обобщенности благодаря включению в него мыслительной деятельности. Мышление раскрывает законы (зависимости между свойствами, явлениями) действительности в отличие от восприятия, не раскрывающего общие закономерности, а отражающего единичные объекты. — опосредованность мышления. Мышление опосредовано чувственными образами и речью. Опосредованность чувственными образами и речью также присуща восприятию и представлениям, но в мышлении она достигает своего апогея. Мышление – процесс, с помощью которого мы можем опосредованно судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия. Опосредованность мышления в отличие непосредственности восприятия: привести во взаимодействие объект А и объект В и по изменению в объекте В судить о свойстве объекта А, скрытом от непосредственного восприятия – возможность заключить по воспринимаемому о недоступном непосредственному познанию. Например, чтобы заключить, какой из двух твердых предметов тверже, надо поцарапать один другим. — в мышлении один и тот же результат можно получить разными путями. Для восприятия и моторики характерна единственность путей действия: в восприятии два различных пути действия завершаются разными результатами, например, одна и та же температура, воспринимаемая при сравнении с различными тепловыми источниками, не кажется одинаковой. — восприятие и представление связаны с определенной модальностью (в основном зрительной). Мышление вбирает в себя все модальности одновременно. — в отличие от восприятия, мышление выполняет функцию планирования, поскольку позволяет предвосхитить решение задачи, которая появится только в будущем. Специфическое содержание мышления составляют понятия, суждения и умозаключения. 1.4. Методы исследования мышления [42] Метод наблюдения. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, можно многое узнать о мышлении (время решения, результаты, организованность мыслительной деятельности, степень сформированности отдельных умственных навыков, степень развития отдельных видов мышления). Метод наблюдения сохраняет естественность проявлений мышления. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов: последовательность решений или нерешений задач, протокол речевого рассуждения. Могут быть использованы технические средства записи. Недостаток – не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации). Частично компенсируется длительностью наблюдения. Метод эксперимента. Позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и накапливать статистические данные, варьировать условия и выявлять причинно-следственные отношения. Например, образование искусственных понятий, а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку. Примеры естественного эксперимента: ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании, нарушение работы мозга, изменяющее мыслительную деятельность человека. Экспериментально-клинический метод сочетает особенности эксперимента (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев). Позволяет анализировать процесс решения задач испытуемыми, одновременно регистрируя объективные показатели – глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетативные реакции. При проведении эксперимента важно учитывать реакцию испытуемого на ситуацию эксперимента, его отношения с экспериментатором. Метод беседы. Позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Это вспомогательный метод, используется для уточнения данных наблюдения и эксперимента, а также первоначального изучения испытуемого. Применяется также анкетирование. Открытые анкеты в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать. Изучение продуктов деятельности. Это анализ словесно-речевой продукции в устной или письменной форме (дневники, письма), образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), конкретных примеров (машин, приборов, строений), анализ истории изобретений и открытий. Например, работа Б.М. Теплова «Ум полководца». В изучении мышления используются тесты определения способностей, тесты успешности, проективные тесты. Количественные методы: факторный анализ в изучении структуры интеллекта, корреляционный анализ при изучении зависимости мышления от индивидуально-психологических особенностей человека, информационный анализ при образовании искусственных понятий, методы многомерного шкалирования при изучении эмоциональной регуляции мышления и др. Используются также методы математического и программного моделирования мышления. 2. Виды мышления План: 2.1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. 2.2. Аутистическое и реалистическое мышление. 2.3. Другие виды мышления. 2.1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [39] Различают разные виды мысли в зависимости от уровня обобщения: наглядное и отвлеченное. Отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, рассуждающее) мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший уровень мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями. Функционирует на основе языковых средств. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов, наблюдаемого двигательного акта. Непосредственно связано с действием. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Существует и у высших животных. Наглядно-образное мышление связано с представлением явлений и изменений в них. