Виды беседы как метода исследования: 3.2. Беседа как метод исследования

Общее понятие о методе беседы

Текст записи: 

1. Характеристика беседы

Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет устано­вить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.

Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использо­валась как самостоятельный метод исследования (“клиниче­ская беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрей­да). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования  этот метод используется пока сравнительно мало.

Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы явля­ется доверие испытуемого к исследователю, создание бла­гоприятной психологической атмосферы. Полезную информа­цию во время беседы дает внешнее поведение испы­туемых, их мимика, жесты, интонация речи.

Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непос­редственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психоло­гу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъек­тивные состояния собеседника могут и не найти выражение в его по­ведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требова­ний и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или плани­руемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.

Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет воз­можность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.

Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником явля­ется растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает эконо­мию времени.

В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социаль­но-психологических исследованиях или психологическом обследо­вании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью форму­лировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, напри­мер, постановка вопросов, их очередность, продолжительность раз­говора. Беседа как метод получения психологом данных непосредст­венно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответствен­ность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хоро­шем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать кон­такты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований  и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифи­цировать и реально оценивать факты, проникать в сущность про­блемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведе­ний, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индиви­дуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекоменду­ется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе может вызвать у исследуемого отри­цательную реакцию и нежелание давать правдивые ответы. Именно этим обусловлена сложность метода беседы для пси­холога, который должен досконально проанализировать ответы с тем, чтобы отбросить недостоверные и несущественные, но сосредо­точить внимание на фактах, которые являются в данном случае носителями нужной информации.

Получение информации в беседе основано на вербальной коммуникации исследователя и испытуемого, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы собеседника, его позицию. Гибкость этого метода обеспечи­вает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего кон­текста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредст­венный контакт испытуемого и исследователя тре­бует от последнего определенных качеств личности, таких как гибкость ума, общительность, умение завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу. Гибкость ума – способность хорошо ориентироваться в ситуации, оперативно принимать оптимальные решения. Общительность – умение войти в контакт, преодолеть предубеждения, завоевать доверие, расположение собеседника.

Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственно­го общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышле­ния, наблюдательности психолога. Наблюдательность – умение выделять, оценивать отдельные признаки событий.

Если психологу удастся создать атмосферу до­верия и искренности, метод беседы позволит ему по­лучать такую информацию, которую невозможно по­лучить никаким другим методом. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы собеседника бы­ли свободны от влияния личных отношений, устано­вившихся между опрашиваемым и опрашивающим, от способа постановки вопроса.

2. Основные виды беседы в психологии

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуаль­ные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).

По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы.

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает пред­варительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения не­точных и неполных данных. Стандартизированная бе­седа используется чаще всего тогда, когда необхо­димо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.

Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, иссле­дователь заранее готовит вопросы, которые будут по­ставлены, но их содержание, очередность и формули­ровка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предва­рительно определенной схемы. Недостатком этой фор­мы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.

Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам ис­следования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отноше­ниях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизирован­ной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.

По организационной форме различают следующие виды беседы: беседа по месту работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.

Беседа по месту работы или занятий проводится, как правило, на рабочем месте или в служеб­ном помещении. Она наиболее целесообразна, когда изу­чаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными проблемами. Например, если беседа с испытуемым проходит в привычных условиях, где он обычно работает или учится, то все обстоятельства, связанные с предметом беседы, быстрее актуализируются в его сознании.

Беседа по месту жительства проводится в домашней обстановке, где человек располагает большим временем и свободой. Она становится пред­почтительной, если предмет беседы касается таких проб­лем, о которых удобнее говорить в неофициальной об­становке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В привычных условиях собеседник охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения конфиденциальной информации.

Беседа в кабинете психолога, как правило, завершает комплексное обследование психологических качеств личности и позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служеб­ном помещении.

Независимо от места проведения беседы, стоит по­заботиться об устранении или хотя бы уменьшении влия­ния “третьих” лиц. Опыт показывает, что даже молчали­вое присутствие во время беседы “третьего” лица (коллеги, члена семьи, гостя, соседа) оказывает влияние на психологический контекст беседы и может вызвать смещение в содержании ответов испытуемого.

3. Стандартизированная беседа

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В стандартизированной беседе обычно преобладают закрытые вопросы. При использовании этого вида беседы исследователь обя­зан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию беседы. План беседы разрабатывается не в “письмен­ном”, а в разговорном, устном стиле. Например, вопрос может формулироваться так: “Я перечислю Вам разные виды занятий в свобод­ное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обыч­но занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?”.

Испытуемый должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее продуманного набора. Если в процессе беседы возникает потреб­ность объяснить испытуемому неясное слово или смысл во­проса, исследователь не должен при этом допускать произ­вольного толкования, отклонения от смысла первоначаль­ной формулировки вопроса.

