Как научиться видеть осознанные сновидения и управлять своими снами
Думаешь, что осознанные сновидения – это понятие из альтернативной науки? Вовсе нет! Ученые уже признали, что управлять снами вполне возможно, и даже придумали, зачем и кому это может пригодиться.
Теги:
Слава
сон
сновидения
Психотерапия
Большинство из нас ложится спать и не представляет, какой именно сон приснится. Более того, основная часть увиденных сновидений, в первые 5 минут после пробуждения забываются навсегда. Но у тех, кто научился управлять своими снами, дело обстоит иначе: они могут планировать свои сны и управлять их сценарием, не просыпаясь.
Звучит фантастически, чтобы быть правдой, и, кажется, что люди, которые уверяют, что способны на такое, просто обманывают нас.
Что такое осознанные сновидения?
Осознанными (люцидными) сновидениями называют состояние сознания, при котором человек осознает, что видит сон, а также оказывается способен в той или иной степени управлять им. Считается, что тот, кто видит такие сновидения, находится в промежуточном состоянии между бодрствованием и сном.
Думаешь, что это редкость? Одни ученые утверждают, что хотя бы раз в жизни такие сны видел каждый из нас, другие говорят, что с этим явление сталкивается каждый второй, а каждый десятый видит такие сновидения ежемесячно.
Первое упоминание таких снов обнаружено еще у Аристотеля, а с начала ХХ века ученые занялись их изучением вплотную, выясняя, что происходит в эти моменты в головном мозге.
Так, например, в 2011 году исследователи из Германии решили обнаружить связь между содержанием снов и состоянием головного мозга в этот момент. Для эксперимента отобрали тех, кто был склонен видеть люцидные сновидения. Их проинструктировали, велев в момент осознанных сновидений представлять, что они сжимают кулаки.
Участники благополучно уснули, а ученые занялись изучением активности мозга. Им удалось зафиксировать увеличение этой активности в участках коры, которая отвечала за движения рук. Получается, что участники эксперимента действительно видели осознанные сновидения и выполняли те действия, о которых их попросили перед началом опыта.
Что чувствует человек во время осознанных сновидений?
Люцидные сны возникают в фазе быстрого сна: одни люди сталкиваются с ними случайно, другие же специальным образом тренируются, чтобы видеть их. Опытные «сновидцы» рассказывают, что они часто видят такие сны, когда дремлют, находятся в полусне.
«Я всю жизнь вижу такие сны. Я и не знал, что это что-то необычное, пока не начал учиться в колледже, думал, что все так и видят. Я такие сны вижу не каждый день, но при желании могу сделать так, чтобы они снились мне постоянно.
Они похожи на RPG-игру, где я главный герой. Я там перемещаюсь, общаюсь, слушаю чужие разговоры. Могу и сам что-то обсудить, если необходимо».
«Осознанные кошмары довольно ужасны. Я не смотрю триллеры и ужастики, так как потом они видятся мне в моих снах. Слава богу, что я не ощущаю боли и могу проснуться, если захочу, но после пробуждения остается гнетущее впечатление».
Как научиться видеть осознанные сновидения: 5 методик
Вот описания основных методики, используя которые, можно добиться осознанности во сне. Основная задача – научиться понимать, что именно сейчас ты спишь и видишь сон.
1. Осознанные сновидения, инициированные бодрствованием (Wake-initiated lucid dreaming (WILD))Такие сновидения возникают, когда человек тело уже начинает «спать», а мозг продолжает оставаться в сознании. Для того, чтобы достичь этого состояния, нужно лечь и расслабиться до тех пор, пока ты не почувствуешь гипнагонические галлюцинации. Они возникают, когда человек находится между сном и бодрствованием.
2. Проверка реальности. Найди какой-то текст и прочитай его дважды. Если дело происходит в реальности, то текст не поменяется, а если ты спишь – текст при повторном прочтении обязательно изменится. Другой вариант – попробовать проткнуть стену рукой: в реальности это не удастся, а во сне всё получится, ладонь легко пройдет сквозь твердую стену.
Вот еще популярные проверки, которые можно провести, чтобы понять, находишься ли ты внутри осознанного сновидения или нет:
- посмотри на свое отражение в зеркале;
- посмотри на свои руки – выглядят ли они нормально?
- зажми нос и проверь, можешь ли ты дышать – ты все еще спишь, если способна дышать с закрытым носом.
3. Проснись и усни снова. Ложись спать и поставь будильник на 3-4 часа ночи. После пробуждения не вставай, оставайся в постели и попробуй остаться в полудреме. Есть шансы, что ты начнешь засыпать и быстро перейдешь в фазу быстрого сна, когда вероятность осознанных сновидений максимальна.
