Три формы чувственного познания с примерами: Приведите примеры рационального и чувственного познания.

Содержание

31. Чувственное познание. Его формы. Примеры

Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление.  Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, — его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.  Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере — чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки»-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.  Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.  Углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие , суждение и умозаключение. 

32. Относительная и абсолютная истина, их соотношения.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым. Учение об А. и о. и. дает ответ на вопрос: “…могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?” (Ленин В. И. Т. 18. С. 123). В связи с этим А, и. понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности (1) и как тот элемент знаний, к-рый не может быть опровергнут в будущем (2). Наши знания на каждой ступени развития обусловлены достигнутым уровнем науки, техники, производства. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, к-рые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, углубляться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая О. и. означает шаг вперед в познании А. и., содержит, если она научна, элементы, крупицы А. и. Непереходимой грани .между А. и о. и. нет. Из суммы О. и. складывается А. и. История науки и общественной практики подтверждает этот диалектический характер разви-гия познания. В процессе развития наука все глубже и полнее раскрывает свойства предметов и отношения между ними, приближаясь к познанию А. и., что подтверждается успешным применением теории на практике (в общественной жизни, в производстве и т п ) С др стороны, ранее созданные теории постоянно уточняются, развиваются; одни гипотезы опровергаются (напр., гипотеза о существовании эфира), др подтверждаются и становятся доказанными истинами (напр , гипотеза о существовании атомов), одни понятия устраняются из науки (напр , “теплород” и “флогистон”), др. уточняются, обобщаются (ср. понятия об одновременности, инерции в классической механике и в теории относительности) Учение об А и о и преодолевает односторонность метафизических концепций, объявляющих каждую истину вечной, неизменной (“абсолютной”), и концепцийрелятивизма, утверждающих, что всякая истина лишь относительна (релятивна), что развитие науки свидетельствует лишь о смене следующих друг за другом заблуждений и что поэтому нет и не может быть А и. В действительности же, по выражению Ленина, исторична “всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа”

Формы познания: чувственное и рациональное

В науке выделяется две ступени познания — чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и

рациональное, логическое познание, именуемое такжеабстрактным мышлением. Рассмотрим обстоятельно каждую из ступеней познавательной деятельности.

Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам предметов; восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его цвете.

Как же «работают» ощущения? Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В рецепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» мозга, подвергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с прошлыми следами.

Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить следующие

свойства восприятия:

Предметность. Мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

Целостность. Образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

Осмысленность. Предмет осознается как конкретный предмет.

Константность. Фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Все отмеченные стороны ощущений и восприятий распространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфическое, уникальное, единичное. Включаются в работу

память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.

Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

В истории происходило разделение качеств, которыми обладает предмет, на два вида:

первичные (плотность, форма, объем) и вторичные (цвета, звуки и др.). Если первичные качества являются эффектом внутренних взаимодействий, то вторичные представляют собой эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами. Качества первого рода называются предметными, качества второго рода — диспозиционными. Ощущения несут информацию о предмете и отражают как предметные, так и диспозиционные качества.

На ощущения и восприятия влияют эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт и др. Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными переживаниями, которые влияют на ощущения.

Роль чувственного отражения весьма значительна:

• органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

• без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению;

• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

• органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединяются в одну группу и заключены в органах чувств.

Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции, с другой — социального развития. С физиологической точки зрения органы чувств человека несовершенны. Так, например, термиты ощущают магнитное поле, а змеи — ИК-излучение. Но органы чувств сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления организма к условиям внешней среды. Все сколько-нибудь значимые для организма внешние воздействия находили у него ответные реакции, иначе бы эти организмы просто вымерли.

Но человек может расширить диапазон чувствительности. Во-первых, с помощью изготовления и применения разного рода приборов. Во-вторых, практика расширяет сферы чувственного познания. Например, сталевары в практике приобретают способность различать десятки оттенков красного и т. п. В-третьих, с помощью мышления, которое обладает неограниченными возможностями для познания действительности.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода — умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Вы уже знаете, что понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосознанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции.

Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины.

Это признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов.

Интуиция проявляется и формируется при:

• основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы;

• поисковой ситуации, состоянии проблемности;

• напряженных усилиях по решению проблемы или задачи;

• наличии «подсказки».

Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях. Таким образом, способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.

Одни из самых сложных тем по обществознанию: как их понять? (Ростове-на-Дону)

Обществознание — самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Если вы собираетесь поступать на право, политологию, социологию, экономику или другие социальные науки, этот текст для вас.

Некоторые темы из курса обществознания вызывают сложности даже у очень умных и способных учеников. Давайте остановимся на этих темах, поскольку им нужно уделить максимум внимания.

1. Познание

В этой теме школьники постоянно путают разные формы чувственного и рационального познания. Формы чувственного познания — это ощущение, восприятие и представление; рационального — понятие, суждение, умозаключение. Их можно запомнить с помощью мнемонического приёма:

— О, Вы Прекрасны! — чувственно говорит один человек (О, В, П — ощущение, восприятие, представление). — ПСУ понятно! — рационально отвечает другой (П, С, У — понятие, суждение, умозаключение).

2. Наука

Тема обширная и непростая, и здесь выпускники часто не понимают особенности научного познания, суть разных научных методов и разницу между эмпирическими и теоретическими методами.

Если совсем упростить, то эмпирические методы похожи на чувственное познание, а теоретические — на рациональное. То есть при использовании эмпирических методов мы получаем информацию с помощью органов чувств: проводим опросы, наблюдаем и описываем, измеряем и делаем опыты. А при использовании теоретических — с помощью мозга или мышления, то есть обрабатываем информацию, полученную при помощи эмпирических методов: анализируем её, систематизируем, сравниваем и так далее.

3. Ценные бумаги

Многие путают акции и облигации, а также обыкновенные и привилегированные акции. Если упростить, то, покупая акцию, вы становитесь одним из множества владельцев компании, поэтому можете принимать участие в её управлении и получать часть прибыли — дивиденды. А покупая облигацию, вы становитесь одним из множества кредиторов компании, поэтому имеете право получить через какое-то время основную сумму долга, так называемую номинальную стоимость облигации, плюс проценты.

Привилегированная акция не позволяет управлять фирмой, но даёт право на фиксированные дивиденды, обыкновенная — наоборот (позволяет управлять фирмой, но даёт право на нефиксированные дивиденды).

4. Экономическая политика государства

Вроде бы простая тема, но у многих она вылетает из головы, в том числе из-за сложной терминологии. Считается, что государство в экономике проводит два основных вида политики: либо монетарную политику (она же денежно-кредитная), либо фискальную (она же бюджетно-налоговая).

