Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Что такое «Теория когнитивного развития Жана Пиаже»? Понятие и определение термина «Теория когнитивного развития Жана Пиаже» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Теория когнитивного развития Жана Пиаже – концепция, названная по имени ее создателя, которая рассматривает развитие мыслительных процессов. Концепцию швейцарского психолога Жана Пиаже считают конструктивистской, так как автор утверждает, что человек имеет возможность самостоятельно конструировать когнитивные способности посредством своих действий, произведенных при взаимодействии с окружающей средой.
Теория когнитивного развития Ж. Пиаже предполагает четыре стадии развития ребенка от его рождения до пятнадцатилетнего возраста. Самая первая стадия, сенсомоторная, продолжается до двух лет – на этом этапе главную роль играет чувственный опыт, который позволяет ребенку изучать окружающий мир. Далее следует дооперационный период (до 7 лет), во время которого дошкольник познает явления и объекты с помощью игр.
Стадию конкретных операций проходят дети от семи до одиннадцати лет – в этот период появляется способность к логическому мышлению и анализу, однако оно отлично от мышления взрослого человека, абстрактные и гипотетические понятия еще не доступны для понимания. На последнем этапе (стадия формальных операций) ребенок учится анализировать абстрактные идеи, развивается его способность к дедуктивным рассуждениям.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала огромное влияние на развитие педагогической психологии, была источником множества понятий, ставших в дальнейшем основными в психологии развития. Альберт Эйнштейн утверждал, что только настоящий гений мог создать настолько доступную для понимания концепцию.
< Темперамент
Тест >
Популярные термины
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Вырастить в себе нравственное чувство
Галина Бурменская прочитала для нас книгу Жана Пиаже «Моральное суждение у ребенка»
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Ребенок ходит в школу раз в неделю, ничего не делает по дому, не слушается. Как с ним справиться?»
- «Свекор ведет себя не как любящий отец, а как соперник мужа. Как быть?»
- Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
- 26 советов отца, которые помогли мне найти любовь
- Как заниженная самооценка влияет на отношения: 10 негативных последствий
- «То расстаюсь, то схожусь с мужчиной. Что это: любовь или зависимость?»
- Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке
- Дейтинг-выгорание: что это такое и как оно лечится — 3 простых способа
Сегодня читают
- «Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться.
- Как понять, что партнер вам лжет: 6 основных признаков
- Тот самый: ученые вывели формулу, которая помогает распознать родственную душу
- Какие мужчины не дарят подарки: 6 психотипов
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
16.Теория развития личности по ж.Пиаже
Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется
Восемь
стадий человеческого развития по
Эриксону
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
Одна из самых известных теорий, объясняющих развитие ребенка, была создана Жаном Пиаже. На этой странице мы рассмотрим основы его теории когнитивного развития.
Если вы когда-либо сидели с детьми, работали с детьми или ухаживали за младшими братьями и сестрами, у вас могли быть моменты, когда вы замечали, что ребенок просто не понимает простых понятий. Когда вы играете в прятки с ребенком, создается впечатление, что он действительно не знает, куда вы пошли. Когда вы пытаетесь рассуждать с малышом, создается впечатление, что он не может понять, почему его брату тоже нужно есть, хотя малыш хочет этого для себя.
Эти ситуации не только вызывают забавные моменты непонимания, но и показывают, насколько далеко ребенок продвинулся в своем когнитивном развитии. Существуют определенные концепции и навыки, которые дети развивают по мере взросления и взросления.
Кто такой Жан Пиаже?
Сенсомоторная стадия
Предоперационный этап
Бетонная операционная стадия
Этап 4: Формально-операционный
Схемы
Ассимиляция и размещение
Равновесие (баланс ассимиляции и аккомодации)
Как теория когнитивного развития Пиаже влияет на обучение и взаимодействие с детьми
Похожие сообщения:
Кто такой Жан Пиаже?
