Категория возраста
16.12.2011
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.
Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.
Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т. е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t — отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.
Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.
В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых — Л.
Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Структурные компоненты возраста. Кратко … |
Основные понятия возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Возрастные кризисы детства Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов |
Возрастная динамика разводов Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Пубертатный возраст (возраст полового созревания) Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб… |
Развитие в среднем возрасте (40 — 65 лет) … |
Метод наблюдения в возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Возрастные кризисы взрослости Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов |
Возраст и социальное отношение к человеку в зависимости от него
Возраст имеет для человека в аспекте социального взаимодействия огромный смысл. Мы порой даже не осознаём, насколько сильно влияет наш биологический возраст на восприятие другим человеком, но ведь не только биология в данном случае имеет значение.
В этой статье:
Виды возрастаСоциальный возрастФакторы, влияющие на формирование социального возрастаВ чем состоят различия социального возраста и биологическогоКак связаны социальный, психологический и биологический возрастОпределение своего социального возрастаСоциальная зрелость
Новости СМИ2
Виды возраста
Фото автора Anthony Shkraba: Pexels
- Паспортный возраст четко определен и зафиксирован в документах и составляет ровно столько, сколько прошло с момента рождения человека.
- Биологический отражает уровень состояния организма, всех его процессов жизнедеятельности. Речь идет об индивидуальном формировании, развитии, созревании и старении организма человека.
Данное понятие напрямую связано с физиологическими аспектами.
- Социальный возраст определяется уровнем различных достижений человека (семейное положение, статус в обществе, определенный уровень в карьере и т.д.). Он рассматривается относительно среднестатистических показателей в обществе у соответствующей ему возрастной категории. Другими словами, соотносится и сравнивается статус, положение и то, чего добился индивид с достижениями его сверстников.
- Психологический возраст свидетельствует о том, насколько человек адаптировался в окружающем мире и то, как он определяет и осознает свое «Я».
Возраст, как понятие возрастной психологии
Социальный возраст
Как уже ранее было сказано, что основным критерием при определении социального возраста является достижения или отсутствие таковых у индивида при корреляции с его сверстниками.
Допустим, есть возраст, когда люди в большинстве своем заводят семьи, рожают детей, становятся студентами или заканчивают карьеру. Это общепринятые нормы, на которые и идет опора для установления социального возраста. Если человек не вписывается в среднестатистические рамки, это говорит о том, что его социальный возраст отстает или опережает, в зависимости от того, в каком направлении идет расхождение.
Приведем пример:
Молодой человек слишком рано окончил ВУЗ (досрочно) и в то время, когда его сверстники постигают знания, он уже работает в успешной фирме и двигается вперед по карьерной лестнице. Здесь речь идет о ранней социальной зрелости в области построения карьеры.
Возьмем другой пример:
Женщина, 47 лет. В ее возрасте женщины уже в основном имеют семьи, детей. Однако у нее только первый брак, и она готовится стать мамой. Относительно достижений в сфере семейных отношений, ее социальный возраст затянулся и отстает.
Факторы, влияющие на формирование социального возраста
- Воспитание.
Самым главным фактором является семья, в которой рос человек. Это семья закладывает базу в развитии и отношении к социальным нормам. Допустим, родители оба получали высшее образование.
Либо отец, достигший успехов в карьере уже в молодом возрасте, будет ждать, и воспитывать в своем сыне качества и мотивировать его к достижению подобных успехов.
GiphyВ семье формируются и способности, которые помогают быть интеллектуально выше сверстников. Очень способному от природы мальчишке в раскрытии своего потенциала могут помочь близкие, развивая его сильные стороны. Также и обратно, если родители не разглядят в способном ребенке его возможности и не поддержат, он будет развиваться естественно, не опережая других сверстников.
- Уровень интеллекта.
Природные данные конечно также играют немаловажную роль. Ведь если ребенок наделен отличными от других умственными способностями, есть больше вероятности, что он добьется успехов, например, в таких аспектах как учеба и карьера, что поспособствует его более быстрому продвижению по социальной лестнице.
- Социальная среда.
Это и статус семьи в обществе, и окружающие люди, и обстановка, в которой растет и живет человек. Если семья асоциальна и ведет образ жизни не соответствующий нормам морали, есть риск, что ребенок, наблюдая с детства всю эту картину, начнет воспроизводить это же в своей жизни.
