6.2. Психологическая структура сознания
Как можно понять бессознательное? Какие измерения многомерного сознания выделяют в современной психологии?
Сознание и бессознательное. Бессознательное как арефлексивное сознание
Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В ходе анализа сознания, в первую очередь описания практики сознания, мы выделили некоторые его образующие, составляющие компоненты (в частности, его бытийный и рефлексивный компоненты). В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Мы уже отмечали, что выделение З.
Оригинальный подход к проблеме бессознательного предложен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую, «внеприборную реальность», не охватываемую естественными науками, науками о пространственно-протяженных, объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.
Семантический мир — мир бессознательного — раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси:
Разграничение бессознательного и сознательного — это противопоставление континиума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.
Сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно
Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).
В наше время обе формы находятся под жесткой детерминацией семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира, лежащего в основе рационализма Нового времени. Символизм буквально экранирован знаковыми структурами сознания (в наибольшей степени сформированного сознания, в наименьшей — сознания ребенка, художника и т.п.). Поэтому требуется особая практика по формированию измененных (необыденных) состояний сознания, чтобы выходить в символическое пространство нашего мира.
Бытийный и рефлексивный слои сознания
В отечественной психологии сложился другой подход к анализу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для соз
А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.
Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко [23]. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и
В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (рис. 14).
В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.
Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.
Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий. Она заполняется
Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания [25].
Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности» [26].
Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира [27].
Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга» [28]. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.
12.7. Структура сознания по В.П. Зинченко
Опорные слова к вопросу №12 — здесь
Бытийный и рефлексивный слои сознания.
В отечественной психологии сложился другой, отличный от психоаналитического, подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл (см. выше).
Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.
В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа:
Или подробнее, см ниже рисунок: «Структура сознания по В.П. Зинченко.»
В.П.Зинченко указывает, что следует воздержаться от характеристики бытийного и рефлексивного уровней сознания в терминах «высший-низший», «главный-подчиненный». Каждый из уровней выполняет свои функции и при решении различных жизненных задач может доминировать либо один, либо другой.
Дадим краткое описание каждого из компонентов структур, как они представлены в работах А.Н.Леонтьева и В.П.Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других — как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.
В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.
Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.
Смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Исследования смысловой сферы сознания в психологии связаны с анализом воплощения смысла в значениях (глубоко интимный, психологически содержательный процесс; во всей полноте проявляется в художественном творчестве), извлечения (вычерпывания) смыслов из ситуации или наделения ситуации смыслом.
При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл — значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий.
Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.
Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.
Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н.Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».
Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя.
Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации, в условиях монотонности, однообразия окружающего мира. (Депривация — лишение или недостаточное удовлетворение какой-либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы депривации. )
Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга».
В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.
4.1 Что такое сознание? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понять, что подразумевается под сознанием
- Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
- Обсудите концепцию дефицита сна
Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.
Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.
Биологические ритмы
Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рис. 4.2). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.
Рисунок 4.2 Эта диаграмма иллюстрирует циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.
Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, уровня сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.
Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.
Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро (СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов в сетчатке передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рис. 4.3).
Рисунок 4.3 Супрахиазматическое ядро (СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.
Проблемы с циркадными ритмами
В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.
Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регуляция сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.
Нарушения нормального сна
Будь то жаворонок, сова или нечто среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).
Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).
Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно показано в историях, представленных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:
.Если у вас был партнер, который работает на постоянной работе с 9 до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)
Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рис. 4.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).
Рисунок 4.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.
Недостаточный сон
Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.
Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pellegrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pellegrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице 4.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».