Жан Пиаже был швейцарским психологом, который отправился во Францию, чтобы изучать детей и интеллект. Он заметил, изучая детей и воспитывая троих собственных детей, что дети будут неправильно отвечать на одни и те же вопросы или неправильно понимать аналогичные понятия в одном и том же возрасте.
Он разработал теорию, в которой были описаны различные этапы, через которые проходят дети, чтобы завершить свое когнитивное развитие.
Есть четыре стадии, которые, по мнению Пиаже, дети должны пройти, чтобы достичь полного человеческого интеллекта. Эти четыре стадии:
- Сенсомоторная стадия
- ProOperational Stage
- Бетонная рабочая площадка
- Формальная операционная стадия
Если вы хотите запомнить порядок этих четырех стадий, используйте этот мнемонический прием: «Некоторые люди не могут сосредоточиться».
Давайте пройдемся по каждому из этих этапов.
Сенсомоторная стадия
Это первая стадия теории когнитивного развития. Он начинается с рождения и продолжается до двухлетнего возраста. На этом этапе дети используют свои органы чувств для выработки схем (концепция, которую я объясню позже), и познают окружающий их мир. Пиаже разбивает сенсомоторную стадию на шесть подстадий. Первый подэтап — это просто отработка основных рефлексов, помогающих ребенку выживать и питаться. К шестой подстадии ребенок начинает экспериментировать с различными движениями, чтобы получить реакцию или испытать ощущения. Они могут держать погремушку, трясти ею или бросать через всю комнату, чтобы посмотреть, каковы будут последствия этих действий.
На этом этапе ребенок развивает постоянство объекта. Когда дети только рождаются, они не могут понять, что предметы существуют вне того, что они могут видеть и слышать. Когда они начинают развиваться, они понимают, что, хотя их мать вышла из комнаты, мать все еще существует.
Предоперационная стадия
Вторая стадия когнитивного развития, предоперационная стадия, длится в возрасте от 2 до 7 лет. Это также известно как «раннее развитие детей». Хотя ребенок уже установил, что вещи существуют за пределами того, что он может видеть и слышать, он все еще ограничен пониманием вещей со своей точки зрения. Это называется эгоцентризмом. Однако по мере того, как ребенок проходит дооперационную стадию, он начинает использовать символическую игру и мышление, чтобы уйти от эгоцентрического образа мышления. Они могут начать видеть вещи с других точек зрения. В то время как Пиаже предположил, что это развитие произошло в возрасте около 7 лет, другие психологи пришли к выводу, что эгоцентризм заканчивается в возрасте 3-5 лет.
В это время у детей также начинает развиваться речь. Они используют символы для соединения букв и слов со звуками. Вот почему дети начинают читать уже в 2 года.
На дооперационном этапе дети также учатся комбинировать различные схемы для решения проблемы и понимания окружающего мира. На начальных стадиях предоперационной стадии детям трудно понять Сохранение. Например, они не могут понять, что одно и то же количество жидкости может содержаться в двух сосудах разной формы. Они могут сказать, что высокий тонкий стакан может вместить больше жидкости, чем низкий широкий стакан того же объема.
Стадия конкретных операций
Когда детям исполняется 6 или 7 лет, они переходят на этап конкретных операций. Они могут начать использовать логику для решения проблем и делать выводы. На этом этапе дети обычно ограничены индуктивными рассуждениями. Например, если они наблюдают за 10 собаками, и все 10 собак тяжело дышат летом, они могут сделать вывод, что все собаки дышат летом.
Дедуктивное рассуждение приходит позже.
На этапе конкретной эксплуатации дети могут начать понимать идею сохранения. Они также начинают понимать классификацию и обратимость. Обратимость хорошо сочетается с сохранением. Дети в возрасте от 7 до 12 лет начинают понимать, что если разбить глиняный шарик, его количество останется прежним. С обратимостью ребенок начинает понимать, что разбивание глиняного шарика обратимо. Они могут просто закатить мяч обратно, и он по-прежнему поддерживают то же количество, что и раньше.
