Виды мировоззрения и их характеристика: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Программа вступительных испытаний «Обществознание» | Приемная комиссия УГНТУ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

по общеобразовательной дисциплине

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».

Кафедра, обеспечивающая подготовку программы: «Политология, социология и связи с общественностью».

 

1 Особенности проведения вступительного испытания по обществознанию, проводимого УГНТУ самостоятельно.

 

Результат вступительного испытания оценивается по 100-бальной шкале.

Время проведения вступительного испытания – 60 мин.

Количество заданий в билете — 20.

 

2 Перечень вопросов для подготовки поступающих к сдаче вступительного испытания по обществознанию, проводимого УГНТУ самостоятельно.

 

2.1 Раздел 1 «Общество»

Перечень вопросов:

1 Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда.

2 Деятельность людей — основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности.

3 Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

4 Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества.

5 Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества и ее виды.

6 Многообразие и единство современного мира.

7 Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса.

8 Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.

2.2 Раздел 2 «Человек»

Перечень вопросов:

1. Современная наука о становлении человека.

2. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

3. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность».

2.3 Раздел 3 «Деятельность»

Перечень вопросов:

1 Личность как субъект и объект социальных отношений.

2 Социализация и воспитание личности.

3 Социальный статус и социальная роль личности.

4 Самореализация и активность личности.

2.4 Раздел 4 «Познание»

Перечень вопросов:

1. Основы теории познания. Проблема познаваемости мира.

2. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция.

3. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины.

4. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания.

5. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

2.

5 Раздел 5 «Духовная жизнь общества»

Перечень вопросов:

1 Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.

2 Средства массовой информации в культуре современного общества.

3 Наука как часть культуры. Особенности современной науки.

4 Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор.

5 Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире.

6 Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

2.6 Раздел 6 «Экономическая сфера»

Перечень вопросов:

1 Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки.

2 Экономические системы, характеристика и типы.

3 Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий.

4 Фирма как субъект рыночной экономики.

5 Государственные методы регулирования рыночной экономики.

6 Государственный бюджет: понятие, структура, источники.

7 Налоги, их роль, виды и функции.

8 Понятие, формы и функции денег.

9 Проблемы инфляции в экономике.

10 Основные понятия макроэкономики, их характеристика.

11 Рынок труда и заработная плата.

12 Безработица и социальная защита населения.

13 Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

2.7 Раздел 7 «Социальные отношения»

Перечень вопросов:

1 Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации.

2 Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности.

3 Социальная структура российского общества.

4 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

5 Социальные институты, их роль и функции.

6 Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

7 Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе.

8 Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире.

9 Социальный конфликт и способы его разрешения.

2.8 Раздел 8 «Политика»

Перечень вопросов:

1 Политика и ее роль в жизни общества.

2 Политическая власть и политические отношения.

3 Общество и государство.

4 Политическая система общества.

5 Теория и практика разделения властей.

6 Признаки, функции, формы государства.

7 Форма правления и форма государственно – территориального устройства государства.

8 Понятие политического режима и его формы.

9 Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы.

10 Основные типы избирательных систем.

11 Политические партии и политические движения.

12 Политическая идеология и политическая деятельность.

13 Признаки правового государства.

14 Основные черты гражданского общества.

15 Политический статус личности.

16 Политическая культура.

2.9 Раздел 9 «Право»

Перечень вопросов:

1 Государство и право. Конституция как основной закон государства.

2 Конституция Российской Федерации: основные положения.

3 Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

4 Международные документы по правам человека.

5 Конституционный статус федеративного устройства России.

6 Структура высшей государственной власти в Российской Федерации.

7 Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология.

8 Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды.

9 Правоохранительные органы Российской Федерации.

10 Понятие гражданства, права и обязанности граждан.

11 Право на труд и трудовые отношения.

12 Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

 

3  Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин для подготовки абитуриентов

 

3.1. Основная литература

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2016.
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2016.
  3. Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, 2016.

3.2. Дополнительная литература

  1. Боголюбов Л.Н. Право. 10 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016.
  2. Боголюбов Л.Н. Право. 11 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016.
  3. Боголюбова Л.Н. , Городецкая Н.И., Матвеева А.И. Обществознание. 10 кл.: базовый уровень — М.: Просвещение, 2010.
  4. Баранов П.А., Шевченко С.В. Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. — М.: Астрель, 2009.
  5. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Учебник. М.: Дрофа, 2015.
  6. Котова О.А., Лискова Т.Е. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2016.
  7. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2016.
  8. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2015.
  9. Медведева В.С. Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. -Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 2 / Под редакцией Л.Н. Боголюбова/ — М.: Просвещение. 2008.
  11. Петрунин Ю.Ю. Словарь по обществознанию. Учебное пособие для абитуриентов ВУЗов. М.: КДУ, 2015.
  12. Чернышёва О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Ростов-на-Дону: Легион, 2015.

