Арт — терапия с детьми: упражнения и приёмы
Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии — гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт — терапия.
Один из основных методов арт — терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета человек сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Современная изо — терапия — это в основном процесс художественного творчества. Арт — терапия рисованием используется широко. Сейчас этот вид терапии очень актуален, особенно в работе с детьми, пережившими психотравмирующие события.
Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй и измени своё настроение»
Это упражнение арт — терапии хорошо подходит, когда ребёнок находится в плохом настроении:
1 часть. Ребёнку предлагают взять лист бумаги, цветные карандаши (краски, фломастеры) и нарисовать своё настроение сейчас. Психология детского рисунка
2 часть. Оставить только цветные карандаши (краски, фломастеры) жёлтого, зелёного, синего (голубого) и белого цветов и попросить нарисовать точно такой же рисунок, но только этими цветами. Из предложенных цветов невозможно нарисовать негативный рисунок, т.к. их трудно смешать в негативную гамму.
Эффект упражнения Рисунок становится веселее, смотрим на одно и тоже самое, но только через светлые очки. Если существенных изменений в рисунке не произошло, то состояние является затяжным и долгим.
Упражнение арт — терапии для детей «Нарисуй свой страх»
1 часть. Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй свой страх».
Если он не хочет рисовать, отказывается, говорит, что ничего не боится, то необходимо попросить просто нарисовать страх. Или спросить: «Когда ты был маленьким, чего ты боялся? Это и нарисуй».
2 часть. После того, как ребёнок закончит рисование, необходимо спросить у него: «Что бы ты хотел сделать с этим? Сделай то, что тебе хочется». Обязательно это действие выполнить.
Причины детских страхов
Эффект упражнения Рисование страха – это эмоциональная реакция того, что беспокоит человека. «Оказывается, я сам могу что-то делать со своим страхом». Происходит символическая проработка переживания.
Упражнение арт — терапии для детей «Кляксы»
Согнуть лист формата А-4 пополам. Отогнуть. Потом на одной части листа капнуть краской любого цвета, можно использовать несколько цветов. Снова согнуть лист для того, чтобы клякса отпечаталась на второй части листа. Отогнуть. Затем на цельном листе нарисовать какой-нибудь законченный рисунок. Что означает любимый цвет вашего ребенка?
Арт — терапевтические приёмы
Автор Назаревич Виктория Вячеславовна, КПН, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета, тренер учебно-образовательных тренингов для психологов, психолог высшей квалификационной категории, арт-терапевт.
Это интересно!! Что делать если:
1. Устал – рисуй цветы
2. Злой — рисуй линии
3. Болит – лепи
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами
5. Грустно – рисуй радугу
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу — мотанку
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги
14. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи
15. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет
16. Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна
17. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты
18. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж
19. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками
20. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги
21. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Основы сохранения психологического здоровья
Психологическая усталость
Арт-терапия для детей
Арт-терапия – это метод психологической коррекции, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка посредством самореализации в искусстве. Эффективность метода для детей и подростков подтверждена множественными исследованиями.
Пара слов об истории арт-терапииС точки зрения психоанализа в основе терапии искусством лежит механизм сублимации. Это когда негативные и социально неприемлемые импульсы преобразуются в положительные, приемлемые. Сублимацию изучали многие психологи и психоаналитики, включая Зигмунда Фрейда. Он же первым заговорил о благотворном влиянии творчества на душевное состояние человека, включая детей и подростков.
Целенаправленно арт-терапию в работе с детьми начал применять британский психолог и художник Адриан Хилл. Его пациенты рисовали картины, пели, танцевали. Он разработал ряд практик, позволяющих в считанные месяцы устранять широкий спектр психологических расстройств, которые другие врачи безрезультатно лечили годами. Идеи Хилла развила Маргарет Наумбург, американский психолог и учитель.
Несмотря на то, что базовые методы художественной терапии разработаны еще в XIX веке, широкую известность практика получила только во второй половине XX столетья. Первая ассоциация арт-терапевтов появилась в США в 1969 году. В России общество арт-терапевтов основано в 1997-ом. За последние два десятилетия терапия искусством развилась в полноценное и самостоятельное направление психотерапии, эффективность которого доказана экспериментально(2).