Классификация — это способность классифицировать и организовывать объекты. Благодаря серии , дети также могут начать классифицировать и упорядочивать эти объекты благодаря логике.
Эти навыки в значительной степени способствуют способности ребенка понимать окружающий мир и решать проблемы. Но они все еще ограничены и имеют еще один этап в своем когнитивном развитии.
Стадия 4: Формальная операционная
Последняя и заключительная стадия в теории когнитивного развития Пиаже не заканчивается, когда ребенок достигает подросткового или даже взрослого возраста. Когда ребенок достигает возраста 11 или 12 лет, он вступает в формальную операционную стадию. Этот этап длится всю оставшуюся жизнь.
Формально-оперативная стадия — это время, когда ребенок начинает использовать абстрактное мышление и дедуктивное мышление для решения задач. Они могут мыслить вне правил мира и использовать больше, чем просто метод проб и ошибок для решения проблем.
В это время у детей также развивается метапознание . Они могут не только начать использовать гипотетические ситуации для решения проблем и решения более сложных задач, они также могут думать о своих мыслительных процессах.
Схемы
Итак, это четыре стадии, которые Пиаже описывает в своей «Теории когнитивного развития». Пиаже считает, что когда ребенок проходит каждую из этих четырех стадий, он «собирает» информацию, а также приобретает эти знания. Они называются схемами .
Существует много типов схем, которые люди собирают и изменяют на протяжении всей жизни. К ним относятся:
- Схемы лиц
- Самостоятельные схемы
- Схемы событий
- Социальные схемы
Примером социальной схемы может быть идея о том, что вы должны смотреть кому-то в глаза, когда разговариваете с ним. (Человек, выросший в другой культуре, может выработать другую схему – что вы не должны смотреть человеку в глаза, когда разговариваете с ним.) Я-схемы включают информацию о себе, например, тот факт, что у вас есть две ноги и две руки. По мере разработки вы можете приобретать дополнительные схемы. То, как вы учитесь решать проблемы, и знание того, что такое схема, в первую очередь и есть схема!
Ассимиляция и приспособление
Как я уже говорил, мы приобретаем новую схему, но мы также меняем эту схему по мере получения новой информации и мыслительных процессов. Эти два процесса называются ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция
Ассимиляция — это процесс корректировки имеющейся у вас схемы, чтобы освободить место для новой или даже противоречивой информации. Вы также узнаете, где и как хранить информацию, которая у вас есть в настоящее время.
Технологии — отличный пример того, как мы усваиваем новую информацию. Возможно, вы впервые столкнулись с текстовым процессором, когда играли на пишущей машинке. Вы научились класть пальцы на клавиши и увидели, что нажатие каждой буквы создает букву на странице.
Однако по мере развития технологий и вашего роста вы познакомились с новой схемой, такой как Microsoft Word. Вы по-прежнему кладете пальцы на те же клавиши и видите, как на экране появляются буквы, но вы также научились сохранять, печатать, копировать и вставлять введенные вами буквы.
По мере развития технологий и вашей потребности в использовании текстового процессора вы становитесь все лучше и лучше, приобретая навыки и информацию, необходимые для выполнения ваших задач. Ваша первоначальная схема обработки текста так и не оказалась «неправильной», а была просто дополнена новой информацией.
Адаптация
Адаптация — это процесс изменения или изменения уже существующей схемы для размещения новой информации. Во время этого процесса также может быть введена новая схема.
Примером этого является то, как дети узнают о животных. Когда они видят гориллу, они могут увидеть волосатого примата и применить схему «горилла». Но не все волосатые приматы — гориллы. По мере усвоения новой информации ребенок создает схемы «бабуина», «шимпанзе» и «орангутанг». Для этих дополнительных животных создаются новые схемы. Представление о том, что такое горилла, должно было быть изменено и ограничено тем, что горилла есть на самом деле.