Люди, в окружении которых растет ребенок, также играют роль в формировании отношения к миру и жизни в целом. Плохая компания может увлечь подростка в негативную среду, где не будет происходить достаточного развития, а лишь деградация и отставание в социальном плане.
Девочки же, например, могут под воздействием отрицательной среды, напротив слишком рано познать материнство, что будет свидетельствовать об опережении сверстниц в данном вопросе. При этом девочка еще совершенно не созрела в психологическом и физическом плане.
- Особенности личности.
Характер, темперамент, личностные черты и уровень развития эмоционально-волевой сферы – все это оказывает влияние на социальный возраст человека, ведь от того, какими качествами он наделен, зависит, сможет ли человек добиться некоторых высот в учебе, карьере, как он подойдет к построению семейных отношений, выбору партнера и рождению детей.
В чем состоят различия социального возраста и биологического
Биологический и социальный возраст – два разных понятия. Действительно бывает так, что у одного человека социальный возраст превышает его биологический, и наоборот.
Фото автора Leah Kelley: PexelsКак уже говорилось ранее, биологический возраст основан на физическом состоянии. Человек может по уровню здоровья и биологических процессов быть молодым и где то даже незрелым, а по социальному статусу уже занимать некоторую ступень.
Ситуация обратная: человек уже зрелый с точки зрения процессов физиологии, где-то имеющий проблемы со здоровьем, в не молодом возрасте, однако никаких успехов в карьере не достиг и не стремится, семьи нет. С точки зрения социального развития достижений не имеет ни в одном аспекте.
Если говорить об общих чертах социального и биологического возраста, важно отметить следующее: обе классификации зависят от ряда факторов. И социальный и биологический возраст не возникают сами по себе. На биологический возраст также влияет семья, окружающая среда.
Какие основные различия стоит выделить между социальным и биологическим возрастом?
- В отличие от биологического возраста, социальный напрямую зависит от результата деятельности и усилий, прилагаемых человеком.
- Социальный возраст возможно контролировать, управлять его развитием. Биологический же, как правило, обусловлен в большей степени генетикой. И управлять им сложно, можно лишь корректировать, ведя здоровый образ жизни.
В различиях и конфликте социального и биологического возрастов рождается кризис среднего возраста. Он заключается в том, что человек, достигнув определенного этапа, начинает задаваться вопросом: «Я уже прожил почти полжизни, а сумел ли я добиться всего, чего хотел и должен был достичь?». Для менее болезненного протекания кризиса, как раз и требуется своевременное социальное развитие.
В целом, биологический и социальный возраст зависят от массы факторов и являются индивидуальной характеристикой каждого человека. Оценивая возраст в рамках той или иной сферы важно помнить, что все мы особенны и то, что присуще и желательно одному, другому может быть просто не нужно.
Как связаны социальный, психологический и биологический возраст
Под биологическим возрастом понимают состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа жизни. Нередко данные о возрасте, которые указаны в документах человека, не соответствуют его состоянию здоровья и физическому ощущению.
Психологическим возрастом называют уровень психического развития, а также отношение к себе, окружающим и жизни. Он не определяется и не зависит от паспортных данных, а напрямую связан с показателями развития интеллекта человека. Этот показатель определяет возможность приспосабливаться к различным условиям жизни, достигать целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения.
Сейчас распространенной проблемой является отставание или наоборот превышение психологического возраста от реального уровня. Возможно, ты замечала за собой или знакомыми, что поведение, жизненный уклад, принципы не соответствуют реальному возрасту. Это может выражаться в инфантильности, которую провоцирует избыток праздности и потребительское отношение.
Социальный показатель возраста объединяет в себе психологическую и биологическую составляющую. Так опережающее либо наоборот запаздывающее биологическое или психологическое развитие сказывается на процессе социализации.
Определение своего социального возраста
Итак, с понятием социального возраста и его взаимосвязью с биологическим и психологическим мы разобрались. Теперь возникает вопрос, как же определить свой социальный возраст? Для этого оцени следующие показатели своей жизни:
- Оценка нравственно-правового уровня. К ней относится усвоение принятых в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знать свои права и обязанности.