Достоинства этого вида беседы состоят в том, что будет получено максимально полное описание фактов, поскольку исследователь “жестко” ведет испытуемого по плану беседы, не упуская ни одной важной детали. В то же время именно с этим обстоятельством связано возможное влияние фактора престижа: стремление испытуемого соответствовать в своих ответах нормативным требованиям независимо от действительного положения дел.

Таким образом, в ситуации стандартизированной (формализованной) беседы исследователю отводится по преимуществу исполнительская роль. В этой форме беседы влияние исследователя на качество данных может быть сведено к минимуму.

4. Частично стандартизированная беседа

Частично стандартизированная беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого происходит с применением открытых вопросов и предусматрива­ет меньшую степень стандартизации поведения исследователя и испытуемого. Исследователь разрабатывает подробный план беседы, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формули­ровки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Исследователь воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, а испытуемый дает ответы в свободной форме. Задача исследователя состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и преду­смотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики испытуемого (в том числе стено­графия или магнитофонная запись). Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе беседы. В этом случае после каждого вопроса приводится схема класси­фикации ответов, в которой исследователь отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: “Какие газеты Вы читаете?” — в опроснике дается перечень газет, ин­тересующих исследователя, а также предусмотрена пози­ция —  “другие газеты”.

Этот вид беседы требует несколько больших затрат времени и труда: испытуемый дольше обдумывает и фор­мулирует ответы, а исследователь тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на кодировку и последующий анализ содержания ответов. Именно по этим причинам частично стандартизированная беседа с открытыми вопросами применяется реже стандартизированной беседы. Вместе с тем далеко не для всех задач нужна форма­лизованная, унифицированная информация. В ряде случа­ев особую ценность представляет учет как можно более широкого диапазона различий в поведении, мнениях, оцен­ках испытуемых, а такую информацию можно получить, только уменьшив стандартизацию беседы, предоставив исследователю большую свободу в регистрации высказыва­ний испытуемых.

Высказывания испытуемых могут существенно разли­чаться по форме, содержанию, объему, композиции, полноте, уровню информи­рованности, аналитическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. Своеобразная “пла­та” за это уточнение информации — дополнительные за­траты времени на сбор и обработку данных. Подобные взаимозависимости исследовательских задач, качества и содержания информации, а также затрат вре­мени и труда характерны и для других разновидностей беседы.

5. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа

Фокусированная беседа является следующей ступенью, ве­дущей к уменьшению стандартизации поведения исследователя и собеседника. Она имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Испытуемых в этом виде беседы заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, участвуют в ра­боте семинара, методика и содержание которого будут за­тем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются и вопросы для такой беседы, причем их перечень для исследователя обязателен: он может менять их последова­тельность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободная беседа отличается минимальной стандар­тизацией поведения исследователя и испытуемого. Этот вид беседы приме­няется в тех случаях, когда исследователь только присту­пает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в конкретных условиях.

Свободная беседа проводится без заранее подготов­ленного вопросника или разработанного плана беседы. Оп­ределяется только тема беседы, которая и предлагается собеседнику для обсуждения. Направление беседы, ее ло­гическая структура, последовательность вопросов, их фор­мулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит беседу, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации.

Получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для ста­тистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом спе­цифики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Ответы записываются с максимальной точностью (желательно стенография или магнитофон). Для обобщения ответов применяются тради­ционные методы конент-анализа текстов.[2]

Список использованной литературы

1. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

2. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

 

 

Лабораторная работа №2 метод беседы


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

МЕТОД БЕСЕДЫ


Учебная задача: освоение способов организации и проведения беседы (на примере полустандартизованного интервью).

Этапы:


Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов

Разработка плана полустандартизованной беседы на материале изучения самооценки взрослого человека (см. приложение).

Проведение и анализ пробной сессии (во время занятия в университете)

Проведение самостоятельного интервью, подготовка отчета.


Материалы для оценки учебных достижений:


  1. Эссе “Беседа как метод изучения человека: как реализовать возможности и избежать опасностей»

  2. Отчет о пробной сессии

  3. Отчет о проведении самостоятельного интервью

  4. Аудиозапись беседы.

Литература


  1. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». Редактор-составитель А. М. Айламазьян. Москва «Смысл», 1999.

  2. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум,1978.

Эссе «Беседа как метод изучения человека:


как реализовать возможности и избежать опасностей».
— в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому.
Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются: 1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству; 2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы; 3) интервью.





ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ


1. Цель: выявление самооценки испытуемого по определенным критериям (счастье, здоровье, характер, ум).

2. Объект исследования: Б.В. женский, 21, не замужем

3.

Предмет исследования: самооценка испытуемого

4. Ситуация исследования: беседа в домашней обстановке, без посторонних лиц.