4. Веди журнал сна и сновидений. Заведи специальный дневник, в который ты будешь записывать содержание всех тех снов, которые сможешь вспомнить. Посвящай ежедневно некоторое время анализу своих снов, вспоминая их детали – это может помочь тебе научиться видеть и распознавать осознанные сновидения.
5. Мнемоническая индукция. Это самый сложный способ, требующий длительной практики. Просто повторяй себе: «Сегодня ночью я точно пойму, что вижу сон». Чем убедительнее ты будешь, тем выше шансы на то, что подсознание действительно окажется запрограммировано на люцидные сновидения.
Как выйти из осознанного сна?
Иногда бывают ситуации, когда необходимо выйти из осознанного сна и для этого люди, которые практикуют такие сновидения, используют несколько техник.
- Позови на помощь: мозг может отреагировать на громкий звук и ты проснешься.
- Моргай: частые моргания – сигнал к тому, что пора просыпаться.
- Засни в своем сне: измени сценарий сновидения – засыпай в своем сне, чтобы проснуться в реальности.
- Читай: попробуй прочитать книгу или табличку в своем сне – это поможет заработать тем зонам головного мозга, которые не задействованы во время быстрого сна – скорее всего ты проснешься из-за этого.
Могут ли осознанные сновидения навредить?
Кажется, что осознанные сновидения – классный инструмент, с помощью которых можно улучшить свое ментальное здоровье. Однако нужно помнить и о возможных «побочках», которые могут вызвать такие сновидения.
- Проблемы со сном: методики, которые могут помочь погрузиться в осознанный сон, предполагают пробуждение среди ночи. Для тех, кто уже столкнулся с проблемами со сном, этот фактор может дополнительно навредить.
- Дереализация: нарушения сна могут приводить к возникновению ощущения, что люди и окружающие предметы не являются настоящими.
- Депрессия: людям, которые уже страдают депрессивным расстройством, с осознанными сновидениями нужно быть аккуратнее – состояние может обостриться.
- Сонный паралич – вероятность этого состояния повышается.
Зачем вообще этому учиться?
Исследователи уверены, что умение управлять своими сновидениями может быть полезно. Предполагается, что их можно использовать в медицинских целях, например при борьбе с паническими атаками, ночными кошмарами, проявлениями посттравматического синдрома, а также при реабилитациях после травм. Кроме того, неисключено, что осознанные сновидения могут быть частью курса психотерапии.
Ученые уже получили некоторые научные подтверждения, что это реально работает, но всё же большинство из них рекомендует относиться к такому опыту с осторожностью. Так, например, тем, у кого есть реальный психиатрический диагноз, практиковать осознанные сновидения нужно под контролем сомнологов.
Да и всем остальным стоит быть аккуратнее – существуют научные данные, что такие практики могут провоцировать бессонницу и другие проблемы со сном, например частые просыпания.
Фото: Getty Images
Осознанные сновидения: зачем управлять своими снами
То, что каждый из нас может управлять событиями внутри своих снов, звучит как настоящее волшебство. Но это правда. Мы не просто можем предсказывать, что увидим во сне, но и, находясь внутри сновидения, следовать собственному сценарию, встречая определенных людей и бывая в желаемых местах.
Ученые выделяют три способа управлять сновидениями, в зависимости от того, насколько человек, желающий менять свои сны, хорошо натренирован это делать. Первый – это управление своими сновидениями перед отходом ко сну, то есть психологическая установка на определенные сновидения, которую человек дает себе перед тем, как лечь спать. Второй – управление сном непосредственно внутри сна, то есть изменение содержания сновидения. А третий вид осознанных сновидений пока применяется в основном в науке, для экспериментов. Это когда исследователи налаживают двусторонний контакт со спящим и отслеживают его мозговую активность.
Как можно менять собственные сны?
В современной психологии проводят очень серьезные эксперименты для исследования осознанных сновидений, но это вовсе не означает, что данный феномен был открыт недавно. Осознанные сновидения существовали очень давно и были популярны еще в древних культурах. Люди во все времена учились управлять собственными снами через размышления и психологические установки. Первые научные исследования осознанных сновидений появились с середины 70-х годов XX века. Ученый Стивен Лаберж вместе с Филиппом Зимбардо провел несколько экспериментов, в рамках которых фиксировал поведение испытуемых во сне и измерял их мозговую активность.
То, что психотерапевт обсуждает наяву с пациентом, мозг продолжит обрабатывать и во сне.