Монетарная — это когда государство регулирует количество денег в экономике (при этом не изымает и не перераспределяет их). Основная цель здесь — борьба с инфляцией. Занимается этим Центральный банк, так что если вы помните функции ЦБ, то без труда назовёте основные направления монетарной политики (денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов).

Ссылка на источник.

Эссе на тему «Специфика и формы чувственного познания»

Эссе на тему: «Специфика и формы чувственного познания»

Данная тема является актуальной, на мой взгляд, так как познание представляет собой систему методов достижения знаний об объективном мире. Знание – единство чувственного и рационального познаний, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой.

Познание объективного мира через чувственное познание (или его еще называют сенситивным познанием) происходит с помощью органов чувств и дает конкретное знание о предмете и его свойствах. Чувственное познание состоит из следующих форм: ощущение, восприятие и представление.

В настоящее время изучение специалистами чувственного познания является важной проблемой, поскольку чувственное познание представляет знание о конкретных свойствах и предметах действительности. И ученые рассматривают данный феномен с точки зрения достоверности информации, обманчивости чувств и применение таких знаний на практике.

Для того чтобы разобраться во всех нюансах чувственного познания, необходимо рассмотреть подробно данное понятие, выявить специфику и рассмотреть формы чувственного познания.

Чувственное познание – одна из самых фундаментальных и простых форм познания. Оно начинается с ощущений, которые возникают при помощи определенных воздействий объективного мира на органы чувств человека. Различают пять главных видов ощущений воздействия на органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Главным среди данных видов – это зрение, так как оно представляет наибольшую часть чувственной информации. Человек может не осознавать конкретных ощущений, поскольку они являются примером мельчайших атомов чувственного опыта человека. В сознании людей проявляется синтез ощущений в восприятии.

Восприятие характеризуется не отдельными ощущениями, а устойчивыми свойствами, которые сохраняют предметы. Главное свойство восприятия – его предметный характер, который показывает, что человек воспринимает не конкретное ощущение, а предмет как единое целое. Тем самым, можно увидеть работу сознания на уровне восприятия не только органами чувств, но и разумом.

В философии выделяют два вида познания – чувственное и рациональное. Чувственное познание, как было сказано выше, связано с работоспособностью человеческих органов чувств. а рациональное познание – это деятельность разума человека, т.е. его абстрактное и понятийное мышление.

Рассмотрим формы чувственного познания:

1. Ощущение – процесс в психике, который состоит в запоминании каких-либо свойств предмета или явления объективного мира во время его прямого воздействия на органы чувств человека.

Ощущение рассматривается как начальный элемент чувственного познания. С позиции информационной способности выделяют на первое место зрение и осязание, далее слух, обоняние и вкус. Ощущение – это субъективное отражение предмета, поскольку оно преломляет действие предмета с помощью человеческое сознание. К примеру, боль от ожога (огонь не имеет боли).

Ощущение отражает связь субъекта с объективным миром, и оно зависит от организма человека и его органов чувств. Однако, несмотря на двойственность зависимости от объекта и субъекта, на практике у человека выработалось действие оценивать и ежедневно использовать объективную информацию о предмете, которые приходят из ощущений.

Хотя человек с помощью органов чувств ощущает пространственный цвет, запах, форму, вкус, и в то же время органы чувств способны синтезировать ощущения, превращая их в восприятие, которое обладает неким свойством: через восприятие предмет в сознании человека предстает в целостной форме, то есть в виде независимой, объективной от сознания целостности. Именно восприятие в ощущении приобретает качество субъективного изображения объективного мира.

2. Восприятие – общее отражение предметов и явлений при прямом воздействии на органы чувств человека через сознание. Наиболее главные факторы восприятия: предметность, целостность и структурность.

Восприятие существует как вид синтеза разнообразия проявлений предмета, неразрывно связанных с другими факторами практической и познавательной деятельности. К примеру, человек не может напрямую ощутить некоторую часть дома, но его восприятие синтезирует образ дома в целом и те части, которые он не ощущает. Благодаря огромной работе механизмов восприятия в сознании человека (в его памяти) удерживается целый образ предмета, даже тогда, когда предмета нет рядом с человеком. В данном случае начинает функционировать сложная форма чувственного познания – представление.

3. Представление – образы предметов воздействующих на органы чувств человека и сохранившиеся в его памяти. Отличительной особенностью представления от ощущения и восприятия – это то, что органы чувств человека могут быть не задействованы напрямую с предметом.

Различают представление воображения и памяти, также известны визуальные и осязательные (важную роль представляют у слепых людей) представления, обонятельные, слуховые и другие виды представлений. Представление относится к конкретному предмету, но может представлять и общую картину, при этом их общее далеко не одинаково, а наоборот различно.

В философии представление характеризуется двумя отношениями. Первое – это яркая характеристика специфического сознания человека, так как считалось, что представление в отличие от ощущения и восприятия, которые относятся субъектом к внешнему миру, представление же – это особое образование, которое обладает собственным содержанием, где предмет соответствует, или не соответствует действительности. В данном понимании представление – это некое подобие картин, которые размещены в человеческом сознании. Человек имеет прямой доступ к этим картинам, и может их смотреть через «внутренний взор» – это и есть интроспекция.

Второе, представление в философии рассматривалось как получение знаний о субъективном мире. Д. Беркли, Д. Локк, Э. Мах, Д. Юм и другие философы считали, что благодаря представлению обеспечивается возможность мышления. По их мнению, все знания и их содержание представлено в ощущении и восприятии.

Какова структура чувственного познания? Все чувственное познание является непосредственным характером. Чувственные образы возникают ввиду того, что предмет и его свойства воздействуют напрямую на нервную систему и органы чувств человека. Чувственное познание – это проход, через который человек контактирует с объективным миром. С точки зрения, диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные изображения объективного мира, то есть их смысл объективен, так как устанавливается внешним воздействием, а не сознанием субъекта.

Раскроем понятие «субъективного изображения», которое означает, что способы восприятия ощущений зависят от того, как устроена нервная система человека. К примеру, человек не может воспринять магнитные волны и радио, в отличие от животных. Орел прозорливее человека, дальнозоркий, но человек замечает предметы и видит больше, чем орел. У собаки тонкое обоняние, но она не может различить и один запах и тысячи тех запахов, которые различны человеку. Субъективность изображения основывается на взаимодействии двух форм материи ощущения, которые отражаются в нервной системе человека. Например, вкус сладкого или соленого по отношению к языку, а не к воде, запах цветов по отношению к обонянию.

