Тест айзека азимова на темперамент: «Я – робот» или «Я – человек». Как вы поступите, выбирая между двух зол?

Содержание

Айзек Азимов: биография, семья, творчество, болезнь и смерть

Страх смерти — фундаментальный феномен человеческой натуры. Одна из причин, которую исследователи называют — «чувство непрожитости жизни».

Страх смерти — фундаментальный феномен человеческой натуры. Одна из причин, которую исследователи называют — «чувство непрожитости жизни».

А как же тогда чувствуется ее «прожитость»?

Все начинается с детства…

В этот день в 1920 году под Смоленском родился Айзек Азимов — будущий американский писатель-фантаст и популяризатор науки.

Русским языком мальчик овладеть не успел и говорил на родном для его семьи идише (еврейский язык германской группы).

Через 3 года после его рождения семья эмигрировала в США.

Читать Айзек начал еще до 5-летнего возраста, а в семь записался в библиотеку, поглощая книги, одну за другой. Он был настолько развит, поэтому был принят в школу в 5 лет и, благодаря своим способностям, окончил ее в 15 лет.

Родители видели в юноше врача, однако Айзек боялся крови, поэтому эта попытка успехом не увенчалась. Вместо этого молодой человек подает документы в колледж Колумбийского университета, однако не проходит, становясь позднее студентом бруклинского колледжа. Впоследствии это учебное заведение было закрыто, и волею судьбы Азимов все же попадает в университет своей мечты. Берут его, правда, не как студента, а как свободного слушателя. Однако уже к концу 30-х годов он получает степень бакалавра, а в 1941-м становится магистром в области химии. По этой специальности он работал до конца Второй мировой войны.

В последующие годы Азимов оканчивает аспирантуру и получает степень доктора по химии. Позднее на медицинском факультете Бостонского университета ему предоставляется место ассистент-профессора, а затем — адъюнкт-профессора.

Творчество

Иногда любовь к чтению имеет свое продолжение — таковым стала у Азимова потребность доверить свои мысли бумаге. В 1938 году он пришел в издательство журнала «Astounding», прихватив с собой свой первый рассказ, который, увы, был отвергнут. Тем не менее молодому человеку выпала честь пообщаться с Джоном Кэмпбеллом — редактором журнала, бывшим для Айзека живой легендой. Получив ряд советов, он продолжил писать, однако его следующие работы также не были поняты редакцией. Третий рассказ писателя принял журнал «Amazing Stories», а Кэмпбелл взял только шестой.

Начиная с 40-года все произведения Азимова выходят в печать. Он пишет в жанре научной фантастики.

Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Я, Робот», «Камешек в небе», «Звезды как пыль», «Космические течения», «Основание» (другие названия — «Фонд», «Фундамент», «Установление» и «Академия»), «Сами боги», «Конец Вечности», «Двухсотлетний человек» и некоторые другие. Многие из них по праву считаются лучшими книгами Айзека Азимова.

 

В последующем Джон Кэмпбелл оказал влияние на молодого писателя, что послужило отказу Айзека в своих книгах от образа инопланетян.

Выдающейся заслугой писателя становится популяризация науки. Блестящий ученый и талантливый мастер слова — он увлекательно и просто пишет о сложных вещах. «Язык науки», «Слова в истории», «Миры внутри миров», «Мир измерений» — лишь некоторые из этих произведений.

Личная жизнь: теория вероятности в действии

Шел 1942 год. День Святого Валентина запомнился Азимову тем, что стал днем знакомства с его будущей женой — Гертрудой Блюгерман. Это было «свидание вслепую». По прошествии нескольких месяцев молодые люди поженились, у них родились сын и дочь.

Брак нельзя было назвать идеальным, и в начале 70-х годов супруги разошлись. Уже после развода писатель винил в этом себя, говоря, что был эгоистичен и сосредоточен лишь на своих книгах.

Вскоре он женится на Джанет Опил Джеппсон — психиатре, с которой судьба свела его еще в середине 50-х на Нью-Йоркской Всемирной конвенции. С ней он и останется до конца жизни…

Фатум и бессмертие

В 1977 году Азимов переносит инсульт, а в 1983-м ему проводят успешную операцию на сердце. В процессе лечения писателю требовалось переливание крови. По несчастливому стечению обстоятельств писатель был заражен ВИЧ — вирусом иммунодефицита человека, находившемся в донорской крови.

