Страница не найдена
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Шляков Алексей Владимирович ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Профессор кафедры «Гуманитарных наук и технологий» Доктор философских наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4294-2704 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=680196 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200215406 Ребышева Лидия Васильевна ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия Доцент кафедры …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Рахимова Светлана Ривнеровна МАОУ «Гимназия города Лабытнанги», Лабытнанги, Россия Заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Стерлитамакский филиал, Стерлитамак, Россия Аспирант E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3797-3477 Аннотация.
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Хвощевская Ирина Валерьевна ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Великий Новгород, Россия Научный сотрудник Кандидат фармацевтических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5130-5486 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=179283 Аннотация. Статья посвящена анализу культурологических особенностей самобытности России в русской литературе. Особое внимание автор уделяет …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Чопсиева Гюльсум Мамед кызы ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Преподаватель кафедры «Немецкой филологии, аспирант» E-mail: chopsieva@sfedu. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4039-2064 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1109556 Аннотация. Образ мигранта требует внимательного подхода при его создании в СМИ. Одним …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Басс Екатерина Викторовна ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия Старший преподаватель кафедры «Иноязычной коммуникации и лингводидактики» E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1803-4607 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=648892 Выстропова Ольга Станиславовна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Доцент кафедры …
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Хасанова Ольга Олеговна ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» Стерлитамакский филиал, Стерлитамак, Россия Доцент кафедры «Русского языка и литературы» Кандидат филологических наук E-mail: o.
28.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Михеева Светлана Львовна ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева», Чебоксары, Россия Доцент кафедры «Начального образования» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6895-4722 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=665117 WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AAZ-9414-2020 Аннотация. В статье на материале русского языка рассматриваются условия функционирования …
14.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Карпикова Ирина Серафимовна ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Социологии и психологии» Кандидат экономических наук, Доцент E-mail: ikarpikova@mail.
14.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Чжан Синьюй Университет Саньмин, Саньмин, Китай Преподаватель кафедры «Дизайна и архитектуры», лектор ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры», Краснодар, Россия, Аспирант E-mail: [email protected] Аннотация. В последние годы в области 3D-анимации наблюдается значительный рост включения инновационных подходов, что обусловлено развитием компьютерных …
12.04.2023
Читать далее…
2023. — Т 14. — №1, Статьи →
Каталкина Наталья Анатольевна ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия Доцент Кандидат филологических наук, доцент E-mail: nat-vassiljeva@yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4150-6596 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=725855 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57216944173 Богданова Надежда Викторовна ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия Доцент Кандидат педагогических …
12.04.2023
Читать далее…
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста – ЦПМСС
К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь (устную и письменную), Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации.
ВОСПРИЯТИЕ — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Научите ребенка:
– Различать цвета и их оттенки.
– Различать форму предметов и геометрические фигуры.
– Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
– Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
– Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
– Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
– Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
– Различать и называть части суток, их последовательность.
– Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Учите ребенка:
– Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
– Описывать различные свойства окружающих его предметов.
– Узнавать предметы по заданным признакам.
– Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
– Находить противоположные по значению понятия.
– Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.
ВНИМАНИЕ — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
— выкладывания узора из мозаики;
— выкладывания фигуры из палочек по образцу;
— исключения лишнего;
— нахождения различий в двух похожих картинках;
— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывания бусинок по образцу;
— срисовывания по клеточкам;
— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает, устраните отвлекающие факторы.
ПАМЯТЬ можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ
* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
* При появлении у вашего ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.
Таким образом, развивая у дошкольника интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения, распорядка дня.
Рекомендации подготовил дефектолог Машьянова Татьяна Тимофеевна.
Информация подготовлена на основе:
http://sch594.mskobr.ru/files/rekomendacii_roditelyam_po_razvitiyu_poznavatel_nyh_processov.pdf
Ощущение и восприятие: чувства
Ощущение — это процесс, посредством которого физическая энергия от объектов в мир или в теле стимулирует органы чувств. Мозг интерпретирует и организует эту сенсорную информацию в процессе, называемом восприятием
Измерение чувств
Психологи оценивают остроту чувств тремя способами:
- Измерение абсолютный порог
- Измерение порог разницы
- Подача сигнала теория обнаружения
Абсолютный порог Минимальное количество стимуляции требуется человеку для обнаружения стимула 50 процентов времени. Порог разницы — наименьшая разница в стимуляции которые могут быть обнаружены в 50 процентах случаев. Порог разницы иногда называют просто заметна разница ( jnd
Пример: Если бы кто-то сравнил два слабых стимула, например два очень слегка сладкие жидкости, он мог бы уловить небольшая разница в количестве сладости. Однако если бы он был сравнение двух интенсивных раздражителей, таких как два очень сладких жидкости, он мог обнаружить только гораздо большую разницу в количество сладости.
