Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка (казуальной) атрибуции (FAE), или эффект атрибуции — когнитивное искажение, склонность людей объяснять поступки и поведение других их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами, ситуацией. Эти два вида объяснений причинно-следственных связей называются внутренней и внешней диспозицией. Казуальной атрибуцией называют объяснение причин действий человека в тех или иных обстоятельствах.
Примеры проявления в жизни
Самый простой пример: один водитель «подрезает» другого в пробке. Тот, кого подрезали, может испытывать раздражение, гнев и негативно оценивать личность другого водителя: «придурок», «водить не умеет», «хам». В то же время, действия второго водителя могут объясняться ситуацией: опаздывает на важную встречу, везет жену в больницу и т. д. Однако такие объяснения не приходят в голову первому водителю. Но если он сам подрежет кого-то, то будет оправдывать себя ситуативными причинами: «я опаздываю на совещание», «нужно забрать ребенка из сада» и т. п. Ему не придет в голову думать о себе как о плохом водителе или эгоистичной личности.
Еще один пример: студент опаздывает на лекцию, объясняя свое опоздание преподавателю внешними обстоятельствами: вовремя не пришел автобус, на дорогах пробки. В то же время для преподавателя очевидно, что студент опоздал по причине собственной несобранности и недостаточной ответственности, что является проявлением его характера. Конечно же, если профессор скажет об этом студенту, тот будет настаивать, что всему виной внешние причины.
Пример третий: студент сдает экзамен на отлично и объясняет это своими действиями (готовился всю ночь) и везением. Если же однокурсник отлично сдает экзамен, другие студенты объясняют это тем, что «он умный».
Причины фундаментальной ошибки атрибуции
- Ложное согласие, то есть представление о собственном поведении и мнении как о типичном для данной ситуации, при этом все отличающееся от своего считается ненормальным.
- Неравные возможности: игнорирование влияния ролевой позиции на поведение (другой человек может вести себя соответственно своей профессии, социальному статусу, заранее выданным инструкциям, отчего он будет казаться другим более или менее умным, властным, дружелюбным и т. д.).
- Легкость построения ложных корреляций: два не связанных друг с другом качества могут быть соединены в сознании наблюдателя как сопутствующие друг другу.
- Большее доверие к фактам, чем суждениям: здесь за «факт» принимается личность, на которую обращается внимание в первую очередь.
- Игнорирование информационной ценности неслучившегося. Это означает, что внимание обращается только на то, что произошло, наблюдатель апеллирует к субъекту, то есть снова к личности.
Также на фундаментальную ошибку атрибуции могут влиять и другие факторы:
- Вера в справедливый мир. Если с кем-то случилось что-то плохое, значит, он того заслуживал и «справедливый мир» его наказал.
- Культурные и языковые особенности. Например, если в русском или английском языке принято говорить «я опоздал», то испанский вариант этой фразы может звучать как «часы стали причиной моего опоздания». Также люди, выросшие в странах с индивидуалистической культурой (Европа, США) более склонны искать причины в личностных чертах, чем выходцы из коллективистских культур (Китай и другие восточные страны).
- Недостаток информации об обстоятельствах. Когда мы рассуждаем о своей ситуации, наши обстоятельства нам известны, но если речь идет о других, выяснять или предполагать чужие обстоятельства сложнее, чем просто привычно «навесить ярлык» или объявить причиной личность человека.
- Влияние объяснения на самооценку. Гораздо легче принять причину, обусловленную внешними факторами, чем искать ее в себе, ведь это предполагает критический взгляд на себя и, возможно, последующую работу над собой.
Фундаментальная ошибка атрибуции может иметь важные социальные последствия. По данным исследований, проведенных в США, Европе, Индии и Австралии, люди с высоким и низким доходами по-разному относятся к условно богатым и бедным людям. Те, у кого доход выше, чаще склонны видеть причину бедности в личностных качествах бедняков (лень, необразованность, низкий интеллект и т. д.), поэтому они в основном не поддерживают инициативы, связанные с помощью малоимущим. Люди с низким доходом чаще считают его причинами условия жизни (семейная ситуация, здоровье, влияние внешних обстоятельств), поэтому они чаще поддерживают законопроекты, связанные с помощью бедным.
Немного об авторе
Термин «фундаментальная ошибка атрибуции» был введен Ли Россом на основании известного эксперимента Джонса и Харриса, проведенного в 1967 году.
Ли Росс — профессор психологии Стэнфордского университета, основатель Стэнфордского центра по изучению конфликтов и переговоров. Образование получил в Университете Торонто (Канада), затем поступил в аспирантуру Колумбийского университета, где его наставником был известный американский психолог Стэнли Шехтер. С 1969 года он работал в университете Стэнфорда (Калифорния) как преподаватель и исследователь.
В 70-е годы Росс стал известен своими исследованиями социального познания и социальных конфликтов. Он стал одним из лидеров «когнитивной революции» в социальной психологии. Основной темой его исследований были психологические барьеры на пути разрешения конфликтов и способы их преодоления.
Свои знания Ли Росс применял на практике: он проводил переговоры в наиболее напряженных ситуациях современного мира, способствовал их разрешению или смягчению. Среди его заслуг — организация встречи представителей Израиля и Фронта Освобождения Палестины, где произошел важный сдвиг в отношениях между обеими сторонами. Также он участвовал в переговорах между участниками армяно-азербайджанского конфликта и между католиками и протестантами Северной Ирландии. В 1981 году ученый посетил Советский Союз, где прочел курс лекций по социальной психологии. Он был одним из первых американских ученых, поделившихся знаниями и опытом с советскими студентами.
Ли Росс написал несколько книг и множество статей, но наиболее известной и самой цитируемой в 80-е годы стала его статья «Интуитивный психолог и его несовершенства: искажения в процессе атрибуции», 1977 г.
Суть эксперимента
В 1967 году психологи Эдвард Джонс и Виктор Харрис из Университета Дьюка провели следующий опыт: группе студентов было дано задание прочитать эссе в поддержку Фиделя Кастро о направленных против него действиях. В то время политика Фиделя Кастро считалась одной из основных причин разрыва дипломатических отношений США и Кубы. Часть эссе, предложенных студентам, была написана другими студентами на основании их настоящих взглядов. Другая же часть была написана по заданию, вне зависимости от собственного мнения автора.
Затем участников испытания попросили высказать свое мнение о взглядах авторов этих эссе. Большинство читателей сочли взгляды тех авторов, что высказались в поддержку Кастро, более позитивными по отношению к его политике. Они продолжали утверждать так, даже зная, что некоторые из авторов писали на заданную тему вне зависимости от своих взглядов. То есть, испытуемым трудно было представить, что авторы эссе могли излагать свои мысли под влиянием ситуации, а не собственных склонностей и представлений.
