Виды эмоциональных переживаний
Любой элемент повседневной жизни вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, а не предметы целиком, то есть цвет, вкус, запах или запах, не бывают безразличны для нас.
Воспринимая тот или иной объект или ситуацию, ощущая свойства предметов, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Иногда это отношение отчетливо выражено, так что даже сложно скрыть его от окружающих, иногда оно едва заметно даже для самого обладателя.
Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение, по сравнению с объектами или их свойствами, вызывают к себе жизненные факты, ситуации, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей.
Эмоции теснейшим образом связаны с потребностями человека. Если в отношении какого-то объекта или обстоятельства нет выраженных потребностей, то и сильных эмоций, связанных с этим объектом или обстоятельством, сложно ожидать (исключение, пожалуй, составляет чувство юмора: смеяться человек готов над чем угодно).
Эмоции тесно связаны не только с потребностями человека, но и его состоянием. То, что удивляет или радует в обычном состоянии, может быть безразлично в состоянии, например, переутомления.
В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. То есть эмоции — в какой-то мере всего лишь один из способов саморегуляции организма.
Значение разных эмоций для организма различное, как и характерные особенности протекания. Значение многих эмоций заключается в предупреждении о негативном характере каких-либо факторов. Попав поздно вечером в незнакомом районе на темную улицу, человек испытывает эмоцию тревоги, которая как бы предупреждает сознание о негативной ситуации, побуждает человека быстрее избавиться от этого раздражителя (то есть выйти на светлую улицу).
Поэтому считается, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Если усилий разума не хватает для напряжения физических и душевных сил, то эмоции вполне могут помочь. Как гласит древняя латинская пословица: «Страх придает ногам крылья».
Для любой эмоции характерно три обстоятельства:
— она имеет субъективную значимость для обладателя,
— имеются кратковременные соматические изменения,
— в той или иной степени эмоция меняет поведение.
Часто еще можно встретить упоминание того, что любая эмоция имеет положительный или отрицательный характер. В основном это так, но есть, например, такая эмоция как удивление, которая может иметь нейтральный характер (но бывает и «радостное удивление», «неприятное удивление»).
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Это и есть субъективная значимость эмоций. Потому что именно в эмоциях как бы «проскакивают» основные «зерна», из которых сложен человек. Во многом — надо это тоже понимать — эмоции являются тем каналом, по которым многомиллионный жизненный опыт предков влияет на поведение ныне живущих потомков. Если какой-то человек сознательно пошел гулять ночью по темным улицам, то через эмоции страха опыт предков доводит до сознания этого человека, что так делать не рекомендуется из соображений безопасности.
В человеке заложено довольно много инстинктов, из которых далеко не все еще идентифицированы наукой. Инстинкты сами по себе не могут осознаваться. Но через эмоции — да. Через эмоции человек именно осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.
Любая эмоция это не какое-то интеллектуальное, холодное умозаключение, плод разума человека. Каждая эмоция ощущается человеком, как ощущается, например, горячее или яркое, приятное или болезненное. Эти ощущения происходят из кратковременных соматических изменений в организме. От волнения, например, может приостановиться работа слюнных желез, тогда возникает неприятное ощущение сухости во рту. И это ощущение будет одним из мазков в эмоциональной картине. Может подняться или упасть гипертоническое давление, и это тоже будет частью эмоции. Поэтому можно утверждать, что любую эмоцию человек воспринимает всем телом.
Эмоция это некоторое волнение, которое в той или иной степени меняет (отклоняет) поведение. Если человек после окончания рабочего дня уселся на диване и расслабился, то нельзя утверждать, что у человека «эмоция расслабленности». Однако если мимо его окна пролетит какой-то не очень опознанный летающий объект, то человек проявит эмоцию удивления. Он повернет голову к окну, приоткроет рот (чтобы лучше слышать), зрачки его расширятся.
Эмоции отклоняют поведение от обычного «норматива». Если человек в обычном, обыденном своем состоянии, например, не подает нищим денег, то в состоянии сильной радости или сильного горя в нем может проснуться потребность это сделать. Какие инстинкты включили эту коррекцию — вопрос сложный, и притом в разных ситуациях у разных людей может быть по-разному. Вполне вероятно, что радость от обретения того или иного жизненного блага (например получения новой хорошо оплачиваемой работы) запускает инстинкт «А поделиться с соплеменниками?»
