Вербальная речь: Станишевская Ж. Вербальная коммуникация как объект исследования в процессе психотерапии

Вербальная коммуникация

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи. 

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Речь является естественным звуковым языком, то есть системой фонетических знаков (слов), которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. Речь представляет собой универсальное средство коммуникации, так как, при передаче информации с ее помощью, меньше всего будет теряться смысл сообщения.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

 
Рис. 1. — Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое закрепление. Её можно заранее обдумать и исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Отличие устной речи от письменной 

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи 

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Разница между письменной и устой речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся я в памяти лишь частично, а написанное может долго сохранять, о чём сказано и в пословицах: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

Вербальная коммуникация

Несомненно, чувства, эмоции и отношения людей являются очень важными факторами, влияющими на успешную коммуникацию. Но для делового общения важна не только передача эмоциональных состояний, но и передачу информации, которая происходит с помощью речи. 

Речь как средство коммуникации

Вербальная (от лат. verbalis – словесный) коммуникация осуществляется с помощью речи или языка.

Речь является естественным звуковым языком, то есть системой фонетических знаков (слов), которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. Речь представляет собой универсальное средство коммуникации, так как, при передаче информации с ее помощью, меньше всего будет теряться смысл сообщения.

Вербальные средства общения – это письменная и устная речь, чтение и слушание. С помощью устной и письменной речи создаётся текст, являющийся процессом передачи информации, а слушание и чтение помогают воспринимать текст, в котором заложена информация.

Виды речевой деятельности

С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

  • Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
  • Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
  • Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
  • Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.

Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.

Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.

 
Рис. 1. — Виды речи

Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).

Виды внешней речи

Внешняя речь бывает устной и письменной.

Устная речь

Устная речь представляет собой такой вид внешней речи, при котором слова озвучиваются, она использует систему фонетических и просодических средств выражения. Такой вид речи появляется в процессе говорения. Она характеризуется словесной импровизацией и некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает свобода в выборе лексики, используются простые предложения, употребляются побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, повторы, незаконченность выражения мысли.

Письменная речь

Письменная речь представляет собой такой вид внешней речи, когда слова находят графическое закрепление. Её можно заранее обдумать и исправить. Она характеризуется некоторыми языковыми особенностями: в ней преобладает книжная лексика, сложноподчиненные предложения, строгое соблюдение языковых норм, отсутствуют внеязыковые элементы.

Отличие устной речи от письменной 

Эти отличия необходимо учитывать в процессе делового общения. Заключаются они в характере адресата. Письменную речь обычно направляют к отсутствующим. Люди, которые пишут, не могут увидеть своего партнера по общению, а могут только мысленно представить его. На письменную речь не имеют влияния реакции воспринимающих её людей при прочтении.

Устная же речь предполагает наличие собеседника. Тот, кто говорит, и тот, кто слушает, в большинстве случаев не только слышат, но и видят один другого. Поэтому устная речь зависима от её восприятия другими людьми. Реакции одобрения или неодобрения, демонстрация понимания или непонимания могут оказать влияние на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции.

Человек, который говорит, создаёт свою речь незамедлительно: он одновременно должен преподнести и содержание и форму. У того, кто пишет, всегда есть возможность изменить свой текст, исправлять его по своему усмотрению.

Характер восприятия устной и письменной речи 

Восприятие устной и письменной речи отличается. Письменная речь рассчитывается с условием на зрительное восприятие. Когда человек читает, у него есть возможность перечитать любое место несколько раз, проверить корректность понимания. Устную речь воспринимают на слух, поэтому её следует строить и организовывать таким образом, чтобы её содержание могло быть понято сразу же, и легко было усвоено слушателями.

Разница между письменной и устой речью заключаются также и в том, что то, что говорят и произносят, является недолговечным, остаётся я в памяти лишь частично, а написанное может долго сохранять, о чём сказано и в пословицах: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»; «Что написано пером – не вырубишь топором».

