Конфликт, виды конфликта и этапы его развития
Автор: Борзиева Заира Магометовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №5 (347) январь 2021 г.
Дата публикации: 01.02.2021 2021-02-01
Статья просмотрена: 3042 раза
Скачать электронную версию
Скачать Часть 2 (pdf)
Библиографическое описание:Борзиева, З. М. Конфликт, виды конфликта и этапы его развития / З. М. Борзиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (347). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/347/78241/ (дата обращения: 03.05.2023).
В приведенной ниже работе будет раскрыта сущность и основные признаки конфликта, приведены стадии развития конфликтных ситуаций. Мы дадим четкое определение конфликту и подробно охарактеризуем каждый из этапов его развития.
Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.
Взаимодействие людей всегда направлено на реализацию конкретной цели, и оно оказывается эффективным тогда, когда оно ориентировано на сотрудничество, коллективную работу. Однако наличие общей цели не всегда свидетельствует об отсутствии каких-либо разногласий и противоречий. Они могут возникать из-за различия в преследуемых целях, мнениях. Противоречия, возникающие между людьми в процессе взаимодействия, могут переходить в конфликт.
Конфликт — столкновение противоположных взглядов, мнений, целей. Он имеет три признака:
1) наличие личностного смысла для одного или обоих субъектов. Столкновение личностных смыслов двух или более людей может привести к открытому конфликту;
2) наличие конфликтной ситуации — т. е. это обстоятельства, которые способствуют обнаружению противоположных взглядов, мнений и целей. Это может быть ситуация, когда один из субъектов осознает своё несогласие с происходящим;
3) наличие инцидента, т. е. стечение обстоятельств, в которых каждый открыто выражает свое недовольство, предъявляет претензии, защищает свои интересы.
Причины возникновения конфликтов могут крыться в следующем:
− неудовлетворение потребностей одного или обоих субъектов;
− несовместимость социальных ролей;
− необъективная оценка своего партнера, принижение его достоинств;
− поведение, разрушающее намерения противоположной стороны;
− отсутствие опыта общения, знания об особенностях межличностного взаимодействия и т. д.
В зависимости от количества субъектов конфликты делятся на:
1) внутриличностные конфликты, возникающие между двумя противоположными интересами, мотивами, чувствами одного и того же человека. Эти интересы, мотивы или чувства могут быть либо одинаково привлекательными для человека, либо одинаково непривлекательными, либо одно из них привлекательное, другое — непривлекательное. Например, когда человек не может выбрать один предмет, поскольку его одинаково привлекают оба. Или, когда он думает о том, чтобы высказать человеку в лицо все, что он о нем думает или промолчать, чтобы сохранить отношения с ним.
2) межличностные конфликты — столкновение двух индивидов, возникающее из-за несовместимости целей, мнений, взглядов в конкретной ситуации. В межличностном конфликте люди открыто высказывают друг другу свои недовольства, предъявляют требования, защищают свои интересы.
3) межгрупповые конфликты — конфликты, возникающие в результате столкновения социальных групп, каждая из которых преследует свои цели и защищает свои интересы.
В зависимости от причины возникновения конфликта, они делятся на:
1) бытовые, возникающие из-за бытовых проблем;
2) административные, возникающие на почве несогласия с распределением полномочий в системе «начальник — подчиненный»;
3) профессиональные, возникающие между представителями одной и той же профессии;
4) психологические, которые связаны с различиями в личностной развитии субъектов;
5) этические, являющиеся следствием нарушения одной из конфликтующих сторон этических норм и правил поведения.
По степени завершенности конфликты делятся на:
1) конструктивные или продуктивные. Они имеют положительный исход, связанный с тем, что одна из сторон или обе стороны готовы пойти на уступки или прийти к компромиссу.
2) деструктивные или непродуктивные. Такие конфликты характеризуются использованием субъектами конфликта морально осуждаемых методов борьбы, т. е. унижение, оскорбление друг друга, применение физического насилия. Это приводит к тому, что разрешение конфликта становится невозможным из-за возникшего напряжения.
