антология трансфуризма — Журнальный зал
Илья Кукуй
Способ войти в транс: антология трансфуризма
(Рец. на кн.: Трансфуристы. Избранные тексты Ры Никоновой, Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора. М., 2016)
Документ без названия
Трансфуристы. Избранные тексты Ры Никоновой,
Сергея Сигея, А. Ника, Б. Констриктора / Сост. П. Казарновского.
М.: Гилея, 2016. — 281 с.
Возникновение группы трансфуристов, или транспоэтов, теснейшим образом связано с началом выхода в 1979 году в азовском порту Ейск самиздатского журнала «Транспонанс», посвященного теории и практике авангарда. Уже в первом номере журнала один из редакторов «Транспонанса», Сергей Сигей, заявил в качестве цели нового издания «транспонанс достижений, ушедших в низовой слой и существовавших только в нем»[1], т.е. преемственность будущих трансфуристов от тех художников авангарда, которые в позднесоветское время оказались вытеснены за пределы литературного поля.
Вышедший в издательстве «Гилея» сборник трансфуристов, составленный Петром Казарновским — исследователем и публикатором творчества одного из членов группы трансфуристов, А. Ника[2], наглядно показывает, что именно могло подразумеваться под шокирующим на первый взгляд призывом радикального авангардиста Сигея войти в русло подлинной традиции русской поэзии. Основой этой традиции
Крайне удачным представляется отказ составителя сборника от комментария и датировок — тексты представлены как «вещи в себе», и нам предлагается «попробовать воспринять помещенные здесь произведения
Сборник открывается подборкой Ры Никоновой (псевдоним А.А. Таршис, 1942—2014), жены С. Сигея и соредактора «Транспонанса». Открытие этого без преувеличения колоссального художника еще впереди; до сих пор в России, если не считать публикаций в периодике и антологиях, были изданы лишь ее прозаические «упоительные комментарии» «Студент Иисус» (М.: АРГО-РИСК, 2001) и немедленно ставший из-за мизерного тиража библиографической редкостью сборник ее драматических произведений «Слушайте ушами» (М.: Русский Гулливер, 2011). Подборка в настоящем сборнике демонстрирует то, что делает творчество Никоновой столь важным и по-настоящему редким, — сочетание яркого и пронзительного лиризма и бескомпромиссности художественного эксперимента.
Подборка Сергея Сигея (псевдоним С.В. Сигова, 1947—2014) представляет широкий диапазон его поисков — от словотворчества и зауми в духе русского кубофутуризма до акционизма и минимализма международного неоавангарда 1960—1980-х годов, который Сигей, человек энциклопедических познаний и широты интересов, прекрасно знал: «сделать отверстия в листе бумаги / и смотреть сквозь них / на облака / это и есть / поэзия» (с.
А. Ник (псевдоним Н.И. Аксельрода, 1945—2011) в деятельности группы трансфуристов участвовал на расстоянии, в 1973 году переехав на постоянное жительство в Прагу. При общей для всех трансфуристов компактности формы и обостренной языковой рефлексии его творчество в большей степени нарративно, тяготея в отдельных своих проявлениях к постобэриутскому абсурдизму. В то же время именно А. Ник наиболее полно и непосредственно выразил трагизм художника, маргинальность которого является в той же мере вынужденной, сколь добровольной и онтологически обусловленной особенностями его языка: «Мои слова окурки, / а сам я дым — / куда лечу и растворяюсь в чем? / Слова мои топчут, а мне какое дело — / не видно слов и дыма не видать, / одно прозрачное сознанье / и чувство радости сплошное, / лечу как дым навстречу дыму / и словно дым я в дыме растворяюсь, / оставив на Земле слова» (с.