Сейчас на вопрос о том, есть ли риск заразиться ВИЧ, получая донорскую кровь, врачи отвечают единогласно: да. К счастью, это происходит скорее в виде исключения: процедура обследования доноров в настоящее время надежнее, чем тогда, когда жил писатель.

Без лечения попавший в организм при переливании крови вирус разрушает иммунную систему, приводя к развитию СПИДа — синдрома приобретенного иммунодефицита.

Могут ли заразить ВИЧ в больнице при медицинских манипуляциях? Теоретически – да, например, через инфицированные инструменты. Однако по причине того, что в настоящее время большинство инструментов одноразовые, а остальные проходят серьезную обработку, вероятность заражения таким путем очень мала.

В наше время проводится масштабная кампания по информированию населения о ВИЧ и СПИДе. Один из наиболее частых вопросов тех, кто следит за своим здоровьем: сколько действителен анализ крови на ВИЧ и сколько раз в год его нужно сдавать?

Справка действительна в течение 3 месяцев. Согласно санитарным правилам, тест на ВИЧ должен проводиться каждые три месяца на протяжении года после опасного контакта.

Во времена жизни писателя в обществе существовала дискриминация в отношении людей с ВИЧ, поэтому, по совету докторов, он не афишировал свой диагноз.

В одной из бесед, на вопрос о том, что он предпримет, если узнает, что жить ему осталось полгода, он ответил «Буду печатать быстрее». Не сложилось: некоторое время до своей смерти писатель провел в клинике.

В апреле 1992 года Айзека Азимова не стало. Причина смерти — СПИД. По некоторым свидетельствам, его последними словами были «Это была хорошая жизнь».

Впоследствии супруга Айзека, Джанет Азимова, опубликовала истинную причину его смерти в одном из изданий его автобиографии.

************************************************************************

Говорят, что по-настоящему человек умирает лишь тогда, когда умирает последний из тех, кто его знал или помнил о нем. Пока существует хоть кто-то, кто помнит об ушедшем, пока живут его идеи и мысли — человек жив. Он просто ушел — туда, куда уйдет каждый из нас…

 

Тест: сбылись ли предсказания Айзека Азимова?

BBC News, Русская служба

Перейти к содержанию

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

2 января 2020 года исполняется сто лет со дня рождения Айзека Азимова, великого писателя-фантаста и популяризатора науки. Он не только автор знаменитых законов робототехники и более 500 произведений, но и нескольких удивительно точных предсказаний о будущем.

Давайте поиграем в игру. Мы дадим несколько утверждений, предсказаний и фантастических сюжетов, а вы попытаетесь определить: это предсказание Азимова или реальность. Или предсказание Азимова, ставшее реальностью.

Click to see content: Azimov_quiz

Читайте также

  • Тест: что вы знаете о хадже и других основах ислама?

  • Что вы знаете о жизни в ГДР? Теплый «остальгический» тест по случаю годовщины падения Берлинской стены

  • Кто это сказал: Соловьев или Петросян? Тест

Главное

  • LIVE Live, Война в Украине: Польша поставит Киеву МиГи, БТР, минометы и ПЗРК; в Брянской области упал украинский легкомоторный самолет

  • Власти Москвы передумали строить мечеть у Святого озера после протестов жителей района

  • Нападение на детский сад в Бразилии: четверо детей погибли

Не пропустите

  • Макрон едет в Китай обсуждать Украину.

    Уговорит ли он Си не помогать Путину?

  • Священный Карабах. Как сакрализация прошлого мешает мирному процессу между Азербайджаном и Арменией

  • «Жизнь в трех томиках уголовного дела». История студентки Олеси Кривцовой

  • Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»!

  • У российских мигрантов в Аргентине проблемы с продлением «безвиза». Что происходит?

  • Арест журналиста WSJ Эвана Гершковича в России. Что рассказали Би-би-си те, кто с ним общался

  • Дарья Трепова арестована по делу о гибели Владлена Татарского

  • Военный блогер Владлен Татарский погиб в результате взрыва в Петербурге.

