ВООБРАЖЕНИЕ Краткое содержание Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. 260 Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи- 261 Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного 262 Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется 263 Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя. 264 Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи сво- 265 С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода). ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов воображения. 266 Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 50 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов (см. главу 17). Посмотрев на такую картинку в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, отве- 267 Рис. 50. Одна из сюжетно неопределенных картинок, используемых в проективной методике для оценки степени развитости мотива достижения успехов чая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее. 268 Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения. Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям. 269 На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.). Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения). Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах» и «жаворонках». Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано. Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркад-ного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с со- 270 Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Определение и виды воображения. 1. Понятие о воображении. 2. Виды воображения. 3. Сновидения, галлюцинации и грезы. 4. Мечты и фантазии. Т е м а 2. Функции воображения, его развитие. 1. Роль воображения в жизни человека. 2. Основные функции воображения. 3. Воображение и познавательные процессы. 4. Воображение и мышление. 5. Воображение и средства психотерапевтического воздействия. 6. Воображение и художественное творчество. Т е м а 3. Воображение и творчество. 1. Связь творческого процесса с воображением. 2. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга. 3. Творческое воображение и личность. 4. Использование продуктов воображения в личностных тестах. Т е м а 4. Воображение и органические процессы. 1. Психогенные телесные изменения. 2. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состояния. 271 4. Использование связи воображения и движений в невербальном общении. 5. Психобиологические ритмы. Сон и сновидения. Темы для рефератов 1. Воображение у детей: 304—319.) Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображение и практическая деятельность: 8—30. Воображение как отражение действительности: 31—85. Воображение и научное познание мира: 86-131.) Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.) Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13—24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Воображение: 344—360.) II Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436—454. ) 272 Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Возрастная динамика развития представлений: 74—87.) Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.) Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.) III Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.) Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.) Карандашев ЮЛ. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Психология представлений и проблемы творчества: 5—13.) Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.) Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.) Каталог: download Скачать 184,38 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Определение и виды воображения • Психология Книга 1, Немов Роберт Семёнович, 1995
Определение и виды воображения
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.
Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геометризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.
Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е. Замятин, О. Хаксли, Дж. Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении,. прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Дэниел Э. Ли, Psy.D., PC
Модель психологии Аристотеля уделяет большое внимание роли, которую воображение играет в динамике восприятия, эмоций, мотивации, сновидений, памяти, мышления и нашего общего субъективного опыта. Согласно Аристотелю, воображение (фантазия) порождает мысленные образы (фантазмы), которые играют существенную роль в динамике вышеупомянутых явлений. Аристотель (1984) писал: «…воображение есть то, благодаря чему у нас возникает образ…» (стр. 680).
Два типа воображения: чувственное и совещательное воображение
Аристотель различал два вида воображения или ментальных образов: чувственное воображение и совещательное воображение. Аристотель (1984) писал, что «Чувствительное воображение… встречается у всех животных, обдуманное воображение — только у расчетливых…» (стр. 690). Другими словами, чувствительное воображение, как и чувствительная способность, свойственно всем животным, включая людей, в то время как обдуманное воображение уникально для людей. Совещательное воображение уникально для людей, потому что оно предполагает использование рационального интеллекта или рационального познания.
Чувствительное воображение создает мысленные образы, сопровождающие чувственное восприятие. Чтобы понять роль и содержание образов чувственного воображения, мы должны рассмотреть роль специфического и общего чувственного в процессе восприятия. Для Аристотеля специфические органы чувств (то есть зрение, слух, вкус, осязание и обоняние) работают в сочетании с тем, что называется общими чувствами (например, движением, покоем, фигурой, величиной, числом и единицей). Каждое из конкретных чувств связано со своим собственным органом чувств, в то время как общие чувства не связаны с конкретным органом чувств. Входные данные от конкретных чувств объединяются общими чувствами для создания образов, формирующих содержание восприятия. Эти образы мыслится как чувственное воображение. Например, когда человек воспринимает собаку, он испытывает интегрированное представление о собаке, которое мы называем восприятием. Он воспринимает, что у собаки четыре ноги (число), что собака имеет определенный размер (величина), что собака имеет определенную форму (фигуру), и слышит, что собака лает (звук). Согласно Аристотелю, комплексные предметные представления, составляющие содержание восприятий, представляют собой образы, создаваемые воображением.
