непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Условия организации произвольного внимания.
Виды внимания:
1.Непроизвольное – имеет рефлекторную природу. Не требует волевых усилий субъекта. Непроизвольное внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
2.Произвольное – обусловлено волевыми усилиями субъекта. Возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Основной вид внимания, который обеспечивает учебную деятельность. Длительность: у младших школьников – 15-20 минут, у взрослого – столько, сколько того требует деятельность.
3.Послепроизвольное – тот вид внимания, который всегда возникает после произвольного, но функционирует за счет интереса, т.
Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что может мешать работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию. Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.
25.Свойства внимания(устойчивость, распределение, переключение, объем). Их психологическая характеристика.
Свойства внимания:
Устойчивость
Концентрация
Распределение
Объем
Переключение
Устойчивость – временная характеристика, длительность, в течение которой объект удерживается в зоне внимания субъекта. Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне.
Концентрация – углубленность в изучаемый объект, характеризуется единством глубины и узости. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Распределение – способность субъекта удерживать в зоне одновременно несколько объектов или действий. Успешность распределения обусловлена автоматизированным способом одного из видов деятельности. Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.
Объем – количество объектов, на которые субъект может обратить сознание одновременно (1/10 секунды). Объем = 7+/- 2 объекта, у младших школьников — 5+/- 2объекта. Объем внимания зависит как от особенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельности воспринимающего человека.
Переключение – скорость переноса сознания с одного предмета на другой. Быстрота и успешность переключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая деятельность) отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.
Непроизвольное и произвольное внимание — презентация онлайн
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Внимание
ВНИМАНИЕ2. Внимание
ВНИМАНИЕЭто избирательная направленность
восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении
переживания степени ясности и отчетливости
содержания, являющегося предметом
деятельности человека.
Поскольку под вниманием понимается лишь
направленность, то оно не может
рассматриваться в качестве хоть скольконибудь самостоятельного процесса.
Внимание
Мышление
Восприятие
Ощущения
Объект
4. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту.
ВНИМАНИЕ НАХОДИТ СЕБЕ ВЫРАЖЕНИЕВ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ОБЪЕКТУ.
За вниманием всегда стоят
интересы и потребности,
установки и направленность
человека, вся его личность. Это
прежде всего вызывает
изменение отношения к объекту,
выражаемое вниманием — его
сознаваемостью: объект
становится более ясным и
отчетливым. На причины
внимания к тому или иному
объекту указывают его свойства
и качества, взятые в их
отношении к субъекту. Вне этой
связи никакие подлинные
причины, указывающие на то,
почему что-то внимается
человеком, а что-то нет,
установлены быть не могут.
5. Непроизвольное внимание (пассивное)
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ(ПАССИВНОЕ)
Вид внимания, при
котором отсутствует
сознательный выбор
направления и
регуляции.
Оно устанавливается и
поддерживается
независимо от
сознательного намерения
человека.
В основе него лежат
неосознаваемые
установки человека.
6. Причины возникновения непроизвольного внимания:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯНЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ:
Неожиданность
раздражителя.
Относительная сила
раздражителя.
Новизна раздражителя.
Движущиеся предметы.
Контрастность
предметов или явлений.
Внутреннее состояние
человека.
7. Произвольное внимание
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕнаправляется на объект под
влиянием нашего намерения и
поставленной цели.
Если внимание непроизвольное
есть и у животных, то произвольное
внимание возможно только у
человека, и возникло оно благодаря
сознательной трудовой
деятельности. Для достижения
определенной цели человеку
приходится заниматься не только
тем, что само по себе интересно,
приятно, занимательно, делать не
только то, что хочется, но и то, что
необходимо.
Психологической особенностью произвольного
внимания является сопровождение его
переживанием большего или
меньшего волевого усилия, напряжения,
причем длительное поддерживание
произвольного внимания вызывает утомление,
зачастую даже большее, чем физическое
напряжение.
9. Послепроизвольное внимание
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕВид внимания, при котором в наличии
сознательный выбор объекта внимания,
но отсутствует напряжение, характерное
для произвольного внимания.
Связано с образованием новой
установки, связанной в большей мере с
актуальной деятельностью, нежели с
предшествующим опытом человека (в
отличие от непроизвольного).
10. Формы внимания
ФОРМЫ ВНИМАНИЯвнешнее внимание
(сенсорноперцептивное)
внутреннее
внимание
(интеллектуальное)
моторное
(двигательное)
внимание;
•обращено на объекты внешнего мира.
Необходимое условие познания и
преобразования внешнего мира;
•обращено на объекты субъективного мира
человека. Необходимое условие самопознания и
самовоспитания;
•направлено на движения и действия,
совершаемые человеком. Дает возможность
более четко и ясно осознавать приемы и
способы, применяемые в практической
деятельности.
11. Свойства внимания
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯКонцентрация
Объем
• удержание внимания на каком-либо объекте
восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.
Переключаемость
• Сознательное и осмысленное, преднамеренное и
целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели,
изменение направления сознания с одного предмета на другой
Устойчивость
• характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется
на одном уровне концентрация внимания
Распределение
• Способность выдерживать в центре внимания несколько
разнородных объектов или субъектов
English Русский Правила
Как природа успокаивает: непроизвольное внимание дает вашему мозгу передышку хорошо для вас двумя способами: упражнение поможет укрепить ваше тело, а воздействие поможет успокоить ваш разум.
Садовод Эдриенн О’Брайен много лет знает о восстановительных силах природы.