Чувства и эмоции
Не стоит перечислять всех точек зрения на то, как соотносятся между собой понятия «чувство» и «эмоция». Сколько может быть разных вариантов соотнесения этих понятий, столько и точек зрения.
Среди психологов можно встретить позицию, что чувства это некоторые предметные и долгоиграющие эмоции. Эмоция пришла и ушла, а чувство остается. Эмоция беспредметна, поэтому быстро улетучивается, чувство предметно, завязано на отношениях, поэтому во времени долго сохраняется. Однако часто можно услышать: «чувство удивления» или «она вся в расстроенных чувствах».
С другой стороны, человек не испытывает то или иное чувство постоянно. Предположим, один человек очень сильно ненавидит другого человека. При встрече он приходит в возбуждение, злится, ругается. Потом иногда вспоминает про объект неприязни, и опять — уже в меньшей степени — приходит в возбуждение, злится, ругается.
Резюмируя, следует отметить, что разница между словами «эмоция» и «чувство» небольшая и не очень принципиальная. Можно просто считать, что эмоция это чувство с выраженным возбуждением (гнев, радость, слезы и т.п.), а чувство это эмоция с не очень выраженным возбуждением (печаль, удивление, тоска, восхищение и др.). И чувства, и эмоции удобно обозначать общим термином «эмоциональные переживания».
Виды эмоциональных переживаний
Эмоциональная жизнь человека весьма сложна, а у многих людей она еще и очень запутана. Поэтому кроме эмоций и чувств выделяют другие эмоциональные переживания, слишком характерные, чтобы для них не было какого-то специального слова.
Аффект
Аффект — наиболее мощный, бурный вид эмоционального возбуждения, крайний вид эмоции, полностью или почти полностью подчиняющий поведение человека. Аффект обычно очень интенсивен и довольно кратковременен. Примеры аффекта:
— сильный гнев или ярость,
— подавляющий ужас,
— бурная радость,
— глубокое горе,
— бесконечное отчаяние.
Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.
В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.
Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.
Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.
В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.
В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом — в более спокойной ситуации — не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним — как во сне.
Обычно сильный аффект заканчивается «провалом» в расслабленность.
Эмоции
Эмоции — по сравнению с аффектом — менее интенсивные, но зато значительно более разнообразные эмоциональные переживания. Аффект всегда есть реакция на обстоятельства. Эмоции могут быть вызваны теми или иными воспоминаниями.
Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.
Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.
Чувства
Про них достаточно уже написано. Стоит напомнить, что чувства — в сравнении с эмоциями, а тем более аффектом, носят характер внутреннего переживания (внутренней эмоции).
Еще одно интересное отличие чувства от эмоции — эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.
Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.
Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.
Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело — чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело — чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.
Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.
Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти — завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.
Интеллектуальные чувства
Большую группу чувств составляют интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только
сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,
усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на
содержательность и точность полученных знаний.
Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства — довольно тонкие и своеобразные — ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства
Эстетические чувства во много тоже носят интеллектуальный характер. Найти прекрасное — в том числе это означает и найти какую-то взаимосвязь, скрытую гармонию, решить загадку, заложенную автором.
Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.
В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество «тратит» на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.
Эмоциональное состояние
Если эмоция сама по себе довольно скоротечна, то эмоциональное состояние более длительно. Часто эмоциональное состояние является следствием невозможности для эмоции найти должную разрядку. Например, если человек испытал «укол тревоги», но не смог разобраться в том, что же его именно беспокоит, что же именно он способен сделать, то тревога как эмоция может перейти в тревогу как состояние. Часто эмоциональное состояние является «хвостом», «отголоском» породившей эмоции. Если человек испытал сильную радость (эмоцию), то затем довольно длительное время (до нескольких дней) у него может быть приподнятое радостное настроение (состояние).
Страсть
Страсть тоже некоторые авторы относят к самостоятельному эмоциональному переживанию. По своему характеру страсть — это что-то вроде аффекта, только более растянутое во времени переживание. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. .. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С.Л., 1998).