Исследователи используют Теория обнаружения сигнала , чтобы предсказать, когда будет обнаружен слабый сигнал. Эта теория исходит из того, что способность Обнаружение сигнала зависит не только от силы сигнала, но и от опыт воспринимающего, его мотивация, ожидания и степень бдительности. Разные люди по-разному реагируют на один и тот же сигнал, и один и тот же человек может обнаруживать конкретный сигнал в одно время, но не в другое. Кроме того, люди могут часто обнаруживают один тип сигнала в сенсорной модальности, такой как слух или зрение но не обращайте внимания на другие типы сигналов в той же сенсорной модальности.
Сенсорная адаптация
Когда люди заходят в ресторан, они, вероятно, сразу замечают запахи еды. прочь. Однако по мере того, как они сидят в ресторане, запахи постепенно становятся меньше.
Развитие органов чувств
Младенцы обладают всеми основными сенсорными способностями и многими навыками восприятия, но эти способности со временем развиваются и становятся более чувствительными. Младенцы может распознать разницу между человеческим голосом и другим звуки, и они могут определить источник звука. Они могут распознать разницу между запахами и очень рано может распознать запах своей матери. особый запах. Что касается вкуса, они могут различать сладкий и соленый. Младенцы также обладают довольно хорошими зрительными способностями. Вскоре после рождения, они могут различать предметы разного цвета и размера. Когда они всего несколько недель от роду, они начинают различать контрасты, тени, и узоры, и они могут воспринимать глубину уже через несколько месяцы.
Сенситивные периоды
Даже врожденные навыки восприятия нуждаются в подходящей среде для правильно развиваться. Отсутствие определенных переживаний в сензитивные периоды развитие ухудшает способность человека воспринимать мир.
Пример: Люди, родившиеся слепыми, но прозревшие в взрослые обычно находят визуальный мир запутанным. Поскольку эти взрослые были слепы в младенчестве, они упускали сенсорные опыт, необходимый для развития их зрительной системы в полной мере.
Раздел 4: Ощущение и восприятие
- Введение
- Некоторые люди прекрасно видят, но не могут узнать членов своей семьи. У этого человека так называемая прозопагнозия, также известная как «лицевая слепота». Это иллюстрирует разницу между ощущением и восприятием.
- Ощущение в данном случае — это способность видеть, но включает слух, осязание, вкус и обоняние.
- Восприятие — это то, как мы объединяем импульсы, полученные от наших органов чувств, чтобы они имели смысл. Хотя человек может прекрасно видеть, он не может воспринимать или правильно обрабатывать импульсы, чтобы они имели смысл.
- Ощущение является частью восходящей обработки, когда наши чувства посылают информацию в наш мозг.
- Восприятие является частью нисходящей обработки, когда наш мозг собирает информацию, чтобы понять смысл посылаемых ему импульсов.
- Некоторые люди прекрасно видят, но не могут узнать членов своей семьи. У этого человека так называемая прозопагнозия, также известная как «лицевая слепота». Это иллюстрирует разницу между ощущением и восприятием.
- Избирательное внимание
- Мы воспринимаем много информации. По оценкам ученых, мы наблюдаем 11 000 000 бит информации за секунды . Но мы отсеиваем все, кроме 40 бит.
- Способность отсеивать сенсорную информацию и сосредотачиваться только на небольшой ее части называется избирательное внимание . Представьте домохозяйку, рассказывающую мужу, что нужно сделать по дому, пока он смотрит футбольный матч по телевизору, не обращая внимания на то, что она говорит. У него избирательное внимание.
- Эффект коктейльной вечеринки – это способность человека выделять один голос среди множества других, а затем «переключать каналы» на другой голос. Человек в переполненной переговорной комнате может отсеивать другие голоса и разговаривать с одним человеком. Затем первый человек может выделить другой голос и при желании «настроиться» на него.
