Волевое поведение: 21. Волевое поведение человека и его механизмы.

Содержание

Волевой акт, волевое поведение — Психологос

Волевой акт — силовой способ принятия личного решения, решения Я.

Волевой акт — это момент волевого, а не полевого (импульсивного, ситуативного) поведения. И это силовое, а не мирное принятие личного решения.

Поведение, состоящее из волевых актов — волевое поведение.

Д.Н. Узнадзе выделяет три основных характеристики волевого акта:

  1. В акте воли происходит объективация индивидуального Я и индивидуального поведения. В волевом акте Субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и Мотивы своей неверными, хотя вам, конечно, очень не хочется этого делать. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность, на какое-то время отстраниться от обычного слитного сосуществования субъекта деятельности. В этом смысле можно говорить о волевом акте как о совершенно особом состоянии сознания.
  2. Воля всегда перспективна по своей сути, она направлена в будущее.
    Совершая волевой поступок, Человек думает не о своем положении в настоящий момент, а о том, каким оно станет в дальнейшем, если он сделает или не сделает нечто.
  3. Воля переживается как активность Я. Например, человек чувствует жажду. Он встает, берет графин с водой, наливает и пьет. В таком типе поведения отсутствуют все перечисленные Узнадзе атрибуты волевого акта: нет ни субъективного разделения субъекта и ситуации, ни сколько-нибудь выраженной ориентации в будущее, ни активности субъекта. Другими словами, при обычном (импульсивном) поведении его источником переживается скорее сама потребность, чем активное Я. Волевое же поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса и, следовательно, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Что это за источник? По мысли Д.Н.Узнадзе, таким источником является Личность человека.

Стадии волевого акта

С.Л.Рубинштейн различает четыре стадии волевого акта.

  1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.
  2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов.
  3. Решение.
  4. Выполнение.

Что касается третьего пункта («Решение»), то процесс принятия решения может протекать различно.

  • В первом случае (когда нет «борьбы мотивов») оно протекает как бы бессимптомно: постановка цели условно совпадает с принятием решения. Как пишет С.Л. Рубинштейн: «Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию».
  • Во втором случае, если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешения того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.
  • В третьем случае (здесь мотивы практически равны по значимости и интенсивности) решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов.

Акт принятия решения характеризуется чувством-переживанием, когда человек чувствует, что дальнейших ход событий зависит от него.

«Осознание последствий будущего поступка и зависимости того, что произойдет от собственного решения, порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности».

Борьба мотивов

Волевое поведение, как и любая целенаправленая деятельность, использует внутренний интеллектуальный план (ВИП), но не всякая целенаправленная деятельность является волевым поведением.

У девушки может быть цель и замечательный сознательный план, но действовать она будет, исходя из текущих эмоций… «Это выше меня!» Это — полевое, а не волевое поведение. (смотри Позиция Жертвы)

Если в борьбе мотивов (борьбе разнонаправленных мотивационных тенденций). верх берут непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), это не волевое поведение. Побеждает сознательно поставленная цель — волевое. Смотри Борьба мотивов

Волевое поведение в дошкольном возрасте


Проблема воли философская проблема, но она имеет и психологические аспекты.

Наличие воли — это наличие внутренней активности личности, которую иногда называют личностной активностью. Или как говорил Джеймс, считающийся основным автором психологических концепций воли, он называл ее духовной активностью «Я».

С понятием «воля» часто связывают процесс сознательной регуляции человеком своих поступков, поведения в целом. Воля является инструментом по преодолению препятствий, как внутренних, так и внешних.

В психологии мы встречаем определение воли как проявление психической активности или волевое поведение, когда необходимо достичь определенной и конкретной цели. Благодаря воле человек управляет своим поведением, прогнозирует свою деятельность на будущее. Исключительно воля помогает человеку мотивировать, планировать и реализовать свои жизненные цели. Это и является основной задачей проявления воли у каждого из нас.

Содержание

  1. Основные волевые действия
  2. Особенности волевого поведения
  3. Главные качества волевого поведения — волевые качества
  4. Когда возникают волевые качества?
  5. Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника
  6. Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений
  7. Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников

Основные волевые действия

Проявление воли или волевое поведение в действиях. Различают простые и сложные волевые действия.

Простые волевые действия позволяют идти к цели, которая была намечена. Ребенок знает, что ему необходимо сделать, как этого достичь, и он выполняет данное действие автоматически.

Сложные волевые действия предусматривают сначала осознать цель, которую нужно достичь, затем выбрать возможные пути для достижения данной цели. Далее необходимо, чтобы появились какие-то мотивы для достижения поставленной или выбранной цели.

Следующий шаг заключается в выборе, так как мотивов может быть несколько, и путей достижения цели также множество. Когда путь достижения цели выбран, осуществляется преодоление различных препятствий или трудностей на пути к цели.