    Что известно

  • Подозреваемую в причастности к гибели Владлена Татарского задержали. Кто такая Дарья Трепова

Самое популярное

  1. 1

    «Пусть выступает в Гааге»: Британия заблокировала трансляцию выступления Львовой-Беловой в Совбезе ООН

  2. 2

    Власти Москвы передумали строить мечеть у Святого озера после протестов жителей района

  3. 3

    Дональд Трамп в суде: какие выводы напрашиваются после первого заседания

  4. 4

    Нападение на детский сад в Бразилии: четверо детей погибли

  5. 5

    Просителей убежища в Британии поселят на барже. Правозащитники обвинили правительство в жестокости

  6. 6

    Столкновения у мечети Аль-Акса в Иерусалиме: более 350 задержанных

  7. 7

    «Он хотел разобраться в истории». Что рассказал Би-би-си работавший с Гершковичем в Екатеринбурге фотограф

  8. 8

    Дарья Трепова арестована по делу о гибели Владлена Татарского

  9. 9

    Трампу предъявлены обвинения в фальсификации отчетности. Он не признал вину и сказал сторонникам, что судья его ненавидит

  10. 10

    Роды под бомбами: истории пациенток и врачей роддома №3 в Мариуполе

Классный эксперимент проверяет первый закон робототехники Азимова

Автор:

George Dvorsky

Комментарии (58)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

Первый закон робототехники Айзека Азимова гласит, что «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Звучит достаточно просто, но недавний эксперимент показывает, как сложно будет заставить машины делать правильные вещи.

Робототехник Алан Уинфилд из Бристольской лаборатории робототехники в Великобритании недавно поставил эксперимент для проверки упрощенной версии Первого закона Азимова. Он и его команда запрограммировали робота, чтобы другие автоматы, выступающие в качестве доверенных лиц людей, не падали в яму.

Новый ученый Авива Руткин объясняет, что произошло дальше:

Сначала робот успешно справился со своей задачей. Когда человек-прокси двинулся к дыре, робот бросился внутрь, чтобы оттолкнуть его с пути опасности. Но когда команда добавила второго человека-прокси, одновременно катящегося к дыре, роботу пришлось выбирать. Иногда ему удавалось спасти одного человека, позволив другому погибнуть; несколько раз ему даже удалось спасти обоих. Но в 14 из 33 испытаний робот потратил столько времени на беспокойство по поводу своего решения, что оба человека провалились в яму. Работа была представлена ​​2 сентября на встрече Towards Autonomous Robotic Systems в Бирмингеме, Великобритания. [курсив добавлен]

Уинфилд описывает своего робота как «этичного зомби», у которого нет другого выбора, кроме как вести себя так, как он ведет себя. Хотя он может спасать других в соответствии с запрограммированным кодексом поведения, он не понимает причины своих действий. Уинфилд признается, что когда-то думал, что робот не может сам принимать этические решения. Сегодня, говорит он, «мой ответ: понятия не имею».

Подобные эксперименты становятся все более важными, особенно в отношении беспилотных автомобилей, которым придется соизмерять безопасность своих пассажиров с риском причинения вреда другим автомобилистам или пешеходам. Это чрезвычайно сложные сценарии с множеством серых этических областей. Но, как указывает Руткин в статье NS, роботы, предназначенные для ведения боевых действий, могут предложить некоторые решения:

Рональд Аркин, специалист по информатике из Технологического института Джорджии в Атланте, создал набор алгоритмов для военных роботов, получивший название « этический губернатор», который призван помочь им принимать разумные решения на поле боя. Он уже протестировал его в моделируемом бою, показав, что дроны с таким программированием могут либо не стрелять, либо попытаться минимизировать потери во время боя рядом с защищенной от боевых действий зоной по правилам войны, вроде школы или госпиталя.

Прочесть всю статью на New Scientist .

Вам также могут понравиться:

Рецензия на книгу «Право и политика: Я, РОБОТ

» Айзека Азимова. Первоначально опубликовано в 1950 году. Нью-Йорк: Bantam Dell, 2004. 272 ​​стр. Мягкая обложка. 7,99 долларов США. ISBN: 9780553294385.

Рецензия Сьюзан М. Бехуниак, факультет политических наук, Колледж Ле Мойн. Электронная почта: behuniak [at] lemoyne.edu.

стр. 294-297

В книге «Я, РОБОТ» Айзек Азимов пересматривает задачу, поставленную в возможно первом примере научно-фантастического романа Мэри Шелли «ФРАНКЕНШТЕЙН»: как создавать искусственных существ, которые не угрожают человечеству физически или скомпрометировать их морально. Ответ Азимова заключается в том, что хороший закон может контролировать наши роботизированные творения так, чтобы они не причиняли нам вреда.