Потребность во сне в разном возрасте
Возраст | Рекомендуется | Может подойти | Не рекомендуется |
---|---|---|---|
0–3 месяца | 14–17 часов | 11–13 часов 18–19 часов | Менее 11 часов Более 19 часов |
4–11 месяцев | 12–15 часов | 10–11 часов 16–18 часов | Менее 10 часов Более 18 часов |
1–2 года | 11–14 часов | 9–10 часов 15–16 часов | Менее 9 часов Более 16 часов |
3–5 лет | 10–13 часов | 8–9 часов 14 часов | Менее 8 часов Более 14 часов |
6–13 лет | 9–11 часов | 7–8 часов 12 часов | Менее 7 часов Более 12 часов |
14–17 лет | 8–10 часов | 7 часов 11 часов | Менее 7 часов Более 11 часов |
18–25 лет | 7–9 часов | 6 часов 10–11 часов | Менее 6 часов Более 11 часов |
26–64 года | 7–9 часов | 6 часов 10 часов | Менее 6 часов Более 10 часов |
≥65 лет | 7–8 часов | 5–6 часов 9 часов | Менее 5 часов Более 9 часов |
Стол 4. 1
Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок 4.5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда человек проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.
Рисунок 4,5 Этот рисунок иллюстрирует некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)
Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в сутки. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004).
Введение в сознание | безграничная психология |
Описание сознания
Сознание — это состояние осознания человеком своего окружения, мыслей, чувств или ощущений; чтобы испытать сознание, нужно быть и бодрствующим, и осознанным.
Цели обучения
Проследите историю изучения сознания
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и выявить его основные свойства.
- Изучение сознания помогает ученым пролить свет на внутреннюю работу психологии и неврологии. Ученые, изучающие сознание, исследуют взаимосвязь между заявленным восприятием и нейронной активностью.
- Большинство экспериментальных исследований оценивают сознание, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их опыте, а затем сравнивая их ответы с соответствующей нейронной активностью.
- Хотя первичные сенсорные области мозга часто участвуют в восприятии, именно высшие области мозга, такие как первичная кора, необходимы для возникновения сознания.
- Вопросы, представляющие интерес для исследования сознания, включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.
Ключевые термины
- анозогнозия : Неспособность человека распознать свою болезнь или недостаток.
- подсознательное восприятие : Восприятие ниже порога сознания.
- слепое зрение : Реакция некоторых слепых или частично слепых людей на визуальные стимулы, которые они не осознают.
Сознание — это качество или состояние осознания внешнего объекта или чего-то внутри себя, например мыслей, чувств, воспоминаний или ощущений. Его также определяют следующими способами: чувствительность, осознание, субъективность, способность испытывать или чувствовать, бодрствование, чувство самости и исполнительно-контролирующая система ума. Когда-то многие ученые относились к сознанию скептически, но в последние годы оно стало значимой темой исследований в психологии и неврологии.
Философия сознания
Несмотря на трудности с определением, многие философы считают, что в основе лежит широко разделяемая интуиция о том, что такое сознание. Философы со времен Декарта и Локка пытались понять природу сознания и определить его основные свойства. Вопросы, вызывающие озабоченность в философии сознания, включают следующее: можно ли когда-либо объяснить сознание механистически; существует ли нечеловеческое сознание, и если да, то как его можно распознать; как сознание относится к языку; можно ли понять сознание таким образом, чтобы не требовалось дуалистического различия между ментальными и физическими состояниями или свойствами; и возможно ли когда-нибудь, чтобы компьютеры или роботы обладали сознанием.
Проблема разума и тела
Проблема разума и тела по существу является проблемой сознания; грубо говоря, это вопрос о том, как ментальные переживания возникают из физической сущности. Как наши психические состояния, убеждения, действия и мышление связаны с нашими физическими состояниями, телесными функциями и внешними событиями, учитывая, что тело является физическим, а разум нефизическим?
Первым и наиболее важным философом, решившим эту загадку, был Рене Декарт в 1799 году.0247-й -й век, и его ответ был назван картезианским дуализмом. Объяснение картезианского дуализма состоит в том, что сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (сфера мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa (сфера протяженности). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга. Он также предложил шишковидную железу в качестве точки взаимодействия, но позже несколько раз оспаривал это утверждение. Эти проблемы вызвали некоторые ключевые первоначальные исследования сознания, которые мы вскоре обсудим.