5. Время исследования: 16.11.2014, время (с 19.00 по 20.00).

6. Форма регистрации результатов: протокол.

7. Тип беседы: частично стандартизированная.

8. Материал: модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

9. Протокол беседы:


Этапы беседы

Вопросы интервьюера

Реакции испытуемого

Примечания

вербальные

невербальные

1. Вопросы по шкале «здоровье»

Скажи ,какое у тебя на данный момент здоровье?

Сейчас здоровье у меня в норме ,чувствую себя хорошо. Только зимой часто болею.

Говорит спокойно, и не много улыбается.

Хотела бы ты, чтобы у тебя никогда не было проблем со здоровьем?

» Конечно хотела, но так не получится ни у одного человека. Да и идеального здоровья тоже не бывает ни у кого.

Какой по твоему мнению самый здоровый человек?

Наверное ,он правильно питается ,занимается спортом, у него нету вредных привычек.

А какой самый не здоровый человек? Твое мнение?

Он болезненно выглядит, болеет очень часто, курит, пьет.

Что нужно тебе, чтобы достичь лучшего состояния здоровья?

Я должна заниматься спортом, и следить за своим питанием.

2.Вопросы по шкале «счастье»

Как ты можешь описать свое состояние счастья?

Счастье для меня это-семья, чтобы они были здоровыми. Преданные Друзья и чтобы была в жизни любовь. все это у меня есть и я счастлива.

Широкая улыбка на лице и жесты руками.

Кто, с твоей точки зрения, самый счастливый человек и почему?

Для каждого человека счастье звучит по-разному. Для кого-то семья и друзья ,для кого-то карьера и деньги.

Задумчивое выражение лица.

Кто, с твоей точки зрения, самый несчастный и почему?

«Человек, у которого нету семьи и друзей, и ему не с кем поговорить.

Задумчивое выражение лица.

Чего тебе не хватает, чтобы быть совсем счастливой?

Я даже не знаю, на данный момент мне кажется, что мне всего хватает.

Задумчивое выражение лица.

Что нужно сделать .чтобы быть счастливым человеком?

Делать то, что мне подсказывает мое сердце.
Не повторять за другими людьми и жить своей жизнью. Учиться чему-то новому.

Задумчивое выражение лица. Смотрит долго в одну точку.

3.Вопросы по шкале «ум»

В каком смысле ты понимаешь слово «ум»,когда оцениваешь себя?

Нужно хорошо обдумывать свои решения заранее.

Задумчивое выражение лица. Глаза отводит по сторонам.

Как ты себя оцениваешь по уму?

Я не считаю себя самым умным человеком, но и глупым тоже. Вообще мне трудно ответить на этот вопрос, я интересуюсь тем, что мне интересно.

Кого бы ты могла поставить по шкале по уму чуть выше себя? Приведи, если можно, описание такого человека.

Людей, которые прожили больше жизнь, чем я. У них большой жизненный опят и они через многое прошли в своей жизни.

Кто с твоей точки зрения самый глупый?

Человек, который ничем не интересуется, не читает книги, не смотрит новости не думает о своих поступках.

Кого бы ты могла поставить по шкале по уму чуть ниже себя? Приведи, если можно, описание такого человека.

Люди которые младше меня (в основном это дети, которые только начинают учиться)

Каким умом ты бы хотела обладать?

Все приходит со временем и не с разу, с опытом. Я только начинаю жить, и я думаю, что все у меня впереди.

Чего тебе не хватает, чтобы приблизиться к идеалу умного человека?

Я не люблю долго сидеть за уроками, хочу побыстрее пойти отдыхать, заниматься своими делами, которые мне интересны. Я очень много ленюсь.

4.Вопросы по шкале «характер»

Как ты считаешь, какой у тебя характер? Почему именно такой?

«Характер у меня сложный и вредный. Но уступать я тоже могу. Люблю когда все по-моему.

Какой характер в твоём взгляде самый сложный?

Это человек, который всем грубит, постоянно недовольный. И с ним очень сложно найти общий язык.

Каким характером ты бы хотела обладать?

Хотела бы, чтобы характер был чуть лучше хотя бы. Чтобы людям было со мной проще общаться, и понимали меня с полуслова.

10. Общее заключение о самооценке испытуемого:

Проведя беседу с испытуемой, я могу сделать вывод о том, что самооценка является средняя. Она отвечала на мои вопросы заинтересованно, четко и понятно, обдумывала каждый вопрос, и говорила правду, и объясняла почему так отвечала. Мне очень понравилась с ней общаться.