Выводы
Фундаментальная ошибка атрибуции действительно является фундаментальной, ведь она присуща в большей или меньшей степени всем людям. Чтобы отследить это искажение, нужна в первую очередь информированность о нем, а также навыки рефлексии и мотивация.
Таким образом, получается, многие люди видят причинно-следственные связи своих и чужих действий как бы через кривое зеркало, не воспринимая объективной картины действительности. Это искажение может становиться основной причиной конфликтов, когда каждой из сторон трудно понять и принять другую точку зрения. Поддаться когнитивному искажению гораздо легче, чем сделать волевое усилие и увидеть реальность как она есть. Остается лишь пожелать человечеству постепенно двигаться в сторону осознанности и учиться разрешать конфликты.
Список использованных источников:
- Росс, Л.; Нисбетт, Р. «Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии». — М., 1999 г.
- Майерс Д. «Изучаем социальную психологию». Учебник. — Москва, 2002 г.
Автор: Надежда Козочкина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
| ||
Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984, С. 127-137. Атрибутивная теория является теорией, пытающейся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причинные связи, и того, что они делают с этой информацией для ответа на вопросы о причинах. Эта теория развивалась в русле социальной психологии в основном как средство разрешения проблем, связанных с социальной перцепцией: если человек своим поведением демонстрирует агрессивное стремление к победе, то свидетельствует ли это о том, что он вообще такой человек, или о том, что он таким образом реагирует на давление ситуации. Если человек отстаивает определенную политическую позицию, отражает ли это его действительную позицию или это должно быть объяснено каким-то другим образом? Если человек не справился с тестом, свидетельствует ли это о том, что у него низкие способности, или о том, что тест слишком труден? Во всех подобных случаях вопросы, касающиеся причин наблюдаемого поведения, и ответы, представляющие для нас интерес, – это ответы, которые бы дал «человек с улицы». Таким образом, атрибутивная теория связана с тем, что Хайдер называл «наивной психологией». Эта теория также имеет дело с проблемами, связанными с восприятием самого себя. Этот интерес прежде всего основывается на теории социального сравнения Фестингера (1954) и последовавшей затем работы Шахтера об эмоциях (Шахтер, 1959; Шахтер и Зингер, 1962). Помимо этих проблем социального восприятия и самовосприятия, атрибутивная теория связана с более общей областью, которая может быть названа психологической эпистемологией. Это относится к процессам, благодаря которым человек познает свой мир и, что более важно, осознает то, что он знает, т. е. чувствует, что его убеждения и суждения соответствуют действительности. Приписывание какого-либо качества некой целостности означает конкретное причинное объяснение эффектов, связанных с этой целостностью, – реакций или ответов на нее, оценок, и суждений о ней и т. д. Так, все суждения типа «качество X характеризует целостность Y» рассматриваются как каузальные атрибуции. Эти примеры поясняют, почему атрибутивная теория развивается внутри социальной психологии, так как именно здесь обнаруживаются представления об интерпретации поведения другого человека. Если я повторно буду обращаться к термину «атрибутивная теория», то это не должно вызывать у читателя излишних ожиданий систематического набора допущений, предположений и выводов. Термин «теория» используется здесь в широком и, как я буду настаивать, в основном соответствующем смысле, указывающем на более или менее определенный набор общих принципов, привлекаемых для объяснения определенных наблюдаемых феноменов. Примеры, упомянутые выше, обозначают круг вопросов и проблем, к которым атрибутивная теория применяет общий подход. ДВА СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫХ ПОЛОЖЕНИЯ АТРИБУТИВНОЙ ТЕОРИИИдеи атрибутивной теории распространяются на два различных случая, отличающихся по количеству информации, имеющейся у атрибутора, т. е. у человека, приписывающего некие качества. Случай I: Атрибутор имеет информацию, полученную на основе множества наблюдений. Случай II: Атрибутор имеет информацию, полученную на основе лишь единственного наблюдения. Для того, чтобы разобраться в этих различных случаях, выделены два набора принципов. Первый случай позволяет атрибутору наблюдать и отвечать на различия между наблюдаемым эффектом и его возможными причинами. Во втором случае от атрибутора требуется отвечать на ряд условий, представленных в данный момент времени. Ему необходимо учитывать конфигурацию факторов, которые являются возможной причиной наблюдаемого феномена. Эти два случая будут сейчас рассмотрены последовательно. ПОНЯТИЕ СОВМЕСТНОГО ИЗМЕНЕНИЯЭтот случай может быть лучше всего проиллюстрирован следующим ковариационным принципом: эффект приписывается одной из возможных причин, одновременно с которой он изменяется. Принцип применим в том случае, когда атрибутор имеет информацию об эффекте в два (или более) различные момента времени. Подразумеваемой в понятии совместного изменения является важная и мало исследованная проблема точных временных связей, существование которых предполагается между причиной и ее следствием. Понятие совместного изменения предполагает временную согласованность, т. е. случаи, когда даны и причина, и ее следствие. Выдающиеся исследования Мишотта (1963) по изучению восприятия причинности свидетельствуют, что не только тесные временны?е связи существенны для интерпретации причинности, но также важны и порядковые связи. Хайдер и Симмел (1944) наблюдали, что «элемент, который двигается первым, с большей вероятностью воспринимается как основной». Логично предположить, что следствия происходят вскоре после их причин. Первое исследование того, как эти временные факторы функционируют в межличностном восприятии, было проведено Бейвеласом и его коллегами (Бейвелас. Хастроф, Гросс и Кит, 1965). Допустимо предположить, что обсуждаемый процесс построения вывода о причине на основании наблюдаемых изменений в терминах анализируемых различий используется в психологии для интерпретации экспериментальных результатов. Следуя утверждению Хайдера, причинный анализ является «своего рода аналогией экспериментальных методов». Предположение состоит в том, что «человек с улицы», наивный психолог, использует в своем мышлении методы, сходные с теми, которые используются в науке. Несомненно, что этот наивный вариант является слабым подобием научного – он не полон, субъективен при установлении связей, готов развиваться, основываясь на неочевидных фактах и т. д. Тем не менее он имеет определенные общие качества, сходные с тем анализом, который используем мы, исследователи поведения. В этом анализе различий соответствующие возможные причины составляют независимые переменные, а следствие – зависимую переменную. Для широкого круга атрибутивных проблем классы возможных причин показаны на рис. 1: личности, объекты, время.
