Темперамент психология: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

Темперамент. Психология и педагогика

Цель: Формировать умение распознавать типы темперамента, вырабатывать умение следить за развитием положительных сторон своего темперамента и одновременно помогать освободиться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить и систематизировать знания о темпераменте ученика; расширить и углубить знания о разновидности темперамента человека.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников положительных сторон своего темперамента и темперамента окружающих.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.

Презентация.

Данная презентация представлена слайдом 1 для просмотра на уроках психологии в начальной школе при изучении темперамента школьника.

Невозможно эффективно работать с ребенком без знания механизмов развития психики и общения. Так, рассматривая слайд 2, психолог знакомит учащихся с видами общения зависящих от вида темперамента.

Психология изучает закономерности педагогического процесса и условия его оптимальной организации. Так появилась педагогическая психология.

Демонстрируя слайд 3,психолог показывает, что при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Темперамент человека представлен на слайде 4. Психолог поясняет учащимся, что конституционные особенности нервной и эндокринной системы человека определяют в первую очередь его темперамент. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него , прежде всего ,таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики.

Рассматривая слайд 5, психолог обращает внимание учащихся на активность, о ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружение и изменить его, преодолеть препятствия.

Слайд 6 демонстрирует эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

Слайд 7 помогает понять особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темрерамента легче других поддается наблюдению и оценке. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем “возрастном фоне”.

На 8 слайде психолог показывает 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент — это характер человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний.

На слайде 9 показан сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика подвижная и выразительная, живые жесты. Быстрый темп речи, громкая, отчетливая, с правильной интонацией.

Рассматривая слайд 10, учащиеся знакомятся с холериком . Холерик отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, активен , напорист.

Особенности речи: чрезмерно быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, замедлена при возбуждении, при чтении много ошибок. Выразительная мимика, резкие жесты, при возбуждении жесты хаотичны, мимика лица и речи утрированная.

С флегматиком ребят знакомит слайд 11. На слайде видно, что флегматик обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно ,но являются стойкими. Речь медленнее, чем у сангвиника, равномерна, иногда с остановками. Без резко выраженных жестов, мимика бедная.

Рассматривая слайд 12, учащиеся знакомятся с меланхоликом. Меланхолик чувствителен к внешним раздражителям, тревожен. Речь его слаба, тиха, иногда снижается до шепота, беден словарный состав. Текст прочитывает в три раза медленнее, чем сангвиник. Невыразительная мимика и жесты.

Слайд 13 дает представление детям о понятии как экстраверт и интроверт. Экстраверт — человек, интересы которого обращены преимущественно на окружающий мир и других людей. Интроверт больше интересуется внутренним миром, не стремится к интенсивному общению.

Каждый тип темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, может иметь свои достоинства и недостатки. Слайд 14 демонстрирует каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика слайд 15, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Живость и отзывчивость сангвиника – ценные особенности представлены слайдом 16. При недостатках воспитания могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться.

Слайд 17 знакомит с флегматиком. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – ценные свойства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.

Слайд 18 демонстрирует меланхолика. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика — ценные черты , но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или в недостатки.

Работа на уроках по психологии с презентацией урока на тему “Темперамент. Психология и педагогика” поможет учащимся разобраться и путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Темперамент — Pro-Psixology.ru

Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:

  • темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность;
  • свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;
  • согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу

Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента, которые представлены в табл. 21.1.

Таблица 21. 1. Классификация темпераментов Галена
Название

темперамента

Происхождение

названия

Психологические свойства человека с данным темпераментом
Сангвиник«Сангвис» — кровьЛегкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны
Флегматик«Флегма» — слизьЧувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется
Холерик«Холе» — желтая желчьТакой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы
Меланхолик«Мелайна холе» — черная желчьСклонен к печали; преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним

Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента). Его взгляды на темперамент отражены в табл. 21.2.

Таблица 21.2. Теория темперамента Кречмера
ТелосложениеНазвание

темперамента

Психологические свойства человека с данным темпераментом
Пикник — человек среднего роста, с мягкими чертами лица, большим животом, короткой шеейЦиклотимикЛегко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Среди этого типа Кречмер выделял «веселых болтунов, спокойных юмористов и беспечных любителей жизни»
Астеник (лептосома-тик) — высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицомШизотимикЗамкнут, упрям, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. По мнению Кречмера среди них встречаются «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты»
Атлетик — человек с пропорционально крепким телосложением, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом и узкими бедрамиИксотимикСпокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой. Отличается негибкостью мышления
Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением телаСмешанный тип темперамента

Американский ученый Уильям Герберт Шелдон ввел в психологию свое представление о темпераментах, основанное на эмбриологических предпосылках (он связал темперамент человека с особенностями его зародышевого развития). Выделял три типа телосложения, каждый со своим темпераментом (табл. 21.3).