Рассуждающее воображение, как мы уже говорили, встречается только у людей и обеспечивает содержание операций интеллекта. Воображение, по Аристотелю, является необходимым компонентом мышления, поскольку оно обеспечивает исходное содержание, которое используется в процессах мышления. Аристотель (1984) писал: «Для мыслящей души образы служат так, как если бы они были содержанием восприятия (и когда она утверждает или отрицает их как хорошие или плохие, она избегает их или преследует их). Вот почему душа никогда не мыслит без образа» (стр. 685). Другими словами, по Аристотелю, люди мыслят образами. Эти образы представляют собой репрезентации объектов, которые используются различными способами для обеспечения содержания различных видов деятельности интеллектуальных способностей (например, рассуждений). Процесс мышления включает в себя манипулирование этими образами или объектными представлениями.
Чтобы проиллюстрировать, как процесс рационального (разумного) или совещательного мышления использует ментальные образы, рассмотрим следующий пример человека, который решил построить себе дом. Именно благодаря созданию и манипулированию мысленными образами человек может намеренно представить себе, как будет выглядеть дом, когда он будет закончен. Чтобы выполнить задачу по строительству дома, человек должен быть в состоянии представить себе то, что может существовать потенциально (дом, который нужно построить), чтобы предпринять шаги, необходимые для того, чтобы дом стал реальностью. Когда он обдумывает или обдумывает, где ему получить необходимые материалы, он намеренно представляет свои варианты, рисуя в своем воображении образы, представляющие его варианты. Обдумывая, как установить опорную балку, он снова намеренно использует мысленные образы, просматривая в уме необходимые шаги, которые потребуются. Если он начинает обдумывать, что может пойти не так, и воображает, что опорная балка может не подойти, он может измерить бревно, чтобы обеспечить правильную длину, а затем может уверенно продолжить работу. Становится очевидным, что намеренно вызываемые мысленные образы участвуют в процессе построения. На каждом этапе строительства еще не построенного дома нужно уметь визуализировать то, что необходимо для превращения потенциально существующего в образе в действительность. Это сопровождение образов с совещательным мышлением, логикой или разумом называется совещательным воображением.
Целостное понимание Аристотелем человеческой личности ясно представлено в его понимании интерактивных отношений, существующих между чувственным восприятием, воображением и мышлением. Он считал, что все, что существует в интеллекте и воображении, должно было сначала быть в чувствах. Более того, Аристотель считает образы самой содержательной материей мысли. Аристотель (1984) писал:
Поскольку кажется, что нет ничего внешнего и отдельного в существовании от чувственных пространственных величин, объекты мысли находятся в чувственных формах, а именно. как абстрактные объекты, так и все состояния и состояния чувственных вещей. Следовательно, никто не может узнать или понять что-либо в отсутствие чувства, и когда ум активно осознает что-либо, он обязательно осознает это вместе с образом; ибо образы подобны чувственным содержаниям, за исключением того, что они не содержат материи». (стр. 687)
Аристотель учил, что люди обладают способностью сознательно вызывать мысленные образы и манипулировать ими различными способами. Аристотель (1984) писал: «Потому что воображение находится в нашей собственной власти, когда бы мы ни пожелали (например, мы можем вызвать изображение, как в практике мнемоники, используя мысленные образы)» (стр. 680). Утверждение Аристотеля о том, что человек обладает определенной степенью волевого контроля над образами в своем воображении, имеет важное значение для роли ментальных образов в психологических процессах человека. Например, как указывал Аристотель, человек может сознательно связывать образы с определенной информацией, чтобы помочь ему сохранить знания, как это происходит при использовании мнемонического обучения или стратегий запоминания. Люди также могут комбинировать элементы одного изображения с элементами других изображений для создания новых комбинаций, которых на самом деле не существует (например, кентавры, гарпии, минотавры и русалки). Таким образом, воображение обеспечивает исходное содержание или материал для таких вещей, как творческая деятельность, искусство и практическое планирование. Именно волевой контроль совещательного воображения позволяет человеку сознательно направлять использование образов. Другими словами, Аристотель учил, что воображение, которое, как он указывал, имеет отношение к телу, отвечает на направление рациональных способностей. Это представляет собой важный аспект его понимания взаимодействия между физиологической и интеллектуальной сферами.