- В автомобильных авариях наблюдается избирательное внимание. Люди, которые разговаривают или отправляют текстовые сообщения по телефону, отвлекаются на телефон и с большей вероятностью потерпят крах (в одном исследовании в 4 раза больше для разговоров, в 23 раза больше для текстовых сообщений). Если говорить более конкретно, чем «отвлекаться», они выборочно концентрируют свое внимание на одной задаче за раз, например, вождении автомобиля или отправке текстовых сообщений, а другая страдает.
- Несмотря на утверждения людей о «многозадачности», мы, люди, концентрируемся на чем-то одном.
- На оборотной стороне селективная невнимательность или невнимательная слепота . Это способность целенаправленно блокировать все сенсорные входные данные, кроме одного, – чтобы сосредоточиться только на чем-то одном.
- Это было замечено в эксперименте, когда человек в костюме гориллы шел среди людей, проходящих мимо баскетбольного мяча. Наблюдатели должны были считать баскетбольные передачи, чтобы они сосредоточились на этой задаче. Большинство людей никогда не видели гориллу.
- Точно так же существует слепота к изменениям , когда люди не замечают смены «декорации» после краткого перерыва.
- Это было видно в сцене, где человек А получал указания от прохожего, затем его прервали строители, а затем его заменил человек Б. Прохожий не замечает переключения с человека А на человека Б 40% время.
- В слепоте выбора люди не осознают выбор или предпочтения, которые они делают.
- Это было замечено в эксперименте, когда женщинам показывали две картинки и просили выбрать наиболее привлекательного человека. Затем их обманули, показали того, кого они отвергли, и спросили: «Почему вы выбрали этого человека как более привлекательного».
- Только 13% поймали переключение. Они объяснили, почему выбрали именно этого человека.
- На вопрос, узнают ли они переключатель, 84% ответили, что поймают переключатель. Это стало известно как слепота выбора слепота — они не могут видеть, что они слепы к выбору.
- Во всплывающем окне что-то заметно отличается от других и, таким образом, всплывает перед зрителем. Представьте себе картинку с сотней белых кошек и одной черной собакой. Черная собака выскакивает к вам.
- Пороги
- Мы чувствуем лишь обрывок поступающей к нам информации. Мы не можем все видеть (например, рентгеновские лучи или радиоволны) или все слышать (домашняя собака слышит гораздо больше, чем мы).
- Возьмем, к примеру, звук. В какой-то момент мы не можем слышать частоту (но собака все еще может). Эта точка отсечки ощущений называется абсолютным порогом . Он определяется как минимальная стимуляция, необходимая для обнаружения света, звука, давления, вкуса или запаха в 50 % случаев.
- Например, люди теряют способность слышать высокие частоты по мере взросления.
- Подростки используют его для установки «комариных» рингтонов, которые взрослые, скорее всего, не услышат. Компании используют это, чтобы отпугнуть слоняющихся подростков.
- Теория обнаружения сигнала это идея, согласно которой прогнозирование того, обнаружим ли мы стимул, зависит не только от стимула, но и от нашего опыта, ожиданий, мотивации и бдительности.
- Люди в ситуациях жизни или смерти, таких как война, часто имеют повышенное обнаружение сигнала.
- Подсознательная стимуляция (сродни «подсознательному восприятию») — это стимуляция чуть ниже нашего уровня сознания. Это происходит, когда мы подвергаемся воздействию раздражителя, но просто не осознаем этого. Например, изображение может появиться так быстро, что мы даже не поймем, что видели его.
- Можем ли мы это почувствовать? По определению да, потому что абсолютный порог составляет 50% времени. Таким образом, мы можем ощущать это в 49% случаев.
- Могут ли эти бессознательные стимулы влиять на наше поведение? Мы пока не уверены в ответе на этот вопрос.
- В одном исследовании подсознательные стимулы могут запускать или готовить ответы. Это означает, что подсознательный стимул готовил людей к ответу на второй стимул.
- Порог различия или просто заметная разница ( JND ) – это минимальное различие между двумя стимулами, которое может быть обнаружено не менее чем в 50 % случаев.
- Например, представьте, что вы поднимаете 20-фунтовую гирю, а затем 20-фунтовую гирю на 1 унцию, вы, скорее всего, не заметите разницы. Если бы вы продолжали увеличивать вес, вы бы в конце концов сказали: «Это тяжелее». При некотором весе вы заметите это в 50% случаев, это JND.