Но, существует теория в истории философии, согласно которой человеческие восприятия, ощущения – это не изображения, не копии, а всего лишь условные символы, знаки, иероглифы, которые не имеют общего фактора с предметами и их свойствами. Эту концепцию сформировал немецкий физиолог Г. Гельмгольц, опирающийся на концепцию немецкого естествоиспытателя (физиолога) И. Мюллера. Исходя, из теории Мюллера особенность ощущений складывается не природой вещей и предметов, а своеобразной структурой органов чувств человека, представляющую каждым индивидом замкнутую систему (закон о специфической энергии органов чувств). К примеру, ощущение яркой вспышки возникает как от воздействия яркого света, так и от сильного удара в глаз, то есть человеческие органы чувств по теории Мюллера не дают никакого абсолютно представления о качестве явления или предмета.

С точки зрения, диалектического материализма данная теория является подобием агностицизма, так как знаки, символы допустимы (возможны) в отношении несуществующих вещей, то есть к домовым, лешим и т.д.

Но, все, же представляют ли человеку его органы чувств адекватную картину действительности? Еще Л. Фейербах отметил, что человеку дано столько органов чувств, сколько необходимо для правильного познания объективного мира. Если бы чувства человека не имели отражение объективного мира таким, каким он им предстает, то человек, как и любое животное не смогли бы приспособиться к окружающему миру, то есть выжить. К тому же, данное возникновение с точки зрения сомнения представляет правильность отражения действительности, иначе человечество не усомнилось в данном факторе.

Рассмотрим, что дает человеку чувственное познание: знание конкретных свойств, признаком предметов, внешних связей между человеком и предметом, то есть чувственное познание дает человеку знание конкретного, единичного и видимого. Знание существенного, общего, абстрактного и закономерного передается через рациональное познание (разум). Естественно, при изучении конкретного предмета человек получает представление о совокупности единичных предметов тоже. Следовательно, факт общих связей и общего представляется и чувственным познанием. Но, выделение этого общего и отделение его от конкретного, частного и единичного может только разум.

Значение и роль чувственного познания определили такие школы, как рационалистическая школа (Кант, Декарт, Гегель, Лейбниц и Спиноза) – они основывались на рациональном познании, при этом, не отрицая значение чувственного познания в качестве связующего фактора разума с объективным миром. Другая школа – эмпирическая (Локк, Гоббс) считали, что чувственное познание – это и есть главный и возможно единственный источник знаний.

Таким образом, можно подвести итог, что чувственное познание – это специфически человеческий характер, то есть исторически-социальный. Безусловно, что человек в чувственном познании занимает важное место во взаимодействии с предметом и органами чувств. Но, человек не может обнаружить в реальной познавательной деятельности чувство познания в обособленном (чистом) виде, – вне окружающего мира, вне общения с людьми, с которыми он связан.

Функционирование органов чувств является необходимым элементом познания, без которого сложно любое восприятие. Пока все органы чувств человека функционируют в нормальном ритме, человек может замечать их роль, но эта роль заметна лишь при повреждении. Например, глухонемые люди могут быть полноценными людьми, развив способности познания и рационального мышления внутри своего организма, разума. А дети-маугли, наоборот, теряют способность к познанию. Это значит, что человек и его чувственно-практическая деятельность соединена с чувственным познанием, что является исторически-социальным явлением.

В человеческом восприятии существует еще один важный элемент, который присущ только ему. Человек способен представить наглядно не только увиденное глазами, но и большая его часть включает картины из описаний его жизни. То есть индивидуальный опыт человека может быть до конкретной степени заменен итогами опытов его предшественников. На сегодняшний день с развитием технологий данная способность стала неограниченной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 289 с.

  2. Алексеев П.В.Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – 370 с.

  3. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994. – 385 с.

  4. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии, 2008. №8. – С. 72 – 80.

  5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – 234 с.

  6. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М.,1994. – 428 с.

  7. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ. 2004. – 421 с.

  8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат,1987. – С. 291.

  9. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 294 с.

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Лекция 3. Познание и виды знаний

Составным компонентом мировоззрения является знание– результат познавательной деятельности человека; форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познание– это процесс получения нового знания, отражения объективной реальности в сознании человека. Познание – это особый вид деятельности, предполагающий наличие субъекта познания (человек, коллектив, всё общество) и объекта познания (явления и предметы действительности, процессы, общество, внутреннее состояние человека и т.п.). Примером познавательной деятельности может быть исследовательская работа известного польского астронома Н. Коперника — он открыл гелиоцентрическую систему (движение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, как думали ранее). Результатом его деятельности стало знание, которое до сих пор является основой астрономии. Познавательной деятельностью является и учёба в школе, поскольку учащиеся получают новые для них знания.

В науке до сих пор идут споры относительно возможности исчерпывающего (полного) познания мира. Можно выделить три направления в философской науке, по-разному трактующих познаваемость мира:
 — агностицизм- философское направление, отрицающее возможность полного познания мира. Агностики считают, что познание не даёт достоверных сведений о мире. В мироздании есть немало аспектов, которые познать просто нельзя — человек не обладает возможностями для их познания;
 — скептицизм- философское направление, которое не отрицает принципиальной возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Скептики отмечают, что мир познать можно, но крайне сложно: часто человек, осуществляя познание, приходит к заблуждению, сам того не понимая;
— гностицизм(оптимизм) — философское направление, утверждающее принципиальную познаваемость мира, отмечающее, что пределом познания в настоящее время является только уровень развития техники, методики познания. Будут развиваться техника, методы, средства познания — будут расширяться границы познания мира. Эти границы условны, и их можно расширить до пределов абсолютного знания о мире.

Выделяют несколько видов познания:
1) обыденное– это познание, которое «вплетено» в жизнедеятельность человека, осуществляется не целенаправленно, в процессе совершения бытовых действий человеком. Например, когда-то каждый из нас узнал, что такое «горячо», просто коснувшись кипящего чайника – не специально, не целенаправленно.Наиболее активно такое познание осуществляется в детстве, юности;
2) мифологическое– это познание, которое опирается на мифы, сказания. Миф – это сказание, в образной форме повествующее о сотворении мира, его происхождении, развитии, богах, героях. Такое познание характерно для первобытного общества и также не является целенаправленным. Первобытные люди основную массу знаний получали из мифа, слепо веря ему;
3) религиозное– это познание с опорой на религиозные тексты, источники (Библия, Коран и т.п.), оно предполагает акцент на этических вопросах, смысле жизни и т.п. Может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Глубоко верующие люди значительную часть знания и сегодня приобретают в процессе чтения и толкования священных книг, пытаются применить это знание на практике — это является примером религиозного познания;
4) художественное– познание, основой которого является отражение объективной реальности в художественных образах, символах, знаках. Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней;
5) научное– это целенаправленное познание, осуществляемое специальными методами научного познания. Такое познание предполагает получение и перепроверку истинных знаний. Чаще всего таким познанием занимаются учёные;
6) учебное– вид познания, близкий по смыслу научному. Учебное познание также целенаправленное, может осуществляться с применением отдельных методов научного познания, но его цель – получение знания отдельным человеком, которое уже известно в науке; обучение личности. В вузе студенты часто применяют методы научного познания, например, наблюдение с помощью микроскопа, повторяют действия учёных, получают при этом то знание, которое уже давно известно в науке;
7) паранаучное– это целенаправленное познание, осуществляемое вроде бы научными методами, либо вымышленными способами, похожими на действия учёных, но не признанное наукой. Например, астролог, составляя астропрогнозы, работает над картой звёздного неба, проводит измерения, но результат его познания не признан наукой;
8) социальное познание– это познание обществом самого себя, осмысление того, кто «мы». Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем. В таком познании объект и субъект совпадают – это общество;
9) самопознание– познание человеком самого себя, своего внутреннего мира, психики, внешних особенностей и т.п. Самопознание может быть как целенаправленным, так и не целенаправленным. Важнейшим механизмом самопознания является рефлексия – отражение в сознании последствий собственных поступков, обдумывание своего поведения. В самопознании субъект и объект также совпадают — человек познаёт сам себя.