Воображение и язык
Для Аристотеля общение с помощью устной речи зависит от способности ассоциировать звуки с соответствующими мысленными образами, связывающими звук и значение. Относительно сопровождения воображения произносимым словом Аристотель (1984) писал: «…то, что производит воздействие, должно иметь в себе душу и должно сопровождаться актом воображения, ибо голос есть звук со смыслом…» (1984). стр. 679). Другими словами, услышав звуки, из которых состоит определенное слово, воображение человека создает наполненные смыслом образы, которые связывают эти конкретные звуки с определенными значениями. Для Аристотеля это склад воображения, связанный со звуками/словами, который делает возможным разговорный язык. Расширение мысли Аристотеля предполагает, что воображение играет ту же роль для письменного языка, что особенно очевидно в древних пиктографических формах письменного языка. В пиктографических формах письменного языка писатель использует символы или письменные изображения для представления различных значений. В этом примере письменное изображение вызовет в воображении мысленный образ того, что представляет собой пиктограмма, тем самым делая возможным письменный язык.
Воображение и память
Согласно Аристотелю, образы также обеспечивают содержание памяти. В своей работе «О памяти» Аристотель (1984) писал: «…память даже об интеллектуальных объектах включает в себя образ, а образ есть проявление здравого смысла…» (стр. 714). Например, если бы человек, увидевший собаку, закрыл глаза и вызвал из памяти сцену, которую он только что увидел, мы сказали бы, что он вспоминает эту сцену. В процессе припоминания он вызовет целостный образ собаки. Этот интегрированный образ будет содержать входные данные от конкретных чувственных элементов (т. е. зрения, звука и т. д.) и ввод общих чувственных элементов (т. е. величину, число, фигуру и т. д.). Именно вызов мысленного образа позволяет ему вспомнить, как собака выглядела, издавала звуки и т. д.
Способность воображения считается одним из органов чувств и производит интегрированные представления объектов, формирующие содержимое памяти. Общие чувства, согласно Аристотелю, принадлежат телу, но реагируют на процессы интеллекта и могут ими управляться. Роль, которую воображение играет в памяти, является дополнительным свидетельством его целостного понимания отношений между разумом и телом.
Воображение и эмоции
Аристотель учил, что воображение также играет важную роль в работе аппетита и динамике эмоций. Аристотель (1984) писал, что мышление и ментальные образы вызывают эмоции: «Ибо мышление и воображение… производят то, что вызывает чувства, поскольку они производят формы, которые их вызывают» (стр. 1096). Другими словами, образы могут быть объектами аппетита, подобно тому, как мы действительно видим желаемый объект. Аристотель (1984) описал, как человек может намеренно вызвать мысленный образ желаемого объекта, используя свое обдуманное воображение, и что мысленный образ затем становится объектом аппетита, «…как бы присутствующим перед глазами воображения» (стр. 2183). Рассмотрим, например, как это образ, который предъявляется аппетиту, когда человек думает о будущем благе, которое существует как возможность, но еще не существует как актуальность. Если кто-то должен созерцать потенциальное благо, не представленное чувствам, он должен использовать свое воображение. Образы также задействованы, когда страсти вызываются чувственным восприятием, из-за вышеупомянутой роли, которую ментальные образы играют в интеграции вклада конкретных чувственных ощущений в процессы обычных чувственных чувств.
Аристотель считал, что роль, которую образы играют в аффективном опыте человека, имеет важное значение для способности человека формировать свой эмоциональный опыт, поведение и феноменологию в целом. Как мы видели выше, человек имеет некоторый волевой контроль над своим воображением и может вызывать и формировать образы, которые он испытывает. Эти образы, в свою очередь, способны вызывать эмоции, которые, в свою очередь, вызывают движение или поведение; поэтому, сознательно формируя и вызывая определенные образы, человек способен вызывать определенные страсти или эмоции, занимающие центральное место в процессах мотивации и поведения. Другими словами, сознательно вызывая или формируя ментальные образы, человек может воздействовать как на свои эмоции, так и на свое поведение.