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. В отличие от наглядно-действенного мышления, ситуация преобразуется лишь в плане образа. Когда наглядно-образное мышление устанавливает непривычные, невероятные связи между предметами, оно совпадает по своему содержанию с воображением. Словесно-логическое мышление – мышление в отвлеченных понятиях. Наглядные формы мышления и понятийное мышление не противопоставляются друг другу. Во всякое мышление включаются наглядные чувственные образы; с другой стороны человек не может мыслить лишь образами, без понятий. У взрослого человека все три вида мышления сосуществуют и функционируют при решении различных задач. С развитием словесно-логического мышления генетически более ранние формы (наглядные) не вытесняются, а поднимаются на более высокую ступень развития. Наглядные формы мышления современного взрослого человека опосредованы и регулируются понятиями. 2.2. Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер) [46] Аутистическое мышление во многом противоположно реалистическому. Аутистическое мышление представляет то, что соответствует аффекту и отклоняется от реального мира. Аутистическое мышление не считается с действительностью и связано с «уходом» из внешнего мира. Его цель – вызвать представления, окрашенные аффектом удовольствия, вытеснить представления, окрашенные аффектом неудовольствия. Оно создает иллюзорное удовлетворение потребностей, изображая неосуществленные желания осуществленными, и тормозит активность. Проявления аутистического мышления – обычные сновидения, грезы, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышление. Связи в таком мышлении лишь на первый взгляд бессмысленны с точки зрения логики. На самом деле они подчиняются аффективным желаниям, потребностям, опасениям (и тогда становятся понятны). Оно выражает тенденции и влечения, скрытые в человеке. В аутистическом мышлении могут соседствовать противоречащие друг другу желания независимо от того, отвергаются ли они сознанием. Аутистическое мышление характеризуется символизмом, носящим индивидуализированный характер. Обобщение может происходить по несущественным признакам. Аутизм игнорирует временные соотношения: перемешивает настоящее, прошлое и будущее. Общепринятыми понятиями это мышление пользуется, если они не противоречат цели аутиста (т.е. изображение неосуществленных желаний как осуществленных). То, что не подходит, игнорируется. Аутистическое мышление наполнено противоречиями и приводит к конфликтам с окружающей средой. Реалистическое мышление представляет действительность и регулируется логическими законами. Его цель – правильное познание окружающего мира, нахождение истины. Правильный результат может быть только один. Реалистическое мышление регулирует отношение к внешнему миру, служит для сохранения жизни – добывания пищи, для нападения и защиты, т. е. удовлетворяет потребности реально. В реалистическом мышлении многие желания подавляются. Аутистическое и реалистическое мышление тормозят друг друга. Если реалистическое мышление ослаблено, аутистическое мышление получает относительный или абсолютный перевес. Это происходит в вопросах, которые плохо или недоступны познанию и логике либо в вопросах, где аффективность преобладает над логикой (мировоззрение, религия, любовь), то же касается сильных аффектов. Животным свойственно только реалистическое мышление. Аутистическое мышление появляется только у человека со сформированным понятийным мышлением. Далее аутистическое мышление развивается параллельно с реальным. Разница и границы между ними все более усиливается, приводя к тяжелым конфликтам. Если они не уравновешены, то возникает с одной стороны тип мечтателя (фантазирование не считается с реальностью и не проявляет активность), с другой стороны – тип трезвого человека (живет только данным моментом, не загадывая вперед). Э. Блейлер считает аутистическое мышление прирожденным, что подтверждается однообразием символики в мифологии разных народов (врожденны не сами идеи, а их направление). Аутистическое мышление полезно тогда, когда оно подготавливает деятельность, а не заменяет ее (первобытный человек, сидя в пещере, заранее создает планы охоты и приготовляет оружие). Аутистическое мышление тренирует мыслительные способности. В той же мере, в какой аутистическое мышление порождает суеверия, бредовые идеи и психоневротические симптомы, оно содействует созданию культурной ценности (чтобы повысить свое стремление к цели, нужно ее представить себе более желанной, чем она есть на самом деле). 2.3. Другие виды мышления [11; 24; 46] Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, научное творчество. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Например, составление плана ведения боя. Практическое мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Возможности проверки гипотез ограничены. В.