Предлагаемый пример проиллюстрирует данную модель. Зададим следующую информацию, частично взятую из исследования Мак-Артур (1972): «Пол очарован картиной, которую он видит в художественном музее. Едва ли найдется еще кто-либо, кто, видя эту картину, был бы очарован ею. Пол так же восхищается практически любой другой картиной. В прошлом Пол всегда восхищался этой картиной». Испытуемому дается информация, и его спрашивают о том, что послужило причиной возникновения этого события – очарование Пола картиной. Было ли это связано с самим Полом (его личностью), чем-либо, связанным с картиной (объектом) или чем-то, связанным с конкретной ситуацией (временем) или с какой-либо комбинацией этих факторов? Информация, обеспечивающая контекст для интерпретации этого следствия, может быть проиллюстрирована образцами данных на рис. 2. Следствия происходят только для Л2 (Пол), но они имеют место в разное время и для разных предметов. Этот образец предполагает, что такое следствие как «очарование» зависит только от Пола. Оно «вызвано» неким качеством Пола, его характеристикой, или предрасположенностью. (По данным Мак-Артур, 85% студентов из ее колледжа отвечали на подобный вопрос, связывая эффект с «личностью», и практически никто из ее испытуемых не объяснял его характеристикой «объекта».)
Напротив, рассмотрим следующий образец информации: «Сью смеялась во время комедии, которую она смотрела вчера вечером. Практически все, кто смотрел эту комедию, много смеялись. Сью не смеялась ни на одной другой комедии. В прошлом Сью всегда смеялась во время этой комедии». Суммарные данные по этому образцу различения, приведенные на рис. 3, показывают, что следствие расположено по верхнему краю куба анализа совместных изменений. В данном образце предполагается, что смех Сью был вызван комедией (O1). Очевидно, что она является причиной, вызвавшей смех. (В данных Мак-Артур 61% испытуемых дали объяснение этого случая как относящееся к объекту и только 12% как связанное с личностью.) Одно из следствий этого анализа различий состоит в том, что не все образцы данных будут одинаково легки для интерпретации атрибутора. Некоторые образцы (соответствующие «основным эффектам») указывают ему на следствия, связанные одновременно с конкретной личностью и объектом. Образец Объект X Личность представляется вполне доступным для интерпретации. «Франк постоянно получает удовлетворение от определенной рок-пластинки и только от этой пластинки, в то время как никто из его друзей ее не любит». Это предполагает странное сродство между Франком и определенной пластинкой. Более сложные образцы подразумевают и более сложные связи. Например, следующая связь предполагает, что атрибутор встречает довольно значительные трудности, приходя к единственно возможной интерпретации такой информации: «Стив восхищается своим учителем математики в определенном случае, хотя он никогда не думал о нем хорошо в прошлом. Тем не менее он восхищается всеми остальными учителями, а все остальные ученики восхищаются конкретно этим». Это не тот случай, когда ни одно объяснение эффекта не приходит в голову. Как раз наоборот, несколько различных объяснений, конкурируя друг с другом, привлекают внимание атрибутора. Среди случаев, где может быть применен анализ различных вариантов атрибутивного процесса, один из наиболее важных связан с феноменологией атрибутивной валидности. Здесь мы имеем дело с частным аспектом знания о себе, который вслед за леди Верток, может быть сформулирован так: мудрый человек – это тот, кто знает, и знает, что он знает. Как человек узнаёт, что его восприятие, суждение и оценка мира правильны и достоверны? На это можно ответить, что это происходит тогда, когда он может с уверенностью делать выводы о своем восприятии, суждениях и оценке, основываясь на качествах, приписываемых предмету. Более конкретно, ответ определяется при помощи Личностно Х Объектно Х Временных ориентаций: я знаю, что мой ответ на конкретный стимул является валидным в том случае, если а) мой ответ особым образом связан со стимулом, б) мой ответ сходен с ответами других на этот же самый стимул (существует согласие) и в) мой ответ постоянен во времени – при последовательном предъявлении стимула и при взаимодействии с ним при помощи различных органов чувств. Критерий различия, консонанса и согласия соответствует образцу, данному на рис. 3, который подкрепляет объектную атрибуцию. Большинство приемов в этом формулировании субъективной валидности хорошо знакомы. Консонанс был продемонстрирован во многих экспериментах на получение подтверждения собственному мнению. Поддержка от других обычно подкрепляет приверженность собственному убеждению, а несогласие с другими обычно уменьшает уверенность в нем и повышает вероятность изменения. Три критерия валидности – различие, консонанс и согласие – представляют собой средства для определения индивидуального уровня информированности относительно любого элемента внешнего мира. Точный индекс атрибутивности определяется отношением количества различий между объектами, на которые способен атрибутор, к количеству различий между его собственными ответами и ответами других людей – коэффициент, аналогичный известному коэффициенту в статистике. Информационный уровень, определенный таким образом, обеспечивает удобный переход ко многим классическим проблемам межличностного влияния, основанного на информации или экспертизе. Детали этого процесса подробно обсуждены в других работах (Келли, 1967; Келли и Тибо, 1969). ПОНЯТИЕ КОНФИГУРАЦИИАтрибутивный процесс, описываемый на основе анализа различительной модели, несомненно, является чем-то идеализированным. Было бы глупо предполагать, что что-то сходное с большой матрицей данных заполняется наблюдаемыми следствиями до того, как делается вывод. Такая ориентация должна рассматриваться лишь как контекст, внутри которого интерпретируется небольшое количество наблюдений. Кроме того, очевидно, что у индивида часто отсутствует время и мотивация, необходимые для выполнения множества наблюдений. В этих обстоятельствах он может сделать вывод о причинах на основе единственного наблюдения следствий. Действуя так, он редко действует в полном неведении. Обычно он наблюдал сходные следствия прежде и имел некоторые представления о возможных релевантных причинах и о том, как они связаны со следствиями такого рода. И, конечно же, его информация об обстоятельствах в данном отдельном случае скорее всего указывает на наличие определенных допустимых причин. Первое простое утверждение о том, как думает атрибутор в таких случаях, исходит из принципа обесценивания. Роль некоторой причины в осуществлении данного эффекта обесценивается, если в наличии имеются другие допустимые причины. Этот принцип продемонстрирован во многих экспериментах, начиная с того, в котором Тибо и Рикен (1955) продемонстрировали, что «угодливость в поведении» более низкого по статусу вымышленного человека испытуемые в меньшей степени склонны приписывать ему, чем угодливость в поведении более высокого по статусу вымышленного человека. Возможно, в ситуации такого рода испытуемый предполагает, что существуют два различных набора возможных причин для угодливости у двух вымышленных людей. Он предполагает, что угодливость человека с низким статусом вызвана либо его внутренними установками, диспозициями (например, его бессилием), либо внешним давлением (желанием получить помощь), либо тем и другим. С другой стороны, последний фактор(внешнее давление) не предполагается в качестве