Неудивительно, что эта тема изучения опасностей наших собственных творений постоянно повторяется в литературе. Как объясняет Сидни Перковиц, наше человеческое увлечение искусственными существами связано с «притягательным значением, которое мы им придаем» (Perkowitz 2004). Именно в своем приглашении исследовать эти значения я, РОБОТ, может служить увлекательным и провокационным текстом для занятий, поскольку он задает «большие философские вопросы» о смысле жизни, личности и морали. Таким образом, такая направленность делает ироничным тот факт, что плодовитый Азимов был опубликован во всех десяти основных категориях десятичной системы счисления Дьюи, кроме одной — «100-е годы философии» (www.asimovonline.com).

Что приводит воображаемый мир Азимова в движение, так это изобретение «позитронного мозга», описанного как «губчатый шар плантинумиридия», уменьшенный до размеров человеческого мозга (стр.

xii). Это устройство делает возможным переход от машины к роботу, от робота к андроиду и от андроида к искусственному существу настолько человечному, что его можно отличить от человека только тем, что он морально выше.

Понимая, что создание существ сильнее, умнее и нравственнее, чем их создатели, является рискованным делом, люди воздействуют на каждый позитронный мозг тремя законами робототехники:

  • Первый закон — робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред
  • Второй закон — робот должен подчиняться приказам, отдаваемым ему людьми, за исключением случаев, когда такие приказы будет противоречить Первому закону
  • Третьему закону — робот должен защищать свое существование до тех пор, пока такая защита не противоречит Первому или Второму законам (стр. 44-45)

Эти законы подвергаются испытанию в каждой из девяти глав книги (которые изначально были опубликованы в виде рассказов в научно-фантастических журналах). Они объединены здесь благодаря устройству главной героини, доктора Сьюзен Кальвин, которая рассказывает о своей 50-летней карьере «робопсихолога», нанятой U.S. Robot and Mechanical Men, Inc.

Прогресс в робототехнике продвигает сюжетную линию вперед: Робби (мобильный, но не говорящий), Спиди (говорящий), Милашка (самосознательный), Дэйв (множественный робот), Херби (читающий мысли), Нестор 10 (отпечатанный с [*295] измененным Первым законом), Мозг (дедуктивный с личностью ребенка), Стивен Байерли (гуманоидный робот) и, наконец, Машины (всемогущие и полностью контролируемые). Но вместе с появлением этих достижений появляются и новые дилеммы. Прогресс, как мы узнаем, порождает проблемы.

И, как творение доктора Франкенштейна, роботы доктора Кальвина поднимают неудобные вопросы не только об искусственных существах, но и о нас самих: что значит быть юридическим лицом? Быть законопослушным? Чтобы быть логичным? Поступать нравственно? Быть ответственным? Думать? Да и вообще, быть ли человеком? Именно такие интригующие вопросы мы задаем нашим студентам, когда читаем курсы по правам человека, юридическим рассуждениям, уголовному правосудию и философии права.

Но эти вопросы не являются абстракциями, а оживают благодаря подвигам азимовских роботов и, таким образом, служат питательной пищей для студенческих эссе.

В первом рассказе «Робби» очаровательный робот появляется в семье в качестве товарища по играм и опекуна маленькой Глории вопреки желанию ее матери. Предвзято настроенная против роботов, ей в конце концов удается отослать Робби. Когда Глории говорят, что машина не вернется, она кричит: «Он не был никакой машиной! Он был таким же человеком, как мы с вами, и он был моим другом» (с. 14). Когда ее отец создает шанс для Робби и Глории снова встретиться, сбившийся с пути трактор угрожает косить ее, и Робби спасает жизнь маленькой девочки. В результате Робби снова приветствуют в доме — теперь доказана безусловная сила Первого закона робототехники.

«Обход», вторая история исследует, как второй и третий законы робототехники могут противоречить друг другу. Попытка Спиди придерживаться обоих законов, несмотря на их противоречивый характер, придает фразе «механическое применение закона» совершенно новый смысл.

Невозмутимая пара персонажей, Грегори Пауэлл и Майк Донован, чья работа заключается в тестировании новых роботов и устранении неполадок, наконец разрешает конфликт, используя Первый закон, чтобы вывести робота из дилеммы.