Каталог: doc -> groups
groups -> Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии
groups -> Психологическое тестирование
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
groups -> Занятие №5 Групповая сплоченность и совместимость
groups -> Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения 2007 ббк 88. 5 ц 34
groups -> Социальный интеллект. Тест Гилфорда
groups -> Проблемы компьютерной игровой наркомании
groups -> Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
groups -> Конформность (2 часа)
groups -> Т. П. Гаврилова. Психологическая наука и образование 1997, №1 (88-92)


Скачать 0.65 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Руководство по методологиям коммуникационных исследований: количественные и качественные исследования

Содержание

  • Обзор связи
  • Методы исследования коммуникации
  • Количественные исследования
  • Качественное исследование
  • Риторические исследования
  • Смешанная методология

Студенты, желающие получить ученую степень в области коммуникации, должны иметь хотя бы некоторый интерес к пониманию теорий коммуникации и/или проведению исследований в области коммуникации. По мере того, как студенты переходят от программ бакалавриата к программам магистратуры, происходит интересное изменение: студент больше не является просто хранилищем знаний. Скорее, ожидается, что студент будет учиться, а также создание знаний. Это новое знание в значительной степени генерируется за счет развития и завершения исследований в области коммуникативных исследований. Перед изучением различных методологий, используемых для проведения коммуникативных исследований, важно иметь базовое представление о сфере коммуникации.

Обзор общения

Дать определение общению гораздо сложнее, чем кажется. Действительно, ученые годами спорят об этой теме, обычно расходясь во мнениях по следующим темам:

  • Ширина : Сколько видов поведения и действий следует или не следует считать общением.
  • Намеренность : Включает ли определение намерение общаться.
  • Успех : Смог ли кто-то эффективно передать сообщение, или просто попытался это сделать, но оно не было получено или понято.

Однако в большинстве определений рассматриваются пять основных компонентов, в том числе: отправитель, получатель, контекст/среда, среда и сообщение. Вообще говоря, коммуникативные исследования изучают эти компоненты, задавая вопросы о каждом из них и пытаясь найти ответы на эти вопросы.

Когда учащиеся ищут ответы на свои вопросы, они придерживаются подхода, аналогичного большинству других исследователей. Этот подход состоит из пяти шагов: концептуализация, планирование и разработка, внедрение методологии, анализ и интерпретация, переосмысление.

  1. Концептуализация : В процессе концептуализации учащиеся развивают область своих интересов и определяют, заслуживают ли изучения их конкретные вопросы и гипотезы. Если исследование уже завершено или нет практической причины исследовать тему, учащимся может потребоваться найти другую тему исследования.
  2. Планирование и проектирование : Во время планирования и проектирования учащиеся выбирают свои методы оценки и решают, как они планируют определять свои переменные измеримым образом.
  3. Внедрение методологии : При внедрении методологии учащиеся собирают необходимые данные и информацию. Например, они могут принять решение о проведении опроса. Это шаг, когда они будут использовать свой опрос для сбора данных. Если учащиеся решат провести риторическую критику, тогда они проанализируют свой текст.
  4. Анализ и интерпретация : По мере того, как учащиеся анализируют и интерпретируют свои данные или доказательства, они превращают необработанные выводы в осмысленные выводы. Если бы они решили провести интервью, это был бы момент в процессе, когда они оценили бы результаты интервью, чтобы найти значение, поскольку оно связано с интересующими феноменами общения.
  5. Переосмысление : Во время переосмысления учащиеся спрашивают, как их результаты соотносятся с большим объемом исследований — исследованиями, связанными с их собственными, которые уже завершены, и исследованиями, которые они должны провести в будущем, чтобы продолжать отвечать на новые вопросы.

Этот последний шаг имеет решающее значение и отражает важный принцип исследования коммуникации: все исследования способствуют лучшему общему пониманию коммуникации и продвигают область вперед, позволяя разрабатывать новые теории.

Методы исследования коммуникации

В области коммуникации существуют три основных методологии исследования: количественная, качественная и риторическая. По мере того, как студенты, изучающие коммуникацию, продвигаются по карьерной лестнице, они, вероятно, обнаружат, что используют один из них гораздо чаще, чем другие.

Количественные исследования

Количественные исследования стремятся установить знания посредством использования чисел и измерений. В рамках всеобъемлющей области количественных исследований существует множество различных методологий. Наиболее часто используемыми методологиями являются эксперименты, опросы, контент-анализ и метаанализ. Чтобы лучше понять эти методы исследования, вы можете изучить следующие примеры:

Эксперименты : Эксперименты — это эмпирическая форма исследования, которая позволяет исследователю изучать общение в контролируемой среде. Например, исследователь может знать, что есть типичные ответы, которые люди используют, когда их прерывают во время разговора. Однако может быть неизвестно, как частота прерывания вызывает эти разные реакции (например, используют ли коммуникаторы разные ответы, когда их прерывают раз в 10 минут или раз в минуту?). Эксперимент позволит исследователю создать эти две среды для проверки гипотезы или ответа на конкретный исследовательский вопрос. Как вы понимаете, было бы очень много времени — и, вероятно, невозможно — просмотреть это и измерить в реальном мире. По этой причине эксперимент был бы идеальным для этого исследовательского запроса.