В. Давыдов сравнивает теоретическое мышление с мышлением эмпирическим по критерию характера обобщения. Теоретическое мышление имеет дело с научными понятиями, а эмпирическое – с житейскими, ситуативными обобщениями. Эмпирическое мышление – это образование общих чувственных представлений, непосредственно вплетенных в практическую деятельность. В эмпирическом мышлении происходит образование и использование родовых слов-наименований, позволяющих придать чувственному опыту форму абстрактной всеобщности (опыт обобщается в суждениях и используется в умозаключениях). Теоретическое мышление – идеализация основной стороны предметно-практической деятельности (воспроизводство в ней всеобщих форм вещей, их меры и законов). Базу теоретического мышления составляют особенности мысленного эксперимента: а) предмет познания перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью; б) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций; в) мысленно формируется система связей, в которые помещается этот предмет. Теоретическое мышление оперирует научными понятиями как такой формой мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводится идеализированный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движений материального объекта. Содержание теоретического мышления в отличие от содержания эмпирического мышления – область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему. Без нее эти же явления могут быть предметами лишь эмпирического наблюдения. В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. В теоретических зависимостях одна вещь выступает как способ проявления другой внутри некоторого целого. Специфическое содержание теоретических понятий – объективная связь всеобщего и единичного. Теоретическое мышление осуществляется в двух основных формах: 1) на основе анализа фактических данных и их обобщения выделяется содержательная реальная абстракция, фиксирующая сущность изучаемого конкретного предмета и выражаемая в виде понятия о его «клеточке»; 2) путем раскрытия противоречий в этой «клеточке» и определения способа их практического решения следует восхождение от абстрактной сущности и нерасчлененного всеобщего отношения к единству многообразных сторон развивающегося целого. В обобщении человек устанавливает реальные связи абстрагированного отношения вещей с возникающими на его основе частными единичными явлениями. Аналитическое (логическое) мышление сравнивают с мышлением интуитивным. Их сравнивают по трем признакам: время протекания процесса (временной), членение на этапы (структурный), осознанность или неосознанность (уровень протекания). Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Различают мышление конвергентное (сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли). Различают также творческое и критическое мышление. Творческое мышление приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связано с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки. К. Гольдштейн выделил такие виды мышления, как абстрактное и конкретное. Применяя метод классификации наглядных предметов, он описал два возможных типа систематизации предметов. Нормальные испытуемые прибегали к абстрактной (категориальной) классификации. Испытуемый выделял отвлеченное понятие («посуда», «орудия», «животные», «растения») и отбирал соответствующие понятию предметы, образуя определенную категорию. В отвлеченную категорию включаются предметы независимо от того, встречаются они когда-нибудь вместе или нет. Например, к группе «животные» будут отнесены собака, слон, белый медведь, жираф, мышь и т.д. Абстрактное мышление подвижно: испытуемые без труда меняют исходные признаки. Например, группа предметов может быть классифицирована по признаку содержания: «животные», «цветы», «орудия»; по признаку материала: «деревянные», «металлические», «стеклянные»; по признаку величины: «большие», «маленькие»; по признаку цвета: «светлые», «темные» и т.д. Психологической основой такой классификации являются вербально-логические процессы, абстрагирующие отдельные стороны предметов и подводящие предметы под определенные мыслительные категории. У больных с органическими поражениями мозга, в частности у тех из них, у кого процессы мышления протекали без участия речи, был обнаружен конкретный (ситуационный) тип классификации. Испытуемые систематизировали предъявляемые им предметы не по логическим категориям, а включая их в конкретно-действенные ситуации, которые они брали из своего практического опыта и воспроизводили в своей памяти. Эти испытуемые могли отнести в одну группу такие предметы как стол – скатерть – тарелку – вилку – хлеб – мясо – яблоко и т.д., восстанавливая при этом ситуацию «обеда». Психологической основой такой классификации является воспроизведение наглядно-действенного опыта. Испытуемые с данным типом систематизации не могут оторваться от наглядной ситуации и переключиться на другой тип классификации. Каталог: book -> common psychology Скачать 1. 51 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Теория интеллекта Гилфорда
Теория структуры интеллекта Гилфорда (SOI) утверждает, что успех человека в общем интеллекте можно проследить вплоть до фундаментальных умственных способностей или интеллектуальных элементов. Он использовал до 150 различных умственных способностей и распределил их по трем категориям в своей модели SOI: операции, контент и продукты. Ожидая, что человек может быть исключительно одаренным в одних из этих талантов и лишенным других, он решил создать тесты для каждого возможного сценария способностей в этих трех измерениях.