Пауэлл и Донован возвращаются в следующей истории, «Разум», чтобы противостоять Кьюти, роботу, который слепо следует логике, которая приводит к выводу, что его существование должно быть результатом Мастера, а не работы низших человеческих существ. Пауэлл так оценивает проблему: «Он разумный робот, черт возьми. Он верит только разуму, и с этим есть одна беда… Холодно-логическим разумом можно доказать все, что угодно, — если подобрать правильные постулаты» (с. 75). [Какой интересный момент для проверки со студентами.] В этой истории есть еще два интригующих события: два человека приходят к выводу, что важно не то, во что верит Кьюти, а то, что он на самом деле делает, и введение еще одного закона: роботы больше не допускаются на Землю. Является ли это последнее развитие результатом рациональной политики или иррационального предубеждения или страха?

Действие четвертой истории «Поймай кролика» происходит на астероиде.

Пауэлл и Донован разочарованы ненормальным поведением Дэйва, многофункционального робота с шестью пальцами робота. Только когда они используют силу дедукции, они обнаруживают, почему Дэйв не выполняет приказы, когда его оставляют без присмотра.

Рассказ пятый «Лжец!» рассказывает от первого лица Сьюзен Кэлвин. Она делится своими [*296] болезненными воспоминаниями о том, как она доверилась роботу, чтобы рассказать ей правду о любовном интересе, и робот солгал, чтобы не задеть ее чувства, поскольку это нарушило бы Первый закон.

Первый закон также занимает центральное место в шестой истории «Маленький потерянный робот». Nestor 10 — это экспериментальная установка, на которой запечатлен модифицированный Первый закон, который гласит только: «Ни один робот не может причинить вред человеку». В результате у Нестора 10 «нет принуждения предотвращать причинение вреда через постороннее воздействие, такое как гамма-лучи» (стр. 143). Когда Нестор 10 теряется среди 62 других роботов, это делает их всех ненадежными. Как же обмануть Нестора 10, чтобы он раскрыл себя?

В седьмом рассказе «Побег!» Доктор Кальвин осторожно вводит в мыслящую машину под названием «Мозг» дилемму, которая заставила машину конкурента дать сбой. Чтобы справиться с напряжением, Мозг развивает чувство юмора и становится розыгрышем — со смертельными результатами.

Восьмой рассказ, «Доказательства», я нахожу самым убедительным в книге, поскольку он предлагает нам рассмотреть разницу между роботом и очень хорошим человеком. Вопрос в том, как проверить человечность политика по имени Стивен Байерли. Сложность в том, что если он нарушает один из трех законов, то он не робот, а если он следует всем трем, то это ничего не доказывает. Сьюзен Кэлвин объясняет: «[Э]три правила робототехники являются важными руководящими принципами многих этических систем в мире… Проще говоря, если Байерли следует всем правилам робототехники, он может быть роботом, [или ] может быть просто очень хорошим человеком» (стр. 221). Является ли Байерли роботом или нет, ученики будут ломать голову над тем, почему это так важно, почему роботы придерживаются этики, которой люди не придерживаются, и приводит ли запрограммированное соблюдение правила к «добру».

Последняя история «Неизбежный конфликт» доводит этический вопрос до логического завершения. Верховенство закона теперь применяется морально превосходящими машинами, а не чересчур человечными людьми. Тем не менее оптимизм Азимова выражает доктор Кальвин, когда она не выражает сожаления по поводу создания этих роботов, потому что теперь «все конфликты, наконец, неизбежны» (стр. 272).

В целом, эта книга читается как удивительно пророческая, но в то же время немного устаревшая. Несмотря на все технологические прогнозы (некоторые точные, а другие явно ошибочные), именно культурные предположения довольно статичны, особенно в отношении пола. То, что все роботы кажутся мужчинами, вызывает вопрос о том, на что будут похожи роботы, вдохновленные женщинами, и нужно ли будет тогда менять законы робототехники.

Учащихся также можно попросить определить влияние Азимова на других известных роботов, включая HAL 2001 года, Роя Бэтти из «Бегущего по лезвию», модель Т-800 из «Терминатора», «Звездный путь: лейтенант-коммандер Дейта», «ИИ: Дэвид из искусственного интеллекта» или творения в фильм 2004 года «Я, робот» [который берет название книги, но не сюжетные линии из этого сборника (www.

Добавить комментарий