Таблица 21.3. Теория темперамента Шелдона
Тим эмбрионального развитияНазвание

темперамента

Психологические свойства человека с данным темпераментом
Эндоморфный тип характеризуется слабым телосложением с избытком жировой тканиВисцеротоникиДля них характерна любовь к комфорту, замедленная реакция, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон
Мезоморфный тип телосложения отличается стройным и крепким телом с развитием мышечной тканиСоматотоникиЛюди, склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сензитивностью
Эктоморфный тип. Для них характерно хрупкое телосложение, плоская грудная клетка, длинные, тонкие конечностиЦеребротоникиДля таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение

По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека (как, впрочем, и животных) всецело зависит от свойств нервной системы организма. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность (рис. 21.1). В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека.

Соотношение темпераментов по Галену и по Павлову

Меланхолик — это слабый тип нервной системы по Павлову, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения».

Холерик — сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям.

Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки.

Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения.

Еще одна попытка объяснения темперамента принадлежит отечественному психологу Б. М. Теплову, который писал следующее:

«Темперамент — характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой» (Теплов Б. М., 1985).

Таким образом, согласно взглядам этого ученого главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления.

Выделяют следующие критерии темперамента:

  • в большой степени определяется на генетическом уровне;
  • рано проявляется в детстве;
  • устойчив в течение длительного периода жизни человека;
  • проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека;
  • коррелирует с некоторыми индивидуальными анатомическими и физиологическими параметрами организма (свойствами нервной системы, формой тела и т. д.).

Темперамент | Детская психология

Возможно, вы проводили время с несколькими младенцами. Чем они были похожи? Чем они отличались? Или сравните себя со своими братьями и сестрами или другими детьми, которых вы хорошо знали. Вы, возможно, заметили, что некоторые из них были в лучшем настроении, чем другие, и что некоторые были более чувствительны к шуму или легче отвлекались, чем другие. Эти различия могут быть связаны с темпераментом. Темперамент — врожденное качество, заметное вскоре после рождения. Темперамент не то же самое, что личность, но может привести к личностным различиям. Как правило, личностные черты приобретаются, тогда как темперамент передается по наследству. Конечно, для каждой черты природа и воспитание взаимодействуют.

Видео 1.   Темперамент, наследственность и гены.

Согласно Чессу и Томасу (1996), дети различаются по девяти параметрам темперамента. К ним относятся, среди прочего, уровень активности, регулярность (или предсказуемость), пороги чувствительности, настроение, настойчивость или отвлекаемость. Эти категории включают следующее:

  1. Уровень активности. Отображает ли ребенок в основном активное или неактивное состояние?
  2. Ритмичность или регулярность. Является ли ребенок предсказуемым или непредсказуемым в отношении режима сна, еды и выделения?
  3. Подход-отход. Реагирует ли ребенок положительно или отрицательно на вновь возникшую ситуацию?
  4. Адаптивность. Легко или с трудом приспосабливается ребенок к незнакомым обстоятельствам?
  5. Отзывчивость. Требуется ли небольшая или большая стимуляция, чтобы вызвать реакцию (например, смех, страх, боль) у ребенка?
  6. Интенсивность реакции. Реагирует ли ребенок на раздражители с низкой или высокой энергией?
  7. Качество настроения. Ребенок в норме счастлив и приятен или несчастлив и неприятен?
  8. Отвлекаемость. Легко ли внимание ребенка отвлекается от задачи внешними раздражителями?
  9. Настойчивость и концентрация внимания. Настойчивость – как долго ребенок будет продолжать заниматься, несмотря на трудности или перерывы? Продолжительность концентрации внимания – как долго ребенок может сохранять интерес к деятельности?

Нью-Йоркское продольное исследование было долгосрочным исследованием младенцев по этим измерениям, которое началось в 1950-х годах. Темперамент большинства детей не измеряется клинически, но были разработаны категории темперамента, которые считаются полезными для понимания детей и работы с ними. Основываясь на этом исследовании, детей можно охарактеризовать в соответствии с одним из нескольких профилей: легкие или гибкие (40%), медленно разогревающиеся или осторожные (15%), трудные или дерзкие (10%), недифференцированные или те, кто может нелегко классифицировать (35%).

Легкие младенцы (40% младенцев) имеют положительный характер. Функции их тела работают регулярно, и они легко адаптируются. Как правило, они позитивны, проявляют любопытство к новым ситуациям, а их эмоции умеренные или низкие по интенсивности. Трудные дети (10% детей) имеют более негативное настроение и медленно адаптируются к новым ситуациям. Столкнувшись с новой ситуацией, они склонны отступать. Младенцы, которые медленно согреваются (15% младенцев), неактивны, демонстрируя относительно спокойную реакцию на окружающую среду. Их настроение, как правило, негативное, и они уходят от новых ситуаций, медленно адаптируясь. Недифференцированные (35%) не могут быть последовательно классифицированы. Эти дети демонстрируют различные комбинации характеристик. Например, младенец может иметь в целом положительное настроение, но негативно реагировать на новые ситуации.