Этот процесс также может произойти, если дети узнали неверную информацию. Например, детям, которые растут с предубежденными родителями, возможно, придется изменить свою схему устройства мира. Если бы они выросли, веря, что одной группе людей
Эквилибрация (баланс ассимиляции и адаптации)
Ассимиляция и аккомодация — два ключевых процесса обучения. Вы не можете расширить свое мировоззрение, не освободив место для новой информации и не разработав новую схему. Но какой из них самый важный?
Пиаже считал, что равное количество как ассимиляции, так и аккомодации необходимо для стимулирования когнитивного развития. Дети получали наибольшую пользу, когда они могли освободить место для новой информации, которая не меняла их существующих схем и могут изменять схемы с новой, более фактической информацией.
Как теория когнитивного развития Пиаже влияет на обучение и взаимодействие с детьми
По мере того, как вы начинаете больше узнавать о различных стадиях когнитивного развития, вы можете начать использовать занятия для содействия развитию ребенка. Вы можете поощрять воображаемую игру, чтобы развить у ребенка понимание символов. Вы можете давать им логические головоломки, чтобы помочь им усовершенствовать свои навыки на этапе конкретных операций.
Продолжайте изучать каждую стадию когнитивного развития. При этом вы узнаете больше о том, когда дети начинают приобретать различные навыки. Используйте эту информацию, чтобы помочь своим ученикам или детям в вашей жизни, когда они проходят каждый из четырех этапов.
Теория нравственного развития Пиаже
Как ребенок различает правильное и неправильное? Предположим, родители сказали Тому не есть печенье из банки с печеньем, но он очень хотел его съесть. Том может решить не брать печенье, потому что у него будут проблемы. Но что, если он очень голоден? Было бы неправильно иметь печенье? Может ли несоблюдение правила быть приемлемым в этом случае? Ответ можно найти в таких теориях, как теория морального развития Жана Пиаже.
Каковы стадии нравственного развития по Пиаже?
Что такое нравственное развитие?
Этапы нравственного развития Пиаже
Как дети понимают правила
Критика теории морального развития Пиаже
Стадии морального развития Кольберга
Каковы стадии нравственного развития Пиаже?
Жан Пиаже выделил этапы нравственного развития, на которых ребенок придерживается правил и принимает решения. Пиаже в основном интересовали три аспекта детского понимания моральных вопросов: правила, моральная ответственность и справедливость. Стадии, на которых дети понимают правила, коррелируют со стадиями когнитивного развития.
Что такое нравственное развитие?
Мораль — это кодекс поведения, который направляет наши действия и мысли в зависимости от нашего происхождения, культуры, философии или религиозных убеждений. Нравственное развитие – это постепенное изменение понимания морали.
Способность детей различать правильное и неправильное является частью процесса их нравственного развития. По мере того как их понимание и поведение по отношению к другим со временем развиваются, они применяют свои знания для принятия правильных решений, даже если им это неудобно.
Теория когнитивного развития Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) был одним из первых, кто определил, что способ мышления детей по своей природе отличается от мышления взрослых. В отличие от многих своих предшественников, Пиаже не считал детей менее умными версиями взрослых. Просто у них другой образ мышления.
Пиаже был первым психологом, предпринявшим систематическое исследование когнитивного развития. Его стадийная теория когнитивного развития объясняет, что умственные способности детей развиваются в четыре этапа: сенсомоторный, дооперационный, конкретно-операционный и формально-операционный. Только овладев каждым из них, дети могут полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
Для Пиаже нравственное развитие детей тесно связано с их когнитивным развитием. Другими словами, дети способны выносить продвинутые моральные суждения только тогда, когда они становятся когнитивно зрелыми и видят вещи более чем с одной точки зрения.
Пиаже сформулировал когнитивную теорию нравственного развития в книге «Нравственное суждение о ребенке» в 1932 году. Его теория нравственного развития детей является приложением его идей о когнитивном развитии.
Стадии морального развития по Пиаже
Согласно Пиаже, основа рассуждений и суждений детей о правилах и наказаниях меняется по мере взросления. Точно так же, как в познавательном развитии детей есть универсальные этапы, в их нравственном развитии есть этапы.