Конфликт с момента возникновения до ег8о завершения проходит следующие стадии, отличающиеся степенью эмоциональной напряженности:
Первая стадия — недовольство (собой или партнером), которое выражается в мимике, интонации, взгляде, жестах и т. д.
Вторая стадия — разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами. На этой стадии партнеры высказывают друг другу свои недовольства.
Третья стадия — противодействие. Каждая из сторон приводит доводы и аргументы в свою пользу и защиту.
Четвертая стадия — противостояние, выражающееся в неуступчивости, принципиальности, более жесткой защитой своих интересов.
Пятая стадия — противоборство. На данном этапе развития конфликта конфликтующие стороны прибегают к применению различных методов борьбы: унижение, применение силы, психологическое подавление.
Шестая стадия — разрыв отношений или принудительное завершение конфликта.
В зависимости от ситуации, степени напряженности, преследуемых целей конфликты делятся на несколько видов. Человеку, оказавшемуся в той или иной конфликтной ситуации важно уметь выходить из них. Для этого он должен обладать гибким мышлением, уметь ставить себя на место партнера и видеть ситуацию с разных ролевых позиций.
Литература:
- Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева. — М.: Мысль,1978.
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000. –440с.
- Кан — Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя / В. А. Кан — Калик. — М.: Просвещение, 1987.-190с.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для высш. учеб. заведений — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Писарева Т. А. Общие основы педагогики: конспект лекций — М.: Просвещение, 2004
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, стадий, интерес, конфликтная ситуация, ситуация, сторона.
Ключевые слова
конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликтаконфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта
Похожие статьи
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация…− конфликт является ситуацией, в которой двумя или более участниками демонстрируется разногласие в споре с наличием ярко эмоционального противодействия между
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
Способы решения
конфликтныхКлючевые слова: конфликт, способы решения конфликтных ситуаций, собеседник, оппонент, ситуация, стиль, решение, понимать, интересы, предупреждение конфликта. Каждый человек имел в своей жизни такой момент, когда хотел избежать противостояния и задавал себе вопрос…
Конфликтные ситуации внутри рабочего коллектива и пути…В работе рассмотрены методы решения конфликтных ситуаций внутри коллектива.
В жизни каждого человека происходят конфликтные ситуации. Практически невозможно представить себе ситуацию, в которой все стороны будут иметь единогласное мнение.
Понятие
конфликта и конфликтного дискурса | Статья в журнале…Образ конфликта — понимание различными сторонами конфликта его условий возникновения.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Управление
конфликтными ситуациями в организацииКонфликтной ситуацией, возникающей в организации, можно считать противоречие между интересами сторон, проявляющееся в
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов. В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным. ..
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация…Конфликт — это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих…
конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт…Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, стили конфликтного поведения, технологии
Конфликтная ситуация — это первопричина противоречий, то самое условие
Применение этого метода заключается в переключении интересов с конфликта на. ..
конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт…Понимая признаки появления конфликтной ситуации, закономерностей их развития, а также выявляя мотивы участников, владея методами анализа конфликтов в организации, управленец может гораздо результативнее справиться со сложными проблемами управления в условиях…
Методы решения
конфликтных ситуаций между участниками…Конфликтная ситуация в проекте — это столкновение противоречий мнений внутри проекта. И эффективность работы команды над проектом
Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация — это совокупность объективных внешних. ..
Похожие статьи
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация…− конфликт является ситуацией, в которой двумя или более участниками демонстрируется разногласие в споре с наличием ярко эмоционального противодействия между
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
Способы решения
конфликтных ситуаций и их предупреждениеКлючевые слова: конфликт, способы решения конфликтных ситуаций, собеседник, оппонент, ситуация, стиль, решение, понимать, интересы, предупреждение конфликта. Каждый человек имел в своей жизни такой момент, когда хотел избежать противостояния и задавал себе вопрос. ..
Конфликтные ситуации внутри рабочего коллектива и пути…В работе рассмотрены методы решения конфликтных ситуаций внутри коллектива.
