Терапия искусством в психологии: проблемы науки и практики //Психологическая газета

проблемы науки и практики //Психологическая газета

На II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии «Консультативная психология: вызовы практики», посвященной памяти Федора Ефимовича Василюка, состоялась секция «Искусство-терапия: проблемы науки и практики».

С докладом «Арт-терапия: межпредметные связи и отношения с консультативной психологией и психотерапией» выступил Александр Иванович Копытин, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, заведующий кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон», руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе».

Неоднократно представители зарубежного арт-терапевтического сообщества, где арт-терапия и другие родственные направления представлены в качестве самостоятельных профессий, сетовали на то, что их мир оказывается несколько обособленным, отчасти развивающимся по своим законам — в отличие от мира «большой» психологии, психотерапии.

Дело в том, что для зарубежной арт-терапии и родственных направлений привычно позиционировать арт-терапию и искусство-терапию как некое отдельное явление, несводимое к феномену психотерапии, консультативной психологии. Более того, они рьяно сопротивляются тому, что арт-терапия и родственные направления под влиянием условий современного здравоохранения и образования идут по пути клинификации, где повышаются требования к доказательности различных методов психологической и психосоциальной поддержки, они стремятся подчеркнуть своеобразие пути развития и миссии арт-терапии.

Каким образом определяется место арт-терапии в отношениях с искусство-терапией, с консультативной психологией и психотерапией?

В странах английского языка, откуда пришло слово «арт-терапия», есть понятия «art therapy» и «arts therapies». Последнее переводится на русский язык по-разному, я в своих работах иногда перевожу как «терапия искусством». Около семи лет назад на русском языке вышла книга латышских коллег — Мартинсона и соавторов, которые впервые использовали понятие «искусство-терапия», имея в виду более широкий круг явлений, связанных с использованием разных искусств.

Искусство-терапия опирается на использование разных искусств: визуального искусства, хореографии, музыки, ролевой игры, — которые лежат в основе мономодальных подходов, обозначаемых понятиями «арт-терапия», «танцевально-двигательная терапия», «музыкальная терапия», «драма-терапия». Арт-терапия в этом контексте подразумевает преимущественно использование изобразительного искусства. Таким образом, международное использование этого понятия предполагает более узкий смысл, чем в него вкладывают в русскоязычных публикациях.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что арт-терапия и искусство-терапия имеют разный статус в разных странах. Например, в США и Великобритании они существуют в статусе самостоятельных парамедицинских профессий, узких специализаций, связанных с использованием этих техник в контексте лечебно-профилактической деятельности. Это связано с историей развития данных направлений: впервые они начали использоваться в деятельности лечебных учреждений. Соответственно, их регистрация как самостоятельных парамедицинских профессий произошла с учетом этого контекста, хотя, конечно, на сегодняшний день эти направления далеко шагнули за пределы психиатрических клиник и медицинских учреждений и все более активно используются в системе образования, социальной сфере, учреждениях культуры.

Подчеркивание мной различного статуса искусство-терапии и арт-терапии, в частности, связано с пониманием того, что это отнюдь не психологическое консультирование и психотерапия. Хотя есть в истории многочисленные примеры того, как специалисты в области психотерапии, психологической помощи прокладывали дорогу развитию арт-терапии, используя определенные виды искусства, включая их в процесс аналитической терапии. Например, это было характерно для Юнга, для Дональда Виннекота