В осознанном состоянии человек способен запрограммировать свой мозг на то, что он хочет увидеть во сне. Это широко используется в психотерапии. Специалист разрабатывает с пациентом определенные сценарий сна, прокручивая и обсуждая его по специальной методике. Мозг это запоминает и в итоге человек засыпает с установкой на то, что ему будет сниться конкретный сон. И действительно, так и происходит. Причем для этого не требуются длительные тренировки, обычно подготовка к тому самому сну занимает всего несколько сеансов. Практики изменения сценариев сна помогают при терапии ночных кошмаров и лечении посттравматического стрессового расстройства.
Читайте также
Что такое когнитивные искажения?
Зачем управлять сном внутри сна?
Любой сон – это обработка мозгом данных за прошедший период времени, например, за день или вечер, плюс информации за всю жизнь. Именно поэтому иногда мы видим очень парадоксальные сны, в которых смешиваются обстоятельства предыдущего дня и, к примеру, люди, которых мы помним из детства. То, что психотерапевт обсуждает наяву с пациентом, мозг продолжит обрабатывать и во сне. Если при помощи специальной психотерапевтической техники проработать травматическое воспоминание пациента и тут же отправить его спать, эта обработка очень быстро войдет в мозг и изменит паттерны поведения пациента в реальной жизни. Ведь сон – это очень удобное для мозга и психики состояние с точки зрения обработки информации.
Если человек способен видеть сон по предварительно отработанному сценарию, то он может дать себе установку, что он будет руководить собственным сном.
Управление сном внутри сна – это более высокая ступень в осознанных сновидениях, достичь ее непросто, необходимо тренироваться. Но это вполне возможно. И для этого совершенно не требуется оборудование, используемое героем Леонардо Ди Каприо в фильме «Начало». Если человек способен видеть сон по предварительно отработанному сценарию, то он может дать себе установку, что он будет руководить собственным сном.
Читайте также
Мифы о гипнозе
Еще один вид осознанных сновидений используется сейчас исключительно для научных экспериментов – когда исследователь общается со спящим испытуемым. Спящий же отвечает ему сигналами мозга, отображаемыми при помощи ЭЭГ. Серию таких экспериментов начали ученые, занимающиеся изучением осознанных снов, Стивен Лаберж и Филипп Зимбардо. Они подключали пациента к ЭЭГ и договаривались с ним, что во время сна будут давать ему различные задания, например, просить подвигать рукой или дотронуться подбородком до плеча. Результаты были удивительными: мозговая активность испытуемого действительно отражала его действия во сне, согласно командам ученых, и он помнил, что ему снилось выполнение этих действий. Это говорит о том, что человек может развить очень высокую степень осознанности во сне. И кто знает, к чему это научное знание может привести человечество в будущем.
- Заболевания и расстройства
Поделиться:
Управление мечтой
Управление мечтой УПРАВЛЕНИЕ МЕЧТАМИ
Фил Квирк и Стив
Эллисон
ДОМ | ЭЛТ УПРАВЛЕНИЕ | НЕВИДИМЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ |
Введение
Слишком часто в сфере управления образованием мы видим борьбу качества преподавания с
административные и бумажные ограничения. В этом документе рассматривается политика управления
что держит процессы преподавания и обучения в основе учебного заведения.
Мы считаем, что студенты и обучение лежат в основе всего, что мы делаем в
ELT, и, следовательно, учителя, самые близкие как к ученикам, так и к обучению, должны
быть двигателем управления образованием.
DREAM Management – это ряд принципов которые продолжают преподавать и учиться в основе образования. Эта короткая статья основан на десятилетнем опыте Фила в управлении ELT и наставничестве обсуждения, которые у нас двоих были за последний год. Он отражает убеждения мы пытаемся жить и работать в нашей повседневной управленческой жизни.
DREAM это:
Делегируйте и развивайте
Нанимайте и уважайте
Улучшайте и наслаждайтесь
Оценить и посетить
Мотивировать и подражать
МЫ ДЕЛЕГАЕМ
ответственности перед персоналом, чтобы они могли выполнять свою работу. Это означает избегать
подход «сверху вниз», вовлекающий учителей во все аспекты работы учебного заведения
и позволять им брать на себя ответственность за области, в которых они заинтересованы,
например, через группы активного обучения и исследований.
Мы РАЗВИВАЕМ персонал, продвигая исследования
и рефлексивные методы работы.
Мы НАБИРАЕМ сотрудников, которые подходят нашей команде
этика и подход.
Мы УВАЖАЕМ персонал как профессионалов
позволяя им выполнять работу, для которой мы их наняли. Это относится к тому, как мы,
как менеджеры, ценим профессиональный статус наших сотрудников и полагаемся
полностью на их вклад в их области знаний.
