Виды наблюдения. Метод наблюдения и его разновидности
Для того, чтобы рассмотреть виды наблюдения, необходимо понять что это такое…
Определение
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
- Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
- А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.
В пример можно привести наблюдения, такие как «Таинственный покупатель» или же другие социальные эксперименты.
Можно сделать вывод, что наблюдение – метод исследования, который позволяет оценить поведение испытуемых и направлен на выяснение какого-либо фактора, происходящего в естественной среде обитания человека или животного.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека.
Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия. Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров.
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Кoнстатирующее
В данном виде эксперимента, действия лишь фиксируются, но не подлежат обсуждению или детальному рассмотрению.
Oценивающее
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Стaндaртизированное
Это целенаправленное наблюдение, отчет готовится по стандартной форме с описанием всех возможных параметров.
Нестандартизированное
Наблюдение, не имеющее плана действий и следующее по ходу развития событий.
Oткрытое
Эксперимент, проводящийся с предупреждением остальных участников.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Невключенное
Рассмотрение процесса без участия специалиста.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Виды наблюдений в социологии
Наблюдение как метод может быть
- Формализованное
- Неформализованное
В первом случае, метод построен на конкретике и конкретных фактах, которые помогают определить всю точность процесса.
А во втором случае – это незапланированное исследование, проводимое лишь предварительно перед формализованным наблюдением.
По форме организации:
1. Структурированное наблюдение – есть четкий план действий, есть определенные документы
2. Неструктурированное – «спонтанное» наблюдение, основанное на непредвиденности и собираемых данных
По степени включенности:
- Включенное – исследователь сам участвует в эксперименте в качестве испытуемого, но участники, зачастую, об этом не знают
- Не включённое – исследователь не участвует в эксперименте, он предназначен только для испытуемых
По форме взаимоотношений с испытуемого:
- Скрытое – наблюдение, проведенное втайне от проверяемых.
- Открытое – относится к числу тех исследований, которые проводятся не анонимно и зачастую проводятся только по согласию испытуемого.
По регулярности проведения:
- Систематическое наблюдение – проводится только о регулярному плану и в определенное время
- Несистематическое наблюдение – почти спонтанное – оно проводится без определенного плана действий и оценивает, прежде всего, поведение человека в спонтанной ситуации.
По месту проведения
- Полевое наблюдение – проводится в естественной среде обитания (в лесу, в поле или на другой местности и т.д.)
- Лабораторное наблюдение – проводится в неестественной среде обитания ( в помещении, в офисе, в самой лаборатории и т.д.)
По длительности проведения, задачам и масштабу
- Кратковременное наблюдение – проводится на начальной стадии эксперимента и создано для того, чтобы убедиться в достоверности уже доказанных гипотез. Кратковременные – проводятся тогда, когда нужно выявить определенные гипотезы или же подтвердить факты
- Долговременное наблюдение – проводится в течении долгого времени и представляет собой постоянный контакт испытателя и испытуемого. Долговременные – проводятся годами и позволяют отследить протекание масштабных изменений в поведении человека, животного, природы и т.д.
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
1. Должна быть организованность (определение с местом проведения эксперимента, составление плана при необходимости)
2. Должны быть применим труд модернизационных технологий для выявления наиболее точных результатов
3. Планирование начала наблюдения, основной части и конца.
4. Обязательно должен быть сбор массовых данных для отслеживания динамики проведения эксперимента.
5. Наблюдатель (исследователь) во время проведения наблюдения не должен вмешиваться в сам процесс эксперимента, если на то не требуется его присутствия.
6. Весь процесс наблюдения субъективно оценивается по меркам самого наблюдателя и на основе этого делаются выводы касаемо статистики и результата проведения эксперимента.
Классификации видов психологического наблюдения, Учебное пособие
метки:Наблюдение, Наблюдатель, Событие, Фиксация, Изучение, Явление, Процесс, Условие
Базылова Сабира 3 блок 13 вопрос
Наблюдение(в педагогике) — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Классификации видов психологического наблюдения
Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы выбора «единиц» наблюдения, связи организации наблюдения с теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы и отчета о наблюдаемом событии.
2 стр., 968 слов
Кейс №31 Методы психологии. Классификация методов психологии …
… методы, включающие генетический и структурный метод 4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение … Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно включается в состав других методов … моделирование педагогического явления и условий его протекания. Описание …
Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.
