Три базовых инстинкта человека: Базовые инстинкты человека. Подавление инстинктов

что это такое, примеры инстинктов человека

Инстинкт – это врожденные тенденции человека к сложным формам автоматического поведения, удовлетворяющие определенные потребности организма. В узком смысле, определяется инстинкт что это совокупность наследственно обусловленных действий. Он проявляется в поведенческих актах, направленных на поиск пищи, самосохранения, достижения, желании продолжать свой род. Инстинкт это безусловный рефлекс, составляющий принципы поведения животных. Высшие животные в своем индивидуальном развитии приходят к модификации базовых инстинктов, которые могут достигать более сложных выражений поведения. Человеческие инстинкты кроме биологической направленности, то есть удовлетворения потребностей, нужных для элементарного существования, идут дальше, и предполагают инстинкты, которые удовлетворяют личностные потребности, намерения (власть, доминирование, общение).

Инстинкты человека

Человеческое бессознательное представляет собой иррациональные, физиологические животные инстинкты и рефлексы, которые дают импульсы психической энергии. Они вынуждены переламывать себя под воздействием сознания, культурных стереотипов, социальных норм, чтобы обеспечивать людям адекватное общественное существование.

Врожденные человеческие инстинкты очень сильные, даже их сознательное подавление не всегда сдерживает их энергию, поэтому часто можно встретить людей, которые ведут себя неадекватным образом, поскольку у них не происходит должного блокирования некоторых форм поведения, истекающих из биологических потребностей. Но, благодаря ним, человек не теряет мотивацию к жизни, они являются движущей силой его поведения. Под влиянием приобретенного жизненного опыта и индивидуального развития, инстинкты дифференцируются и усложняются, поэтому человек является существом с самой сложной системой инстинктов. Но по-прежнему, возможными есть трактовки о том, что потребности и их удовлетворение у животных и у людей практически одинаковые. Но, такие сведения очень ошибочные, поэтому важно говорить о том, что человек имеет особенные, свойственные только его виду инстинкты, далее будут рассмотрены три базовых: инстинкт размножения, самосохранения и власти. Пользуясь ними, один человек способен подчинить себе волю другого человека и манипулировать им в своих целях.

В процессе воспитания человека, его стремления к власти и интиму поддавливаются, понятно по каким причинам. Собственно они и побуждают человека к достижениям, являются мощным импульсом, и могут определять основную линию поведения. Но из-за страха за свою жизнь, часто человек не может полностью воспользоваться своими способностями, не может стать успешным. Потому, что страх управляет жизнью, и самосохранение на нем держится, из этого получается, что человек во власти своего страха. Исходя из этого, побуждение властвовать и продолжать свой род, предоставляют человеку в большей мере безопасность, чем самосохранение, основанное на страхе.

Из вышеизложенного следует, что каждый человек подвержен манипуляции и ощущению страха, но его степень зависит от сознательности каждого человека. Если он понимает, в чем заключается его страх, его причину, он имеет больше возможностей его устранить. Еще часто случается так, что люди, которые боятся чего-то, именно это с ними рано или поздно приключается. Но, если жажда к власти очень сильная, самосохранение становится слабым и это может привести к трагичному заключению. Также сколько совершается необдуманных, легкомысленных поступков, из-за увлеченности, от нее так же слабеет самосохранение, что иногда приводит к летальному исходу.

Важно знать, о том, инстинкт это, своего рода автопилот. Когда человек не контролирует себя, свои увлечения, потребности, он снимает из себя ответственность за происходящие, и часто его поведение становится примитивным и грубым. Личность, которая хорошо осознает себя и свои желания способна противостоять и манипуляции, и манипулировать самому и более эффективно достигать своих целей.

Инстинкт – это жизненный опыт предков, которым приходилось бороться, проходить через страх и боль, чтобы выжить. Сознание не выдерживало напряжения и перемещало тяжелый эмоциональный опыт в подсознание, запечатывало в генетической памяти. Поэтому человек, когда выполняет инстинктивные движения, они бывают наполнены долей тревоги, унаследованной от предков.

Новорожденный малыш плачет, потому что боится, с ним нет кормящей и любящей мамы. Человек боится, что запасы еды исчерпаются, потому что когда-то его предки умерли во время голодомора. Парень дерется за девочку с конкурентом, возможно, кто-то из его предков не мог завести жену и он должен бороться, чтобы ослабить унаследованный страх остаться одним.

Инстинкт это что такое? Человек в природе, является звеном в переходе от животного к сверхчеловеческому существу, и его сознание также троично. Одна его часть относится к животному миру, другая – человеческому и третья – божественному. Собственно, животная часть есть унаследованной, она бессознательная и определяет инстинктивное поведение. Инстинкты являются багажом животного опыта, то есть такого, которое помогало им жить и выживать, накопленного миллионами лет и переданное человеку. Природа бережет в человеческом генофонде безусловные инстинкты и рефлексы, необходимые для выживания потомства. Новорожденного никто не учит, что нужно кричать, если он хочет есть или сменить белье. Инстинктивный ум человека ответственен за биологическое выживание, сознательный ум – за поддерживание отношений, надсознательный помогает эволюционировать в еще боле разумное существо.

Подавляя и искажая естественные биологические инстинкты человек, приобрел массу энергии на развитие сознательного ума, следственно и для научно-технического прогресса. Выходит, что современная цивилизация создавалась и прогрессировала за счет подавленных инстинктов. Таким образом, ослабли и другие ощущения: зрение, слух, вкус. На сегодняшний день появилось много людей с проблемами слуха, зрения и множество людей с избыточным весом. Современный человек очень отдалился от своей естественной среды обитания, так что практически оказывается, лишенным помощи от ним же самим угнетенных природных инстинктов и ощущений, оставаясь с природой один на один оказывается беспомощным и уязвимым.