Гилфорд изучил и разработал широкий спектр нейропсихологических тестов для оценки талантов, предусмотренных принципом SI. С помощью этих тестов реализуются многочисленные качества теории интеллекта Гилфорда. Был использован факторный анализ, чтобы увидеть, какие оценки отражают схожие или немного отличающиеся компетенции.
О теоретикеДж. П. Гилфорд был психологом, занимавшимся разработкой тестов для отбора людей для летных испытаний во время Второй мировой войны. По мере того, как он расширял круг своих учебных интересов, включив в него оценку ряда других специализированных навыков рассуждения, он построил модель, чтобы направлять свои исследования и систематизировать свои мысли обо всех других талантах, которые он изучал в то же время. Гилфорд широко известен как человек, вдохновивший психологию на изучение феномена творчества.
Во время своего президентского обращения к Американской психологической ассоциации в 1950 году он подчеркнул критическую важность творчества как предмета исследования, подчеркнув при этом нехватку документированных исследований по этому вопросу. По его мнению, большинство людей считают, что творчество является естественным побочным продуктом интеллекта, на что указывает IQ. В результате они не начали исследовать тему творческого мышления. Гилфорд объявил о своем плане использовать метод факторного анализа, чтобы начать извлечение многих аспектов мышления, чтобы отличать креативность и другие качества от факторов, оцениваемых IQ.
Категории в теории структуры интеллекта ГилфордаПодход Гилфорда «Структура интеллекта» классифицирует и организует различные таланты в три категории: содержание, продукт и процесс соответственно. Каждое измерение кратко описано в следующем разделе.
Измерение операцийСтруктура интеллекта состоит из шести операций или общих интеллектуальных процессов:
Познание — Познание включает такие аспекты, как понимание, понимание, обнаружение и осознание информации.
Запись в память — Запись в память — это умение интегрировать и кодировать информацию.
Сохранение памяти — Сохранение памяти — это способность вспоминать факты или информацию.
Дивергентное производство — Дивергентное производство описывает способность разрабатывать различные способы решения проблем; это также относится к способности быть творческим.
Конвергентное производство — Конвергентное производство — это способность получать единственные ответы на проблемы из набора правил; это также известно как следование правилам или решение проблем.
Оценка — Оценка — это способность определить, является ли часть конкретной информации правильной, надежной или заслуживающей доверия.
Измерение содержанияSI включает в себя пять основных категорий информации, для обработки которых человеческий интеллект использует шесть операций, а именно:
Визуальная — Визуальная информация — это информация, полученная через зрение.
Слуховой — Слуховая информация обрабатывается через органы слуха.
Кинестетическая — Кинестетическая информация воспринимается посредством движений тела.
Символический — Символическая информация рассматривается как символы или сигналы, которые сами по себе не имеют значения.
Семантика — Это связано со значением и понятиями, передаваемыми словами.
Поведенческие — Поведенческая информация считается результатом действий человека.
Размер продуктаКак следует из названия, это измерение показывает результаты определенных операций, применяемых к определенным элементам в определенном порядке. Модель SI состоит из шести продуктов, каждый из которых усложняется:
Единицы — Единицы представляют собой дискретные единицы информации.