3.3. Интернет-ресурсы

  1. Виртуальный кабинет истории и обществознания: http://ant-m.ucoz.ru
  2. Обществознание: 10-11 классы: http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm
  3. Научная библиотека Порталус: http://www.portalus.ru

 

Соотношение философии и мировоззрения | Мудрый Философ

 

   

Все статьи сайта → Философия Соотношение философии и мировоззрения

Понятие мировоззрения

Мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных знаний, убеждений, мыслей, идеалов, образов, чувств и настроений, которые соединяются в общую картину, являясь своеобразным пониманием людьми мира и самих себя. Каково же соотношение между философией и мировоззрением? В данной статье мы кратко рассмотрим определение мировоззрения, а так же выясним какое место занимает философия в структуре мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя знания, умения, впечатления, жизненный опыт, ценностные ориентации — суждения о добре и зле, красоте и уродстве, дружбе и вражде, благе и справедливости, любви и ненависти и т. д. Таким образом, мировоззрение является особым видением и пониманием мира человеком, его места в мире, тем самым формируя жизненные позиции и определяя поведение и деятельность людей.Другими словами, под мировоззрением понимается прежде всего духовное освоение мироздания с определенной точки зрения — с точки зрения взаимоотношения природы и человека. Объектом мировоззрения в данном случае выступает мир в целом. Предметом мировоззрения является взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосмоса и микрокосмоса. Таким образом формируется основной вопрос мировоззрения — вопрос об отношении природы или мироздания как такового, и людей.

Классификация мировоззрения

Типы мировоззрения классифицируются по различным признакам.

Схема 1. Классификация мировоззрения по различным критериям

По степени исторического развития выделяют античное, средневековое и современное мировоззрение. По степени «теоретической зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. По критерию всеобщности — индивидуальное, групповое и общечеловеческое. И, наконец, по историческому типу — философское, религиозное и мифологическое мировоззрение.

Помимо типов, выделяют определенные компоненты мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Схема 2. Компоненты мировоззрения

Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, которая выражается настроениями, чувствами, переживаниями. Мировосприятие характеризуется созданием наглядных образов от зрительных или звуковых картин до условных схем, чертежей, диаграмм. Миропонимание, в свою очередь, отражает содержание мировоззрения в форме абстрактных понятий, формул, различных интеллектуальных моделей.

Формы мировоззрения

Как же соотносятся философия и мировоззрение? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные формы мировоззрения, которые имели место в истории культуры общества: мифология, религия, наука и философия.

1. Мифология — древнейшая форма мировоззрения. Она представляла собой своеобразную картину действительности, где переплетались как предания, так и правдивые повествования об исторических событиях. Силы природы олицетворялись.

Мифологическое мировоззрение являлось художественным, т. е. определялось как мировосприятие через чувственные наглядные образы в литературе, живописи, скульптуре.

2. Религия возникла в глубокой древности в виде анимизма (одушевления живых и неживых существ и предметов), тотемизма (поклонения животным предкам), фетишизма (наделения волшебными свойствами вещей и явлений) и магии (веры в способность человека с помощью ритуалов влиять на людей, животных, природные силы, духов и богов).

Позже религия становится самостоятельной формой мировоззрения, появляются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.

3. Наука формируется как мировоззрение на основе содержания мифологии, вбирая в себя реалистические элементы мифов, представляющие собой накопленный и зафиксированный в знаниях опыт практической деятельности людей по освоению и преобразованию окружающей среды. Начинает строится научная картина мира.

4. Философия как особая специфическая форма мировоззрения представляет собой системно-рационалистическое ядро, в котором взаимодействие мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий. Системность определяет содержание философии, а рациональность — ее форму и содержание.

Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.

Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой. Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности.Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.