, они использовали невербальные средства, понимая, что это дает дополнительные возможности для исследования внутреннего мира пациентов, проходящих аналитическую терапию. Если пациентами были дети, люди с нарушением развития, речевых функций, с расстройствами аутистического спектра, то возникала необходимость более активно использовать невербальные средства установления контакта, общения. Соответственно, мы можем говорить, что историческая связь терапии искусством с консультативной психологией, психотерапией, психоанализом прослеживается, но тем не менее становление искусство-терапии за рубежом было ознаменовано тем, что решающую роль в становлении направления все же сыграли представители мира искусства.
Они всегда стремились подчеркнуть отличия искусство-терапии от психотерапии и даже психотерапии с использованием искусства. Отличием искусство-терапии считается существенная роль творческой личностной активности. Именно через творческую личностную активность, как они полагали, осуществляется основная внутренняя работа человека, которая и определяет те эффекты, которые прослеживаются в ходе таких занятий. Искусство-терапия — это отнюдь не использование искусства в качестве некой вспомогательной системы или инструментария, повышающего эффективность психотерапевтического консультирования, а самостоятельный базирующийся на творческой активности процесс. Зарубежные коллеги отстаивают эту позицию и препятствуют тому, чтобы арт-терапия, в частности, превратилась в разновидность психотерапии. Они подчеркивают необходимость укоренения искусство-терапии в искусстве, необходимость наличия у специалиста, оказывающего услуги (арт-терапевтические, музыкально-терапевтические и т.д.), навыков владения соответствующими формами искусства.

Я также должен напомнить о существовании полимодального подхода в терапии искусствами, который представляет Варвара Сидорова. Это направление требует от специалиста весьма широких компетенций, связанных с использованием разных искусств, а не только одного, как характерно для мономодальных подходов…

Также на секции «Искусство-терапия: проблемы науки и практики» выступили:

  • Сидорова В.В., канд. психол. наук, REAT, доцент кафедры индивидуальной и групповой терапии искусствами факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, руководитель программы профпереподготовки «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами» при МГППУ, руководитель центра терапии искусствами «АртДом», Президент Ассоциации интермодальной терапии искусствами (Россия), приглашенный преподаватель European Graduate School (Швейцария), — с докладом «Культур-ориентированная терапия экспрессивными искусствами: использование традиционных арт-форм в контексте современной интермодальной терапии экспрессивными искусствами»;
  • Сироткина И. Е., канд. психол. наук, PhD, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, — с докладом «Тело онлайн: телесно-двигательные практики в эпоху пандемии»;
  • Мастнак В. (Mastnak W.), профессор Пекинского педагогического университета — Исследовательского центра терапии искусством, 10-я Народная больница Университета Тунцзи (Шанхай, Китай), профессор Мюнхенского университета музыки и драмы, член Европейской академии наук и искусств (Нью-Йорк, США), — с докладом «Музыкальное консультирование (Music counselling)»;
  • Торопова А.В., доктор психол. наук, доктор пед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ, Президент межрегиональной Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов (Москва – СПб), руководитель научно-образовательного центра «Психология искусства» МПГУ, — с докладом «Интонированное переживание: от антропопрактики к психотехнике музыкальной терапии».

 

Терапия искусством

Details
Просмотров: 6313
  • Предыдущая статья Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники
  • Следующая статья Песочная анимация для детей
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Арт-терапия занимает важное место среди различных видов лечения. Ведь никто не станет спорить, что аромотерапия или лечение звуками природы намного приятнее, чем медикаментозная терапия.

С помощью инъекций нельзя повлиять на наше подсознание. Арт-терапия в виде изобразительного искусства, музыкотерапии, танцевальной и драматерапии, библиотерапии, а также куклотерапии способна открыть внутренний мир человека и мягко воздействовать на его психоэмоциональное состояние.

Основная задача арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния пациента путем развития его способности познавать себя и самовыражаться.

Сущность метода

С помощью искусства можно выражать и изучать состояние пациента, его эмоции, а также чувства. В этом и состоит ценность использования искусства с терапевтической целью. Методика такого лечения основывается на убеждении, что внутренний мир человека каждый раз отражается в зрительных образах, создаваемых им. Это приходит во время рисования, написания картины и лепки скульптуры. В процессе этих занятий происходит гармонизация его психического состояния.

Задачи терапии искусством

К задачам терапии искусством относятся:

  • концентрирование внимания пациента на его чувствах, а также ощущениях;
  • избавление пациента от накопившихся негативных чувств или агрессии социально приемлемым путем;
  • проработка подавленных чувств или мыслей;
  • развитие самоконтроля;
  • получение необходимого материала для проведения психодиагностики пациента;
  • повышение самооценки, а также развитие творческих способностей.