В жизни каждого человека происходят конфликтные ситуации. Практически невозможно представить себе ситуацию, в которой все стороны будут иметь единогласное мнение.
Понятие
конфликта и конфликтного дискурса | Статья в журнале…Образ конфликта — понимание различными сторонами конфликта его условий возникновения.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Управление
конфликтными ситуациями в организацииКонфликтной ситуацией, возникающей в организации, можно считать противоречие между интересами сторон, проявляющееся в
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов. В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным…
конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация…Конфликт — это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих…
конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт…Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, стили конфликтного поведения, технологии
Конфликтная ситуация — это первопричина противоречий, то самое условие
Применение этого метода заключается в переключении интересов с конфликта на. ..
конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт…Понимая признаки появления конфликтной ситуации, закономерностей их развития, а также выявляя мотивы участников, владея методами анализа конфликтов в организации, управленец может гораздо результативнее справиться со сложными проблемами управления в условиях…
Методы решения
конфликтных ситуаций между участниками…Конфликтная ситуация в проекте — это столкновение противоречий мнений внутри проекта. И эффективность работы команды над проектом
Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация — это совокупность объективных внешних. ..
Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мыслей, точек зрения, взглядов партнеров. Выделяют следующие виды конфликтов:
• Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни.
• Межличностный конфликт самый распространенный, возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
• Межгрупповой – столкновение интересов различных групп.
• Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.
Конфликты классифицируются по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, находящимися в подчинении друг у друга), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные.
Конфликты могут быть вызваны тремя видами причин:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этическими различиями людей;
• личностным своеобразием членов группы.
Различают следующие виды конфликтов:
• конструктивные – характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов;
• деструктивные – приводят к негативным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы организации или группы.
Структура конфликта. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
Разрешить конфликт – значит устранить конфликтую ситуацию, исчерпать инцидент.
Отмечают следующие стадии конфликта:
1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
3) конфликтные действия;
4) снятие или разрешение конфликта.
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят видеть. Из массы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого — это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта.
Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигранной ситуации и т.п. — все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.
Следующая трудность, которая возникает в процессе общения и может оказывать влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услышать. Как часто вам кажется, что люди не обращают внимание на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то, что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т. п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.
Учитывая трудности в процессе общения, Е. Мелибрудой, В. Зигертом и Л. Ланге, была разработана модель поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения ее соответствия психологическим стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
• адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
• открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
• создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя также полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
• неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;
• стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
• консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
• излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
• критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
• определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т. суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.
Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например у руководителя образованной фирмы или предприятия — расширить дело, а у сотрудников — как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.
Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.
5 типов конфликтов, которые можно использовать в запоминающихся историях — Джерри Дженкинс
Истории без конфликтов, в которых главный герой не встречает сопротивления, терпят неудачу, потому что утомляют читателей.
В реальной жизни гармония и согласие являются достойными целями, обеспечивающими гармоничное существование. Но это не рецепт для историй, которые очаровывают читателей.
Читатели любят конфликты . Это двигатель убедительной фантастики.
Конфликт создает напряжение, а напряжение заставляет читателей перелистывать страницы.
Внутренний и внешний конфликт
Рискуя оскорбить ваш интеллект, эти определения говорят сами за себя. Внутренний конфликт — это борьба вашего главного героя со своими* собственными демонами, неуверенностью в себе и т. д.
[* Примечание: я использую местоимения мужского пола для обозначения как героев, так и героинь. ]
Например, он может бороться со стремлением к независимости, но при этом бояться шагнуть в мир в одиночестве.
Внешний конфликт — это просто препятствие или вызов, с которым сталкивается ваш персонаж. Чего он хочет или в чем нуждается, каковы ставки и что стоит на его пути?
Внутренний и внешний конфликт работают вместе. Страхи, сомнения или ложные убеждения вашего персонажа часто возникают из-за внешних сил и, в свою очередь, затрудняют его преодоление.