Опросы : Опросы часто используются для сбора информации от больших групп людей с использованием шкал, проверенных на достоверность и надежность. Исследователю может быть любопытно, как начальник, делящийся личной информацией со своим подчиненным, влияет на то, как подчиненный воспринимает своего начальника. Исследователь может создать опрос, в котором респонденты будут отвечать на вопросы об а) информации, которую их руководители сами раскрывают, и б) их восприятии своих руководителей. Данные, собранные об этих двух переменных, могут предложить интересные идеи об этом общении. Как вы могли догадаться, эксперимент в данном случае не сработает, потому что исследователю нужно оценить реальные отношения, а также проникнуть в сознание респондента.

Контент-анализ : Контент-анализ используется для подсчета количества случаев появления явления в медиа-источнике (например, в книгах, журналах, рекламных роликах, фильмах и т. д.). Например, исследователю может быть интересно узнать, недостаточно ли представлены на телевидении люди определенных рас. Они могут изучить эту область исследований, подсчитав, сколько раз люди разных рас появляются на телевидении в прайм-тайм, и сравнив это с реальными пропорциями в обществе.

Мета-анализ : В этом методе исследователь берет набор количественных исследований и анализирует данные в целом, чтобы лучше понять феномен коммуникации. Например, исследователя может интересовать, как видеоигры влияют на агрессию. Этот исследователь может обнаружить, что по этой теме было проведено много исследований, иногда с противоречивыми результатами. В своем метаанализе они могли проанализировать существующую статистику в целом, чтобы лучше понять взаимосвязь между двумя переменными.

Качественное исследование

Качественное исследование направлено на изучение восприятия и понимания субъектов в отношении коммуникации. Представьте себе двух исследователей, которые хотят понять, как студенты воспринимают базовый курс общения в университете. Первый исследователь, количественный исследователь, может измерять пропуски занятий, чтобы понять восприятие учащихся. Второй исследователь, качественный исследователь, может взять интервью у студентов, чтобы узнать, что им нравится и не нравится в курсе. Первый основан на точных цифрах, а второй основан на человеческом опыте и восприятии.

Качественные исследователи используют множество различных методологий. Одними из самых популярных являются интервью, фокус-группы и включенное наблюдение. Чтобы лучше понять эти методы исследования, вы можете изучить следующие примеры:

Интервью : обычно исследователь ведет дискуссию с участником на основе вопросов, разработанных исследователем. Например, исследователь может быть заинтересован в том, как родители влияют на жизнь своих детей, пока они учатся в колледже. Исследователь может потратить время на беседы со студентами колледжа на эту тему, расшифровать разговоры, а затем попытаться найти темы в различных дискуссиях.

Фокус-группы : Исследователь, использующий этот метод, собирает группу людей, хорошо знакомых с явлением коммуникации. Например, если исследователь хочет понять опыт пар, которые по своему выбору остались бездетными, он или она может провести серию фокус-групп. Этот формат полезен, потому что он позволяет участникам опираться на опыт друг друга, запоминая информацию, которую в противном случае они могли бы забыть. Фокус-группы также, как правило, дают полезную информацию с большей скоростью, чем интервью. Тем не менее, некоторые вопросы слишком деликатны для фокус-групп и лучше подходят для интервью.

Наблюдение за участниками : Как следует из названия, этот метод включает в себя наблюдение исследователя за участниками в их естественной среде. В некоторых случаях участники могут не знать, что их изучают, поскольку исследователь полностью погружается в себя как член среды. Чтобы проиллюстрировать наблюдение за участниками, представьте исследователя, интересующегося тем, как юмор используется в здравоохранении. Этот исследователь может погрузиться в учреждение длительного ухода, чтобы понаблюдать за тем, как медицинские работники используют юмор, взаимодействуя с пациентами.

Риторическое исследование

Риторическое исследование (или риторическая критика) представляет собой форму текстового анализа, при которой исследователь систематически анализирует, интерпретирует и критикует убедительную силу сообщений в тексте. Это принимает разные формы, но все они включают в себя одинаковые шаги: выбор текста, выбор риторического метода, анализ текста и написание критики.

Например, исследователя может интересовать то, как средства массовой информации изображают «хорошие дипломы» будущим студентам колледжа. Чтобы понять эту коммуникацию, риторический исследователь может взять 30 статей по теме за последний год и написать риторическое эссе об используемых критериях и основном сообщении, аргументированном средствами массовой информации.