Ранние представления о сознании
На протяжении более 2000 лет вопросы, окружающие человеческое сознание — например, как повседневная внутренняя работа нашего мозга порождает единую связную реальность и ощущение индивидуального «я», — ставили в тупик философов от Платона до Декарта. Декарт, как упоминалось ранее, известен своей дуалистической теорией сознания, в которой физическое тело отделено от нематериального разума. Он также дал самое известное резюме человеческого сознания: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Исторический материализм Карла Маркса отвергает дихотомию разума и тела и считает, что сознание порождается материальными случайностями окружающей среды. Джон Локк, еще один ранний философ, утверждал, что сознание и, следовательно, личная идентичность не зависят от всех субстанций. Он указал, что нет никаких оснований предполагать, что сознание связано с каким-либо конкретным телом или разумом или что сознание не может быть перенесено из одного тела или разума в другое.
Американский психолог Уильям Джеймс сравнил сознание с потоком — непрерывным и непрерывным, несмотря на постоянные сдвиги и изменения. В то время как в первой половине двадцатого века акцент большей части исследований в психологии сместился на чисто наблюдаемое поведение, исследования человеческого сознания значительно расширились с 1950-х годов.
Современные исследования сознания
Сегодня основное внимание в исследованиях сознания уделяется пониманию того, что означает сознание 9.0249 и биологически и психологически. Он задается вопросом, что означает присутствие информации в сознании, и пытается определить нейронные и психологические корреляты сознания. Интересующие вопросы включают такие явления, как восприятие, подсознательное восприятие, слепое зрение, анозогнозия, мозговые волны во время сна и измененные состояния сознания, вызванные психоактивными препаратами или духовными или медитативными техниками.
Большинство экспериментальных исследований оценивают сознание, запрашивая у испытуемых словесный отчет об их переживаниях. Однако, чтобы подтвердить значение этих словесных сообщений, ученые должны сопоставить их с активностью, которая одновременно происходит в мозгу, то есть они должны искать нейронные корреляты сознания. Надежда состоит в том, чтобы обнаружить, что наблюдаемая активность в определенной части мозга или конкретный паттерн глобальной мозговой активности будут в значительной степени предсказывать сознательное осознание. Несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ, использовались для физических измерений активности мозга в этих исследованиях.
Более широко признано, что высшие области мозга необходимы для возникновения сознания, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде высших когнитивных функций, известных под общим названием исполнительные функции.
Префронтальная кора : На этом изображении показано расположение префронтальной коры, области мозга, активно участвующей в сознании.
История теорий сознания
Теории сознания включают в себя аспекты развития, культуры, нейронов, вычислений и морали.
Цели обучения
Критика основных теорий о человеческом сознании
Ключевые выводы
Ключевые положения
- Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции. как в восточной, так и в западной культуре.
- Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством.
- Зигмунд Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное.
- Современные психологические подходы к пониманию сознания включают эволюционный, социальный и нейропсихологический; каждый вносит свой вклад в понимание того, чем может быть сознание.
Ключевые термины
- сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.
- Зигмунд Фрейд : (1856–1939) австрийский невролог, который стал известен как отец-основатель психоанализа.
Исторические теории сознания
Теории сознания майя и инков
Впервые появившись в исторических записях древних цивилизаций майя и инков, различные теории множественных уровней сознания проникли в духовные, психологические, медицинские и моральные спекуляции как в восточных, так и в западных культурах. Сознание можно определить как осознание человеком как внутренних, так и внешних раздражителей. Из-за случайного, а иногда и существенного совпадения гипотез в последнее время предпринимались попытки объединить точки зрения для формирования новых моделей, объединяющих компоненты отдельных точек зрения.
Древние майя были одними из первых, кто предложил организованное понимание каждого уровня сознания, его цели и временной связи с человечеством. Поскольку сознание включает в себя стимулы из окружающей среды, а также внутренние стимулы, майя считали его самой базовой формой существования, способной к эволюции. Инки, однако, считали сознание прогрессом не только осознания, но и заботы о других.
Джон Локк о Сознании
Джон Локк, философ XVII века, был одним из первых, кто заговорил и написал о сознании. Он считал, что наша личность связана с нашим сознанием, которое он, по сути, определял как то, что проходит через человеческий разум или воспоминания. Он также утверждал, что наше сознание не привязано к нашим физическим телам и что оно может выжить даже после смерти наших физических тел. Фактически Локк считал, что сознание может передаваться от одной души к другой.