Наблюдение в зависимости от уровня «единиц». Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные «единицы» – не от использования речи или кодов наблюдателя, а от особенностей самих наблюдаемых событий, например в аспекте их неповторимости, скоротечности.
Подходы к выделению «единиц» наблюдения учитывают, с одной стороны, необходимость максимально интерсубъективного (т.е. не зависящего от индивидуальных особенностей и позиции наблюдателя) характера отчета о данных, с другой – уникальность и лишь относительную воспроизводимость психических явлений, имеющих процессуальный характер. С особенностью объектов наблюдения в психологии связываются и особенности фиксации отчетов данных: 1) фиксируется по существу то, что уже прошло в момент фиксации отчета; 2) повторений часто не существует, в связи с этим для изучения множества областей психической регуляции поведения определяется путь составления наборов событий.
Выбор «единиц» или категории в зависимости от исследовательских целей позволяет осуществлять наблюдение с разной степенью его стандартизации и формализации. В психологической науке отсутствует универсальный понятийный язык, поэтому исследователь должен лавировать между Сциллой и Харибдой «уникальное описание – соглашение». Осознание уровней кодирования данных в определенных «единицах» и категориях позволяет учитывать степень вмешательства теории в процесс организации наблюдения и отчета наблюдателя.
Систематическим обычно называют любое наблюдение (как в «единицах», так и в категориях), если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий. Систематичность нельзя смешивать с принципами хронологической организации наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения. Степень систематичности является самостоятельным критерием подразделения видов наблюдения (систематическое и несистематическое), однако она определенным образом связана с выработкой теоретической интерпретации наблюдаемых явлений. Максимально систематическим оказывается категориальное наблюдение, поскольку система категорий, в отличие от других кодов описания объектов, должна удовлетворять требованиям полноты охвата отображаемой реальности в определенном аспекте.
4 стр., 1534 слов
Построение поведенческого портрета по методу наблюдения
… среды. Поэтому наблюдение также является включенным. Притом, наблюдение скрытое. То бишь наблюдатель не проявляет себя, как наблюдатель. Испытуемый не знает о наблюдении, и это … Объект наблюдения: Катя Т. Пол: Женский Возраст: 18 лет Образование: Является студентом дневной очной формы обучения на отделении Международных отношений в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Наблюдатель: …
Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы).
Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.
Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.
Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.
4 стр., 1799 слов
Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися .
..… расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Одним из ведущих методов на уроках природоведения является метод наблюдения за объектами и явлениями природы. Наблюдать можно и в живой природе … или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. .[2,с.50] Наблюдение — одна из прогрессивных форм обучения в современной …
Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.
Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.
Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.
Наблюдение и виды отчета наблюдателя.Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план, или схему, наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить стандартизованное и нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном наблюдении наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать.
Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.
Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.
Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
3 стр., 1490 слов
Сущность наблюдения как метода социологического исследования
… — анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью … симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, …
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).
В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В. Н. Экспериментальная Психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др. )
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
11 стр., 5251 слов
Методы исследования поведения личности в организации
… отдельных аспектов у разных субъектов будет аналогичной. Цель данной контрольной работы — изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 1 Изучение …
2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ. ), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
наблюдений — мисс Смит прикроет вашу спину!
Наблюдения могут использоваться как часть эксперимента. Я предлагаю участникам решить головоломку в жаркой или холодной комнате, а затем наблюдаю за ними, чтобы увидеть, насколько они напряжены. Я использую наблюдение как часть своего эксперимента (манипулирование IV для измерения эффектов на DV). Если я просто использую наблюдение для сбора данных о том, насколько люди подвержены стрессу, без каких-либо манипуляций или условий, то я провожу исследование наблюдения, а не эксперимент.
Натуралистический:
Этот метод предполагает наблюдение за участниками в их естественной среде. Он часто используется там, где было бы неэтично манипулировать переменными.
Сильные стороны:
- Участники находятся в своей обычной среде, поэтому с большей вероятностью будут демонстрировать правильное поведение
- Участники с меньшей вероятностью будут знать, что за ними наблюдают, поэтому будут искренними
- Полезно для получения наблюдений в ситуациях, когда вмешательство было бы неэтичным, например. расследуя случаи домашнего насилия, вы можете наблюдать за парами возле ночного клуба субботним вечером.