Настроение
Настроение общий эмоциональный окрас поведения человека. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Основная суть настроения — обобщенная (валовая, если можно так сказать) оценка текущей ситуации. Если ситуация удовлетворительная, то исчезает настороженность, поведение становится более спонтанным — то есть какое-то время можно действовать так, как хочется, а не так, как надо. Это и есть хорошее настроение. Если ситуация неудовлетворительная, появляется и не исчезает настороженность, поведение становится направленным на ликвидацию угроз, явных и потенциальных, жить приходится так, как надо. Это и есть плохое настроение.
Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время «быть начеку».
Положительные эмоции во время хорошего настроения — фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации («ты успешно решил проблему — поэтому ты молодец»). Отрицательные эмоции во время плохого настроения — дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.
Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся — это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
См. также
Эмоции, чувства
- Активационная теория эмоций Линдсея-Хебба
- Альтернатива к теории Джемса и Ланге
- Аспекты эмоций
- Биологическая и информационная теория эмоций
- Боль
- Воспитание и самовоспитание чувств в процессе формирования личности
- Выражение веселья и радости
- Гнев
- Динамика чувств человека
- … и другое
С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний: Psychology OnLine.Net
С.Л. Рубинштейн. Виды эмоциональных переживаний
Добавлено Psychology OnLine.Net
25.03.2007
В многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности можно различать три основных уровня.
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные, так называемые физические чувствования — удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельного процесса ощущения. Они могут приобрести и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, такой же беспредметной тревоги или радости. Каждое такое чувство отражает объективное состояние индивида, находящегося в определенных взаимоотношениях с окружающим миром. И «беспредметная» тревога может быть вызвана каким-нибудь предметом; но хотя его присутствие вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него и связь чувства с предметом, который объективно вызвал чувство может не быть осознана.
Следующий, более высокий, уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человеку может быть «вообще» тревожно, но боятся люди всегда чего-то, точно так же удивляются чему-то и любят кого-то. На предыдущем уровне — органической аффективно-эмоциональной чувствительности — чувство непосредственно выражало состояние организма, хотя, конечно, организма не изолированного, а находящегося в определенных реальных отношениях с окружающей действительностью. Однако само отношение не было еще осознанным содержанием чувства. На втором уровне чувство является уже не чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.
Опредмеченность чувств находит высшее выражение в том что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Эти чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. Ценность, качественный уровень этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они выражают. Это отношение всегда имеет идеологический смысл.
Наконец, над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) поднимаются более обобщенные чувства (аналогичные по уровню обобщенности отвлеченному мышлению), как-то: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Эти чувства тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, но по большей части они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Мы бы назвали их мировоззренческими чувствами.
Уже чувство комического, с которым нельзя смешивать ни юмор, ни иронию, заключает в себе интеллектуальный момент как общественный компонент. Чувство комического возникает в результате внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, вообще несуразностью его поведения, между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и пустяковым характером ситуации, в которой оно совершается. Комическим, смешным кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность. Несоответствие или несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии
Значительно сложнее, чем чувство комического, собственно юмор и ирония. Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется. Английский писатель Дж.Мередит прямо определяет юмор как способность смеяться над тем, что любишь. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними серьезные реальные достоинства. Чувство юмора предполагает, таким образом, наличие в одном явлении или лице и отрицательных и положительных сторон. Юмористическое отношение к этому факту, очевидно, возможно лишь, пока в нашей оценке положительные моменты перевешивают отрицательные. По мере того, как это соотношение в наших глазах сдвигается и отрицательные стороны получают в нем перевес над положительными, чувство юмора начинает переходить в чувство трагического или во всяком случае проникаться трагическими нотками; в добродушный смех юмора включается боль и горечь. Таким не лишенным трагизма юмором был юмор Гоголя: недаром Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.
Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному, бесконечное — конечному. Смешное, безобразное воспринимается уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а только как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. Поэтому ирония, а не более реалистический по своему духу юмор, была основным мотивом романтиков.
В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени: 1) элементарные чувствования , 2) разнообразные предметные чувства , 3) обобщенные мировоззренческие чувства. Наряду с ними нужно выделить отличные от них, но родственные им аффекты, а также страсти.
Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с шоками — потрясениями, выражающимися в дезорганизации деятельности. Дезорганизующая роль аффекта может отразиться на моторике, выразиться в дезорганизации моторного аспекта деятельности в силу того, что в аффективном состоянии в нее вклиниваются непроизвольные, органически детерминированные, реакции.
Аффективные процессы могут представлять собой дезорганизацию деятельности и в другом, более высоком плане, в плане не моторики, а собственно действия. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек теряет голову. Поэтому в аффективном действии в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль в выборе действия. Действие в состоянии аффекта, т.е. аффективное действие, как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им. Поэтому аффект, «сильное душевное волнение» (говоря словами нашего кодекса) рассматривается как смягчающее вину обстоятельство.
Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.
Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит.
Страсть — большая сила, поэтому так важно, на что она направляется. Увлечение страсти может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно еще отметить настроение.
Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
В возникновении настроения участвует обычно множество факторов. Чувственную основу его часто образуют органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения (интроцептивной чувствительности), которые исходят от внутренних органов. Однако это лишь чувственный фон, который редко у человека имеет самодовлеющее значение. Скорее даже и само органическое, физическое самочувствие человека зависит, за исключением резко выраженных патологических случаев, в значительной мере от того, как складываются взаимоотношения человека с окружающим, как он осознает и расценивает происходящее в его личной и общественной жизни. Поэтому то положение, что настроение часто возникает вне контроля сознания — бессознательно, — не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности, от того, что и как он осознает; оно означает лишь, что он часто не осознает этой зависимости, она как раз не попадает в поле его сознания. Настроение — в этом смысле бессознательная, эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства.
Определение, типы, 3 ключевые эмоциональные реакции (объяснение)
Содержание страницы
Что такое эмоции?
Вы можете представить жизнь без чувств и эмоций? Наверное нет, если есть. Без эмоций жизнь была бы неподвижной, бесцветной, безрадостной и скучной. Люди больше не будут показывать страх, гнев, печаль, удивление или радость.
Эмоция — это чувство, которое выражается гневом, отвращением, страхом, счастьем, печалью и удивлением. Именно наше окружение пытается выразить такие чувства.
Слово «эмоция» происходит от латинского слова «Emovere», означающего «двигать», «возбуждать», «возбуждать» или «возбуждать». Эмоция — это взволнованное, беспокойное состояние, которое ощущается во всем теле человека. Эмоции, как правило, не длятся долго. Они нарушают железистую, мышечную и поведенческую функции. Человек в эмоциональном состоянии находится в состоянии неравновесия. В этом состоянии люди говорят и делают то, что обычно не делают и не говорят. Общая регулировка может быть нарушена. Люди чувствуют необычную энергию или прикованы к месту.
Книга Чарльза Дарвина (1872, 1965) «Выражение эмоций у человека и животных» предполагает, что выражение эмоций имеет биологическую основу. Он подчеркнул, что животные и люди имеют схожие позы. Большинство животных, когда злятся, хмурятся и скалят зубы. Эти эмоциональные выражения помогают животному адаптироваться к окружающей среде, потому что они сообщают много информации организму.
Коллекция из 92 определений была указана в одном обзоре (Kleinginna and Kleinginna, 1981). Во всех определениях эмоция указывалась как возбужденное состояние, имеющее физический, когнитивный и поведенческий компоненты. Например, эмоция страха возникает из-за различных физиологических изменений, таких как кровяное давление, дыхание, реакция желез и т. д. Когнитивные изменения, такие как ощущение опасности, беспомощности и т. д. И поведенческие изменения, такие как вербальные и невербальные выражения, такие как дрожь, бледность кожи и т. д.
Эмоции и настроение
Термин «эмоция» тесно связан со словом «аффект» и «настроение». Слово «аффект» используется как широкий термин, охватывающий как эмоции, так и настроение (Джордж, 19 лет).96). Думайте об аффекте как об огромном дереве, где эмоции и настроение являются большими ветвями.
Эмоции — это сильные чувства, направленные на кого-то или что-то (Frijda, 1993). Настроения менее интенсивны и мягки, чем эмоции. Когда субъективные ощущения, связанные с эмоциями, наблюдаются в течение определенного периода времени, это называется настроением.