возможной причины угодливости человека с высоким статусом, так как он имеет большую власть. Соответственно, угодливость приписывается его внутренним качествам. Исходя из принципа обесценивания, можно предположить, что соответствующие внутренние качества человека с низким статусом приписываются ему в большей степени за счет внешних причин. Многочисленные другие исследования в основном подтвердили эту зависимость. Парадигма обесценивания по существу эквивалентна бемовскому расчету самовосприятия в экспериментах на принуждение – подчинение. Анализируя свое подчинение, а именно, выступление с информацией, которая противоречит его собственному мнению, испытуемый делает выводы о зависимости своих взглядов от обстоятельств. Если существовало весомое внешнее оправдание этого подчинения, то внутренние причины (его собственные установки) как возможные причины подчинения обесцениваются. При незначительном внешнем оправдании подчинение рассматривается как следствие собственных установок испытуемого. При более внимательном рассмотрении, принцип обесценивания включает множество более тонких и сложных элементов, чем это может быть объяснено здесь, но один пример является наиболее ярким. Внешняя причина может быть подавляющей причиной наблюдаемого эффекта, т. е. причиной, которая, действуя, усиливает наблюдаемый эффект. В этом случае присутствие внешней причины (данной очевидно) служит для усиления впечатления о том, что внутренняя обесценивающая причина присутствует в качестве потенциальной силы. Например, представим себе Франка, который успешно работает над заданием большой трудности, и сравним его с Тони, который также успешно работает над заданием средней трудности. Наличие причины, противостоящей успеху (трудное задание), обеспечивает основу для более сильного и уверенного приписывания способностей Франку, а не Тони. Принцип усиления основывается на известной идее о том, что в случае высокой значимости, самопожертвования или риска, связанных с выполнением какой-либо акции, причина поступка в большей степени приписывается деятелю, чем в других случаях. Одно из интересных следствий различения обесценивающих и усиливающих внешних причин состоит в том, что мы осознаем существование целого класса явлений, с которыми связана неоднозначность по вопросу, к какому виду относится атрибутором данная причина. В зависимости от того, какое значение ей придается, выводы о следствиях будут абсолютно различными. Использование принципа обесценивания и его варианта – принципа усиления, предполагает, что атрибутор, наблюдая следствие, замечает сопутствующие факторы, которые, возможно, вызвали его, и затем берет их в расчет при интерпретации следствия. Вопрос заключается в том, каким образом он берет это в расчет? Кажется, что два принципа означают два различных пути того, как это делается. Естественно спросить, а) существуют ли другие пути принятия в расчет возможных причин, б) каковы могут быть все возможные формы «такого принятия в расчет». Каузальная схема рисует путь размышлений человека о возможных причинах в связи с данным следствием. Это обеспечивает его средствами делать причинные атрибуции на основе только такой ограниченной информации, которая предполагается предыдущими примерами. Например, принцип обесценивания указывает на схему, состоящую из множества допустимых причин. В исследовании Тибо и Рикена испытуемый предполагает, что либо внешнее давление, либо внутренняя диспозиция вызывают угодливость. Из конфигурации связи следствий и причин, устанавливаемой этим утверждением, как показано на рис. 4, делаются известные выводы. При наличии следствия и отсутствия внешней причины делается вывод о наличии внутренней причины, как показано сплошной стрелкой. При наличии данного следствия и наличии внешней причины существует неуверенность в том, присутствует или нет внутренняя причина (что показано пунктирной стрелкой). Принцип усиления подразумевает несколько другую, хотя и связанную с этой, конфигурацию: то, что я назвал схемой компенсаторной причины. Как видно из рис. 5, он описывает противостояние между двумя количественно неравными причинами. В этом случае успех зависит от высоких способностей и легкого задания. Успех имеет место, либо если причина максимально благоприятна, либо если и то, и другое сравнительно одинаково. Если даны успех и наличие усиливающей причины (трудное задание), то внутренняя причина (способность) представляется не только присутствующей, но и очень сильной (что показано сплошной стрелкой). В отсутствие усиливающей причины (среднее задание) успех трудно однозначно приписать предполагаемым способностям (что обозначено пунктирной стрелкой).
ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАПредыдущие примеры иллюстрируют возможное использование схематического анализа. Если мы знаем, какой информацией относительно причин располагает атрибутор, можно предсказать для различных ситуаций, какие выводы он сделает и с какой определенностью. Как показывают примеры, ему может быть предложено следствие и одна причина, а затем его спросят о наличии и силе другой причины. Альтернативно ему могут сообщить данные только о следствии (и, возможно, о его силе) и спросят о причинах, наконец, ему может быть дана информация только о причинах и попросят вывести следствие. Читатель, возможно, сочтет допустимым предположить, что у всякого человека есть некий репертуар мыслительных моделей для анализа причин, некий репертуар каузальных схем. Это допущение кажется приемлемым при рассмотрении опыта обыденного человека, обладающего представлением о широком круге причинных феноменов. Оно становится еще более приемлемым, если осмыслить ряд исследований, в которых изучались причинные допущения и выводы. В контексте последних 15-летних размышлений в русле социальной психологии, представление о репертуаре мыслительных моделей представляется довольно реальным для применения. В течение этого периода было выявлено, что обыденный человек может продемонстрировать функционирование каждой модели. Утверждалось, что типичное мышление характеризуется балансом, или предполагаемым сходством, или иерархической организацией, или предполагаемой однородностью, так что обыденный человек воспринимает межличностные отношения как сбалансированные. Он ожидает, что в случае, если они характеризуются этим качеством, он будет видеть их и помнить именно таковыми, а если это качество будет отсутствовать или находиться под угрозой, он будет ощущать дискомфорт. С другой стороны, предполагалось, что индивид склонен видеть у других людей взгляды, сходные с его собственными, он стремится видеть их таковыми и испытывает неудобство, если у него это не получается. И так же относительно его допущения, что другой человек будет вести себя соответственно в различных ситуациях; относительно его допущения о том, что с точки зрения влияния людей можно расположить в простом линейном порядке и т. д. Суть данной концепции состоит в утверждении того, что каждая из моделей и все они, вместе взятые, даны в мышлении человека – каждая в особое (и специфичное) время и по различному поводу. Не все из возможных связей и параллелей были здесь проанализированы, но можно надеяться, что вопрос этот ясен, так же как и пути дальнейшего исследования. Наша первоначальная задача состоит не в одобрении или неодобрении функционирования одной или другой модели. В большей степени она состоит в определении общего набора моделей, которые обычно или главным образом используются. Мы должны