Слабые стороны:
- Посторонние переменные редко поддаются контролю, что снижает достоверность
- Трудно обеспечить надежность сбора данных, однако это можно преодолеть, записывая поведение на видеопленку/камеру.
- Если наблюдатели идентифицированы, достоверность скомпрометирована.
Контролируемое наблюдение:
Этот метод включает в себя ситуацию, слегка контролируемую исследователем, но без капельницы.
Сильные стороны:
- Запись данных, вероятно, будет надежной, потому что существует особый фокус, который позволяет собирать данные согласованным образом.
- Посторонними переменными можно управлять, что повышает достоверность.
- По сравнению с экспериментами можно исследовать гораздо больший диапазон поведения, что дает полезную информацию о поведении человека
Слабые стороны:
- Участники находятся в незнакомой среде, поэтому могут реагировать неестественно
- Участники будут знать, что они находятся в искусственной ситуации, поэтому они могут не реагировать естественным образом
- Трудно полностью представить реальность сложной социальной среды, поэтому не хватает экологической достоверности.
Открытое наблюдение: Участники знают, что за ними наблюдают. Например, телевизионный «Большой брат» или любые реалити-шоу могут быть примером открытого наблюдения.
Сильные стороны:
- Снижает этические проблемы, поскольку участники знают, что за ними наблюдают.
- При длительном наблюдении люди обычно забывают о наблюдателях и ведут себя более естественно, особенно во время видеосъемки.
Слабые стороны:
- Повышение социальной желательности, поскольку они осознают, что за ними наблюдают, они могут изменить свое поведение так, как они считают благоприятным для других, что снижает достоверность.
- Увеличивает вероятность характеристик спроса, так как участник знает об исследователе, он может изменить свое поведение, чтобы соответствовать тому, что, по его мнению, хочет увидеть исследователь.
Скрыто: Участники не знают, что за ними наблюдают.
Сильные стороны:
- Повышает достоверность, поскольку участники не осознают, что за ними наблюдают, они с большей вероятностью будут действовать естественно.
- Меньше характеристик спроса, поскольку участник не знает об исследователе, у него будет меньше шансов изменить свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям исследователя.
Слабые стороны:
- Это создает этические проблемы, поскольку участник не дал согласия на наблюдение. Это затрудняет соблюдение других этических норм, таких как право на отказ, допрос и т. д.
- Если участник узнает о присутствии исследователей, он может изменить свое поведение, что снизит достоверность.
Неструктурированный:
Запись всего, что наблюдалось во время наблюдения
Сильные стороны:
- Повышает достоверность, поскольку исследователь принимает во внимание все происходящее поведение. Это гарантирует, что будут сделаны более обоснованные выводы о поведении, поскольку будет собрана широкая перспектива, а не узко сфокусированная.
- Применяется в самых разных контекстах. Это ключевое преимущество, поскольку этот метод чрезвычайно прост в использовании при сборе данных о многих различных ситуациях поведения.
Слабые стороны:
- Сложнее записывать, так как исследователь должен обращать внимание на все вокруг себя, это может привести к тому, что поведение будет упущено, и это снизит достоверность.
- Сложнее установить надежность, потому что фокус ограничен, поэтому, если его воспроизвести, фокус, вероятно, будет другим по отношению к человеку, проводящему наблюдение.
- Открыто для предвзятости наблюдателя, поскольку исследователь может записывать только поведение, которое поддерживает его собственные теории, или поведение, отражающее то, что он надеялся найти.
Структурировано:
Использование предопределенных категорий кодирования для поведения:
Сильные стороны:
- Легче записывать, поскольку особое внимание уделяется определенному поведению. Это повышает достоверность, поскольку исследователь не отвлекается на другие действия или действия, которые могут не иметь отношения к цели исследования.
- Легче установить межэкспертную надежность. Благодаря четкому, спланированному фокусу на поведении исследование можно было легко использовать и понимать последовательным образом, а также улучшать воспроизводимость.
Слабые стороны:
- Может снизить достоверность, так как есть четкая направленность, поведение, которое может быть важным, может быть упущено из-за того, что оно не является частью запланированного поведения.
- Открыто для предвзятости наблюдателя, поскольку исследователь может интерпретировать поведение таким образом, который соответствует запланированным категориям поведения, что снижает достоверность, поскольку может не отражать того, что произошло на самом деле.