Перечень таких видов познания является открытым – в учебной литературе можно встретить и другие классификации видов познания.

Познание – процесс противоречивый, изменчивый, зависящий от множества факторов. Чаще всего сразу предугадать результат познания невозможно до его получения.

Выделяют формы познания:
1. Чувственное познание– это познание с помощью органов чувств – зрения, осязания, слуха и т.п. Чувственное познание выражается в формах:
— ощущение– отражение отдельных свойств предмета, явления, как правило в первые секунды контакта с ним органами чувств. Пример: впервые увидев картину, человек отразил в своём сознании, что она большая и на ней много красного цвета — это были самые яркие её черты;
— восприятие– отражение целостного облика предмета при непосредственном его воздействии на органы чувств; целостный облик предмета, воздействующий на органы чувств. Восприятие чаще всего осуществляется при довольно длительном контакте с предметом. Пример: человек продолжает рассматривать картину – каждую её деталь, художественный элемент. Видит, что на ней нарисовано. В сознании человека формируется целостный облик этой картины;
— представление– сохранение и воспроизведение в сознании обобщённого образа предмета без непосредственного контакта с ним органами чувств; чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти. Пример: человек, рассмотрев картину, ушёл из музея. Вечером он вспоминал об этой картине, она произвела на него впечатление.
2. Рациональное познание – это познание с помощью разума. Оно выражается в следующих формах:
— понятие– слово, термин, мысль, отражающие существенные признаки объекта познания. Пример: картина. Услышав это слово, человек сразу представит что-то плоское, разноцветное, прямоугольное, предназначенное для размещения на стене или ином вертикальном пространстве;
— суждение– мысль, выраженная во фразе, предложении, которая устанавливает связь между двумя или более понятиями; мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Пример: картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Здесь мы установили связи между понятиями «картина», «человек», «Русский музей»;
— умозаключение– получение нового знания на основе связи двух или более суждений; иными словами – вывод. Пример: первое суждение — картина, которую рассматривал человек, находится в Русском музее Санкт-Петербурга; второе суждение – все картины, выставляемые в Русском музее, принадлежат кисти русских авторов. Следовательно – картина, которую рассматривал человек, создана русском автором.

В ходе чувственного познания человек формирует чувственно-наглядный образ предмета, при рациональном познании — абстрактное, обобщённое знание. В науке ведутся споры о значимости этих форм познания. Выделяются два направления в трактовке значимости этих форм познания:
 — эмпиризм- направление в философии, признающее опыт, чувственное познание единственно достоверным источником знаний о мире. Представители эмпиризма считают, что в ходе рационального познания истина искажается, знание становится недостоверным;
— рационализм- философское направление, признающее разум главным источником познания.

Эмпиризм и рационализм — две крайности в понимании значимости чувственного и рационального познания. В реальности эти формы познания нельзя противопоставлять. Невозможно изучить разумом то, что не было изучено чувствами, а без рационального познания изучение предметов органами чувств не приведёт к глубокому знанию. Знание является результатом единства чувственного и рационального познания действительности.

Своеобразной формой познания, занимающей промежуточное положение между чувственным и рациональным познанием, является интуиция — непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция — это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.

В научном познании, а иногда и в некоторых других видах познания, выделяют уровни:
— эмпирический уровень – предполагает цель собрать, описать, выделить отдельные факты, зафиксировать их для того, чтобы потом, на теоретическом уровне, уже получать выводы.
— теоретический уровень– преследует цель обобщить собранные факты, исследовать их, установить закономерности между ними и получить новое знание, сделать выводы. Пример: учёный-биолог изучает зависимость высоты деревьев от климата. Он предполагает, что в местности с тёплым климатом деревья в среднем выше. Чтобы это доказать, учёный поехал в южные края, измерил высоту 1000 деревьев, записал в тетрадь. Это был эмпирический уровень. Далее, уже в кабинете, биолог рассчитал среднюю высоту деревьев в разных местностях, сравнил, получил доказательства гипотезы – предположения, которое он сделал раньше. Это был теоретический уровень научного познания.

Обратимся теперь к результатам познания – т.е. знанию. Знание- результат познания, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения и воспроизведения в идеях, законах, теориях предметов реального мира и взаимосвязей между ними. Его тоже можно классифицировать на виды примерно в соответствии с видами познания. Итак, выделяют виды знания:
— житейское (или обыденное)– приобретается в результате обыденного познания, предполагает большую долю здравого смысла, может включать стереотипы, искажающие истину;
— мифологическое– знание мифа, вера в его истинность;
— религиозное– формируется в результате религиозного познания;
— художественное– формируется в результате отражения в сознании объективной действительности через художественные образы;
— научное– целостное знание о мироздании, либо об отдельных процессах и объектах действительности, полученное в результате научного или учебного познания;
— паранаучное– «околонаучное» знание, не признанное современной наукой – астрология, алхимия, футурология («наука» о будущем) и т.п.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Виды знаний и познания

ПОЗНАНИЕ – это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке.

Добрый день, мы продолжаем говорить о ЧЕЛОВЕКЕ и его ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Разбираем темы кодификатора ЕГЭ-2015

1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, ее критерии

Тема занятия – «ПОЗНАНИЕ». Мы разберем еще одни из основных видов деятельности человека, наряду с ТРУДОМ, ОБЩЕНИЕМ, ИГРОЙ. Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и МЫШЛЕНИЯ. Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая деятельность, то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ТВОРЧЕСТВО. Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Познание – форма деятельности человека и общества, направленная на получение информации об окружающем мире.