Классы — Классы — это группы единиц, которые имеют общие характеристики.
Отношения — Отношения — это группы единиц, которые связаны друг с другом как противоположности или корреляции, ряды или параллели.
Системы — Системы состоят из множества взаимосвязей, которые взаимосвязаны, образуя структуры или пути.
Преобразования — Преобразования в знаниях включают в себя изменение точки зрения, переходы и изменения в знаниях.
Последствия — Последствия — это ожидания, выводы, результаты или предположения знаний, основанные на существующей информации.
Сочетание этих трех элементов приводит к выявлению 150 уникальных групп навыков. Важно помнить, что эта модель была создана в качестве дорожной карты для исследования взаимосвязей между различными категориями и возможностью интеграции результатов тестирования в эту структуру. Диаграмма явно не изображает взаимосвязь между различными ячейками в матрице. Согласно Гилфорду, они сосредоточены исключительно на познании определенного типа элемента поведения.
Последствия модели SOI ГилфордаЭта матрица имеет несколько следствий, одно из которых заключается в том, что большинство тестов IQ сильно ограничены в областях способностей, которые они изучают, при этом многие тесты предполагают, что люди, которые показывают хорошие результаты в некоторых категориях будет хорошо работать во всех из них. Говард Гарднер (1983) сформулировал ту же мысль более прямо в своей книге «Структуры разума: теория множественного интеллекта», в которой он выделяет семь измерений интеллектуального мастерства: лингвистическое, музыкальное, логико-математическое, пространственное, телесно-кинестетическое. , внутриличностные и межличностные. Полезно оценить, как эти различные способности помогают в решении проблем и как эти категории соотносятся с событиями, происходящими внутри компаний.
ЗаключениеГилфорд предположил, что, хотя большая часть исследований растущей креативности сосредоточена на многочисленных различных производственных способностях, по-видимому, существует сильный аргумент в пользу концентрации на различных способностях к трансформации, что подкрепляет утверждение о сосредоточении некоторый интерес к изменениям инсайта. Интервью с творческими личностями в нескольких альтернативных технических и художественных областях показали, что такие таланты являются важным компонентом их работы и источником их вдохновения в этих областях.
Teachmint помогает школам представить себе будущее, в котором их ученики получат навыки 21 века. С нашей передовой системой управления обучением вы можете улучшить процесс преподавания и обучения. Наши предложения, такие как ERP для образования, система управления приемом, система управления сборами и другие, позволяют удобно оцифровывать образовательные организации.
Рекомендуем прочитать: Как правильно выбрать систему управления обучением
Структура интеллекта
Структура интеллектаРеклама
1 из 30
Верхний вырезанный слайдОбразование
Технология
Отчетность
Реклама
Реклама
Реклама
Структура интеллекта
- Структура интеллекта
- Структура интеллекта • Возникло в теории множественного интеллекта Гилфорда. Теория. • Он используется в качестве инструмента оценки для студентов. • Он может определить неспособность к обучению, а также обогащение для одаренных учащихся. • По сути, эта теория обучения фокусируется на способность мыслить и показывать это наглядно.
- Дж. П. Гилфорд • Джой Пол Гилфорд был американцем психолог. • Родился: 7 марта 1897 г. в Небраске. • Умер: 26 ноября 1987 г. в г. Калифорния • Был профессором психологии в Университет Небраски.
- Дж. П. Гилфорд и армия США • В 1941 году он поступил в армию США в качестве подполковником и занимал должность директора Группа психологических исследований № 3 в Санта-Ана Армейская авиабаза. Там он работал над отбор и ранжирование стажеров летных экипажей в качестве Армейские ВВС расследовали, почему значительный доля стажеров не закончила обучение.