Природные, врожденные инстинкты человека не можно назвать ни плохими, ни хорошими, поскольку они являются подсобляющими средствами для выживания людей. Но когда человек ведет неразумный, легкомысленный образ жизни, удовлетворяя себя всевозможными удобствами, он не многим отличается от животного, несмотря на то, что он умеет пользоваться телефоном и водить машину. Человек не без причин полагает, что он выше животного – так он непременно вторгается интеллектом, сознательным умом в свои инстинкты, в бессознательное.

Виды инстинктов

Все виды инстинктов можно разделить на несколько групп: репродуктивная группа (половые и родительские), социальная (конформная консолидация, родственная консолидация, неродственная изоляция, вертикальная консолидация, клептомания, горизонтальная консолидация), адаптация к эволюционной среде обитания (конструктивистские, территориальные, ландшафтные предпочтения, собирательство и поиск, миграции, самоограничение численности вида, рыболовство и охота, агро- и веткультурные), коммуникативная (лингвистические, мимика и жесты, звуковая невербальная коммуникация).

Индивидуальные витальные инстинкты ориентированы на выживание личности и могут быть самостоятельными или проявляться во взаимодействии с другими лицами. Как уже говорилось, инстинкт это безусловный рефлекс, а базовым инстинктом является самосохранение, обеспечение себе безопасности, в актуальное время. То есть – это кратковременное удовлетворение, существуют и более долгосрочные инстинкты, например, продолжение рода.

Первую группу составляют репродуктивные инстинкты. Только благодаря репродукции гены имеют возможность существовать в эволюционных масштабах во времени, а выживание является только вспомогательным этапом к репродукции. На основе репродуктивных инстинктов и сформировались социальные. Половой и родительский инстинкты два вида из репродуктивных.

Половой инстинкт обусловливает первый этап репродукции – зачатие. «Качество» потенциального партнера определяется через должную генетическую кондиционность и долгосрочную перспективу заботы о потомстве. Направленность на такую долгосрочную заботу отображает потребность в отцовской поддержке и помощи. В эволюционном прошлом, отсутствие поддержки ставило под угрозу жизнь ребенка. Период беспомощности ребенка очень ограничивал возможности женщины в самостоятельной добыче еды, защите, и только преданный и смелый мужчина мог во всем этом помочь женщине. Кое-что изменилось с тех пор и сейчас не редкость встретить одинокую женщину с ребенком, или мужчину, неспособного быть добытчиком для своей семьи.

Родительский инстинкт, в частности материнский – это больше всего изученная врожденная программа людей. Многочисленные исследования и наблюдения доказывают, что значение инстинкта (любовь к ребенку, стремление опекать и заботится, защищать) прописанное на биологическом уровне.

Вторая группа – социальные инстинкты. Значение инстинкта выражается в решении долгосрочных заданий процветания данного вида, он способствует поддержке долгосрочных тактик поведения через реализацию особого поведения, которое объединяет несколько особей в единую социальную структуру. Особенность такого поведения в готовности каждого пожертвовать собой во имя всеобщих целей. Часто людьми в таких объединениях манипулируют, используют в личных целях. Социальные инстинкты имеют несколько подвидов.

Родственная консолидация – самое древнее объединение, основанное на генетическом единстве членов данной группы. Значение инстинкта в том, что член такой консолидации стремится к защите и процветанию всего гена, а не только своей личности.

Неродственная изоляция выражает конкуренцию между носителями чужих генов, что, в свой черед, способствует благосостоянию своего гена через еще большее сплочение и любовь его единицам друг к другу. Неприязнь родственной консолидации к неродственной изоляции обосновывается тем, что популяции, которые отграничивают себя от других и очень резко конфликтующие с ними, имеют в своей группе более сильные родственные связи внутри себя самих.

Конформная консолидация обозначает такое объединение особей, в которых не определен лидер, и никто никому, по сути, не подчинен, но все готовы к каким-то коллективным действиям. Она создается хаотически, через узнавание одной особью из определенного вида другой особью из того же вида, и начинают следовать вместе. Такая консолидация происходит, потому что организм имеет инстинктивное тяготение к коллективному существованию, и знает, что сообща действовать, искать еду, защищать друг друга намного легче, безопасней и эффективней, чем бродить поодиночке. Такие объединения наблюдаются в самых простых живых организмах. Между людьми также встречаются такие консолидации, например, люди без определенного места жительства так объединяются и начинают жить вместе, искать еду, делиться с другими.

Вертикальная консолидация выражается в подчинении одной особе большей части группы. Подчинение здесь понимается, как ограничение свободы действий подвластной группы, детерминирующее приказами особей возглавляющих ее, чья свобода действий безграничная. Такая группа очень прочная и напоминает консолидированность единого организма, но ее  члены между собой не всегда являются родственниками.

Горизонтальная консолидация базируется на реципрокном (взаимовыгодном) альтруизме. Он предполагает, что за альтруистический поступок будет какая-то плата или ответная услуга. Поэтому такой альтруизм не является полностью бескорыстным, как привыкли все его понимать.