- Оценка социального статуса. Здесь оценивается занимаемое в обществе положение, профессиональные достижения, включение в различные социальные группы.
- Социально-демографическая роль. Определяется состояние в браке, наличие детей, выход на пенсию.
- Степень профессионализма, карьерные успехи и достижения.
После того как ты оценила описанные выше пункты, сравни полученные результаты со среднестатистическими показателями. Так примерно ты сможешь оценить свой социальный возраст.
В интернете также можно найти множество специализированных тестов по определению своего возраста. В них предлагаются вопросы, по итогам которых можно получить результат. Но самостоятельное прохождение тестов без умения их интерпретировать может привести к некорректным результатам.
Тогда лучше обратиться к специалистам. Психолог подберет подходящий для тебя вид теста и сможет подробно расшифровать результат, указать на твои достижения и отметить возможные проблемы.
Социальная зрелость
В рамках определения социального возраста есть такое понятие как социальная зрелость. Это критерий, определяющий жизненность индивида в окружающем его обществе, его взаимодействие с людьми, мировоззрение. На социальную зрелость влияют разные факторы.
Социально зрелым можно назвать человека, которому характерны следующие особенности:
- Умение самостоятельно предугадывать, как ты поведешь себя в конкретной жизненной ситуации. Ты умеет анализировать, делать выводы в зависимости от обстоятельств.
- Умение применять свои силы к достижению поставленных перед собой целей в жизни. Человек может противостоять таким препятствиям как лень, боязнь осуждения, страх ошибки, а также прочим внешним факторам.
- Умение самостоятельно отслеживать свои поступки и действия, оценивать их, анализировать результаты.
- Умение непредвзято оценивать свои мысли и поступки. Ты понимаешь, в какой ситуации поступаешь верно, а где нет.
- Умение получать уроки из своего личного опыта, а также поступков других людей. Это способствует улучшению качества прогнозирования поведения.
- Умение адекватно реагировать на критику, свои поступки, а также окружающие ситуации.
- Осознание собственной ответственности. Ты несешь ответственность за собственный выбор и умеешь брать ответственность за возможные последствия.
- Независимость, возможность свободно выбирать, как поступать. Человек осознает не только свою свободу, но и границы, при нарушении которых он может доставить дискомфорт окружающим.
- Возможность адаптироваться к любым жизненным ситуациям. Отказ от убеждений и форм, которые в настоящее время не являются актуальными и могут тормозить собственное развитие.
- Толерантность. Она характерна людям, которые понимают, что все разные. У каждого человека есть свои особенности, обусловленные разными факторами и признаками, которые не зависят от личности. Также толерантность должна касаться точки зрения других людей.
- Самокритичность. Ты умеешь видеть свои недостатки, принимать их и пытаться исправить, если это возможно и мешает твоей жизни.
Общество неоднородно, и поэтому социальная зрелость у всех находится на разном уровне. Он может быть оптимальным, допустимым или критическим. Оптимальная зрелость связна с формированием ценностей, которые не противоречат друг другу. Человек ориентирован на развитие, реализацию творческого потенциала, интересуется явлениями окружающего мира.
Для допустимого уровня характерны такие особенности как неопределенность или противоречивость своего собственного выбора. Человек принимает выбор под влиянием внешних факторов. Такие люди могут быть не готовы к самостоятельной жизни.
Для критического уровня характерно отсутствие мотивации к развитию. Человек стремится избегать конфликтных ситуаций, не проявляет интереса к событиям и происходящему в мире. Такие люди не готовы к решению вопросов, которые связаны с социальным становлением и жизненным выбором.
Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен
Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен | Программа Смитсоновского института по происхождению человекаПерейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргезайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Встречаться
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9 классы). -12)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Выставка «Происхождение человека» «Сделай сам»
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Продукты
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоана)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
Почему мы стареем и можно ли что-нибудь сделать, чтобы остановить или замедлить этот процесс?
Старение относится к физиологическим изменениям, которые мы переживаем в течение жизни. Это тоже неотъемлемая часть жизни.
В конце концов, наши клетки не вечны. Структуры и функции в наших клетках со временем ухудшаются.
Но почему это происходит? На протяжении десятилетий ученые изучают эту тему. В настоящее время существует более 300 теорий о том, почему мы стареем, и с каждым днем эксперты узнают все больше.