5 типов конфликтов
Человек против себя
Этот тип конфликта обычно вызывается чем-то внешним, но сама битва происходит внутри. Ваш персонаж может бороться с противоположными желаниями — например, не нарушать ли свои моральные принципы в погоне за личной выгодой.
Внутренний конфликт может проявляться в диалоге, в действии или бездействии, в мыслях или даже в снах, кошмарах или галлюцинациях.
Пример: Рассказчик в Бойцовском клубе конфликтует с обществом (которое он считает пустым и потребительским), со своим боссом и с другими, но в конечном итоге история о внутреннем конфликте между двумя половинками его личности.
Мужчина против человека
Не делайте ошибку, полагая, что этот тип конфликта требует физической борьбы или даже спора — хотя, конечно, они также подходят под определение. Конфликт между героем и злодеем — обычное дело.
Но персонаж также может противостоять вашему главному герою, руководствуясь своими интересами. Например, отец может попытаться удержать своего подростка рядом, что противоречит стремлению подростка к независимости.
Пример: Конфликт в Iron Man — это борьба за власть за будущее Stark Industries — между Тони Старком и его бывшим наставником Обадией Стейном.
Человек против природы
Когда персонаж борется за выживание во враждебной среде — например, в горах или в пустыне, океане или джунглях — он может столкнуться с сильным холодом или жарой, опасными животными или другими угрозы его жизни.
Это один из типов конфликтов, часто присутствующих в антиутопических историях, где мир был опустошен катастрофическим событием, таким как чума или ядерный апокалипсис.
Пример: Конфликт между людьми и динозаврами в Парк Юрского периода .
Человек против общества
Этот тип конфликта настраивает персонажа против его правительства, полиции, вооруженных сил или какой-либо другой могущественной силы, включая социальные нормы. Обычно это наиболее эффективно, когда Общество олицетворяет конкретный злодей.
Пример: Аттикус Финч защищает чернокожего в Убить пересмешника , несмотря на распространенный расизм того времени .
Человек против сверхъестественного
Персонажи, сражающиеся с вампирами, оборотнями, инопланетянами или волшебниками, обычно встречаются в научной фантастике, фэнтези и романах ужасов.
Пример: Баффи (и ее друзья) сражаются с вампирами и демонами в Баффи — истребительница вампиров .
Как создать конфликт в истории
В лучших историях много слоев конфликта. Ваш герой может бороться со злодеем — и с собственной неуверенностью в себе. Или ваш герой может бороться как с обществом, так и с природой, возможно, выброшенный из своего сообщества, чтобы выжить в пустыне.
Чем больше типов конфликтов вы привнесете в свою историю, тем более захватывающей она покажется читателям… и тем мощнее будет ваша концовка.
Истории нуждаются в конфликте — и его много
Если вы застряли на полпути к написанию, потому что сцены кажутся плоскими, сделайте все, что нужно, чтобы внести конфликт. Это сарказм, персонаж, вырвавшийся из колеи, казалось бы, ни с того ни с сего, вдруг друг в лице вашего персонажа?
Как только этот конфликт вставлен, вы (и ваши персонажи) должны карабкаться, чтобы справиться с ним. И это создает напряжение перелистывания страниц. Что происходит?
Доверьтесь своей интуиции и своим персонажам.
Чтобы узнать больше о добавлении конфликта в свои истории, ознакомьтесь с моими статьями о мотивации персонажей, сопереживании персонажей и структуре истории.
Типы конфликтов в литературе — внешний и внутренний конфликт
Выявление основных тем литературы и анализ их развития в тексте является частью Стандартов ELA Common Core State для 9 классов-12 (Грамотность.РЛ.9-10.2, Грамотность.РЛ.11-12.2). Общий подход для этого стандарта состоит в том, чтобы учить типам литературного конфликта в связи с изучаемой литературой: Человек против человека , Человек против природы , Человек против общества , Человек против себя , Человек против технологии и Человек против сверхъестественного .