определить условия, при которых каждый из наборов возникает, последствия и значение этого возникновения. При этом будут интересными некоторые из теоретических проблем, например те, которые возникают при наличии множества подходов, когда два или более подходов используются одновременно. Я имею в виду такие случаи, когда человек предполагает, что по данному вопросу наблюдается согласие, или когда согласие различно внутри различных групп. Тесно связанной с этой является проблема объективной истины против субъективной истины – предмета, вызывающего одинаковые реакции у всех, против предмета, на который разные люди реагируют по-разному, включая «проблему вкуса». Эти вопросы стремятся обходить, поскольку ответы на них зависят от специфики места и времени. Возможно, по этой причине они являются частью наиболее неуловимых проблем социальной психологии. Хорошим примером является никогда не удовлетворяемый ответом вопрос о том, кто составляет референтную группу для данного человека по данному вопросу. Если это вопросы, к которым не обращаются исследователи, то это не означает, что они не являются важными. Социальный психолог должен иметь дело с конкретными проблемами и содержанием мышления, а не только с его формой, если он хочет выполнять свою миссию наряду с другими исследователями поведения. Эта миссия, как я ее понимаю, должна обеспечивать необходимыми орудиями и данными для предсказания того, как конкретный человек в конкретном месте и в конкретное время будет реагировать на свое социальное окружение. АТРИБУЦИЯ СОВМЕСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИЧИНГлавное содержание атрибутивной теории, как это описывается в данной статье, состоит в том, что вывод о причинах делается при условии принятия в расчет общего вклада многочисленных причин, производящих данный эффект. Если, как это будет показано дальше, атрибутор иногда и основывает свой вывод на простейших допущениях, следует предположить, что в других случаях он основывает его на более сложных допущениях. Гипотеза, предлагаемая здесь, состоит в том чтобы обходиться с различными возможными причинами так, как если бы они были зависимыми друг от друга и испытывали взаимное влияние. Атрибутор же не всегда обращается с ними, как со взаимозависимыми причинами, как это подразумевается в схематической парадигме и парадигме совместных изменении. Как ученые, мы знаем, что причины не действуют независимо и в любой комбинации. Мы проводим эксперименты в основном для создания таких обстоятельств, когда идентифицируем независимые переменные, манипулируем ими и рассматриваем их отдельно от зависимых переменных, В то же время известно, что такое отделение и независимость не свойственны реальной жизни. Именно по этой причине, как ученые, мы часто бываем в затруднении при интерпретации естественных данных в терминах причины и следствия. Можно предположить, что обыденный атрибутор также оказывается в затруднении перед возможной взаимосвязью причинных факторов и часто допускает, что определенные причины данного следствия являются сами следствиями других причин такого же следствия. Если неспециалист и делает такие допущения и выводы из имеющихся у него образцов информации, то они могут очень сильно варьировать. Например, следуя схеме компенсаторных причин, мы представим нашего атрибутора как неуверенного в сложности задания, если единственное, на что он опирается, это факт выполнения задания способным человеком. Способные люди склонны выполнять любые задания, поэтому фиксация подобного факта не дает никакой информации о специфике задания. Тем не менее наш атрибутор может сделать допущение о том, что способности и трудность задания зависят друг от друга, имеют тенденцию изменяться вместе: большие способности встречаются чаще при трудном задании, а слабые способности – при легких заданиях. На этой основе, без всякого отношения к успеху или неудаче, информация о том, что человек обладает способностями, может привести к выводу о трудности задания. Существуют две причины, почему человек может допустить совместные изменения таких внутренних и внешних причин, как способности и трудность задания: а) один фактор влияет на другой: например, человек выбирает задание, которое соответствует его способностям, и б) некий третий причинный фактор влияет на обе причины: например, социальная система – учителя, родители, работодатели – создает такие «пары» из людей и заданий, когда способности сталкиваются с трудностями. Другой пример является дальнейшей иллюстрацией различий, которые возникают у атрибутора при допущении совместного изменения причин. В соответствии с множественной схемой допустимых причин человек, демонстрирующий определенную установку при наличии внешних причин, воспринимается как менее приверженный этой установке, чем человек, демонстрирующий ту же самую установку в отсутствие таких внешних причин. Бем (1967) считает это основой обратных отношений между побуждением выразить установку и последующим самоотчетом о ней. Эти обратные отношения являются следствием, предсказуемым теорией диссонанса, и были обнаружены в ряде экспериментов. Напротив, если атрибутор допускает, что внутренние и внешние причины изменяются вместе, тогда может ожидаться позитивная связь между побуждением и отчетом об установке. Например, атрибутор может допустить, что сильное побуждение вызывает более благоприятную установку, и на этой основе выводить установку непосредственно из внешней причины безотносительно к утверждаемому мнению. Здесь снова возникает проблема для общей теории атрибутивного процесса. Его описание должно включать такие сложные допущения, которые обычно делают атрибуторы, и характеристику условий, при которых делаются различные допущения. Перед нашей методологией поставлены и более трудные проблемы. Разработка теории в этих направлениях будет возможна только в том случае, если мы будем иметь точные представления о тех допущениях, которые фактически делают люди в различных атрибутивных ситуациях. |
Атрибуции: значение, теория и примеры
Дженна сегодня утром опаздывает на работу. По утрам она опаздывает, и ее босс начинает на нее раздражаться. Сегодня у нее более интенсивное движение, чем обычно, поэтому она слишком опаздывает на работу. Она ожидает, что ее босс скажет ей что-то об этом, но она удивлена, когда он этого не делает. Большинство коллег Дженны также опаздывают на работу в этот конкретный день, поэтому ее начальник объясняет все их опоздания интенсивным движением на дорогах.
- Что означают атрибуции в психологии?
- Каковы некоторые примеры различных типов атрибуций в психологии?
- Какие атрибуты касаются целых групп людей?
- Что такое теория атрибуции в психологии?
- Почему изучение атрибуций важно в психологии?
Значение атрибутов
Атрибуции являются сознательными или бессознательными субъективными когнитивными выводами о причине события или ситуации. Проще говоря, атрибуции — это то, как человек воспринимает ситуацию или событие. В примере с Дженной, опоздавшей на работу, ее начальник приписал ее опоздание внешнему фактору : интенсивному движению. Он мог бы приписать ее опоздание внутреннему фактору Дженны: она опоздала, потому что не встала достаточно рано этим утром.
Атрибуции в психологии
Когда мы приписываем причину событию, мы делаем решение или вывод о том, почему что-то произошло. Атрибуции — обычная тема для изучения в психологии. Психолог Фриц Хайдер изучал атрибуции еще в начале 19 века.00-х годов, и он разработал теорию атрибуции в психологии.
