Тест № 1 Самооценка личности по Дембо-Рубинштейн в модификации а.М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном шкалировании (оценивании) школьниками ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер т др. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Цель: изучить уровень самооценки и уровень притязания.
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках.
1. Самые здоровые 1. Самые умные
2. Очень здоровые 2. Очень умные
3. Здоровые 3. Умные
4. Более или менее здоровые. 4. Более, менее умные
5. Среднего здоровья 5. Среднего ума
6. Более или менее больные 6. Более, менее неумные
7. Больные 7. Неумные
8. Очень больные 8. Глупые
9. Самые больные 9. Самые глупые
1. С прекрасным характером 1. Чрезмерно счастливы
2. С хорошим характером 2. Очень счастливы
3. С более или менее хорошим характером 3. Счастливы
4. С неплохим характером 4. Более или менее счастливы
5. С обычным характером 5. Не очень счастливы
6. С неважным характером 6. Мало счастливы
7. С плохим характером 7. Несчастливы
8. С очень плохим характером 8. Очень несчастливы
9. С тяжелым характером 9. Самые несчастные
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой буде символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Изобразите 7 таких линий по 10 см.
Здоровье
Ум, способности
Характер
Авторитет у сверстников (коллег)
Умение многое делать своими руками, умелые руки
Внешность
Уверенность в себе
конфликтность, агрессивность
Под каждой линией написано, что она обозначает.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
После этого крестиком (+ или Х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены или чувствовали гордость за себя.
Задание: Изображено 7 линий. Длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом, верхняя и нижние точки отличаются заметными черточками, а середина – едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально (с группой), так и индивидуально. При работе с группой необходимо проверить как заполнил ученик первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяют предложенные знаки, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время на работу вместе с чтением инструкции 10-12 минут.
Обработка результатов: Обработка производится по 6 шкалам (первая – тренировочная – здоровье не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. В зависимости от высоты своего ответа испытуемый получает количественную характеристику (например, 54 мм = 54 балла).
определить уровень самооценки – от нижней точки до знака «–».
определить уровень притязания – расстояние от нижней точки до знака «х».
рассчитать расхождение между уровнем самооценки и притязания — значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от «+» до «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
рассчитать среднюю величину притязания по всем шкалам.
рассчитать среднюю величину самооценки по всем 7 шкалам.
Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн
Бывает ли идеальная самооценка и как определить ее реальный уровень? Делимся одной из самых известных методик.
Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос о способах выявления ее реального уровня. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким. Думаю, каких либо стопроцентных методик не существует, но попытки их создания предпринимались.
- Проведение теста
- Интерпретация результатов
- Высота самооценки
- Уровень притязаний
- Соотношение между параметрами самооценки
Хочу привести одну из самых известных. Это методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн.
Тамара Дембо (1902-1993; родилась в Баку, Россия; работала в Германии, затем в США) — известная исследовательница в области психологии, в свое время предложила использовать эту методику. Сусанна Яковлевна Рубинштейн (1911 — 1990) — советский психолог, модифицировала методику Дембо.
Тамара Вульфовна Дембо
Проведение теста
Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.
Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.
Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.
Для удобства на бланке нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.
На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.
Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.
Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.
После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-«; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.
Высота самооценки (-)
Количество баллов примерно от 50 до 75 («средний» и «высокий» уровень) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.
В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?
Уровень притязаний (х)
Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.
В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальный показатель (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.
Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.
Соотношение между параметрами самооценки
Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-«. Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.
Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.
Неравномерные оценки, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Test di autovalutazione dell’autostima (methodo Dembo-Rubinstein)
Autostima… Non ci crederai, ma è la parola che viene usata più spesso dalle persone che cercano un aiuto psicologico. Non c’è da stupirsi: l’autostima è estremamente Importante! Spesso, il modo in cui valutiamo noi stessi è la chiave per una vita armoniosa e felice. Se così non fosse, ci limiteremmo a stare davanti a una porta chiusa a chiave, scervellandoci perplessi.