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории познания решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – РЕЛИГИОЗНОГО, НАУЧНОГО и ОБЫДЕННОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина ОТНОСИТЕЛЬНАЯ. Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в заблуждение. Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть ОЩУЩЕНИЕ.

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – ВОСПРИЯТИЕ (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ информации) и ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? Для РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА. А вот НАУКА основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, опыт, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта.
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод, который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой рационального.

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ ЗНАНИЙ, являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой части 1 из демоверсии ЕГЭ 2015 года (на примере реального варианта досрочного ЕГЭ 2015).

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

Далее, нам нужно дать ДВА предложения. Без уже написанного определения! Одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины.

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из кодификатора ЕГЭ – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

примеров, что это такое и многое другое

Сенсорные воспоминания сохраняются максимум на несколько секунд. Они исходят от пяти органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса. Они сохраняются только до тех пор, пока стимулируются чувства. Затем они повторно обрабатываются и связываются с памятью, которая может храниться в вашей краткосрочной памяти.

Типы сенсорной памяти

С каждым чувством связан отдельный тип сенсорной памяти, в том числе:

Иконическая память. Это связано с вещами, которые вы видите. Он имеет большой объем памяти, но сохраняет память менее секунды. Чем ярче изображение, тем дольше оно остается в вашей культовой памяти.

Эхо-память. Это связано со звуком и слухом. Вашему мозгу требуется несколько секунд, чтобы обработать эхо-воспоминания. Как только звук входит в ваше ухо, ваша височная доля обрабатывает его. Исследования показывают, что эхогенная память важна для изучения языка и что люди, у которых проблемы с речью, могут хранить эхо-воспоминания в течение более коротких периодов времени.

Тактильная память. Этот тип памяти связан с осязанием. Он может включать в себя такие ощущения, как давление, боль, зуд или что-то приятное. Тактильная память позволяет вам распознавать предметы, к которым вы прикасаетесь.

Обонятельная память. Это связано с запахом. Как только вы вдыхаете запах, он быстро перемещается к тем частям мозга, которые помогают формировать долговременные воспоминания. Обонятельная память помогает определять вкусы, потому что молекулы пережевываемой пищи попадают в нос.Без запаха вы сможете почувствовать только базовые вкусы, такие как сладость.

Вкусовая память. Ассоциированная со вкусом, вкусовая память тесно связана с обонятельной памятью. Он помогает вам идентифицировать продукты по пяти основным ароматам, которые ваш язык определяет через вкусовые рецепторные клетки:

  • Соленый
  • Сладкий
  • Горький
  • Умами
  • Кислый

Примеры сенсорной памяти

Знаковые примеры памяти. Знаковые воспоминания — визуальные. Когда вы щелкаете выключателем света, краткое изображение в вашей памяти, которое остается от того, что вы видели до того, как выключили свет, является знаковым воспоминанием.

Или представьте, что вы едете в машине и видите коров, пасущихся в поле. После того, как вы пройдете через поле, короткое воспоминание о коровах станет знаковым. Если вы проезжаете по дороге ряд предприятий, ваше короткое воспоминание о том, какие предприятия были там и как выглядели их вывески, также является знаковым воспоминанием.

Примеры эхо-памяти. Способность слушать песню и узнавать ее включает в себя эхо-память. Ваша эхо-память записывает каждую ноту и помогает вашему мозгу соединять тона, позволяя вам распознать ее как песню.

Другой пример — способность понимать язык. Аналогичный процесс происходит с речевой и эхогенной памятью. Эта форма памяти записывает каждый слог или звук и связывает его со следующими слогами, помогая вашему мозгу распознавать слова и предложения, которые вы понимаете.

Примеры тактильной памяти. Все, что использует ощущение прикосновения, также использует вашу тактильную память. Например, когда вы чувствуете каплю дождя на своей коже, ваша тактильная память записывает это ощущение, помогая вам распознать, что происходит.

Тактильная память также задействована, когда вы играете на музыкальном инструменте. Это поможет вам почувствовать, где находятся ваши пальцы, и сыграть нужные ноты. Точно так же осязательная память помогает находить нужные клавиши при вводе текста на компьютере.

Примеры обонятельной памяти. Ваша обонятельная память играет роль во вкусе, но она также может вызывать старые воспоминания и эмоции. Например, когда вы чувствуете запах чего-то из своего детства, это помогает вашему мозгу вызвать другие воспоминания, связанные с этим запахом. Это чувство также может передавать эмоции. Когда вы чувствуете запах свечи, и это напоминает вам о чувстве покоя, в игру вступает ваша обонятельная память.

Примеры вкусовой памяти. Подобно запахам, вкусы могут помочь вам вспомнить старые воспоминания.Например, если вы съели что-то, от чего у вас когда-то тошнило, у вас может возникнуть тошнота в следующий раз, когда вы будете есть эту пищу. Это эволюционное преимущество, которое помогает вам избегать ядовитой пищи, запоминая то, что может быть вредным.

Сенсорная память | Типы памяти Факты и информация

Сенсорная память — это самый кратковременный элемент памяти. Это способность сохранять впечатления от сенсорной информации после того, как действие исходных раздражителей прекратилось. Он действует как своего рода буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств : зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, которые сохраняются точно, но очень кратковременно.Например, способность смотреть на что-либо и запоминать, как это выглядело, всего за секунду наблюдения является примером сенсорной памяти.

Знаете ли вы?
Исследования показали, что внимание значительно влияет на память во время фазы кодирования, но почти не влияет на память во время отзыва.

Таким образом, отвлекающих факторов, или , разделяющих внимание во время начального обучения, могут серьезно ухудшить последующий успех поиска, тогда как отвлечения во время припоминания могут немного замедлить процесс, но практически не влияют на его точность.

Стимулы, обнаруживаемые нашими органами чувств, могут быть либо сознательно проигнорированы , и в этом случае они исчезают почти мгновенно, либо восприняты , и в этом случае они попадают в нашу сенсорную память. Это не требует какого-либо сознательного внимания и обычно считается полностью неподконтрольным сознанию. Мозг предназначен только для обработки информации, которая будет полезна в будущем, и для того, чтобы остальная часть оставалась незамеченной.По мере того, как информация воспринимается, она автоматически сохраняется в сенсорной памяти , и не запрашивается. В отличие от других типов памяти, сенсорная память не может быть продлена с помощью репетиции .

Сенсорная память — это сверхкороткая память, и распадается на или деградирует очень быстро, обычно в диапазоне 200-500 миллисекунд (1/5 — 1/2 секунды) после восприятия предмета и, конечно же, меньше. чем секунды (хотя сейчас считается, что эхо-память длится немного дольше, возможно, до трех или четырех секунд).Действительно, он длится настолько короткое время, что его часто считают частью процесса восприятия , но, тем не менее, он представляет собой важный этап для хранения информации в кратковременной памяти.