Тоби пришел в школу без денег на обед. Подруга Тоби, Лило, объясняет отсутствие у Тоби денег на обед тем, что он забыл их принести. На самом деле Тоби пришел в школу без денег на обед, потому что у его родителей не было денег, чтобы отправить его с собой. Если Лило приписал отсутствие денег у Тоби на обед финансовым проблемам его семьи, как это изменило бы отношение и действия Лило по отношению к Тоби?
Стили атрибутов
Атрибуционный стиль варьируется в зависимости от общего мировоззрения человека на жизнь и способа объяснения или интерпретации жизненных событий. Атрибуционные стили основаны на идее, что либо мы контролируем нашу среду, либо она контролирует нас. Другими словами, он часто основан на нашем локусе контроля . Люди с оптимистичным атрибутивным стилем в целом позитивно относятся к жизненным событиям, даже когда дела идут не очень хорошо. Люди с пессимистический атрибутивный стиль обычно негативно реагируют на жизненные события и приписывают их силам, находящимся вне их контроля.
Пример атрибутов
Атрибуции влияют на наше поведение, мысли и чувства. Они также могут влиять на мотивацию нас самих и других. Психологи хотят лучше понять, почему и как мы делаем когнитивные атрибуции и как они влияют на то, как мы относимся к другим. Типы атрибуций в психологии включают диспозиционные атрибуции, ситуационные атрибуции, когнитивные искажения и ярлыки восприятия.
Диспозиционные атрибуты
Внутренние атрибуты также известны как диспозиционных атрибутов. Внутренние атрибуции возникают, когда кто-то связывает опыт с личными факторами, эмоциями, настроением или личностными чертами. Например, если кто-то преуспевает на соревнованиях по черлидингу, он может полагать, что это связано с его внутренними качествами и его личными усилиями.
Ситуационные атрибуты
Внешние атрибуты также известны как ситуационные атрибуты. Внешние атрибуции происходят, когда кто-то рассматривает факторы вне себя. В игру вступают социальные факторы, такие как раса, возраст, местонахождение, другие люди и т. д. Например, если кто-то опаздывает на работу, могут учитываться внешние атрибуты, такие как дорожное движение или автомобильная авария.
Предубеждения и атрибуцииПредубеждение — это когда мы отдаем предпочтение конкретному человеку, группе, вещи или идее. Предубеждения могут быть как неявными, так и явными, что означает, что они либо бессознательны, либо сознательны. Неявное предубеждение — это бессознательные, предвзятые взгляды или точки зрения, на которые повлиял опыт прошлых жизней. Предубеждение является примером негативного скрытого предубеждения по отношению к другим людям, группам или идеям.
Явная предвзятость — это сознательные, предвзятые взгляды или точки зрения, которые определяют наши мысли и реакции. Явные предубеждения влияют на то, как мы определяем причины нашего поведения и поведения других людей. Как правило, люди приписывают поведение других людей внутренним факторам, а свое поведение — внешним факторам. Когда это происходит, это известно как фундаментальная ошибка атрибуции (FAE) .
У Люси был долгий и тяжелый рабочий день. Когда она возвращается домой, ее дети ведут себя как сумасшедшие и устраивают беспорядок. Она огрызается на них и реагирует в зависимости от уровня своего стресса. После этого она чувствует себя плохо, но объясняет свое поведение внешними факторами, такими как стресс на работе. На следующий день Люси посещает дом своего друга Марка. У Марка тоже есть дети, и он огрызается на своих детей за то, что они сломали игрушку. Люси в шоке и объясняет поведение Марка плохим воспитанием.
Ярлыки восприятия и атрибуции
Ярлыки часто называют ярлыками восприятия в психологии при рассмотрении атрибуций. Эти ярлыки — это способы, которыми мы часто просматриваем или пропускаем информацию, которая может быть жизненно важна для понимания того, есть ли внутренняя или внешняя причина. Мы используем избирательное восприятие , чтобы решить, на какую информацию следует обращать внимание, а какую игнорировать. Когда мы делаем это, мы часто используем свою предвзятость, чтобы выбрать, на что обратить внимание. Наше суждение, основанное на ярлыках, может привести к атрибуциям, связанным с ситуацией или событием.
Групповые атрибуции в психологии
Групповые атрибуции в психологии часто связаны с внутригрупповыми и чужеродными предубеждениями. Внутригрупповая предвзятость — это склонность отдавать предпочтение другим членам группы, а не людям, принадлежащим к другой группе. Если мы принадлежим к группе, которая считает, что есть мясо нехорошо, мы можем относиться к другим в нашей группе лучше, чем к представителям других групп. Мы можем использовать ярлыки восприятия, чтобы игнорировать тот факт, что употребление мяса имеет преимущества, такие как добавление белка и витаминов. Предубеждение вне группы — полная противоположность: недооценка тех, кто не является частью вашей группы.
Предубеждения внутри и вне группы могут привести к предрассудкам и дискриминации в отношении других. P rejudice — негативное имплицитное предубеждение, которое приводит к несправедливым или неверным суждениям целых групп людей. Дискриминация действие сторона предубеждения. Предубеждение — это атрибуция; дискриминация — это то, как мы относимся к людям на основании наших атрибуций.
Теория атрибуции
Теория атрибуции объясняет, как мы воспринимаем действия других и формируем атрибуции. В теории атрибуции есть три ключевых фактора: своеобразие, консенсус и согласованность . Самобытность — это когда мы внимательно наблюдаем за чьим-то поведением и решаем, обычное оно или необычное. Наблюдая за поведением и принимая решение, мы определяем, является ли причина внутренней или внешней.
Антонио поет в машине, в душе и дома. У него замечательный голос, поэтому родители поощряют его попробовать себя в школьном шоу талантов. Антонио следует наставлениям своих родителей и пробует себя. Когда Антонио стоит на сцене перед судьями, он замирает на несколько секунд, а затем продолжает свою песню. Голос Антонио ломается, и во время исполнения он кажется дрожащим, что необычно, судя по восприятию его родителей. Этот недостаток производительности можно отнести к внешним факторам, таким как новые люди и новая среда. Судьи, которые никогда раньше не встречались с Антонио, могут объяснить его выступление плохими певческими способностями или проблемами со страхом перед сценой.
Консенсус — это когда мы делаем обобщенное наблюдение, основанное на том, что делает большинство людей в группе. Если большая часть группы имеет одинаковое наблюдаемое поведение или опыт, наша атрибуция причины поведения или опыта, скорее всего, будет внешней. Если большинство демонстрирует необычное поведение в группе, наша атрибуция, скорее всего, будет внутренней.