Включенное наблюдение:
Исследователь связан с людьми, за которыми наблюдает:
Сильные стороны:
- Единственный способ наблюдать за некоторыми видами поведения, т. е. культами/бандами
- Большая точность и детализация, так как участник участвует в поведении. Это позволяет исследователю делать более обоснованные выводы о поведении, поскольку у него есть более глубокое понимание и перспектива .
Слабые стороны:
- Сложнее оставаться объективным, поскольку исследователь может потеряться в моменте и начать интерпретировать поведение на личном уровне (построение отношений), что может быть более самоуверенным, чем то, что происходит на самом деле.
- Присутствие исследователя может влиять на поведение, снижая достоверность.
Наблюдение без участия:
Исследователь остается отдельно от человека, за которым он наблюдает:
Сильные стороны:
- Легче оставаться объективным, поскольку участник не отвлекается и может оставаться сосредоточенным, что повышает достоверность.
- Исследователь меньше влияет на поведение, поэтому шансы на эффект исследователя уменьшены. Исследователь, скорее всего, будет меньше влиять на участника.
Слабые стороны:
- Если участники не знают, что за ними наблюдают в рамках наблюдения без участия, это может поднять этические вопросы, такие как согласие и право на отказ.
- Меньше деталей и точности, поскольку исследователь находится на расстоянии от участников, поэтому некоторые модели поведения могут быть интерпретированы или записаны неточно, что снижает достоверность.
Иногда окружающая среда может быть слишком занята, чтобы попытаться записать все, что происходит. Итак, мы решаем, как мы собираемся «сэмплировать» поведение:
Выборка событий:
Метод сбора данных, использующий контрольный список возможных действий, которые подсчитываются по мере их возникновения.
Сильные стороны:
- Записи легко получить и проанализировать, так как исследователи могут четко видеть общее количество вариантов поведения для каждого события. Это может сделать анализ очень быстрым и легким, особенно при поиске наиболее или наименее распространенного поведения.
- Более надежные наблюдения, поскольку события уже запланированы, поэтому их можно легко воспроизвести для измерения согласованности поведения при наблюдении.
Слабые стороны:
- Могут быть пропущены важные действия из-за уже запланированных событий, другие действия, которые не были учтены, пропущены, что снижает достоверность.
- Если одновременно происходит много событий, поведение может не записываться, что снижает достоверность.
- В нем не указывается количество времени, затраченное на каждую поведенческую категорию, поэтому иногда это может привести к менее достоверным выводам о поведении.
Выборка по времени:
Поведение, указанное в заранее определенном контрольном списке, наблюдается и записывается через определенные промежутки времени (например, каждые 10 минут в течение 15 секунд)
Мгновенная выборка сканирования: Записывается действие, выполняемое в начале каждого заданного интервала. Например, если наблюдатель наблюдает за агрессивным поведением одного ребенка на игровой площадке, он может записывать в начале каждого 10-секундного интервала, т. е. 10, 20, 30, 40 секунд, независимо от того, проявлял ли он или она 1. Агрессию 2. Неагрессию. 3. Взаимодействие с другими. В любое другое время они бы проигнорировали активность ребенка.
Выборка преобладающей деятельности: Можно использовать те же периоды времени и категории, но вместо этого исследователь наблюдает за всем интервалом и записывает только то поведение, которое человек выполнял больше всего в течение этого времени.
Выборка с одним нулем: Исследователь может использовать те же временные интервалы, как указано выше, но вместо этого он будет записывать, имело ли место поведение или нет в этот период времени. Например, возвращаясь к исследованию детской агрессии, в течение 10 секунд i исследователь мог увидеть все три вида поведения (агрессия, неагрессия, взаимодействие с другими) и, следовательно, отметить их все.
Сильные стороны:
- Менее вероятно, что данные о поведении будут пропущены, так как у исследователя обычно мало времени, чтобы сосредоточиться на регистрации поведения, поэтому вероятность того, что он будет точным, выше.
- Может указывать, сколько времени тратится на каждое действие.
Слабые стороны:
- Поведение, происходящее за пределами временных интервалов, не учитывается, поэтому может снизить достоверность, поскольку важные действия могут быть упущены.