Консультация психолога поможет пациенту преодолеть его психоэмоциональные проблемы. В каждом конкретном случае используется тот или иной вид терапии искусством. Например, танцевальная терапия, без общепринятых заученных танцевальных движений, поможет человеку раскрыться, раскрепоститься и самовыразиться.

Виды арт-терапии

К видам лечения искусством относятся:

  • рисуночная терапия, базирующаяся на изобразительном искусстве;
  • драматерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия;
  • библиотерапия (включающая сказкотерапию) подразумевающая литературное сочинение, а также творческое воспроизведение литературного произведения;
  • куклотерапия.

Очень важно, чтобы занятие любым видом арт-терапии происходило спонтанно, чтобы пациент без всяких условностей, стереотипов лепил, рисовал, занимался музыкой или танцами. Художников, скульпторов, музыкантов и других творческих людей заставляют забыть их навыки и, занимаясь таким видом терапии произвольно изображать те линии, цвета, звуки, лепить те формы и танцевать те движения, которые в них получаются неосознанно и неосмысленно.

  • Предыдущая статья Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники
  • Следующая статья Песочная анимация для детей

Арт-терапия — Психология Спенсера

С помощью интегративных методов арт-терапия воздействует на разум, тело и дух способами, отличными от простой вербальной артикуляции. Кинестетические, сенсорные, перцептивные и символические возможности предлагают альтернативные способы рецептивной и экспрессивной коммуникации, которые могут обойти языковые ограничения».  

Американская ассоциация арт-терапии

Для нас в Spencer Psychology это означает, что арт-терапия — это форма экспрессивной терапии, которая использует творческий процесс создания искусства для улучшения физического, умственного и эмоционального благополучия. Терапевтическое искусство может помочь клиентам получить доступ к невыраженным чувствам и дать клиентам способы сформулировать проблемы, не находя слов. Это часто может помочь клиентам, которым трудно говорить во время лечения, или которые хотят изучить более глубокий или другой способ выражения того, что они думают и чувствуют.

Арт-терапия помогает детям, подросткам и взрослым исследовать свои эмоции, повысить самооценку, справиться с прошлыми травмами, снять стресс и облегчить симптомы тревоги и депрессии.

Навыки

Вам не нужно быть художником или иметь какие-либо художественные навыки, чтобы воспользоваться преимуществами арт-терапии. Мисс Льюис поможет вам погрузиться в основные сообщения и эмоции, передаваемые через ваше искусство. Арт-терапию можно использовать как единственный метод лечения или интегрировать в ваше лечение в любое время, если вы заинтересованы в том, чтобы добавить это в свой сеанс.

Онлайн-консультация по арт-терапии

Наш арт-терапевт поможет вам собрать материалы, которые уже есть у вас дома, такие как бумага, блокноты, альбомы для рисования и материалы для рисования, так же, как она делала бы это в офисе, и вы создадите выразительные работы. совместно при обработке лечебного материала. Она также может порекомендовать художественные принадлежности, которые вы можете заказать онлайн для последующих сессий, или посоветовать материалы для самостоятельной работы. Помимо разницы в доступных материалах, сама работа очень похожа на очную сессию.

Наши врачи

Мэг Льюис — лицензированный консультант по психическому здоровью, а также зарегистрированный и сертифицированный арт-терапевт. Она получила степень магистра наук в области арт-терапии в Назаретском колледже Рочестера и степень бакалавра изящных искусств со специализацией в области живописи в Северном университете Огайо.

Линда Баннистер — лицензированный консультант по психическому здоровью, а также зарегистрированный и сертифицированный арт-терапевт. Она имеет степень магистра арт-терапии колледжа Святой Марии-оф-зе-Вудс. Ее первая карьера была связана с графическим дизайном и коммуникациями. Арт-терапия может помочь в выражении мыслей, которые трудно выразить словами. Чтобы использовать арт-терапию, не нужно быть художником, но нужно желание исследовать.