Точно так же исследователь может быть заинтересован в том, как женщины на руководящих должностях изображаются на телевидении. Они могли выбрать группу популярных шоу и проанализировать ее как текст. Результатом может стать риторическое эссе о поведении этих женщин и о том, что в тексте говорится о женщинах на руководящих должностях.

В качестве последнего примера может быть интересно, как президент использует убеждение во время ужина корреспондента Белого дома. Исследователь может выбрать нескольких недавних президентов и написать риторическое эссе об их речах и о том, как они использовали убеждение во время своего выступления.

Смешанная методология

Использование смешанных методов приводит к исследованию, в котором используются два или более описанных выше метода. Часто исследователи объединяют два метода в одном исследовании, изучающем одно и то же явление. В других случаях исследователи будут использовать качественные методы для разработки количественных исследований, например, исследователь, который использует фокус-группу для обсуждения достоверности опроса до его завершения.

Преимущество смешанных методов заключается в том, что они дают более полную картину явления коммуникации за счет сбора данных и информации несколькими способами. Если мы рассмотрим некоторые из более ранних примеров, мы увидим, как смешанные методы могут привести к лучшему пониманию изучаемой коммуникации.

Пример 1 : В опросах мы обсуждали исследователя, заинтересованного в понимании того, как руководитель, делящийся личной информацией со своим подчиненным, влияет на то, как подчиненный воспринимает своего начальника. Хотя опрос может дать нам некоторое представление об этом общении, мы также можем добавить интервью с подчиненными. Тщательное изучение их опыта может дать нам лучшее понимание того, как они раскрывают себя в отношениях, основанных на разнице во власти.

Пример 2 : В контент-анализе мы обсудили измерение представительства различных рас в прайм-тайм на телевидении. Хотя мы можем подсчитать внешний вид представителей разных рас и сравнить это с составом населения в целом, это ничего не говорит нам об их изображении. Добавив риторическую критику, мы могли бы поговорить о том, как недопредставленные группы изображаются либо в положительном, либо в отрицательном свете, поддерживая или опровергая общепринятые стереотипы.

Пример 3 : В интервью мы видели исследователя, который исследовал, как родители могут оказывать влияние на своих детей студенческого возраста, отсутствующих в школе. После определения тактики, используемой родителями, это интервью может иметь вторую фазу. На этом этапе исследователь может разработать шкалы для измерения каждой тактики, а затем использовать эти шкалы, чтобы понять, как тактика влияет на другие коммуникативные конструкции. Например, можно утверждать, что тревожность ученика будет возрастать по мере того, как родитель оказывает большую власть над этим учеником. Исследователь может провести иерархическую регрессию, чтобы увидеть, как каждая силовая тактика влияет на уровень стресса, испытываемого учащимся.

Как видите, каждая методология имеет свои достоинства, и часто они хорошо работают вместе. По мере того, как учащиеся продвигаются в изучении коммуникации, стоит изучить различные методы исследования. Это позволяет им изучать свои интересы более глубоко и широко. В конечном счете, они смогут собрать более сильные исследования и более эффективно ответить на свои вопросы о коммуникации.

Примечание : Для получения дополнительной информации об исследованиях в области коммуникации ознакомьтесь с нашим Руководством по коммуникационным исследованиям и стипендиям.


Об авторе : Калеб Малик — стратег цифрового маркетинга. Он получил степень магистра коммуникаций в Университете штата Иллинойс, где сосредоточился на организационных коммуникациях и методах количественных исследований.

Анализ типов разговоров

Ваши клиенты говорят. Ты слушаешь?

Нефильтрованный, возобновляемый источник информации о разговорах, который учитывает каждый голос клиента — даже тех, кто не отвечает на опросы.

Подробнее >

Authenticx слушает, анализирует и активирует голоса клиентов, используя уже имеющиеся у вас данные.

Используйте диалоговую обратную связь, чтобы прояснить сообщения бренда

Стратегически спланируйте улучшение качества обслуживания клиентов путем прослушивания в масштабе с помощью ключевых улучшений сообщений бренда.

См. Authenticx в действии

Незапрошенная обратная связь — это непредвзятый, возобновляемый источник информации о клиентах, который своими словами раскрывает то, что действительно важно для клиента.

Прочтите Полное руководство по незапрашиваемой обратной связи

Анализ разговора — это метод изучения социальных взаимодействий, в частности посредством использования языка в разговорах. Понимая различные типы анализа разговоров, путь клиента может управляться голосом клиента. Анализ разговора — это раздел лингвистики, который включает систематический анализ вербального и невербального поведения в разговоре, чтобы понять, как люди взаимодействуют друг с другом. Анализ разговора в анализе дискурса исследует структуру и организацию устного и письменного общения.