Клептомания распространена не только между людьми, но в животном мире также существует. Человек может пользоваться рассудком, который способен помочь человеку осознать не перспективность обмана, в принципе. Когда обман применяется к потенциальной добыче или нападающему хищнику, или война, тогда это обманом не считается, а средством выживания. Обман ним считается, когда применяется к члену из своего клана, который питает доверие и предполагает консолидированность. Клептоманический инстинкт часто проявляется у детей, которые более примитивны и состоят в более строгих вертикальных консолидациях, которые предполагают обострение всех инстинктивных проявлений.

Инстинкты приспособления в эволюционной сфере обитания, то есть той среде, в какой совершалась эволюция древних человеческих предков, их адаптация. Такой средой считается восточная Африка, 2,6 миллионов лет тому назад там жили первые люди. Обстоятельства в то время заставляло людей искать пищу, бороться за нее, выживать и эти инстинкты сохранились в людей до сих пор, хотя мы ими давно не пользуемся. Но если бы случилось так, что человечество вновь оказалось в таких условиях, люди смогли бы выжить, благодаря наследию поколений.

Подгруппы инстинктов, входящих в эту группу сейчас не актуальны и атавистичны, но знать о них нужно.

Территориальность – проявляется в закреплении за группой или особью зафиксированной территории, на которой она ищет еду, воду, спит. Но не все виды осознают, что у них есть территория. Они не ограничивают доступ чужаков, и как только те появляются, они как бы от них понимают, что это их территория и начинают ее защищать. Человек разумный пошел дальше этого, и он осознает, где есть его дом, а где он в гостях, или где офис. Следуя этому, существует мнение, что собственно благодаря инстинкту территориальности, человек научился абстрагироваться и не теряться в пространстве.

В инстинкте ландшафтных предпочтений главным является принцип брахиации. Брахиация – способ перемещения в полосе леса, где приходится передвигаться руками по ветках. Именно так человекоподобные обезьяны и передвигаются, раскачиваясь, как на качелях, на одной ветке и перепрыгивая на другую. Такой инстинкт имеет отголоски в некоторых формах человеческого поведения: раскачивании младенцев для их успокоения, тяга к лазанью по деревьям, привлекательность видов из высоты и тому подобное.

Инстинктивное поведение в собирательстве и поиску было первой экологической специализацией человека. То, что человек находил, то он и ел – плоды, коренья, птицы, мелкие животные. Охота появилась намного позже, и практиковалась эпизодически.

Конструктивистские инстинкты выражаются в маркировании своей территории, какой-нибудь рукотворной конструкцией. У птиц – это гнезда, у пчел – соты, у человека начала хижина, потом дом. Развитие конструктивной деятельности начиналось из изготовления орудий труда, которыми предполагалось строить дом. Так, человек пришел к построению современных сооружений технологической цивилизации.

Миграционные инстинкты определяют пространственное перемещение с целью найти лучшее место или вынуждены это делать, через изменения окружающей среды, у которой изменились условия пребывания. Птицы или киты, исходя из их особенностей жизненного цикла, мигрируют зависимо от сезона. Стойкий миграционный способ жизни ведут кочевники, цыгане, в прошлом – викинги. Сейчас много людей покидают родную страну, перебираясь в неизведанную страну, или на другой материк, в поисках лучшей жизни.

Самоограничение численности вида является одним из спорных инстинктов личности. Сложно вообразить себе создание такого долгосрочно-ориентированного и инстинктивного поведения через естественный отбор на уровне индивидов. Самым правдоподобным объяснением такого поведения был бы «групповой отбор», происходящий на уровне популяций и групп, а не уровне индивидов. Но теория группового отбора была опровергнутой через необходимость признать то, что недостаточно разумные существа вряд ли достигли высокого уровня долгосрочных поведенческих целей. Но все-таки поведение, которое, направленное на самоограничение вида, кажется, слишком инстинктивно выраженным, наблюдается у людей и животных.

Смысл этого инстинкта выражается через недопущение того, чтобы численность популяции росла, без наличия необходимых ресурсов. Он включается, когда чувствуется превышение популяции выше определенной нормы и его своевременное включение способствует снижению численности популяции к необходимому уровню. Может проявляться через снижение ощущения родительских инстинктов, в нежелании заводить детей, уменьшении заботы о детях, отсутствием интереса к детям, усиленное депрессивное мировоззрение, снижение инстинктов самосохранения.

В эволюционном прошлом человеческого вида охота и рыбалка не были очень свойственны, тогда преобладало собирательство. Только со временем они к этому пришли и нашли, что такой способ дает им больше добычи, которая намного питательнее. Сегодня охотой занимаются только ради развлечения, мужчины пробуют себя в роли предков-охотников, подогреваемые азартом. Специфическое удовлетворение от занятия рыбалкой демонстрирует инстинктивность такого поведения.

Агро- и веткультурная деятельность предков, предполагается учеными, поскольку точных данных об этом нет. Но судя из симбиотического сосуществования многих видов, кажется вероятным, что на этой связи, могло быть, что животных все-таки приручали, и из этого развилось животноводство. Не каждый знает, что не только люди, но и отдельные животные занимаются агроветеринарной деятельностью. Муравьи, термиты, жуки – разводят грибы, которых потом употребляют, иные муравьи могут разводить тлей, и едят их выделения. Смотря на это, развитие таких же инстинктов у человека кажется вполне естественным. Особенно если учесть тот факт, как много есть людей с тяготением к труду на земле, у некоторых это профессия. Важно отметить тот факт, что тяга к действиям на земле больше активизируется в старости, когда другие инстинкты угасают (репродуктивные, социальные).