 Виды мировоззрения

Таким образом, к мировоззрению имеют отношение как искусство, мифология и религия, так и философия.  В зависимости от решения (сознательного или  стихийного) основного вопроса мировоззрения различают два типа мировоззрения. В первом случае мировоззрение духовно усваивается (осознается) людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм  человеческой жизни. Во втором случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества, свойства и законы мироздания как такового, природы. Оба решения неверны. Природа не антропоморфна. Человек и общество — это такие части природы, которые существуют по своим законам. Но неверны эти решения по-разному. Первое решение неверно абсолютно. Это тупик. Второе решение неверно относительно. Открытие законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении того, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы и что его естественные потребности первичны и могут быть удовлетворены лишь через материальное производство.

1. Социоантропоморфическое мировоззрение —  мировоззрение первого уровня и первого вида. В этом мировоззрении мироздание духовно осваивается людьми на образно-представленческо-эмоциональном уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств человека как общественного существа и общества в целом.

Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфическом мировоззрении как таковом. В этот комплекс  входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения.

Если некое человеческое свойство представить отвлеченно от его носителя,  человека, то образуется элемент мифологического  мировоззрения, где образ становится равным его значению, т. е. понимается безусловно. Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа. Однако миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.

К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта. Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистско-лирическим.
2. Второй вид мировоззрения — объективное художественное мировоззрение — мировоззрение первого уровня. Объективное художественное мировоззрение делает акцент на  взаимоотношениях общества и человека, природы — и общества и человека. Его можно назвать  натуралистически-реалистическим.

От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным,  философским или даже обыденным.

3. Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение  мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий.

Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой.  Философия — это системно-рационализированное  мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень. Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии на втором уровне мировоззрения он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).

Философский идеализм, будучи, в отличие от социоантропоморфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», он принадлежит к первому виду мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.

Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму виду мировоззрения. Речь здесь идет лишь о домарксовском «натуралистическом» материализме, который именно и пытался свести понимание людей и человеческого общества к законам природы.

Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что в этом смысле они едины. И тот и другой являются все же философией — высшим видом мировоззрения и специфической формой общественного сознания, частью идеальной настройки. Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу) и по содержанию (типу), то философский идеализм — лишь по форме, и это различие существенно.

По отношению к философии искусство, мифология, религия, не переставая существовать сами по себе, выступают в качестве парафилософии (буквально «окололюбомудрия»), где две ее части — мировоззрение и наука — вступают во взаимодействие и противоречия, определяя тем самым влияние на философию и соответственно уровень, на которым находится философское мировоззрение.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:
Предмет философии
Проблема происхождения философии
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания  
Основной вопрос философии и две его стороны

Сохранить

Диаграмма мировоззрения | Министерства Саммита

Если вы заинтересованы в загрузке копии карты мировоззрения в формате PDF, нажмите здесь.

Библейское христианство Ислам Секуляризм Марксизм Новая духовность Постмодернизм
© Саммит Министерств® 2017
Источник Библия Коран, Хадис, Сунна Гуманистический манифест I, II и III Маркс, Энгельс, Ленин, Мао Маклейн, Спенглер, Чопра, Уолш Ницше, Фуко, Деррида, Рорти
Богословие Тринитарный монотеизм Единобожие Атеизм Атеизм Пантеизм Теологическое подозрение
Философия Дуализм Дуализм Натурализм и материализм Диалектический материализм Духовный монизм Антиреализм
Этика Агапе Теория божественного приказа Моральный релятивизм или утилитаризм Пролетарская мораль Карма Культурный релятивизм
Биология Особое создание  Особое создание Неодарвинистская эволюция Прерывистое равновесие Духовная эволюция Антиэссенциализм
Психология Дуализм разума и тела (падший) Дуализм разума и тела (не-падший) Монизм разума/тела (самоактуализация) Монизм разума/тела (классическое обусловливание) Монизм разума/тела (Четвертая сила) Децентрированное Я
Социология Суверенитет Сферы Умма Личная автономия Пролетарское общество Коллективное сознание Социальное строительство
Закон Естественное право Закон шариата Юридический позитивизм Закон о пролетариате Самозакон Критические юридические исследования
Политика Филиал Исламская теократия Прогрессивизм Этатизм Автаркия Политический пессимизм или либерализм
Экономика Библейское управление Шариатская экономика Экономический интервенционизм Социализм Universal Enlightened Production  Экономический интервенционизм
История Искупительный рассказ Панисламский Социальный прогресс Исторический материализм Эволюционное божество Исторический ревизионизм

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЯ – ФИЗИЯ 101: ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Вопросы по теме:

  •  Проанализируйте понятие философии как мировоззрения.