- Дж. П. Гилфорд и армия США • Повышен до начальника психологического Исследовательское подразделение ВВС США Штаб учебного командования в Форт-Уэрте, Гилфорд руководил «Проектом Станинес». определил восемь конкретных интеллектуальных способностей решающее значение для управления самолетом. (Станинес, теперь общий термин в педагогической психологии, был придуман во время проекта Гилфорда). Над В ходе Второй мировой войны Гилфорд использовал эти восемь факторов развития двухдневки Батарея классификационных тестов была значительной в увеличение количества выпускников для стажеров летных экипажей.
- Дж. П. Гилфорд и армия США • После войны Гилфорд продолжал работать над тесты интеллекта, уделяя особое внимание дивергентное мышление и креативность. Он разработал многочисленные тесты, измеряющие творческое мышление.
- Структура интеллекта • Гилфорд разработал этот инструмент оценки (SOI) для помочь пилотам ВВС, которые преуспеют в поле.
- Структура интеллекта • Гилфорд определил три основных компоненты интеллекта. Это были: – Содержимое (5 видов) – Товары (6 видов) – Операции (5 видов)
- Структура интеллекта Первоначальная модель Гилфорда состояла из 120 компоненты, потому что он не разделил Фигурный Контент в отдельные слуховые и визуальные содержание, и он не разделил Память на Запись в память и сохранение в памяти. Когда он разделил Фигуральное на Аудиальное и Визуальное содержание, его модель увеличилась до 5 х 5 х 6 = 150 категории. Когда Гилфорд разделил функции Памяти, его модель, наконец, увеличилась до финальных 180 факторов
- Структура интеллекта Каждая способность соответствует определенной операции в определенной области содержания и приводит к определенному продукт, такой как Понимание образного Единицы или оценка семантических импликаций.
- Структура интеллекта
- Структура интеллекта Содержание • Гилфорд имел в виду, что разные люди уделять больше внимания и думать более эффективно о различных видах информации, таких как: Визуальная информация непосредственно с чувств или от изображения. Аудиальная информация непосредственно от чувств или образов. Символические элементы, такие как слова и символы, которые обычно передают некоторые значение.
- Содержание Семантические значения часто, но не всегда, связаны со словами. Поведенческая информация о психических состояниях и поведение наблюдаемых лиц. (Примечание: Этот тип контента был добавлен в модель на основе способностей, появившихся в результате его тестирования.) Дэниел Гоулман (1995) популяризировал это как «социальный интеллект».
- Ситуации: • Художник может преуспеть в обработке визуальных информации, но плохо обрабатывает слова, числа и другой символический контент. • Исследователь, который преуспевает в обработке символических содержание, такое как слова и числа, и семантическое значение, может быть очень плохим в обрабатывают поведенческие данные и, таким образом, связывают плохо с людьми.
- Структура интеллекта Продукты • Этот параметр относится к видам информация, которую мы обрабатываем из типов контента: Единицы относятся к способности воспринимать единицы в область содержания. Это могут быть символические единицы, такие как как слова, визуальные единицы, такие как формы, или поведенческие единицы, такие как выражение лица. Классы относятся к способности организовывать единицы на значимые группы или сортировать единицы в правые группы.
- Продукты Отношения относятся к способности ощущать отношения между парами единиц. Системы состоят из отношений между более двух единиц. Преобразования – это способность понимать изменения информации, такие как вращение визуальных фигурки или шутки и каламбуры в смысловой сфере. Последствия относятся к ожиданиям. Учитывая определенный набор информации, можно было бы ожидать определенная другая информация должна быть достоверной.
- Структура интеллекта С двумя измерениями контента и продукта мы можем сортировать все виды информации люди могут подумать. Люди могут говорить о последствиях символический ряд, отношение двух звуков, или поведенческие преобразования, такие как изменения в эмоциях.
- Структура интеллекта Операции • Это измерение описывает, что делает мозг с и к этим типам информации: Познание связано со способностью воспринимать различные предметы. Память связана со способностью хранить и извлекать различные виды информации.