Коммуникативные инстинкты реализуются в процессе обмена информацией между, как минимум двумя особями. Они близкие к социальным инстинктам, но их частью не становятся, поскольку не приводят к консолидации индивидов. Практически во всех союзах живых существ, присутствует коммуникация, как обмен сообщениями. Немного шире она применяется во время отыскивания партнера для спаривания. Сюда входят такие инстинкты: мимика и жесты, невербальная звуковая коммуникация и лингвистические.

Мимика и жестикуляция – очень выразительные инстинкты человека. Такие поведенческие паттерны по своей автоматичности недалеки от безусловного рефлекса. Человеку доставляет немало труда подавление или скрывание истинных эмоций, которые автоматически сразу выражаются в определенной мимике или жестах. Изменение невольной жестикуляции и напряжения мышц лица, старание изобразить, как можно естественнее эмоции, которых нет, процесс очень сложный, и такое возможно разве что в исполнении талантливых актеров.

Способ невербальной звуковой коммуникации чем-то напоминает звуковую коммуникацию животных, и унаследована нами от человекоподобных обезьян. Такой способ коммуникации выражается в неожиданном вскрикивании, агрессивного рычания в момент ярости, стон от боли, оханье от удивления и такие различные звуки есть понятными во всех культурах. Были проведены исследования доказывающие, что обезьяны выдают звуки очень похожи фонетически, по звучанию на человеческую речь.

Одним из немногих инстинктов, подтвержденных на нейрофизиологическом уровне, был – лингвистический. «Универсальная грамматика» (грамматические принципы), которая находится в основе всех языков является прирожденным и непременным явлением, отличия языков мира объясняются, как многообразные «настроечные» установки головного мозга. Поэтому ребенку, чтобы освоить язык понадобится только изучить лексические и морфологические элементы (слова и части), и задать программу «установку», на основе некоторых ключевых примеров.

Примеры инстинктов

В современном мире, как и много веков назад инстинкт самосохранения у человека имеет такие же поведенческие формы выражения. Он становится очевидным, например, в ситуациях, несущих риск смерти или ухудшения здоровья также, когда человек рассудочно принимает ситуацию, как опасную для жизни. Осознаваемая опасность действует на подсознательные психические механизмы, в частности, ответственных за самосохранение. Рассудочное понимание, например, проникающей радиации способно вызвать инстинктивный страх за собственную жизнь и здоровье, хотя в тот самый момент сама радиация не действует на органы чувств. Инстинктивное подсознательное хранит готовые стимулы, извещающие о потенциально опасной ситуации. Это фобии по отношению к паукам, змеям, высоте, темноте, неизвестности и так далее. Часто можно увидеть, как фобии, встроенные в подсознание, отражаются в культурной сфере – архитектуре, искусстве, музыке.

Инстинкт самосохранения у человека устроен так, что при любых обстоятельствах, как и любой ценой, человек пытается выживать. Организм человека так устроен, что он готов ответить на любые раздражители из внешней среды, которые несут потенциальную опасность. Если человек обжигается, то он отдергивает руку, если он мерзнет – одевается, если в помещении мало воздуха – выходит на свежий воздух, чтобы возобновить кислородное снабжение, если он не умеет плавать, то, конечно, далеко в воду он не полезет.

Человеческая судьба зависит также от определенного уровня адаптивности. Она может быть врожденной или приобретенной, выражается в умении человека, приспособится к жизненным ситуациям в разных условиях. Такая адаптивность имеет высокий, средний или низкий уровень развития. Именно врожденные умения, это инстинкты и рефлексы, обеспечивающие адаптивность человека: биологические инстинкты, особенности внешности, интеллектуальные задатки, конструкция тела, физическое состояние организма, стремление к самосохранению.

Историческая необходимость в продолжении и сохранении своего рода вызывает желание родить ребенка и воспитать его. У людей, в отличие от млекопитающих, инстинктивное желание к рождению и материнству, иногда обретает неадекватные формы проявления.

Может проявляться в чрезмерной опеке детьми, даже взрослыми и самостоятельными, или, наоборот, в небрежности и безответственности к собственным детям.

Материнские врожденные инстинкты проявляются с самого детства у девочек, которые любят играть в матери-дочки, возить и кормить куклу и тому подобное. Еще ярче он наблюдается у женщин, ждущих ребенка или уже родивших.

Половое поведение определяется, как инстинктивное, в нем также выражается желание продолжать свой род. Существует также дискуссионная мысль, о том, что особенность мужского интимного поведения, иногда, но не всегда, определяется тем, что как самец, он желает получить женщину (самку), завоевать ее расположение и добиться полового акта (что характерно для некоторых животных). Также, случается, что слишком легко завоеванная добыча им очень скоро надоедает, и они ее бросают. В жизни такие мужчины считаются заядлыми холостяками с сильно развитым либидо, или находящимися в поиске той единственной недоступной. Некоторые мужчины обижаются на такое сравнение с животными, но как бы ни было, в этом есть определенный смысл.

Инстинктивное побуждение к альтруизму выражается у людей через проявление доброты и заботы о других, он является доминирующим в их системе инстинктов. Такие люди очень самоотверженны, посвящают свою жизнь обществу, помогают людям, занимаются волонтерством и часто выбирают соответствующую своим влечениям профессию: врач, психолог, адвокат.