Создание раскадровок и плакатов — идеальный способ привлечь учащихся старших классов ELA и научить их определять типы конфликтов. Визуальные подсказки в раскадровках привносят пьянящие концепции, такие как «Человек против общества» и «Человек против себя», в реальность с помощью иллюстраций и подписей в стиле комиксов. Плакаты позволяют учащимся сформулировать концепцию в единое изображение, и после завершения их можно повесить в классе. Предоставление учащимся подсказок к творческому письму или начало рассказа — еще один увлекательный способ заставить их задуматься о создании конфликта в интересной истории.
Учителя могут создавать веселые и простые для оценки задания, в которых учащиеся старших классов должны создавать раскадровки, посвященные распространенным типам конфликтов в литературе. Линейный характер раскадровки отражает развитие конфликта и способствует обучению. Учащиеся создают раскадровки, используя детали и символы, извлеченные из текста, что позволяет учителям почти сразу определить, понимают ли учащиеся цели.
Создать раскадровку
Что такое литературный конфликт?
Литературный конфликт — это любой вызов, борьба или препятствие, которые должны преодолеть убедительные персонажи. Это важная часть любой истории, поскольку она необходима для того, чтобы история двигалась к финалу или конечной цели.
Хотя в литературе существует несколько типов конфликтов, все они попадают в одну из двух категорий: внутренние и внешние конфликты. Узнайте больше о внутренних и внешних конфликтах ниже.
- Внутренний конфликт — это когда персонаж борется с чем-то внутри самих себя. Они могут бороться с противоположными желаниями, чувствами или убеждениями. Они также могут изо всех сил пытаться сделать выбор, который трудно сделать. Внутренний конфликт создает рост и помогает развитию персонажа на протяжении всей истории.
- Внешний конфликт — это когда персонаж борется с чем-то, что находится за пределами его внутреннего «я», например, с антагонистом, погодой или другими препятствиями в реальном мире. Внешние конфликты стоят на пути к конечным целям персонажа в истории.
Вам может быть интересно, какие существуют типы конфликтов? Или сколько типов конфликтов существует? Многие думают, что существует 4 типа литературного конфликта, но на самом деле их 6. Вот эти типы:
- Конфликт персонажа против персонажа, который иногда называют конфликтом человека против человека.
- Конфликт характера и общества, который иногда называют конфликтом человека и общества.
- Конфликт характера и природы, который иногда называют конфликтом человека и природы.
- Конфликт персонажа и технологии, который иногда называют конфликтом человека и технологии.
- Конфликт характера против себя, который иногда называют конфликтом человека против себя.
- Конфликт персонажа и сверхъестественного, который иногда называют конфликтом человека и сверхъестественного.
В то время как персонаж против реальности или человек против реальности также можно рассматривать как тип литературного конфликта, многие примеры конфликта человека против реальности попадают в другую категорию и не считаются своей собственной.
Узнайте больше об этих типах конфликтов в литературе и найдите примеры раскадровки ниже!
Типы конфликтов в литературе
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Символ против Символа
или Человек против ЧеловекаПерсонаж против Персонажа — это внешний конфликт, в котором два персонажа или два или более персонажей противостоят друг другу в прямом или переносном смысле. Результат может привести к зрелости и росту или к восстановлению мира в мире главного героя. Как видно из примеров конфликта «мужчина против мужчины», общие аспекты этого типа конфликта включают:
- Персонажи могут создать конфликт, который может быть столь же очевидным, как физическая ссора, или столь же неясным, как скрытая борьба за власть.
- Антагонист (или другой персонаж) пытается помешать главному герою достичь своей цели.
- Главный герой должен преодолеть усилия антагониста, чтобы достичь своей цели.
Некоторые примеры конфликтов между персонажами и мужчинами включают:
- Сэр Эндрю и Чезарио в Двенадцатая ночь.
- Ленни и Керли в о мышах и людях.
- Рассказчик и старик в «Сердце-рассказчике».