Что дает художественная терапияАрт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.
Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель.
Творчество, как созидательная деятельность, развивает мышление и поддерживает интеллектуальные способности ребенка, повышает психологическую устойчивость и адаптивность, высвобождает конструктивный потенциал. Здесь ключевую роль играет профессионализм специалиста, который проводит занятие. Порисовать дома в блокноте – это не то же самое, что выполнять специальные упражнения под руководством опытного арт-терапевта.
Задачи арт-терапии:- устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
- научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
- трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
- убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
- раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.
С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.
Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:
- Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам. Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.
- Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае. Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.
- Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.
- Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.
- Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.
Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.
Отличие арт-терапии от художественного творчестваЭто широко распространенный миф, что никакой разницы нет. На самом деле, разница концептуальная и она определяется результатом деятельности. В случае с творчеством, цель – предмет искусства. Не обязательно шедевр. Композитор пишет музыку, чтобы получить гармоничную последовательность звуков, которая будет высоко оценена его коллегами и слушателями. Или которую можно будет продать.
Чтобы рисовать на занятиях по арт-терапии, не нужно быть художником. Тут даже азы художественного образования не нужны. Потому что цель – не получить картину, а самореализоваться, сублимировать деструктивные желания. В зависимости от конкретного упражнения зачастую у человека нет необходимости задумываться о сочетании цветов. Он проецирует, преображает и перерабатывает свои эмоции.
Арт-терапевт не оценивает результат деятельности пациента. Для него не важно, насколько красивой получилась картина или скульптура. Важна степень раскрытия личности. По результату деятельности пациента специалист понимает, насколько тот осознал свою проблему и насколько он ее решил для себя.
Принципы терапии искусствомПрежде чем мы разберем конкретные виды и методы арт-терапии, определим ее концептуальный базис. Это установки, которые лежат в основе всех методик художественной терапии и во многом применимы к психологии в целом(4):
- Свободное творчество. Ребенку не нужно спрашивать у терапевта, как правильно делать, или как нужно делать. Здесь не может быть плохого или неправильного результата. Неважно, насколько результат эстетичен. Ребенок делает так, как хочет. Результат отражает его актуальное состояние, с которым работает специалист.
- Преодоление барьеров. В первую очередь это стеснение. Специалист поможет сделать первый шаг. В дальнейшем ему необходимо научиться самостоятельно преодолевать сдерживающие факторы. Это и правда сложно – раскрываться перед другими людьми. Но в арт-терапии это проще, потому что упражнения легко воспринимать как игру.
- Осмысление результатов. Не только специалист оценивает результат деятельности пациента. Он и ребенка учит понимать, какой во всем этом заложен смысл. Потому что смысл всегда есть. Просто он не всегда очевиден.
- Постижение себя. Этот принцип еще называют «инсайтом». Специалист лишь направляет пациента, но не решает его проблему. Ребенок делает это сам. В этом конечная цель любой психологической практики – осознание и принятие необходимости перемен. И не нужно стесняться того, что это трудно. Это действительно трудно, для всех.
Есть методики, которые применяют только со школьниками, другие разработаны специально для студентов. Существуют специализированные курсы для людей пожилого возраста. Разница в упражнениях определяется разницей в восприятии, обусловленной спецификой социальной роли. Но базис неизменен, как и цель – избавиться от стресса, психологических зажимов, депрессий, неуверенности.
Виды арт-терапииХудожественная терапия включает десятки методик, их число постоянно растет. Мы перечислим те, которые применяются как минимум двадцать-тридцать лет и эффективность которых подтверждена экспериментально в рамках научных исследований.
КуклотерапияМетод разработан канадским психологом Мэри Райт в начале XX века. В Советском Союзе основоположниками направления стали Ирина Медведева и Татьяна Шишова, которые практикуют и сейчас. Этот вид художественной терапии применяются для детей и взрослых с равной эффективностью.
Как понятно из названия, здесь используются куклы, имитирующие людей. Специалист разрабатывает сценарий, пациент отыгрывает определенную роль. Иногда отступление от роли допустимо. Цель куклотерапии – выработать умение правильно реагировать на определенные жизненные ситуации и избавиться от связанных с ними психологических барьеров.