Абсурдизм Б. Констриктора носит иной характер, чем у А. Ника, и в его стихах наиболее остро чувствуется типичная для всего авангарда в целом и неоднократно отмечавшаяся близость к изобразительным искусствам. (Рисунки Б. Констриктора — неотъемлемая часть его поэтических и прозаических книг.) Фигурные тексты «Тоталитарное ню» (с. 230) или «Фонетический портрет Л.Н. Толстого» (с. 231) являют собой внешний аспект визуальности, а образность многих стихотворений говорит о свойственном трансфуризму и берущем свое начало в кубофутуризме обнажении не только внутренней, но и внешней формы слова: «осколки скалок / скальпы склок / блестит капроновый чулок» (с. 225). Синтезом обоих начал можно считать «экфрастическое» стихотворение «К картине Ры» (с. 245). Поэтому кажется вполне естественным, что именно в творчестве Б. Констриктора читателю предоставляется возможность «заглянуть» в кривое зеркало «реальности», в котором знакомые каждому (или, скорее, бывшие когда-то знакомыми) феномены преломляются в типичных для трансфуризма языковых конфигурациях: «мир вамп / алиготе / али-баба / али-менты» (с. 226). Игровое начало трансфуризма реализовано у Б. Констриктора как языковой и перформативный аттракцион (см. «фрагменты оперы» «Жизнь за Тцара», с. 237—239), и в то же время именно у него мы встречаем проявления высокой и столь понятной патетичности — как в стихотворении, написанном по случаю захоронения в Шотландии останков Ры Никоновой и Сергея Сигея: «В Шотландии, в Шотландии / они нашли покой. // В Шотландии, в Шотландии, / где танцевал Роб Рой. // В Шотландии, в Шотландии / две урночки лежат. // В Шотландии, в Шотландии / сожженный авангард» (с. 250).
Собранный П. Казарновским при участии последнего трансфуриста Б. Констриктора сборник лишний раз свидетельствует о том, что история русской литературы еще не написана, что не все двери еще открыты. Но, во всяком случае, теперь мы знаем — или, вернее, догадываемся, — что находится за этой дверью. Будем надеяться, что нам представится случай заглянуть за нее, и не раз.
[1] Здесь и ниже: Сигей С. О «задачах» транспоэзии // Транспонанс: Журнал теории и практики. 1979. № 1. С. 1—2.
[2] См.: Ник А. Раскол слов. Мадрид: Ediciones del Hebreo Errante, 2012. См. также публиковавшиеся в журнале «Крещатик» «Пустые предметы» (2011. № 4) и «Сон о Фелмори (из пяти книг)» (2015. № 1-4).
-
Скопировать ссылку
Скопировано
Следующий материал
Охота к перемене лиц
(Рец. на кн.: Степанова М. Против лирики: Стихи 1995—2015. М., 2017)
Транс против медитации 2: tomas_morr — LiveJournal
Сегодня впервые за много лет пообщался с настоящим психотерапевтом. Конечно онлайн. Привожу диалог.
Пипа: (В дальнейшем просто П.) На вашей странице в ютюбе нет видео с названием — как войти в транс самому. Есть одно видео, где Чекчурин рассказывает, что монахи не знают, как входить в транс и сидят в пещере и безуспешно пытаются медитировать годами. Ну а как на самом деле войти в транс самому? Такого видео нет. Или есть? Я не нашёл.
Ольга: А мы вроде и не записывали самогипноз.
П. А он вообще возможен? Или транс — это исключительно и только лишь доверие к источнику извне нас? А самостоятельное вхождение в транс невозможно? Это так устроено в принципе, что контроль может отключить только внешний источник, а не сам человек самому себе? (что даже логически звучит сложно)
Ольга: Конечно возможен, медитации на то и ориентированы.
П. Было бы очень интересно посмотреть такое видео. Ведь в транс Чекчурин может ввести кого угодно, без всякой подготовки за минуту, а судя по отзывам в интернете в медитацию люди пытаются войти годами и безуспешно, даже голодая и делая себе клизмы и кучу всяких мучений в ашрамах. Короче тема будет пользоваться спросом. Как на мой взгляд — так она очень интересна.
Ольга: Услышано, проверим. Спасибо за тему.
Конец беседы.
Как думаете меня просто послали? Или стоит ожидать?
***
П. С. Из комментов в американской сети фейсбук.
Владимир Свечников Слово гипноз произошло от слова сон. Самогипноз — это самоусыпление.
Если какой-то пройдоха лечит людей сном, зачем ему учить вас самоусыплению? Ведь тогда вы перестанете платить ему деньги! А медитация — это не сон. Это наоборот — пробуждение ума.
Пипа Пупкин Вопрос не в том, кто положит себе эти деньги в карман, вопрос в принципе — возможен ли транс на самом себе. Я утверждаю, что это невозможно. Так как во время транса управление над человеком передаётся другому лицу. В этом весь кайф транса.
Пипа Пупкин Что такое медитация мы с тобой не знаем и сказать нам это никто не может — такой принцип этой вещи. Но мы можем выяснить это сами. Возможно даже в форме диалога. Обычно это передаётся от просветлённого человека обычным людям без слов, но поскольку среди нас нет просветлённых, можно попытаться это сделать выясняя ту или другую запутанность.