Люди, активно борющиеся за отстаивание своей личностной свободы, выявляют пример инстинкта свободы. С раннего детства они выявляют протесты, когда им говорят что-то сделать, пытаются воспитывать. И это стоит отличать от обычной детской не послушности. Личности, ценящие свободу, пронашивают это чувство на протяжении всей жизни. Во взрослом возрасте их чувство упрямства, предрасположенности к риску, самостоятельности, независимости способно трансформироваться в деятельность, связанную с борьбой против власти, социальных беспорядков, бюрократии. Они становятся политиками, журналистами, общественными деятелями.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Три инстинкта — Прогулки по воде — ЖЖ

После публикации поступило предложение называть то, что в статье называется «инстинктом» — «базовой потребностью». Редактировать лень, поэтому кому второй вариант нравится больше, считайте, что в статье написано «базовая потребность». Смысл, вкладываемый в понятие, всё равно ведь разъяснён.

 

Целесообразное поведение без осознания цели. Поведение, которое не являлось результатом осмысления чего-либо. Первопричина целеполагания разума. То самое, что поставляет этому инструменту цели для решения реальных задач.

Инстинкт — это та цель, которую разум не может обойти. Он может только сменять одну такую цель на другую. Притупить инстинкт самосохранения во имя стадного инстинкта, например. Но никак иначе. Все возможные ветви подцелей разума произрастают из одних и тех же корней — инстинктов. К ним по идее можно свести любую цепочку целевых суждений, просто задавая вопрос «зачем?».

Последний «зачем» упрётся в инстинкт или в суперпозицию инстинктов и дальше спрашивать будет уже бесполезно. Последняя точка уже не «зачем», последняя — «я не могу иначе».

Если спросить первого попавшегося человека, какие он может назвать инстинкты, он наверняка назовёт два: самосохранения и продолжения рода. Эти инстинкты настолько интуитивно понятны, что некоторые деятели даже пытались строить всю психологию на основе этих двух инстинктов. Остальные, дескать, за кадром. Кроме этих двух ничего и не нужно. С помощью неких коварных манипуляций любое поведение, дескать, можно свести к этим двум.

Однако оно не «свести», а «притянуть». Некий учёный целыми днями рассчитывает модель космического корабля. От занятия не оторвёшь. Зачем? Ну так очевидно же — хочет потрахаться. А модель рассчитывает, чтобы от него все лаборантки пришли в восторг и дали. Так не трахался ведь уже год, как так? Очевидно же — загнал свою проблему в подсознание. Уже не осознаёт свою истинную цель… Есть мнение, этим способом можно обосновать вообще всё что угодно.

Можно любой инстинкт назначить единственным базовым. И не только инстинкт, но и «инстинкт» — нечто, просто названное нами так. Безо всяких обоснований.

И это легко проверить, предположив, например, что единственный инстинкт человека — ублажить Ктулху. Хочет потрахаться? Так потрахивание ублажает Ктулху. Есть хочет? Так и процесс поедания пищи тоже ублажает Ктулху. Нет, сто пудов, основной инстинкт — ублажение Ктулху. Всё можно объяснить через него.

На мой взгляд правильный подход к вопросу: абстрагироваться от некого «подсознания», природа которого нам сих пор не особо понятна, а, вместо этого, называть «инстинктом» то, для чего в общем случае люди не в состоянии подобрать ответ на вопрос «зачем?». Что характерно, данный подход весьма не нов. Просто не все в курсе.

Так вот, неназванных первым попавшимся человеком, но уже известных инстинктов у нас имеется в наличии. Много имеется. Но лично мне хочется сказать для начала о двух. Которые в массовом сознании инстинктами почему-то не считаются.

Это — инстинкт к получению информации и инстинкт решения задач. Чуть позже я к ним добавлю ещё и третий.

На первый взгляд эти инстинкты можно свести к другим: Для чего собирается информация? Чтобы, например, знать, куда убегать в случае чего. Где охотиться. Где искать партнёра для продолжения рода. Зачем решать задачу? Чтобы эффективно словить жертву, грамотно сбежать, ловко охмурить партнёра. И будь в качестве объекта наблюдения только животные, оно бы сработало. Сбор информации и решение задач — вроде как задел на будущее для удовлетворения основных инстинктов.

Но собирать информацию и решать задачи даже животные начинают задолго до появления способности к размножению. И делают это даже когда сыты в безопасности на протяжении всей жизни. Человек же идёт ещё дальше: он зачастую решает задачи, которые к удовлетворению инстинктов можно свести только «психоаналитическим методом» — притягиванием к искомому задним числом.

Поэтому сбор информации и решение задач — именно что инстинкты. Они именно что первопричины мотивации. Решение задачи — инструмент. Чувство необходимости её решить — инстинкт. Как и все остальные инстинкты, они у разных особей развиты в разной степени и имеют разные веса при выборе, который инстинкт сейчас удовлетворять, а который притупить, но их наличие очевидно. Чувство «надо узнать, во чтобы это ни стало», чувство «сдохну, но решу», они именно из этих инстинктов проистекают. Поэтому попытки найти «естественные оправдания» этим чувствам, — через якобы наличествующее стремление удовлетворить иные инстинкты, — в ряде случаев тщетны. Эти чувства сами по себе естественны, им другие оправдания не нужны.

Сбор информации и решение задач бывают самоценными, а не служащими достижению какой-то иной цели. К ним примыкает ещё один инстинкт — созидание. Желание сделать что-то эдакое, но не чтобы в обмен на него нечто другое получить, а просто чтобы было. Оно тоже инстинкт. И оно не менее естественно, чем инстинкт самосохранения, хотя в стародавние времена наверняка проистекло именно из самосохранения и размножения, как и сбор информации с решением задач. Но после стародавнего проистечения все трое, ввиду своей огромной значимости для вида, мало по малу закрепились в инстинктах — перешли на неосознаваемый разумом уровень.