Рене Декарт о сознании
Рене Декарт также обратился к идее сознания в 17 веке. Он намеревался ответить на вопрос, как возможно, что наше сознание, нефизическая вещь, может исходить из наших тел, физической вещи. Объяснение, которое он придумал, было названо картезианским дуализмом; Короче говоря, сознание находится в нематериальной области, которую он назвал res cogitans (сфера мысли), в отличие от области материальных вещей, которую он назвал res extensa 9.0250 (сфера расширения). Он предположил, что взаимодействие между этими двумя доменами происходит внутри мозга.
Зигмунд Фрейд о сознании
В то время как восточные взгляды на сознание оставались относительно стабильными на протяжении веков, западные взгляды стали определяться колебаниями в теории. Одна из самых популярных западных теорий принадлежит Зигмунду Фрейду, врачу и отцу психоаналитической теории. Фрейд разделил человеческое сознание на три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное. Каждый из этих уровней соответствует и перекрывается с идеями Фрейда об ид, эго и суперэго. Сознательный уровень состоит из всего того, что мы осознаем, включая то, что мы знаем о себе и своем окружении. Предсознание состоит из вещей, на которые мы могли бы обратить сознательное внимание, если бы захотели, и именно там хранится множество воспоминаний, которые можно легко найти. Фрейд рассматривал предсознание как состоящее из мыслей, которые в данный конкретный момент бессознательны, но не вытеснены и, следовательно, доступны для припоминания и легко могут стать осознанными (например, эффект кончика языка). Бессознательное состоит из вещей, которые находятся за пределами сознательного понимания, включая множество воспоминаний, мыслей и побуждений, о которых мы не знаем. Многое из того, что хранится в бессознательном, считается неприятным или противоречивым; например, сексуальные импульсы, которые считаются неприемлемыми. Хотя эти элементы хранятся вне нашего сознания, тем не менее считается, что они влияют на наше поведение.
Уровни сознания Фрейда : На этом рисунке показаны соответствующие уровни ид, эго и суперэго. Часть над водой известна как сознательный уровень; верхний уровень волн чуть ниже поверхности и выше белой линии — это предсознательный уровень; а нижний уровень — это бессознательное.
Современные теории сознания
Хотя теория Фрейда остается одной из самых известных, различные школы в области психологии разработали свои собственные точки зрения, которые мы рассмотрим ниже. Важно отметить, что эти точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими, просто разные подходы к одним и тем же вопросам.
Психология развития сознания
Психологи развития рассматривают сознание не как единое целое, а как процесс развития с потенциальными более высокими стадиями когнитивных, моральных и духовных качеств. Они утверждают, что сознание меняется со временем по качеству и степени: сознание младенца качественно отличается от сознания малыша, подростка или взрослого. Аномальное развитие также влияет на сознание, как и психические заболевания.
Социальная психология сознания
Социальные психологи рассматривают сознание как продукт культурного влияния, мало связанного с личностью. Например, поскольку разные культуры говорят на разных языках, они также по-разному кодифицируют реальность. Это различие в кодификации приводит к различиям в восприятии реальности и, следовательно, сознания. Язык является основным механизмом передачи модуса сознания, и анализ языка может в какой-то степени выявить менталитет людей, говорящих на этом языке.
Нейропсихология сознания
Нейропсихологи считают, что сознание укоренено в нейронных системах и органических структурах мозга. Большая часть современной научной литературы по сознанию состоит из исследований, изучающих взаимосвязь между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу, то есть исследованиями нейронных коррелятов сознания. Надежда состоит в том, чтобы найти активность в определенной части мозга или определенный паттерн глобальной активности мозга, который будет сильно предсказывать сознательное осознание. В этих исследованиях для физических измерений активности мозга использовались несколько методов визуализации мозга, таких как ЭЭГ и фМРТ.
Нейронные основы сознания
Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу.