«Когда я работаю на улице, это всегда помогает снять стресс», — говорит О’Брайен, работающий в Ботаническом саду Маттей Мичиганского университета и Дендрарии Николса. «Если меня что-то беспокоит, я могу обдумать это».
Ученые Мичиганского университета недавно обнаружили, что помимо отдыха, времяпрепровождение на природе также может помочь улучшить память и концентрацию внимания.
Улучшение происходит отчасти потому, что внимание к природе непроизвольно, сказал Марк Берман, ведущий автор исследования.
Ann Arbor News file photo
Занятия на свежем воздухе, такие как игра во фрисби в Дендрарии Николса, хороши для вас двумя способами: упражнения помогут укрепить ваше тело, а пребывание на свежем воздухе поможет успокоить ваш разум.
Наслаждение природой позволяет отдохнуть произвольному вниманию — виду, который истощает ум, но необходим для таких вещей, как важные деловые встречи. По словам Бермана, вещи, которые непроизвольно привлекают внимание, например, прогулки на природе или просмотр произведений искусства, дают передышку от такого напряжения.
«Вы не услышите, чтобы люди говорили: «Ну, я действительно устал, глядя на эту великолепную картину или на этот прекрасный водопад», — сказал он.
Для исследования, опубликованного в этом месяце, Берман и его коллеги собрали 38 человек и проверили их прямое внимание, попросив их прочитать заданный список чисел в обратном порядке.
Затем ученые отправили участников на двухмильную прогулку либо по городской среде в центре Анн-Арбора, либо по природной среде ботанических садов и Арба. После прогулок тест повторили. Через неделю участники повторили процедуру, но поменялись местами для прогулок.
Марк Берман
Результаты?
Показатели тестов тех, кто совершал прогулки на природе, улучшились на 20 процентов, в то время как результаты городских пешеходов остались неизменными, сказал Берман. Эффект был одинаковым для тех, кто просматривал фотографии природы, а не городские фотографии.
Интересно, по словам Бермана, прирост производительности происходил даже зимой, когда прогулки были не такими комфортными.
«Это интересно, потому что вам не обязательно наслаждаться прогулками (на природе), чтобы они были полезны для вас», — сказал он.
Исследование доказывает, что старая альтернатива релаксации — просмотр телевизора — может совсем не расслаблять умственно, потому что требует произвольного внимания, сказал Берман.
«Как и городская среда, телевидение предназначено для того, чтобы привлекать ваше внимание и не отпускать его», — сказал Берман. «Вместо того, чтобы пытаться выжать еще один час на работе, может быть, лучше выйти на улицу».
Люди должны наслаждаться природой, не беспокоясь о нехватке времени. «Природа не будет очень восстанавливающей, если вы очень спешите на встречу», — сказал Берман.
Успокаивающий эффект природы, если наслаждаться ею должным образом, — это то, что любители природы всегда понимали, — сказал О’Брайен.
«Природа не предъявляет к тебе никаких требований. Ты просто можешь открыть ее и идти с ней так далеко, как хочешь», — сказала она.
С корреспондентом Амандой Хамон можно связаться по телефону 734-994-6852 или по электронной почте ahmon@annarbornenews. com.
Если вы приобретете продукт или зарегистрируете учетную запись по одной из ссылок на нашем сайте, мы можем получить компенсацию. Просматривая этот сайт, мы можем передавать вашу информацию нашим партнерам в социальных сетях в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.
Произвольное и непроизвольное внимание – Гобелен сказок Вельзевула, Г.И. Гурджиев и Работа.
Опубликовано
«Если мы не можем отличить произвольное внимание от непроизвольного, значит, мы живем в мире грез». – Джон.Г. Bennett
Произвольное или преднамеренное внимание можно увидеть, когда внимание пытаются удерживать в каком-либо направлении, например, при упражнении по направлению внимания на восприятие различных частей тела и поддержание этого ощущения и т. д. Произвольное внимание может быть более активным или более пассивным формы внешности, и субъективно поддерживать ее может быть труднее или легче в зависимости от данного состояния и уровня энергии на работе.
Вовлечение произвольного внимания означает некоторую форму внутреннего разделения, позволяющую осуществлять внимание. Это разделение допускает как иную форму независимости от функций и опыта, так и иную форму отношения к функциям. Таким образом, произвольное внимание может привести к независимости и авторитету в отношении функций, опыта и т. д. Различение форм внимания требует наличия способности распознавать активность внимания, должна быть форма внимания, которая обращена на само внимание. Упражнение произвольного внимания требует признания влияний непроизвольного внимания с точки зрения влияний, действующих против произвольного внимания. Сама энергия внимания связана с творческой энергией, которая действует за пределами или над сознательной энергией.
Затем осуществление произвольного внимания подразумевает осуществление выбора и решения; это то, что может воздействовать на само внимание. Произвольное внимание касается связи между сферами непроявленного и проявленного и, следовательно, вовлечено в актуализацию возможностей. Произвольное внимание творчески связывает эти сферы и касается того, что «я» могу сделать в виде проявления или проявления без отождествления и т. д. Сущность произвольного внимания — это ощущение «я», это вовлеченный акт внимания. в самопознании «я», самоутверждении «я». Таким образом, произвольное или преднамеренное внимание исходит из «я» и может утверждать и различать «я» в присутствии опыта и функциональной активности. Произвольное внимание может вывести субъективное осознание за пределы функций и их эмпирического содержания, активности и т. д. Это дает возможность «я» «пребывать в себе», независимо от функций и опыта и т.