Тема 1.3 Сущность и ключевые феномены переживаний
1.3.1 Сущность переживаний.
1.3.2 Процесс переживания.
1.3.3 Типология переживаний.
1.3.1 Сущность переживаний.
Анализируя литературные источники зарубежных и отечественных авторов можно выделить два взаимосвязанных аспекта понимания переживания человека как психологического феномена.
Во-первых, переживание как проявление аффективной активности, то есть изучение переживания как исключительно эмоционального феномена (А.В. Петровский: на основе понятия переживания строится категория «эмоция», К. К. Платонов (1984) определил переживание как простейшее субъективное явление, как психическую форму отражения, являющуюся одним из трех атрибутов сознания (имеется ввиду эмоциональный атрибут), В.П. Ильин определяет переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования, Р. С. Немов (1994) считает, что переживание — это ощущение, сопровождаемое эмоциями, Ф. Крюгер также пишет о переживании как об эмоциональном феномене и др.). Близко к этому и понимание переживания Л. М. Веккером (2000). Для него переживание — это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание.
Рассматривая переживание в рамках эмоциональной жизни, исследователи, так или иначе, указывают на рефлексивность самой эмоции. Эмоция сама по себе рефлексивна и всегда обращена к человеку, сообщая ему о важном и значимом в жизнедеятельности.
Во-вторых, переживание как особый вид активности, который помогает человеку преодолевать жизненные ситуации, события, где результатом переживания являются изменения во внутреннем мире человека.
Так, в зарубежной психологии к проблеме переживания обращались в рамках различных направлений, где, так или иначе, указывалось на адаптивную и регулятивную функции переживания, его роль в организации и объединении работы всех психических процессов [153].
Ж.-П. Сартр рассматривал переживание как некоторый способ понимания мира, как бессознательный поиск нового отношения к происходящему [113].
С.Л.Франк [140] указывал на переживание как на процесс душевной жизни, как особое субъективно пристрастное отражение мира, взятого по отношению к субъекту, с точки зрения предоставляемых миром возможностей удовлетворения мотивов и потребностей субъекта.
По М.М. Бахтину «Психологическое переживание является знаковым выражением соприкосновения организма и внешней среды» (там же, с 139). Переживание это нечто существенно оформленное и ограниченное, смысловое единство всех видов значимостей или ценностно-смысловых образований, «переживание это след смысла в бытии, это отблеск его на нем, изнутри себя самого оно живо не собою, а этим внележащим и уловленным смыслом, ибо, когда оно не уловляет смысла, его вообще нет»
Л.С. Выготский характеризовал переживание как интегративный психологический процесс, который одновременно является «клеточкой» сознания, «первоэлементом психического бытия», единицей его измерения. В 1926 г. Выготский писал: «Переживание вводится как единица сознания, где все свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания» [23, с. 216]. Выготский выделял сущностные характеристики переживания: 1) это наиболее полная величина в структуре сознания, которая представляет связь аффекта и интеллекта; 2) динамическая, т.е. движущая поведением величина; 3) в переживании представлена личность в социальной ситуации развития. «В переживании, — указывал Выготский, — дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, с другой – особенность моей личности» (там же с. 138). Среда «приобретает направляющее значение благодаря переживанию ребёнка», следовательно возрастное развитие можно понимать как историю переживаний формирующейся личности.
Понятие «переживание» как важный элемент предметной области психологии рассматривал С.Л.Рубинштейн. «Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и сознание… Переживание это первично, прежде всего – психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни
Взгляд на проблему переживания в рамках деятельностного подхода представлен в работах Ф.Е. Василюка. Переживание, в данном случае, рассматривается как «особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повешение осмысленности жизни»
По мнению А.С.
Шарова переживание есть интегративный
механизм регуляции жизнедеятельности.
С.Н. Жеребцов подчёркивает культурно-историческую и социально-психологическую природу переживаний и определяет их следующим образом: «Переживания – это процесс формирования или изменения отношения к своему бытию на основе заимствованных у культуры и в культуру же возвращенных, активностью субъекта преобразованных знаково-символических форм и ценностей» (Жеребцов, 2011).
По К. К. Платонову (1972) переживание — «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения» (с. 89).
М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998) определяют переживание как осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.
По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события.
Необходимо особо отметить, что в силу интегративности самого феномена «переживание», с данной категорией соотносятся практически все категории и проблемы психологии (театральная метафора З. Фрейда). Например, переживания рассматриваются как
Более того, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж. Пиаже указывают на роль переживания в осознании, в порождении смысла жизни и представлений о себе. Действительно, переживающий осознаёт не только происходящее вокруг него, но и происходящее с ним. Переживающий осознаёт себя субъектом переживания. Обращенность на себя в переживании становится цикличной, повторяемой. Самосознание не случайно называют механизмом переживания собственной личности. Т.о. в переживании выделяются два плана, две интенции: объективный и субъективный. Через переживание происходит связь человека с окружающим миром, переживая, человек усваивает, переводит во внутрь себя, интериорезирует окружающий мир и изменяет себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, которая осуществляется благодаря его
Обозначая переживание как динамическую величину, Выготский связывал ее с поведением человека. Переживание движет поведением, оно предстает перед человеком не только через внутреннюю активность (когнитивную и аффективную), но и через внешнюю активность (конативную). Такое понимание переживания позволяет выделить в нем три аспекта: аффективный, когнитивный и конативный.