(Купить PDF)
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Персонаж против Природы
или Человек против ПриродыВ конфликте Персонажа против Природы персонаж должен столкнуться с неподвластными ему силами в окружающем его природном мире, включая бури, диких и опасных животных и даже болезни. или чума. Некоторые общие аспекты характера и природы перечислены ниже.
- Герой должен преодолеть силу природы, чтобы достичь своей цели.
- Природа может быть силой природы (например, шторм, землетрясение или сложный климат) ИЛИ животным от природы.
- В литературе герой иногда достигает своей цели, но иногда терпит поражение.
Некоторые примеры конфликтов между персонажем и природой или человеком и природой включают:
- Одиссей борется с опасным водоворотом в Одиссея.
- Дудл страдает от болезни сердца, которая делает его слабым в «Алом ибисе».
- Когда Филиппа укусил угорь в The Cay .
(Купить PDF)
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Персонаж против общества
или Человек против обществаКонфликт персонажа против общества возникает, когда персонаж идет против законов своего общества, тиранического правительства или несправедливого мышления общества. Обычно главный герой — альтруист или идеалист, который видит несправедливость и хочет исправить ее для своего мира, но не обязательно намерен создавать конфликт. Общие аспекты этого типа конфликта включают:
- Главный герой видит что-то уникальным образом.
- Людям в их городе или культуре не нравится его образ мыслей. Их смелые идеи расходятся с традицией или правилами. Тогда люди насмехаются и угрожают. Они вынуждены действовать.
- Наш герой может убедить других в своей правоте, но может быть вынужден бежать из города или погибнуть.
Некоторые примеры конфликта между персонажем и обществом или человеком и обществом включают:
- Уинстон и Джулия восстают против правительства Океании и Большого Брата в 1984 .
- Артур устанавливает набор правил для своего общества, которые противоречат тому, что другие считают правильным в Король прошлого и будущего .
- Классический пример: когда группа мальчиков оказывается на острове после авиакатастрофы, они становятся хаотичными и восстают против правил общества в Повелитель мух .
(Купить PDF)
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Персонаж против себя
или Человек против себяЭтот тип литературного конфликта всегда внутренний, так как персонаж всегда ведет борьбу внутри себя. Персонаж может изо всех сил пытаться принять «правильное» решение, иметь противоречивую мораль или бороться с проблемами психического здоровья. Некоторые общие аспекты отношения характера к себе перечислены ниже:
- Главный герой должен преодолеть свою природу, чтобы достичь своей цели.
- Главный герой борется со своим собственным разумом.
- Главный герой должен преодолеть свою борьбу, чтобы достичь цели. Они могут, а могут и не преуспеть.
Некоторые примеры конфликтов между персонажем и собой или мужчиной и собой включают:
- Китнисс борется с выбором, который она должна сделать в Голодные игры .
- Возможно, самый известный пример этого типа конфликта находится в пьесе Шекспира « Трагедия Гамлета».
(Купить PDF)
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Персонаж против Технологии
или Человек против ТехнологииВ конфликте Персонаж против Технологии персонаж обычно сталкивается с битвой против технологии, которая стала слишком могущественной или используется другой силой во зло, добавляя конфликт с историей персонажа. Некоторые общие аспекты отношения персонажей к технологиям, часто встречающиеся в научной фантастике, перечислены ниже.
- Главный герой должен преодолеть машину или технологию.
- Чаще всего встреча с машиной или технологией происходит по вине персонажа. Например, это может быть технология или машина, которые они создали, купили или приобрели, предполагая, что это облегчит их жизнь.
- Со временем главный герой должен преодолеть технологию, в некоторых случаях даже уничтожив ее до того, как она уничтожит его.
Некоторые примеры конфликтов персонажей и технологий или человека и технологий включают:
- Виктор Франкенштейн никогда не хотел причинить вреда своим экспериментом по созданию монстра в Франкенштейн .
- Способность Старейшин говорить в любом месте и в любое время, а Дарителя передавать древние воспоминания Джонасу раскрывает продвинутый уровень технологии, почти мистический в Даритель.