- Закон Вебера говорит, что разница между двумя стимулами должна различаться на постоянную пропорцию , а не на постоянную величину .
- Подумайте о весе, вес должен отличаться на 2%, чтобы человек заметил разницу.
- Подумайте о звуке, два тона должны отличаться на 0,3%, чтобы человек заметил разницу.
- Сенсорная адаптация
- Сенсорная адаптация – это снижение чувствительности человека к сенсорному раздражителю. Другими словами, если стимул сохраняется, вы к нему привыкаете.
- Подумайте о человеке, который пролил немного духов в классе. Сначала сильно пахнешь, но к концу урока уже не замечаешь. Как только входит следующий класс, ученики спрашивают: «Что это за запах?»
- Это также работает для зрения. Обычно наши глаза сканируют все, чтобы «принять все это». Если бы вас заставляли смотреть на одно и то же снова и снова, вы бы в конце концов перестали это видеть.
- Сенсорная адаптация – это снижение чувствительности человека к сенсорному раздражителю. Другими словами, если стимул сохраняется, вы к нему привыкаете.
- Ввод стимула: световая энергия
- Процесс , при котором наши глаза воспринимают световую энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые может обрабатывать наш мозг, называется трансдукция .
- Визуальный свет составляет очень небольшую часть электромагнитного спектра. Но это та часть, которую мы видим.
- Видимый свет имеет две важные характеристики…
- Частота – Частота относится к длине волны световой волны или, как волны на пляже, к частоте их ударов. Подумайте о «FM» (частотной модуляции) в радио, где длина волны радиоволн изменяется.
- Амплитуда – Амплитуда относится к интенсивности световой волны или, как волны на пляже, к тому, насколько сильно они ударяются. Подумайте об «АМ» (амплитудной модуляции) в радио, где изменяется амплитуда радиоволны.
- Ввод стимула: световая энергия
- Зрение является доминирующим чувством у людей. Зрячие люди используют зрение для сбора информации об окружающей среде больше, чем любое другое чувство. Процесс зрения состоит из нескольких этапов…
- Шаг 1: Сбор света
- Глаза преобразовывают или преобразуют световую энергию в нейронные сообщения.
- Шаг 1: Сбор света
- Зрение является доминирующим чувством у людей. Зрячие люди используют зрение для сбора информации об окружающей среде больше, чем любое другое чувство. Процесс зрения состоит из нескольких этапов…
- Глаз
- Шаг 2: Внутри глаза
- Роговица — Прозрачное защитное покрытие передней части глаза.
- Зрачок -небольшое отверстие в радужной оболочке, через которое свет попадает в глаз.
- Радужная оболочка – окрашенная часть глаза.
- Хрусталик — прозрачная часть глаза внутри зрачка, которая фокусирует свет на сетчатке.
- Сетчатка – оболочка глаза, содержащая рецепторные клетки, чувствительные к свету. Здесь происходит трансдукция.
- Этап 3: Трансдукция
- Трансдукция — процесс, посредством которого сенсорные сигналы преобразуются в нервные импульсы.
- Рецепторная клетка – Специализированная клетка, реагирующая на определенный тип энергии.
- Палочки — Рецепторные клетки сетчатки, отвечающие за ночное зрение и восприятие яркости.
- Колбочки – Рецепторные клетки сетчатки, ответственные за цветовое зрение.
- Фовеа — Область сетчатки, которая является центром поля зрения.
- Зрительный нерв — пучок аксонов ганглиозных клеток, который передает нервные сообщения от каждого глаза к мозгу.
- Слепое пятно — Место на сетчатке, где аксоны всех ганглиозных клеток выходят из глаза и где нет рецепторов.
- Перекресток зрительных нервов — Точка у основания мозга, где некоторые волокна зрительного нерва от каждого глаза переходят на другую сторону мозга.
- Шаг 2: Внутри глаза
- Визуальная обработка информации
- Шаг 4: В мозгу
- В мозге есть специализированные клетки, называемые детекторами признаков . Эти клетки специализируются именно на том, о чем говорят: они обнаруживают такие особенности, как углы, линии, края и движения.
- В отличие от компьютеров, использующих «последовательную обработку» (они выполняют операции по одной за раз), наш мозг выполняет параллельную обработку или выполняет несколько задач одновременно. Например, глядя на птицу, мы одновременно воспринимаем ее цвет, движение, форму и глубину.