Сенсорная память на зрительные стимулы иногда известна как иконическая память , память на слуховые стимулы известна как эхо-память , а память на прикосновения — как тактильная память . Обоняние может быть даже более тесно связано с памятью, чем другие чувства, возможно потому, что обонятельная луковица и обонятельная кора (где обрабатываются обонятельные ощущения) (где обрабатываются обонятельные ощущения) физически очень близки — разделены всего 2 или 3 синапсами — с . гиппокамп и миндалевидное тело (которые участвуют в процессах памяти).Таким образом, запахи могут быть быстрее и прочнее связаны с воспоминаниями и связанными с ними эмоциями, чем другие чувства, а воспоминания об запахе могут сохраняться дольше, даже без постоянной повторной консолидации.

Эксперименты Джорджа Сперлинга в начале 1960-х, включающие мигание сетки букв в течение очень короткого периода времени (50 миллисекунд), предполагают, что верхний предел сенсорной памяти (в отличие от кратковременной памяти) приблизительно равен 12 пунктов , хотя участники часто сообщали, что им казалось, что они «видят» больше, чем они могут сообщить.

Информация передается из сенсорной памяти в кратковременную память посредством процесса внимания (когнитивный процесс выборочной концентрации на одном аспекте окружающей среды при игнорировании других вещей), который эффективно фильтрует стимулы только для тех, которые представляющих интерес в любой момент времени.

Сенсорная память — обзор

15.3 Диагностика

Существует несколько различных типов памяти: сенсорная, кратковременная, рабочая и долговременная.Сенсорная память мимолетна, если мы не обращаем на нее внимания. Кратковременная память служит временным резервуаром для вещей, на которые мы обращаем внимание, но ее емкость ограничена. Помехи часто нарушают кратковременную память. Рабочая память также является ограниченной областью, но она позволяет нам хранить и хранить информацию, пока мы обрабатываем или обдумываем различные шаги. Долговременная память, которая сохраняется более 30 секунд, может быть декларативной (включая факты и события, доступные через сознательное воспоминание), семантической (независимой от контекста) или эпизодической (сильно контекстной).Ни одна область мозга не отвечает полностью за память, поскольку этот сложный процесс включает в себя различные части мозга, в зависимости от типа памяти, эмоционального содержания, а также восприятия, обработки и анализа, необходимых для памяти. Нервные клетки (нейроны) мозга взаимодействуют друг с другом, обеспечивая важную передачу сигналов, которые отвечают за сложные задачи и обработку (www.alz.org). Возбуждение синапсов (передаваемых нейронов) является частью процесса памяти мозга.Различные синапсы по-разному работают для кратковременной и долговременной памяти (Национальный институт старения, 2008 г.)

При нашей эры нейроны не могут передавать сигналы из-за накопления бляшек между клетками мозга и клубков внутри клеток мозга. Это развитие налета и клубков является отличительной чертой AD, но диагностика затруднена, так как клубки не так очевидны. Ранняя стадия и раннее начало AD проявляются в виде проблем с памятью, мышлением и концентрацией. Люди с БА могут также проявлять физические и словесные всплески, эмоциональные расстройства, ритм, беспокойство, галлюцинации и бред.БА обычно диагностируется после исключения других физических и медицинских причин, оценки когнитивных функций с помощью таких тестов, как Краткое обследование психического статуса (MMSE) и различных сканирований мозга. Однако MMSE не всегда точен, что затрудняет окончательную диагностику БА (Shiroky et al., 2007).

Диагноз БА вызывает тревогу из-за его окончательного прогноза (хотя и медленного) и из-за вытекающих из этого множественных потерь. Раннее начало AD имеет определенные генетические особенности, и недавние разработки в области тестирования ДНК (с использованием тестов генотипа) могут быть полезны для определения наличия AD и наличия аполипопротеина E (APOE), который является маркером AD (Nee et al., 2004).

Дети пациентов с БА имеют риск развития деменции выше среднего, что свидетельствует о генетической предрасположенности (Grady, 2007). Грейди также отмечает, что исследования IQ в раннем возрасте показывают, что люди, у которых развивается БА, имеют более низкие баллы на ранних тестах, чем здоровые люди, и что поэтому БА может развиваться в раннем возрасте и медленно прогрессировать, пока симптомы не станут более очевидными, иногда в начале среднего возраста. . Хорошая новость заключается в том, что раннее выявление БА и понимание факторов риска могут привести к терапии, которая замедляет и даже останавливает ухудшение состояния мозга.

Сенсорный регистр памяти: определение и обзор — видео и стенограмма урока

Типы сенсорной памяти

Есть две основные части сенсорного регистра: зрительная память, также называемая иконической памятью , и слуховая память, также называемая эхогенной памятью . Эти чувства воспринимают большинство раздражителей, которым вы подвергаетесь. Зрительная память удерживает образы, которые мы видим, меньше секунды, прежде чем они исчезнут. Слуховая память удерживает звук немного дольше, несколько секунд.У вас также есть сенсорные регистры осязания (тактильная память), запаха (обонятельная память) и вкуса (вкусовая память).

Выход за пределы сенсорной памяти

Если вы столкнетесь с чем-то важным, вы обратите на это внимание, и эта информация войдет в ваш сенсорный регистр. Но чтобы сохранить ее, вы должны перенести информацию из своей сенсорной памяти в краткосрочную память , которая может хранить информацию только в течение нескольких минут. Чтобы сделать этот перевод, вы должны попрактиковаться или отрепетировать его.

Например, вы едете по городу, и на обочине дороги стоит знак: «Нужна работа? Звоните: 882-4459 ‘. Вы не работаете и хотите позвонить по этому номеру, но вы едете в плотном потоке, который не позволяет вам остановиться. Итак, вы начинаете повторять номер вслух, пока не сможете остановиться и записать его. Это пример переноса информации из сенсорной памяти в кратковременную. Если вы продолжали репетировать информацию, будь то номер телефона, набор фактов или написанная вами речь, вы могли бы навсегда сохранить информацию, передав ее в свою долговременную память , которая может хранить информацию годами.Но важно помнить, что весь процесс запоминания начинается с вашего сенсорного регистра.

Краткое содержание урока

Ваш сенсорный регистр , также называемый сенсорной памятью , представляет собой очень краткосрочный тип памяти, который задействуется, когда вы сталкиваетесь с сенсорными стимулами, которые вы считаете важными. Сенсорный регистр позволяет вам запоминать изображение, звук, запах, вкус или прикосновение после того, как вы больше не подвергаетесь его воздействию. Сенсорные стимулы, которые вы считаете несущественными, игнорируются или сразу же забываются.Сенсорный регистр состоит из двух основных частей: зрительная память, также называемая иконической памятью , , и слуховая память, также называемая эхо-памятью , .