Пиаже разработал эксперименты для изучения восприятия детьми правильного и неправильного. Часть его исследования включала в себя рассказ о том, что сделал другой ребенок, например, разбил банку с печеньем. Затем он спрашивал детей, считают ли они это действие правильным или неправильным. Он хотел знать логику их моральных рассуждений.
Он обнаружил, что в то время как маленькие дети были сосредоточены на авторитете, с возрастом они становились все более автономными и могли оценивать действия на основе набора независимых принципов морали.
Теория морального развития Пиаже описывает две стадии морального развития: гетерономную мораль и автономную мораль.
Гетерономная мораль
Стадия гетерономной морали, также известная как моральный реализм или инонаправленная мораль, характерна для детей в возрасте от 5 до 10 лет.
Мышление детей младшего возраста основано на результатах их действий и как эти действия влияют на них. Результат важнее намерения. Поведение оценивается как хорошее или плохое только с точки зрения последствий. Здесь нет места для переговоров или компромиссов. Съесть одно печенье из банки, потому что ребенок голоден, так же неправильно, как украсть все печенье из банки непослушным ребенком. Использование файлов cookie запрещено и поэтому всегда неправильно, независимо от намерения.
В среднем детстве дети обычно верят в святость правил. Правила устанавливаются авторитетной фигурой, такой как родитель или учитель. Эти правила должны соблюдаться и не могут быть изменены, они абсолютны и нерушимы.
На этом этапе твердое убеждение детей в том, что они должны следовать правилам, основано на их понимании последствий. Несоблюдение правил приведет к негативным последствиям. Большинство младших детей подчиняются правилам просто для того, чтобы избежать наказания. Даже в полном одиночестве ребенок, который нарушает правило — например, берет запрещенное печенье из банки с печеньем — ожидает наказания. Физическое присутствие авторитетной фигуры не имеет значения, потому что мораль навязывается извне.
Но по мере развития и взросления дети переходят на более высокий уровень нравственности.
Автономная мораль
Стадия автономной морали, также известная как моральный релятивизм или мораль сотрудничества, характерна для детей с 10-летнего возраста и продолжается в подростковом возрасте.
Сейчас дети начинают преодолевать эгоцентризм среднего детства. Их понимание морали меняется в результате вновь обретенной способности смотреть на ситуации с точки зрения других людей. Следовательно, они также способны рассматривать правила с чужой точки зрения. Моральные правила больше не воспринимаются как абсолютные. Вместо этого дети старшего возраста осознают, что правила являются социально согласованными руководящими принципами. Они разработаны, чтобы принести пользу всем членам группы и регулируются.
Дети постарше могут оценить, справедливо ли правило. Хотя они все еще знают, что важно следовать правилам, они считают их сложными и гибкими. Они готовы вести переговоры и предлагать изменения правил. Например, играя в настольную игру, дети старшего возраста могут захотеть ввести свои собственные правила или изменить те, которые они считают несправедливыми.
Пиаже считал, что наиболее эффективное нравственное обучение происходит именно в таких ситуациях группового принятия решений.
По мере взросления дети начинают понимать, что мотивы действий так же важны, как и последствия. Их выбор следовать правилам больше не основан на страхе перед негативными последствиями, а на более сложных моральных рассуждениях. На этом этапе дети осознают, что нет абсолютно правильного или неправильного и что мораль зависит от намерений, а не от последствий.
Как дети понимают правила
Еще один способ, с помощью которого Пиаже наблюдал за нравственностью детей, заключался в том, что они играли в игры, в том числе с шариками и в прятки. Решающее значение для выбора, сделанного в этих играх, имело понимание правил. В дополнение к общим стадиям нравственного развития Пиаже выделил четыре стадии, на которых ребенок понимает правила:0003
- Правила мотора
- Эгоцентричный
- Начальное сотрудничество
- Искреннее сотрудничество
Эти этапы коррелируют со стадиями когнитивного развития Пиаже.