- Шаг 4: В мозгу
- Цветовое зрение
- Теории цветового зрения…
- Трихроматическая теория — Теория цветового зрения, согласно которой восприятие всех цветов происходит от трех различных цветовых рецепторов в сетчатке.
- Теория оппозиционного процесса — Теория цветового зрения, согласно которой три группы цветовых рецепторов реагируют по принципу «или/или» для определения воспринимаемого вами цвета.
- Дальтонизм — Частичная или полная неспособность воспринимать оттенки.
- Трихроматы — Люди с нормальным цветовым зрением.
- Монохроматы — Люди с полной дальтонизмом.
- Дихроматы — Люди, слепые к красно-зеленому или желто-синему цвету.
- Теории цветового зрения…
- Слух: Стимулирующий вход: звуковые волны
- Уши содержат структуры как для слуха, так и для чувства равновесия. Восьмой черепной нерв (преддверно-улитковый нерв, состоящий из слухового и вестибулярного нервов) несет нервные импульсы для слуха и равновесия от уха к мозгу.
- Термины, относящиеся к звуку, включают…
- Амплитуда – Высота волны, определяющая громкость звука, измеряемая в децибелах.
- Частота — Количество циклов в секунду в волне; в звуке это основной детерминант высоты тона.
- Герц (Гц) — количество циклов в секунду; единица измерения частоты волн.
- Высота тона — Слуховой опыт, соответствующий прежде всего частоте звуковых колебаний, приводящий к повышению или понижению тона
- Децибел — Магнитуда волны; в звуке основной детерминант громкости звуков
- Ухо
- Слуховой проход – Также называемый слуховым проходом, переносит звуковые волны в ухо.
- Барабанная перепонка — Мембрана в конце слухового прохода. Он вибрирует из-за звуковых волн.
- Молоточек, наковальня, стремечко – три маленькие косточки в среднем ухе, которые передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо.
- Овальное окно — Мембрана, пересекающая отверстие между средним ухом и внутренним ухом, передающая колебания на улитку.
- Круглое окно — Мембрана между средним ухом и внутренним ухом, которая выравнивает давление во внутреннем ухе.
- Улитка — Часть внутреннего уха, содержащая жидкость, которая вибрирует, что, в свою очередь, вызывает вибрацию базилярной мембраны. Для психологии это может быть самая важная часть уха, потому что здесь звуковые волны преобразуются в нервные импульсы.
- Базилярная мембрана — Вибрирующая мембрана в улитке внутреннего уха; он содержит сенсорные рецепторы для звука.
- Кортиев орган -Структура на поверхности базилярной мембраны, содержащая клетки-рецепторы слуха.
- Слуховой нерв – пучок нейронов, несущий сигналы от каждого уха к головному мозгу.
- Теории высоты тона — Как и в случае с цветовым зрением, две разные теории описывают два процесса, связанных со слухом в высоте тона:
- Теория места -Теория, согласно которой высота звука определяется местом наибольшей вибрации базилярной мембраны.
- Теория частоты -Теория, согласно которой высота звука определяется частотой, с которой возбуждаются волосковые клетки в улитке.
- Потеря слуха и культура глухих
- Потеря слуха возникает, когда люди полностью или частично теряют способность слышать из-за громких звуков, инфекций, травм головы, повреждения головного мозга и генетических заболеваний. Потеря слуха часто встречается у пожилых людей. Существует несколько типов потери слуха:
- Кондуктивная потеря слуха: Это происходит, когда звуковые колебания от барабанной перепонки к внутреннему уху блокируются. Это может быть вызвано наличием ушной серы в слуховом проходе, скоплением жидкости в среднем ухе, ушными инфекциями или аномальным ростом костей.
- Нейросенсорная потеря слуха: возникает при повреждении преддверно-улиткового (слухового) нерва. Этот тип потери слуха может быть вызван травмой головы, врожденными дефектами, высоким кровяным давлением или инсультом.
- Пресбиакузис: Это происходит из-за изменений во внутреннем ухе. Это очень распространенный тип потери слуха, который происходит постепенно в пожилом возрасте.
- Звон в ушах: Люди с шумом в ушах слышат постоянный звон или рев. Причину этого звона не всегда можно найти. Некоторые случаи шума в ушах вызваны ушной серой, ушными инфекциями или реакцией на антибиотики, но есть много других возможных причин этого расстройства.