На собрании присутствует группа из десяти сотрудников, семь из которых являются вегетарианцами. Джек, генеральный директор компании, замечает, что только трое едят мясо. Джек связывает пищевые предпочтения сотрудников-вегетарианцев с внешними факторами: это становится более популярным в обществе, и они хотят соответствовать друг другу. Джек объясняет предпочтение невегетарианской пищи внутренними факторами: сотрудники, которые едят мясо, не так заботятся о земле и не заботятся о правах животных. Обратная атрибуция Джека на самом деле может быть правдой, но он приписывает причинно-следственную связь на основе консенсуса.
Согласованность
Согласованность — это когда мы наблюдаем, является ли поведение обычным или необычным. Если действие или поведение редко происходит у кого-то, мы можем считать это внешней причиной. Если поведение повторяется, оно, скорее всего, внутреннее. На протяжении всего этого процесса мы можем определить, что, по нашему мнению, является корнем чьего-то поведения.
Рая смотрит балет, чтобы научиться совершенствовать свои танцевальные движения. Она замечает, что одна из ее любимых танцовщиц, Кира, занимается 6 дней в неделю. Рая отмечает последовательность в методе Киры, что означает, что это обычная практика для Киры. Рая приписывает поведение Киры внутренней причине: Кира предана делу и мотивирована практиковать и хочет улучшить свои навыки. На самом деле тренировки Киры расписаны ее тренером и мамой, и она участвует, хочет она этого или нет.
Атрибуции — ключевые выводы
- Атрибуции — это сознательные или бессознательные когнитивные выводы о причине события или ситуации.
- Психолог Фриц Хайдер изучал атрибуции еще в начале 1900-х годов и разработал теорию атрибуции в психологии.
- Типы атрибуций в психологии включают диспозиционные атрибуции, ситуационные атрибуции, когнитивные искажения и упрощения восприятия.
- Групповые атрибуции в психологии часто связаны с предубеждениями внутри и вне группы.
- Три фактора теории атрибуции — отличительность, консенсус и последовательность.
Теория атрибуции | Cognitive Psychology
Если я чему-то и научился, изучая психологию, так это тому, что люди очарованы ею. Все мы хотим узнать немного больше о том, почему люди делают то, что делают. Мы хотим иметь возможность объяснить поведение наших друзей, семьи, партнеров и коллег.
На самом деле мы уже пытаемся объяснить поведение человека, не думая, что делаем это. Вы когда-нибудь пытались проанализировать поведение парня, с которым встречается ваша подруга? Или, может быть, вы увидели, как кто-то бежит на публике, и подумали: «Должно быть, он бежит от полиции». Может быть, ваш коллега ведет себя странно, и вы думаете: «Они что-то скрывают от меня».
Люди — существа, создающие смысл. И хотя психологи пытаются понять и объяснить поведение, они также пытаются понять, как люди пытаются понять и объяснить поведение. Этот процесс называется атрибуцией. Способы, которыми люди объясняют поведение, и ошибки, которые они при этом допускают, могут быть столь же проницательными, как и настоящие объяснения поведения.
Что такое теория атрибуции?
История теории атрибуции
Примеры теории атрибуции
Ограничения теории атрибуции
Корреспондентская теория вывода
Ковариационная модель Келли
Что такое теория атрибуции?
В психологии теория атрибуции рассматривает способы, которыми мы приписываем поведение другим и себе. Как мы объясним, когда кто-то ведет себя придурком или жертвует сотни тысяч долларов? Теория атрибуции пытается провести нас через путь, по которому мы придем к нашему ответу.
История теории атрибуции
Атрибуция была впервые введена в мир психологии в начале 20-го века гештальт-психологом Фрицем Хайдером. Хотя он не погружался слишком глубоко в процесс атрибуции, он определил два типа атрибуции, которые до сих пор широко обсуждаются в теории атрибуции: диспозиционная и ситуационная атрибуция.
Диспозиционная атрибуция, или внутренняя атрибуция, возникает, когда вы считаете, что поведение человека обусловлено внутренними факторами. Например, человек может плакать в метро, потому что он эмоционально нестабилен или легко плачет.
Ситуационная атрибуция или внешняя атрибуция возникает, когда вы считаете, что поведение человека обусловлено внешними факторами. Может быть, вы видите этого же человека плачущим в метро, но предполагаете, что его поведение может быть связано с внешней ситуацией. Может быть, они увидели что-то травмирующее в метро. Еще один фактор может влиять на их поведение. Допустим, их только что расстал человек, сидящий рядом с ними в метро. Это заставило бы любого плакать!
Любой процесс может дать вам «правильный» ответ, но атрибуция больше фокусируется на том, как люди приходят к этим выводам. Например, теории о предвзятости актер-наблюдатель предполагают, что мы с большей вероятностью используем внутреннюю или внешнюю атрибуцию в зависимости от того, являемся ли мы человеком, совершающим поведение, или наблюдаем за ним.
Другие предубеждения в рамках теории атрибуции
Предвзятость актер-наблюдатель — это одна из предвзятостей, которая искажает наше мышление. Теория атрибуции выявляет множественные предубеждения и эвристики, которые могут влиять на наше мышление и суждения.
Корыстная предвзятость
Корыстная предвзятость — это предубеждение, которое влияет на то, как мы думаем о наших действиях, особенно о наших успехах и неудачах. Мы приписываем наши успехи диспозиционным факторам, а наши неудачи — ситуационным факторам. Это может быть правдой. Или может быть ложным. Ваши неудачи могут быть результатом диспозиционных факторов, а ваши успехи могут быть результатом ситуационных факторов. Сочетание факторов может способствовать вашим успехам или неудачам. Если вы хотите понять причины своих успехов и неудач, вы можете сделать шаг назад и рассмотреть каждую ситуацию в отдельности. Учитывайте все факторы. Даже обратитесь к наставнику, который может дать вам стороннее мнение!
Культурное предубеждение
Культурное предубеждение — это не предвзятое отношение к кому-либо из-за его культуры. Человек может приписывать чье-то поведение через призму своей собственной культуры . Например, человек из индивидуалистической культуры, такой как Соединенные Штаты, может быть более подвержен корыстным предубеждениям. Они увидят свои успехи как результат своих действий. Человек из коллективистской культуры может с большей вероятностью приписывать свои успехи своему сообществу.
Теория когнитивного диссонанса
Как только мы вынесли суждение о ком-то, его трудно изменить. Теория когнитивного диссонанса предполагает, что люди чувствуют себя некомфортно, удерживая в уме две противоположные мысли. Мы можем даже отмахнуться от противоположной информации, не сопоставляя ее с существующим в настоящее время мнением, просто чтобы избежать этого диссонанса.