Методика имеет игровую форму, поэтому проста в реализации и легко увлекает. С развитием сценария нарастает эмоциональная напряженность. В финальном акте эмоции достигают пика и выплескиваются в форме смеха, плача или другой реакции. Таким образом устраняются негативные переживания и снимаются психологические блоки.
Кукла выступает в роли посредника между психологом и пациентом. Так ребенку проще воспринимать указания специалиста. И это отлично работает не только с детьми. Цель – убрать негативные переживания, дать новый позитивный опыт для той же ситуации. Это позволяет устранить конфликтность и нерешительность, нормализовать социальное взаимодействие.
- Инструменты метода: пальчиковые куклы, марионетки, бумажные и тканевые, традиционные, ростовые, слепленные из пластилина.
- Когда применяется: при поведенческих нарушениях и нарушениях психофизического развития, при аутизме, умственной отсталости, слуховых, зрительных и речевых дисфункциях, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
https://www. youtube.com/watch?v=a6INjFK2-rA
ФототерапияОтносительно новый метод, в основе которого – концентрация на фотографии. Фотографии делятся на два типа – подготовленные заранее и сделанные пациентом только что. Акцентируя внимание человека на деталях, специалист оценивает его эмоциональное состояние. Фотографии привязываются к определенным событиям.
На фотографиях может быть изображено что угодно, это зависит от методики конкретного специалиста. Чаще всего фотографируются явления природы и бытовые ситуации, люди. Есть упражнения, на которых фотографируется пациент (это практики для взрослых). За сеанс делается несколько фото. Арт-терапевт, обращая внимание пациентана те или иные нюансы кадра, фокусирует его на приоритетных психологических проблемах.
Обычно комбинируются разные типы фотографий. Пиковой точкой занятия становятся фото, сделанные пациентом. Они говорят о человеке не меньше, чем картина, нарисованная его рукой. Фототерапия имеет яркую творческую составляющую, поэтому терапевту относительно легко направить размышления человека в нужное русло. Практика работает начиная с подросткового возраста.
- Инструменты метода: заранее подготовленные и свежие фото, газетные вырезки, коллажи из журналов, цифровые архивы.
- Когда применяется: проблемы в отношениях с другими людьми, включая повышенную конфликтность, низкую социальную адаптивность, сложности при контактах с представителями противоположного пола, семейные проблемы.
Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.
Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.
Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона. Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.
- Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
- Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.
Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.
В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.
Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.
В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.
- Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
- Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.
Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.
Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).
В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.
Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.
- Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
- Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.
Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.
Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.
Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.
- Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
- Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.
Метод терапии искусством подбирается под человека. Существует масса авторских практик, которые могут быть не менее эффективны, чем проверенные временем методики Хилла, Наумбург, Медведевой и Шишовой. Все они градируются по четырем классификационным группам признаков. Комбинация отдельных признаков на основе первичного анализа состояния человека позволяет определить практику, оптимальную в его случае.
- По виду искусства. Основной и самый сложный в определении критерий. Кому-то подойдет изотерапия, а кто-то начнет раскрываться только взяв в руки песок. Иногда игра на музыкальном инструменте безо всякой предварительной практики может давать ошеломляющие результаты. Зачастую может потребоваться экспериментирование с разными видами искусства.
- По вовлеченности в процесс. Типичные психологические практики основаны на пассивности пациента. В арт-терапии тоже есть пассивные методы, например – прослушивание музыки и рассматривание фото. Но есть и активные – танцы, настольные игры. Порой вовлеченность в процесс возрастает с течением курса.
- По числу участников. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Как и в случае с вовлеченностью, порой арт-терапевт начинает с частного подхода, а затем постепенно вводит ребенка в группу. Но это не всегда необходимо. Порой человеку проще сделать правильные выводы и озвучить их наедине со специалистом, которому он доверяет.
- По длительности курса. Нет курсов, включающих всего одно занятие. Специалисту нужно наблюдать состояние ребенка в динамике, подмечать перемены и эффективность методов, по необходимости перманентно корректировать их. Самые короткие курсы длятся не менее 1 месяца. Продолжительные занимают до 2 лет.
Отдельным блоком идет арт-терапия для педагогов. Это обучающие курсы, которые помогают учителям и преподавателям освоить специализированные прикладные методики. Такие методики позволяют упросить и ускорить усвоение материала обучающимися.