- Может быть сложно, если одновременно происходит много действий
- Можно пропустить незакодированные события — снижение достоверности
Надежность между экспертами:
Исследователи, наблюдающие одно и то же поведение и кодирующие поведение одинаковым образом. Если существует низкая надежность между экспертами, это предполагает:
— кодирование поведения либо расплывчато, либо недостаточно достоверно;
— они не наблюдают одно и то же событие.
Простое наличие нескольких наблюдателей НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ межоценочную надежность; они должны согласиться в первую очередь. Единственный способ улучшить межэкспертную надежность — это провести ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!
Категории поведения – определяются четко определенные модели поведения, которые можно наблюдать и записывать. Они могут быть помещены в контрольный список и подсчитываться каждый раз, когда такое поведение происходит.
Задание – какие категории поведения могут быть включены в наблюдение за:
а) Учащимся, выполняющим домашнее задание? – Делать записи/кусать ручку/чесать голову
б) Ребенок в комнате с игрушками?
в) Учитель в классе?
Кодирующие кадры — позволяют наблюдать за более конкретным поведением в категории поведения. Коды и аббревиатуры можно использовать для записи серьезности поведения или другого подтипа в рамках категории.
Пример поведенческой категории – удары ногами, кулаками
Примеры кодов – удары ногой в стиле кунг-фу – KFK,
Сила ударов ногами – K1,K2,K3,K4,K5
Сила наблюдений в целом:
- Смотрите, как люди ведут себя, а не как они говорят, что ведут себя.
- Позволяет нам изучать переменные, которыми было бы неэтично манипулировать, например. поведение в тюрьмах.
- Полезен в качестве пилотного проекта для создания гипотезы для будущих исследований.
Недостатки наблюдений:
- Трудно воспроизвести
- Не дает нам мысли или чувства, только поведение
- Нет манипулирования переменными, поэтому невозможно установить причину и следствие
- Предвзятость наблюдателя
- Эффект наблюдателя
- Отнимает много времени и требует тщательной подготовки
Для повышения достоверности наблюдений:
- Проведите скрытое наблюдение, чтобы участники не изменили своего поведения (эффект наблюдателя)
- Двойное слепое наблюдение для уменьшения смещения наблюдателя
- Четко функционирующая система кодирования.
Для повышения достоверности наблюдений:
- Четко функционирующая система кодирования
- Проверка межрейтинговой надежности
- Обучить исследователей использованию системы кодирования для обеспечения последовательного понимания поведенческих категорий
- Провести пилотное исследование для проверки категорий поведения
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
8 Характеристики наблюдения Метод сбора данных
РЕКЛАМА:
Ниже приведены некоторые характеристики метода наблюдения за сбором данных:
1. Наблюдение как систематический метод :
Наблюдение не является случайным или незапланированным. Тщательно планируются продолжительность периодов наблюдения, интервал между ними, количество наблюдений, район или ситуация наблюдения и различные методы, используемые для наблюдения. Часто используются систематические руководства для контроля над ситуацией, если необходимо изучить особые факторы, например, изучение честного поведения, спортивного духа, лидерских качеств и т. д.
РЕКЛАМА:
2. Конкретное наблюдение :
Это не просто поиск общих аспектов человеческого поведения. Скорее, оно направлено на те специфические аспекты ситуации в целом, которые считаются значимыми с точки зрения цели исследования. Неспециалист может часто упускать из виду то, что имеет решающее значение при наблюдении за событием или явлением, но научный наблюдатель должен искать некоторые определенные вещи, которые соответствуют его цели исследования, чтобы сэкономить свое время, деньги и усилия для наблюдения.
3. Наблюдение объективно :
Наблюдение должно быть максимально объективным и непредвзятым. Как правило, следует руководствоваться гипотезой. Наблюдатель должен сохранять этический нейтралитет. Он должен рассматривать гипотезу как нечто, подлежащее проверке. Но в то же время он должен сохранять гибкую позицию, чтобы иметь возможность отклониться от своего первоначального плана, когда такое отклонение окажется неизбежным.
РЕКЛАМА:
4. Наблюдение количественное :
Хотя многие важные явления не поддаются количественной оценке, использование некоторых средств для количественной оценки наблюдений, чтобы повысить их точность и облегчить их анализ, становится почти императивом. Даже качество должно быть переведено в количество, потому что качественные данные субъективны, а количественные объективны и в дальнейшем могут быть интерпретированы объективно.
5. Наблюдение — дело Глаза:
П.