Бывает, конечно, сбор информации, решение задач и созидание выступают действительно строго как удовлетворители других инстинктов. Я бы даже сказал, так бывает гораздо чаще.  Но для нас важно, что бывает и иное. Когда всё это делается не с целью обменять, а просто как некий самоценный процесс. Про первое, к слову, говорят примерно так «мне моя работа не нравится». Обычное дело.

Сила высших животных и человека, как наиболее высшего из них, именно в способности собирать информацию, решать задачи и созидать, чтобы было. Имя той силе — интерес. Он для человека так же самоценен, как желание самосохраниться и размножиться. Он, интерес движет развитием цивилизации.

Когда ведут рассуждения вроде «книги пишут за бабло» или «учёный что-то там изобретает, чтобы получить много бабла», в мою душу закрадывается подозрение (как правило не беспочвенное), что рассуждающий в жизни своей ничего не написал и не изобрёл. Либо же считает себя радикально отличающимся от всех остальных: «ну я-то, конечно, из интереса, но другие-то так не будут — они строго за деньги».

Великие книги не пишутся за бабло. Изобретения не делаются за бабло. Бабло не может на это сподвигнуть. Оно может только сподвигнуть абы что написать или механически проводить какие-то опыты. 

И противоположный вариант ответа тоже не работает. «Он изобрёл это из альтруизма, чтобы облагодетельствовать человечество». «Он написал, чтобы открыть людям глаза». Так не бывает. Не альтруизм и не бабло. Ни то, ни другое. И то и другое, оно для другого. Для доработки и обнародования. Содержательная же часть, она из интереса. Она из чувства «надо узнать, надо решить, надо сделать». Тут редкий случай, когда слово «надо» не требует дополнения «для чего». Ни для чего. Чтобы было. Потому что внутри какой-то зуд, который не успокаивается, пока «я не узнаю, не решу, не создам». Любой человек, который добровольно пошёл в творчество или в науку, расскажет об этом зуде. Любой рационализатор подтвердит: «да, я видел, что вот тут можно лучше сделать, поэтому я сделал лучше». Даже если им по результатам дали много бабла, они узнали, решили и сделали не за бабло. Они всё равно, и без бабла узнали бы, решили бы, сделали бы, просто потому, что зудит. Хочется. Покой потерян. Инстинкт сработал.

Бабло, как я уже говорил, даётся для того, чтобы результат увидели другие. Чтобы другие могли им пользоваться. Ибо проблема решена раньше, чем внедрён результат. Дальше уже не интересно. Что-то там отшлифовать, куда-то отнести, это не то, чего хотелось. Инстинктивно оно уже «не надо». И вот, чтобы стало «надо», всем им дают иной мотиватор — бабло.

Бабло появляется в тот момент, когда интерес уже не работает.

Ну или, как альтернативный вариант, после отключения интереса включается альтруизм. Желание поднапрячься и доделать нечто. И донести доделанное до широких масс.

Впрочем, внедрением, конечно, тоже может двигать интерес — оно ведь тоже в своём роде задача. Но, увы, интерес, он странен и непредсказуем. Очень часто бывает, что решать интересно, а публиковать результаты уже нет. Для этого, собственно, и вводятся иные мотиваторы.

Ещё они вводятся для упрощения процесса — отсечения конкурирующих с интересом инстинктов. Человек, как ни крути, а старается в какой-то мере удовлетворить каждый инстинкт. Ему, как ни крути, надо хотя бы выжить, иначе интерес ни фига не поможет. При помощи бабла или просто непосредственно выдаденных материальных ценностей, человеку упрощают жизнь. Он перестаёт думать «а как бы мне найти еду», «как бы мне съездить отдохнуть», «каким бы способом раздобыть компьютер» и всецело переключается на удовлетворения главного (в его случае) для общества инстинкта — интереса. При помощи бабла или напрямую, общество даёт человеку хорошую еду, отдых на роскошном курорте, мега-мощный компьютер (пусть даже и для игр), большой красивый автомобиль, рассекая в котором он будет кадрить тёток для инстинкта размножения, билеты на первый ряд в театр и ещё кучу всяких плюшек. Но всё это не оплата его творческой деятельности, тут логика другая, всё это — освобождение интеллектуальных ресурсов данного человека в пользу удовлетворения им трёх инстинктов под совокупным названием «интерес», постольку поскольку результаты оного удовлетворения очень полезны для общества. Общество не покупает за бабло изобретения и творчество этого человека, оно этим баблом покупает этому человеку время. Прошу прочитать внимательно: не «время этого человека», а «время этому человеку».

Бабло и альтруизм могут усадить за творческую работу, но только интерес её делает.

Поэтому споры, что в целом движет творчеством и наукой — бабло или альтруизм, они вроде спора «дважды два это три или пять?». Не бабло и не альтруизм. В целом движет исключительно интерес. Только он один и никто больше. Спор, мотивируется ли творчество/изобретательство баблом или же будет работать и так, из той же серии — «три или пять?». Ибо правильный ответ: будет работать и так, но если давать много бабла, то будет работать лучше — просто потому, что ценный ресурс — интеллект будет тратиться строго на ценное для общества.

Правда, есть и нюансы. Человек всё-таки слаб. Куча бабла может дать доступ к элитным наркотикам или азартным играм, ранее недоступным, от чего интерес может и вообще нафиг отключиться, но это всё — частности.