- Успехи в его экспериментах привели его к точке невозврата, и Джекилл в конечном итоге заставляет себя, как Хайда, выпить яд в Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
(Купить PDF)
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Персонаж против Сверхъестественного
или Человек против СверхъестественногоКогда персонаж вступает в конфликт со сверхъестественным, он имеет дело с монстрами, призраками и другими сверхъестественными силами такого рода. Потому что эти существа не люди, что искажает игровое поле.
Некий персонаж против сверхъестественного или человек против сверхъестественного Примеры конфликтов включают:
- Герой этой истории, Одиссей, сталкивается с рядом конфликтов во время своего путешествия, включая Полифема, Сциллу и Харибду в Одиссее Гомера. .
- Главный герой Беовульф конфликтует с Грендалом, отвратительным монстром, который угрожает датчанам в Беовульф .
- Главный герой Луна конфликтует с сестрой Игнатией, замаскированной ведьмой, в Девушка, которая выпила луну .
Скопируйте эту раскадровку
Больше вариантов
Начать бесплатную пробную версию
Примеры упражнений
- Определите основные конфликты в учебнике с помощью раскадровки.
- Создавайте раскадровки, которые своими словами показывают и объясняют различные типы конфликтов.
- Создание раскадровок, которые показывают основной тип конфликта в их собственном творчестве или жизни; не забудьте включить хотя бы один литературный прием.
- (Использование пустых шаблонов раскадровки в тесте) Заполните текстовые поля диалогами, в которых приводится четкий пример каждого типа конфликта, и пометьте их.
- Выберите 4 типа литературного конфликта и проиллюстрируйте их.
Учителя могут настроить уровень детализации и количество ячеек, необходимых для проектов, в зависимости от доступного времени и ресурсов класса.
Создать раскадровку
Примеры литературного конфликта из известных книг
Скопируйте эту раскадровку
Скопируйте эту раскадровку
Скопируйте эту раскадровку
Скопируйте эту раскадровку
Начать бесплатную пробную версию
Как преподавать литературный конфликт в начальной школе
1 Начните с определения
Начните с определения того, что означает конфликт в литературе. Используйте простой язык, понятный учащимся. Объясните, что конфликт — это проблема или борьба, с которой сталкиваются персонажи в рассказе.
2 Используйте книжки с картинками
Книги с картинками — отличный способ внести конфликт в юных читателей. Выбирайте книги, в которых есть четкие примеры конфликта, и используйте их, чтобы смоделировать, как выявлять и анализировать конфликт в истории. Некоторые замечательные примеры включают «Три поросенка» и «Пряничный человечек».
3 Определение различных типов конфликтов
Существует несколько типов конфликтов, которые могут возникнуть в истории, в том числе персонаж против персонажа, персонаж против себя, персонаж против природы и персонаж против общества. Помогите учащимся определить эти различные типы конфликтов, приведя примеры и попросив их классифицировать их.
4 Используйте графические органайзеры
Графические органайзеры могут помочь учащимся визуализировать различные элементы рассказа, включая конфликты. Используйте простой графический органайзер, чтобы помочь учащимся определить проблему или конфликт в рассказе, задействованных персонажей и способ разрешения конфликта.
5 Ролевая игра
Предложите учащимся разыграть различные конфликты, чтобы помочь им понять, как персонажи могут реагировать на различные ситуации. Это может быть веселым и увлекательным способом помочь учащимся усвоить материал и развить более глубокое понимание конфликта.
6 Предоставьте возможности для творческого письма
Поощряйте учащихся к написанию собственных историй, в которых есть конфликты. Это может помочь им применить то, что они узнали, и развить свои собственные навыки рассказывания историй.
Сопутствующие занятия
Ознакомьтесь с этими типами литературных конфликтов из наших руководств по Одиссея , Гамлет и Даритель .
Литературный конфликт
Просмотр активности
Литературный конфликт
Просмотр активности
Литературный конфликт
Просмотр активности
Начать бесплатную пробную версию
Оценка конфликтов
Другим преимуществом раскадровки является простота, с которой задания раскадровки могут оцениваться и оцениваться с помощью рубрики. Ниже приведен образец рубрики, которую вы можете использовать для оценки своих учеников или в качестве справочного материала для планирования собственного урока литературного конфликта.