2.6 Улучшение вербального общения – деловое общение для успеха

Цели обучения

  1. Перечислите и объясните использование шести стратегий улучшения вербального общения.
  2. Продемонстрировать правильное использование определений в устной или письменной презентации.
  3. Понять, как оценивать аудиторию, выбирать подходящий тон и проверять понимание и результаты в устной или письменной презентации.

На протяжении всей главы мы встречались с примерами и историями, которые подчеркивают важность вербального общения. Чтобы закончить главу, нам нужно рассмотреть, как можно использовать язык, чтобы просвещать или обманывать, поощрять или обескураживать, наделять силой или разрушать. Определяя термины, которые мы используем, и выбирая точные слова, мы максимизируем понимание нашей аудиторией нашего сообщения. Кроме того, важно учитывать аудиторию, контролировать свой тон, проверять на понимание и ориентироваться на результат. Признание силы вербального общения — это первый шаг к пониманию его роли и влияния на процесс общения.

Определите свои термины

Даже если вы будете четко и лаконично формулировать свое сообщение, не все поймут каждое слово, которое вы говорите или пишете. Как эффективный деловой коммуникатор, вы знаете, что ваша ответственность заключается в том, чтобы дать вашей аудитории все преимущества в понимании того, что вы имеете в виду. Тем не менее, ваша презентация потерпит неудачу, если вы попытаетесь дать определение каждому термину — в конечном итоге вы будете звучать как словарь.

Решение состоит в том, чтобы быть в курсе любых слов, которые вы используете, которые могут быть незнакомы вашей аудитории. Когда вы определяете незнакомое слово, первое, что вы решаете, — использовать ли его или заменить более распространенным и понятным словом. Если вы решите использовать незнакомое слово, вам нужно решить, как передать его значение тем членам вашей аудитории, которые с ним не знакомы. Вы можете сделать это различными способами. Наиболее очевидным, конечно, является указание значения напрямую или перефразирование термина другими словами.

Но вы также можете передать смысл в процессе формулирования и поддержки своих тезисов. Другой способ — привести примеры для иллюстрации каждой концепции или использовать параллели из повседневной жизни.

В общем, не забывайте о своей аудитории и представьте себя на их месте. Это поможет вам настроить уровень и стиль письма в соответствии с их потребностями, максимально увеличив вероятность того, что ваше сообщение будет понято.

Выбирайте точные слова

Чтобы улучшить понимание, выбирайте точные слова, которые максимально ярко и точно рисуют мысленную картину для вашей аудитории. Если вы используете расплывчатый или абстрактный язык, ваш смысл может быть потерян или неверно истолкован. Ваш документ или презентация также будут менее динамичными и интересными, чем могли бы быть.

Таблица 2.2 «Что именно вы говорите?» перечисляет некоторые примеры фраз, которые являются неточными и точными. Какой из них вызывает в вашем воображении более динамичный образ?

Таблица 2. 2 Что именно вы говорите?