Примеры упражненийПовторимся, терапия искусством включает колоссальное разнообразие прикладных средств и методик. Есть типовые упражнения, есть адаптивные и авторские. Ниже в качестве примера мы приведем несколько популярных упражнений, которые были разработаны основоположниками арт-терапии и сегодня используются по всему миру.
Упражнение «Аватар»Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.
Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой. Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным.
Упражнение «Коробка счастья»Цель: выявить сильные и слабые стороны личности ребенка, определить его приоритеты и устремления. Одна из самых эффективных и универсальных практик, которая подходит для всех возрастов.
Ход работы: методика реализуется в двух вариантах. В обоих случаях перед ребенком ставится картонная коробка, а вокруг раскладываются либо предметы, либо карточки с написанными на них словами (качества, цели, общие отвлеченные понятия). Ребенку дается ограниченное время, чтобы он положил в коробку, скажем, десять предметов. Иногда это упражнение дается как домашнее задание. По предметам, которые сложены в коробку, арт-терапев определяет личностные черты и актуальное состояние своего пациента.
Упражнение «Арт-клякса»Цель: определить психологическое состояние ребенка и его мироощущение. Упражнение чаще всего используется для первичного анализа.
Ход работы: ребенок делает кляксу на листке бумаги красками, цвет не имеет значения. Затем листок сворачивается пополам, чтобы клякса отпечаталась симметрично на двух сторонах. Арт-терапевт спрашивает у ребенка, что он видит. Технически это упражнение – упрощенный вариант теста Роршаха.
Упражнение «Лепка ситуации»Цель: понять, что волнует ребенка в данный момент. Что для него важнее всего прямо сейчас. Одно из самых простых и вариативных упражнений.
Ход работы: арт-терапевт дает ребенку набор с пластилином разных цветов и просит слепить ситуацию. Ситуация задается, исходя из анамнеза. Например, специалист может попросить ребенка слепить папу и маму или своих друзей в детском саду. Цвета, размеры и форма фигур определяют отношение ребенка к конкретным людям из его окружения.
Упражнение «Мандала»Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.
Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.
Упражнение «Ловец снов»Цель: вскрыть подсознательные психологические проблемы. Одно из самых индивидуализированных упражнений. От арт-терапевта требуется значительный опыт и мастерство интерпретации.
Ход работы: специалист дает подростку произвольный набор предметов. Это могут быть веточки, нитки, перья, пластиковые трубочки, бумага. Возможен вариант, когда во время совместной прогулки человек сам собирает нужные предметы. Задача – сделать из этих предметов ловца снов. По форме ловца, использованным материалам и узорам арт-терапевт определяет истинные мотивы и устремления подростка, выявляет его комплексы и скрытые фобии.
Заключение – насколько эффективна арт-терапияМета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.
Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.
Ссылки на упомянутые исследования:- Art Therapy for Children: How It Leads to Change, Diane Waller.
- American Art Therapy Association. Research.
- Art Therapy for Psychosocial Problems in Children and Adolescents: A Systematic Narrative Review on Art Therapeutic Means and Forms of Expression, Therapist Behavior, and Supposed Mechanisms of Change, Liesbeth Bosgraaf.
- Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика, Кьелл Рудестам.
- Sympathetic overload: what is it and what can you do to fix it? Sydney Holistic Dental Centre.
- Healing through music, Beverly Merz.
- Systematic review and economic modelling of the clinical effectiveness and cost-effectiveness of art therapy among people with non-psychotic mental health disorders, Uttley L.
- Effectiveness of Art Therapy With Adult Clients in 2018 — What Progress Has Been Made? Dafna Regev.
Сила арт-терапии для детей и 5 упражнений, которые можно попробовать дома
Арт-терапия может быть мощным инструментом для детей. Способствуя самоуважению и творчеству, арт-терапия позволяет детям выразить то, что их слова не могут сделать. Действительно, работа с искусством приводит к материальным творениям, которые отражают их мысли и чувства.
Важность искусства в жизни вашего ребенка
Видео от Tinybeans
Искусство — неотъемлемая часть жизни. Это позволяет детям выражать свои чувства и эмоции в мире, который часто для них слишком велик.
Однако искусство также ведет к развитию и в других областях. Например, арт позволяет детям:
Оттачивайте свои творческие способности и умение решать проблемы.