Понимание Аристотелем роли, которую образы играют в психической, поведенческой и аффективной жизни человека, очень похоже на некоторые аспекты когнитивно-поведенческой терапии Бека (1979) и рационально-эмоционально-поведенческой терапии Эллиса (1975). У Аристотеля, Бека и Эллиса образы играют роль в возникновении аффекта и поведения (Аристотель, 1984; Бек, 1979; Эллис, 1975). Представление Аристотеля о роли и содержании мысленных образов также имеет несколько сходств с концептуализацией Бека (19).79) осмысление содержания и роли схемы. Понимание Аристотелем того, как мысленные образы представляют собой репрезентации объектов, влияющих на эмоции и поведение, также имеет много общего с современной теорией объектных отношений (Millon, 1996, 1999 и 2000).
Мышление: определение, виды и примеры
Что такое мысль? Как мы думаем о чем-то? Существуют ли разные типы мышления? Есть ли вещи, о которых слишком сложно думать?
- Что такое мышление в психологии?
- Какие существуют типы мышления?
- Каковы характеристики мышления?
- Какие есть примеры мышления в психологии?
- Как мы можем развить наши мыслительные способности?
Определение мышления в психологии
Если бы вам нужно было дать определение мышлению, как бы вы его описали?
Мышление в психологии — это процесс сознательного создания и управления мыслями и идеями в уме.
Мышление — важный процесс для человека. Это позволяет нам решать проблемы, узнавать новую информацию, понимать концепции и обрабатывать наш опыт. Мышление включает в себя весь процесс обучения, запоминания, и мысленной организации , чтобы лучше понять информацию и вспомнить ее позже.
Типы мышления в психологии
В психологии различают три основных типа мышления: творческое, дивергентное и символическое.
Креативное мышление
Креативное мышление — это способность генерировать инновационные, нетрадиционные или полезные идеи. Вы можете подумать, что только художники или писатели используют творческое мышление. На самом деле, есть так много способов использовать навыки творческого мышления в бизнесе, технологиях и образовании. Практически все используют творческое мышление!
Исследования показывают, что креативность и интеллект каким-то образом связаны друг с другом, но есть и другие факторы, влияющие на креативность. Воображение человека, окружающая среда и личность могут влиять на его способности творческого мышления.
Дивергентное мышление
Что если мы хотим решить проблемы? Когда есть много возможных ответов на решение, мы полагаемся на дивергентное мышление , чтобы помочь нам выбрать лучшее решение, например, попытаться ответить или решить открытый вопрос. Есть много вещей, которые вы могли бы сказать в ответ, но вы хотите дать лучший ответ.
Дети, играющие с кубиками, используют дивергентное мышление, чтобы решить, что и как построить. Они могут построить много вещей из блоков, но им нужно решить, что делать и какие блоки они хотят использовать. Это очень простой пример дивергентного мышления!
Фг. 1 Дивергентное мышление, pixabay.com
Представьте, что вы архитектор. Клиент вручает вам список строительных материалов и идей для дома и просит спроектировать и построить дом, используя как можно больше этих материалов и идей. Есть много возможностей, но вам нужно выяснить, какие варианты плана и стиля лучше всего подойдут вашему клиенту. Поговорите об использовании некоторых продвинутых навыков дивергентного мышления, а также навыков творческого мышления!
Символическое мышление
Представьте, что вы идете в ближайший продуктовый магазин. Вы можете видеть это в своем уме? По каким улицам или дорогам вы доберетесь туда? Символическое мышление — это способность создавать в уме мысленные представления объектов, мест, событий или людей. Маленькие дети часто делают это, когда участвуют в воображаемой игре. Они превращают игрушки и игровые домики в символы реальных вещей. Куколка становится в сознании ребенка настоящим младенцем. Мягкая собака становится настоящей собакой!
Вы помните, что могли создавать новые миры в уме во время игры? Младенцы младше шести месяцев не могут мысленно представлять предметы или людей. Если они не могут видеть объект или человека, его как будто не существует! Вот почему прятки так забавны для детей. Символическое мышление важно и для взрослых. Многие работы, задачи и другие типы мышления требуют способности представить пример чего-либо в нашем уме.
Характеристики мышления в психологии
Люди с сильными мыслительными способностями, как правило, имеют несколько общих характеристик. Активное воображение, творческая среда, авантюрный или любопытный характер могут влиять на наши мыслительные способности. Те, кто обладает опытом в определенной области и внутренней мотивацией, также, как правило, обладают более развитыми навыками мышления.