Известный писатель Уильям Сафир умер в 2009 году; ему было за семьдесят. Бывший спичрайтер Никсона, языковой авторитет и обозреватель New York Times Уильям Сэфайр умер от рака поджелудочной железы в 2009 году; ему было семьдесят девять.
Кламбер-спаниели — крупные собаки. Американский клуб кламбер-спаниелей описывает эту породу как «длинную, низкую, крепкую собаку», ростом от 17 до 20 дюймов и весом от 55 до 80 фунтов.
Во время беременности важно соблюдать здоровую диету. Соблюдение диеты, богатой цельными зернами, фруктами и овощами, нежирным мясом, нежирными молочными продуктами, может улучшить ваше здоровье во время беременности и повысить ваши шансы на рождение здорового ребенка.
Мы успешно продвигаемся по проекту. За две недели, прошедшие с момента создания, наша команда из четырех человек достигла трех из шести целей, поставленных перед завершением проекта; мы находимся на пути к завершению проекта еще через три-четыре недели.
При той же потраченной сумме мы ожидали большей добавленной стоимости. Мы рассмотрели несколько предложений по цене 10 000 долларов, и все они предлагают больше возможностей, чем мы видим в системе стоимостью 12 500 долларов, которую предлагает ABC Corp.
На место происшествия были вызваны сотрудники полиции. Отвечая на звонок в службу экстренной помощи, офицеры полиции штата Арельяно и Чавес подъехали к пересечению шоссе 53 и шоссе 21.
Жертва шла по улице. Жертва с криком побежала к дому соседки Мэри Ли по адресу Орчард-стрит, 31.
Доступно несколько различных цветовых решений. Шелковая жаккардовая ткань доступна в цветах слоновой кости, мха, корицы и топаза.
В этом смартфоне больше приложений, чем клиенты могут себе представить. По последним подсчетам, для BlackBerry Tempest установлено более 500 приложений, многие из которых стоят 99 центов или меньше; пользователи могут получать спортивные результаты в режиме реального времени, загружать видео в TwitVid, просматривать расписание пригородных поездов, редактировать электронные письма перед пересылкой и находить рецепты, но пока это не готовит за вас.
Женщину перебили, когда она выступала на медицинском мероприятии. 25 августа 2009 г., член палаты представителей Фрэнк Паллоне (демократ от 6-го избирательного округа штата Нью-Джерси) организовал собрание «ратуши» по реформе здравоохранения, на котором многие зрители кричали и освистывали женщину в инвалидной коляске, когда она говорила о необходимости доступного медицинского страхования и своих страхах. что она может потерять свой дом.

Рассмотрите свою аудиторию

Помимо точных слов и четких определений, контекстуальные подсказки важны для того, чтобы направлять вашу аудиторию во время чтения. Если вы обращаетесь к широкой аудитории и решите использовать слово на профессиональном жаргоне, которое может быть понятно многим, но не всем, из вашей аудитории, добавьте к нему общую ссылку, которая четко связывает его основное значение. С помощью этой позитивной стратегии вы сможете наладить отношения с аудиторией из разных слоев общества. Внутренние сводки рассказывают нам о том, что мы слышали, и прогнозируют, что будет дальше. Важны не только слова, но и то, как люди их слышат.

Если вы произносите волшебные слова «в заключение», вы приводите в действие ряд ожиданий, с которыми вы собираетесь покончить. Однако если вы введете новую мысль и продолжите говорить, аудитория воспримет нарушение ожиданий и привлечет вас к ответственности. Вы сказали волшебные слова, но не выполнили их. Один из лучших способов проявить уважение к аудитории — не превышать ожидаемое время презентации или длину документа. Ваше пристальное внимание к контекстуальным подсказкам продемонстрирует, что вы четко рассматриваете свою аудиторию.

Возьмите под контроль свой тон

Ваше письмо или речь звучат приятно и приятно? Простой или сложный? Или это кажется скучным, формальным, раздутым, ироничным, саркастическим, цветистым, грубым или невнимательным? Распознать собственный тон не всегда легко, поскольку мы склонны читать или слушать со своей собственной точки зрения и делать соответствующие поправки.

После того, как мы охарактеризовали наш тон, нам нужно решить, можно ли его улучшить и каким образом. Чтобы понять, как влиять на тон и заставить свой голос соответствовать вашим намерениям, требуется время и навыки.

Один из полезных советов: прочтите документ вслух перед тем, как его произнести, точно так же, как вы репетируете речь перед тем, как представить ее аудитории. Иногда, услышав собственные слова, можно раскрыть их тон, помогая решить, правильны ли они или соответствуют ситуации.

Другой способ — прослушать или посмотреть презентации других, которые были описаны с помощью терминов, связанных с тоном. У Мартина Лютера Кинга-младшего был один стиль, а у президента Барака Обамы — другой. Надпись в The Atlantic гораздо сложнее, чем более простое письмо в USA Today , но оба они пользуются большим успехом у соответствующей аудитории. Какой тон лучше всего подходит для вашей целевой аудитории?