Одной из областей анализа беседы является чередование участников беседы. Очередь относится к процессу, посредством которого говорящие чередуются в разговоре, и является фундаментальным аспектом анализа разговора. В этой области исследования рассматриваются правила, методы и стратегии, используемые говорящими для начала, поддержания и завершения разговора. Анализ очередности помогает объяснить, как говорящие координируют свои речевые роли и как они управляют ходом разговора.

Другой областью анализа разговора является анализ разговора в прагматике. Прагматика — это изучение того, как люди используют язык в контексте, а разговорный анализ в прагматике связан с пониманием того, как смысл создается в ходе разговора. В этой области исследования изучается, как говорящие используют язык для передачи смысла, включая использование разговорных импликатур, косвенных речевых актов и предпосылок.

При работе с разговорным анализом важно понимать разницу между анализом разговора и анализом дискурса. Разговорный анализ — это особый тип анализа дискурса, который фокусируется на структуре и организации речевого взаимодействия. Анализ дискурса, с другой стороны, представляет собой более широкую область, которая исследует использование языка в различных контекстах, включая письменные тексты, речи и средства массовой информации.

Существуют различные типы анализа разговоров, включая микроанализ, макроанализ и этнометодологический анализ. Микроанализ — это подробное изучение специфических особенностей разговора, таких как очередность, исправление и управление темами. Макроанализ рассматривает более крупные закономерности в разговоре, такие как структура нарративов или использование определенных речевых актов.

Этнометодологический анализ связан с пониманием социальных норм и практик, лежащих в основе разговорного взаимодействия. Этнометодологи утверждают, что социальный порядок не существует независимо от действий человека, а вместо этого активно создается людьми в их взаимодействии друг с другом. В контексте разговорного анализа этнометодологический анализ исследует, как люди используют разговорные практики для создания и поддержания социального порядка.

Authenticx предоставляет диалоговую аналитику, чтобы помочь медицинским компаниям улучшить качество обслуживания клиентов. Прислушиваясь к голосам клиентов и выявляя тенденции и закономерности в разговорах, организации могут легче определить наиболее подходящий курс действий для улучшения результатов здравоохранения.

Что такое анализ разговора?

Что такое анализ разговора? Анализ разговора — это изучение того, как люди используют язык в разговоре для достижения своих целей, таких как передача информации, выражение эмоций или установление социальных отношений. Это междисциплинарная область, которая опирается на лингвистику, социологию, психологию и коммуникативные исследования для анализа того, как люди взаимодействуют в социальных ситуациях.

Так что же такое анализ разговоров в исследованиях? Разговорный анализ — это методологический подход, изучающий коммуникацию посредством анализа структуры и организации разговора. Он включает в себя систематическое изучение вербального и невербального поведения, такого как чередование, паузы и жесты, чтобы понять, как люди общаются друг с другом.

Предприятиям могут быть полезны исследования по анализу разговоров, поскольку они дают ценную информацию о том, как клиенты общаются друг с другом и с компаниями. Анализируя разговоры с клиентами, компании могут лучше понять потребности, предпочтения и ожидания клиентов. Это может позволить им разрабатывать более эффективные маркетинговые стратегии, улучшать обслуживание клиентов и создавать более качественные продукты и услуги.

Например, исследовательская работа по анализу разговоров может исследовать то, как клиенты говорят о конкретном бренде или продукте, определяя общие темы и проблемы, возникающие в этих разговорах. Эта информация может помочь компаниям понять, как клиенты воспринимают их бренд, и определить области, в которых им необходимо улучшить свои предложения.

Разговорный анализ в психологии может быть особенно актуален при изучении коммуникативных расстройств. Анализируя структуру и организацию разговоров, исследователи могут получить представление об основных когнитивных и языковых процессах, связанных с общением. Затем они могут разработать эффективные вмешательства для людей с коммуникативными расстройствами, такими как заикание или афазия.

Это лишь некоторые из способов применения методов анализа разговоров сегодня в различных отраслях и сферах бизнеса. Организации могут экспериментировать с различными инструментами и методами, чтобы определить, что для них наиболее полезно.

Как это работает

Получите более глубокое понимание общения в контакт-центре с помощью решений ИИ.

Просмотреть предварительную версию

Совокупность

Собрать данные о взаимодействии с поставщиками, продуктами и услугами в единый источник достоверной информации.

Анализ

Соберите количественную и качественную информацию, чтобы понять закономерности и раскрыть возможности.

Активировать

Уверенно действуйте с помощью аналитических данных, которые сократят разрыв между вашей организацией и вашими клиентами.