(ВВЕДЕНИЕ)

 
 
ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Философия влечет за собой бесконечный логический и рациональный поиск ответов на вопросы. Философия чрезвычайно широка, потому что она включает в себя несколько ветвей и подотраслей, и поэтому она не может фактически иметь одну концепцию, поскольку различные классы философов определяют философию на основе своей области специализации. Вот некоторые основные качества философии;

·        Это влечет за собой бесконечные и бесконечные поиски ответов на вопросы.
·        Это чисто рационально и логично, т. е. не имеет никаких расовых следов сверхъестественного.
·        Вопросы философии касаются только «всеобщего или всеобщего», а не «частного или конкретного».
·        Философия возникает тогда, когда «человек» начинает размышлять над своими переживаниями как «внутренними», т.е. внутри своего личного мира, так и «внешними», т. е. реальностью, происходящей вокруг него.
 

ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия сыграла большую роль в истории интеллектуального развития человека благодаря тому, что она является «исследованием» и «формой общественного сознания». Это делает философию двойственной формой как «науки» и «мировоззрения». Мировоззрение означает основные, общие и глобальные представления человека о природе (объективность) и всесторонней личной жизни человека (субъективность) и о том, как они влияют на образ жизни и порядок вещей. Мировоззрение — это когнитивная (ментальная) структура, состоящая из идеалов того, что, по мнению человека, экзистенциальная жизнь представляет собой или должна быть основана на его повседневном опыте. Проще говоря, мировоззрение — это то, как человек концептуализирует природу.
 
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Существуют различные типы мировоззрения; и хотя они разные; они также взаимосвязаны в некотором роде. Это подчеркивает природу разнообразия, но единства в философии. Что отличает мировоззрения, так это их особенности и роль, которую они играют. Однако, учитывая три фундаментальные платформы реальности, у нас есть три основных мировоззрения, а именно: Религиозное мировоззрение, Философское мировоззрение и Научное мировоззрение.
     i. Религиозное мировоззрение
Это мировоззрение, которое неразрывно связано с верой в высшее существо или Бога, предполагаемого как основу и детерминанту реальности. В этом отношении религии играют очень важную роль. Они выражают восприятие и понимание реальности, но в связи с высшим существом. Религиозное мировоззрение очень идеалистично в отношении реальности. Примером религиозного мировоззрения является история творения в христианской Библии; мировоззрение о том, что Вселенная была создана высшим существом (Богом).
   ii. Научное мировоззрение
Это мировоззрение по своей сути является эмпирическим. Он берет свое начало в науках, которые используют инструмент технологии для выражения этого мировоззрения. Научное мировоззрение утверждает, что экзистенциальная вселенная определяется и контролируется естественными законами, которые по своей природе являются математическими. Научное мировоззрение имеет строго материалистический взгляд на действительность. По тому же вопросу о сотворении мира научное мировоззрение ненавидит идею креационизма; вместо этого они постулируют концепцию эволюционизма (вся реальность развилась из низших форм жизни) как основу реальности.
iii. Философское мировоззрение
Это самое динамичное из всех мировоззрений. Это неразрывно связано с тем, что философия как дисциплина носит универсальный характер. Философское мировоззрение представляет собой совокупность взглядов на все сущее универсально. Философское мировоззрение охватывает все сферы существования; будь то метафизика, эпистемология или этика. Это означает, что все другие мировоззрения, сколько бы их ни было, инкапсулированы в философское мировоззрение. Философское мировоззрение влечет за собой как идеалистические, так и материалистические аспекты реальности, что делает его наиболее фундаментальным из всех мировоззрений.
 
ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
        Некоторые из основных характеристик приведены ниже;

     i. Он охватывает все сферы существования; она имеет всеобъемлющую природу.
   ii. Он имеет качество « оценка », поскольку его сторонники, философы, высоко ценят ценности и идеалы. Они стремятся открыть основную сущность любого знания.
III. Имеет партизанский характер. Это влечет за собой тот факт, что философское мировоззрение весьма аргументировано, так как разные философы имеют свои собственные взгляды и отстаивают свои ценности относительно субъективности (человека) и объективности (природы).
iv. Он влечет за собой фундаментальные и извечные проблемы, так как его вопросы не могут быть исчерпаны сразу. Таким образом, попытки ответить на эти вопросы порождают другие основные вопросы. В этом проявляется бесконечность философского мировоззрения и непреходящее значение его вопросов.

Добавить комментарий