Давайте узнаем, почему люди стареют, и как можно замедлить этот процесс.
Старение можно разделить на два типа и из-за двух типов факторов: внутренних и внешних.
Внутреннее старение по сравнению с внешним старением
Внутреннее старение — это генетически предопределенный процесс, который происходит естественным путем. Внешнее старение является результатом выбранных вами внешних факторов, таких как место жительства, уровень стресса и привычки вашего образа жизни (например, курение).
Было ли это полезно?
Клеточное старение
Клеточное старение обусловлено внутренними факторами. Это связано с биологическим старением клеток.
Клетки являются основными строительными блоками тела. Ваши клетки запрограммированы на деление, размножение и выполнение основных биологических функций.
Но чем чаще клетки делятся, тем старше они становятся. В свою очередь, клетки со временем теряют способность нормально функционировать.
Повреждения клеток также увеличиваются по мере старения клеток. Это делает клетку менее здоровой, что приводит к нарушению биологических процессов. Клеточные повреждения также накапливаются с течением времени.
Старение, связанное с повреждениями и окружающей средой
Старение, связанное с повреждениями и окружающей средой, связано с внешними факторами. Это относится к тому, как наше окружение и образ жизни влияют на то, как мы стареем.
Сюда входят такие факторы, как:
- загрязнение воздуха
- табачный дым
- потребление алкоголя
- недоедание
- воздействие ультрафиолетового излучения (УФ)
Со временем, эти факторы могут повредить наши клетки и способствовать старению.
Каждый человек сталкивается с обоими типами старения. Однако каждая форма старения варьируется от человека к человеку, что объясняет, почему мы стареем по-разному.
Принято считать, что старение вызывается несколькими процессами, а не одной причиной. Также вероятно, что эти процессы взаимодействуют и накладываются друг на друга.
Вот некоторые из наиболее известных теорий:
Теории запрограммированного старения
Теории запрограммированного старения утверждают, что люди предназначены для старения и что наши клетки имеют предопределенную продолжительность жизни, которая закодирована в нашем теле.
Также называемые активными или адаптивными теориями старения, они включают:
- Генная теория. Эта теория предполагает, что определенные гены включаются и выключаются с течением времени, вызывая старение.
- Эндокринная теория. Согласно этой теории, старение вызывается изменениями гормонов, вырабатываемых эндокринной системой.
- Иммунологическая теория. Также называемая аутоиммунной теорией, это идея о том, что иммунный ответ предназначен для снижения. Результат – болезни и старение.
Запрограммированные теории имеют много сторонников. Однако они предполагают, что привычки, связанные с долголетием, такие как отказ от курения и физические упражнения, бесполезны. Вероятно, это неверно, поскольку исследования постоянно доказывают, что эти привычки влияют на продолжительность жизни.
Ошибочные теории старения
Ошибочные теории или теории повреждений противоположны запрограммированным теориям. Они предполагают, что старение вызвано случайными и незапланированными клеточными изменениями.
Ошибочные теории старения включают:
- Теория износа. Это идея о том, что клетки со временем разрушаются и повреждаются. Но критики утверждают, что это не объясняет способность организма восстанавливаться.
- Теория нестабильности генома . Согласно этой теории, старение происходит из-за того, что организм теряет способность восстанавливать повреждения ДНК.
- Теория перекрестных связей . Эта теория утверждает, что старение происходит из-за накопления сшитых белков, которые повреждают клетки и замедляют биологические функции.
- Теория уровня жизни. Сторонники этой теории говорят, что скорость метаболизма организма определяет его продолжительность жизни. Однако теории не хватает твердых и последовательных научных доказательств.
- Свободнорадикальная теория . Эта теория предполагает, что старение происходит из-за накопления окислительного стресса, вызванного свободными радикалами. Но некоторые говорят, что эта теория не может объяснить другие типы клеточных повреждений, наблюдаемых при старении.
- Митохондриальная теория . В качестве разновидности теории свободных радикалов эта теория утверждает, что повреждение митохондрий высвобождает свободные радикалы и вызывает старение. Теория не имеет твердых научных доказательств.