В лучшем случае ваш сенсорный регистр удерживает память только на несколько секунд, если информация не репетируется с целью передать ее в краткосрочную или долговременную память. Кратковременная память может хранить информацию всего несколько минут, тогда как долговременная память может хранить информацию годами.

Результаты обучения

После завершения этого урока вы должны иметь возможность:

  • Описывать, как работает сенсорный регистр и его цель
  • Объясните знаковую и эхо-память
  • Обобщите взаимосвязь между сенсорным регистром, кратковременной и долговременной памятью

Сенсорная память (определение + примеры)

Вспомните, как запомнился ваш первый выпускной бал.Или день в парке с собакой. Или шутка, которую ваш друг на днях сделал.

Воспоминания, которые остаются в нашей долговременной памяти, прилипли к нам по какой-то причине. То, что мы видели, чувствовали или слышали, было значительным и достойным запоминания. Они сделали сокращение.

В течение дня мы много чего видим, чувствуем и слышим. Каждую миллисекунду мы получаем очень много информации.

По мере того, как вы начинаете больше узнавать о том, как работает память, вы понимаете, что не все эти фрагменты информации остаются в нашей памяти.Они проходят через разные уровни памяти, чтобы превратиться в долговременную память.

В этом видео я расскажу о первом уровне. Прежде чем воспоминания перейдут в хранилище краткосрочной памяти или хранилище долгосрочной памяти, они помещаются в хранилище сенсорной памяти. Существует много различных типов сенсорной памяти, и хотя некоторые типы сенсорных воспоминаний остаются в нашем сознании на срок до четырех секунд, другие исчезают в течение миллисекунд. Мозг должен решить, какое из этих воспоминаний переместится в рабочую память, а затем в долговременную память.

Что такое сенсорная память?

Сенсорная память, также известная как сенсорный регистр, является хранилищем информации, которую мы получаем от наших органов чувств. Примеры сенсорной памяти включают вид собаки, ощущение жевательной резинки под стулом или запах куриного супа с лапшой. Наши глаза, нос и нервы отправляют эту информацию в мозг.

Однако, если мозг не решит переместить эту информацию в хранилище краткосрочной памяти, информация будет потеряна навсегда. (Или до тех пор, пока вы снова не почувствуете эту жевательную резинку под стулом.)

Сенсорная память длится около секунды.

Эксперименты с сенсорной памятью

Как узнать длину сенсорной памяти? Когнитивный психолог по имени Джордж Сперлинг помог нам найти ответ.

В 1960-х годах Сперлинг провел эксперимент по проверке сенсорной памяти. У каждого участника есть видоискатель. В видоискателе участники будут видеть три ряда букв всего за 1/20 секунды. Буквы исчезли в мгновение ока.

Затем Сперлинг запустил колокольчик, который указал участникам, что им нужно произносить верхний, средний или нижний ряд букв.Иногда этот звонок срабатывал в течение 1/4 секунды после исчезновения букв. В других случаях звонок звонил через секунду или две после того, как буквы исчезли.

Сперлинг обнаружил, что буквы оставались в памяти участников достаточно долго, если звонок звонил в течение 1/4 секунды. По прошествии секунды или более участники теряли память о буквах. Сенсорная память движется быстро.

Почему? Одна из теорий состоит в том, что сенсорная память ограничена. Мы знаем, что рабочая память или кратковременная память весьма ограничены.Если вещи не привязаны к долговременной памяти быстро, они уйдут. Это справедливо и для сенсорной памяти. Наши глаза, уши и т. Д. Постоянно получают новую сенсорную информацию. Когда приходит новая информация, нужно что-то уйти.

Чувств больше пяти

До того, как вы начали смотреть это видео, вы, вероятно, догадались, что сенсорная память связана с чувствами: зрением, звуком, обонянием, вкусом и осязанием. На самом деле существует гораздо больше чувств, чем те пять, которым нас учат в начальной школе.Например, проприоцепция — это осознание своего тела в космосе. Наше чувство равновесия — это еще одно чувство, о котором часто забывают в учебниках и в школьных обсуждениях.

Все эти различные чувства влияют на нашу общую сенсорную память. Но я не собираюсь углубляться во все типы сенсорной памяти, связанные с проприоцепцией, ноцицепцией и т.д. объем памяти.

Мы говорим, что сенсорная память длится одну секунду, но это еще не все.Каждый тип сенсорной памяти может сохраняться дольше или короче.

Iconic Memory

Первые эксперименты Джорджа Сперлинга проверяли участников на том, что они видели. Спустя семь лет после своего эксперимента психолог по имени Ульрик Нейссер сказал, что это быстро исчезающее хранилище воспоминаний было знаковым воспоминанием . Ионная память — это память о вещах, которые мы воспринимаем глазами.

Знаковые воспоминания не остаются надолго — большинство знаковых воспоминаний исчезают в течение ½ секунды.Это может длиться всего миллисекунды, и тогда то, что мы видели, «уходит навсегда», или, по крайней мере, до тех пор, пока мы не увидим это снова. Наши глаза обычно имеют способность сканировать один и тот же предмет снова и снова, поэтому такая быстрая скорость исчезновения обычно не драматична или значительна.

Этот быстрый темп исчезновения может способствовать появлению идей о слепоте по невнимательности и нашей способности «не видеть» то, что находится прямо перед нами.

Эхо-память

Иконическая память перемещается быстрее, чем эхо-память.Эховая память — это хранилище слуховой информации. Звуки, которые мы слышим, сохраняются в нашей эхо-памяти.

Эхо-память длится немного дольше, чем иконическая память — некоторые звуки остаются в эхо-памяти до четырех секунд. Почему? Эволюция может быть ответом.

Эхогенная память также уникальна тем, что мозг может хранить более одного фрагмента слуховой информации одновременно. Если вы разговариваете с другом и внезапно слышите льва вдалеке, ваш мозг сможет удерживать оба фрагмента информации, пока они не исчезнут или не перейдут в кратковременную память.

Тактильная память

Последний тип сенсорной памяти, о котором я хочу упомянуть в этом видео, — это тактильная память. Тактильная память — это хранилище информации о вещах, к которым мы прикасаемся и что чувствуем. Эти воспоминания будут оставаться в памяти сенсорной памяти только в течение двух секунд — поэтому они длятся дольше, чем образная память, но не так долго, как эхо-память.

Конечно, есть вещи, которые мы чувствуем, слышим и видим, и которые мы запомним навсегда. Эти фрагменты информации превратили сенсорную память в краткосрочную и долгосрочную память.Но прежде чем мы создадим воспоминания, которые останутся на всю жизнь, мы должны хранить и обрабатывать информацию в хранилище сенсорной памяти.