- Осязание
- Существует четыре типа осязания: давление, тепло, холод и боль.
- Стимуляция этих точек приводит к следующим результатам…
- Соседние точки давления вызывают щекотку.
- Поглаживание мест надавливания вызывает зуд.
- Прикосновение к холодным местам и местам сдавливания вызывает ощущение влажности.
- Соприкосновение теплого и холодного вместе дает ощущение жара.
- Иллюзия резиновой руки показывает влияние сверху вниз.
- Здесь фальшивая рука гладится вместе с другой настоящей рукой человека, которая скрыта. У большинства людей они почувствуют ощущение в другой нетронутой руке.
- Это иллюстрирует как восходящее влияние ощущения прикосновения, так и нисходящее ожидание мозгом ощущения поглаживания в обеих руках.
- Кинестезия – это способность человека знать положение и движение частей вашего тела. Вот почему вы можете дотронуться до своего носа с закрытыми глазами.
- У людей есть вестибулярное чувство , которое отслеживает положение и движение вашей головы (следовательно, оно также отслеживает положение и движение вашего тела).
- Этот «гироскоп» находится у вас во внутреннем ухе. Полукружные каналы расположены трехмерно. Вестибулярные мешки заполнены жидкостью и соединяют каналы с улиткой.
- Когда вы двигаетесь, жидкости активируют реснички волос, которые сообщают вашему мозгу, что вы двигаетесь.
- Головокружение или укачивание возникают, когда жидкости здесь продолжают двигаться.
- Боль
- Боль — это сигнал организма о том, что что-то не так.
- Чувство боли не имеет одной рецепторной клетки, как зрение. Вместо этого у боли есть три рецептора, называемые ноцицепторами, которые обнаруживают вредную температуру, давление и химические вещества.
- Теория контроля боли говорит о том, что в спинном мозге есть «ворота», которые включают и выключают боль.
- В спинном мозге есть маленькие нервные волокна, которые проводят боль, и большие нервные волокна, которые проводят все остальное. Когда вам больно, активируются тонкие волокна, и вы чувствуете БОЛЬ! Тогда крупные волокна блокируют чувствительность к мозгу, и вы не чувствуете боли.
- Эта теория поддерживается такими вещами, как массаж и иглоукалывание, которые стимулируют других областей (крупные волокна) и, таким образом, уменьшить боль.
- Боль также можно остановить с помощью эндорфинов , природного обезболивающего.
- В фантомном ощущении конечности мозг может вызывать боль даже в тех конечностях, которых там нет. Точно так же люди с потерей слуха часто имеют шум в ушах , постоянный звон в ушах.
- Несмотря на то, что мы используем наши глаза, уши и т. д., это всего лишь инструменты для передачи информации в мозг. Мозг — это место, где все происходит; именно здесь мы чувствуем, видим, слышим, пробуем на вкус и обоняем.
- Другие факторы влияют на боль…
- На боль оказывают психологическое влияние, например, спортсмен, который сосредоточен на игре и не подозревает о травме, или иллюзия резиновой руки, когда фальшивый палец согнут назад, и человек говорит, что чувствует это в своих настоящий палец. Кроме того, воспоминания о боли имеют тенденцию сосредотачиваться на пике боли и конце боли.
- На боль влияют социокультурные факторы. Люди, как правило, чувствуют больше боли, когда видят очевидную боль других.
- Есть много способов контролировать боль.
- Плацебо может уменьшить боль. Получая плацебо, которое человек считает реальным, заставляет тело высвобождать свои естественные болеутоляющие средства.
- Отвлечение — очень эффективный способ уменьшить боль. Примеры этого включают общение с человеком во время укола или МРТ во время сеанса «виртуальной реальности», которые показывают более низкую активацию боли в мозгу.
- Вкус
- Существует пять основных вкусовых ощущений, которые может воспринимать наш язык: сладкое, кислое, соленое, горькое и новое, называемое умами (мясной вкус).
- Вкусовые рецепторы на нашем языке, которые чувствуют химические вещества в наших продуктах и напитках.
- Ожидания также играют огромную роль во вкусе. Прежде чем откусить от лимона, ваш мозг и тело начинают готовить вас к ожидаемому вкусу. Просто мысль о том, как откусить лимон, может вызвать у вас сморщивание рта.