Экспертиза и мотивация
Творческая среда может помочь развивать более высокие мыслительные навыки, такие как творчество. Окружение себя людьми, которые бросают вызов нашим идеям, поддерживают наши мыслительные процессы и наставляют или направляют нас в нашем творческом мышлении, — отличный способ развить наши мыслительные навыки. Думайте о своих мыслях как о саду: правильная среда создаст идеальные условия для роста ваших мыслей.
Опыт относится к тщательной базе или фундаменту знаний в конкретном предмете, теме или области. Как правило, это также относится к обширному опыту в этом конкретном предмете или области. Вместе знания и опыт создают самую прочную и большую основу для создания новых идей. Прочный фундамент — лучший способ построить прочный дом знаний.
Люди с внутренней мотивацией внутренне стремятся искать ответы на проблемы и вопросы. С другой стороны внешняя мотивация, обучение или работа для выполнения внешних факторов, таких как сроки проекта или запланированные повседневные дела. Однако те, кто занимается более глубокими мыслительными процессами, обычно мотивированы не только внешними наградами или последствиями. Они хотят знать ответ, закончить проект или решить проблему, даже если нет внешней мотивации или вознаграждения.
Концепты и прототипы
Есть еще две характеристики мышления, которые важны в психологии — концепт и прототип.
Концепция — это ментальная категория подобных объектов, людей или событий.
Прекрасным примером является концепция животных. В мире так много разных животных, но мы можем поместить их всех в одну ментальную категорию, основанную на одном сходстве.
Как насчет концепции собак? Разных видов собак гораздо меньше, чем разных видов животных. Как насчет конкретной породы собак, например, далматинцев или ротвейлеров? Теперь концепция еще меньше.
Что, если мы вообще избавимся от ментальных понятий и разложим все по категориям? Нам нужно новое слово для каждого предмета в мире! Концепции помогают нам упорядочивать вещи и быстро извлекать информацию.
Прототипы являются репрезентативными элементами в рамках каждой концепции . Это основные ментальные примеры объектов или людей, таких как собаки, врачи или полицейские.
Мы сравниваем новую информацию с нашим прототипом человека, места или вещи, поэтому мы знаем, как классифицировать новую информацию в уме.
Фг. 2 Концепция и прототип, StudySmarter Original
Примеры мышления в психологии
Каждый раз, когда мы представляем, вспоминаем, решаем проблему или мечтаем, мы используем мыслительные процессы. Как люди, мы постоянно бомбардируемся информацией через наши чувства. Как работает этот процесс?
Вы идете домой и видите щенка. Эта информация от ваших глаз будет отправлена через определенный процесс в мозг. Как только он достигает мозга, вы связываете то, что видите, с мыслями, эмоциями и воспоминаниями, связанными со щенком. Возможно, у вас в детстве был такой щенок. Мозг может связать то, что вы испытываете прямо сейчас, с вашими прошлыми мыслями и эмоциями, подобно поиску в картотеке старой информации.
Как насчет изучения новой информации? Что происходит, когда мы используем дивергентное или критическое мышление? Многочисленные исследования показывают, что навыки критического мышления — лучший способ понять новые концепции.
В одном исследовании исследователи разделили участников на две группы. Первая группа просто репетировала новую информацию, которую им давали. Второй группе было предложено задавать вопросы, чтобы помочь им лучше понять новый материал. Задавать вопросы и пытаться понять ответы — один из примеров критического мышления! Участники второй группы лучше усвоили новую информацию, чем первая группа, которая некоторое время ее просто репетировала.
Как развить навыки мышления
Есть ли способы улучшить мышление? Что мы можем сделать, чтобы помочь себе развить навыки критического или творческого мышления?
Улучшение критического мышления
Существует семь шагов, которые помогут вам улучшить навыки критического мышления по определенной теме:
Определение проблемы
Исследование 90 006
Определите актуальность ваших данных
Задайте дополнительные вопросы
Найдите лучшее решение 05 Поделитесь своими выводами
Проанализируйте вашим выводом
ПОВТОРИТЕ!
Мышление – основные выводы
- Мышление в психологии – это процесс сознательного создания мыслей и идей в уме и управления ими.