Сенсорная память: определение, примеры и типы — видео и стенограмма урока

Определение

Согласно теории Аткинса-Шиффрина , память включает три различных, но связанных процесса: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память. . Вместе эти процессы обеспечивают возможность получения информации об окружающей среде органами чувств и ее использования, сохранения для дальнейшего использования или ее полного игнорирования.

Большинство людей связывают процессы памяти исключительно с мозгом, и по большей части это верно. Что отвечает за передачу информации от органов чувств в мозг? Вот где так важна сенсорная память.

Наши чувства напрямую связаны с нашей центральной нервной системой, которая состоит из спинного и головного мозга. Процесс передачи информации от наших органов чувств к нашему мозгу происходит очень быстро. Фактически, это происходит так быстро, что мы не всегда осознаем все, что воспринимается нашими чувствами.

Сенсорная память позволяет сохранять информацию об окружающей среде, иногда всего на долю секунды, пока она проникает в наше сознание. Наши сенсорные системы постоянно получают и обрабатывают невероятное количество информации в любой момент. В течение дня практически невозможно сознательно распознать всю эту информацию. Остановитесь и подумайте на мгновение о том, что вы делаете сейчас. Ваши глаза воспринимают визуальную информацию о свете в комнате, буквах и словах, составляющих этот урок, и обо всем, что происходит в вашем периферийном зрении одновременно.Даже если вы находитесь в относительно тихой комнате, если вы остановитесь и внимательно прислушаетесь, вы услышите, что вокруг вас довольно много шумов и звуков.

Сенсорная память поглощает огромное количество информации об окружающей среде. Он также предоставляет нашему мозгу множество деталей за короткий промежуток времени. Используя приведенные выше примеры, вы не только видите и распознаете объекты или слышите и распознаете звуки вокруг себя. Ваши глаза видят цвета, текстуру, размер и форму.Ваши уши слышат тон, высоту и громкость. Целый ряд подробной информации необходимо очень быстро воспринять нашими органами чувств.

Поразительно, насколько быстры и эффективны наши сенсорные системы, если задуматься. Сенсорная память позволяет нашему мозгу быстро реагировать и делать суждения, не дожидаясь, пока информация будет обработана сознательными мыслями. Довольно часто информация, полученная через органы чувств, в конечном итоге сознательно обрабатывается и используется в краткосрочной памяти или сохраняется в долговременной памяти, но благодаря сенсорной памяти наш мозг может быстро улавливать и воспринимать множество информации об окружающей среде, в то время как наш мозг мозги решают, что полезно, а что нет.

Когнитивное развитие и сенсорная игра

В процессе игры сочетание осязания со зрением, слухом, вкусом и обонянием помогает развить когнитивные навыки.

Десятимесячная Кэсси хватается за деревянные бруски. Один за другим она поворачивает их в руках, осторожно ощупывая, а затем подносит ко рту, чтобы глубже изучить их текстуру и форму. Она замечает, что они не пахнут или не имеют ничего особенного на вкус.Языком и пальцами она исследует плоские стороны и более острые углы. Она использует все свои чувства — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус — чтобы больше узнать об этих блоках.

Маленькие дети учатся, используя одновременно несколько органов чувств. Практическое обучение с конкретными объектами, как опыт Кэсси в описанном выше сценарии, приводит к абстрактному мышлению по мере ее роста и развития. В игровом процессе сочетание осязания со зрением, слухом, вкусом и обонянием помогает развить когнитивные навыки.

Когнитивные навыки — это навыки, которые мы используем, когда решаем проблемы и создаем новые идеи на основе текущих идей. Процесс решения проблем начинается с наблюдения; то есть, принимая во внимание атрибуты объектов. Маленькие дети используют все свои чувства, чтобы исследовать предметы, и они сохраняют это в своей памяти. Кроме того, когда у детей возникают сенсорные переживания, они сохраняют переживания всего тела в своей «сенсорной памяти». Мы используем нашу сенсорную память, чтобы начать процесс понимания и получения знаний.

Снова и снова исследуя деревянные кубики, ребенок узнает кое-что о характеристиках кубиков. Одна из вещей, которую они усвоили, заключается в том, что большой блок тяжелее малого, но все они имеют одинаковый вкус. Как заявила специалист по раннему детству High Scope Сюзанна Гейнсли: «Обнаружение и дифференциация этих характеристик — первый шаг в классификации или сортировке — важной части научного обучения и открытий дошкольников».

Педагоги дошкольного образования не могут переоценить важность сенсорной игры в образовательном процессе.Это основа всех навыков, которые дети будут использовать в школе при обучении чтению, письму и решению математических и естественнонаучных задач. Когда ребенок переживает эти переживания, он может использовать телесную и когнитивную память о своем опыте, когда он сталкивается с новыми ситуациями. Кроме того, процесс наблюдения сам по себе является навыком. Наблюдательность дает ребенку преимущество в школе и на протяжении всей жизни.

Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни ребенка и является тем же процессом, который используют взрослые для открытия новых лекарств или понимания природы материи на молекулярном уровне.«Предоставляя студентам материалы, которыми они могут физически манипулировать, играть и исследовать, учителя помогают им больше узнавать о мире и развивать важные навыки, которые они будут использовать в дальнейшей жизни», — сказала Кейтрин Блейк из Университета Конкордия в Небраске.

Например, текстура или сенсорный стол — популярное место для детей в учреждениях дошкольного образования. Когнитивные навыки, такие как математические, развиваются благодаря пространственному восприятию и распознаванию образов с объектами на сенсорной таблице.Навыки науки и техники, которые также являются когнитивными навыками, включают наблюдение, экспериментирование, умение делать выводы, прогнозирование и изучение природного и физического мира.

Помещение в таблицу текстур предметов, которые представляют собой проблемы или трудности для детей, поможет им развить когнитивные навыки. Учителя могут ставить трубки разного размера и предметы разного размера, поэтому дети должны подобрать трубку подходящего размера, подходящую для этого предмета. Гейнсли предлагает включить в список «предметы, через которые дети могут проливать материал (напр.ж., бумажные полотенца или тюбики от туалетной бумаги, воронки с отверстиями разного размера, гибкие пластиковые шланги разной длины) ».

В то время как безопасность всегда является проблемой, учителя маленьких детей должны знать и внимательно относиться к ним, предоставление маленьких детей разнообразных материалов и предметов разного цвета, текстуры и запаха обогащает жизнь ребенка и развивает навыки, которые им понадобятся в процессе обучения. Взрослые.

Для дальнейшего исследования сенсорной игры и ее преимуществ Расширение Университета штата Мичиган предлагает следующие веб-сайты:

Вы нашли эту статью полезной?