Генетическая теория старения
Генетическая теория предполагает, что старение в первую очередь зависит от генетики. Другими словами, продолжительность нашей жизни регулируется генами, которые мы получили от родителей.
Поскольку гены предопределяют черты, считается, что эта теория пересекается с теориями запрограммированного старения.
Генетические теории включают:
- Теория теломер. Теломеры защищают концы ваших хромосом по мере их размножения. Со временем теломеры укорачиваются, что связано с болезнями и старением.
- Теория запрограммированного старения. Клеточное старение происходит, когда клетки перестают делиться и расти, но не умирают. Эта теория предполагает, что это вызывает старение.
- Теория стволовых клеток. Стволовые клетки могут превращаться в другие клетки, что помогает восстанавливать ткани и органы. Но функция стволовых клеток со временем снижается, что может способствовать старению.
- Теория генов долголетия. Это идея о том, что определенные гены увеличивают продолжительность жизни. Необходимы дополнительные исследования.
Недостатком генетических теорий является то, что они игнорируют важность внешних факторов. Фактически, считается, что только 25 процентов продолжительности жизни зависят от генетики. Это говорит о том, что факторы окружающей среды и образа жизни играют важную роль.
Эволюционная теория старения
Естественный отбор относится к адаптивным свойствам организма. Эти черты могут помочь организму приспособиться к окружающей среде, поэтому у него больше шансов выжить.
Согласно эволюционным теориям, в основе старения лежит естественный отбор. В нем говорится, что организм начинает стареть после того, как он достиг своего пика размножения и передал адаптивные черты.
Эволюционные теории включают:
- Накопление мутаций. Эта теория предполагает, что случайные мутации накапливаются в более позднем возрасте.
- Антагонистическая плейотропия . Согласно этой теории, гены, способствующие фертильности в раннем возрасте, впоследствии оказывают негативное влияние.
- Теория одноразовой сомы. Теория утверждает, что чем больше метаболических ресурсов направляется на размножение, тем меньше ресурсов уходит на восстановление ДНК. В результате происходит повреждение клеток и старение.
Эти теории все еще исследуются и требуют дополнительных доказательств.
Биохимическая теория старения
Другая теория состоит в том, что старение вызывают биохимические реакции. Эти реакции происходят естественным образом и постоянно на протяжении всей жизни.
Эта теория основана на различных концепциях, в том числе:
- Конечные продукты усиленного гликирования (AGE). 90 584 КПГ развиваются, когда жиры или белки подвергаются воздействию сахара. Высокий уровень может привести к окислительному стрессу, который ускоряет старение.
- Реакция на тепловой шок . Белки теплового шока защищают клетки от стресса, но с возрастом их реакция снижается.
- Накопление повреждений. Нормальные химические реакции со временем повреждают ДНК, белки и метаболиты.
В последние десятилетия продолжительность жизни во всем мире увеличилась. Это связано со многими факторами, в том числе:
- улучшение питания
- улучшение гигиены
- доступ к медицинской помощи
- улучшение современной медицины
Эти факторы могут защитить наши клетки и уменьшить повреждение клеток, увеличивая продолжительность жизни.
В большинстве стран мира женщины живут дольше мужчин. Это связано с рядом биологических, социальных и экологических факторов.
У женщин в среднем больше эстрогена, чем у мужчин. Эстроген – это женский половой гормон. Было обнаружено, что он обладает противовоспалительным и иммуностимулирующим действием, что может защитить женщин от некоторых заболеваний.
Напротив, мужской половой гормон тестостерон может подавлять иммунную систему. У мужчин обычно больше этого гормона.
Существуют также различия в поведении мужчин и женщин. В целом, по сравнению с мужчинами, женщины:
- питаются здоровее
- ездят более безопасно
- потребляют меньше алкоголя, табака или наркотиков
- чаще обращаются за медицинской помощью
Хотя старение неизбежно, его можно замедлить некоторые из эффектов. Вы можете сделать это, следуя привычкам здорового образа жизни.
Вот как замедлить старение:
- Соблюдайте питательную диету. Сосредоточьтесь на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах и постном белке. Ограничьте обработанные продукты.
- Будьте активны. Упражнения уменьшают физические и психические последствия старения. Стремитесь к 30 минутам в день, 5 дней в неделю.
- Избегайте табака. Табак ускоряет старение.