Примеры разговорного анализа

Разговорный анализ — это изучение того, как люди участвуют в диалоге, а также структур и паттернов, возникающих в результате этого. Он включает в себя анализ различных аспектов общения, таких как очередность, пары смежности и восстановление, чтобы понять, как люди создают смысл в социальных взаимодействиях. Вот несколько примеров разговорного анализа:

  • Примеры очередности: Очередь является фундаментальным аспектом разговора. Он предполагает обмен репликами между участниками. Одним из примеров чередования в анализе разговора является феномен «удерживания слова», когда говорящий продолжает удерживать слово и говорить, несмотря на попытки других участников прервать или занять свою очередь. Другим примером является «перекрывающийся разговор», когда говорящие перекрывают друг друга и говорят одновременно, что приводит к сбоям в общении.
  • Примеры анализа разговоров: Анализ разговоров можно применять к широкому спектру социальных взаимодействий, включая разговоры на рабочем месте, интервью и повседневное общение. Например, исследователи использовали анализ разговоров для анализа собеседований при приеме на работу и выявления закономерностей в вопросах и ответах, используемых интервьюерами и соискателями.
  • Примеры разговорного анализа: Разговорный анализ также можно использовать для анализа онлайн-коммуникаций, таких как чаты и платформы социальных сетей. Одним из примеров является анализ разговоров в Твиттере, где исследователи выявили модели использования языка и то, как пользователи взаимодействуют друг с другом. Другим примером является анализ онлайн-групп поддержки, где анализ разговоров использовался для понимания того, как пользователи ищут и предлагают поддержку в онлайн-сообществах.

Одним из основных преимуществ анализа разговоров является его способность улавливать сложный и динамичный характер общения. Он дает представление о тонких сигналах и шаблонах, которые люди используют для создания смысла в социальных взаимодействиях. Кроме того, его можно использовать для выявления сбоев в общении и разработки мер по улучшению общения.

Наконец, анализ разговоров является гибким и может применяться к широкому спектру социальных взаимодействий, что делает его ценным инструментом для понимания человеческого общения. Используя правильные инструменты и методы, организации могут значительно улучшить результаты бизнеса в ряде областей.

Как проводить анализ разговоров

Изучение того, как проводить анализ разговоров, является ключом к получению важных бизнес-идей, которые можно использовать для стимулирования роста и доходов. Вот стандартные шаги анализа беседы:

  1. Выберите беседу: Выберите беседу для анализа. Это может быть записанный разговор, стенограмма или живая беседа, которую вы записываете.
  2. Расшифровать разговор: Расшифровать разговор дословно. Включите паузы, наложение речи и невербальные сигналы.
  3. Определите последовательность действий: Проанализируйте разговор, чтобы определить последовательность происходящих действий.
  4. Выявление закономерностей: Ищите закономерности в разговоре, например использование определенных слов или фраз.
  5. Анализ беседы: Примените принципы анализа беседы для анализа беседы.
  6. Напишите отчет об анализе разговора: Напишите отчет, обобщающий ваш анализ. Включите описание беседы, ваш анализ беседы и ваши выводы о беседе.

Примером анализа дискурса и разговора может быть анализ политических дебатов между двумя кандидатами. Точно так же хорошим анализом разговоров в качественном исследовании является анализ дискуссий в фокус-группах. В этом анализе исследователи расшифровывают обсуждения в фокус-группах, выявляют закономерности в разговоре и анализируют, как участники используют язык и другие сигналы для создания смысла.

Понимая этапы и принципы анализа разговоров, а также изучая некоторые примеры их применения, организации могут извлечь из этого процесса больше пользы.

Особенности анализа разговоров

Знакомство с различными аспектами анализа разговоров, включая определение очередности и типы очередности, имеет решающее значение для продвижения эффективного процесса. Также важно изучить различные особенности анализа разговора. К ним относятся: 

  • Чередование: Как обсуждалось ранее, чередование в анализе разговора относится к процессу, посредством которого говорящие обмениваются чередами во время разговора. Исследователи анализируют, как участники сигнализируют о своем желании говорить, как они переключаются между поворотами и используют невербальные сигналы, чтобы сигнализировать об очередности.
  • Пары смежности: При анализе диалога также исследуются пары смежности или модель организации диалога, когда за одним ходом следует связанный оборот. Примеры пар смежности включают пары вопрос-ответ, пары приветствие-ответ и пары приглашение-принятие.
  • Восстановительные последовательности: Другой особенностью анализа разговора является изучение восстановительных последовательностей, которые относятся к тому, как участники восстанавливают коммуникативные сбои в разговоре.
  • Организация последовательности: Анализ разговора исследует структуру и организацию разговора, включая начальную, заключительную и переходную фазы разговора. Исследователи анализируют, как участники начинают, поддерживают и заканчивают разговоры.
  • Невербальные сигналы: Анализ разговора также обращает внимание на невербальные сигналы, такие как выражение лица, жесты и интонация. Исследователи анализируют, как участники используют невербальные сигналы, чтобы передать смысл, сигнализировать об очереди и регулировать разговор.

Добавить комментарий