Волевые действия, их проявление — все это формирует волевое поведение

Особенности волевого поведения

Воспитываем волевые качества детей

Если ребенок умеет осознанно контролировать поведение, и это осуществляется целенаправленно, при этом прилагаются усилия для осуществления конкретной цели, то такое поведение называется волевым. В таком поведении воля активна, она играет решающую роль в любой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Главные качества волевого поведения — волевые качества

Проявление воли характеризуется рядом волевых качеств. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества:

Целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.

Самостоятельность. Самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям. Оценивает их, и если чужие требования не нарушают норм морали, то он готов принять их.

Следующим волевым качеством является решительность. Когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, даже если это связано с риском, то мы имеем дело с решительным человеком.
Что значит — принимать решения вовремя? Это значит, в нужный момент, когда требуется, или когда позволяют обстоятельства.

Но, если понадобится, то остановиться, и принять другое, более правильное решение.

Теперь скажем несколько слов о настойчивости. Это тоже одно из волевых качеств. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, возможно, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели.

Еще одним волевым качеством считают выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Способен ли он сохранять хладнокровие в сложных ситуациях. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, жажду и т.д.

Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются мужество и смелость. Благодаря этим качествам человек преодолевает различные лишения, страдания, и готов выполнять даже очень опасные действия. Имея мужество, человеку свойственна и настойчивость, уверенность в свои силы. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.

Когда возникают волевые качества?

Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера. От ребенка требуют не вертеться за столом, спокойно сидеть на занятии, следить за руками и т.д.

Волевые качества ребенка еще не сформированы, но он уже может принимать решения по поводу игровой роли, в другой деятельности. Ребенку дошкольного возраста это дается не легко. И сначала эту задачу ребенок решает под контролем взрослого. Постепенно дети учатся контролировать положение своего тела, следят за своими действиями. В этом проявляется их воля.

В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Дети ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т.д.

В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности.

В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка.

Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения.

И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка.

Особенности негативных проявлений волевого поведения дошкольника

Сначала определим, что подразумевается под негативными проявлениями волевого поведения.

Во-первых, это стремление ребенка выполнять все по-своему, игнорируя требования и просьбы взрослого. Если его что-то попросили сделать, ребенок делает все в точности наоборот.

Следующее проявление — упрямство. Ребенок требует чего-нибудь лишь потому, что это надо ему, и он не готов изменять свое решение, не будет делать наперекор себе.

Непокорность — еще одно проявление. Его можно сравнить с непослушанием. Ребенок не желает никому подчиняться. Отказывается выполнять то, что раньше делал, а сейчас не хочет.

Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны. Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности.

Деспотизмом называют игнорирование интересов других. Деспотизм дети проявляют, когда взаимодействуют с родными, с родителями, бабушками и дедушками. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей.

Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией.

Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.

Волевое поведение — пути предупреждения негативных проявлений

Если мы заметили, что ребенок проявляет негатив в поведении, необходимо срочно бить тревогу. Ведь если у ребенка не будут сформированы положительные волевые качества до поступления в школу, ему будет сложно не только учиться, воспринимать учебную информацию, но и строить взаимоотношения с товарищами и педагогами.

Отметим, что отрицательное отношение связано с эмоциональным неблагополучием ребенка. Как только мы наблюдаем негативные проявления, необходимо отвлечь ребенка, увлечь его чем-то интересным, ласково беседовать с ребенком. Быть с ребенком спокойным, можно стимулировать его на творчество.

Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом.

Влияние коллектива на формирование волевого поведения дошкольников

В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле.

В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений.

Также и подражание другому способствует развитию у ребенка волевых качеств. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.

Исследование волевых, непроизвольных, эмоциональных, мотивационных и автоматических процессов в определении намерений игроков в гольф: влияние экранного гольфа

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Хисуп Хан (Колледж гостиничного и туристического менеджмента, Университет Седжон, Сеул, Корея)

Джинсу Хван (Университет Тонсо, Пусан, Корея)

Международный журнал современного гостиничного менеджмента

«> ISSN : 0959-6119

Дата публикации статьи: 7 октября 2014 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Это исследование было разработано с целью изучения формирования у игроков в гольф намерений играть в гольф на традиционных полях для гольфа с учетом сдерживающего воздействия их убеждений о результатах игры в гольф на экране. Другие цели этого исследования заключались в том, чтобы проверить опосредующее влияние желаний и определить относительную важность переменных исследования в формировании намерения в рамках предложенной концептуальной структуры. Модель целенаправленного поведения (MGB) использовалась для точного предсказания намерений игроков в гольф.