Пипа Пупкин Что касаемо транса — его возможности велики, вполне вероятно он может быть началом медитации. Эти вопросы необходимо изучить и жаль, что совершенно никто в мире этим не занимается.
Владимир Свечников Не может быть транс началом медитации. Это противоположные состояния. Как опьянение не может быть трезвостью. Как истерика не может быть спокойствием.
Пипа Пупкин Это всё надо выяснять. Откуда ты знаешь? Я бы не был так категоричен.
Владимир Свечников Это не категоризм, это банальная логика и жизненный опыт. Глупо уравнивать противоположные состояния — бессознательный сон и ясность осознанного ума.
Пипа Пупкин ясность ума, конечно, не есть противоположность бессознательного или негативного состояния, допустим гнева или печали — ясность ума это не их противоположность, так как противоположность — это просто убегание от них. Ясность ума — это понимание бессознательного непосредственно в момент его действия. Бессознательное что-то хочет сказать человеку при помощи гнева, страсти, обиды или бестолковых мечтаний. Убегать от этого — значит убегать от себя, от своей тени. Ясность — будет только тогда, когда нет убегания или отрицания этого, а будет полное раскрытие того, что же хочет нам сказать наше сознание и подсознание. Если мы слыша это, захотим создать что-то противоположное — это будет говорить только о нашем страхе перед раскрытым, рассказанном, но не о ясности.
в кембриджском словаре английского языка
Примеры транса
транса
Вы можете просто попробовать это, попросив кого-нибудь ввести вас в транс , а затем выйти из него в любое время, когда захотите.Из National Geographic
И остерегайтесь верить, что вас нельзя ввести в транс .Из National Geographic
Нравится вам это или нет, хаус-музыка, trance и dubstep будут доминировать на летних концертах 2012 года.Из Звездной книги — NJ.com
Овца сначала молчала, а потом как будто вышла из транса .Из журнала Slate
Есть кодеры, которые могут обитать в этом трансе по дюжине и более часов подряд.Из журнала Slate
Их употребляли, чтобы изменить обычное состояние сознания или даже войти в состояние транса.Из Phys.Org
После месяца на кухне многое из того, что они делают, по-прежнему медленно поднимает меня на транс .От Хаффингтон Пост
Но как только он начал, он вошел в то, что можно было описать только как космический транс .Из Лос-Анджелес Таймс
По большей части эти учителя учили медитации, предназначенной для того, чтобы вызвать спокойствие, даже транс .От Хаффингтон Пост
Когда мы переживаем эмоциональный или физический кризис, мы часто находимся в состоянии транс , охваченный страхом и растерянностью.От Хаффингтон Пост
На самом базовом уровне гипнотический транс является мощным инструментом управления стрессом.От Хаффингтон Пост
Я бы впал в почти глубокий транс .Из NPR
Ривер вышел из жевательного транса достаточно, чтобы посмотреть на меня и ухмыльнуться.От Huffington Post
Я погрузился в транс тихого шока.От Хаффингтон Пост
Но эксперт сказал, что демонстрация была слишком публичной, чтобы они могли по-настоящему расслабиться, поэтому они никогда не впадали в депрессию. 0009 транс .Из проводного
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Как произносится транс ?
Переводы trance
на китайский (традиционный)
心理狀態, 昏睡狀態, 催眠狀態…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
心理状态, 昏睡状态, 催眠状态…
Подробнее
на испанском языке
транс…
Увидеть больше
на португальском языке
перевод…
Увидеть больше
на других языкахна турецком языке
на французском языке
на голландском языке
на чешском языке
на датском языке
на индонезийском языке
на тайском языке
на вьетнамском языке
на языке польский
на малайском
на немецком
на норвежском
на украинском
на русском
kendinden geçme, транс…
Узнать больше
транс…
Подробнее
транс…
Подробнее
транс…
Подробнее
транс…
Подробнее
keadaan setengah sadar…
Подробнее
Подробнее
trạng thái hôn mê…
Увидеть больше
транс…
Узнать больше
keadaan bersawai…
Подробнее
die Trance…
Узнать больше
транс…
Подробнее
транс…
Увидеть больше
транс…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
батут
прыжки на батуте
батутист
трамвай
транс
транш
транш ценных бумаг
траншета
Трангия
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тестСлово дня
Кровь гуще воды
сказал, чтобы подчеркнуть, что вы считаете, что семейные связи всегда важнее, чем другие типы отношений
Об этомБлог
На последнем издыхании (Описание состояния объектов, часть 1)
Подробнее
New Words
богатая энергия мамы
В список 9 добавлены новые слова
0005
Наверх
Содержание
EnglishIntermediateExamplesTranslations
Вхождение в транс, чтобы играть музыку
(Inside Science) — Когда такой великий музыкант, как Элен Гримо, сидит перед фортепиано и начинает концерт Моцарта, в ее мозгу происходит что-то удивительное. Она войдет в что-то вроде транса — это видно по ее лицу — и Моцарт пойдет на автопилоте.