L’autostima è la concezione che una persona ha di sé stessa, dei propri tratti positivi e negativi e del proprio atteggiamento nei counteri di sé.
Oggi ti proponiamo un test per determinare il tuo livello di autostima e, allo stesso tempo, il livello delle tue aspirazioni (che cosa, secondo te, puoi aspirare a raggiungere).
Su un Foglio di Carta, disegna delle linee verticali che indicano i tuoi vari tratti: приветствие, интеллектуальное, характерное, felicità, soddisfazione di sé, ottimismo, aspetto (puoi aggiungere altre categorie).
Высшая предельная степень превосходства всех линий, представляющих состояние в месте, второе, одно лицо и более благоприятные и низшие предельные значения, представляющие наиболее благоприятные условия. In altre parole, in fundo ci sono i tratti negativi che stai cercando di evitare e in cima le qualità положительное che vorresti ottenere.
Su ogni riga, indica con un piccolo trattino (-) il punto in cui, secondo te, ti trovi attualmente. Indica con un cerchietto (o) il punto in cui vorresti essere. Indica con una piccola croce (x) il punto che puoi realamente raggiungere, conoscendo le tue capacità.
Disegna una linea per ogni tratto che vorresti testare. Ogni linea deve essere lunga 100 мм. Ogni Millimetro rappresenta un punto.
Segna le estremità superiori e inferiori di ogni linea con un trattino. Inoltre, segnane il centro con un punto. Come esempio, puoi vedere l’immagine allegata sopra.
È necessario eseguire il test prima di leggere l’interpretazione dei risultati.
Interpretazione dei risultati
Основные параметры автостимуляции звука, стабильности и реализма.
Тестовый анализ:
- il livello delle aspirazioni: dal punto più basso della riga al segno «x»;
- il livello di autostima: dal segno «o» al segno «-«;
- ла разница тра il livello delle aspirazioni e quello dell’autostima.
Аутостима (-)
- 50-75 (средний и альтовый): автостима реалистичная или адекватная.
- 75-100: indica spesso un’autostima sopravvalutata. Questo livello può indicare riluttanza a fare nuove esperienze, incapacità di ammettere gli errori e insensibilità ai commenti e alle valutazioni degli altri.
- Sotto i 50: autostima bassa.
Prova ad analizzare la tua valutazione e comprendere perché metti il segno proprio in questo punto della riga.
Livello delle aspirazioni (x)
- 65-90: un livello realio, un’idea ottimale delle proprie capacità.
- 90-100: un atteggiamentoirrealistico e acritico nei counteri delle proprie capacità.
- Sotto i 60 punti è Presente una sottovalutazione delle aspirazioni, il che suggerisce che la personalità non è ben sviluppata.
Un normale livello di autostima effettiva (-) dovrebbe essere appena sopra la meta. L’indicatore del livello Ideale (o) Dovrebbe essere appena sotto l’estremità Superiore e la valutazione delle proprie capacità (x) Dovrebbe essere compresa tra questi segni.
Автостимулятор учитывается в тропо-басса-се-ла-маджор-парте-деи-пунтегги-эффеттиви-соно-аль-ди-сотто-делла-медиа. Se questo è il tuo caso, il test indica crithe eccessive o richieste smisurate nei конфронтации ди те stesso.
Ora osserva le relazioni tra tutti i simboli.
Символ «x» devono essere compresi tra i simboli «o» и «-». La distanza tra «x» и «o» è l’intervallo dell’irraggiungibile, desiderato ma irraggiungibile. La «x» indica cosa puoi raggiungere, tutto ciò che sta sopra и «невозможно». Sotto la «x» e fino all’autostima effettiva (-) c’è ciò che è possibile, realizzabile.
Il rapporto tra questi due intervalli (sopra e sotto la x) determina il tuo livello di ottimismo. Maggiore è l’intervallo del possibile e minore è quello dell’impossibile, maggiore è il livello di ottimismo.