Цели обучения
Анализ нейронных механизмов, лежащих в основе осознания
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Сознание — это осознание себя в пространстве и времени. Исследователи пытаются изучить состояния человеческого сознания и различия в восприятии, чтобы понять, как работает тело, чтобы производить сознательное осознание.
- Нейронные корреляты сознания (NCC) — это наборы нейронов и ряды событий, необходимых для сознательного восприятия. Было обнаружено, что нейронные корреляты в мозгу являются как избыточными, так и параллельными, что затрудняет точное определение активности мозга для исследователей.
- Сознание различается как по возбуждению, так и по содержанию. У нас есть два типа сознательного опыта: феноменальный, или в данный момент, и доступ, который вызывает опыт из памяти.
- Нейронные корреляты сознания изучаются с помощью фМРТ и ЭЭГ, которые пытаются определить активность мозга. Самыми популярными стимулами для этих исследований стали визуальные тесты, поскольку их легко записывать и ими легко манипулировать.
Ключевые термины
- возбуждение : Физиологическое и психологическое состояние бодрствования или реакции на раздражители, включая учащенное сердцебиение и кровяное давление, а также состояние сенсорной настороженности, подвижности и готовности реагировать.
- сознание : Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.
Сознание — это осознание себя, окружающей среды и отношений между этими двумя разными мирами. Многие люди, от древних философов до современных ученых, изо всех сил пытались понять, исследовать и задокументировать процессы, связанные с человеческим сознанием. Во многом благодаря достижениям медицины, науки и психологии мы многое узнали о том, как создаются состояния сознания. Текущие исследования изучают нейронные корреляты сознания, изучая опыт, о котором сообщают субъекты, и записывая одновременную активность, происходящую в их мозгу. Исследователи продолжают искать мозговую активность или глобальные мозговые паттерны, которые могут предсказывать сознательное сознание.
Нейронные корреляты сознания (NCC)
Нейронные корреляты сознания (NCC) относятся к взаимосвязи между переживаниями, о которых сообщают субъекты, и активностью, которая одновременно происходит в их мозгу. Физический мир воспринимается человеческим сознанием через органы чувств, которые направляют стимулы и информацию в центральную нервную систему и, в конечном счете, в мозг. Мозг является основным органом, участвующим в превращении физических раздражителей в мысли и действия. Изучение NCC направлено на то, чтобы связать объективную, наблюдаемую нейронную активность с субъективными, ненаблюдаемыми, сознательными явлениями. Хотя обнаружение и описание нейронных коррелятов не может предложить собственную теорию сознания, данные и результаты могут однажды привести к такому открытию.
Нейронные корреляты сознания : Изучение нейронных коррелятов сознания направлено на то, чтобы связать деятельность мозга с субъективными человеческими переживаниями в физическом мире.
Было обнаружено, что нейронные сети обладают большой степенью избыточности и параллелизма, так что нельзя сказать, что активность в одном наборе нейронов обязательно коррелирует с одним и тем же восприятием во времени. Ученые полагают, что, возможно, каждое феноменальное субъективное состояние имеет свой собственный нейронный коррелят. Непрерывный прогресс в способности стимулировать или вызывать активность в определенных областях мозга или наборах нейронных сетей поможет ученым ответить на все более сложные вопросы о характеристиках и сходствах между нейронными коррелятами.
Нейробиология и сознание
Наука о сознании стремится объяснить точную связь между субъективными психическими состояниями и состояниями мозга, связь между сознательным умом и электрохимическими взаимодействиями в теле. Прогресс в этой области был достигнут за счет сосредоточения внимания на теле, а не на разуме. В этом контексте нейрональные корреляты сознания можно рассматривать как его причины, а сознание можно рассматривать как зависящее от состояния свойство некоторой сложной, адаптивной и тесно взаимосвязанной биологической системы.
Большинство нейробиологов полагают, что переменные, порождающие сознание, находятся на нейронном уровне, подчиняющемся классической физике. Больше, чем когда-либо раньше, нейробиологи могут манипулировать нейронами
, используя методы молекулярной биологии в сочетании с современными оптическими инструментами (например, Adamantidis et al. , 2007). Нейронный анализ и методы визуализации мозга стали настолько детальными, что рациональное понимание сознания уже в пределах досягаемости.