Наконец, ищите и будьте восприимчивы к отзывам от учителей, одноклассников и коллег. Не просто верьте на слово одному критику, но если несколько критиков укажут на речь как на образец напыщенного красноречия, и вы не хотите показаться в своем изложении напыщенным, вы можете узнать из этой образцовой речи, что следует избегать.

Проверка на понимание

Когда мы разговариваем друг с другом лицом к лицу, понять, понял ли вас кто-то, не так уж сложно. Даже если действительно не поняли, можно сразу посмотреть, задать вопросы, уточнить. Это дает устному общению, особенно живому общению, явное преимущество. Используйте эту непосредственность для обратной связи в ваших интересах. Находите время для обратной связи и планируйте ее. Задавайте уточняющие вопросы. Поделитесь своей презентацией с несколькими людьми и выберите людей, которые обладают схожими характеристиками с ожидаемой аудиторией.

Если вы собираетесь выступить перед группой, о которой вы заранее знали, что она принадлежит к определенному возрасту, полу или профессиональному опыту, имеет смысл связаться с кем-то из этой группы только до вашего фактического выступления, чтобы проверить и убедиться, то, что вы создали, и то, что они ожидают, похоже. В устном общении обратная связь является основным компонентом модели общения, и мы часто можем ее видеть, слышать, и для ее оценки требуется меньше усилий.

Будьте ориентированы на результат

В конце дня задание должно быть выполнено. Может оказаться сложной задачей найти баланс между потребностью во внимании к деталям и необходимостью получения конечного продукта и сроков его выполнения. Стивен Кови предлагает начать с конца, как одну из стратегий достижения успеха. Если вы подготовились, знаете цели своего задания, желаемые результаты, узнали о своей аудитории и адаптировали сообщение к их ожиданиям, то вы на правильном пути к выполнению задачи. Ни один документ или презентация не совершенны, но сама цель достойна постоянных усилий по ее совершенствованию.

Здесь важно знать, когда дальнейший пересмотр не принесет пользы презентации, и сместить акцент на тестовый маркетинг, запрос обратной связи или просто обмен информацией с наставником или коллегой для быстрого обзора. Нахождение баланса во время участия в деятельности, требующей высокого уровня внимания к деталям, может быть проблемой для любого делового коммуникатора, но полезно помнить о конце.

Key Takeaway

Чтобы улучшить общение, определите свои термины, выберите точные слова, учитывайте свою аудиторию, контролируйте свой тон, проверяйте понимание и стремитесь к результатам.

Ссылки

Кови, С. (1989). Семь привычек высокоэффективных людей . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

Слуховая вербальная терапия и логопедическая терапия

Слуховая вербальная терапия и логопедическая терапия — это два типа программ раннего вмешательства, разработанных для того, чтобы помочь детям лучше общаться с окружающим миром.

Оба термина довольно популярны среди глухих и слабослышащих детей, поскольку эти два термина часто используются как синонимы. Но между логопедией и аудио-вербальной терапией есть существенные различия, в том числе:

  • Почему они существуют
  • Как они работают
  • Кому они помогают

Если вас смущает цифра 2, в этой статье объясняется, чем они отличаются и почему мы прежде всего используем слухоречевую терапию в ЦЧАТ Центр.

Посмотреть видео:

Что такое традиционная логопедия?

Логопедия занимается широким спектром нарушений речи и языка или задержкой развития. Работая в частной практике или в школьных округах, дефектологи обычно работают с детьми, которые демонстрируют:

  • Ошибки артикуляции (например, неправильное произношение звуков речи)
  • Задержка рецептивной и экспрессивной речи
  • Нарушение беглости речи (т. словесный язык для выражения сами себя. Нормальный ли у них слух или нет, значения не имеет. Логопедия предназначена для того, чтобы помочь детям общаться более четко и эффективно.

    Что такое слухоречевая терапия?

    Слуховая вербальная терапия (она же слуховая оральная терапия) сильно отличается от традиционной логопедии.