Разницу между эмоциями и настроениями можно наглядно объяснить на примере. Предположим, у вас был серьезный разговор с друзьями после того, как вы проиграли игру, в результате которой ваша команда вылетела из турнира. Вы злитесь (эмоция) на нее. В течение нескольких дней стресс порождает пессимистические настроения и истощает. Инцидент переносит вас в другое расслабленное психическое состояние, называемое настроением.
Ощущаемые эмоции и отображаемые эмоции
Ощущаемые эмоции — это естественные, спонтанные эмоции. Это настоящие, истинные эмоции человека, тогда как отображаемые эмоции выражаются по поводу времени, ситуации или характера работы, которая фиксируется в соответствии с правилами и положениями, установленными организацией. Они обучены и приобретены, чтобы быть общительными и нравиться другим.
Демонстрация эмоций может привести к нереалистичному поведению. Организации нуждаются в том, чтобы их сотрудники маскировали свои истинные эмоции и демонстрировали эмоции, которые эффективны для их работы. Здесь вполне уместно привести непальскую пословицу «Мухма Рам Рам (Проявляемая эмоция) Баглима Чурра (Испытываемая эмоция)», что означает, что человек внешне проявляет Божью природу, но чувствует себя дьявольским внутри. Другой перевод заключается в том, что человек повторяет имя Бога, но держит нож в кармане. Точно так же, если человек поскользнулся в грязи, мы внешне его утешаем (демонстрируем эмоцию), но внутри нам хочется смеяться (чувствовать эмоцию) над человеком.
3 ключевых элемента эмоций (эмоциональные реакции)
Наши эмоциональные реакции можно рассматривать тремя способами: это физиологические реакции, когнитивные реакции и поведенческие реакции. Давайте лучше разберемся, как выражаются наши эмоции?
Физиологические реакции
Когда мы взволнованы, напуганы или разъярены, мы чувствуем, что что-то происходит в нашем теле, но мы не можем непосредственно воспринимать эти изменения. Испуганный человек может почувствовать сдавливание, ощущение тяжести в груди и узел в желудке. Испуганный человек парализован страхом, а разгневанный человек готов взорваться. Психопсихолог использует различные регистрирующие инструменты, чтобы получить большой объем информации об изменениях физиологического состояния организма при эмоциональном переживании человека. Основные изменения, которые происходят:
- Изменения кровообращения, связанные с артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, частотой пульса и составом крови.
- Изменение дыхания.
- Изменение психогальванической реакции (потливость или дрожь).
- Изменения в пищеварительной системе.
- Изменение железистой реакции.
- Изменение мозговых волн.
- Изменение зрачков глаза.
Частота сердечных сокращений увеличивается при гневе, страхе и печали может уменьшаться при отвращении. По сравнению с гневом страх связан с более низким кровяным давлением, более низкой температурой поверхности и меньшим кровотоком на периферии тела. Поскольку нашему организму требуется больше сахара для борьбы с эмоциональной ситуацией, наблюдается повышение уровня сахара или адреналина в крови. Когда человек находится в эмоциональном состоянии, кожа потеет, и человек дрожит. Когда человек злится, увеличивается и частота сердечных сокращений, и температура пальцев. Дыхание человека становится коротким, быстрым, когда он возбужден, и медленным, когда он подавлен. Разные гормональные секреции возникают при разных эмоциональных состояниях, вызывая разные раздражители. Например, сексуально стимулированный человек будет испытывать генитальную реакцию.
Эмоции также распространяются по цепям мозга и отражаются в мозговых волнах. Когда лимбическая система кошки стимулировалась в одной области, она отступала при виде мыши. При стимуляции в другой области кошка приходила в ярость, полностью выпрямлялась, выставляла когти, а ее зрачки расширялись всякий раз, когда психолог Генрих и Клювер и нейрохирург Пол Бьюси (1939) слегка перемещали электрод в миндалевидном теле.
Когнитивная реакция (восприятие и мышление)
Субъективное и личное описательное выражение эмоционального чувства индивидуумом является когнитивным аспектом эмоции. Люди чувствуют себя разными в страхе, гневе и сексуальном возбуждении, потому что когнитивно они разные.