Ни один тип темперамента не может быть однозначно хорошим или плохим, однако младенцы с трудным темпераментом чаще, чем другие дети, подвержены эмоциональным проблемам, особенно если их матери были в депрессии или тревожно ухаживали за ними (Garthus-Niegel et al. , 2017). Долговременная адаптация детей на самом деле зависит от степени приспособленности их особого темперамента к характеру и требованиям окружающей среды, в которой они находятся. Следовательно, более важным, чем детский темперамент, является то, как воспитатели реагируют на него.

Подумайте, как вы могли бы подойти к каждому типу детей, чтобы улучшить взаимодействие с ними. Легкому или гибкому ребенку не потребуется много дополнительного внимания, если только вы не захотите выяснить, есть ли у него трудности, о которых не упоминалось. Ребенка, который медленно согревается, возможно, нужно заранее предупредить, если будут представлены новые люди или ситуации. Трудному или дерзкому ребенку может потребоваться дополнительное время, чтобы сжечь свою энергию. Способность воспитателя точно читать и хорошо работать с ребенком будет пользоваться этим  соответствие, означает, что их стили совпадают, и общение и взаимодействие могут идти гладко. Темпераментно активные дети могут хорошо себя чувствовать с родителями, которые поддерживают их любопытство, но могут иметь проблемы в более жесткой семье.

Именно это соответствие между детским темпераментом и родительскими требованиями и ожиданиями может стать причиной борьбы. Наши знания о темпераменте могут помочь родителю, учителю или другому лицу, осуществляющему уход, понять, как более эффективно работать с ребенком, вместо того, чтобы верить в то, что одна только дисциплина приведет к улучшению поведения детей. Рассмотрение различий темперамента как различных стилей, на которые можно реагировать соответствующим образом, в отличие от «хорошего» или «плохого» поведения. Например, настойчивого ребенка может быть трудно отвлечь от запрещенных вещей, таких как электрические шнуры, но эта настойчивость может сослужить ему хорошую службу в других областях, таких как решение проблем. Положительные черты можно усилить, а отрицательные можно приглушить. Однако стиль реакции ребенка вряд ли изменится. Темперамент не меняется кардинально по мере взросления, но мы можем научиться справляться со своими качествами темперамента и управлять ими. Темперамент может быть одной из наших черт, которая остается неизменной на протяжении всего развития.

Ссылка на обучение

Прочтите статью «Продолжительные последствия хорошего или плохого соответствия» из Psychology Today , чтобы узнать больше о хорошем и плохом соответствии.

Как темперамент влияет на отношения | Psychology Today

Сэм любит светские мероприятия. Он может войти в любую комнату и мгновенно чувствует себя комфортно, разговаривая с людьми и заводя новых друзей. Он также плывет по течению и может легко адаптироваться, если планы изменятся в последнюю минуту.

Его напарнице Пэтти, напротив, нужно время, чтобы приспособиться. Обычно она остается в стороне на мероприятиях и наблюдает за ситуацией, идентифицирует людей, которых знает, и в конце концов проникается к окружающей среде. У нее такой же подход при переходе на новую работу; ей нужно время, чтобы приспособиться, но в конце концов она привыкнет к новой ситуации. У Сэма и Пэтти разные темпераменты, что является биологическим компонентом личности и относится к тому, как мы адаптируемся к новым ситуациям или среде.

В известном лонгитюдном исследовании, которое началось в 1959 году, Александр Томас, Стелла Чесс и их коллеги изучили 141 младенца в возрасте до 30 лет и определили три основных стиля темперамента: легкий, трудный и медленный для разогрева. Их исследование продемонстрировало постоянство темперамента на протяжении всей жизни. Это означает, что трудный ребенок, который очень суетлив и не любит, когда его держат на руках другие, может стать ребенком, который расстраивается, когда его распорядок меняется, и в конечном итоге становится взрослым, которому чрезвычайно сложно адаптироваться, когда он находится за пределами своего комфорта. зона.

Полезно понимать темперамент человека и то, как он справляется с новыми ситуациями. Соотнося это с примером Сэма и Пэтти, Сэм, вероятно, будет отнесен к категории обладателей легкого темперамента, в то время как Пэтти медленно согревается.

При таком понимании партнеры понимают поведение друг друга в социальных условиях и могут поддерживать друг друга. Например, на многолюдной вечеринке Сэм обязательно будет рядом с Пэтти и поможет в разговоре с незнакомыми людьми. Таким образом, она привыкает к своему окружению и чувствует себя более комфортно, прежде чем рисковать самостоятельно.

После первого дня на новой работе Сэм может захотеть вовлечь Пэтти в обсуждение того, как все прошло и какие у нее опасения по поводу роли, и поработать с ней, чтобы найти возможные решения. Поддержка сыграет большую роль в том, чтобы она чувствовала себя комфортно и в безопасности.

Ниже приведены несколько советов по поддержке партнеров с легким и трудным темпераментом. Людям, которые медленно разогреваются, будет полезно начать со стратегий, перечисленных в категории сложных.

Легкий темперамент

  • Предоставьте новизну, чтобы привлечь и стимулировать вашего партнера.
  • Бросьте вызов своему партнеру и продолжайте, чтобы помочь ему полностью раскрыть свой потенциал.
  • Минимизация времени простоя; иметь запланированные мероприятия.

Добавить комментарий