Переживания в широком и узком смысле слова. Некоторые дефиниции переживаний (В. Дильтей, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ф. Б. Бассин, Ф. Е. Василюк, Ж.-П. Сартр, Р. Д. Лэйнг, А. Лэнгле, А. С. Шаров). Место переживаний среди других «родственных» понятий (отношение, смысл, эмоция, состояние, чувство, мотивация, рефлексия и др.). Проблема критической ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.
1.3.2 Процесс переживания.
В переживании можно выделить содержательный и динамический аспекты. Содержательный аспект образует предметное наполнение переживания (то, что именно переживается). Динамический аспект характеризует переживание как процесс. Переживание по своей сути (по определению) процессуально.
Внутреннюю логику переживанию как процессу задают целостные системы механизмов, обозначенные Ф. Е. Василюком как «схематизмы». В работах Д.А. Леонтьева «схематизмы» обозначаются как системы механизмов, обеспечивающих функционирование ценностно-смысловой сферы. Данные «схематизмы» задают внутреннюю логику переживанию как процессу смыслообразования.
Процесс эмоционального переживания Ф. Крюгер (Kruger, 1928, 1984) характеризует с посредством интенсивности и глубины. Глубина, по его представлениям, существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы переживания. Еще дальше пошел А. Веллек (Wellek, 1970), который настаивает не только на различии интенсивности и глубины переживания, но и на антагонизме между ними. Он пишет, что эмоции взрывного характера обнаруживают тенденцию быть поверхностными, в то время как глубинные переживания характеризуются меньшей интенсивностью и большей устойчивостью (например, разочарование). Что касается антагонизма между этими двумя характеристиками переживания, то вопрос этот довольно спорный. Выделение же в качестве характеристики переживаний их глубины имеет разумное основание, если за глубину принимать внутреннюю значимость для субъекта события, по поводу которого возникло переживание. В этом смысле можно говорить о глубине разочарования, о глубине чувства и т. п.
По С.Л. Франку поток переживаний целостен и непрерывен – это процесс душевной жизни, внутренний мир человека. В переживании происходит размывание, расширение границ, причем переживание само находится на границе, тем самым выражается рефлексивность переживания. Т.е. процесс переживания рефлексивен, в нем устанавливаются и разрушаются границы.
Переживания уникальны, но в них человек может вновь и вновь обращаться к значимым событиям, значимым аспектам своей жизни, т.е. повторяются не сами переживания, а их схематизмы (например, фиксированные идеи, фиксированные образы), их темы. Мы имеем диалектику ритма и переживания в виде диалектики формы и содержания. Ритм есть форма переживания, а их содержание – ценностно-смысловые образования. (Может быть поэтому музыка, поэзия нужны человеку как способ оформления своих переживаний, как «хорошая» форма для выражения своих ценностей и смыслов?)
А.С. Шаров метафорически процесс переживания уподобляет «гирокомпасу», который в изменяющихся социокультурных условиях позволяет реализовать человеку его жизненную стратегию.
Динамика переживаний может быть описана с помощью понятия игры. Переживание несёт в себе игровое начало со всеми присущими игре атрибутами: переживание не есть «обыденная» жизнь; внутри переживания собственный и безусловный порядок; у всякого переживания есть свои внутренние правила; переживание окружено тайной, т.е. тайна через переживание стремится заявить о себе человеку; в той или иной степени переживание – свободная деятельность или оно свободно настолько, насколько свободен человек в жизни (Й. Хейзинга). В любом переживании всегда есть что-то от приключения (Г. Зиммель).
Всё это говорит о многоплановости переживания, его интегративном характере.
Предметное содержание переживания, рефлексивность переживания, ценностно-смысловая рефлексия. Активность психической деятельности, сила и модальность переживания, его многоплановость. Эмоциональная насыщенность и глубина переживаний, длительность, фиксированность, повторяемость переживаний.
дизайнов, тем, шаблонов и графических элементов Крюгера для загрузки на Dribbble
Посмотреть брендинг для Kruger Attorneys (начало)
Брендинг для Kruger Attorneys (Начало)
Посмотреть Кошмар на улице Вязов Zine Sketches
Кошмар на улице Вязов Зарисовки журналов
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Посмотреть животных Южной Африки
Животные Южной Африки
Посмотреть адвокатов Крюгера
Адвокаты Крюгера
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие — Дэвид Даннинг
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие — Дэвид Даннинг
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Посмотреть дизайн пользовательского интерфейса для мобильных устройств — Национальный парк Крюгера
Дизайн пользовательского интерфейса для мобильных устройств — Национальный парк Крюгера
Посмотреть Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Почему некомпетентные люди считают себя потрясающими — Дэвид Даннинг
Посмотреть инфографику о франшизах фильмов ужасов
Франшизы фильмов ужасов Инфографика
Вид Она упорствовала.