Двигательные правила
Пока ребенок младше четырех лет, он находится на сенсомоторной стадии. На данный момент они не берут правила из игры, если не хотят исследовать ощущение бумаги. Дети на этом этапе действуют, основываясь на изучении своих двигательных схем и того, как они относятся к объектам игры. Подумайте о малыше, который берет шарик, кладет его в рот и швыряет через всю комнату — он делает это не потому, что это предусмотрено правилами. Они просто хотят исследовать.
Эгоцентричный
В возрасте 4-7 лет ребенок находится на предоперационной стадии. Они в значительной степени эгоцентричны, и их понимание правил тоже эгоцентрично. Когда ребенок эгоцентричен, они придумывают правила. Например, ребенок, играющий с шариками, может решить, что все шарики нужно положить в чашку. Они могут кидать шарики в кошку. Однако игра, в которую играют, во многом создается самим ребенком.
Начальное сотрудничество
С 7-11 лет ребенок находится в стадии конкретной операции. Дети начинают смотреть на мир с более эмпатической точки зрения. Однако то, как они взаимодействуют и общаются с другими игроками, различается. Некоторые сотрудничают, в то время как другие хотят играть в игру по-своему. Дети могут сидеть и слушать правила игры, но они могут не понять их или решить играть по ним.
Искреннее сотрудничество
К 12 годам, когда ребенок находится на стадии формальной работы, он начинает понимать правила. Более того, с этим пониманием приходит обожание правил. Они начинают их соблюдать и хотят, чтобы другие дети поступали так же.
Критика теории нравственного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Пиаже была создана после того, как он провел аналогичные исследования на мальчиках и девочках. Он считал, что в их когнитивном развитии не было различий: сохранение, анимизм и постоянство объекта были частью процесса, независимо от того, какого пола родился ребенок. Несколько иначе создавалась теория нравственного развития Пиаже.
Пока мальчики играли в шарики, Пиаже дал девочкам задание сыграть в игру, напоминающую «прятки». Исследователи отмечают, что сравнение этих двух игр было не очень удачным: игра в шарики была намного сложнее. Следование правилам требовало различных конфликтов и выбора.
Что это означает для оценки Пиаже нравственности девочек и мальчиков? Что ж, исследователи по сей день не уверены. Но исследователи критикуют его решение о том, чтобы девочки и мальчики играли в разные игры, и утверждают, что игровое поле должно быть равным, прежде чем делать выводы.
Стадии морального развития Кольберга
Многие психологи выделяли стадии развития: Фрейд выделил стадии психосексуального развития, Эриксон определил стадии психосоциального развития, а Пиаже и идентифицировали стадии когнитивного развития. Но не один известный психолог выделял стадии нравственного развития. Наряду с Пиаже Лоуренс Кольберг определил стадии морального развития. Эти две теории немного отличаются, но сталкиваются с одинаковой критикой.
Кольберг против теории нравственного развития Пиаже
В том, как Кольберг и Пиаже построили этапы нравственного развития, есть некоторые существенные различия. Пиаже стремился увидеть, как представления детей о своем месте в мире формируют их мораль и решения. Кольберг стремился выяснить, как ребенок относится к морали. Некоторые исследователи утверждают, что этапы Кольберга на самом деле описывают когнитивное развитие применительно к нравственному развитию.
Результаты также немного отличаются. Кольберг выделяет шесть стадий морального развития, разделенных на три разных «уровня». На этих стадиях рассматриваются концепции стадий морального и когнитивного развития Пиаже, но в эту работу интегрированы и концепции Фрейда.
Кольберг и Пиаже сталкиваются с одинаковой критикой в отношении гендерных различий. Кольберг проводил свои исследования только на мальчиках! Некоторые исследователи считают, что это ошибка, и отсутствие учета точки зрения молодых девушек не дает точного представления о каких-либо различиях в морали или в том, как дети относятся к морали. Дети в возрасте шести лет осознают, что общество предъявляет к мальчикам и девочкам разные стандарты.