Дизайн/методология/подход

Набор данных был разработан путем распространения опросов в кафе с экранным гольфом. Моделирование структурным уравнением (SEM) использовалось для оценки соответствия предложенной модели и оценки предполагаемых взаимосвязей. Тесты на метрическую инвариантность использовались для изучения сдерживающего воздействия убеждений о результатах.

Выводы

Результаты SEM показали, что предложенная модель хорошо предсказывала намерения игроков в гольф, объясняя значительную дисперсию. Желание выступало в качестве важного посредника в предложенной концептуальной схеме. По сравнению с другими переменными исследования, как положительные ожидаемые эмоции, так и субъективные нормы обладали большей способностью формировать намерения игроков в гольф играть в настоящий гольф. Кроме того, результаты теста на метрическую инвариантность показали, что интенсивность воспринимаемых гольфистами преимуществ игры в гольф на экране повлияла на формирование их решений в качестве модератора, уменьшая их намерение играть в настоящий гольф.

Оригинальность/ценность

Исследования, посвященные влиянию экранного гольфа на процессы принятия решений игроками в гольф, в гольф-индустрии проводятся редко. Восполняя этот пробел, настоящее исследование успешно продемонстрировало, что формирование решений игроков в гольф в достаточной степени объясняется МГБ, и их предполагаемые результаты игры в экранный гольф представляют собой возможную угрозу для традиционной гольф-индустрии.

Ключевые слова

  • Теория запланированного поведения (ТПБ)
  • Намерение
  • Желание
  • Гольф
  • Модель целенаправленного поведения (МГП)
  • Экран для гольфа

Цитата

Хан, Х. и Хван, Дж. (2014 г.), «Исследование произвольных, непроизвольных, эмоциональных, мотивационных и автоматических процессов в определении намерений игроков в гольф: влияние игры в гольф на экране», Международный журнал современного гостиничного менеджмента , Vol. 26 № 7, стр. 1118-1135. https://doi.org/10.1108/IJCHM-04-2013-0163

Издатель

:

Изумруд Групп Паблишинг Лимитед

Авторское право © 2014, Emerald Group Publishing Limited.

Статьи по теме

Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение

Обзор

В этой главе рассматриваются три теории, необходимые для нашего понимания поведения в отношении здоровья: теория разумного действия (TRA), теория запланированного поведения (TPB) и интегрированная поведенческая модель (IBM). Чтобы лучше ориентироваться в правильном использовании и применении этих теорий, важно понимать историю и развитие, сходства и различия каждой из них.

Теория разумного действия

TRA впервые был представлен Фишбейном в 1967 году; он утверждает, что наиболее важной детерминантой поведения человека является его поведенческое намерение (состоящее из отношения и субъективных норм, связанных с поведением). В отличие от предыдущих теорий, Фишбейн проводит различие между отношением к объекту (например, раку груди) и отношением к поведению (например, маммографическому скринингу) по отношению к этому объекту.

Theory of Planned Behavior

Позже стало понятно, что точность TRA в объяснении поведения зависит от степени, в которой поведение находится под волевым контролем (то есть, в какой степени индивидуум может осуществлять контроль над поведением). Поэтому Айзен и его коллеги предложили TPB как расширение структуры TRA. TPB предназначен для прогнозирования поведения, при котором люди имеют неполный волевой контроль. Это расширение, воспринимаемый поведенческий контроль, представляет собой попытку учесть факторы, не зависящие от человека, которые могут повлиять на намерение или поведение человека.

Интегрированная поведенческая модель

Конструкты в TRA, TPB и других широко используемых теориях поведения в отношении здоровья (например, модель убеждений в отношении здоровья, социальная когнитивная теория и транстеоретическая модель) используют многие из одних и тех же конструктов. Несмотря на сходство конструкций разных теорий, до начала 2000-х годов предпринималось мало усилий для их интеграции. IBM (также известная как Интегративная модель прогнозирования поведения) — это общая теория прогнозирования поведения, которая, как предполагается, применима к пониманию любого заданного поведения. Подобно TRA и TPB, IBM предполагает, что намерения (как функция отношений, субъективных норм и воспринимаемой самоэффективности) являются основным фактором, определяющим поведение. Четыре дополнительных компонента непосредственно влияют на поведение: знание, значимость поведения, ограничения окружающей среды и привычка.


.

Добавить комментарий

История и развитие Первичная детерминанта поведения
Теория разумного действия (TRA) Разумное действие (TRA) Разработан Фишбейном в 1969 году с целью обеспечить лучшее понимание того, как установки влияют на поведение Намерение
  • Отношение
  • Субъективные нормы
Теория запланированного поведения (TPB) Planned Behavior (TPB) Позже, разработан Айзеном и его коллегами в конце 1980-х годов для решения проблемы отсутствия фактора волевого контроля в TRA