То, что происходит, называется мышечной памятью или состоянием потока, сказал Алан Хью Дэвид Уотсон, преподаватель биологических наук в Университете Кардиффа в Уэльсе, сам музыкант. Она может сделать это благодаря практике — постоянному, целенаправленному, кажущемуся бесконечным повторению, которое учитывают только самые преданные делу.
Лучшие музыканты начинают играть и практиковаться еще до восьми лет, сказал Уотсон.
В результате мозг может физически отличаться от мозга немузыканта.
Простейшим примером обучения мышц может быть то, что происходит, когда вы покупаете новую машину, объяснил Уотсон. Вы не знаете, где находятся все переключатели и циферблаты, когда впервые садитесь за руль, и вам приходится отрывать взгляд от дороги, чтобы что-то делать с приборной панелью. Но через некоторое время вы можете включить отопление или переключать радиостанции, не глядя. Ваш мозг подключен к приборной панели. На самом деле, большинство людей, вероятно, ездят в состоянии потока, думая о чем-то другом.
То же самое происходит и с мозгом музыканта, играющего сонату или джазовый рифф.
Более экстремальным примером может быть бейсбол. Отбивающему из высшей лиги приходится отбивать мяч, летящий в него со скоростью почти 100 миль в час, брошенный с расстояния шестидесяти футов шести дюймов, и у него есть менее четверти секунды, чтобы ответить. Он должен полагаться на мышечную память. Если он думает, он промахивается. Великий нападающий, такой как покойный Тед Уильямс, по-прежнему выходит из игры в двух третях случаев.
Всех, кто полагается на мышечную память, объединяет одно: практика. А постоянная практика может физически изменить мозг.
Готфрид Шлауг из больницы Бет Исраэль Диаконнесс в Бостоне и Гарвардского университета в Кембридже, штат Массачусетс, обнаружил, что в мозге музыкантов больше серого вещества в одной области мозга, чем у людей, не являющихся профессиональными музыкантами. Вопрос в том, родились ли люди с разным мозгом такими или приобрели это свойство на практике.
Научный консенсус, похоже, отдает предпочтение последнему, хотя генетика и окружающая среда, безусловно, играют определенную роль.
По словам Аны Пиньо, исследователя из Каролинского института в Стокгольме, мозг творческих музыкантов в некоторых отношениях более эффективен, чем мозг большинства других людей. Она провела исследование 39 джазовых музыкантов-импровизаторов, наблюдая за их игрой в функциональном устройстве МРТ-сканирования мозга.
Она заставила музыкантов лечь в вызывающую клаустрофобию трубку сканера и импровизировать одной рукой на изготовленной на заказ клавиатуре, не двигая головами. Она обнаружила меньшую активность в частях мозга опытных музыкантов, взаимосвязь между эффективностью мозга и творческим потенциалом, вероятно, из-за практики.
Кроме того, у более опытных пианистов больше связности в отделах мозга, объяснила она.
Другие исследователи обнаружили аналогичные признаки. Ученые из Монреальского университета в Квебеке взяли группу музыкантов и не музыкантов и прикрепили к их пальцам вибрирующее устройство. Затем ученые во главе с Жюли Руа и Франсуа Шампу воспроизвели звуки, которые испытуемые могли слышать и одновременно чувствовать посредством одной вибрации на пальце.
Когда они услышали один звук, все сообщили об одной вибрации. Но когда одиночная вибрация сопровождалась двумя или более тонами, немузыканты говорили, что ощущали множественные вибрации; музыканты настаивали, что только один. Их мозги, сформированные 15-25 годами практики, не позволяли вмешиваться в то, что они чувствовали. Они представили свою статью на встрече нейробиологов в прошлом году.
Действие происходит в префронтальной коре, в частности в латеральной префронтальной коре (участвующей в планировании), пре-дополнительной моторной области (участвующей в ритме) и дорсальной премоторной коре (которая понимает мелодию). Отдельно Шлауг также обнаружил, что часть увеличения приходится на часть мозга, связанную с движениями пальцев.