Метки: контрманипуляция сознанием, философия

Телеграм-канал

3 инстинкта из эннеаграммы

Гэри Стоун несколько месяцев с нетерпением ждал встречи со своим студенческим братством. Общительный почти до отказа, он любит проводить время с людьми. Поэтому, когда настала ночь мероприятия, Гэри был взволнован.

Жена Гэри, Джилл, хотела встретиться с его приятелями, но дополнительные часы, которые она потратила на подготовку к судебным показаниям на той неделе, в сочетании с посещением двухдневного соревнования их дочери по плаванию, утомили ее. Все, чего ей хотелось, это поужинать, свернуться калачиком со своим котом и хорошей книгой и лечь пораньше.

Когда она сказала Гэри, что лучше пропустит вечеринку, он разозлился; он чувствовал, что Джилл ведет себя эгоистично. Джилл было обидно, что Гэри не сделал ее нужды приоритетом — он, казалось, больше заботился о встрече со своими друзьями по колледжу, чем о ее чувствах. Они оказались в общем тупике, с которым мы все сталкивались в разные моменты нашей жизни.

Конфликты обычно возникают, когда два человека — партнеры, коллеги, члены семьи или друзья — имеют разные мотивы, потребности и желания. Чтобы разрешить такого рода разногласия, полезно понять, что движет нашим поведением. Вот почему многие психологи и лайф-коучи рекомендуют эннеаграмму — систему типизации личности, основанную на нескольких традициях мудрости.

Эннеаграмма описывает девять типов личности, которые влияют на то, как люди воспринимают и реагируют на человеческие взаимодействия. Это особенно полезно для понимания того, что в противном случае мы могли бы рассматривать как случайное поведение других, а также демистификации нашего собственного выбора и реакции. (См. «Мир через личность».)

Биология также формирует то, кто мы есть и как мы действуем. С этой целью эксперты по эннеаграмме определили три ключевых биологических побуждения или «инстинкта», влияющих на наши чувства и действия: самосохранение, сексуальное и социальное. Хотя в каждом из нас преобладает один инстинкт, мы наделены всеми тремя в разной степени.

Представьте себе трехъярусный пирог, который учителя эннеаграммы называют «стопкой инстинктов», с вашим доминирующим инстинктом наверху, менее развитым инстинктом в середине и наименее развитым внизу. Ваш конкретный стек формируется в детстве и остается в основном стабильным на протяжении всей жизни, хотя он может меняться во времена кардинальных перемен.

Выявление доминирующего инстинкта поможет вам лучше понять людей, которые вам небезразличны, и даже изменить ваши отношения. Читайте дальше, чтобы узнать, как определить свой.

Пристальный взгляд на три инстинкта

Эксперты говорят, что прежде чем вы сможете эффективно использовать силу всех трех инстинктов, полезно сначала понять их качества. Оттуда вы можете определить, какой из них вы предпочитаете. (Чтобы определить свой доминирующий инстинкт, пройдите онлайн-оценку на сайте www.enneagraminstitute.com.)

Самосохранение

Основное внимание уделяется повышению и защите личной безопасности, защищенности и комфорта.

Приоритеты: Физическое благополучие, финансовая безопасность, психическое здоровье

Характеристики: Здоровый тип самосохранения заботится о практических потребностях, таких как оплата счетов, содержание дома и инвестиции в будущее. Этот тип склонен быть самодостаточным, дисциплинированным и преданным самосовершенствованию. «Благодаря нашему инстинкту самосохранения мы находим более уважительное отношение к своему телу», — говорит Дайана Редмонд, лайф-коуч из Санта-Фе и сертифицированный преподаватель Эннеаграммы.

Слабые стороны: Неуравновешенный инстинкт самосохранения может привести к озабоченности финансовой и другими формами безопасности и одержимости диетой и физическими упражнениями.

Сексуальное

Направлено на создание и поддержание мощного чувства «шипения» посредством интенсивных интимных взаимодействий и переживаний.

Приоритеты:  Близость, связь, возбуждение

Характеристики: Здоровые сексуальные типы часто испытывают глубокие страсти и не боятся пробовать что-то новое. Инстинкт побуждает их создавать по-настоящему близкие отношения с теми, кого они любят, и с самой любовью, говорит Редмонд. Эти типы больше ищут химии, чем полового акта, хотя они ищут особенно сильную связь со своими интимными партнерами.

Слабые стороны: Сексуальные типы практикуют исследовательский подход к жизни, который может привести к отсутствию внимания, а также к потребности и распущенности.

Социальные сети

Сосредоточены на создании и поддержании отношений для создания чувства личной ценности, достижений и общности.

Приоритеты: Межличностные отношения, участие в группе

Характеристики: Здоровые социальные типы обычно поддерживают много дружеских отношений, испытывают сильное чувство социальной ответственности и работают для защиты группы. Они хорошо понимают групповую динамику и ее эмоциональные потоки, и они очень адаптивны. Редмонд говорит, что социальный инстинкт побуждает нас общаться с другими так, чтобы это помогало нам расти.

Слабые стороны: Социальные типы могут развивать антисоциальную позицию «мы против них», пытаясь определить, кто на их стороне. Они могут поддерживать чувство принадлежности любой ценой. Поскольку они процветают благодаря духу сообщества, они также могут чрезмерно приспосабливаться к группе и забывать думать самостоятельно.

Друг или враг?