Она настаивала.
- 3″ data-ad-data=»» data-boost-id=»» data-is-boost-fallback=»»>
Посмотреть Фредди Крюгер
Фредди Крюгер
Посмотреть дизайн веб-сайта Brassfield Kruger Lawyer
Brassfield Kruger Lawyer Дизайн веб-сайта
Просмотр размотанного
Размотка
Посмотреть Фредди Крюгер
Фредди Крюгер
Вид Horror type — F для Фредди Крюгера.
Тип ужаса — F для Фредди Крюгера.
Просмотр исходного мульти
Источник Мульти
Посмотреть Ахиллес Крюгер
Ахиллес Крюгер
Посмотреть Промышленное сглаживание Крюгера
Промышленное сглаживание по Крюгеру
Посмотреть исходный код 4
Источник 4
Посмотреть мобильное приложение Национального парка Крюгера
Мобильное приложение Национального парка Крюгера
Посмотреть Национальный парк Крюгера
Национальный парк Крюгера
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить или войдите
Идет загрузка еще…
F Стул с постельным бельем от Rasmus Fex – Brdr.
KrügerСовременный взгляд на традиционный дизайн стула.
Мебельщики пятого поколения Брдр. Крюгер сотрудничал с датским художником и экспериментальным дизайнером мебели Расмусом Фексом над новой интерпретацией стула, глубоко укоренившегося в традиционной обработке дерева. F Chair — это современный взгляд на многовековую типологию народных кресел-шейкеров. F Chair сохраняет честность своего происхождения, но с урезанной современной простотой и дополнительным комфортом.
Теперь стул F представлен в версии из мореного дуба с сиденьем ручной работы из полностью натуральной льняной ткани, хорошо подходящей для домашней обстановки. Новое дополнение добавляет изысканный и тактильный опыт универсальному дизайну, который поставляется с подлокотниками или без них.
Варианты стула F доступны в монохромных цветах с синтетическими и эластичными ремнями, которые хорошо подходят для ресторанов и других общественных мест.
Сочетание традиций и современности.
В то время как стул F нашел свое окончательное воплощение в мастерской Брдр. Крюгера, дизайн берет свое начало с художественной выставки в Милане в 2013 году, где Расмус Фекс продемонстрировал экспериментальные и инновационные работы. Вклад Фекса возник из-за увлечения простым традиционным креслом-шейкером.
Расмус Фекс говорит: «Я работаю на границе между искусством и дизайном, формой и функцией, а Брдр. Крюгер признал ценности и философию моего стремления непредвзято исследовать архетипы и материалы. Вместе мы переосмыслили дизайн кресла-шейкера, сбалансировав традиции и современность и превратив концептуальное произведение искусства в удобный и удобный стул».
Фекс продолжает: «Кресло F — это праздник старых ремесел. Он родился из бесчисленных прототипов и практической работы в Brdr. Мастерская Крюгера, где мы доработали простую конструкцию, чтобы получить правильное выражение и ощущение».
Кресло F с изысканными и продуманными деталями напоминает традиционное кресло-шейкер, но отличается современным комфортом и внешним видом.
Йонас Крюгер, креативный директор Brdr. Крюгер говорит: «Прогрессивный подход Фекса к дизайну основан на его творческом опыте и Брдр. Результатом 135-летнего мастерства Крюгера стало кресло, которое действительно соединяет прошлое с нашим присутствием и нацелено на будущее».
Изготовлено в Дании.
Брдр. Krüger была основана в 1886 году как токарная мастерская по дереву, основанная братьями Теодором и Фердинандом Крюгерами. Сегодня компания превратилась в мебельный бренд собственного производства, который прославляет непреходящие ценности датского дизайна и принимает современность.
Брдр. Крюгер развивает наследие мастерства и сотрудничает с некоторыми из лучших дизайнеров мира, чтобы создать живую коллекцию мебели. Его стремление к совершенству, взращенное на протяжении пяти поколений, гарантирует высочайшее качество каждой детали, покидающей семейную фабрику в Дании.
О Расмусе Фексе.
Датский художник и дизайнер мебели Расмус Фекс применяет весьма концептуальный подход к дизайну мебели и изделий. Фекс рассматривает мебель как функциональные скульптуры и систематически стремится исследовать и оспаривать жанры, архетипы и границы в интригующей пограничной области между искусством и дизайном, чего обычно избегают большинство дизайнеров, а также художники. Для Фекса нет противоположности между двумя жанрами, и он стремится достичь новой эстетики, в которой объекты являются одновременно искусством и дизайном.
Сотрудничество с Brdr. Крюгер на стуле F (2017) родился из экспериментального произведения искусства «Родственники» 2013 года, где дизайнер по-разному комбинировал серию деревянных стульев, от просто скульптурных до более узнаваемых и функциональных объектов. Работа была частью
выставки Danish Mindcraft в Милане, и после нового процесса обмотки и награждения дизайна и ремесел в Brdr. Мастерская Крюгера, вдохновленный шейкером стул из этой работы превратился в довольно минималистичный и очень функциональный стул с тонкими отсылками к его происхождению.