- Сенсорное взаимодействие – два или более органов чувств, работающих вместе. Вкус и обоняние идут рука об руку — сложно что-либо почувствовать, зажав нос.
- В качестве другого примера можно привести эффект МакГерка , при котором зрение и слух идут рука об руку. Если мы видим человек говорит одно, но слышим что он говорит что-то другое, в результате мы услышим третий звук, представляющий собой смесь этих двух.
- Запах
- Запах, также известный как «обоняние», — это еще одно химическое чувство. В носу находится 5 миллионов рецепторных клеток, которые улавливают часть запаха.
- Подобно смешению букв, образующих слова, клетки наших обонятельных рецепторов смешиваются и смешиваются друг с другом, создавая множество возможных запахов.
- У каждого человека, кроме однояйцевых близнецов, есть узнаваемый запах, похожий на запах-отпечаток пальца.
- «Хорошие запахи» часто усваиваются. Если мы что-то нюхаем, то происходит что-то хорошее, мы ассоциируем запах с чем-то хорошим. Таким образом, запах становится хорошим.
- Восприятие формы
- Когда мы чувствуем что-то, мы делаем больше, чем просто воспринимаем свет, звук и т. д. Мы обрабатываем информацию и превращаем ее во что-то значимое. Например, миллион листьев, несколько коры и веток воспринимаются как дерево.
- Гештальт – это целая сумма нескольких частей. Идея состоит в том, что целое, сумма частей больше, чем отдельные части. Мы запрограммированы искать целое.
- Примером может служить набор маленьких квадратов, расположенных по кругу. Если вы спросите человека: «Что вы видите?» они, вероятно, скажут: «Круг». Они видят целое, а не отдельные квадраты.
- В ситуации фигура-фон мы можем смотреть на фигуру на фоне. Или мы можем изменить фон на фигуру , на которую мы смотрим, и старая фигура станет новой землей . Это может заставить нас видеть разные вещи.
- Когда мы смотрим на вещи, мы объединяем похожие вещи в похожие группы и нам нравится, когда все завершено. Это называется группировка. Есть несколько способов группировки вещей:
- Близость – близкие друг к другу вещи сгруппированы вместе.
- Сходство – похожие вещи сгруппированы.
- Преемственность – нам нравится то, что не прерывается.
- Закрытие – мы любим доделывать незавершенные дела. Мы закончим круг только на 90%.
- Связность – нам нравится, когда вещи связаны или собраны вместе.
- Восприятие глубины
- Восприятие глубины — это способность видеть вещи в 3D, что помогает нам измерять расстояние.
- Восприятие глубины начинается рано. В эксперименте визуальный обрыв дети не ползали по стеклянному столу, потому что чувствовали падение.
- Поскольку расстояние между нашими глазами составляет около 2 ½ дюймов, мы получаем бинокулярных сигналов . Это означает, что, рассматривая близкие объекты, мы видим их под немного разными углами. Это называется несоответствием сетчатки , которое позволяет нашему мозгу оценивать расстояние до объектов, на которые мы смотрим .
- Это видно в примере с «сосиской из пальцев», когда вы держите пальцы близко к носу, а затем видите третью «сосиску из пальцев», плавающую посередине.
- В 3D-фильмах используется диспаратность сетчатки глаза при съемке двумя камерами, расположенными на расстоянии нескольких дюймов друг от друга.
- Мы получаем монокулярных сигналов на больших расстояниях, потому что объекты находятся слишком далеко, чтобы бинокулярные сигналы имели значение. Есть несколько монокулярных сигналов:
- Относительная высота — то, что видно выше, воспринимается как более далекое.
- Относительный размер – маленькие вещи воспринимаются как далекие.
- Interposition – когда вещи «сложены», то, что закрыто, находится дальше всего, то, что не покрыто, ближе всего.
- Линейная перспектива – параллельные линии, как железнодорожные пути, сходятся вдали; чем больше они сходятся, тем дальше.
- Свет и тень – близкие предметы отражают больше света, дальние кажутся тусклее.
- Относительное движение – пока мы движемся, кажется, что близкие нам предметы быстро движутся в противоположном направлении; вещи, находящиеся дальше, кажутся движущимися очень медленно или вообще не движущимися.
- Восприятие движения
- В стробоскопическом эффекте мы воспринимаем серию неподвижных фотографий (например, пленку) как непрерывное движение.