Примеры теории атрибуции
Теория атрибуции может применяться в самых разных областях жизни. Каждый раз, когда мы наблюдаем, как кто-то демонстрирует поведение, у нас есть возможность объяснить или придать смысл этому поведению посредством атрибуции! Давайте рассмотрим четыре области, в которых мы можем применить теорию атрибуции: в спорте, организационном поведении, в классе или в отношениях.
Теория атрибуции в спорте
Почему у звездного игрока вашей любимой команды была плохая игра? Причин много: она слишком стара, у нее стресс из-за недавнего развода, она чувствует давление СМИ, она мало тренируется, и этот список можно продолжать и продолжать. Понимание теории атрибуции имеет решающее значение для любого тренера или игрока, который должен понимать свою команду и уметь «залезать в ее голову».
Теория атрибуции в организационном поведении
У вас когда-нибудь был коллега, который просто не мог признаться в том, что он сделал? Это может разочаровать и вызвать раскол в командах! Теория атрибуции добирается до корней этих проблем. Когда каждый человек осознает, как он приписывает поведение (включая признание своего собственного), он с большей вероятностью будет общаться с членами своей команды и принимать более обоснованные решения.
Теория атрибуции В классе
Почему дети притворяются? Есть много объяснений, в зависимости от ребенка, за которым вы наблюдаете, района, в котором вы живете, и загруженности школы. Теория атрибуции может не только помочь вам понять предположения, которые вы делаете об учениках, но также может помочь вам сделать шаг назад, прийти к более объективному заключению и предпринять наилучшие шаги для обучения хорошему поведению или исправления ошибок.
Теория атрибуции в отношениях
Допустим, вы прочитали в журнале статью о том, что мужчины отдаляются прямо перед тем, как сделать следующий шаг в жизни. Вы замечаете, что ваш парень ведет себя отстраненно и ведет себя тише, чем обычно. Вы можете приписать такое поведение его подготовке сделать предложение! Он просто естественно нервничает, прежде чем сделать такой шаг, говорите вы себе.
Не читая эту журнальную статью, отстраненное поведение бойфренда может показаться странным. В индивидуальном порядке вы можете приписать его поведение долгим часам работы и усталости. Друг может услышать о таком поведении и сказать, что он просто придурок. (Он ей никогда не нравился.)
Теория атрибуции рассматривает все предположения, которые мы делаем о наших друзьях, партнерах и всех, кто находится между ними. Этот пост на Reddit объясняет мужчинам, как теория атрибуции может помочь им больше признавать свое поведение и перестать возлагать несправедливую вину на своих партнеров.
Ограничения теории атрибуции
Как и все теории в психологии, теория атрибуции не все объясняет. Критики теории атрибуции заявляют, что она редукционистская и предполагает, что люди более логичны, чем могли бы быть. Эмоции могут играть роль в атрибуции. Культурные факторы, например, могут формировать атрибуцию. Если вы выросли в культуре, которая считает, что все богатые люди мошенники и жадные, например, вы с большей вероятностью будете делать определенные суждения о поведении богатого человека. Кто-то, кто вырос с богатыми людьми, может объяснить такое поведение разными факторами.
Теория корреспондентского вывода
Некоторые теории атрибуции сосредоточены именно на диспозиционной атрибуции. Возьмем, к примеру, теорию корреспондентного вывода Джонса и Дэвиса (1965). Джонс и Дэвис полагали, что мы с большей вероятностью будем использовать внутреннюю атрибуцию при определенных обстоятельствах. Если человек действовал свободно и намеренно, мы с большей вероятностью припишем его действия его характеру.
Другие факторы, которые заставляют нас делать внутренние атрибуции. Поведение может быть особенно необычным, направленным против человека или может напрямую навредить другому человеку или помочь ему.
Допустим, вы идете по улице и слышите, как кто-то домогается вас. Это не обычное поведение, и оно направлено против вас. Вы считаете, что уличное преследование проводится для того, чтобы вызвать у людей негативную реакцию. Вы, скорее всего, припишете такое поведение характеру преследователя, а не каким-то внешним раздражителям, которые управляют его поведением.
Ковариационная модель Келли
Но теория атрибуции не ограничивается теорией корреспондентного вывода. В 19В 73 году Гарольд Келли создал модель, которая, возможно, является одной из самых известных теорий атрибуции. Модель ковариации Келли предполагает, что мы используем три фактора, чтобы определить, выбираем ли мы внутреннюю или внешнюю атрибуцию.
Предположим, вы находитесь на званом обеде, и ваш друг заказывает очень дорогое шампанское во время вечеринки с другими друзьями. Это потому, что они предпочитают более прекрасные вещи в жизни, или потому, что внешние факторы мотивируют их на это?
Келли предполагает, что вы можете использовать следующие факторы, чтобы выяснить ответ.
Факторы ковариационной модели Келли
- Консенсус: так ведут себя все остальные в той же ситуации. Вы можете посмотреть, что заказывают все остальные. Если все за столом заказывают дорогие напитки и икру, консенсус высок. Если все придерживаются закусок и дешевого пива, консенсус низок.
- Отличительные особенности: Вот как ваш друг ведет себя в подобных ситуациях. Допустим, ваш друг всегда заказывает самое модное блюдо в меню или покупает самую дорогую одежду в торговом центре. Если да, то различимость низкая. Если они любят экономить, покупают в комиссионных магазинах или выбирают рестораны с дешевыми ценами, отличительность высока.
- Последовательность: Вот как ваш друг ведет себя каждый раз, когда возникает такая ситуация. Может быть, ваш друг всегда любит покупать очень дорогое шампанское, когда вы гуляете с этой конкретной компанией друзей в этом конкретном ресторане. Если да, то консистенция высокая. Если это первый раз, когда ваш друг решил купить напитки для этой группы друзей, постоянство низкое.
Если вы обнаружите, что поведение вашего друга находится на «низкой» стороне спектра, вы, скорее всего, припишете это поведение личности вашего друга. Они просто яркие парни, которые ценят лучшие вещи в жизни. Но если поведение вашего друга находится на «высокой» стороне спектра, вы, скорее всего, припишете это поведение внешним раздражителям. Может быть, ваш друг считает, что он произвел плохое впечатление на эту группу друзей, и он хочет исправить это. Возможно, ваш друг получил повышение. Возможно, их задели какие-то плохие новости, и они хотели сделать вечер особенным.
Ограничения модели ковариации Келли
Конечно, мы не всегда можем использовать эту модель с незнакомцами.