I «cerchi» (o) dovrebbero essere leggermente al di sotto dell’estremità Superiore delle Linee. Se il «cerchio» è in cima, questo indica un atteggiamento immaturo nei counteri dei valori, perché una persona matura non sogna di incarnare l’ideale. Un’autostima effettiva eccessivamente alta indica l’essere ирреалистичны.
Le valutazioni molto unregolari (quando i punteggi sulle varie linee differentiscono notevolmente l’uno dall’altro) possono indicare instabilità emotiva.
Пройдите тест в Instagram 👇
Метод Дембо-Рубинштейна
La cuestión de la sobreestimación y la baja autoestima siempre ha sido de interés para los ps icólogos, у periódicamente себе хан реализовать намерения пункта crear métodos efectivos. No se puede decir que ninguno de ellos haya tenido éxito, pero aún no existse un metodo excyto de diagnóstico. Uno de los métodos más conocidos de autoevaluación es el método de diagnóstico Dembo-Rubinstein. Fue nombrado en honor a los creadores: Tamara Dembo desarrolló una técnica, y Susanna Rubinstein la modificó para el estudio de la autoestima.
Методология исследования автооценки Дембо-Рубинштейна
Externamente, esta técnica es bastante simple: se les pide a los sujetos que tomen una prueba, cuyos resultsados posteriormente sonterpretados por el psicólogo. Форма де ла методология де автооценки Дембо-Рубинштейна es la siguiente: hay siete lineas verticales (escalas) en la hoja de papel que indican salud, mente (capacidad), la capacidad de hacer algo con las propias manos, apariencia, carácter, autoridad de pares, autoconfianza. Cada línea tiene límites claros del principio y el final, y el centro está marcado por un trazo apenas заметно. El límite Superior denota el mayor desarrollo de la calidad (la persona más feliz), el inferior denota la falta total de calidad (la persona más desafortunada). Partir del tema es necesario marcar en cada línea una característica (-) el grado de desarrollo de cada calidad en el momento. Círculo (O) себе debe notar ese nivel de desarrollo de cualidades que haría sentir orgullo de uno mismo. Luego, debes evaluar objetivamente tus habilidades y marcar el nivel (x) que se puede lograr con la cruz (x).
Para simplificar los cálculos, la altura de cada escala debe ser de 100 mm, y una escala de un milímetro debe учитывал игуал и пункт (la muestra se muestra en la figura). La prueba se administra durante 10-12 minutos. Si ва a Evaluar су propia autoestima, Primero Pase ла prueba у luego lea ла интерпретации. De lo contrario, су comprensión afectará лос resultsados де ла prueba.
Интерпретация процедуры Дембо-Рубинштейна
Для определения автооценки, использующей метод Дембо-Рубинштейна, необходимо определить три параметра, определяющих его значение: высокое, стабильное и реалистичное. La Primera escala de «salud» не участвует в оценке, llamada prueba, se requieren las escalas restantes para ser evaluadas.
La altura de la autoestima El número de puntajes a 45 significa una baja autoestima, de 45 a 74 indica un nivel promedio de autoestima, y un alto соответствуют 75-100 puntos. La autoestima sobreestimada puede referirse a la inmadurez personal, la incapacidad para Evaluar correctamente los resultsados de su trabajo y su comparación con los demás. Además, una autoestima demasiado alta puede indicar distorsiones en la formación de una persona, una cerrazón para la experiencia, una incapacidad para darse cuenta de los propios errores. La Baja autoestima indica una genuina duda sobre uno mismo o una reacción Protectora, cuando el reconocimiento de la incapacidad oculta la falta de voluntad para hacer algo.
Реалистичная автооценка. El nivel normal se caracteriza por una puntuación de 60 a 89 puntos, con una puntuación óptima de 75-89 puntos, que refleja la idea más realista de sus capacidades. Эль resultado де Más де 90 пунктов indica уна visión poco realista де сус propias capacidades.