- В феномене фи два поочередно мигающих огня дают восприятию один свет, движущийся вперед и назад. Это видно в неоновых огнях или вывесках, которые «анимированы».
- Перцептивное постоянство
- Мы ожидаем, что вещи сохранят постоянство с точки зрения углов, расстояний и освещения.
- Постоянство формы это наша склонность ожидать, что вещи будут сохранять свою форму. Дверь, рассматриваемая под разными углами, на самом деле выглядит как трапеция, но мы ожидаем, что это прямоугольник.
- Постоянство размера это наша склонность ожидать, что вещи сохранят свой размер. Вид автобуса издалека выглядит маленьким, но мы ожидаем, что он будет достаточно большим, чтобы внутри поместилось много людей.
- В иллюзии луны луна на горизонте кажется огромной, но прямо над ней она кажется маленькой. Это потому, что на горизонте у Луны есть сигналы расстояния, такие как дом или дерево, которые обманывают нас. Наверху никаких признаков нет.
- В иллюзии Понцо две линии одинакового размера кажутся разной длины, если их поместить между двумя сходящимися линиями. Тот, что сзади, выглядит длиннее, потому что нас обманывает монокулярный сигнал «линейной перспективы».
- An Комната Эймса — это комната причудливой формы с угловатыми размерами. Поскольку мы ожидаем, что комната будет иметь прямой угол в 90°, комната вводит нас в заблуждение. Два человека одинакового роста кажутся очень разными по росту в зависимости от того, где в комнате они стоят.
- Постоянство легкости — наша склонность ожидать, что вещи сохранят свою легкость.
- Постоянство цвета это наша склонность ожидать, что вещи сохранят свой цвет. И все же нас можно обмануть, потому что мы воспринимаем цвета по отношению к их окружению. Когда меняется окружение, меняется и наше восприятие цвета.
- Сенсорная депривация и восстановление зрения
- В редких случаях люди рождаются без зрения, но затем оно вновь обретается. Вопрос в том, могут ли они распознавать вещи, которые узнали только на ощупь? Ответ смешанный…
- Эти люди могли различать фигуру и фон.
- Они также могли различать цвета. Эти факты говорят о том, что мы рождаемся с этими способностями.
- Эти люди не могли видеть то, что знали на ощупь.
- В редких случаях люди рождаются без зрения, но затем оно вновь обретается. Вопрос в том, могут ли они распознавать вещи, которые узнали только на ощупь? Ответ смешанный…
- Перцептивная адаптация
- Перцептивная адаптация — это наша способность приспосабливаться к изменениям в наших ощущениях. Например, со временем мы привыкаем к новым очкам, в которых мир выглядит странно.
- Видно через «инверсионные очки». Эти очки могут значительно исказить наше зрение, обычно на 40° в одну сторону. Сначала мы далеко. Через некоторое время мы привыкаем к перекосу и начинаем видеть нормально.
- То же самое можно сказать об инверсионных очках, которые переворачивают наше зрение вверх ногами. Через несколько дней мир вернется к нормальному состоянию (благодаря нашему удивительному мозгу, который делает всю работу за нас).
- Перцептивная адаптация — это наша способность приспосабливаться к изменениям в наших ощущениях. Например, со временем мы привыкаем к новым очкам, в которых мир выглядит странно.
- Перцептивный набор
- То, что мы уже видели и испытали (и, следовательно, ожидаем), складывается в так называемое перцептивный набор .
- После того, как у нас есть перцептивная установка, нам часто трудно увидеть, что там на самом деле. Например…
- В озере Лох-Несс плавало бревно, но люди, ожидавшие увидеть «чудовище», действительно воспринимали бревно как чудовище.
- Контекст также влияет на наше восприятие. Когда что-то выпадает из контекста, мы часто неправильно это воспринимаем.
- Например, если кто-то сказал: «Это милое маленькое бревно виляет хвостом», мы, скорее всего, услышим «собака», потому что это контекст.
- Ключ к контексту в том, что все относительно. Баскетболист ростом 6 футов 9 дюймов является высоким, пока он не стоит рядом с баскетболистом ростом 7 футов 9 дюймов.
- Наши эмоции и мотивы также влияют на наше восприятие.
- То, что мы уже видели и испытали (и, следовательно, ожидаем), складывается в так называемое перцептивный набор .