- Операции Дивергентное производство связано со способностью доступ к памяти. Это относится к способности находить большие количество вещей, которые соответствуют определенным простым критериям. Конвергентное производство – это поиск памяти для единственного ответа на вопрос или ситуацию. Этот область включает в себя большинство областей проблемы логического типа решение. Он отличается от дивергенции ограничением один правильный ответ. Представляется вероятным, что производительность на конвергентных задачах на самом деле является результатом расходящееся производство и оценка, но это часто проверяется на мастерство, и тот, который чаще всего связаны с IQ.
- Операции Оценка – это способность выносить суждения о различных видах информации, суждения, например, какие предметы идентичны в каким-то образом, какие предметы лучше, а какие качества являются общими для различных предметов.
- Ситуации: • Познание семантических единиц связано с способность распознавать слова, т. е. свой словарный запас. • Познание поведенческих трансформаций будет способность воспринимать изменения в выражении индивидуальный. • Люди различаются по способности запоминать не только от других людей, но и среди различного рода информация. • Некоторые люди плохо запоминают лица (поведенческие единицы) могут отлично запоминать каламбуры (семантические трансформации).
- Ситуации: • Например, способность дивергентно производить визуальные единицы включают в себя возможность перечислить большие много изображений, которые включают круг. • Расхождения в поведенческих трансформациях включить возможность пересматривать истории о людях. • Расхождения в символических значениях включают в себя возможность перечислить различные уравнения, которые можно вывести из заданных уравнений.
- Критика Различные исследователи критиковали статистические методы, используемые Гилфордом. • По словам Дженсена (1998), Гилфорд утверждение о несостоятельности g-фактора было под влиянием его наблюдения, что когнитивные тесты личного состава ВВС США не показали корреляции, значительно отличающиеся от нуля. • Согласно одному повторному анализу, это произошло в результате артефакты и методологические ошибки. Применение более надежные методологии, корреляции в Наборы данных Гилфорда положительны.
- Критика • В другом повторном анализе, случайно сгенерированном модели оказались столь же хорошо поддерживаемыми, как и Собственная теория Гилфорда.
- Критика • Модель структуры интеллекта человека Гилфорда. сегодня у способностей мало сторонников. Кэрролл (1993) резюмировал точку зрения более поздних исследователей: «Модель SOI Гилфорда, следовательно, должна быть отмечен как несколько эксцентричный аберрация в истории интеллекта модели; что так много внимания было уделено беспокоит, в той мере, в какой учебники и другие способы его лечения дали впечатление, что модель валидна и широко принято, когда ясно, что это не так».
- Ключевые принципы 1. Рассуждения и навыки решения проблем 2. Память и оппозиции 3. Навыки принятия решений 4. Языковые навыки На основе комбинации трех компонентов интеллект измеряет широкий спектр способностей, необходимых за успехи в учебе.
- Значение для образования Структура философии Интеллекта состоит в том, что интеллект не фиксирован. Интеллекту можно научиться. Тесты IQ реализуют узкие способности, где SI измеряет широкий спектр способностей. Нужно учитывать, что все студенты разные.
- «Психология должна быть главной фундаментальной наукой, на которой практика воспитания зависит. Он должен был поставить образование необходимой информацией о процессы понимания, обучения и мышления, среди другие вещи. Одна из трудностей заключалась в том, что такая теория как было разработано, было основано в первую очередь на исследованиях поведения крыс и голубей. Как кто-то сказал, некоторые Разработанная таким образом теория была оскорблением даже для крыса.» Дж. П. ГИЛФОРД, Природа человеческого интеллекта
- Структура интеллекта
- Каталожные номера: • Гарднер, Х. (1983). Структуры разума: теория множественности Интеллекты. Нью-Йорк: Основные книги. • Гилфорд, Дж. (1950). Креативность. Американский психолог, 5, 444-454. • Гилфорд, Дж. (1967). Природа человеческого интеллекта. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. • Гилфорд, Дж. (1977). Далеко за пределами IQ. Буффало, Нью-Йорк: креатив Формирование образования.