Улучшить моторику и зрительно-моторную координацию.
Улучшите свои навыки критического и рефлексивного мышления.
Подружитесь с детьми-единомышленниками.
Даже без художественных талантов участие в творчестве позволяет детям успокаивать себя, помогая им решать проблемы здоровыми и контролируемыми методами.
Искусство также дает детям возможность быть самим собой. Дети могут страдать от массивного притока раздражителей из окружающего мира. Развитие четкой личной идентификации часто может зависеть от актуальных тем и давления со стороны сверстников. Искусство, с другой стороны, позволяет детям увидеть, что для них действительно важно и что они думают о себе.
В общем, искусство — отличный ресурс для роста и развития. И взрослые могут помочь усилить эти преимущества и способствовать раскрытию талантов.
Арт-терапия может принимать разные формы, но вот пять различных подсказок по арт-терапии, которые может использовать любой ребенок.
Реклама
Подсказки и упражнения по арт-терапии
1. Рабочий лист «Как я себя чувствую сегодня»
Понимание себя — важный шаг для детей. Используя эту распечатку «Как я себя чувствую сегодня», дети могут задать цвет и дизайн для своих эмоций. Рабочий лист предлагает детям создать цветовой ключ, обозначающий их различные эмоции. Затем они могут раскрасить места, где ощущают эти эмоции по всему телу.
Такой вид осознанного мышления позволяет детям лучше контролировать свои мысли и тело. Если ребенок понимает, где и как он «чувствует свои чувства», он может лучше определить источник своих эмоций.
2. Расслабьтесь и раскрасьте
Точно так же раскрашивание позволяет детям погрузиться в свои мысли во время творчества. Попросите ребенка сосредоточиться на отдыхе, пока он раскрашивает.
Варианты этого упражнения включают поиск спокойного места на открытом воздухе для раскрашивания. Или, используя недоминантную руку для глупой забавы. Каким бы ни был маршрут, это упражнение предназначено для побуждения к позитивному самоанализу во время творчества.
3. Создание благодарственного коллажа
Коллажи — это творческий способ оттачивать моторику, зрительно-моторную координацию и решать проблемы. Есть также бесчисленное множество стилей и дизайнов, которым могут следовать дети. Эта подсказка фокусируется на коллажах, демонстрирующих, за что ребенок благодарен.
С таким предметом это упражнение будет способствовать счастью и самосознанию. Это также поможет детям определить предметы и людей, которые больше всего значат для них. Лучше всего то, что эти коллажи могут (и должны) быть максимально захватывающими и яркими. Поэтому поощряйте своих детей использовать различные материалы.
Реклама
4. Рисовать под музыку
Рисование — отличное занятие для детей; это помогает им исследовать цвета и искусство с минимальным риском. Поскольку они могут видеть прямой результат нанесения кисти на бумагу, рисование помогает детям понять причину и следствие. Даже очень маленькие дети могут испытывать эти мысли и эмоции.
Дети могут придать дополнительный эмоциональный заряд своему творчеству, добавив музыку. Музыка побуждает к танцам, пению и движениям, которые следует поощрять во время рисования. Музыка также может помочь вытянуть эмоции, которые можно передать на холсте. Это может привести к более легкому выражению идей и мыслей.
5. Пилотируйте свою мечту
Хотя искусство должно приносить удовольствие, оно также должно побуждать к размышлениям. Даже простое складывание бумажного самолетика может быть подходящим моментом для детей, чтобы выразить свои эмоции. В этом упражнении по изготовлению бумажного самолета попросите детей нарисовать счастливый сон на одной стороне листа. С другой стороны нарисуйте кошмар или другие негативные мысли.
Когда они складывают самолет, они должны задуматься о счастливом сне. Спросите их, что представляет собой их изображение. Почему это делает их счастливыми? Точно так же попросите их объяснить свой кошмарный образ. Это позволяет им работать со своими неосязаемыми мыслями. Затем, подбрасывая самолет в воздух, они могут «отпустить» свои негативные мысли.
Арт-терапия — это мягкий инструмент, который сразу же полюбится большинству детей. Поскольку возможности безграничны, вы можете адаптировать эти упражнения к интересам вашего ребенка, если ваш ребенок любит это занятие. Помогая своим детям распознавать и выражать свои эмоции с помощью искусства, вы даете им возможность самоанализа и роста — мощное благо для развития ума.