Пример рубрики
Опытный 17 баллов | Развивающийся 14 баллов | Начальный 11 баллов | Попробуйте еще раз 8 баллов | |
---|---|---|---|---|
Ученик ясно показывает исход конфликта и его влияние на главного героя с помощью доказательств из текста. | Студент показывает исход конфликта и его влияние на главного героя, но некоторые улики неясны. | Ученик показывает результат конфликта, но не исследует его влияние на главного героя и использует некоторые расплывчатые текстовые доказательства. | Студент четко не показывает исход конфликта и не использует текстовые доказательства. | |
Учащийся включает по крайней мере одну цитату с правильной пунктуацией и номером страницы из текста, непосредственно связанного с событиями, представленными в раскадровке. | Студент включает хотя бы одну цитату, но она не имеет прямого отношения к событиям, представленным в раскадровке, или содержит ошибку в пунктуации, № страницы и т. д. | Студент включил цитату, но она содержит ошибки или вообще не связана с событиями, представленными в раскадровке. | Студент не включает цитату. | |
Раскадровка включает в себя все необходимые символы и четко называет их. Делает все возможное, добавляя детали или имена дополнительных персонажей. | Раскадровка включает все необходимые символы с четкими именами. | Раскадровка включает главного героя и антагониста, но не включает других необходимых персонажей. | Раскадровка не включает имена необходимых персонажей. | |
Учащийся ясно показывает усилия, чтобы передать обстановку книги | Учащийся пытается передать обстановку и место действия книги, но ему не хватает ясности. | Студент нечетко передает обстановку и сцену. | Студент практически не пытается передать обстановку или сцену. | |
Студент использует образцовую орфографию и грамматику. Ошибок нет. | Учащийся допускает незначительную орфографическую и грамматическую ошибку. | Студент делает несколько незначительных ошибок в орфографии и грамматике. | Студент делает много орфографических и грамматических ошибок; небольшая попытка проверки орфографии. |
Создать раскадровку
Зачем использовать раскадровку?
Раскадровка Это идеальный инструмент для новых планов уроков и занятий, потому что он очень прост в использовании и чрезвычайно универсален. С помощью Storyboard That вы можете создавать самые разные раскадровки, например историю с точки зрения главного героя или точки зрения любого другого персонажа.
Вы также можете использовать Storyboard That для создания резюме книги, постера фильма или анализа тем и событий. Кроме того, наши рабочие листы для печати позволяют легко развлекаться в автономном режиме.
Почему раскадровка — отличный метод обучения?
Раскадровка — невероятно мощный инструмент для преподавателей, поскольку он помогает учащимся обрабатывать и понимать информацию глубоким и осмысленным образом. Когда учащиеся раскадровывают, они активно участвуют в процессе обучения и могут устанавливать связи между текстом и своей жизнью.
Раскадровки также способствуют развитию мышления более высокого уровня, побуждая учащихся обобщать информацию и критически осмысливать прочитанное. Наконец, раскадровки — отличный способ оценить понимание учащимися, поскольку они обеспечивают визуальное представление обучения учащихся.
Часто задаваемые вопросы о литературном конфликте
Сколько существует типов конфликтов?
Кому-то может показаться, что литературных конфликтов всего пять, но на самом деле их шесть.
Какие бывают конфликты?
Типы конфликта в литературе: конфликт персонажа с персонажем, конфликт персонажа с обществом, конфликт персонажа с природой, конфликт персонажа с технологией, конфликт персонажа с самим собой и конфликт персонажа со сверхъестественным.
В чем разница между внутренним и внешним конфликтом?
Внутренний конфликт — это когда персонаж борется с чем-то внутри себя, например, с чувствами, желаниями и убеждениями. Однако внешний конфликт — это когда персонаж борется с чем-то, что находится за пределами его внутреннего «я», например, с погодой, болезнью и другими персонажами.