Наш доминирующий инстинкт может помочь нам чувствовать себя комфортно в мире, но обычно он чрезмерно развит. Это может создать слепые пятна в нашем восприятии, когда мы находимся в состоянии стресса. Это наш инстинкт по умолчанию заботиться о наших предполагаемых потребностях, но он также может привести к тому, что мы переоценим их, — говорит Дайана Редмонд, лайф-коуч из Санта-Фе и сертифицированный преподаватель Эннеаграммы. Например, если инстинкт самосохранения является вашим доминирующим инстинктом, потеря работы может заставить вас чувствовать, что у вас никогда не будет достаточно еды, и вы можете начать копить ее.

Неудивительно, что мы часто действуем бессознательно из-за нашего доминирующего влечения, когда возникают конфликты в личных отношениях, когда мы часто чувствуем себя уязвимыми. Люди, которые разделяют один и тот же доминирующий инстинкт, с большей вероятностью разрешат разногласия, потому что их приоритеты схожи. Но люди, чей доминирующий инстинкт является нашим наименее развитым, часто раздражают нас, потому что их приоритеты кажутся бессмысленными.

Курт Мика, медиатор и коуч из Миннеаполиса, который использует эннеаграмму в своей практике, обнаружил, что различия в доминирующих инстинктах могут быть «серьезной причиной конфликтов между людьми, будь то на работе или дома».

Если один человек в интимных отношениях доминирует, например, в сексуальном инстинкте, а другой доминирует в самосохранении, первый может очень быстро искать глубокую связь, в то время как второй может предпочесть сохранять строгие личные границы. Это может вызвать трения и разочарование, говорит Мика.

Но это не обязательно, если мы хотим развить больше самосознания и сострадания к себе и другим и «сознательно выбирать лучший способ действовать в данной ситуации», — говорит Редмонд.

Если бы общительный Гэри и его измученная жена Джилл знали о доминирующем инстинкте друг друга, они могли бы просто договориться о времени, когда они отправятся домой с вечеринки. Тогда социальный тип (Гэри) сможет проводить время со своими старыми приятелями, а тип самосохранения (Джилл) будет уверен, что у него будет достаточно свободного времени.

Найдите баланс

Хотя у всех нас есть естественные склонности, которые управляют нашим поведением, у нас также есть возможность более полно развить каждый инстинкт. Это может помочь нам лучше понять себя, максимизировать свои сильные стороны и более эффективно общаться с другими.

Мика предлагает следующие советы по укреплению вашего наименее развитого инстинкта:

  • Если вы склонны пренебрегать своим инстинктом самосохранения, попробуйте уделять больше внимания своему физическому здоровью. Выделите больше времени на приготовление пищи, составьте график тренировок, потратьте немного времени на финансовое планирование или инвестируйте некоторые ресурсы в вашу домашнюю обстановку.
  • Если ваш сексуальный инстинкт менее развит, попробуйте изменить свои границы, найдя людей и занятия, которые позволят вам выйти из зоны комфорта и испытать больше удовольствия, веселья и интенсивности.
  • Если вы обычно не склонны следовать своему социальному инстинкту, больше участвуйте в группе или скажите «да» большему количеству общественных мероприятий. Ищите возможности общаться с друзьями, коллегами и соседями.

Знание своего доминирующего типа инстинкта поможет вам лучше понять, что вами движет и как вам чувствовать себя максимально комфортно в этом мире. Развитие менее доминирующих инстинктов может помочь вам стать более уравновешенным и целостным. В конце концов, жизнь — это больше, чем просто выживание, и когда мы понимаем свои инстинкты, мы можем полнее наслаждаться жизнью.

Чтобы узнать больше о типах эннеаграммы, см. «Внутри эннеаграммы».

Иллюстрация Сержа Зейдлица

Версия этой статьи под названием «Основные инстинкты» впервые появилась в выпуске журнала Experience Life за июль/август 2016 года. Нажмите здесь, чтобы подписаться.

Эннеаграмма — Инстинкты | Upbuild

У всех нас есть Тип и Крыло, по которым мы можем быть признаны нашей личностью, но в головоломке личности все еще отсутствует важная часть: Инстинкты (иногда называемые Инстинктивными Вариантами). Наши инстинкты мощно характеризуют то, как мы показываемся.

Стек инстинктов 

Наша личность состоит из очень специфической иерархии трех инстинктивных побуждений. Для каждого из нас это выглядит по-разному в зависимости от присущего нам приоритета этих инстинктов. Как и в случае с Типом и Крылом, существует бессознательная инстинктивная связь, которая формирует нашу личность с самых ранних дней.

Один инстинкт доминирует и требует нашего самого пристального внимания, а другой имеет второстепенное значение, за ним следует третье. Ведомые нашими привычными импульсами, мы чрезмерно упражняем наш Доминантный инстинкт и пренебрегаем третичным инстинктом (что делает его нашей слепой зоной).

Так же, как и в случае с тремя центрами — телом, сердцем и головой — мы обладаем всеми тремя инстинктами, но больше полагаемся на один из них и становимся лучшими, когда учимся их гармонизировать, присутствуя в каждом из них, а не действуя на автопилоте. . Как и в случае с Типами, ни один инстинкт не лучше и не хуже другого. У каждого из них есть свое предназначение, свои сильные стороны и свои недостатки.

Три инстинкта: самосохранение, сексуальный и социальный. Самосохранение о сохранении энергии, Сексуальный о высвобождении энергии и Социальный о получении энергии от других.

Обладая знанием и самосознанием, мы сможем понять себя гораздо яснее, если конкретно увидим притяжение этих инстинктов и вместо того, чтобы позволить им тянуть нас за собой своими эгоистичными фиксациями, смиренно и намеренно направим их к целям нашего лучшее я.

Добавить комментарий