Он содержит как вербальные, так и невербальные оценочные отчеты об опыте. Он может быть наполнен приятными, неприятными или смешанными эмоциональными выражениями. Например, вера в опасность, желание избежать, желание причинить боль, провокация, мысли о беспомощности, бесполезности, комплексы неполноценности, чувство превосходства и т. д. невербальное поведение. В общем, когда мы счастливы, мы улыбаемся, а когда нам грустно, мы плачем. Выражение лица является естественным и спонтанным выражением эмоций. Улыбка, хмурый взгляд, нахмуренные брови, смех и т. д. являются примерами.
Наше сердитое лицо часто выражается опущенными бровями, расширенными глазами и открытым ртом с обнаженными зубами. В одном исследовании Экман (1980) подсчитал, что лицевые мышцы человека могут создавать 7000 различных выражений. Различные части лица, такие как глаза, нос, лоб, губы, четко передают эмоциональные выражения. Давайте поговорим об этом,
Глаза — Глаза также передают эмоциональное поведение. Например, глаза широко открываются при страхе, ужасе и любопытстве, глаза обращаются внутрь при подозрении и пригибаются при депрессии. Поднятые и сведенные вместе брови показывают страх. Роберт Кестенбаум (1992) обнаружил, что страх мы читаем в основном по глазам, а счастье по устам.
Нос — Форма носа отличается отвращением и восторгом. Сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа и язык отражают отвращение, когда мы чувствуем запах испорченной пищи. Ноздри широко раскрыты от восторга.
Лоб – Морщинистый вертикальный и горизонтальный лоб передает различные эмоциональные состояния. Морщины посредине лба сигнализируют о страхе.
Губы – Эмоциональное поведение легко передается сжатыми, улыбающимися, широко открытыми, выпяченными и целующимися губами. Улыбка может отражать наслаждение, удовольствие, похвалу, облегчение, дружбу и т. д. Точно так же улыбка с приподнятыми щеками лучше, чем без нее. Тепло улыбаясь снаружи, вы чувствуете себя лучше внутри.
Голос – Выражение любви и заботы можно легко понять по голосу человека. Резкий вокальный звук, дрожащий голос, мягкий звук также передают разные эмоции. О человеке судят по его словам и тону голоса. Легко проследить, находится ли человек в состоянии счастья, печали, удивления, отвращения, гнева, удивления или презрения по его или ее языку.
Язык тела – Потирание рук, сжатие кулаков, пожимание плечами, красные уши, передают разные эмоции. Скрещенные руки означают либо раздражение, либо расслабление.
Выражение лица – Эмоциональное выражение шести основных эмоций, таких как печаль, счастье, удивление, отвращение, гнев и страх, примерно одинаковы в разных культурах и легко узнаваемы. Выражение лица шести основных эмоций включает в себя брови и лоб, глаза, веки и нос, а также движения нескольких групп мышц нижней части лица. Давайте поймем, как выражаются шесть основных эмоций;
- Гнев – Глаза смотрят проницательно, вертикальная складка бровей, веки напряжены, губы сжаты или открыты и выдвинуты вперед.
- Отвращение – Приподнятые щеки, сморщенный нос, подтянутая или опущенная и слегка оттопыренная нижняя губа, приподнятая верхняя губа, приподнятое нижнее веко, опущенные брови.
- Страх – Брови подняты и сведены вместе, морщины посередине лба, глаза открыты и напряжены, рот открыт, губы плотно сжаты.
- Счастье – Улыбка, приподнятые щеки, приподнятые уголки рта и «гусиные лапки», зубы иногда обнажаются.
- Печаль – Приподнятый внутренний угол бровей, опущенные верхние веки, приподнятые уголки верхних век, опущенные губы.
- Сюрприз – Приподнятая бровь, широко открытые глаза, опущенная челюсть, морщинистый лоб, открытый рот.