Измерения нейронного сознания: возбуждение и содержание
Нейронное сознание часто описывается как включающее два различных измерения: возбуждение и содержание. Для того чтобы мозг осознавал любой тип содержимого, он должен находиться в состоянии высокого возбуждения. Хотя состояния бодрствования и сновидения являются принципиально разными состояниями сознания, они оба вызывают сильное возбуждение и, таким образом, допускают восприятие. Сон — это лишь один из многих типов сознания, которые мы можем испытывать, и сам он включает в себя несколько состояний сознания. Сознание также может быть феноменальным, например, нашим опытом в реальном времени, или доступным, например, воспоминанием о состоянии бытия или ощущении.
Области мозга, связанные с сознанием
Еще одна идея, привлекающая внимание на протяжении нескольких десятилетий, заключается в том, что сознание связано с высокочастотными (гамма-диапазон) колебаниями активности мозга. Эта идея возникла из предложений 1980-х годов Кристофа фон дер Мальсбурга и Вольфа Зингера о том, что гамма-колебания могут связывать информацию, представленную в разных частях мозга, в единый опыт.
Несколько исследований показали, что активность первичных сенсорных областей мозга недостаточна для того, чтобы вызвать сознание: субъекты могут сообщать об отсутствии сознания, даже когда такие области, как первичная зрительная кора, демонстрируют четкие электрические реакции на стимул. Высшие области мозга рассматриваются как более перспективные, особенно префронтальная кора, которая участвует в ряде исполнительных функций (высшего порядка). Имеются существенные доказательства того, что поток нейронной активности «сверху вниз» (т. е. активность, распространяющаяся от лобной коры к сенсорным областям) лучше предсказывает состояние сознания, чем поток активности «снизу вверх». Однако префронтальная кора — не единственная область-кандидат: исследования показали, что зрительно реагирующие нейроны в частях височной доли отражают зрительное восприятие в ситуации, когда разным глазам предъявляются противоречивые зрительные образы.
Визуализация мозга и сознание
Одна популярная теория предполагает, что разные паттерны мозговых волн вызывают разные состояния сознания. Исследователи могут записывать мозговые волны или отслеживать электрическую активность в мозге, используя электроэнцефалограф (ЭЭГ) и помещая электроды на кожу головы. Каждый из четырех типов мозговых волн (альфа, бета, тета и дельта) соответствует одному психическому состоянию (расслабленному, бдительному, легкому и глубокому сну соответственно).
Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) также может использоваться для измерения физической активности мозга, которая коррелирует с различными состояниями сознания и восприятиями. Легкость, с которой можно манипулировать зрительным восприятием во времени и пространстве, сделала визуальные исследования, такие как куб Неккера, одним из наиболее предпочтительных методов изучения нейронных коррелятов сознания. Эти исследования берут, казалось бы, простой и однозначный визуальный стимул и фиксируют различия в его субъективном восприятии участником исследования. Куб, например, представляет собой 12 основных линий, которые можно интерпретировать с разной глубиной, создавая визуальную иллюзию. Ученые заинтересованы в том, чтобы определить, какие нейронные корреляты приводят к различным ментальным интерпретациям.
Куб Неккера : Куб Неккера — популярный визуальный стимул, используемый для изучения различий в зрительном восприятии человека. Можно воспринимать переднюю часть куба под двумя разными углами.
Лицензии и ссылки
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
- Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- анозогнозия. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- подсознательное восприятие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- слепое зрение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Уровень сознания (Эзотерика). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Предсознательное. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Зигмунд Фрейд. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Structural-Iceberg. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright
- сознание. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Человек. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Нейронные корреляты сознания. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Введение в психологию/когнитивную психологию. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Введение в психологию/состояния сознания. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/Intro-to-Psychology.pdf. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Исследования сознания/Введение. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Сознание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- возбуждение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Структурный-Айсберг.