 

Записаться на прием

Что такое арт-терапия? — Annabelle Psychology

Арт-терапия — это форма психотерапии, в которой искусство используется как средство общения. В качестве альтернативы вербальному общению искусство служит средством самовыражения людей.

Работает ли арт-терапия?

Одним словом: да . Арт-терапия — это метод лечения, основанный на фактических данных, который эффективен и продемонстрировал клинические эффекты при лечении психических расстройств и уменьшении последствий симптомов.

Было показано, что арт-терапия приносит пользу взрослым, подросткам и детям, испытывающим проблемы с психическим здоровьем, возникающие от беспокойства и депрессии до сложных травм.

 

Что лечит арт-терапия?

Арт-терапия может использоваться для лечения широкого спектра психических и эмоциональных расстройств, таких как тревога, комплексная травма, депрессия, расстройства настроения, расстройства личности и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Арт-терапию также можно использовать для стимулирования личностного роста, улучшения навыков общения, преодоления трудностей и решения проблем, а также для повышения самосознания и эмоциональной устойчивости.

Арт-терапия используется в качестве дополнительного психотерапевтического лечения наряду с другими методами лечения. Арт-терапия помогает клиентам справиться с травмой и/или другими сложными психологическими проблемами, которые может быть трудно выразить устно в разговорной терапии. Он не предназначен для диагностики, а скорее является средством для решения эмоциональных проблем, которые могут сбивать с толку или вызывать беспокойство безопасным способом.

Самовыражение через художественное творчество является терапевтическим для людей, которые находятся в пути, чтобы узнать больше о себе и своей личности. Арт-терапия позволяет людям исследовать свои эмоции, повысить самооценку, снять стресс, облегчить симптомы тревоги и депрессии или справиться с физическим заболеванием.

 

Чем занимается арт-терапевт?

Арт-терапевты — это специалисты в области психического здоровья со степенью магистра, обученные использовать художественные средства массовой информации, творческий процесс и полученные произведения искусства, чтобы помочь людям выражать свои эмоции и мысли, исследовать свою личность и развивать социальные навыки.

Используя творческие методы, такие как рисование, рисование, раскрашивание, коллажи или лепка, люди поощряются к самовыражению, не опасаясь осуждения или критики.

Вместе с клиентом арт-терапевт способствует пониманию основных смыслов и сообщений, лежащих в основе искусства, проясняя чувства или эмоции человека и позволяя им получить доступ к основным конфликтам и разрешить различные трудности.

Арт-терапевты работают с людьми всех возрастов, от детей до взрослых.

 

Что делать, если у меня нет художественного творчества?

Для того, чтобы воспользоваться арт-терапией, не требуется никакого предшествующего опыта или знаний в области искусства.

Точно так же не нужно быть психологом, чтобы пройти психотерапию, не нужно быть художником (или обладать каким-либо художественным талантом), чтобы пройти курс арт-терапии.

Качество получившегося искусства не имеет значения, важен процесс создания. Затем арт-терапевт проводит человека через рефлексивный процесс, чтобы интерпретировать полученные сообщения, символы и психологические ассоциации между искусством и индивидуальным опытом клиента.

Арт-терапевт обучен методам использования цвета, текстуры и художественных средств, используемых в терапии, которые могут выражать мысли и эмоции, которые изображает их клиент.

Арт-терапия подходит для людей всех возрастов и способностей, для нее не требуется предварительный опыт или художественный талант.

 

Что происходит на сеансе арт-терапии?

Сеанс арт-терапии обычно начинается с того, что обе стороны: терапевт и клиент знакомятся друг с другом, строя терапевтические отношения как основу для роста и исцеления. На сеансе арт-терапии представлены различные художественные средства; арт-терапевт проведет вас через различные характеристики художественных материалов, таких как карандаш, мелки, древесный уголь, цветные карандаши, пастель, маркеры, краски, глина и т. д. Это для вас, чтобы идентифицировать и выбрать материал / носитель, который наиболее подходит для выражать свои чувства и мысли и даже получать доступ к бессознательным психологическим материалам.

Добавить комментарий