Нравится:
Нравится Загрузка…
ЭМОЦИИ — Ричардс о мозге
Актерские эксперименты : эксперимент по чтению. Каждый актер рассказал трагическую историю группе слушателей. Когда лицо первого актера выражало соответствующую грусть, у слушателей активировались «миндалевидное тело» и связанные с ним контуры (пути) печали. Когда лицо второго актера улыбалось, у слушателей происходила активация в области мозга, специализирующейся на бдительности в отношении социальных угроз или противоречивой информации. В этом случае слушатели не любили человека, рассказывающего историю. (Гоулман, 22) Актеры, которые могут заставить вас смеяться или плакать, очень хорошо считывают ощущения собственного тела и передают эти чувства через «зеркальную» системную коммуникацию. (Блейксли, 166)
Апатия : отсутствие эмоций или эмоционального выражения; расстройство мотивации, которое сохраняется с течением времени. (MeSH)
Скука : психологическое состояние, возникающее в результате любой деятельности без мотивации или вынужденного продолжения неинтересной ситуации. (MeSH)
Смешанные эмоции : две или более «основных эмоций», переживаемых одновременно. Например, Мелинда чувствует страх и злость, когда ее дочери нет дома после комендантского часа. (Маккорнак, 122)
Деактивация : предотвращение нежелательных эмоций путем систематической десенсибилизации к эмоциональным переживаниям. Например, Джош изолирует себя оцепенением после смерти жены. (McCornack, 131)
Оценка эмоций : оценка личного значения стимула или ситуации. (Кун, 421)
Заражение эмоциями : быстрое распространение эмоций от человека к человеку, например, гнев, пронизывающий толпу. (МакКорнак, 118)
Поддержка эмоций : выражение беспокойства, сочувствия и положительного отношения. (Хоккенбери, 495)
Эмоции Wildfire : (эмоции) выходят из-под контроля, приобретая собственный импульс, не утихая со временем, как обычно, а усиливаясь. Человек действует, чтобы усилить любую испытываемую эмоцию, превращая страх в ужас, гнев в ярость, отвращение в отвращение, страдание в страдание. Поглощает все, с чем сталкивается — предметы, незнакомцев, любимых, самого себя — пока не истощится. (Экман, 172)
Чувства : эмоциональные ощущения. (NCIt) Кратковременные эмоциональные реакции на события, вызывающие лишь ограниченное возбуждение, например мимолетная ностальгия, которую вы испытываете, слушая знакомую песню. (МакКорнак, 119) Те… состояния, которые можно испытать и которые обладают возбуждающими и мотивационными свойствами. (MeSH) Можно сказать, что чувства бывают разных категорий. Существуют «сенсорные» ощущения, такие как вкус и холод. Есть телесные ощущения — гомеостатические чувства — такие как голод и жажда. И тогда величайшая загадка — это внутренние ощущения мозга, которые представляют собой эмоциональные чувства гнева, страха, одиночества. Эти эмоциональные чувства не имеют четкого пути от тела или периферии — внешних органов чувств. Они могут модулировать его и запускать события, но фактическое эмоциональное состояние каким-то образом встроено в мозг. (Панксепп, BSP65)
Измотанный : нервное состояние, при котором эмоциональные всплески мешают работе исполнительного центра. (Гоулман, 267)
Настроение : низкоинтенсивное, продолжительное эмоциональное состояние. (Кун, 411) Эмоциональное состояние человека обычно преходяще и возникает в ответ на определенный раздражитель в окружающей среде. Когда конкретное эмоциональное состояние фиксируется и растягивается во времени, мы называем это настроением. (Kandel4, 56) Психические состояния низкой интенсивности, которые не вызваны конкретными событиями и обычно длятся дольше, чем эмоции. Например: скука, довольство, ворчливость, безмятежность. (Маккорнак, 119) Хотя обычно мы знаем, что вызвало прямую эмоцию, мы часто оказываемся в определенном настроении, не зная об этом. Когда вы «чувствуете грусть», вы с большей вероятностью вспомните негативные или неприятные воспоминания. (Големан, 18 лет). Также называется «аффект». Примечание автора — см. также психологию: психические расстройства: расстройства настроения.
Триггеры настроения : примеры включают Muzak в лифте, кислый тон чьего-то голоса, изображение счастливого лица, дружелюбный тон записанного на пленку голоса по телефону или материал для чтения счастливым голосом. (Гоулман, 17-18)
Моральные эмоции : группа, включающая моральное негодование, сострадание, смущение и стыд.