    Во-первых, основное внимание уделяется почти исключительно глухим и слабослышащим детям. Такие учащиеся испытывают трудности с получением и обработкой поступающей слуховой информации.

    В частности, дети, получающие слухо-вербальную терапию, еще не научились связывать звуки, которые они получают (через слуховые аппараты или кохлеарные импланты), с их соответствующими значениями.

    Слуховая вербальная терапия предназначена для обучения таких детей важным «навыкам слушания». И это достигается с помощью соответствующих возрасту упражнений, которые помогают детям овладеть инструментами обработки речи и языка, которые соответствуют их слышащим сверстникам.

    Умение слушать имеет решающее значение для развития прочной языковой базы. Фактически, конечная цель слухо-вербальной терапии состоит в том, чтобы помочь учащимся влиться в обычные учебные заведения, чтобы они могли учиться наравне с другими учащимися в своем классе.

    Только путем создания этих звуковых/смысловых ассоциаций дети могут перейти к типам артикуляционных упражнений, обычно используемых в традиционной логопедии.

    Например, глухие и слабослышащие дети:

    • Сначала они должны научиться различать входящие звуки, например, лай собаки 
    • Затем они учатся различать звуки (например, «гав» и «а» мяу»)
    • Затем им нужно определить источник звука, посмотрев на ближайшую собаку (а не на ближайшую кошку)
    • Наконец, они учатся воспринимать звук – т.е. лай = собака

    У людей с нормальным слухом все вышеперечисленное происходит органично.

    Глухие и слабослышащие дети часто нуждаются в руководстве в процессе развития. Даже при использовании технологии коррекции слуха слуховая информация не имеет внутренней ценности до тех пор, пока учащиеся не научатся связывать поступающие сигналы с их глубинными значениями.

    Наш подход к слухоречевой терапии

    В центре CCHAT мы работаем с глухими и слабослышащими детьми. Но в отличие от большинства школ , которые обслуживают учащихся с нарушениями слуха, американский язык жестов (ASL) не является частью нашей основной учебной программы, поскольку все наши дети:

    • уже могут «слышать» мир вокруг себя благодаря к вспомогательным технологиям, таким как слуховые аппараты и кохлеарные импланты.
    • Иметь возможность научиться выражать себя с помощью произнесенных слов. Это объясняет, почему традиционная логопедия редко используется в наших курсах.

    Нашим учащимся просто нужна помощь в преобразовании входящих звуковых сигналов, передаваемых их вспомогательными слуховыми аппаратами, в осмысленную информацию.

    Опять же – это происходит автоматически для детей, которые растут с нормальным слухом.

    Чтобы восполнить пробел и помочь нашим учащимся сформировать правильные звуковые ассоциации, мы используем когнитивный подход, который отличается от типичной педагогики подбора словарного запаса, используемой многими логопедами.

    Например, когда вас просят определить круг, нарисованный на доске:

    • Студентам может быть предложено ответить словом «круг» на стандартном сеансе логопедии. Это очень буквальное объяснение того, что видят дети. Но этот жесткий ответ не отражает всех нюансов, закодированных в языке.
    • Однако, используя слухо-вербальную терапию, мы поощряем наших студентов исследовать гораздо более широкий спектр ответов, чтобы помочь им развить свои лингвистические способности. Объект на доске действительно может быть кругом. Но с таким же успехом это может быть солнце, луна, лицо или любое количество других возможных ответов.

    Последний пример больше соответствует тому, как слуховая обработка и разговорная речь работают в человеческом мозгу. Редко связь между входящими сигналами и их скрытым значением высечена на камне. Используя слухо-вербальную терапию, мы помогаем глухим или слабослышащим детям избегать строгих определений 1:1, поскольку они развивают гораздо более глубокое контекстуальное понимание языка.

    Работает ли слухоречевая терапия?

    На ранних стадиях слухоречевая терапия требует сознательных и целенаправленных усилий. Дети должны активно принимать позу слушателя, что может быть как утомительным, так и разочаровывающим.

Добавить комментарий