Фото: Кристин Браун на Unsplash
Привет! Я сотрудник по связям с общественностью в North Star Inbound. Выпускник с отличием Нью-Йоркского университета, я люблю публиковать художественные посты в блогах и обучающие материалы. Когда я не пишу, я люблю работать в саду с мамой, играть в боулинг с племянницами и проводить время на солнце Флориды.
20 значимых арт-терапевтических проектов для детей
АвторSara Reimers
HoursОбновлено
20 значимых арт-терапевтических проектов для детей
Эти идеи значимых арт-терапевтических проектов для детей отлично подходят для детей, которые борются или переживают трудные времена. Или просто используйте эти идеи, чтобы общаться со своими детьми в любое время!
Во времена большой неопределенности в нашей жизни многие родители ищут способы развлечь детей и помочь им меньше беспокоиться. Если ваши дети ищут способ размять свои творческие мускулы и заняться искусством, арт-терапия — отличный вариант.
Есть так много значимых художественных проектов, которые они могут сделать, чтобы помочь им выразить свои эмоции здоровым способом в любое трудное время. Хотя этот список был создан для детей, родители и даже подростки тоже могут принять участие в творческом развлечении! Вот 20 значимых арт-терапевтических проектов для детей.
1. Как сделать трехмерные иллюзорные отпечатки ладоней
Это довольно крутой трюк. И вашим детям понравится это делать!
2. Зеркало самооценки
Отличная идея для повышения уверенности и самооценки вашего ребенка.
3. Окрашенные цветочные горшки Squeezy Oozy
Есть что-то действительно забавное в том, чтобы разбрызгивать краску на эти горшки и позволять цветам сливаться вместе. Украшенные цветочные горшки тоже будут смотреться фантастически!
4. Нотное искусство
Это замечательное занятие сочетает в себе вашу любимую музыку с творчеством. Удвойте удовольствие!
5.
Процесс рисования кремом для бритьяЕсть так много крутых проектов, которые можно сделать с помощью крема для бритья. Лучше всего, однако, позволить вашим детям раздавить крем-краску для бритья руками.
6. Воссоединитесь со своими детьми с помощью этого простого художественного проекта
Простое занятие с использованием акварели. Вы и ваши дети рисуете вместе. Это отличный способ связаться с вашим ребенком практически в любое время.
7. Радужная картина из соли
Это невероятно весело и увлекательно. Вы обязательно захотите попробовать это занятие со своими детьми!
8. Самодельные моющиеся акварельные краски для рисования пальцами
Смываемые акварельные краски для рисования пальцами прекрасно подходят как для внутреннего, так и для наружного применения.
9. Сенсорная краска с ароматом лаванды
О-о-о, ароматерапия и краска! Лаванда тоже очень красивый аромат!
10. Аффирмационное упражнение по отслеживанию тела
Это отличное занятие, особенно для общения с детьми, пережившими травму.
11. Раскраски для печати
Раскрашивание всегда лечит, не так ли? Вот некоторые БЕСПЛАТНЫЕ раскраски, которые вы можете скачать:
- Животные зоопарка
- Океанические животные
- Цветочные цитаты
12. Искусство пруда
Ваши дети могут попрактиковаться в своем внутреннем Моне с помощью этого прекрасного художественного занятия.
13. Easy Preschool Sunshine Craft
Увлекательное занятие, сочетающее простое ремесло с аффирмациями для детей.
14. Морозильная окраска
Это похоже на использование пакета для глазури, но с краской. Так. Много. Веселье!
15. Бумага для бесплатной печати Hexagon Kaleidocycle
Что такое калейдоцикл? Да я тоже не знал. Но это довольно круто. Проверьте это!
16. Танцующая кисть Process Art
Это отличный способ познакомить детей с общественными помощниками.
17. Искусство риса
Цветной рис — прекрасный сенсорный материал. Дети постарше могут творить с ним!
18. Мраморные осенние деревья
Используйте крем для бритья, чтобы сделать мраморную бумагу и самые красивые осенние листья, которые вы когда-либо видели!
19. Раскрашивание цветным льдом
Раскрашивание кубиков льда.