Мы ПОВЫШАЕМ навыки сотрудников на основе их
ежегодные оценки на основе системы портфолио, которая позволяет учителям управлять
их развитие.
НАСЛАЖДАЕМСЯ работать с теми, кто рядом с нами
и показать его. Это центральная буква МЕЧТЫ и центральная тема МЕЧТЫ.
управление. Это подчеркивает веру в то, что счастливый персонал создает окружающую среду
это наиболее способствует эффективному обучению наших студентов.
Мы ОЦЕНИВАЕМ сотрудников, а не оцениваем их.
Это направлено на развитие наших сотрудников. Не критикуйте каждый шаг, но
оценивают с помощью конструктивного и формирующего подходов.
МЫ УЧАСТВУЕМ в деталях, которые влияют
повседневная работа учителей.
Мы МОТИВИРУЕМ сотрудников, поддерживая их
всеми возможными способами. Мы мотивируем, не прося учителей делать что-то, что
мы не готовы делать то, что я называю подражанием для целей этого аббревиатуры.
Мы ИМИМИРУЕМ сотрудников, никогда не прося их
сделать что-то, что мы не сделали бы сами, и демонстрируя это постоянно. Образовательный
менеджеры должны преподавать вместе со своими преподавателями, обеспечивать прикрытие, как они ожидают
их учителя должны прикрывать и быть доступными в те часы, которые они ожидают
учителя должны быть на месте. Это дает ключ к управлению СНОВИДЕНИЕМ.
В действительности философия читается наиболее связно, когда мы читаем ее следующим образом:
ОЦЕНКА
МОТИВАЦИЯ
ДЕЛЕГАТ
УВАЖЕНИЕ
НАСЛАЖДАЙТЕСЬ
ПОСЕТИТЬ
МИМИК
РАЗРАБОТАТЬ и вернуться к УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
так что мы можем продолжить цикл снова.
Если мы будем следовать этим принципам управления, мы должны дать себе больше времени, чтобы вести эффективно. Используя Матрицу тайм-менеджмента Кови («Семь привычек» С. Кови: стр. 151), мы можем графически продемонстрировать, как это работ:
Больше управления | Меньше управления | |
Подробнее
| Квадрант I
| Квадрант II ф ф ф
л л л К К К К |
Меньше лидерства | Квадрант III Вербовка Оценка Делегат Присутствовать Мимик | Квадрант IV
|
В качестве матричной модели управления/лидерства должны быть (по определению) помещение, в котором могут иметь место аспекты управления. Следующий Под руководством Кови мы хотим создать больше возможностей для лидерства, квадрант II. Мы делаем это, делая наши методы управления более эффективными и уменьшая время, потраченное на вопросы управления в квадрантах I, III и IV.
Таким образом, у нас должно остаться время для решения вопросов лидерства, которые Кови
предложения так важны для хорошего лидерства и позволяют нам, например,
чтобы определить этику и подход, обсуждаемые в разделе «Рекрут».
Со временем мы хотели бы, чтобы Квадрант II развивался под руководством DREAM Leadership.
заголовок, который мог бы соответствовать 7 навыкам Кови:
ЛИЧНОЕ
ПРИВЫЧКА 1: Будьте активны
ПРИВЫЧКА 2. Сформулируйте личную миссию (начните с мысли о конце)
ПРИВЫЧКА 3. Расставьте приоритеты, эффективно используя органайзер (сначала делайте главное)
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ПРИВЫЧКА 4: Думайте о победе / Win
ПРИВЫЧКА 5: Активное (напористое) слушание (стремитесь сначала понять, а затем быть понятым)
ПРИВЫК 6: Синергия – Цените различия
ОБНОВЛЕНИЕ
ПРИВЫК 7: Профессиональное и личное развитие – Учитесь,
Совершай, делай (затачивай пилу)
На недавней конференции TESOLArabia 2004 во время презентации по DREAM Management один преподаватель предположил, что эти принципы применимы только к менеджерам. и предложил следующие пять принципов роли учителей в структура DREAM Management:
Обсуждать и общаться
открыто
Подумайте о своей практике в классе и
job
Наслаждайтесь вместе со своими коллегами
Активизируйте свои идеи с помощью Action Learning
и исследований
Идти в ногу со временем и навстречу своим
управление, будучи активным
Эта простая аббревиатура дает нам мощный набор принципов, и это статья будет продолжена в ближайшие месяцы практическими примерами того, как они работают через ссылки на ключевые слова выше. Это проверенная формула это работает.
ДОМ | ЭЛТ УПРАВЛЕНИЕ | НЕВИДИМЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ |
|